Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа №43 г. Пензы
Принято
решением заседания
педагогического совета
№ 9 от «28» августа 2014года
|
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №43 г. Пензы
№ 33/2- ОС от «28» августа 2014 года
|
Программа
дополнительного образования
Спортивные
игры
Модифицированная
адаптированная программа
составлена учителем
начальных классов Рузановой И. В.
на основе
программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному
направлению « ИГРЫ НА СВЕЖЕМ
ВОЗДУХЕ» (
автор -учитель физкультуры Попов Г.Н.)
Для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы -1-3 года
2014-2015
учебный год
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Рузанова И.В.
пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Закон
РФ «Об образовании» от 27 июля 2010 года № 215 - ФЗ;
- Федеральный
государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС)
- Концепция
духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее
Концепция) 2009 г;
- Примерная
программа воспитания и социализации обучающихся.Начальное общее
образование .Проект 2009г;
- О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в
общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002
№ 13-51-28\13.
- Методические
рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года
№30-51 -433\16
- Концепция
воспитания в Пензенской области;
- Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ООП НОО
Данная
программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению для 1класса - 66 часов (2часа в
неделю), 2 класса 36 часов ( 1 час в неделю).
Подвижная
игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные
игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести,
смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой
и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные
игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания
детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к
культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это
один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они
нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют
совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического
равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты
реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым
настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных
эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и
доступны детям.
Подвижные
игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление
костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки
детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие
в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и
мелкие мышцы тела.
Алгоритм работы с играми.
1.
Знакомство с
содержанием игры.
2.
Объяснение
содержания игры.
3.
Объяснение
правил игры.
4.
Разучивание
игр.
5.
Проведение
игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей,
формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включениеих в
совместную деятельность.
Задачи,
решаемые в рамках данной программы:
- активизировать
двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить
детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при
организации досуга;
- формировать
умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру
с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать
условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать:
сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту
реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- развивать
умения ориентироваться в пространстве;
- обучениежизненно
важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по
сложности условиях;
- воспитывать
культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как
наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Роль
и место данного курса.
Народные подвижные игры являются традиционным средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,
национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать
силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять
смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к
победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А.
Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и
воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры,
чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность
самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания школьников. Радость движения
сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается
эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Содержание
программы определено с учётом:
·
возрастных,
психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и
потребностей учащихся,
·
тенденции
развития воспитания и образования.
В результате
освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся 1-2
класса должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими
упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической
подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения
направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве
подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять
комплексы упражнений, направленные на формирование правильной
осанки;
- выполнять комплексы
упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в
ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей,
формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний
об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в
коллективе.
- Формирование у детей
уверенности в своих силах.
- Умение применять игры
самостоятельно.
Тематический
план 1 класс
№ п\п
|
Тема
занятия
|
Количество
часов
|
1.
|
Формирование
системы элементарных знаний о ЗОЖ
|
4
|
2.
|
Правила
игр, соревнований, места занятий, инвентарь
|
5
|
3.
|
Спортивные подвижные игры
|
37
|
4.
|
Занимательные подвижные игры.
|
17
|
5.
|
Туристические
походы.
|
3
|
Содержание программы 1 КЛАСС
1. Формирование
системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ.
Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня,
личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек,
самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
2. Правила
игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все
занятия).
Правила проведения
игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в
различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и
инвентарь для занятий различными видами спорта.
3. Спортивные
подвижные игры.
Футбол( Правила
игры, развитие основных навыков владения мячом, игра в защите и нападении).
Русская лапта (Правила игры, развитие основных навыков владения битой). Городки
(Правила игры, основные фигуры, индивидуальные соревнования). Эстафеты с
использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи,
кегли и т.д.)
4. Занимательные
подвижные игры.
Игры на развитие внимания:
«Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса
и зайцы», «Попади мячом», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка»,
«Веснушки на макушке» и т.д.
Игры на координацию движений:«Вышибалы
с картинками», «Охотники и утки», «Роксаланав плену», «Игра
с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и
т.д.
Игры на развитие ловкости,
выносливости:«Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая
палка», «ЗАЯЦ
БЕЗ ЛОГОВА», «САНТИКИ- САНТИКИ-ЛИМ-ПО-ПО», «Гуси», «Горелка», «У медведя во
бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д.
5. Туристические
походы.
Тематические прогулки.
Календарно-тематическое
планирование.
