Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПрограмма дополнительного образования «Родничок»

Программа дополнительного образования «Родничок»

Скачать материал

Пояснительная записка

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

 это наши слезы, это наша вина перед

 другими людьми, перед всей странной.

А.С. Макаренко 

Программа дополнительного образования  «Родничок»   разработана   для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и искусством Югорского края с  изучением хантыйского языка. Программа рассчитана на детей, не владеющих родным языком.

Дошкольное воспитание является начальной ступенью общей системы народного образования. Оно призвано в тесном контакте с семьей подготовить детей  к обучению в школе.

Основная цель работы с детьми: приобщение детей к социальным и нравственно-эстетическим ценностям культуры и искусства Югорского края, развитие их творческого потенциала. Обучения родному языку в условиях детского сада является привитие детей дошкольного возраста навыков восприятия и понимания хантыйской речи в пределах тематики, словаря и синтаксических конструкций, определенных программой.

В ходе проведенных исследований разработана тематика бесед, установлен объем словарного запаса, определены типы синтаксических конструкций, необходимых для овладения на начальном этапе обучения устной речью, в основе которой лежат беседы по темам: «Семья», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Пища», «Времена года», «Домашние и дикие животные», и т.д.

Реализация цели станет возможной при решении следующих задач обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста:

 

1.     Организовать мини-музей «Моя Югра».

2.     Обновления содержания художественного образования детей на основе постижения искусства и культуры Югорского края.

3.     Знакомство с обычаями, традициями Югорского края, воспитание чувства восхищения, радости, развитие положительных эмоций.

4.     Разработка познавательно-развивающих занятий, направленных на приобщение детей к народной Югорской культуре.

5.     Побуждение детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно эстетической деятельности.

6.     Вовлечение родителей в проектную деятельность.

7.     Формирование интереса и развитие способностей к усвоению хантыйского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, имитационные способности, скоростное проговаривание), которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения хантыйского языка;

8.     Развитие интереса и любви к своей земле – Югории. Выполнение работы с детьми возможно при опоре на следующие позиции:

Ø Вовлечь детей в разнообразные виды деятельности (специально организованную, совместную и самостоятельную);

Ø Интеграция различных видов искусства: музыкального, танцевального, декоративно-прикладного при опоре на фольклор;

Ø Использование союза педагог - ребенок – родители;

Ø Обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям народов ханты и манси.

 

 

 

 

Программа рассчитана на; 5 часов занятий  в неделю во вторую половину дня, длительность занятия 25-30 минут; 1 час работа с дидактическими материалами; 1 часа в неделю работа с музеем; 1 час в неделю проектная деятельность; 1 час в неделю подготовка и участие в конкурсах, всего в год 324 часа.  В режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми  вводятся речевые конструкции разговорной речи. Индивидуально, с малой группой, с подгруппой, со всей группой беседуют по играм и игрушкам, иллюстративным книгам и словарям, рассматривают игрушки, играют в настольные игры типа лото).  На родном или хорошо знакомом языке (прежде всего, имеется в виду русский язык) осуществляется знакомство с произведениями литературы, с культурой, историей, географией страны, округа, района. В детском саду проводятся праздники, связанные с родным языком и культурой, организуются встречи детей с ровесниками и взрослыми - носителями языка и культуры. В содержание обучения включаются также сти­хи, песни, считалки.

Объем языкового материала составляет 50 типовых речевых образцов, из них 30 — для говорения. Объем словарных еди­ниц — 100 для говорения, 150 для аудирования.

Особенности организации  занятия родного языка на устной основе.

Для того чтобы ребенок хотел принимать участие в деятель­ности  на занятии   одновременно развивала бы самого ребен­ка, необходимо, чтобы у него возник внутренний, коммуникативно-познавательный мотив, питающий интерес к предмету «Родной язык». Для этого в ходе обучения перед детьми должны ставиться интересные задачи. Эти задачи опреде­ляют специфику традиционных компонентов занятия. Все занятия  объединяются' в циклы, связанные единым сюжетом («Знакомство», «Семья» и т. д.). Каждое занятие на­чинается введением учащихся в сюжет занятия или с сюрпризного момента.    

  Эффективным приемом   является использование игровых ситуаций типа «волшебные сказки», где воображаемые обстоятельства делают коммуникативно-осмысленными самые оригинальные замыслы. Творческое воображение является главным преимуществом детей шестилетнего возраста, которое позднее ут­рачивается. Например, на Луне каждый может увидеть зверей, обладающих необыкновенными свойствами; кошки летают, олени голубые, волки любят молоко и т. п. Ситуации такого ти­па создают неограниченные возможности для комбинирования ре­чевого материала и поддерживают постоянный интерес детей к выполняемой деятельности.

Специфика организации обучения детей в рамках устного ввод­ного курса получила свое отражение в структуре занятия, который строится как целостная ситуация общения, в ходе которой руководитель рассказывает школьникам интересные истории, вводит их в правила игры и оценивает ее результаты. Каждое занятие заверша­ется демонстрацией достижений детей — что они научились делать. И также в самом общем виде рассказывается детям о том, что произойдет на следующем занятии, какие интересные де­ла их ждут впереди.

Важнейшим методическим обеспечением урока являются сред­ства наглядности. Руководствуясь сценариями занятий, следует заранее приготовить к занятию  или попросить детей принести не­обходимые для организации общения игрушки, картинки, фото­графии и т. п. Желательно (и это очень важно для успешности обучения), чтобы игрушки, картинки были у каждого ребенка.

Достижение успехов в общении — одно из основных условий формирования интереса. В данном случае это успех в достиже­нии игрового результата, открытие ребенком правил и законов   родного  языка, результативность рече­вых и учебных действий.

  

 

Ожидаемые результаты.

Приобщение   национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру, традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.

 

 

Календарно-тематическое планирование   дополнительного образования «Родничок»

для детей 5 – 7 лет

 

Дата

Тема

Кол-во часов

план

факт

 

 

1.     Создание и работа мини-музея «Моя Югра»

25

 

 

2.     Азбука безопасности: правила поведения в детском саду,  музее, в общественных местах.

1

 

 

3.     Давайте познакомимся. Как тебя зовут? (словарь)

3

 

 

3.1.           Речевой этикет. Приветствие  (словарь)

3

 

 

4.     Моя большая и малая Родина.

3

 

 

4.1.          Флаг, герб, гимн России

2

 

 

4.2.          Флаг, герб, гимн ХМАО

2

 

 

4.3.          Коренное население Сибири (ханты, манси)

3

 

 

4.4.          Мое село.

2

 

 

4.5.          Рисование своей улицы родного села

2

 

 

5.     Моя семья.

3

 

 

5.1.          Совместная работа детей и родителей поделка из природного материала.

4

 

 

5.2.          Проект «Моя семья»

9

 

 

6.     Мои игрушки  (словарь)

3

 

 

7.     Игрушки народов севера.

3

 

 

7.1.          Мастерить хантыйскую куклу

4

 

 

7.2.          Экскурсия в музее

2

 

 

8.     Игры

3

 

 

8.1.          Проведение хантыйских игр

3

 

 

9.     Мой дом (словарь)

4

 

 

10.  Поселения и жилища народов севера

3

 

 

11.  Экскурсия в музей

2

 

 

12.  Лепка поселения

3

 

 

13.  Домашняя утварь.

3

 

 

14.  Еда и напитки (словарь)

3

 

 

15.  Экскурсия в музей

2

 

 

16.  Части тела (словарь)

4

 

 

17.  Цвет (словарь)

4

 

 

18. Числа. Счет в пределах первого десятка (словарь)

4

 

 

19.  Времена года. Сутки. Природные явления. Месяца. (Словарь)

3

 

 

20.  Рисование Югорского леса в любое время суток, времени года.

2

 

 

21.  Декоративно-прикладное искусство народов Севера

3

 

 

 

21.1.      Моя одежда и обувь (словарь)

3

 

 

21.2.      Одежда народов севера

3

 

 

21.3.      Хантыйские орнаменты

3

 

 

21.4.      Рисование хантыйских орнаментов по образцу

2

 

 

21.5.      Рисование по представлению «Хантыйское платье для девочки», «Хантыйская одежда для мальчика»

2

 

 

22.  Труд людей.

3

 

 

22.1.      Рыболовство

3

 

 

22.2.      Охота 

3

 

 

23.  Профессии (словарь)

3

 

 

24.  Экскурсия на любое предприятие села.

3

 

 

25.  Проект «Профессия моих родителей», «Кем я хочу стать».

9

 

 

26.   Традиционные средства передвижения

3

 

 

27.  Экскурсия в музей

2

 

 

28.  Природа Крайнего Севера

3

 

 

28.1.       Деревья, ягоды, грибы (словарь)

3

 

 

28.2.      Домашние животные (словарь)

3

 

 

28.3.      Проект «Мой питомец», «Наши четвероногие друзья»

9

 

 

28.4.      Дикие животные (словарь)

3

 

 

28.5.      Охота на животных.

3

 

 

28.6.      Птицы нашего края (словарь)

3

 

 

28.7.      Охота на птиц

3

 

 

28.8.      Рыбы (словарь)

3

 

 

28.9.      Насекомые (словарь)

3

 

 

29.  Национальные праздники коренных народов

3

 

 

29.1.      Вороний праздник

3

 

 

29.2.      Медвежий праздник

3

 

 

29.3.      Лосинный

3

 

 

29.4.      Проект «Мой любимый праздник»

9

 

 

30.  Фольклор ханты и манси

3

 

 

30.1.      Сказки народов Севера.

3

 

 

30.2.      Загадки

3

 

 

30.3.      Пословицы и поговорки

3

 

 

30.4.      Песни. Колыбельные

3

 

 

30.5.      Стихи

3

 

 

31.   Хантыйские стихи. Заучивание

4

 

 

32.  Хантыйские песенки. Заучивание.

4

 

 

33. Подготовка к празднику.  Праздник знания хантыйского языка.

5

 

 

34.  Подготовка и участие в конкурсах

36

 

 

35.  Обобщение результатов работы

2

 

 

36.  Работа с дидактическими материалами

36

 

 

Итого: на 36 нед.

324

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа дополнительного образования «Родничок»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа дополнительного образования  «Родничок»   разработана   для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и искусством Югорского края с  изучением хантыйского языка. Программа рассчитана на детей, не владеющих родным языком.

Дошкольное воспитание является начальной ступенью общей системы народного образования. Оно призвано в тесном контакте с семьей подготовить детей  к обучению в школе.

 

Основная цель работы с детьми: приобщение детей к социальным и нравственно-эстетическим ценностям культуры и искусства Югорского края, развитие их творческого потенциала. Обучения родному языку в условиях детского сада является привитие детей дошкольного возраста навыков восприятия и понимания хантыйской речи в пределах тематики, словаря и синтаксических конструкций, определенных программой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 462 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Мультимедийная презентация к уроку "Кредитно-денежная политика государства" для дисциплина ОГСЭ. 05 "Основы бюджетной грамотности"
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 12. Государство и экономика
  • 02.10.2020
  • 711
  • 6
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 376
    • DOCX 30.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Машунина Яна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Машунина Яна Валерьевна
    Машунина Яна Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 33392
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1357 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 916 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе