Главная / Классному руководителю / Программа дополнительного образования "Секреты Биологической Обратной Связи"

Программа дополнительного образования "Секреты Биологической Обратной Связи"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

_______________________________________________________

140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23

Телефоны 8 (496) 44-2-7405, 8 (496)- 44-2-7207. E-mail: vosk-school9@mail.ru





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Л.Н.Гафурова/

«31» августа 2013г.









Рабочая программа

По ___________________________________

для 2 – 4 Б В классов













Составитель

Клокова И.И., учитель начальных классов










г. Воскресенск

201 год



Пояснительная записка.

Программа «БОС – урок здоровья» предназначена для учащихся 1 – 11 классов. Данная программа составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных классов «Учись здоровью» В.А.Зверев Спб Биосвязь 2008 год; Учебника здоровья для детей младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А.Сметанкин Спб БИОсвязь 2006 год. – это безлекарственный метода исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский учёный-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи А.А.Сметанкин. По его мнению, Биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, даёт возможность научиться управлять своим организмом.

Курс рассчитан на 16 часов, по 2 часа в неделю. Курс оздоровительной гимнастики рассчитан на 16 занятий, после чего группа учащихся меняется. В содержание включён материал о революционном открытии русского физиолога А.А.Сметанкина: сознательном управлении механизмами здоровья, и в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием (дыханием по методу Сметанкина А.А.) при помощи биологической обратной связи (БОС).

ЦЕЛЬ занятий:

расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза(динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека), знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи.

ЦЕЛЬ курса:

научить учащихся работать сприборами ПБС – БОС для выработки диафрагмально- релаксационного типа дыхания путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца (ДАС), характерных для здоровых детей с учётом возраста.

ЗАДАЧИ курса:

  • формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью,

  • выработка у учащихся понимания общественной значимости здоровья,

  • формирование навыка диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного управления дыхательной функцией,

  • достижение гармонии физиологических систем своего организма,

  • обучение произвольной регуляции функций организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии(нарушение функций организма)







Основное содержание программы

Ни для кого не секрет, что процент детей страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, речевыми расстройствами и другими хроническими заболеваниями растёт из года в год.

Чтобы предотвратить ухудшение здоровья детей нужно:

  • Сформировать правильное отношение к здоровью

  • Не дожидаясь осознания ребёнком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, то есть дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки

Именно для этого служат уроки «БОС-Здоровье». Они предназначены:

  • Для лечения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

  • Для лечения дефектов речи

  • Для выработки навыков, которые позволяют без труда контролировать своё психоэмоциональное состояние

  • Для определения паспорта здоровья (уровня активизации внутренних резервов организма) по величине физиологического показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС) и степени гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем

  • Для восстановления, сохранения и укрепления здоровья путём выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной ДАС, или дыхания по методу А.А.Сметанкина.

































Тематическое содержание курса

Подготовительный этап – 4 часа

Дыхательная система человека, газообмен. Преимущество диафрагмально-релаксационного дыхания. Методика работы над новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным. Дыхательная гимнастика Сметанкина. Дыхательный тренажёр БОС –учитель здоровья. Приёмы расслабления. Обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС.

Основной курс – 12 часов

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа – 2 часа

Освоение процесса диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажёра БОС «Дыхание»

Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 4 часа

Освоение и закрепление навыка дыхания диафрагмой (животом); уверенное снижение пульса на выдохе

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 4 часа

Достижение гармонии работы сердца и дыхания; увеличение ДАС(показателя паспорта здоровья) до возрастной нормы или превышение её; снижение частоты дыхания; использование приобретённого навыка дыхания без сигналов обратной связи

Закрепление навыка и подведение итогов – 2 часа

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания; воспроизведение полученного навыка без приборов БОС. Сравнение результатов работы в начале и конце сеансов.



























Требования к оценке знаний и умений учащихся

По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки: за работу и отдых, которые автоматически выставляет компьютер. Сравнивая оценки периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

Оценки позволяют быстро и точно оценить состояние ребёнка и уровень его здоровья. По таблице Сметанкина ориентируясь на значение ДАС, ученик знакомится с биологическим возрастом, то есть с уровнем физиологического состояния клеток, тканей, органов и систем организма на данный период.

Для оценивания промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6 – 8 дых.ц./мин)

Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются в программе «Журнал здоровья 2.0», позволяющей получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курсов оздоровительных уроков.

По паспортам здоровья учитель анализирует изменение уровня здоровья каждого учащегося, составляет сравнительный анализ эффективности работы класса БОС «Здоровье», прослеживает уровень влияния занятий на состояние успеваемости и коррекцию речи учащихся.

































