Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
_______________________________________________________
140208,
Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23
Телефоны
8 (496) 44-2-7405, 8 (496)- 44-2-7207. E-mail: vosk-school9@mail.ru
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________
/ Л.Н.Гафурова/
«31»
августа 2013г.
|
Рабочая
программа
По
___________________________________
для
2 – 4 Б В классов
Составитель
Клокова
И.И., учитель начальных классов
г.
Воскресенск
201
год
Пояснительная
записка.
Программа «БОС –
урок здоровья» предназначена для учащихся 1 – 11 классов. Данная программа
составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных классов «Учись
здоровью» В.А.Зверев Спб Биосвязь 2008 год; Учебника здоровья для детей
младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А.Сметанкин Спб БИОсвязь
2006 год. – это безлекарственный метода исправления нарушенных функций организма
с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих
информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию
зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский учёный-физиолог,
кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи
А.А.Сметанкин. По его мнению, Биологическая обратная связь – это технология
здоровья XXI века, так
как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного
здоровья, даёт возможность научиться управлять своим организмом.
Курс рассчитан на
16 часов, по 2 часа в неделю. Курс оздоровительной гимнастики рассчитан на 16
занятий, после чего группа учащихся меняется. В содержание включён материал о
революционном открытии русского физиолога А.А.Сметанкина: сознательном
управлении механизмами здоровья, и в частности – диафрагмально-релаксационным
дыханием (дыханием по методу Сметанкина А.А.) при помощи биологической
обратной связи (БОС).
ЦЕЛЬ
занятий:
расширение,
углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы
дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о
механизмах поддержания гомеостаза(динамическое постоянство состава и свойств
внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма
человека), знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных
систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии
дыхательной функции по каналам внешней обратной связи.
ЦЕЛЬ
курса:
научить учащихся
работать сприборами ПБС – БОС для выработки диафрагмально- релаксационного типа
дыхания путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных
упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации до
достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца (ДАС), характерных
для здоровых детей с учётом возраста.
ЗАДАЧИ
курса:
ü формирование у
учащихся бережного отношения к своему здоровью,
ü выработка у
учащихся понимания общественной значимости здоровья,
ü формирование
навыка диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного
управления дыхательной функцией,
ü достижение
гармонии физиологических систем своего организма,
ü обучение
произвольной регуляции функций организма с целью профилактики неблагоприятных
последствий стресса и гиподинамии(нарушение функций организма)
Основное
содержание программы
Ни для кого не
секрет, что процент детей страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания,
речевыми расстройствами и другими хроническими заболеваниями растёт из года в
год.
Чтобы
предотвратить ухудшение здоровья детей нужно:
·
Сформировать
правильное отношение к здоровью
·
Не
дожидаясь осознания ребёнком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье
сохранять и укреплять, то есть дать ему навыки правильного дыхания, правильной
речи, правильной осанки
Именно для этого
служат уроки «БОС-Здоровье». Они предназначены:
v Для лечения
сердечно-сосудистой системы и органов дыхания
v Для лечения
дефектов речи
v Для выработки
навыков, которые позволяют без труда контролировать своё психоэмоциональное
состояние
v Для определения
паспорта здоровья (уровня активизации внутренних резервов организма) по
величине физиологического показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС) и степени
гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем
v Для
восстановления, сохранения и укрепления здоровья путём выработки правильного
диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной ДАС,
или дыхания по методу А.А.Сметанкина.
Тематическое
содержание курса
Подготовительный
этап – 4 часа
Дыхательная система человека,
газообмен. Преимущество диафрагмально-релаксационного дыхания. Методика работы
над новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным. Дыхательная гимнастика Сметанкина.
Дыхательный тренажёр БОС –учитель здоровья. Приёмы расслабления. Обучение
технике диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС.
Основной курс – 12
часов
Подготовка к
освоению диафрагмально-релаксационного типа – 2 часа
Освоение процесса
диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажёра БОС
«Дыхание»
Постановка
диафрагмально-релаксационного
типа дыхания – 4 часа
Освоение и
закрепление навыка дыхания диафрагмой (животом); уверенное снижение пульса на
выдохе
Формирование
навыка диафрагмально-релаксационного
типа дыхания – 4 часа
Достижение
гармонии работы сердца и дыхания; увеличение ДАС(показателя паспорта здоровья)
до возрастной нормы или превышение её; снижение частоты дыхания; использование
приобретённого навыка дыхания без сигналов обратной связи
Закрепление
навыка и подведение итогов – 2 часа
Закрепление
полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания; воспроизведение
полученного навыка без приборов БОС. Сравнение результатов работы в начале и
конце сеансов.
Требования
к оценке знаний и умений учащихся
По итогам урока
каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки: за работу и отдых,
которые автоматически выставляет компьютер. Сравнивая оценки периода работы и
периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка
правильного типа дыхания.
Оценки позволяют
быстро и точно оценить состояние ребёнка и уровень его здоровья. По таблице
Сметанкина ориентируясь на значение ДАС, ученик знакомится с биологическим
возрастом, то есть с уровнем физиологического состояния клеток, тканей, органов
и систем организма на данный период.
Для оценивания
промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается
величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6 – 8 дых.ц./мин)
Вся информация по
сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в
индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех
учащихся обрабатываются в программе «Журнал здоровья 2.0», позволяющей получить
исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы
учеников, в ходе курсов оздоровительных уроков.
По паспортам
здоровья учитель анализирует изменение уровня здоровья каждого учащегося,
составляет сравнительный анализ эффективности работы класса БОС «Здоровье»,
прослеживает уровень влияния занятий на состояние успеваемости и коррекцию речи
учащихся.
Требования
к уровню подготовки учащихся,
прошедших курс
оздоровления в классе БОС
По окончании
сеансов учащиеся должны:
Знать
§ О дыхательной
системе человека, газообмене
§ Способы дыхания по
методу БОС
§ Показания и
противопоказания к применению метода БОС
§ Способы
расслабления
§ Технику навыка
диафрагмально-релаксационного дыхания
§ ТБ при работе с
компьютером
Уметь
·
Расслабляться
·
Дышать
диафрагмой (животом)
·
Снижать
пульс на выдохе
·
Снижать
частоту дыхания
·
Использовать
приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи
·
Заполнять
дневники здоровья
·
Анализировать
результаты, проведённого сеанса
Перечень
учебно-методического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
|
Наименование
|
Кол-во
(шт)
|
Примечание
|
1
|
Персональные
компьютеры
|
12
|
|
2
|
Проектор
|
1
|
|
3
|
Экран
|
1
|
|
4
|
Принтер
|
1
|
|
5
|
Тренажёр
дыхания «Биосвязь»
|
12
|
|
6
|
Подставка
для ног
|
12
|
|
7
|
Учебное
пособие «Учись здоровью»
|
12
|
Для
проведения теоретических занятий с детьми
|
8
|
Учебник
здоровья для детей
|
12
|
9
|
Программное
обеспечение «Дыхание, БОС-здоровье», модуль, на 1 активацию
|
12
|
|
10
|
Программное
обеспечение «Окружающий мир 1 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию
|
12
|
|
11
|
Программное
обеспечение «Окружающий мир 2 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию
|
12
|
|
12
|
Программное
обеспечение «Окружающий мир 3 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию
|
12
|
|
13
|
Программное
обеспечение «Окружающий мир 4 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию
|
12
|
|
14
|
Инсталляционный
диск с ПО
|
12
|
|
СОГЛАСОВАНО
Зам.
директора по ВР
__________/_____________________/
«______»
______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на
заседании ШМО (РМО)
протокол
№ ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель
ШМО (РМО)
_____________
/__________________/
подпись
расшифровка подписи
Календарно-тематическое
планирование
объединения
дополнительного образования «Секреты БОС» 1 – 4классы
на
2014-2015 учебный год
Номера
уроков
по
порядку
|
№
урока
в
разделе, теме
|
Тема
урока
|
Плановые
сроки изучения учебного материала
|
Скорректированные
сроки изучения учебного материала
|
1.
|
1
|
Инструктаж
по технике безопасности. Путешествие в страну «Здоровейка»
|
01.09.
– 05.09.
|
|
2.
|
2
|
Путешествие
в увлекательный мир дыхания. Учимся правильно дышать. Методы релаксации
«поза» и «маска»
|
|
3.
|
3
|
Дыхательная
гимнастика Сметанкина. Упражнения на релаксацию. Знакомство с сюжетами
периода работы и периода отдыха.
|
08.09.
