Главная / Иностранные языки / Программа дополнительного образования "Немецкий театр"

Программа дополнительного образования "Немецкий театр"

9



I. Пояснительная записка


Современная школа осознала важность не только повышения уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей, фантазии, образного мышления, что само по себе оказывает благотворное влияние на познавательные процессы. В такой атмосфере проходит обучение разным наукам, но особое место среди них занимает, в первую очередь, иностранный язык. Коммуникативный подход в изучении иностранного языка признан современной методической наукой как самый эффективный. Развитие коммуникативных умений – необходимое условие межкультурного общения. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.

Исключительное место в жизни ребенка занимает игра: в игровой деятельности происходит его развитие и становление, он познает себя и окружающий мир, учится сотрудничать и соревноваться, приобретает знания и умения, отдыхает и расслабляется. Игра вызывает эмоции, активность, она требует сосредоточенности и внимания, будит воображение, заставляет работать мышление. Цель игры при обучении иностранному языку – овладение видами речевой деятельности как средством общения.

Драматическая игра как форма деятельности близка и понятна детям, они с удовольствием примеряют на себя «маски» разных персонажей, свободно чувствуют себя в рамках предложенной условной ситуации. Обращение к театру при обучении иностранному языку способствует также его освоению.

Профессия артиста притягивает к себе многих детей. Творчество – прекрасный путь к познанию самого себя. Кто ты есть? Что ты есть? Одному сложно разобраться, понять и почувствовать. В коллективе намного проще – больше шансов на успех.

Театр как синтетический вид искусства позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Использование театра и театральных методик в изучении немецкого языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к «вчувствованию» в других, обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Программа предусматривает изучение литературных произведений малых форм как отечественных, так и зарубежных авторов, знакомство с традициями русской и немецкой культур, овладение основами актерского мастерства и сценической речи.




Цель программы:

содействие развитию духовно-нравственных основ

личности ребенка, его творческих, интеллектуальных

способностей через приобщение к искусству театра.



Основные задачи программы:


  • создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

  • создание ситуаций, обеспечивающих воспитаннику возможность выбора;

  • развитие навыков общения и коммуникации;

  • расширение лексического багажа, развитие навыков говорения на немецком языке;

  • приобщение к широкому пласту духовно-нравственных и культурных традиций русского и немецкого народов.


Данная программа разработана на основе авторской программы «Великая радость творчества» (Аракелян Л.В., Майорова Е.В., Желтухина Н.Г. / Сборник дополнительных образовательных программ – лауреатов V Всероссийского конкурса дополнительных образовательных программ. Номинация «Художественная». – М.: ___, 2003.), программы по немецкому языку для 5-9 классов И.Л.Бим (М.: Просвещение, 2008) и методических рекомендаций Т.Н.Поляковой (Театр в изучении немецкого языка: Учебное пособие по немецкому языку. – СПб.: КАРО, 2007).

Программа рассчитана на подростков 11-14 лет, изучавших немецкий язык до вступления в детское объединение не менее одного года. Программный материал рассчитан на два года при недельной нагрузке 4,5 часа.

Начальный этап обучения (1-й год) предполагает теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений: постановка этюдов, изготовление простейших костюмов и декораций, участие в концертах и праздничных представлениях. В завершение этого этапа проводится отчетный показ инсценированных стихотворений, мини-сказок, интермедий или музыкально-литературной композиции.

Основной этап обучения (2-й год) предполагает работу над постановками одноактных пьес, самостоятельную разработку характеров героев, применение полученных знаний и совершенствование навыков сценического мастерства. В завершение этого этапа выпускается одноактный спектакль, на котором присутствует зритель.

За время работы по программе «Немецкий театр» формируется дружный творческий коллектив.



II – 1. Учебно-тематический план

1-го года занятий



Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

теория

практика

1.

Введение в программу.

Цель и задачи. Инструктаж по ТБ.

2

2


2.

Теоретические основы актерского мастерства.

14

10

4

3.

Сценическое общение.


7

2

5

4.

Работа актера над собой.


9

2

7

5.

Работа актера над ролью.


7

2

5

6.

Работа над малыми театральными формами.

14

2

12

7.

Теоретические основы сценической речи.

7

2

5

8.

Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. Произношение.

21

7

14

9.

Декорации. Костюм. Грим.


14

5

9

10.

Роль музыки в спектакле.


7

2

5

11.

Работа над литературно-художественным произведением.

40

5

35

12.

Внутристудийная работа.


20

4

16


ИТОГО:

162

45

117



III – 1. Содержание.


Введение в программу. Цель и задачи. Инструктаж по технике безопасности.

Теоретические основы актерского мастерства. Театр как вид искусства. Особенности, действенная природа театрального искусства. Беседа о значении различных компонентов и выразительных средств в создании спектакля. История театра. Зарождение театра. Раскрытие замысла спектакля через создаваемые образы. Роль индивидуальности актера в спектакле. Беседа о великих русских актерах.

