Главная / Начальные классы / Программа дополнительного образования " Спортивные игры "

Программа дополнительного образования " Спортивные игры "

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №43 г. Пензы







Принято

решением заседания

педагогического совета

9 от «28» августа 2014года


Утверждено

приказом директора

МБОУ СОШ №43 г. Пензы

33/2- ОС от «28» августа 2014 года











Программа дополнительного образования

Спортивные игры

Модифицированная адаптированная программа

составлена учителем начальных классов Рузановой И. В.

на основе программы внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению « ИГРЫ НА СВЕЖЕМ

ВОЗДУХЕ» ( автор -учитель физкультуры Попов Г.Н.)



Для учащихся 1-4 классов

Срок реализации программы -1-3 года









2014-2015 учебный год


Автор-составитель:

учитель начальных классов

Рузанова И.В.



пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании» от 27 июля 2010 года № 215 - ФЗ;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС)

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) 2009 г;

  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.Начальное общее образование .Проект 2009г;



  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.



  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16



  • Концепция воспитания в Пензенской области;




  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ООП НОО




Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1класса - 66 часов (2часа в неделю), 2 класса 36 часов ( 1 час в неделю).

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.


Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.

  2. Объяснение содержания игры.

  3. Объяснение правил игры.

  4. Разучивание игр.

  5. Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включениеих в совместную деятельность.



Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • обучениежизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.


Роль и место данного курса.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.



Содержание программы определено с учётом:

  • возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся,

  • тенденции развития воспитания и образования.



В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся 1-2 класса должны:

иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры

уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 

  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 

  • выполнять строевые упражнения;

  • соблюдать правила игры

ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

  • Развитие умений работать в коллективе.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры самостоятельно.








































Тематический план 1 класс



п\п

Тема занятия

Количество часов

1.

Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ

4

2.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь

5

3.

Спортивные подвижные игры

37

4.

Занимательные подвижные игры.

17

5.

Туристические походы.


3



Содержание программы 1 КЛАСС

  1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

  1. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

  1. Спортивные подвижные игры.

Футбол( Правила игры, развитие основных навыков владения мячом, игра в защите и нападении). Русская лапта (Правила игры, развитие основных навыков владения битой). Городки (Правила игры, основные фигуры, индивидуальные соревнования). Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, кегли и т.д.)

  1. Занимательные подвижные игры.

Игры на развитие внимания:

«Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы», «Попади мячом», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка», «Веснушки на макушке» и т.д.

Игры на координацию движений:«Вышибалы с картинками», «Охотники и утки», «Роксаланав плену», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и т.д.



Игры на развитие ловкости, выносливости:«Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА», «САНТИКИ- САНТИКИ-ЛИМ-ПО-ПО», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д.

  1. Туристические походы. Тематические прогулки.





































Календарно-тематическое планирование.

п\п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Кол-во часов

1

02.09


Беседа «Твой новый режим дня»

1

2

04.09


Экскурсия в осенний лес. «Красота осенней природы».

1

3-7

09.09

11.09

16.09

18.09

23.09


Подвижные игры на внимание

5

8-12

25.09

30.09

02.10

07.10

09.10


Подвижные игры на внимание

5

13

14.10


Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»

1

14

16.10


Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»

1

15

21.10


Игровая программа «Волшебница гигиена»

1

16

23.10


Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»

1

17

28.10


Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»

1

18

30.10


Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»

1

19-22

06.11

13.11

18.11

20.11



Подвижные игры на координацию движений

4

23-26

25.11

27.11

02.12

02.12


Подвижные игры и упражнения со скакалками.

4

27-29

04.12

09.12

11.12


Подвижные игры и упражнения с мячами

3

30

16.12


Беседа «Учимся не болеть»

1

31-33

18.12

23.12

25.12


Подвижные игры на свежем воздухе. «Первые снежки»

3

34

30.12


Спортивные соревнования «Весёлые старты»

1

35-36

06.01

08.01


Подвижные игры на свежем воздухе «Строим снежную крепость»

2

37

13.01


Катание на санках. Игра в снежки.

1

38-40

15.01

20.01

22.01


Лепка снежных фигур

3

41

27.01


Спортивные соревнования «Эстафета на санках».

