________Т.А.Масленникова
От « » _________2014г.
Рабочая программа
по секционной работе
«Волейбол»
2014 – 2015 учебный год
Возраст детей: 8 – 17
лет
Срок реализации
программы: 1 год
Учитель физкультуры Растопина Ирина
Ивановна
г.
Шахунья
2014г.
Пояснительная записка
Программа кружка по спортивным играм (волейбол) направлена на организацию
работы групп девочек 1-2-3-4 класс возраста 8-11 лет(младшая группа);5-6-7-8-9-10-11классов
возраста от12 до17 лет(старшая группа).Она предусматривает проведение
теоретических и практических тренировочных занятий, участие в соревнованиях.
начинающих обучение начальной подготовке игры в волейбол.
Учащиеся могут заниматься как в одной так и в двух группах. Это зависит от
количества детей желающих посещать спортивную секцию волейбол. Срок обучения
может быть от 1 года до 5 лет, в зависимости от уровня физической и технической
подготовленности занимающихся.
Работа спортивной секций предусматривает содействие гармоническому физическому
развитию, всесторонней физической подготовке,укреплению здоровья
учащихся,изучение, закрепление, совершенствование основных элементов техники
тактики игры в волейбол, привитие потребности к систематическим занятиям,
подготовку инструкторов и судей по волейболу. Одновременно с техническим и
тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития
координационных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и
волевых качеств личности учащихся, умение взаимодействовать и понимать друг
друга в группе.
Основные показатели работы спортивной секции – выполнение прграммных требований
по уровню подготовленности учащихся, выраженных в
физической,технической.теоретической подготовленности.
Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно массовым
средством физического развития и укрепления здоровья, волейболом занимаются
все. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, в том числе
и у детей школьного возраста.Успех в поединке может принести только оптимальное
решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача
ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и
защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно
действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Реализация программы рассчитана от 1 года
до 5 лет, изучаемый курс 34 или 68 часов при проведении тренировки 1 или 2 раза
в неделю по1-2 часа.
Цель
программы:
Формирование физической культуры занимающихся и
здорового образа жизни через занятия волейболом.
Задачи программы:
•расширять двигательный опыт за счет овладения двигательными действиями из
раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и
формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
• совершенствовать
функциональные возможности организма;
•формировать позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия;
•формировать умения в
организации и судействе спортивной игры »волейбол»
Ожидаемые результаты.
Занятия, предусмотренные в
программе, позволяют вызвать интерес к данному виду спорта с учетом возрастных,
половых, личностных особенностей учащихся.они в дальнейшем будут способствовать
повышению технико-тактического уровня игры и умению принимать быстрые и
правильные решения в игре, в школьных и районных соревнованиях. Во время
учебного процесса развивать у детей физические качества, а также воспитывать чувство
взаимопонимания, взаимовыручки, психологической, моральной и волевой
устойчивости. В ходе занятий сформировать предпосылки к здоровому и активному
образу жизни.
По окончании курса
учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила
игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в
игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные
навыки судейства.
Учебно
- тематический план.
№пп
|
Темы
|
Количество занятий
|
В том числе
|
Младшая группа
|
Старшая группа
|
Теоретические
|
Практические
|
Младшая группа
|
Старшая группа
|
Младшая группа
|
Старшая группа
|
1.
|
Основы знаний
|
1
|
2
|
1
|
2
|
-
|
-
|
|
Понятие о технике и
тактике игры.
