Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыПрограмма дополнительного образования "Секреты Биологической Обратной Связи"

Программа дополнительного образования "Секреты Биологической Обратной Связи"

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

_______________________________________________________

140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23

Телефоны  8 (496) 44-2-7405, 8 (496)- 44-2-7207. E-mail: vosk-school9@mail.ru

 

 

 

 

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Л.Н.Гафурова/

«31» августа 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

По ___________________________________

для 2 – 4 Б В классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

Клокова И.И., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воскресенск

201 год

 

Пояснительная записка.

Программа «БОС – урок здоровья» предназначена для учащихся 1 – 11 классов. Данная программа составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных классов «Учись здоровью» В.А.Зверев Спб Биосвязь 2008 год; Учебника здоровья для детей младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А.Сметанкин Спб БИОсвязь 2006 год.  – это безлекарственный метода исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский учёный-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи А.А.Сметанкин. По его мнению, Биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, даёт возможность научиться управлять своим организмом.

Курс рассчитан на 16 часов, по 2 часа в неделю. Курс оздоровительной гимнастики рассчитан на 16 занятий, после чего группа учащихся меняется. В содержание включён материал о революционном открытии русского физиолога А.А.Сметанкина: сознательном управлении механизмами здоровья, и в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием  (дыханием по методу Сметанкина А.А.) при помощи биологической обратной связи (БОС).

ЦЕЛЬ занятий:

 расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза(динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека), знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи.

ЦЕЛЬ курса:

 научить учащихся работать сприборами ПБС – БОС для выработки диафрагмально- релаксационного типа дыхания путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца (ДАС), характерных для здоровых детей с учётом возраста.

ЗАДАЧИ курса:

ü  формирование у учащихся бережного отношения  к своему здоровью,

ü  выработка у учащихся понимания общественной значимости здоровья,

ü  формирование навыка диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного управления дыхательной функцией,

ü  достижение гармонии физиологических систем своего организма,

ü  обучение произвольной регуляции функций организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии(нарушение функций организма)

 

 

 

Основное содержание программы

Ни для кого не секрет, что процент детей страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, речевыми расстройствами и другими хроническими заболеваниями растёт из года в год.

Чтобы предотвратить ухудшение здоровья детей нужно:

·         Сформировать правильное отношение к здоровью

·         Не дожидаясь осознания ребёнком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, то есть дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки

Именно для этого служат уроки «БОС-Здоровье». Они предназначены:

v  Для лечения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

v  Для лечения дефектов речи

v  Для выработки навыков, которые позволяют без труда контролировать своё психоэмоциональное состояние

v  Для определения паспорта здоровья (уровня активизации внутренних резервов организма) по величине физиологического показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС) и степени гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем

v  Для восстановления, сохранения и укрепления здоровья путём выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной ДАС, или дыхания по методу А.А.Сметанкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое содержание курса

Подготовительный этап – 4 часа

Дыхательная система человека, газообмен. Преимущество диафрагмально-релаксационного дыхания. Методика работы над новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным. Дыхательная гимнастика Сметанкина. Дыхательный тренажёр БОС –учитель здоровья. Приёмы расслабления. Обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС.

Основной курс – 12 часов

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа – 2 часа

Освоение процесса диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажёра БОС «Дыхание»

Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 4 часа

Освоение и закрепление навыка дыхания диафрагмой (животом); уверенное снижение пульса на выдохе

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 4 часа

Достижение гармонии работы сердца и дыхания; увеличение ДАС(показателя паспорта здоровья) до возрастной нормы или превышение её; снижение частоты дыхания; использование приобретённого навыка дыхания без сигналов обратной связи

Закрепление навыка и подведение итогов – 2 часа

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания; воспроизведение полученного навыка без приборов БОС. Сравнение результатов работы в начале и конце сеансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к оценке знаний и умений учащихся

По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки: за работу и отдых, которые автоматически выставляет компьютер. Сравнивая оценки периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

Оценки позволяют быстро и точно оценить состояние ребёнка и уровень его здоровья. По таблице Сметанкина ориентируясь на значение ДАС, ученик знакомится с биологическим возрастом, то есть с уровнем физиологического состояния клеток, тканей, органов и систем организма на данный период.

Для оценивания промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6 – 8 дых.ц./мин)

Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются в программе «Журнал здоровья 2.0», позволяющей получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курсов оздоровительных уроков.