№
п\п
|
Дата по
плану
|
Дата по
факту
|
Тема
занятия
|
Кол-во
часов
|
1
|
02.09
|
|
Беседа «Твой новый режим дня»
|
1
|
2
|
04.09
|
|
Экскурсия
в осенний лес. «Красота осенней природы».
|
1
|
3-7
|
09.09
11.09
16.09
18.09
23.09
|
|
Подвижные игры на внимание
|
5
|
8-12
|
25.09
30.09
02.10
07.10
09.10
|
|
Подвижные игры на внимание
|
5
|
13
|
14.10
|
|
Занятие
на футбольном поле«Учимся играть в футбол»
|
1
|
14
|
16.10
|
|
Занятие
на футбольном поле«Учимся играть в футбол»
|
1
|
15
|
21.10
|
|
Игровая программа «Волшебница
гигиена»
|
1
|
16
|
23.10
|
|
Занятие
на футбольном поле«Учимся играть в футбол»
|
1
|
17
|
28.10
|
|
Занятие
на футбольном поле«Учимся играть в футбол»
|
1
|
18
|
30.10
|
|
Занятие
на футбольном поле«Учимся играть в футбол»
|
1
|
19-22
|
06.11
13.11
18.11
20.11
|
|
Подвижные игры на координацию
движений
|
4
|
23-26
|
25.11
27.11
02.12
02.12
|
|
Подвижные
игры и упражнения со скакалками.
|
4
|
27-29
|
04.12
09.12
11.12
|
|
Подвижные
игры и упражнения с мячами
|
3
|
30
|
16.12
|
|
Беседа
«Учимся не болеть»
|
1
|
31-33
|
18.12
23.12
25.12
|
|
Подвижные
игры на свежем воздухе. «Первые снежки»
|
3
|
34
|
30.12
|
|
Спортивные
соревнования «Весёлые старты»
|
1
|
35-36
|
06.01
08.01
|
|
Подвижные
игры на свежем воздухе «Строим снежную крепость»
|
2
|
37
|
13.01
|
|
Катание
на санках. Игра в снежки.
|
1
|
38-40
|
15.01
20.01
22.01
|
|
Лепка
снежных фигур
|
3
|
41
|
27.01
|
|
Спортивные
соревнования «Эстафета на санках».
|
1
|
42-46
|
29.01
03.02
05.02
10.02
12.02
|
|
Игры на
развитие ловкости и выносливости
|
5
|
47-51
|
17.02
19.02
24.02
26.02
03.03
|
|
Игры на
развитие ловкости и выносливости
|
5
|
52
|
05.03
|
|
Русская
лапта
|
1
|
53
|
11.03
|
|
Русская
лапта
|
1
|
54
|
12.03
|
|
Русская
лапта
|
1
|
55
|
17.03
|
|
Игровая программа
«Наступает весна. Как ваше здоровье?»
|
1
|
56
|
19.03
|
|
Игра
«Городки»
|
1
|
57
|
07.04
|
|
Игра
«Городки»
|
1
|
58
|
09.04
|
|
Игра
«Городки»
|
1
|
59
|
14.04
|
|
Экскурсия
в весенний лес. Подвижные игры.
|
1
|
60-64
|
16.04
21.04
23.04
28.04
30.04
|
|
Занимательные
подвижные игры
|
5
|
65
|
05.05
|
|
Динамическая
прогулка на водоём «Вода друг или враг?»
|
1
|
66
|
07.05
|
|
Занимательные
подвижные игры. Диагностики. Подведение итогов.
|
1
|
Тематический
план 2 класс
№ п\п
|
Тема
занятия
|
Количество
часов
|
1.
|
Основы знаний о народной
подвижной игре
|
1
|
2.
|
Занимательные игры
|
8
|
3.
|
Что нужно знать и уметь, чтобы
никогда не болеть!
|
1
|
4.
|
Игры-эстафеты
|
4
|
5.
|
Подвижные игры разных народов
|
9
|
6
|
Общеразвивающие физические
упражнения
на развитие основных физических качеств
|
2
|
7
|
Подвижные игры, основанные на
элементах гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки
|
4
|
8
|
Зимние забавы
|
4
|
9
|
Туристические походы.
Тематические прогулки.
|
2
|
10
|
Итоговое занятие
|
1
|
Содержание программы 2 КЛАСС
Основы знаний о
народной подвижной игре (1час)
Что такое народная
игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
Разбор и
проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры,выработка
правил. «Фанты», «Горелки».
Занимательные
игры(8 часов)
- Русские народные
игры. «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки» и т.д.;
-
Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай»,«Карусель»,«Совушка»,«Штандр» и т.д.
Что нужно знать и
уметь, чтобы никогда не болеть! (1 час)
- Двигательная
активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация
совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Игры-эстафеты.(4часов)
- Эстафеты с
мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.
- Большая игра с
малым мячом. «Не упусти мяч»,«Чемпионы малого мяча» и т.д.
- Эстафеты с
бегом и прыжками, преодолением препятствий.
- Эстафеты с
гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.
Подвижные игры
разных народов (9 часов)
-Игры русского
народа. «Гуси-лебеди»,
«Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского
народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского
народа. « Михасик»,
«Прела-горела».
