Главная / Начальные классы / Программа дополнительного образования "Занимательный русский язык" (3 класс)

Программа дополнительного образования "Занимательный русский язык" (3 класс)

Занимательный русский язык

Пояснительная записка.

Рабочая  программа курса «Занимательный русский язык» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 3-х классов.

Курс  «Занимательный русский язык» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.      Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению  грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Принципы программы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.


К концу 3 класса учащиеся должны:

знать:

Звуки и буквы.

Алфавит.

Состав слова.

Образование слов (простейшие случаи).

Главные и второстепенные члены предложения.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами.

Писать и разбирать предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Различать падежи.

Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.

Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Различать типы склонений имен существительных.

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

дополнительного образования по курсу

 «Занимательный русский язык» в 3 классе


п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

1


Хорошо ли ты знаешь грамматику?

1 ч.


2


Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

1 ч.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять.Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова(слоны — слон, слоник; трава травы, травка).

3


Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

1 ч.

Находить главные члены (основу) предложения.Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему исоставлять по ней сообщение о главных членах

предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлятьнераспространённые и распространённые предложения.Распространятьнераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

4


Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

1 ч.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлятьнераспространённые и распространённые предложения.Распространятьнераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

5


Как морфология порядок навела.

(О частях речи).

1 ч.

Классифицировать иобобщить полученные ранее знания о частях речи.

Определение частей речи в тексте.

6


Имя существительное – часть страны Речь.

1 ч.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащатьсобственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

7


Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

1 ч.

Запоминать названия падежей и вопросы.

Учиться падежные вопросы.

Упражняться в определении падежей.

8


Слово одно, а значений - несколько.

(О многозначных словах).

1 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

9


Слова – тезки. (Омонимы).

1 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

10


Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

1 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

11


Слова с противоположным значением. (Антонимы).

1 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

12


Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

1 ч.

Определять грамматические признаки имен существительных: одушевлённое или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

13


Очень занимательное – имя прилагательное.

1 ч.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названияимя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводитьпримеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

14


Имя прилагательное – часть страны Речь.

1 ч.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названияимя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводитьпримеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

15


Словарное богатство родного языка.

1 ч.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определятьтип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

16


Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?

1 ч.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названияимя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводитьпримеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

17


Универсальные заменители. (Назначение местоимений).

1 ч.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других

слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

18


Глагол – часть страны Речь.

1 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

19


Сказка о глаголе, о спряжении глагола.

1 ч.

Определять спряжение глаголов.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

20


Глагол и его друзья.

1 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

21


Глагол – настоящий богач среди частей речи.

1 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

22


Сила любви. НЕ с глаголами.

1 ч.

Работать над написанием частицы Не с глаголами.

23


Откуда появились глаголы – исключения?

1 ч.

Добывать из интернета информацию об образовании глаголов.

Находить нужные сведения из словообразовательного словаря.

24


Хорошо ли ты знаешь глагол?

1 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

25


Хорошо ли ты знаешь глагол?

1 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

26


В царстве наречий.

1 ч.

Распознавать наречие среди других частей речи.

Определять роль наречия в предложении.

27


В царстве наречий.

1 ч.

Распознавать наречие среди других частей речи.

Определять роль наречия в предложении.

28


Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Ссора предлогов со всеми словами.

Служебное положение частиц.

1 ч.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Правильно употреблять их в речи .

29


Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Ссора предлогов со всеми словами.

Служебное положение частиц.

1 ч.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Правильно употреблять их в речи .

30


Хорошо ли ты знаешь части речи?

1 ч.

Классифицировать знания о всех частях речи.

Составить сводную таблицу о частях речи.

31


Хорошо ли ты знаешь части речи?

1 ч.

Использовать полученные знания на практике.

Определять части речи в тексте.

32


Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

1 ч.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Находить в словах значимую часть слова – корень, подбиратьоднокоренные слова.

Называть признаки родственных (однокоренных слов).

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбирать однокоренные слова к данному слову.

33


Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

1 ч.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Находить в словах значимую часть слова – корень, подбиратьоднокоренные слова.

Называть признаки родственных (однокоренных слов).

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбирать однокоренные слова к данному слову.

34


Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

1 ч.

Решать логические задания по русскому языку.

Оценивать свои знания.

35


Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

1 ч.

Решать логические задания по русскому языку.

Оценивать свои знания.



Программа дополнительного образования "Занимательный русский язык" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая  программа курса «Занимательный русский язык» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся  3-х классов.

 

Курс  «Занимательный русский язык» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

Цель:

 

формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Автор Вознюк Ирина Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1612
Номер материала 51372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