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
|
Правила игры в волейбол
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
11
|
Технические и
тактически приемы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Подачи
|
6
|
12
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
6
|
12
|
|
Передачи
|
6
|
12
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
6
|
12
|
|
Нападающий удар
|
4
|
8
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
4
|
8
|
|
Блокирование
|
4
|
8
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
4
|
8
|
|
Комбинированные
упражнения
|
6
|
12
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
6
|
12
|
|
Учебно-тренировочные
игры
|
6
|
12
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
6
|
12
|
|
Судейство игр
|
1
|
2
|
В процессе занятии
|
В процессе занятии
|
1
|
2
|
|
Итого:
|
34
|
68
|
1
|
2
|
33
|
66
|
КАЛЕНДАРНО
– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(младшая группа)
№
занятия
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
1
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
|
2
|
Бег по сигналам. Основная стойка вол-та.
|
3
|
Бег с мячом по сигналам. Принятие
правильного и. п.
|
4
|
Упражнения с мячом в движении. Броски мяча в
мишень на точность.
|
5
|
Ловля мяча вверху над лицом прямыми руками.
Работа рук и ног.
|
6
|
Ловля мяча прямыми руками, наброшенного
партнером. Передвижения в стойке.
|
7
|
Толчки набивного мяча (1-2
кг) вперёд-вверх из и. п. стоя на месте и после передвижения в разных
направлениях.
|
8
|
Упр-я с мячом в движении по сигналам.
Положение «приём мяча двумя руками сверху».
|
9
|
Бег на короткие дистанции. Положение «приём
мяча двумя руками сверху». Занятие и. п. после передвижения.
|
10
|
Передачи мяча над собой. Чередование передач
с ловлей мяча. Занятие и. п.
|
11
|
Передачи в стенку на точность (20-30
см). Полёт мяча без вращения.
|
12
|
Серийные передачи над головой (до 5 раз).
Передачи после передвижения.
|
13
|
Передача после накидывания партнёром.
Передача мяча партнёру.
|
14
|
Приём мяча двумя руками снизу. Занятие и. п.
Положение рук и ног. Занятие и. п. положения после перемещения.
|
15
|
Броски двумя руками снизу. Передачи мяча в
стену на точность.
|
16
|
Серийные передачи мяча (до 5 раз). Передачи
после передвижения.
|
17
|
Передачи мяча после накидывания партнёром.
Передачи партнёру. Передачи над собой на зрительные сигналы.
|
18
|
Чередование передач над собой (до 4 раз).
Передачи через хлопок.
|
19
|
Передачи мяча в движении над собой.
Чередование передач.
|
20
|
Передачи мяча через сетку (передача-ловля-передача).
Чередование передач.
|
21
|
Передвижения: приставным шагом, двойным
шагом, скачком, прыжком. Передачи в парах.
|
22
|
Передачи сверху после передвижения. Сверху в
опоре.
|
23
|
Передачи двумя сверху в прыжке. Приём двумя
снизу в опоре.
|
24
|
Приём двумя снизу после передвижения, стоя
на месте.
|
25
|
Приём – передача через сетку с ловлей мяча.
Игра в парах через сетку на счёт.
|
26
|
Передача одной снизу над собой. Чередование
рук. Передачи в движении.
|
27
|
Передачи одной снизу в серии перед собой (до
5раз). Чередование рук.
|
28
|
Передачи одной снизу в парах. Чередование
передач одной, двумя снизу и сверху.
|
29
|
Серийные передачи над собой на зачёт (до 5
раз).
|
30
|
Расстановка игроков на площадке. Пионербол с
элементами волейбола на счёт.
|
31
|
Передачи в парах. Отработка точности
передач. Чередование передач.
|
32
|
Передачи в движении. Передачи на дальность.
Чередование передач.
|
33
|
Передачи двумя сверху и снизу на высоту.
Упражнения с резиновыми мячами.
|
34
|
Чередование различных передач в парах.
Пионербол с элементами волейбола.
|
35
|
Контрольные испытания по технике и оценка
уровня физ.подготовленности.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ(старшая группа)
№ занятия
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
1
|
Бег на короткие дистанции из разл. и. п.
Передачи в парах, над собой, через сетку.
|
2
|
Бег в макс. темпе на отрезки 10-20
м, бег «ёлочкой». Передачи с изменением расстояния, траектории и
направления.
|
3
|
Бег с изменением скорости. Передачи в
сочетании с умением вести наблюдение.
|
4
|
Бег с изменением направления. Бег по сигналам.