-Игры татарского
народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов
Востока. «Скачки» ,
«Собери яблоки».
-Игры украинского
народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры
азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого
народа. «Альчики»,
«Забрасывание белого мяча».
Общеразвивающие
физические упражнения на развитие основных физических качеств (2 часа)
- Большая игра с
малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Бег с
высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с
изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из
разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с
последующим стартовым ускорением. Эстафеты.
Подвижные игры,
основанные на элементах: (4часа)
- гимнастики с
основами акробатики: «У медведя во бору»,«Совушка»;
- легкой
атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной
подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади
в ворота»;
- спортивной игры:
«Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Зимние забавы (4
часа)
-Зимой на воздухе.
«Городки», «Снежный боулинг»«Гонки снежных комов».
- Строительные
игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».«Скатывание шаров».
- Лыжные гонки.
Туристические походы.
Тематические прогулки (2часа)
Итоговое занятие
(1 час)
-Праздник
здоровья и подвижной народной игры.
Календарно-тематическое
планирование.
№
|
Дата
по плану
|
Дата
по факту
|
Тема занятия
|
Кол-во
часов
|
|
3.09
|
|
Беседа «Что
такое народная игра? История народной игры»
|
1
|
|
10.09
|
|
Экскурсия
в осенний лес. «Красота осенней природы».
|
1
|
|
17.09
|
|
Занимательные игры. «Ловушка», «Прятки»
|
1
|
|
24.09
|
|
Занимательные игры. «Ловушка, «Прятки»
|
1
|
|
1.10
|
|
Подвижные
игры на основе легкой атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»
|
1
|
|
8.10
|
|
Большая
игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»
|
1
|
|
15.10
22.10
|
|
Эстафеты с мячами. Правила игры.
«Бег по кочкам»
|
1
|
|
29.10
|
|
Подвижные
игры на основе спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо»,
«Охотники и утки».
|
1
|
|
5.11
|
|
Игры
русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные
жмурки»
|
1
|
|
12.11
|
|
Игры
мордовского народа. «Котел» «Салки»
|
1
|
|
19.11
|
|
Что нужно знать и уметь, чтобы
никогда не болеть!
|
1
|
|
26.11
|
|
Игры
белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
|
1
|
|
3.12
|
|
Игры
татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
|
1
|
|
10.12
|
|
Групповые
игры. «Карусель», «Совушка», «Штандр»
|
1
|
|
17.12
|
|
Игры
народов Востока. «Скачки» , «Собери
яблоки».
|
1
|
|
24.12
|
|
Игры
украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
|
1
|
|
14.01
|
|
Зимой на
воздухе. «Городки»
|
1
|
|
21.01
|
|
Зимой на
воздухе. «Снежный боулинг» «Гонки снежныхкомов».
|
1
|
|
28.01
|
|
Зимой на
воздухе. «Снежный боулинг» «Гонки снежныхкомов».
|
1
|
|
4.02
|
|
Строительные
игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
|
1
|
|
11.02
|
|
Подвижные игры
на основе лыжной подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День
и ночь», «Попади в ворота»
|
1
|
|
18.02
|
|
Лыжные
гонки.
|
1
|
|
25.02
|
|
Бег с
высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с
изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”),
из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим
стартовым ускорением. Эстафеты.
|
1
|
|
4.03
|
|
Игры чувашского
народа. «Хищник в море», «Рыбки».
|
1
|
|
11.03
|
|
Игры калмыцкого
народа. «Альчики»,
«Забрасывание
белого мяча».
|
1
|
|
18.03
|
|
Большая
игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»
|
1
|
|
25.03
|
|
Эстафеты с бегом
и прыжками, преодолением препятствий.
|
1
|
|
1.04
|
|
Групповые
игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай».
|
1
|
|
8.04
|
|
Групповые
игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай»
|
1
|
|
15.04
22.04
|
|
Подвижные
игры на основе гимнастики с основами акробатики: «У медведя во
бору»,«Совушка»
|
1
|
|
29.04
|
|
Эстафеты с
гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.
|
1
|
|
6.05
|
|
Экскурсия
в весенний лес лес. «Красота весенней природы».
|
1
|
|
13.05
|
|
Игры
азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
|
1
|
|
20.05
|
|
Праздник
здоровья и подвижной народной игры. Итоговое занятие
|
1
|
Список
литературы
ФГОС
Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС
Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение»,
Москва. 2009.
DVD
«Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная
работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель»,
Воронеж. 2006.
«Как
себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
«Сценарии
праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
«Я
иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва
,2000.
Былеев
Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков
Г.А., От игр к спорту. – М., 198
Глязер
С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Жуков
М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Железняк
М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
Коротков
И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
Литвинов
М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Осокина
Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных
Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 2004г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.