Главная / География / Программа дополнительного образования "Мой край родной"

Программа дополнительного образования "Мой край родной"

Мhello_html_42a5af16.jpgБОУ СОШ № 11 с. Волочаевка

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»



Утверждаю:


Согласовано:

Директор школы


Зам. дир. по УВР

_______________


_______________

Г.Я. Седова


Н.А. Тишкова

«20» августа 2012 г.


«20» августа 2012 г.







ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по географии

«Мой край родной»

на 2012/2013 учебный год

(5-9 классы)


hello_html_b1847d6.jpg



Программу составил:

Зайцев Алексей Николаевич

учитель географии 1 категории




с. Волочаевка, 2012 год






















































«Познавайте свой край, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое».

А.Е.Ферсман


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по географии «Мой край родной»

на 2012/2013 учебный год

(5-9 классы)

(34 часа, 1 час в неделю)



Пояснительная записка


Одним из направлений в воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, экологическому и физическому становлению учащихся. Как ни странно, но в наше время школьники намного больше знают о далекой Австралии и холодной Антарктиде, чем о том, что происходит в родном селе, поселении или районе. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

Необходимость развития знаний, умений, интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Учебный план по географии для средней школы построен таким образом, что на изучение природы родного края в рамках регионального компонента отводятся уроки только в 8-9 классах по 1 часу в неделю. Сокращение количества часов географии в 6 классе привело к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера совершенно не остается учебного времени. А учащиеся 5,7 классов вообще лишены этого. Поэтому возникла необходимость более полного и подробного знакомства учащихся со своей местностью, с окружающими природными объектами.

Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, планов местности, комплексное исследование территории, географическое описание, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности. Программа географического кружка «Мой край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем.

«Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» - сказал известный педагог К.Д. Ушинский


Цель работы кружка:


- развитие интереса к изучению природы и истории родного края, воспитание патриотизма и любви к малой родине



Задачи:


- сформировать знания о природных особенностях своей местности;

- научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;

- углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;

- вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране;

- способствовать воспитанию природо-, культуроохранного, экологического сознания;


- развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений, практических работ на местности.


Программа кружка опирается на следующие принципы:

- Преемственность

-Доступность

-Наглядность

-Научность

- Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося


При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический, культурологический


Учебный план программы


Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 1 год и состоит из двух разделов.

I - «Особенности компонентов природы» (22 часа).

II - «Человек и природа». (12 часов)

В ходе работы кружка изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов села и его окрестностей, изучаются и выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 40-45 минут. Практические работы на местности, экскурсии на природе имеют продолжительность 80-120 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия.

Возраст учащихся: 11-15 лет (учащиеся 5-9 классов).


.













Предполагаемый результат:


  1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.

  2. Знакомство с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края.

  3. Формирование умений применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

  4. Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

  5. Расширение собственного кругозора обучающихся.

  6. Использование и совершенствование использования компьютерных технологий в обучении.

  7. Формирование знаний о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем своей местности.

  8. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

  9. Создание фотоотчета «Мой край родной», в котором будет собрана и систематизирована вся фоторабота кружковцев.

  10. Участие в конкурсах краеведческой направленности.


Содержание программы


«Особенности компонентов природы»


Тема 1 Географическое положение нашей местности, состав Волочаевского сельского поселения – 2 часов

Положение ЕАО на карте Российской Федерации. Географическое положение Смидовичского района на карте ЕАО. Местоположение и состав Волочаевского сельского поселения. Населенные пункты своего поселения, краткая история их основания и возникновения. Объяснение названий населенных пунктов.

Учащиеся должны знать:

- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу;

- историю происхождения географических названий.

Учащиеся должны уметь:

-составлять карты-схемы;

-составлять описание географического положения своей местности.


Тема 2 «Топонимика поселения» - 6 часов

Специфика названий географических объектов на территории ЕАО и Смидовичского района. Происхождение названий природных объектов на территории поселения. Свидетельства и факты о происхождении названий географических объектов в школьном музее. Составление топонимического словаря поселения.