По паспортам здоровья учитель анализирует изменение уровня здоровья каждого учащегося, составляет сравнительный анализ эффективности работы класса БОС «Здоровье», прослеживает уровень влияния занятий на состояние успеваемости и коррекцию речи учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся,

 прошедших курс оздоровления в классе БОС

По окончании сеансов учащиеся должны:

Знать

§  О дыхательной системе человека, газообмене

§  Способы дыхания по методу БОС

§  Показания и противопоказания к применению метода БОС

§  Способы расслабления

§  Технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

§  ТБ при работе с компьютером

Уметь

·         Расслабляться

·         Дышать диафрагмой (животом)

·         Снижать пульс на выдохе

·         Снижать частоту дыхания

·         Использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи

·         Заполнять дневники здоровья

·         Анализировать результаты, проведённого сеанса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование

Кол-во

(шт)

Примечание

1

Персональные компьютеры

12

 

2

Проектор

1

 

3

Экран

1

 

4

Принтер

1

 

5

Тренажёр дыхания «Биосвязь»

12

 

6

Подставка для ног

12

 

7

Учебное пособие «Учись здоровью»

12

Для проведения теоретических занятий с детьми

8

Учебник здоровья для детей

12

9

Программное обеспечение «Дыхание, БОС-здоровье», модуль, на 1 активацию

12

 

10

Программное обеспечение «Окружающий мир 1 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12

 

11

Программное обеспечение «Окружающий мир 2 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12

 

12

Программное обеспечение «Окружающий мир 3 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12

 

13

Программное обеспечение «Окружающий мир 4 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12

 

14

Инсталляционный диск с ПО

12

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по ВР

 __________/_____________________/

 

«______» ______________ 20____ г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

объединения дополнительного образования «Секреты БОС» 1 – 4классы

на 2014-2015 учебный год

 

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

 

 

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1.

1

Инструктаж по технике безопасности. Путешествие в страну «Здоровейка»

01.09. – 05.09.

 

2.

2

Путешествие в увлекательный мир дыхания. Учимся правильно дышать. Методы релаксации «поза» и «маска»

 

3.

3

Дыхательная гимнастика Сметанкина. Упражнения на релаксацию. Знакомство с сюжетами периода работы и периода отдыха.

08.09. – 12.09.

 

4.

4

Сюжеты «Столбик», «Забор», «Окно», «Пчёлка».Изучение таблиц по подведению итогов проведённого сеанса. Дыхательное упражнение «Упрямая свеча». Пробный сеанс

 

5.

5

Упражнения на релаксацию, дыхательное упражнение «Погаси 3,4,5,…10 свечей» Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 1

15.09. – 19.09.

 

6

6

Упражнения на дыхание (№4 – 5 с.30-31 С.Т.Никольская)

 

7

7

Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 2

22.09. – 26.09.

 

8

8

Методы релаксации «поза» и «маска». Комплекс упражнений для расслабления воротниковой зоны. Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 3

 

9

9

Упражнения на дыхание (№ 10, 11 с.37-38 С.Т.Никольская)

29.09. – 03.10.

 

10

10

Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 4

 

11

11

Дыхательные упражнения «Свеча», «Упрямая свеча». Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 5

06.10. – 10.10.

 

12

12

Комплекс упражнений для расслабления воротниковой зоны. Релаксация «кошка». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 6

 

13

13

Упражнение на релаксацию, дыхательное упражнение «Погаси 3, 4, 5, …10 свечей» Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 7

13.10. – 17.10.

 

14

14

Упражнение на релаксацию «Олени». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 8

 

15

15

Дыхательные упражнения «Свеча», «Упрямая свеча». Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара» Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 9

20.10. – 24.10.

 

16

16

Комплекс упражнений для расслабления воротниковой зоны. Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 10

 

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

16

 

 

12

 

выполнено

 

 

 

12

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по ВР

 __________/_____________________/

 

«______» ______________ 20____ г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Секреты БОС

На 2014-2015 учебный год

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1

Понятие о здоровом образе жизни. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.

 

 

2

Формирование понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца.

 

 

3

Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания. Знакомство с методом мышечной релаксации.

 

 

4

Закрепление техники диафрагмального дыхания. Занятие 1

 

 

5

Закрепление техники диафрагмального дыхания. Занятие 2

 

 

6

Постановка дыхания. Занятие 3

 

 

7

Постановка дыхания. Занятие 4

 

 

8

Постановка дыхания. Занятие 5

 

 

9

Постановка дыхания. Занятие 6

 

 

10

Формирование навыка. Занятие 7

 

 

11

Формирование навыка. Занятие 8

 

 

12

Формирование навыка. Занятие 9

 

 

13

Формирование навыка. Занятие 10

 

 

14

Закрепление навыка. Занятие 11

 

 

15

Закрепление навыка. Занятие 12

 

 

16

Итоговая беседа «Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья»

 

 

часов

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

 

«______» ______________ 20____ г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа дополнительного образования "Секреты Биологической Обратной Связи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа «БОС – урок здоровья» предназначена для учащихся 1 – 11 классов. Данная программа составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных классов «Учись здоровью» В.А.Зверев Спб Биосвязь 2008 год; Учебника здоровья для детей младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А.Сметанкин Спб БИОсвязь 2006 год.  – это безлекарственный метода исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский учёный-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи А.А.Сметанкин. По его мнению, Биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, даёт возможность научиться управлять своим организмом.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 398 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 401
    • DOCX 35.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Клокова Ирина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Клокова Ирина Игоревна
    Клокова Ирина Игоревна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5666
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 120 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 778 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 989 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек