Занимательный
русский язык
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса
«Занимательный русский язык» составлен в соответствии с требованиями
Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для
дистанционного обучения учащихся 3-х классов.
Курс «Занимательный русский язык»
способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной
деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с
использованием современных средств обучения.
Актуальность программы
определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению
русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная
программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами
русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать
нечто новое о русском языке. Главной целью его является на
занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у
младших школьников знания по русскому языку.
В процессе развития основных содержательных
линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие
фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется
овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта
рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации
данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно
работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
формировать основы предметных знаний,
умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения
учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
- способствовать развитию интереса
к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у
учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего
языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и
развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки
и сообразительности.
- приобщение школьников к
самостоятельной исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности младших
школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
·
занимательность;
·
научность;
·
сознательность и активность;
·
наглядность;
·
доступность;
·
связь теории с практикой.
К концу 3 класса учащиеся должны:
знать:
Звуки и буквы.
Алфавит.
Состав слова.
Образование слов (простейшие случаи).
Главные и второстепенные члены
предложения.
Признаки частей речи (имени
существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога,
наречия).
Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать предложения с
однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор
слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными
орфограммами.
Различать падежи.
Ставить правильно падежные вопросы к
разным частям речи.
Правильно писать падежные окончания имен
существительных, имен прилагательных, местоимений.
Различать служебные части речи: предлоги,
союзы, частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других
частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Правильно писать –тся, -ться в глаголах,
окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Различать типы склонений имен
существительных.
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
дополнительного образования по курсу
«Занимательный русский язык» в 3
классе
№
п/п
|
Дата
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1
|
|
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
|
1 ч.
|
|
2
|
|
Где прячутся ошибки? (О словах с
непроверяемыми безударными гласными).
|
1 ч.
|
Определять безударный гласный звук в слове
и его место в слове. Находить в двусложных словах букву
безударною гласного звука, написание которой надо проверять.Различать проверочное
и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путём изменения формы
слова и подбора однокоренного слова(слоны — слон, слоник;
трава —травы, травка).
|
3
|
|
Почему подлежащее и сказуемое – главные
в предложении?
|
1 ч.
|
Находить главные члены (основу) предложения.Обозначать графически
грамматическую основу.
Различать и выделять главные и
второстепенные члены предложения.
Обосновывать правильность выделения
подлежащего и сказуемого.
Анализировать схему исоставлять по
ней сообщение о главных членах
предложения.
Обсуждать алгоритм выделения в предложении
подлежащего и сказуемого.
Различать распространённое (с второстепенными
членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлятьнераспространённые
и распространённые предложения.Распространятьнераспространённые
предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь слов
между членами предложения.
Составлять предложение из деформированных
слов (слов, не связанных по смыслу).
|
4
|
|
Об однородных членах предложения и их
добрососедских отношениях.
|
1 ч.
|
Различать распространённое (с второстепенными
членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлятьнераспространённые
и распространённые предложения.Распространятьнераспространённые
предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь слов
между членами предложения.
Составлять предложение из деформированных слов
(слов, не связанных по смыслу).
|
5
|
|
Как морфология порядок навела.
(О частях речи).
|
1 ч.
|
Классифицировать иобобщить полученные
ранее знания о частях речи.
Определение частей речи в тексте.
|
6
|
|
Имя существительное – часть страны Речь.
|
1 ч.
|
Распознавать имя существительное среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать отнесение слова к имени
существительному.Объяснять лексическое значение слов — имён
существительных. Обогащатьсобственный словарь именами
существительными разных лексико-тематических групп.
Работать со страничкой для любознательных:
знакомство с лексическим значением имён существительных.
|
7
|
|
Сказка о падежах. Этимология названий
падежей.
|
1 ч.
|
Запоминать названия падежей и вопросы.
Учиться падежные вопросы.
Упражняться в определении падежей.
|
8
|
|
Слово одно, а значений - несколько.
(О многозначных словах).
|
1 ч.
|
Распознавать среди данных пар слов синонимы,
антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со
страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со
словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную
информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и
соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с
использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к
тексту. Излагать письменно содержание текста по данным
вопросам.
|
9
|
|
Слова – тезки. (Омонимы).
|
1 ч.
|
Распознавать среди данных пар слов синонимы,
антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со
страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со
словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию
о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и
соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с
использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к
тексту. Излагать письменно содержание текста по данным
вопросам.
|
10
|
|
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы,
о различиях слов-синонимов).
|
1 ч.
|
Распознавать среди данных пар слов синонимы,
антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со
страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со
словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную
информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и
соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с
использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к
тексту. Излагать письменно содержание текста по данным
вопросам.
|
11
|
|
Слова с противоположным значением.
(Антонимы).
|
1 ч.
|
Распознавать среди данных пар слов синонимы,
антонимы.Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со
страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним.Работать со
словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию
о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и
соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с
использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к
тексту. Излагать письменно содержание текста по данным
вопросам.
|
12
|
|
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
|
1 ч.
|
Определять грамматические признаки имен
существительных: одушевлённое или неодушевленное, собственное или
нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.
Обосновывать правильность определения
грамматических признаков имени существительного.
Классифицировать имена существительные по
определённому грамматическому признаку.
Выбирать из ряда имён существительных имя
существительное с определённым признаком.
Работать с повествовательным
текстом: определять
его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части
текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в
соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
|
13
|
|
Очень занимательное – имя
прилагательное.
|
1 ч.
|
Распознавать имя прилагательное среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Работать со страничкой для любознательных:
ознакомление с историей появления названияимя прилагательное и
лексическим значением имён прилагательных.
