Главная / Физкультура / Программа дополнительного образования секции "Легкая атлетика"

Программа дополнительного образования секции "Легкая атлетика"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа№2



Утверждаю:

Директор МБОУ Шахунской средней

общеобразовательной школы № 2

______________ Масленникова Т.А.

«_____»___________________ 2014 г.



ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕКЦИИ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»



возраст детей---8—17 лет

срок реализации программы –1 год



Учитель физкультуры:

растопина ирина ивановна



г. шахунья

2014 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа секции легкой атлетики общеобразовательных школ рассчитана на школьников в возрасте от семи до 17 лет(1-11классы). Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений в учебно-тренировочном процессе и участие в школьных и районных спортивных соревнованиях.

Все занимающиеся в секции распределяются по группам с учетом возраста, пола и уровня физического развития и подготовки:младшая группа 1-4 классы(8-11 лет)старшая группа 5-11 классы(12-17 лет).В группе занимаются и мальчики, и девочки.Программа позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений.

В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят от 1 раза до 2 раз в неделю.Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки. В процессе занятий легкой атлетикой совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, физическому развитию детей.

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.

Программа обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности, на развитие природных качеств личности ребенка, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.В соответствии с общими задачами кружка легкой атлетики перед учебными группами ставятся следующие задачи:

В младшей группе(8-11 лет): ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности; развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы; укрепление опорно-двигательного аппарата; воспитание общей выносливости, ловкости; изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; ознакомление с отдельными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории; подготовка к выполнению нормативов.

В старшей группе(12-17 лет): укрепление здоровья и дальнейшие закаливание организма занимающихся; повышение уровня разносторонней физической подготовленности; укрепление сердечно-сосудистой системы; развитие быстроты, силы; дальнейшие укрепление гибкости, подвижности в суставах и эластичности мышц, умения их расслаблять; укрепление опорно-связочного аппарата; воспитание общей выносливости, ловкости, волевых качеств; выявление интереса к занятиям тем или иным видам легкой атлетики; обучение основам техники бега, прыжков. Разширение знаний по вопросам правил соревнований и разделам теории;приобретение инструкторских и судейских навыков в проведении занятий и соревнований по отдельным видам легкой атлетики; воспитание интереса к занятиям и соревнованиям,обучение самостоятельному ведению спортивной борьбы в период участья в соревнованиях.

Актуальность программы: Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразью ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вносится необходимые изменения,но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.

Реализация программы:рассчитана от 1 года до 5 лет,изучаемый курс 34 часа до 68 часов в год с проведением тренировок 1-2 раза в неделю.







Цель программы: воспитание личности, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условьях современного общества.





Задачи программы:

- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;

- обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;

-воспитывать разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов.

В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство школы или секции.

Ожидаемые результаты: Занятия предусмотренные в программе, позволяют вызвать интерес к данному виду спорта с учетом возраста, половых и личностных особенностей учащихся.Они в дальнейшем будут способствовать повышению уровня результатов в беге, прыжках, метании, уровня знаний во время выступлении на школьных, районных соревнованиях, умение достигать поставленных целей и задач, воспитании морально-волевых качеств, физической выносливости.

По итогам обучения учащиеся должны знать и уметь:

-историю развития легкой атлетики.

-демонстрировать технику бега на короткие и средние дистанции.

-иметь представление о технике бега на длинные дистанции.

- демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом »согнув ноги».

- демонстрировать технику метания мяча на дальность с разбега.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

1


2.

История развития легкой атлетики

1


3.

Бег на короткие дистанции


10

4.

Прыжки в длину


4

5.

Эстафетный бег


4

6.

Метание мяча


4

7.

Кроссовая подготовка


10

8.

Подвижные игры, баскетбол, волейбол


В процессе занятий

Итого:


2

32















Содержание изучаемого курса программы

№ занятия

Содержание занятия

Количество часов

Дата

Раздел 1. Теоретические занятия (2 занятия – 2 часа )


«Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности»

1


Легкая атлетика как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения занятий по укреплению здоровья. Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.

Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры.

Общие представления об оздоровительном беге. Требования к безопасности и профилактике травматизма.

Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.

1


«История развития легкой атлетики» (1 занятие–1 час).

2

История развития легкой атлетики. Легкая атлетика в России.

1


Раздел 2. Практические занятия (32 занятия – 32 часа)


Бег на короткие дистанции (10 занятий – 10 часов)



3

Инструктаж по ТБ. ОФП. Изучение техники бега на короткие дистанции:
- ознакомление с техникой
- изучение техники бега по прямой.
Спортивная игра в баскетбол

1


4

Обучение технике спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон. Спортивная игра в баскетбол

1


5

Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники высокого старта - выполнение стартовых положений. Спортивная игра в баскетбол

1


6

Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники высокого старта - поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. Спортивная игра в баскетбол

1


7

Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники низкого старта (варианты низкого старта). - установление стартовых колодок - выполнение стартовых команд. Спортивная игра в баскетбол

1


8

Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники низкого старта(варианты низкого старта); - установление стартовых колодок. Спортивная игра в баскетбол

1


9

Обучение технике спринтерского бега:

- выполнение стартовых команд

- повторные старты без сигнала и по сигналу

- изучение техники стартового разгона

- изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. Спортивная игра в баскетбол

1


10

Обучение технике спринтерского бега:

- изучение техники бега по повороту

- изучение техники низкого старта на повороте

- изучение техники финиширования

- совершенствование в технике бега Спортивная игра в баскетбол

1


11

ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м. Спортивная игра в баскетбол



12

ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры




Прыжки в длину (4 занятия – 4 часа)

1


13

Инструктаж по ТБ.

ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги»
- ознакомление с техникой
- изучение отталкивания
- изучение сочетания разбега с отталкиванием
Спортивная игра в баскетбол.

1


14

ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги»
- изучение техники полетной фазы
- изучение группировки и приземления.
Спортивная игра в баскетбол.

1


15

ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину способом «согнув ноги» с разбега. - изучение прыжка в целом
- совершенствование техники
Метание мяча на результат.

1


16

ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе.

1



Эстафетный бег (4занятия – 4 часа)



17

Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике эстафетного бега. Подвижная игра.

1


18

ОРУ. Встречная эстафета. Подвижные игры

1


19

ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Подвижные игры.

1


20

Контрольное занятие: эстафета 4 по 100.

1



Метание мяча (4 занятия – 4 часа)



21

ОФП. Совершенствование техники метания мяча на дальность.Спортивная игра в волейбол.

1


22

ОФП. Совершенствование техники метания мяча на дальность. Метание набивных мячей 1 кг. Спортивная игра в волейбол.

1


23

ОФП. Совершенствование техники метания мяча. Метание мяча на дальность. Бег в медленном темпе

1


24

Соревнования по метанию мяча на дальность. Спортивная игра в волейбол.

1



Кроссовая подготовка (10 занятий – 10 часов)



25

Инструктаж по ТБ. ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 300-500 м. Спортивная игра в волейбол.

1


26

ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. Подвижная игра.

1


27

СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей 1 кг. Волейбол.

1


28

Бег на средние учебные дистанции. Волейбол.

1


29

СПОФП. Составление и выполнение комплексов упражнений специальной физической подготовки.бег в медленном темпе(2-2,5мин)

Контрольный урок: бег 60 м. Подвижная игра.

1


30

ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Спортивная игра в волейбол.

1




31

ОФП с набивными мячами. Контрольный урок: кросс в равномеренном темпе 1000 м.Спортивная игра в волейбол.

1


32

СПОФП. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий. Стартовый разгон. Челночный бег 3 * 10м и 6 * 10 м. Встречная эстафета.

1


33

ОРУ. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Подвижная игра.

1


34

Соревнования по бегу на длинные дистанции.

1





 Содержание изучаемого курса программы



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Физическая культура и спорт в РФ. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины, влияние спорта на укрепление здоровья.

История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Характеристика легкоатлетического спорта в целом и отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов передвижения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта.

Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий(в процессе занятий).

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем(в процессе занятий)

Практические занятия. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.

Знакомство с правилами соревнований.

Практические занятия. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании мяча, прыжках в высоту, длину(в процессе занятий).

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

Общая физическая подготовка. Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход на бег и с бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления; общеразвиваюшие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

Упражнения из других видов спорта.  

Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами (перекладина, канат, скамейка, стенка, палка, скакалка и др.) в висах и упорах, подтягивания, перелезание, лазанье, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног, размахивания, соскоки, перевороты, подъемы; простейшие комбинации. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.

Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему»,»Четыре мяча»

Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди; передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны и назад; умение держать игрока с мячом и без мяча Тактика нападения выбор места и умение открыться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

Волейбол. Передачи в парах, через сетку, подачи мяча, блокирование, нападающий удар, двусторонняя игра.

Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.

Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60, 100, 200,300, 400,500,600м).

Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Повторный бег с предельной и около предельной интенсивностью по прямой и повороту на отрезках от 20 до 60 м с хода с переходом в бег по инерции, эстафетный бег на отрезках 40—60 м; кроссовый бег до 1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.