– 12.09.
|
|
4.
|
4
|
Сюжеты
«Столбик», «Забор», «Окно», «Пчёлка».Изучение таблиц по подведению итогов
проведённого сеанса. Дыхательное упражнение «Упрямая свеча». Пробный сеанс
|
|
5.
|
5
|
Упражнения
на релаксацию, дыхательное упражнение «Погаси 3,4,5,…10 свечей» Тренировка
правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 1
|
15.09.
– 19.09.
|
|
6
|
6
|
Упражнения
на дыхание (№4 – 5 с.30-31 С.Т.Никольская)
|
|
7
|
7
|
Тренировка
правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 2
|
22.09.
– 26.09.
|
|
8
|
8
|
Методы
релаксации «поза» и «маска». Комплекс упражнений для расслабления
воротниковой зоны. Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном
тренажёре. Сеанс 3
|
|
9
|
9
|
Упражнения
на дыхание (№ 10, 11 с.37-38 С.Т.Никольская)
|
29.09.
– 03.10.
|
|
10
|
10
|
Тренировка
правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 4
|
|
11
|
11
|
Дыхательные
упражнения «Свеча», «Упрямая свеча». Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная
Варвара». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном
тренажёре. Сеанс 5
|
06.10.
– 10.10.
|
|
12
|
12
|
Комплекс
упражнений для расслабления воротниковой зоны. Релаксация «кошка». Тренировка
правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 6
|
|
13
|
13
|
Упражнение
на релаксацию, дыхательное упражнение «Погаси 3, 4, 5, …10 свечей» Тренировка
правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 7
|
13.10.
– 17.10.
|
|
14
|
14
|
Упражнение
на релаксацию «Олени». Тренировка правильного дыхания на компьютерном
дыхательном тренажёре. Сеанс 8
|
|
15
|
15
|
Дыхательные
упражнения «Свеча», «Упрямая свеча». Упражнение на расслабление мышц шеи
«Любопытная Варвара» Тренировка правильного дыхания на компьютерном
дыхательном тренажёре. Сеанс 9
|
20.10.
– 24.10.
|
|
16
|
16
|
Комплекс
упражнений для расслабления воротниковой зоны. Тренировка правильного дыхания
на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 10
|
|
Итого
|
часов
|
В
том числе:
|
уроков
повторения
|
контрольных
работ
|
практических
(лабораторных) работ
|
уроков
развития речи
|
по
программе
|
16
|
|
|
12
|
|
выполнено
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по
ВР
__________/_____________________/
«______»
______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
(РМО)
протокол № ___ от
«___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО
(РМО)
_____________
/__________________/
подпись
расшифровка подписи
Календарно-тематическое
планирование
Секреты
БОС
На
2014-2015 учебный год
Номера
уроков
по
порядку
|
Тема
урока
|
Плановые
сроки изучения учебного материала
|
Скорректированные
сроки изучения учебного материала
|
1
|
Понятие
о здоровом образе жизни. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.
|
|
|
2
|
Формирование
понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца.
|
|
|
3
|
Обучение
диафрагмально-релаксационному типу дыхания. Знакомство с методом мышечной
релаксации.
|
|
|
4
|
Закрепление
техники диафрагмального дыхания. Занятие 1
|
|
|
5
|
Закрепление
техники диафрагмального дыхания. Занятие 2
|
|
|
6
|
Постановка
дыхания. Занятие 3
|
|
|
7
|
Постановка
дыхания. Занятие 4
|
|
|
8
|
Постановка
дыхания. Занятие 5
|
|
|
9
|
Постановка
дыхания. Занятие 6
|
|
|
10
|
Формирование
навыка. Занятие 7
|
|
|
11
|
Формирование
навыка. Занятие 8
|
|
|
12
|
Формирование
навыка. Занятие 9
|
|
|
13
|
Формирование
навыка. Занятие 10
|
|
|
14
|
Закрепление
навыка. Занятие 11
|
|
|
15
|
Закрепление
навыка. Занятие 12
|
|
|
16
|
Итоговая
беседа «Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья»
|
|
|
часов
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________
20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___»
________ 20___ г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________
/__________________/
подпись расшифровка
подписи
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.