Главная / Русский язык и литература / Программа дополнительного образования "Формула журналистики"

Программа дополнительного образования "Формула журналистики"

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

Кафедра журналистики и медиаобразования

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия»



Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

_________________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» _____________20_г.



Программа

дополнительного образования

2011-2012 год


«ФОРМУЛА журналистикИ»


Для редакторов и корреспондентов школьных газет

и всех тех, кто хочет начать издавать газету в школе





Научный руководитель:

И.В. Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования

Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

эксперт Фонда развития информационной политики,

кандидат филологических наук.


Автор программы:

В.А.Куренкова, учитель русского языка и литературы

МОУ «Северская гимназия»





Москва

2011

Основные цели и задачи программы


Цель:

Формирование открытого образовательного пространства через создание городской медиакоммуникативной среды.


Задачи:

  • Познакомить школьников с основами журналистики

  • Выработать устойчивые коммуникативные навыки и навыки оперативного и литературного письма

  • Научить школьников видеть вокруг социальную информацию и управлять ею

  • Повысить уровень медиаинформационной грамотности школьников


Обоснование


  1. Концептуальность. Потребность в проекте обусловлена объективными явлениями, происходящими в социуме. Интенсификация информационных процессов, наряду с позитивными изменениями в социуме, может оказывать и негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ведет к ослаблению мыслительной деятельности, снижению способности к рефлексии, анализу. Потребность в создании медиакоммуникативной школы обусловлена тем, что молодежь ежечасно оказывается в мире противоречивой информации, разнообразных медиатекстов и медиаобразов и нуждается в том, чтобы ее направили в раскодировании, интерпретации информации с позиций нравственности и духовности.

  2. Актуальность. Среди приоритетных направлений развития в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено и медиаобразование. Этот факт свидетельствует о том, что задача повышения уровня медиаграмотности и медиакомпетентности населения и, в особенности, молодежи сегодня в России становится все более актуальной.

  3. Инновационная направленность. Нередко медиаобразование детей и подростков рассматривают в связи с юнкоровским движением и школьной журналистикой. Практически в каждой школе есть свои издательские проекты. Но дети находятся в замкнутом пространстве школы; узок круг учащихся, заинтересованных в развитии школьных СМИ. Это происходит потому, что дети не связывают свое профессиональное самоопределение с журналистикой. А вот наличие такой медиакоммуникативной школы в городе помогает сделать медиапространство открытым и объединить из разных школ детей, заинтересованных в качестве своего гуманитарного образования и в развитии медиакоммуникативных компетенций с целью дальнейшего профессионального самоопределения.

  4. Технологичность. Через использование технологии организационно-деятельностной игры в писателей и журналистов у детей развивается компетентностный подход к работе с текстами: дети развивают навык не только анализа чужого текста, но и учатся конструировать свои собственные тексты (текстотворчество).

  5. Результативность реализации проекта:

    • В процессе реализации проекта повышается уровень коммуникативной грамотности учащихся;

    • Организована работа с учителями-словесниками по усвоению медиакоммуникативных технологий;

    • Создано сетевое взаимодействие школ в рамках Фестиваля СМИ (Открытый Молодежный Форум: «Кадровый резерв 21 века»).

  6. Наличие продукта интеллектуальной собственности и предполагаемых способов распространения.

Разработана программа элективных курсов: Модуль «Школьный журнал».

Осуществлен выпуск журнала «Воскресные чтения» по результатам событий областного и регионального уровней. Журнал стал публичным через размещение на сайте. Целевая аудитория: дети, их родители и учителя – словесники.

  1. Обоснованность отбора приемов, методов, средств для решения проблемы.

  • Городские элективные курсы по журналистике;

  • Организация и проведение Фестиваля СМИ в рамках Областного Молодежного Форума;

  • Областная олимпиада по журналистике совместно с ТГУ;

  • Творческие встречи с интересными людьми;

  • Написание статей, организация индивидуальных консультаций, мастер-классов.

  • Участие во внешних образовательных событиях, конкурсах.

  • Для детей значимо быть услышанными. Пишущие дети глубоко рефлексирующие, думающие. Они не всегда находят понимание в социуме. Наличие в городе медиакоммуникативной школы помогает учащимся адаптироваться в современном информационном мире и развивает в них коммуникативные компетенции.

Формирование коммуникативных компетенций личности заявлено как приоритетное в системе подготовки к Единому государственному экзамену: задания со свободно конструируемым ответом позволяют проверить сформированность сложных интеллектуально-коммуникативных умений. И родители, и учителя заинтересованы в успешности детей. К сожалению, в реальной школьной практике в целом коммуникативной компетенции учащихся уделяется недостаточно внимания.

Умение профессионально работать с массивами разнообразной информации, на их основе выстраивать эффективные коммуникации — это важнейший эффект, который может быть получен в ходе образовательного процесса в медиакоммуникативной школе.



Структура программы


1. Модуль «Как сделать школьную газету» - 63 часа

2. Модуль «Школьный журнал» - 32 часа

3. Модуль «Участие в образовательных событиях» (Областной Молодежный Форум «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» МОУ «Северская гимназия» - 7 часов


1. Модуль

«как сделать школьную газету полезной

школьникам, учителям и администрации»

63 часа


ПРОГРАММА

Тема 1

12 часов.

Создаем и укрепляем редакцию школьного СМИ

  • И один в поле воин. От одного энтузиаста – к полноценной редакции.

Как создать эффективную редакцию? Все дело в мотивации.

  • Распределение ролей. Командная игра. Тренинг «Кто ты будешь такой?»

  • Виды редакций. Взрослое слово «холдинг» или школьный медиаинформационный центр (МИ-центр).

  • Что такое контент и где его взять?

Тема 2.

Школьная газета – средство массовой информации

12 часов


  • Школьник, учитель, директор. Три игрока на одном поле. Как совместить интересы?

  • Профессиональный подход. От монолога – к полилогу.

  • Как вести себя в ситуации конфликта? Как работать с источниками информации? Стратегия сотрудничества.

  • Что такое гражданская журналистика и зачем она школьнику.

  • Тренинг «Услышим друг друга».

  • Тренинг «Несем ответственность».

Тема 3.

Планирование номера

12 часов

Тест «Время-деньги-информация»

  • От первой полосы к многоплановому номеру

  • Что означает первая полоса. Какой должна быть хорошая первая полоса?

  • Рекламная афиша номера

  • Визуальные приемы привлечения читателя

Тренинг «Моделирование»

Тема 4.

Работа с текстами

12 часов

  • Разные способы создания «объемных» текстов и полос. «Трехмерные» новости.

  • Заголовки – «поэзия журналистики». Как зацепить читателя?

  • От заголовка до подписи к фотографии.

Тренинг «Конструктор»



Тема 5.

Жанры журналистики

12 часов

  • Информационная заметка – наиболее читабельный жанр газеты.

  • Тенденции в жанре интервью.

  • Кошмары интервьюера. Поведение в ходе беседы. Золотые правила.

Тренинг «Каверзный вопрос»

Тема 6.

Анализ школьных изданий

3 часа.

Обмен мнениями.

Полезная информация о деятельности школьных СМИ.

Предстоящие события.

Тема 7.

32 часа

Тематический план модуля №2 «Школьный журнал»


2. Модуль «Школьный журнал»

32 часа


ПРОГРАММА

Наименование тем

Количество

часов

Теория

Практика

1. Школьный журнал как вид СМИ

2

2

2. Редакция.

2

4

3. Концепция журнала. Рубрики и тематические блоки журнала.

2

4

4. Фото как самостоятельный рассказ

2

2

5. Периодичность выхода, распространение журнала

2

6

Итоговый проект


4

ВСЕГО: 32 часа

10

22


3. Модуль «Участие в образовательных событиях» (Областной Молодежный Форум «Новое поколение: кадровый резерв 21 века»)

7 часов

В процессе реализации программы возникает сетевое взаимодействие школ в рамках Фестиваля СМИ (Открытый Молодежный Форум: «Кадровый резерв 21 века».

Программа дополнительного образования "Формула журналистики"
  • Русский язык и литература
Описание:


«ФОРМУЛА журналистикИ»

 Для редакторов и корреспондентов школьных газет

и всех тех, кто хочет начать издавать газету в школе.

Программа заверена:


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

Кафедра журналистики и медиаобразования

 

Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

_________________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» _____________20_г.

 

Автор Куренкова Виктория Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 379
Номер материала 49372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