1

42-46

29.01

03.02

05.02

10.02

12.02


Игры на развитие ловкости и выносливости

5

47-51

17.02

19.02

24.02

26.02

03.03



Игры на развитие ловкости и выносливости

5

52

05.03


Русская лапта

1

53

11.03


Русская лапта

1

54

12.03


Русская лапта

1

55

17.03


Игровая программа «Наступает весна. Как ваше здоровье?»

1

56

19.03


Игра «Городки»

1

57

07.04


Игра «Городки»

1

58

09.04


Игра «Городки»

1

59

14.04


Экскурсия в весенний лес. Подвижные игры.

1

60-64

16.04

21.04

23.04

28.04

30.04


Занимательные подвижные игры

5

65

05.05


Динамическая прогулка на водоём «Вода друг или враг?»

1

66

07.05


Занимательные подвижные игры. Диагностики. Подведение итогов.

1













Тематический план 2 класс

п\п

Тема занятия

Количество часов

1.

Основы знаний о народной подвижной игре

1

2.

Занимательные игры

8

3.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

4.

Игры-эстафеты

4

5.

Подвижные игры разных народов

9

6

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств

2

7

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки

4

8

Зимние забавы

4

9

Туристические походы. Тематические прогулки.

2

10

Итоговое занятие

1



Содержание программы 2 КЛАСС

Основы знаний о народной подвижной игре (1час)

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры,выработка правил. «Фанты», «Горелки».


Занимательные игры(8 часов)

- Русские народные игры. «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки» и т.д.;

- Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай»,«Карусель»,«Совушка»,«Штандр» и т.д.


Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (1 час)

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.



Игры-эстафеты.(4часов)

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч»,«Чемпионы малого мяча» и т.д.

- Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.

- Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.


Подвижные игры разных народов (9 часов)

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
-Игры
чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».


 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (2 часа)

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Эстафеты.


Подвижные игры, основанные на элементах: (4часа)

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»,«Совушка»;

- легкой атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».


Зимние забавы (4 часа)

-Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг»«Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».«Скатывание шаров».

- Лыжные гонки.

Туристические походы. Тематические прогулки (2часа)

Итоговое занятие (1 час)

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.








































Календарно-тематическое планирование.

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема занятия

Кол-во часов


3.09


Беседа «Что такое народная игра? История народной игры»

1


10.09


Экскурсия в осенний лес. «Красота осенней природы».

1


17.09


Занимательные игры. «Ловушка», «Прятки»

1


24.09


Занимательные игры. «Ловушка, «Прятки»

1


1.10


Подвижные игры на основе легкой атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»

1


8.10


Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

1


15.10

22.10



Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам»

1


29.10


Подвижные игры на основе спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

1


5.11


Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки»

1


12.11


Игры мордовского народа. «Котел» «Салки»

1


19.11


Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1


26.11


Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

1


3.12


Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

1


10.12


Групповые игры. «Карусель», «Совушка», «Штандр»

1


17.12


Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

1


24.12



Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

1


14.01


Зимой на воздухе. «Городки»

1


21.01


Зимой на воздухе. «Снежный боулинг» «Гонки снежныхкомов».

1


28.01


Зимой на воздухе. «Снежный боулинг» «Гонки снежныхкомов».

1


4.02


Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

1


11.02


Подвижные игры на основе лыжной подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»

1


18.02


Лыжные гонки.

1


25.02


Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Эстафеты.


1


4.03


Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

1


11.03


Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».

1


18.03


Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

1


25.03


Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.

1


1.04


Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай».

1


8.04


Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай»

1


15.04

22.04


Подвижные игры на основе гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»,«Совушка»

1


29.04


Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.


1


6.05


Экскурсия в весенний лес лес. «Красота весенней природы».

1


13.05


Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».

1


20.05


Праздник здоровья и подвижной народной игры. Итоговое занятие

1

























Список литературы

  • ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

  • DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  • «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

  • «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.

  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

  • Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  • Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

  • Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

  • Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

  • Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

  • Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

  • Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

  • Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

  • Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 2004г.





15



Программа дополнительного образования " Спортивные игры "
  • Начальные классы
Описание:

      Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса- 66 часов ( 2 часа в неделю), 2 класса 36 часов ( 1 час в неделю). Разработана на основе нормативно-правовых документов.

Срок реализации программы- 1-3 года.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребенка средствами подвижных игр через совместную деятельность.

Содержание программы определено с учетом: возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей  обучающихся.

Автор Рузанова Ирина Валерьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 761
Номер материала 23575
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