Главная / География / Программа дополнительного образования "Меридиан"

Программа дополнительного образования "Меридиан"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена и рекомендована

к утверждению Методическим советом

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Протокол № ____ от _________ 2013

Утверждена приказом

МБОУ «Комсомольская СОШ»

____ от ___________ 2013

Директор школы_________






Дополнительная образовательная программа

«МЕРИДИАН»

для детей среднего и старшего школьного возраста

срок обучения 2 года


















Поселок совхоза «Селезнёвский»

2013

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА


Информация об авторе:


Мордовина Наталия Сергеевна, учитель географии,

педагогический стаж работы 10 лет,

I квалификационная категория




Информация о программе:


Тип программы: модифицированный

Направление деятельности: туристско-краеведческое

Уровень освоения: 2 года

Количество часов: 288 часов (1 год обучения – 144 часа; 2 год обучения – 144 часа).

Возрастной диапазон: 6-9 классы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа дополнительного образования «Меридиан» имеет туристско-краеведческую направленность, разработана на основе авторской образовательной программы Думановой Т. Б., учителя географии г. Рассказово Тамбовской области.


Цель программы: создание условий для освоения начальной туристической и краеведческой подготовки обучающихся как средства развития функциональных и адаптационных возможностей подростков.


Основные задачи программы:

Образовательная - сформировать знания, умения и навыки по ориентированию на местности, топографии, краеведению, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, технике безопасности при проведении различных видов работ;

Воспитательная - сформировать научное мировоззрение в области патриотического, природоохранного, медицинского, экологического и эстетического воспитания;

Развивающая - развить практические навыки в организации и проведении различных походов и соревнований.


В основу программы заложены следующие принципы:

- всесторонность, постепенность, непрерывность;

- последовательность (от простого к сложному изучение теоретического материала и выработка практических навыков);

- наглядность и доступность;

- индивидуальный подход.


Туризм служит важным средством гармонического развития детей и, прежде всего, укрепления здоровья. В процессе занятий по данной программе дети расширяют знания по основам туризма и краеведения, овладевают туристскими навыками и умениями, знакомятся с правилами оказания доврачебной помощи.

Использование туризма как активного средства воспитания личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно-необходимых человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие морально-волевых и интеллектуальных качеств.

Программа объединения рассчитана на учащихся 6-9 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи, необходимых знаний, умений и навыков спортивного ориентирования. Программа разделена на два блока: краеведение и туризм.

В результате реализации данной программы учащиеся смогут самостоятельно заниматься поиском необходимой информации; анализировать статистический материал; описывать результаты наблюдений; делать выводы и обобщения; обсуждать результаты, организовывать простые походы.

Данная программа предназначена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, в дальнейшем желающих продолжить образование в естественнонаучном направлении. Реализация программы ориентирует подростков на выбор профессий, связанных не только с туризмом и краеведением (геологи, спелеологи, проводники, инструктора, историки, музейные работники), но и на востребованные профессии МЧС (спасатели), РА (военные), МВД (полицейские).

Программа рассчитана на 2 учебных года, 288 часов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения


Введение – 2 часа

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.


Блок 1: КРАЕВЕДЕНИЕ (50 часов).


Тема №1. Знаменитые ученые и путешественники Тамбовщины – 4 часа.

Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций.

Вернадский В. И.

Чтение литературы о путешествиях и открытиях, просмотр видеофильмов.


Тема №2. Проект «О чем рассказывают географические названия Притамбовья» - 16 часов

Знакомство с историей и происхождением названий сел Притамбовья (г. Тамбов, п. свх. Селезнёвский, Пушкари, Стрельцы и др.), посещение музеев, работа с литературой по краеведению.


Тема№. 3. Туристские возможности родного края – 30 часов.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление Тамбовской области. Наиболее интересные, места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края.

Проект «Туристические тропинки Тамбовщины»


Блок 2: ТУРИЗМ (92 часа)


Тема №1. История развития туризма – 6 часов.

Туризм — средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме


Тема 2. Топография и ориентирование. Способы ориентирования – 26 часов.

2.1. Понятие о топографической и спортивной картах

Теория: Значение топокарт для туристов. Спортивные карты.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических и спортивных карт.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация).

Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координаты точек на карте.

Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практика: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте, узнавание по карте местных предметов. Копирование на кальку участка карты.

2.2. Условные знаки

Теория: Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топ. знаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Горизонтали основные, утолщенные. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практика: Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини - соревнования.


Тема №3. . Техника пешеходного туризма – 16 часов.

Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Летние и зимние особенности естественных препятствий.

Знакомство с техникой преодоления препятствий. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство со страховкой. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Узлы, назначение, способы вязания. Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, их назначение. Комплекс этапов (Туристская полоса препятствий). Дисциплина на тренировочных занятиях и соревнованиях.

Практические занятия. Отработка техники преодоления естественных препятствий. Вязание узлов: для крепления к опоре, для связывания веревок, для самостраховки. Организация переправы по бревну с самостраховкой.


Тема №4. Походная аптечка для пешеходного туризма – 4 часа.

Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.


Тема №5. Оказание первой медицинской помощи на занятиях по технике пешеходного туризма – 10 часов.

Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах.

Тепловой и солнечный удар, ожоги.

Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током.

Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

Практические занятия. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).


Тема №6. Практическая деятельность – 30 часов.

6.1 Выпуск журналов на туристско-краеведческую тематику «Меридиан», оформление слайд фильмов на краеведческую тематику - 18 часов.

6.2. Экскурсии – 12 часов.

Школьный музей.

Геологический музей ТГУ им. Г. Р. Державина

Зоопарк ТГУ им Г. Р. Державина.

Вернадовка.


Контрольное мероприятие: Однодневный поход в Лысогорский лес (за рамками учебной сетки часов).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

Введение – 2 часа

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.


Блок 1: КРАЕВЕДЕНИЕ (40 часов)


Тема №1. Родной край, его природные особенности, история – 12 часов

Школьное краеведение, его цель и задачи.

Территория и границы родного края - Тамбовской области и Тамбовского района. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, характеристика населения Тамбовской области.

История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Тамбовская область и Тамбовский район в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.

Памятники истории и культуры. История Тамбовского района и п. свх. «Селезнёвский».


Тема №2. Туристические возможности родного края. Обзор экскурсионных объектов, музеев – 12 часов

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи Тамбовской области. Краеведческие, народные и школьные музеи. Прогулка по п. свх. «Селезнёвский». Посещение Краеведческого музея. Викторина.


Тема №3. Изучение района путешествия – 8 часов

Сбор и обработка краеведческого материала о районе похода: изучение литературы, карт, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода. Подготовка докладов, рефератов, презентаций о районе похода: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.

Практика: Подготовка и защита докладов, рефератов, презентаций о районе предстоящего похода.


Тема №4. Общественно - полезная работа в путешествии- 8 часов.

Краеведческая работа - один из видов общественно-полезной деятельности.

Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории. Метеорологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира.

Работа в музеях, архивах, библиотеке. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры. Работа среди местного населения.

Практика: Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.

Проведение краеведческих наблюдений. Сбор и оформление краеведческого материала для образовательного учреждения.


Блок 2: ТУРИЗМ (102 часа)


Тема №1. Топография и ориентирование. Способы ориентирования – 30 часов.

1.1. Краеведческие наблюдения в походе. Поисковая работа в походе. Краеведческие навыки (ведение дневника, описание маршрута, сбор документальных материалов, фотографирование). Гидрологические наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала.

Работа туристов среди местного населения. Охрана природы, борьба с засорением лесов, рек, озер и других водоемов.

Организация экспедиций, содержание экспедиционных заданий.

1.2. Компас. Работа с компасом

Теория: Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.

Практика: Упражнения по определению азимута, снятие его с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.

1.3. Измерение расстояний

Теория: Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.

Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния. Необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.

Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

Практика: Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

1.4. Способы ориентирования

Теория: Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании схем участников маршрута.

Ориентирование в условиях отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.

Движение по легенде (подробному описанию пути).

Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.

Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.

Практика: Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.

1.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Теория: Суточное движение солнца по небосводу. Определение сторон горизонта и азимута при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой, людьми; по растительности.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, поиск отличительных ориентиров. Принятие решения на выход к крупным ориентирам, к ближнему жилью. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек.

Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсутствия паники.

Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Основная задача - движение по тропам и дорогам до выхода к населенным пунктам, стремление как можно меньше срезать тропинки, идти по азимуту. Обязательное извещение организаторов соревнований о своем местонахождении при выходе к людям во избежание напрасных поисковых работ.

Практика: Упражнения по определению точки стояния на спортивной карте, сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам. Имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения.


Тема №2. Личное и групповое снаряжение для летнего и зимнего походов (10 часов)

Теория: Требования к туристскому снаряжению для пешего похода: прочность, легкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность; для зимнего похода: хорошие теплоизоляционные свойства, ветронепродуваемость, легкость, наличие запасной одежды и обуви. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости вещей в рюкзаке, в палатке. Обувь туриста, утепление обуви и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе.

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики с крючьями, канны, топоры и пилы, чехлы к ним, их транспортировка. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров. Ремонтный набор для пешего и лыжного походов.

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.

Практика: Комплектование личного и общественного снаряжения для летних и зимних походов. Установка креплений на лыжи, смоление лыж. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование

и ремонт снаряжения. Оборудование зимних курток, утепление рукавиц, носков, пошив бахил, ветрозащитных масок.


Тема №3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в различных природных условиях (10 часов)

Теория: Требования к месту бивака:

  1. жизнеобеспечение - наличие питьевой воды, дров;

  2. безопасность - удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;

- комфортность - продуваемость поляны, освещенность утренним
солнцем, красивая панорама.

Организация бивака в безлесной зоне, в горах. Организация ночевки в палатке зима.

Установка палатки в различных условиях.

Типы костров и их назначение. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в экстремальных условиях, в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане, зимой.

Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.

Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.

Правила работы дежурных по кухне.

Практика: Степенной осенний поход. Выбор места бивака в зимнем походе. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря в летний и зимний период. Подготовка места для костра, разжигание костра и поддерживание огня в зимних условиях. Установка палаток в различных условиях. Установка палаток различных конструкций. Заготовка дров - работа с пилой и топором. Забор воды из замерзшего водоема. Разведка состояния льда на водоеме.


Тема №4. Подготовка к летнему и зимнему походу, путешествию (20 часов)

Теория: Самостоятельная разработка маршрута и определение дневных переходов с учетом рельефа местности, времени на преодоление естественных препятствий или резкого изменения погоды. Подбор группы и распределение обязанностей.

Пути подъезда к началу маршрута и отъезда при его завершении. Возможности пополнения продуктов в походе.

Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК. Порядок получения разрешения на выход в многодневный поход. Смотр готовности, его назначение.

Подготовка снаряжения. Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Подготовка рефератов и презентаций.

Практика: Изучение маршрутов учебно-тренировочных и зачетного (летнего) походов. Составление подробного маршрута, плана-графика движения в походе. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.

Подготовка писем в адрес образовательных учреждений с запросами по уточнению сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время похода.

Контрольная работа-составление плана-графика 2-3-дневного похода.

Защита презентаций и рефератов по материалам предстоящего похода.


Тема №5. Питание в летнем и зимнем туристском походе (10 часов)

Теория: Значение, режим и особенности питания в многодневном летнем и зимнем походах. Примерный набор продуктов их калорийность, вес и нормы дневного рациона. Зависимость меню от сложности предстоящего похода и температурных условий. Карманное питание. Применение сахара, глюкозы, шоколада, витаминов, на особо трудных участках пути в зимних походах.

Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.

Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.

Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход Фасовка и упаковка продуктов.

Практика: Составление меню и списка продуктов для летних и зимних походов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

Контрольная работа по составлению меню и списка продуктов на 3-5 дней.


Тема №6. Обязанности членов туристской группы по должностям (12 часов).

Теория: Командир группы - его обязанности и права. Руководство действиями членов группы в пределах полномочий, определенных руководителем группы. Контроль выполнения членами группы своих обязанностей по должностям в период подготовки похода, проведения его и подведения итогов.

Заместитель командира по питанию (завхоз по питанию). Составление меню и списка продуктов. Приобретение, фасовка продуктов и распределение их между членами группы. Выдача продуктов дежурным. Контроль расходования продуктов и перераспределение их между членами группы во время похода. Составление графика дежурства.

Заместитель командира по снаряжению (завхоз по снаряжению). Составление списка необходимого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распределение его между членами группы. Контроль исправности снаряжения.

Костровой. Выбор кострового снаряжения для предстоящего похода, его подготовка. Контроль исправности снаряжения в походе. Комплектование аварийною походного набора.

Штурман (проводник). Подбор и хранение в походе картографического материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на карту дополнительной информации.

Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похода. Пополнение сведений в период похода. Ведение краеведческих наблюдений по заданию. Другие краеведческие должности: метеоролог, эколог, гидролог и т.д.

Казначей. Составление сметы расходов на поход. Контроль за сбором и расходованием денежных средств.

Медицинский брат. Подбор медаптечки. Хранение медикаментов. Контроль за соблюдением гигиенических требований в походе. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим и заболевшим.

Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения до и в походе.

Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных точек маршрута и деятельности группы.

Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение записей о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отчета о походе совместно с другими членами группы.

Практика: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов походов.

Индивидуальные занятия - работа с ответственными по должностям, оказание помощи и контроль выполнения поручений.


Тема №11. Соревнования по ориентированию (20 часов)

Теория: Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию.

Виды стартов. Жеребьевка команд и участников. Обязанности участников соревнований.

Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика. Соревнования на маркированной трассе. Соревнования по выбору, их разновидности, характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Определение результатов в соревнованиях по ориентированию.

Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слетов и соревнований.

Практика: Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию (различных видов) в качестве участника.


Контрольное мероприятие: Двухдневный поход (за рамками учебной сетки часов)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п\п

Темы

общее кол-во часов

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

Блок 1: Краеведение (50 часов)

2.

Знаменитые ученые и путешественники

4

2

2

3.

Проект «О чем рассказывают географические названия Притамбовья»

16

2

14

4.

Туристские возможности родного края

30

6

24

Блок 2: Туризм (92 часа)

5.

История развития туризма

6

4

2

6.

Топография и ориентирование. Способы ориентирования

26

10

16

7

Техника пешеходного туризма

16

6

10

8

Походная аптечка для пешеходного туризма

4

3

1-

9

Оказание первой медицинской помощи на занятиях по технике пешеходного туризма

10

4

6

10

Практическая деятельность

30

-

30

ИТОГО

144

39

105


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

п\п

Темы

общее кол-во часов

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

Блок 1: Краеведение (40 часов)

2

Родной край, его природные особенности, история

12

6

6

3

Туристические возможности родного края. Обзор экскурсионных объектов, музеев

12

4

8

4

Изучение района путешествия

8

4

4

5

Общественно - полезная работа в путешествии

8

6

2

Блок 2: Туризм (102 часа)

6

Топография и ориентирование. Способы ориентирования

30

10

20

7

Личное и групповое снаряжение для летнего и зимнего походов

10

6

4

8

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в различных природных условиях

10

6

4

9

Подготовка к летнему и зимнему походу, путешествию

10

4

6

10

Питание в летнем и зимнем туристском походе

10

4

6

11

Обязанности членов туристской группы по должностям

12

6

6

12

Соревнования по ориентированию

20

6

14

ИТОГО

144

64

80


ПРОГНОИЗРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


К концу освоения программы, обучающиеся должны знать:

1 год обучения

- основы краеведения;

- туристические возможности родного края

- историю развития туризма в России;

- основные виды туризма, характеристики каждого вида;

- основы топографии и ориентирования;

- состав походной аптечки;

- основы оказания первой медицинской помощи;


2 год обучения

- основы краеведения;

- понятия о личном и групповом снаряжении;

- основы подготовки к походу, путешествию;

- порядок составления плана подготовки похода;

- теорию организации туристского быта, привалов, ночлегов;

- технику безопасности при проведении туристских походов;

- правила организации питания в походе;

- правила движения в походе, способы преодоления препятствий;

-


К концу освоения программы, обучающиеся должны уметь:

1 год обучения

- работать с картами различного масштаба и типа;

- собирать походную аптечку;

- оказывать первую медицинскую помощь (накладывать основные виды повязок, жгут, обрабатывать раны, промывать желудок, делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, правильно транспортировать пострадавшего).