Учащиеся должны знать:

-особенности образования и происхождения названий территории своей местности;

-историю названий географических объектов, улиц поселения;

Учащиеся должны уметь:

-работать с различными источниками информации для выяснения истории топонимов;

- составлять топонимический словарь.


Тема 3 «Особенности рельефа. Полезные ископаемые» - 4 часа

ЕАО как часть Среднеамурской (Амуро-Сунгарийской) низменной равнины. Положение Волочаевского сельского поселения на равнине и отрогах Волочаевской сопки. Сопки-останцы. Рельефообразующие факторы. Процессы, влияющие на образование рельефа территории. Полезные ископаемые ЕАО, района, территории поселения.

Учащиеся должны знать:

-особенности рельефа и ПИ территории своей местности;

-процессы, формирующие рельеф конкретной территории;

Учащиеся должны уметь:

-описывать ПИ, рельеф и выявлять особенности рельефа данной территории;

-объяснять причины равнинного характера рельефа;

-составлять описание обнажений горных пород;

-определять горные породы, распространенные в своей местности.


Тема 4 «Особенности климата» - 2 часа

Характеристика климата ЕАО. Климатообразующие факторы. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы.

Учащиеся должны знать:

-особенности климата своей местности;

-климатообразующие факторы, определяющие климат своей местности.

Учащиеся должны уметь:

-вести наблюдения за погодой;

-обрабатывать полученные во время наблюдения данные;

-делать выводы на основе собственных наблюдений;

-объяснять причины климатических явлений.


Тема 5 «Особенности внутренних вод» - 4 часа

Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних вод. Способы изучения гидрологических показателей воды (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость).

Учащиеся должны знать:

-виды внутренних вод своей местности;

-особенности внутренних вод своей местности;

Учащиеся должны уметь:

-объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата.

-давать описание рек, озер своей местности;

-определять гидрологические показатели воды;

-делать выводы, проводить сравнительный анализ.


Тема 6 «Растительный и животный мир» - 4 часа

Растительный и животный мир ЕАО. Положение местности в южной подзоне тайги, на границе смешанных лесов и таежной зоны. Особенности дальневосточных лесов. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека.

Учащиеся должны знать:

-виды растительных сообществ своей местности;

-причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории;

-группы животных, обитающих в своей местности;

-приспособленность растительного и животного мира к обитанию в холодных условиях.

Учащиеся должны уметь:

-определять растения по внешнему виду и по определителю;

-оформлять гербарий собранных растений;

-давать характеристику флоры и фауны своей местности;

-объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории.


«Человек и природа»


Тема 7 «Экологические проблемы регионального и локального уровня» - 3 часа

Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и окружающей средой. Географические последствия антропогенных изменений природы. Роль географической науки в решении экологических проблем. Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты окружающей природы. Экологические проблемы региона и своей местности, последствия и причины их возникновения, пути решения.

Учащиеся должны знать:

-что такое экология;

-причины нарушения экологического равновесия;

-методы охраны природы.

Учащиеся должны уметь:

-выявлять экологические проблемы, определять причину их возникновения;

-находить наиболее эффективные пути решения экологических проблем;

-выполнять компьютерные презентации, фотоработу;


Тема 8 «Проектная деятельность» - 6 часов

Технология проектирования. Цели и задачи проектирования. Основные требования к проекту. Ожидаемые результаты. Типичные ошибки проектирования.

Учащиеся должны знать:

-понятие «проектирование», его значение для охраны природы;

-пошаговый механизм составления проекта.

Учащиеся должны уметь:

-самостоятельно составлять проект;

-реализовывать простейший проект с привлечением школьников и по возможности участников ближайшего социума


Тема 9 «Охрана природы» - 3 часа

Учащиеся занимаются конкретной природоохранной деятельностью по благоустройству и охране природных объектов своей местности.

Учащиеся должны знать:

-о взаимосвязи и взаимозависимости природных компонентов друг от друга;

-особенности компонентов природы своей местности;

-характеристику экологических проблем своей местности.