Обосновывать правильность отнесения слова к
имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных
лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами
прилагательными. Приводитьпримеры имён прилагательных.
Определять, каким членом предложения
является имя прилагательное.
Анализировать высказывания русских писателей о
русском языке.
Подбирать имена прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих людям и животным.
|
14
|
|
Имя прилагательное – часть страны Речь.
|
1 ч.
|
Распознавать имя прилагательное среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Работать со страничкой для любознательных:
ознакомление с историей появления названияимя прилагательное и
лексическим значением имён прилагательных.
Обосновывать правильность отнесения слова к
имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных
лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами
прилагательными. Приводитьпримеры имён прилагательных.
Определять, каким членом предложения
является имя прилагательное.
Анализировать высказывания русских писателей о
русском языке.
Подбирать имена прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих людям и животным.
|
15
|
|
Словарное богатство родного языка.
|
1 ч.
|
Использовать в речи прилагательные различных
лексико-тематических групп.
Распознавать текст-рассуждение.
Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.
Работать с текстом: определятьтип
текста, тему и главную мысль, выделять части в
тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои
достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному
приложению.
|
16
|
|
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
|
1 ч.
|
Распознавать имя прилагательное среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Работать со страничкой для любознательных:
ознакомление с историей появления названияимя прилагательное и
лексическим значением имён прилагательных.
Обосновывать правильность отнесения слова к
имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных
лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами
прилагательными. Приводитьпримеры имён прилагательных.
Определять, каким членом предложения
является имя прилагательное.
Анализировать высказывания русских писателей о
русском языке.
Подбирать имена прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих людям и животным.
|
17
|
|
Универсальные заменители. (Назначение
местоимений).
|
1 ч.
|
Распознавать личные местоимения (в начальной
форме) среди других
слов и в предложении.
Различать местоимения и имена существительные.
Заменять повторяющиеся в тексте имена
существительные личными местоимениями.
Составлять из предложений текст, подбирать
к нему заголовок, записывать составленный текст.
Составлять по рисункам диалоги. Находить в
диалогической речи местоимения и определять их роль в
высказываниях.
|
18
|
|
Глагол – часть страны Речь.
|
1 ч.
|
Распознавать глагол среди других частей речи
по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к
глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом
и переносном значениях.
Определять, каким членом предложения
является глагол в предложении.
Выбирать глаголы в соответствии с задачей
речевого высказывания.
|
19
|
|
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
|
1 ч.
|
Определять спряжение глаголов.
Определять, каким членом предложения
является глагол в предложении.
Выбирать глаголы в соответствии с задачей
речевого высказывания.
|
20
|
|
Глагол и его друзья.
|
1 ч.
|
Распознавать глагол среди других частей речи
по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к
глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом
и переносном значениях.
|
21
|
|
Глагол – настоящий богач среди частей речи.
|
1 ч.
|
Распознавать глагол среди других частей речи
по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к
глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом
и переносном значениях.
|
22
|
|
Сила любви. НЕ с глаголами.
|
1 ч.
|
Работать над написанием частицы Не с
глаголами.
|
23
|
|
Откуда появились глаголы – исключения?
|
1 ч.
|
Добывать из интернета информацию об
образовании глаголов.
Находить нужные сведения из словообразовательного
словаря.
|
24
|
|
Хорошо ли ты знаешь глагол?
|
1 ч.
|
Распознавать глагол среди других частей речи
по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к
глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом
и переносном значениях.
|
25
|
|
Хорошо ли ты знаешь глагол?
|
1 ч.
|
Распознавать глагол среди других частей речи
по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к
глаголу.Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом
и переносном значениях.
|
26
|
|
В царстве наречий.
|
1 ч.
|
Распознавать наречие среди других частей речи.
Определять роль наречия в предложении.
|
27
|
|
В царстве наречий.
|
1 ч.
|
Распознавать наречие среди других частей речи.
Определять роль наречия в предложении.
|
28
|
|
Служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы.
Ссора предлогов со всеми словами.
Служебное положение частиц.
|
1 ч.
|
Узнавать служебные части речи в устной и
письменной речи.
Правильно употреблять их в речи .
|
29
|
|
Служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы.
Ссора предлогов со всеми словами.
Служебное положение частиц.
|
1 ч.
|
Узнавать служебные части речи в устной и письменной
речи.
Правильно употреблять их в речи .
|
30
|
|
Хорошо ли ты знаешь части речи?
|
1 ч.
|
Классифицировать знания о всех частях речи.
Составить сводную таблицу о частях речи.
|
31
|
|
Хорошо ли ты знаешь части речи?
|
1 ч.
|
Использовать полученные знания на практике.
Определять части речи в тексте.
|
32
|
|
Слова – родственники. (Об однокоренных
словах).
|
1 ч.
|
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Находить в словах значимую часть слова –
корень, подбиратьоднокоренные слова.
Называть признаки родственных
(однокоренных слов).
Выделять корень в однокоренных
словах.
Наблюдать за образованием
однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и формы
одного и того же слова.
Подбирать однокоренные слова к
данному слову.
|
33
|
|
Слова – родственники. (Об однокоренных
словах).
|
1 ч.
|
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Находить в словах значимую часть слова –
корень, подбиратьоднокоренные слова.
Называть признаки родственных
(однокоренных слов).
Выделять корень в однокоренных словах.
Наблюдать за образованием
однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и формы
одного и того же слова.
Подбирать однокоренные слова к
данному слову.
|
34
|
|
Русский язык неисчерпаем, как сама
жизнь.
|
1 ч.
|
Решать логические задания по русскому языку.
Оценивать свои знания.
|
35
|
|
Русский язык неисчерпаем, как сама
жизнь.
|
1 ч.
|
Решать логические задания по русскому
языку.
Оценивать свои знания.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.