Передачи назад за голову. Передачи в прыжке.
|
5
|
Соревнования в беге на короткие отрезки.
Передачи в тройках. Передачи в колоннах через сетку.
|
6
|
Передвижения шагом, бегом, двойным шагом,
скачком, после остановок, приставным шагом. Серийные приёмы мяча над собой.
|
7
|
Броски набивного мяча двумя руками. Приёмы
мяча наброшенного партнёром. Приём мяча от нижней прямой подачи.
|
8
|
В парах работа с сопротивлением. Чередование
передач и приёма мяча. Приём мяча над собой.
|
9
|
Передвижения по площадке, у сетки. Приём
мяча, отскочившего от сетки, то же, но с передвижением.
|
10
|
Кувырки вперед, назад. То же, но после
передвижения. Имитация приема мяча снизу одной рукой в падении назад
перекатом.
|
11
|
Передвижение по кругу. Падение вперед на
согнутые руки. Падение со скольжением на груди – животе.
|
12
|
Попеременная пружинистая работа руками. Махи
руками. Подачи в стену на расстоянии 6-7
м.
|
13
|
Броски набивного мяча одной рукой. Подача с
изменением направления полета мяча.
|
14
|
Толчки набивного мяча из и.п. одной рукой.
Подача с изменением траектории полета мяча.
|
15
|
Броски набивного мяча через сетку на
точность. Укороченные, удлиненные подачи.
|
16
|
Упражнения с амортизатором. Подачи на
точность по зонам площадки.
|
17
|
Подготовительные 3x3 с
использованием подач, передач и отбиванием мяча.
|
18
|
Доставание подвешенных предметов одной рукой
в прыжке толчком двумя ногами с разбега в один – два шага. Имитация прямого
атакующего удара.
|
19
|
Прыжки через гимнастическую скамейку
змейкой. Многократные удары по мячу у стены. То же, но с партнером.
|
20
|
Выпрыгивание вверх из приседа, серийные
прыжки в длину, выпрыгивание с отягощениями. Удары в прыжке с места по мячу.
|
21
|
Броски набивного мяча двумя руками сверху
из-за головы. Атакующие удары через сетку по мячу, наброшенного партнером.
|
22
|
Броски резиновых мячей в цель в прыжке после
разбега вне сетки и через сетку. Удары через сетку с собственного
набрасывания мяча.
|
23
|
Упражнения на шведской стенке. Атакующие
удары по ходу из зоны 4 с передач игрока из зоны 3.
|
24
|
Приседания со штангой (вес 70 % веса тела).
Чередование ускоренных атакующих ударов с медленным (обманными).
|
25
|
Доставание подвешенных предметов одной рукой
в прыжке. Атакующие удары по ходу из зоны 2 с передач игрока из зоны 3.
|
26
|
Серийные выпрыгивания на тумбу высотой 40-50
см. Атакующие удары из зон 4,3,2 с передач игрока из зоны 3.
|
27
|
Атакующие удары с передач, удаленных от
сетки. Атакующие удары с передач из глубины площадки.
|
28
|
Подготовительная игра 3x3,4x4.
|
29
|
Серийные прыжки с места толчком двумя с
последующим доставанием руками подвешенных предметов; то же, но после
передвижения в стороны. Имитация блокирования в прыжке с места и после
передвижения.
|
30
|
Прыжки у сетки с переносом рук в парах. Блокирование
мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов в зонах 4,3,2 в
определенном направлении.
|
31
|
Блокирование мячей, наброшенных партнером.
Блокирование атакующих ударов после передвижения.
|
32
|
Блокирование атакующих ударов разного темпа.
Блокирование с различного расстояния от сетки.
|
33
|
Подготовительная игра 3x3,4x4. Акцентирование на атакующий удар и
блокирование.
|
34
|
Упражнения, которые выполняются по сигналам.
Выбор места для приема атакующего удара, выбор места для приема подач.
|
35
|
Броски набивного мяча над собой и наблюдение
за партнером. Определение направления и траектории полета мяча при передачах,
подачах и атакующих ударах.
|
36
|
Броски набивного мяча через сетку одной
рукой, двумя руками в ответ на обусловленные сигналы. Действия связующего
игрока. Выбор места блокирующим.
|
37
|
Атакующие удары через низкорослых
блокирующих; чередование атакующих ударов и скидок; смена направления
атакующих ударов в зависимости от действия защитников.
|
38
|
Отработка взаимодействия игроков в зонах
2,3,4. Двусторонняя игра.
|
39
|
Отработка взаимодействия игроков в зонах
2,3,4. Передача мяча связующим на укороченное расстояние. Двусторонняя игра.
|
40
|
Отработка взаимодействия игроков в зонах
2,3,4. Передача мяча связующим по низкой траектории. Двусторонняя игра.
|
41
|
Отработка взаимодействия принимающего и
связующего игрока. Двусторонняя игра.
|
42
|
Имитация отвлекающего удара игроками зон 3 и
2. варьирование длинны передачи связующим по договорённости. Двусторонняя
игра.
|
43
|
Отработка взаимодействия игроков зон 4, 5, 6
игроками зон 2 и 4. приём подачи с
|
44
|
Отработка взаимодействия игроков при
передаче нападающему, находящемуся впереди связующего. Двусторонняя игра.
|
45
|
Отработка действия игроков при передаче мяча
нападающему, находящемуся сзади связующего. Двусторонняя игра.
|
46
|
Отработка действии связующего. Равномерное
распределение передач нападающим. Двусторонняя игра.
|
47
|
Передачи нападающим, находящимся против
слабого блокирующего игрока. . Двусторонняя игра.
|
48
|
Изменения направления передач в зависимости
от качества приёма мяча и тактического плана игры. Двусторонняя игра.
|
49
|
Отработка взаимодействия игроков для
выполнения имитирующего атакующего удара и скидки. Двусторонняя игра.
|
50
|
Чередование способов атакующих ударов
игроками зон 2,3,4 со скидкой. Двусторонняя игра.
|
|
|
51
|
Организация взаимодействия игроков зон
4,5,6. Приём подач с последующим их направлением связующему игроку.
Двусторонняя игра.
|
52
|
Взаимодействия игроков при полном выключении
из приёма определённого игрока
|
53
|
Взаимодействие игроков при атаке.
Организация страховки атакующих.
|
54
|
Страховка игроков, выполняющих блокирование,
уступом вперёд или назад.
|
55
|
Организация страховки при атаке,
расположение игроков команды.
|
56
|
Отработка выхода связующего игрока к сетке
из разных игровых ситуации.
|
57
|
Организация и отработка взаимодействия
игроков нападения при постановке двойного блока.
|
58
|
Организация и взаимодействие игроков при
постановке одинарного блока.
|
59
|
Взаимодействие игроков команды для развития
атаки, в зависимости от различных игровых комбинации.
|
60
|
Групповые взаимодействия игроков в нападении
защите, в зависимости от игровых ситуаций.
|
61
|
Двусторонняя игра. Разбор игровых ситуаций.
|
62
|
Двусторонняя игра. Разбор ошибок и игровых
ситуаций.
|
63
|
Двусторонняя игра. Контроль за действиями
игроков при выполнении различных игровых комбинаций.
|
64
|
Двусторонняя игра. Организация игровой
дисциплины.
|
65
|
Двусторонняя игра. Контроль за действиями
игроков, необходимых для успешного ведения игры.
|
66
|
Двусторонняя игра. Контроль за
«применяемостью» технико-тактического арсенала в игровой деятельности.
|
67
|
Разминка. Двусторонняя игра.
|
68
|
Разминка. Двусторонняя игра.
|
Методическое обеспечение программы
№
|
Раздел,
тема
|
Форма занятий
|
Приемы и методы организации учебно-воспитательного
процесса
|
Методический и дидактический материал
|
Техническое оснащение занятий
|
Форма подведения итогов
|
1.
|
Теоретические сведения
|
Фронтальная
|
Метод слова, показа
|
Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы.
|
Музыкальный центр
|
Опрос
|
2.
|
Общая и специальная физическая подготовка
|
Фронтальная
|
Метод слова, показа
|
Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы, карточки.
|
Музыкальный центр
|
Тесты
|
3.
|
Основы техники и тактики в
защите и нападений
|
Групповая
|
Метод слова, показа
|
Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы.
|
Музыкальный центр
|
Проверка навыков, умений. знаний
|
4.
|
Контрольные игры и соревнования
|
Фронтальная, групповая
|
Соревновательный, игровой
|
Таблицы с волейбольными упражнениями, схемы.
|
Музыкальный центр
|
Товарищеские встречи, школьные и районные соревнования
|
Материально–спортивное обеспечение занятий
секций «Волейбол»
1.Сетка волейбольная-1шт.
2.Гимнастическая стенка - 12 шт.
3.Скамейки - 2 шт.
4.Гимнастические маты - 10 шт.
5.Скакалки - 4 шт.
6.Мячи набивные - 7 шт.
7.Мячи баскетбольные – 10 шт.
Методическое обеспечение программы
«Волейбол»
Методическая литература
1.А.П. Матвеев, «Программы
общеобразовательных учреждений «Физическая
культура» 5-11 классы» -М: «Просвещение»,
2008 год.
2.В.И.Лях,А.А.Зданевич»Программы для
общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» -М:
«Просвещение», 2008 год.
3. Р.И.Тарнопольская,Б.И.Мишин Программа
Физическая культура»- М: »Просвещение»,2012г.
4. Р.И.Тарнопольская,Б.И.Мишин Учебник1,2,3,4
»Физическая культура»- М: »Просвещение»,2011,2012,2014ггг.
5. А.П.Матвеев Учебник для5,6-7, 8-9 класса
»Физическая культура»- М: »Просвещение»,2011г.
6.В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для
10-11класса »Физическая культура» М:»Просвещение»,2011г.
7.Научно - методический журнал « Физическая
культура в школе».-
Издательский дом «Школа-Пресс 1»,
2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год.
8. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в
школе»- Ростов н/Д:ООО «Феникс», 2009 г.
9. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А.
Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое
воспитание в школе» - Издательство
«Учитель», 2007 год.
10. В. И. Ковалько, «Здоровьесберегающие
образовательные технологии: школьник
и компьютер» - М: «Вако», 2007 год.
11.В.М. Видякин «Спортивные праздники и
мероприятия в школе. Спортивные и
и подвижные игры» - Издательство
«Учитель», 2007 год.
12.П.А.Киселев, С.Б.Киселева »Тестовые вопросы
и задания по физической культуре»-М:»Глобус»,2010г.
13. П.А.Киселев, С.Б.Киселева »Настольная
книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М:
»Глобус»,2009
14.В.И.Ковалько «Поурочные разработки по
физкультуре,5-9 классы» - М:»ВАКО»,2009г.
15.А.Н.Каинов«Организация работы спортивных
секций в школе»-Волгоград: «Учитель»,2012г.
16.Под редакцией Колодницкий Г.А.»Внеурочная
деятельность учащихся: Волейбол» М: »Просвещение»,2011г.
Электронные и цифровые ресурсы
1.»Физическая культура 1-11 классы,
рекомендации, разработки, материалы к урокам», Волгоград: »Учитель»,2012г.
2.»Организация спортивной работы в школе»,
Волгоград: »Учитель»,2010 г.
3.Презентации по
спортивным играм(волейбол)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.