2 год обучения

- укладывать рюкзак, подгонять снаряжение;

- ремонтировать личное и групповое снаряжение;

- определять места, пригодные для привалов, ночлегов;

- грамотно развертывать и свертывать лагерь (бивак);

- готовить пищу на костре;

- составлять меню на группу;

- соблюдать режим движения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При организации учебной деятельности в рамках реализации данной программы следует обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Физический

- общая физическая подготовка

- специальная физическая подготовка и т.п.

2. Интеллектуальный

- основы ориентирования и топографии

- основы медицинских знаний

- основы краеведческой поисковой работы и т.п.

3. Практический

- навыки проживания в природных условиях

- навыки преодоления препятствий и т.п.

Учитывая эти аспекты при освоении всех блоков программы, можно добиться гармоничного развития обучающихся и реализации цели и задач, поставленных педагогом.


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ


- наблюдение;

- беседа;

- анализ выполняемых практических упражнений;

- итоговый анализ полученных умений и навыков воспитанников за период обучения.


ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


- текущий (практические занятия или опрос после каждой темы);

- итоговый (в конце освоения каждого раздела программы – зачетный поход вне сетки часов).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аппенинский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М: ЦРИБ «Турист», 1988.

Атлас «Тамбовская область», М., Изд. «Геодезии и картографии», 1985 г.

Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. -М., ЦДЮТиК, 2002.

Толщина Н. С. Организация краеведо-туристской деятельности старших школьников. - М., 1992.

Историческое краеведение / Под. ред. Г.Н. Матюшина. М., Просвещение, 1975.

Илешин Б.В. Литературные тропинки отчего края. М., изд. Советская Россия. 1986 г.

Крайман М.И. У туристического костра: Сб. песен. - М., 1997.

Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Воронеж 1988 г.

Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии - М. Профиздат, 1990.

Поломис К, Махитка 3. Дети на отдыхе. - М.: Культура и традиции, 1995.

Потресов А.С. Спутник юного туриста. М., Физкультура и спорт, 1967.

Страницы истории Тамбовского края. Воронеж. Ц-Ч изд. 1986 г.

Шалъков Ю.Л. Здоровье туриста: Туризм для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

Энциклопедия туриста. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Юньев КС. Беседы о краеведении. М., Знание, 1966.

Юньев И. С. Краеведение и туризм. М., Знание, 1974.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., 1995.

Бардин КВ. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 2003.

Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод, рекомендации. -

М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов 1993 г.

Евгенов С.Н. Тамбовские рассветы. Воронеж. Ц-Ч. кн. изд. 1970 г.

Илешин В.В. Музыкальные тропинки отчего края. Москва. Изд. «Правда»,1979 г.

Историческое краеведение: История Тамбовского края. Тамбов, 2007.

Клименко А.И. Карта и компас - мои друзья. М.. Детская литература, 1975.

Куприна Л.Е. Азбука туриста-эколога. Метод. рекомендации. М., 1991.

Куприн A.M. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.

Кученкова В.Н. Усадьбы Тамбовского края. 2003 г.

Кученкова В.Н.Тамбовские православные храмы. Тамбов 1992 г.

Лесогор Н.А., Толстой Л. А., Толстая В. В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 1980.

Лето, дети и туризм. Метод. пособие. М., 1997.

Просветитель земли Тамбовской святой епископ Питирим. Тамбов 2002 г.

Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. М., 2003.

Тамбовская энциклопедия. Тамбов. 2004.

Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Тамбов, 2002.

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 2005


Программа дополнительного образования "Меридиан"
  • География
Описание:

Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о родном крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи, необходимых знаний, умений и навыков спортивного ориентирования. Программа разделена на два блока: краеведение и туризм.

В результате реализации данной программы учащиеся смогут самостоятельно заниматься поиском необходимой информации; анализировать статистический материал; описывать результаты наблюдений; делать выводы и обобщения; обсуждать результаты, организовывать простые походы.

 

Автор Мордовина Наталия Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 46966
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