Прыжки. С места в длину, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ног в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках в длину, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги». Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.

Метание. Общее ознакомление с техникой метания, держание снаряда теннисного мяча, исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг, метание мяча с 1—3—5—7 шагов. Толкание ядра (ознакомление), толкание одной рукой вверх, вперед — вверх при держании его на весу. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лежа, сидя); метание различными способами — снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.







Методическое обеспечение программы

Раздел,

тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Теоретические сведения

Фронтальная

Метод слова, показа

Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Опрос

2.

Бег на короткие дистанции. Эстафетный бег.

Фронтальная

Метод слова, показа, соревновательный, игровой.

Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы, карточки.

Музыкальный центр

Тесты

3.

Основы техники в прыжках в длину, метании мяча

Групповая

Метод слова, показа соревновательный, игровой

Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Проверка навыков, умений. знаний

4.

Кроссовая подготовка

Фронтальная, групповая

Метод слова, показа Соревновательный, игровой

Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы.

Музыкальный центр

Товарищеские встречи, школьные и районные соревнования





Материально–спортивное обеспечение занятий секций «Легкая атлетика»



1.Стартовая колодка-1шт.

2.Эстафетныепалочки-8шт.

3.Гимнастическиематы-10шт. - 4.Гимнастическаястенка-12шт. 5.Гимнастическиепалки-10шт. 6.Канат-1шт. 7.Скамейки-2шт.

8.Скакалки - 12 шт.

9.Малые мячи для метания по 150 гр-6 шт.

10.Перекладина-1шт. 11.Мячи набивные - 7 шт.

12.Мячи баскетбольные-10шт.

13.Щиты с кольцами и с сетками-2 комплекта

14.Волейбольные мячи-10шт.

15. Волейбольная сетка-1шт.








Методическая литература

1.А.П. Матвеев, «Программы общеобразовательных учреждений «Физическая

культура» 5-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.

2.В.И.Лях,А.А.Зданевич»Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.

3. Р.И.Тарнопольская,Б.И.Мишин Программа Физическая культура»- М: »Просвещение»,2012г.

4. Р.И.Тарнопольская,Б.И.Мишин Учебник1,2,3,4 »Физическая культура»- М: »Просвещение»,2011,2012,2014ггг.

5. А.П.Матвеев Учебник для5,6-7, 8-9 класса »Физическая культура»- М: »Просвещение»,2011г.

6.В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для 10-11класса »Физическая культура» М:»Просвещение»,2011г.

7.Научно - методический журнал « Физическая культура в школе».-

Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год.

8. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»- Ростов н/Д:ООО «Феникс», 2009 г.

9. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое

воспитание в школе» - Издательство «Учитель», 2007 год.

10. В. И. Ковалько, «Здоровьесберегающие образовательные технологии: школьник

и компьютер» - М: «Вако», 2007 год.

11.В.М. Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и

и подвижные игры» - Издательство «Учитель», 2007 год.

12.П.А.Киселев, С.Б.Киселева »Тестовые вопросы и задания по физической культуре»-М:»Глобус»,2010г.

13. П.А.Киселев, С.Б.Киселева »Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М: »Глобус»,2009

14.В.И.Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре,5-9 классы» - М:»ВАКО»,2009г.

15.А.Н.Каинов«Организация работы спортивных секций в школе»-Волгоград: «Учитель»,2012г.

16.Под редакцией Колодницкий Г.А.»Внеурочная деятельность учащихся: Легкая атлетика» М: »Просвещение»,2011г.



Электронные и цифровые ресурсы

1.»Физическая культура 1-11 классы, рекомендации, разработки, материалы к урокам», Волгоград: »Учитель»,2012г.

2.»Организация спортивной работы в школе», Волгоград: »Учитель»,2010 г.

3.Презентации-легкая атлетика


























Программа дополнительного образования секции "Легкая атлетика"
  • Физкультура
Описание:

Программа секции легкой атлетики общеобразовательных школ рассчитана на школьников в возрасте от семи до 17 лет(1-11классы). Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений в учебно-тренировочном процессе и участие в школьных и районных спортивных соревнованиях.

   Все занимающиеся в секции распределяются по группам с учетом возраста, пола и уровня физического развития и подготовки:младшая группа 1-4 классы(8-11 лет)старшая группа 5-11 классы(12-17 лет).В группе занимаются и мальчики, и девочки.Программа позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений.

В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят от 1 раза до 2 раз в неделю.Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки. В процессе занятий легкой атлетикой совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, физическому развитию детей.

 

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.

Автор Растопина Ирина Ивановна
Дата добавления 03.04.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Планирования
Просмотров 2841
Номер материала 59158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