Сценическое общение. Виды общения. Общение как взаимодействие партнеров. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера, пристройка к партнеру, самовоздействие на партнера в желаемом направлении. Групповые игры. Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Парные упражнения и этюды на общение. Сценическое действие. Виды действия. Различие между действием и чувством. Предлагаемые обстоятельства. Упражнения на заданные предлагаемые обстоятельства. Импровизации.


Работа актера над собой. Сценическое внимание. Виды и круги внимания. Органы внимания и объекты внимания. Управление вниманием. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на сосредоточение внимания. Мышечная свобода. Лицо, мимика. Упражнения на нагрузку и расслабление мышц. Воображение. Особенности сценического воображения. Упражнения на вызывание образа и осязательные и вкусовые ощущения.


Работа актера над ролью. Изучение роли. Характеристика персонажа. От походки к характеру. Упражнения «Человек идущий», «Человек жующий», «Плачем и смеемся» и т.д. Сочинение биографии персонажа по выбору.


Работа над малыми театральными формами. Эстрадный театр миниатюр. Создание эстрадных номеров.


Теоретические основы сценической речи. Слово на сцене. Речевое общение. Возникновение и развитие искусства художественного слова. Устное народное творчество. Литературные концерты.


Техника сценической речи. Дыхание, голос. Дикция. Произношение. Анатомия и физиология речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Дыхание и звук. Речевой голос. Артикуляция. Дикция. Гласные и их роль в звучании слова. Согласные звуки, их классификация. Упражнения со скороговорками. Особенности произношения на немецком языке. Придыхания. Упражнения со считалками и пословицами. Логическое ударение во фразе.


Декорации. Костюм. Грим. Оформление сценарной площадки. Содержание произведения и декорации. Подручные средства в создании декораций. Внешний облик актера. Костюм и характер персонажа. Одежда сценическая и повседневная. Грим как основа создания внешнего облика. Внешние детали, передающие сущность персонажа.


Роль музыки в спектакле. Особенности театральной музыки. Подбор музыкального оформления для спектакля. Динамика – процесс изменения громкости. Самостоятельный подбор музыки для эстрадных номеров. Показ пластического этюда на раскрытие характера звучащей музыки. Анализ работ.

Работа над литературно-художественным произведением. Выбор художественного материала. Предварительное чтение произведения на русском языке. Анализ произведения. Стиль произведения. Знакомство с творчеством автора, его эпохой, временем, отраженным в произведении. Пересказ текста своими словами. Обсуждение оформления произведения. Образ рассказчика и его отношение к происходящим в произведении событиям. Выбор роли. Первое восприятие роли исполнителем. Чтение произведения на немецком языке. Чтение краткого содержания. Пересказ краткого содержания на немецком языке. Подбор музыкального фона. Работа над произведением.


Внутристудийная работа. Театральная этика. Дисциплина и правила внутреннего распорядка. Этика по отношению к искусству, к себе, партнеру, к театру. Разработка правил поведения в объединении. Театр – искусство коллективное. О тех, кто остается за кулисами. Культура общения. Творческие встречи с родителями.



Прогнозируемый результат

после 1-го года обучения



Обучающийся должен знать:


  • историю театра и театрального искусства;

  • театральную этику;

  • работу актера над ролью;

  • общие вопросы речевого искусства;

  • фонетические нормы русского языка;

  • фонетические нормы немецкого языка;

  • нормы литературной речи;

  • основные этапы работы чтеца над произведением;

  • особенности театральной музыки.

Обучающийся должен уметь:


  • самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;

  • производить логический анализ произведения;

  • сознательно бережно относиться к голосу и речи как к инструменту актера;

  • работать над малыми театральными формами;

  • выполнять работу оформителей, бутафоров;

  • подбирать музыкальное оформление к актерским этюдам;

  • исполнять эстрадные номера и мини-спектакли для зрителей.



II – 2. Учебно-тематический план

2-го года занятий




Наименование тем

Количество часов

всего

в том числе

теория

практика

1.

Теоретические основы актерского мастерства.

14

4

10

2.

Работа актера над собой.


7

2

5

3.

Работа актера над ролью.


14

2

12

4.

Работа над малыми театральными формами.

7

2

5

5.

Теоретические основы сценической речи.

7

2

5

6.

Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. Произношение.

21

7

14

7.

Логика сценической речи.


7

2

5

8.

Работа над литературно-художественным произведением.

74

5

69

9.

Внутристудийная работа.


20

4

16

10.

ИТОГО:

171

30

141



III2. Содержание.


Теоретические основы актерского мастерства. Драматургия как основа театрального искусства. Спектакль как сценическое воплощение драматурга. Содержание и форма произведения. Тема, идея пьесы. Просмотр спектакля театра «Кулиска».


Работа актера над собой. Сценическое отношение и сценическое общение. Воздействие на партнера в желаемом направлении. Упражнения на нагрузку и расслабление мышц. Воображение и предлагаемые обстоятельства. Атмосфера спектакля. Активное и пассивное воображение. Этюды импровизации на обострение предлагаемых обстоятельств. Основные задачи действующего лица.


Работа актера над ролью. Разбор роли. Необходимость изучения своего героя. Разработка линии его действия в спектакле. Предварительная наметка линии действия. «Второй план». Раскрытие подтекста как ключ к пониманию. Раскрытие подтекста выбранных произведений. Выражение «зерно образа». Анализ: атмосфера конкретной сцены, оценка обстановки. Роль фантазии в выборе физического самочувствия и костюма.


Работа над малыми театральными формами. Площадной театр на Руси. Площадной театр в Германии. Массовые праздники. Сценарное мастерство. Подготовка театрального представления к массовым школьным праздникам (Новый год). Участие в массовых праздниках.


Теоретические основы сценической речи. Сценическая речь и характеристика стиля актерского исполнения. Речевая характеристика образа. Просмотр спектакля театра «Кулиска». Обсуждение речевой стороны спектакля. Сценические особенности искусства художественного слова.


Техника сценической речи. Дыхание голос. Дикция. Произношение. Осанка. Дыхание и звук. Речевой голос. Артикуляция. Дикция. Речевой тренинг на каждом занятии. Особенности произношения на немецком языке. Придыхания. Логическое ударение во фразе. Воспитание умения слушать и слышать. Речь в движении.


Логика сценической речи. Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания. Работа над простыми и сложными предложениями на русском и немецком языке. Понятия темы и ремы. Разбор текстов с учетом законов логики.


Работа над литературно-художественным произведением. Одноактный спектакль. Выбор художественного материала. Предварительное чтение произведения на русском языке. Анализ произведения. Стиль произведения. Знакомство с творчеством автора, его эпохой, временем, отраженным в произведении. Определение атмосферы спектакля. Пересказ текста своими словами. Поиск выразительных средств. Чтение произведения на немецком языке. Чтение краткого содержания. Пересказ краткого содержания на немецком языке. Подбор музыкального фона. Изготовление декораций, бутафории и костюмов. Работа над произведением. Показ одноактного спектакля перед зрителем.


Внутристудийная работа. Эстетика – наука о прекрасном. Эстетика быта. Эстетика общения. Экскурсия в городской музей. Экскурсия в выставочный зал КСК «Газодобытчик». Переносные значения слов. Культура общения по телефону. Творческие встречи с родителями.







Прогнозируемый результат

после 2-го года обучения



Обучающийся должен знать:


  • историю театра и театрального искусства;

  • теоретические основы актерского мастерства;

  • этапы работы актера над ролью и над сценарием;

  • теоретические основы сценической речи;

  • законы сценического действия;

  • историю возникновения эстетики;

  • правила этикета;

  • творчество русских и немецких авторов.

Обучающийся должен уметь:


  • находить верное поведение в предлагаемых обстоятельствах;

  • раскрывать действенную природу слова в действии;

  • самостоятельно анализировать постановочный материал;

  • работать над ролью;

  • создавать точные актерские образы;

  • работать над текстом, добиваясь органичности чтения;

  • владеть речевым общением;

  • самостоятельно готовить краткий пересказ произведения на немецком языке.



















Список используемой литературы



  • Сборник дополнительных образовательных программ – лауреатов V Всероссийского конкурса дополнительных образовательных программ. Номинация «Художественная». – М.: ___, 2003.


  • Бим И.Л. Программа по немецкому языку для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2008.


  • Полякова Т.Н. Театр в изучении немецкого языка: Учебное пособие по немецкому языку. – СПб.: КАРО, 2007.


  • Буров А. Об искусстве перевоплощения. – М.: ВТО, 1989.


  • Волчек Г. Актер и современный театр. – М.: Искусство, 1989.


  • Занимательные материалы по немецкому языку. 5-6 классы. /Сост. Н.А.Евтюхина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.


  • Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Просвещение, 1984.


  • Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера. – М.: Искусство, 1990.


  • Немецкий язык. 5-6 классы. Внеклассная работа. /Сост. З.А.Власова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.


  • Немирович-Данченко В. О работе над спектаклем. – М., 1973.


  • Станиславский К. Работа актера над собой. – М., 1975.


Программа дополнительного образования "Немецкий театр"
  • Иностранные языки
Описание:

Данный методический материал представляет собой Программу  детского творческого объединения дополнительного образования "Немецкий театр".

Театр как синтетический вид искусства позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Использование театра и театральных методик в изучении немецкого языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к «вчувствованию» в других, обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Автор Файрушина Наталья Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 459
Номер материала 37278
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