Требования к уровню подготовки учащихся,

прошедших курс оздоровления в классе БОС

По окончании сеансов учащиеся должны:

Знать

  • О дыхательной системе человека, газообмене

  • Способы дыхания по методу БОС

  • Показания и противопоказания к применению метода БОС

  • Способы расслабления

  • Технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

  • ТБ при работе с компьютером

Уметь

  • Расслабляться

  • Дышать диафрагмой (животом)

  • Снижать пульс на выдохе

  • Снижать частоту дыхания

  • Использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи

  • Заполнять дневники здоровья

  • Анализировать результаты, проведённого сеанса























































Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование

Кол-во

(шт)

Примечание

1

Персональные компьютеры

12


2

Проектор

1


3

Экран

1


4

Принтер

1


5

Тренажёр дыхания «Биосвязь»

12


6

Подставка для ног

12


7

Учебное пособие «Учись здоровью»

12

Для проведения теоретических занятий с детьми

8

Учебник здоровья для детей

12

9

Программное обеспечение «Дыхание, БОС-здоровье», модуль, на 1 активацию

12


10

Программное обеспечение «Окружающий мир 1 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12


11

Программное обеспечение «Окружающий мир 2 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12


12

Программное обеспечение «Окружающий мир 3 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12


13

Программное обеспечение «Окружающий мир 4 класс, БОС-здоровье», модуль на 1 активацию

12


14

Инсталляционный диск с ПО

12






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

__________/_____________________/


«______» ______________ 20____ г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи














Календарно-тематическое планирование

объединения дополнительного образования «Секреты БОС» 1 – 4классы

на 2014-2015 учебный год


Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме





Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1.

1

Инструктаж по технике безопасности. Путешествие в страну «Здоровейка»

01.09. – 05.09.


2.

2

Путешествие в увлекательный мир дыхания. Учимся правильно дышать. Методы релаксации «поза» и «маска»


3.

3

Дыхательная гимнастика Сметанкина. Упражнения на релаксацию. Знакомство с сюжетами периода работы и периода отдыха.

08.09. – 12.09.


4.

4

Сюжеты «Столбик», «Забор», «Окно», «Пчёлка».Изучение таблиц по подведению итогов проведённого сеанса. Дыхательное упражнение «Упрямая свеча». Пробный сеанс


5.

5

Упражнения на релаксацию, дыхательное упражнение «Погаси 3,4,5,…10 свечей» Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 1

15.09. – 19.09.


6

6

Упражнения на дыхание (№4 – 5 с.30-31 С.Т.Никольская)


7

7

Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 2

22.09. – 26.09.


8

8

Методы релаксации «поза» и «маска». Комплекс упражнений для расслабления воротниковой зоны. Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 3


9

9

Упражнения на дыхание (№ 10, 11 с.37-38 С.Т.Никольская)

29.09. – 03.10.


10

10

Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 4


11

11

Дыхательные упражнения «Свеча», «Упрямая свеча». Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 5

06.10. – 10.10.


12

12

Комплекс упражнений для расслабления воротниковой зоны. Релаксация «кошка». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 6


13

13

Упражнение на релаксацию, дыхательное упражнение «Погаси 3, 4, 5, …10 свечей» Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 7

13.10. – 17.10.


14

14

Упражнение на релаксацию «Олени». Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 8


15

15

Дыхательные упражнения «Свеча», «Упрямая свеча». Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара» Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 9

20.10. – 24.10.


16

16

Комплекс упражнений для расслабления воротниковой зоны. Тренировка правильного дыхания на компьютерном дыхательном тренажёре. Сеанс 10


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

16



12


выполнено




12




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

__________/_____________________/


«______» ______________ 20____ г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи






























Календарно-тематическое планирование

Секреты БОС

На 2014-2015 учебный год

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1

Понятие о здоровом образе жизни. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.



2

Формирование понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца.



3

Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания. Знакомство с методом мышечной релаксации.



4

Закрепление техники диафрагмального дыхания. Занятие 1



5

Закрепление техники диафрагмального дыхания. Занятие 2



6

Постановка дыхания. Занятие 3



7

Постановка дыхания. Занятие 4



8

Постановка дыхания. Занятие 5



9

Постановка дыхания. Занятие 6



10

Формирование навыка. Занятие 7



11

Формирование навыка. Занятие 8



12

Формирование навыка. Занятие 9



13

Формирование навыка. Занятие 10



14

Закрепление навыка. Занятие 11



15

Закрепление навыка. Занятие 12



16

Итоговая беседа «Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья»



часов






16












СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/


«______» ______________ 20____ г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи

Программа дополнительного образования "Секреты Биологической Обратной Связи"
  • Классному руководителю
Описание:

Программа «БОС – урок здоровья» предназначена для учащихся 1 – 11 классов. Данная программа составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных классов «Учись здоровью» В.А.Зверев Спб Биосвязь 2008 год; Учебника здоровья для детей младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А.Сметанкин Спб БИОсвязь 2006 год.  – это безлекарственный метода исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский учёный-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи А.А.Сметанкин. По его мнению, Биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, даёт возможность научиться управлять своим организмом.

 
Автор Клокова Ирина Игоревна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 51376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