Учащиеся должны уметь:

-проводить анкетирование, на основе его результатов делать соответствующие выводы;

-доказать ближайшему социуму необходимость природоохранных мероприятий;

-рассказать о природных объектах, требующих охраны и благоустройства;

-вовлечь в природоохранную деятельность как можно большее число участников.



Учебно-тематический план

программы дополнительного образования

по географии «Мой край родной»


п/п

Тема/раздел

Кол-во часов

Практическая часть (час)

практ. работы

экскурсии

«Особенности компонентов природы» - 22 часа

1

Географическое положение нашей местности, состав Волочаевского сельского поселения

2

1


2

Топонимика поселения

6

4


3

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

4


3

4

Особенности климата

2

1


5

Особенности внутренних вод

4

2

1

6

Растительный и животный мир

4

1

2

«Человек и природа» - 12 часов

7

Экологические проблемы регионального и локального уровня

3


1-ТО

8

Проектная деятельность

6

4


9

Охрана природы

3

2

1-ТО

ИТОГО:

34

15

6+2ТО


ТО – творческий отчет












Календарно-тематическое планирование

«Мой край родной»

(34 часа, 1 час в неделю)


Тема занятия

Вид занятия

Количество часов

Домашнее задание

«Особенности компонентов природы»

Тема 1 «Географическое положение нашей местности, состав Волочаевского сельского поселения» - 2 часа

1

Географическое положение и состав ЕАО, Смидовичского района, Волочаевского сельского поселения

Лекция, работа с картами




1


Написать стихи, сочинение, нарисовать рисунок, принести фотографии своей местности.

2

Составление карты-схемы своей местности

Практическое занятие

1


Тема 2 «Топонимика поселения» - 6 часов

3

Специфика названий географических объектов на территории ЕАО и Смидовичского района.

Лекция

1

Найти примеры топонимов на территории района

4

Географические названия населенных пунктов нашей местности. Объяснение названий населенных пунктов. Свидетельства и факты о происхождении названий географических объектов в школьном музее.


Лекция



1


Провести работу по выявлению истории названий сельских улиц

5

Составление топонимического словаря «Топонимика с. Волочаевка и его окрестностей»

Практическое занятие

1

Поиск информации

6

Составление топонимического словаря «Топонимика с. Партизанское и его окрестностей. Ст. Ольгохта»

Практическое занятие

1

Поиск информации

7

Составление топонимического словаря «Топонимика населенных пунктов Волочаевского сельского поселения»

Практическое занятие

1

Поиск информации

8

Оформление топонимического словаря «Топонимика населенных пунктов Волочаевского сельского поселения»

Практическое занятие

1

Составление презентации (словаря)

Тема 3 «Особенности рельефа. Полезные ископаемые» - 4 часа

9

ЕАО как часть Среднеамурской (Амуро-Сунгарийской) низменной равнины. Сопки-останцы. Рельефообразующие факторы. Процессы, влияющие на образование рельефа территории. Полезные ископаемые ЕАО, района. Методика изучения рельефа и описания ПИ.

Лекция


1


Принести ПИ, ГП

10

Положение Волочаевского сельского поселения на равнине и отрогах Волочаевской сопки. Полезные ископаемые своей местности. Знакомство с образцами ГП.

Экскурсия

1

Фоторабота

11-12

«Описание особенностей рельефа нашей местности»,

«Описание обнажений горных пород»


Экскурсия


2

Фоторабота, собрать образцы ГП и ПИ

Тема 4 «Особенности климата» - 2 часа

13

Особенности климата ЕАО.

Климатообразующие факторы. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы

Лекция


1


Принести фотографии времен года нашей местности

14

«Обработка результатов наблюдения за погодой»

Практическое занятие

1

Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды

Тема 5 «Особенности внутренних вод» - 4 часа

15

Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних вод. Методика изучения рек

Лекция

1

Принести фотографии рек

16

Описание рек и озер нашей местности

Экскурсия


1

Найти стихотворения

17

Составление карты-схемы «Родники нашей местности»

Практическая работа

1


18

Оформление выставок (презентации)

-«Внутренние воды Волочаевки и её окрестностей»

Практическая работа

1

Составить презентацию

Тема 6 «Растительный и животный мир» - 4 часа

19

Растительный и животный мир ЕАО. Растительные сообщества нашей местности

Экскурсия

1

Подобрать стихи, загадки о растениях и животных нашей местности

20

Роль растений и животных в жизни природы и человека.

Лекция

1


21

Составление перечня растений и животных нашей местности, составление схемы «Растительные сообщества»

Практическое занятие

1


22

Фоторабота «Это все вокруг нас»

Экскурсия

1

Подобрать изображения животных, стихи, загадки и т.д.

«Человек и природа»

Тема 7 «Экологические проблемы регионального и локального уровня» - 3 часа

23

Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания

лекция

1

Подобрать стихи об экологии

24

Экологические проблемы ЕАО

лекция

1

Сделать подборку фотографий

25

Влияние хозяйственной деятельности человека на ПК

Экскурсия

1

Фоторабота, подборка фотографий

Тема 8 «Проектная деятельность» - 6 часов

26

Технология проектирования

лекция

1

Подумать над темой будущего проекта

27-30

Эколого-краеведческий проект

Выполнение компьютерных презентаций:

-«Экологические проблемы ЕАО»;

-«Экологические проблемы нашей местности»

Практическая работа

4

Провести фотоработу, составить презентацию,

31

Защита проектов


Творческий отчет

1


Тема 9 «Охрана природы» - 3 часа

32-33

Природоохранная деятельность:

- Благоустройство историко-культурных памятников, природных объектов.

- Освящение вопросов охраны природы в средствах массовой информации.

Практическая работа

2

Принести инвентарь

34

Подведение итогов

работы кружка за учебный год


Творческий отчет

1

Подготовка к творческому отчету









Литература


Учебно-методическая

  1. Учебное пособие «Еврейская автономная область». – Хабаровск: Изд-во «РИОТИП», 2007г.

  2. Историко-географический атлас Еврейской автономной области. 8-9 классы. – Бир-джан, 2006 г.

  3. Еврейская автономная область: Энциклопедический словарь. – Биробиджан, 1999.

  4. Всё о Еврейской автономной области: Справочно-энциклопедический сборник. – Бир-н, 1997.

  5. Административно-территориальное устройство Еврейской автономной области 1858-2003гг. Справочно – информационное издание.- Биробиджан, 2004.

  6. Еврейская автономная область. Под ред Ф.Н. Рянского – Биробиджан, 1992.


Дополнительная

  1. Г.В. Гуков. Чье имя ты носишь, растение? – Хабаровск, 1989.

  2. Красная книга ЕАО. – Биробиджан, 1999.

  3. На берегах Биры и Биджана. – Хабаровск, 1981.

  4. Природные ресурсы Еврейской автономной области. – Биробиджан, 2004.

  5. В.П.Сысоев. Удивительные звери. – Хабаровск, 1973.

  6. Н.В. Усенко. Дары уссурийской тайги. – Хабаровск, 1979.

  7. О нашей автономии на уроках географии. Курс «География ЕАО. Природа. 8 класс». – Биробиджан: ОблИУУ, 2004.

  8. О нашей автономии на уроках географии. Курс «География ЕАО. Экономика. 9класс. – Биробиджан: ОблИУУ, 2004.

  9. Журналы «География в школе»


Программа дополнительного образования "Мой край родной"
  • География
Описание:

Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 1 год обучения и состоит из двух разделов.

I   -  «Особенности компонентов природы» (22 часа).

II - «Человек и природа». (12 часов)

           В ходе работы кружка изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов села и его окрестностей, изучаются и выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия. Программа разработана для учащихся 5-9 классов. Может быть использована учителями при разработке и планировании занятий географических краеведческих кружков.

 

 

Автор Зайцев Алексей Николаевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 741
Номер материала 21276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