Главная / Биология / Программа дополнительного образования "Культура здоровья".

Программа дополнительного образования "Культура здоровья".

Сукмановский филиал муниципального бютжетного общеобразовательного учреждения Шпикуловской средней общеобразовательной школы







Рассмотрена и согласована Утверждаю:

Методическим объединением Директор школы__________

Протокол №1 от 30.08.2013 П.А. Чернов

Приказ № 138 от 31.08.2013



Образовательная программа

дополнительного образования

Культура здоровья


(программа рассчитана для работы с детьми 14-15 лет,

срок реализации-1 год)








Автор - составитель:

Енговатова Вероника Викторовна-

педагог дополнительного образования


с. Сукмановка

2013г.




ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ



1. Учреждение

Сукмановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шпикуловской средней общеобразовательной школы


2. Полное название программы

«Культура здоровья»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Енговатова Вероника Викторовна, учитель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

  • Положение об учреждениях дополнительного образования

  • Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 (зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 19993)

4.2. Область применения

дополнительное образование, внеурочная деятельность

4.3. Направленность

эколого-биологическая

4.4. Тип программы

экспериментально-познавательная

4.5. Целевая направленность программы

образовательная

4.6. Возраст обучающихся по программе

14-15 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов:






6. Заключение методического совета

Утвердить программу «Культура здоровья» для работы в Сукмановском филиале МБОУ Шпикуловской СОШ. Протокол заседания №1 от «30 » августа 2013 г.





Пояснительная записка


Актуальность программы


В последнее время возникло много экологических проблем. Поэтому люди стали чаще задумываться о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Ответы на подобные вопросы непосредственно связаны с деятельностью человека . Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающих на этих территориях. Добывая полезные ископаемые, преобразуем естественные ландшафты. Орошая культурные посевы , способствуем опустыниванию обширных пространств. Загрязняя окружающую среду, оказываем негативное влияние на климат и многообразие живой природы.

Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Так загрязнение среды обитания ведет к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечет за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающее отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действуют на здоровье. Можно привести множество примеров, показывающих взаимное влияние природы и человека. Однако неправильно было бы противопоставлять их: человек- это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна.

Нам нужно осознать это и научиться исправлять свои ошибки. В данной программе мы рассмотрим вопросы влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека. Попробуем вместе научиться правилам здорового образа жизни.


Новизна

В процессе освоения программы используется не только теоретический материал, но и много практического. В результате чего, обучающиеся добывают материал и приобретают практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Эти навыки помогут им правильно вести себя в экстренных ситуациях и сохранить свое здоровье.


Педагогическая целесообразность программы

Каждый человек сегодня обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которые будут способствовать формированию и развитию физически и нравственного здорового общества.


Направленность данной образовательной программы эколого-биологическая .

По мере реализации программы, обучающихся осознают взаимосвязь человека и природы, формируется готовность и стремление оказывать положительное влияние на изменение экологической обстановки. Дети должны уяснить для себя, почему здоровье человека- физическое и духовное, является главным богатством человека , каким образом здоровье зависит от окружающей среды. Тогда каждый может построить свою жизнь в современном обществе, в измененной окружающей среде, таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье и уменьшить в меру своих сил экологическую напряженность вокруг себя.


Цель программы

«Культура здоровья»- расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Воспитать у учащихся потребность в здоровье, научное понимание сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.


Задачи программы


Образовательные:

Усвоение научных знаний об особенностях строения организма человека как единого целого.

Выявление связи организма с окружающей средой.

Уяснение закономерностей развития органов и системы органов в фило и онтогенезе.

Выделить факторы, влияющие на здоровье человека.

Формирование здорового стиля жизни, безопасного поведения в обществе.

Научить действовать в конкретной экологической ситуации.

Развивающие:

Формирование установок ЗОЖ.

Понимание положения человека в период, что важно для формирования научного мышления.

Совершенствовать умение и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Информирование молодежи о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных веществ и других, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.

Широкое использование материала программы в в воспитании санитарно- гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания с обязательным учетом особенностей детского организма.

Воспитывать положительное отношение к процессу обучения. Ориентировать учащихся на выбор профессии.


Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся реализовать свои базовые практико-теоретические знания и умения, а также приобрести опыт творческой и проектной деятельности. Программа «Культура здоровья» может быть интересна всем учащимся, кто хочет сохранить здоровье надолго. Но особенно он нужен тем, кто планирует углубленно изучать предметы естественного цикла. В программе использованы материалы из разных областей науки: медицины, экологии, анатомии, биологии, психологии и социологии.

Большой эффект в формировании экологической культуры школьников дает использование разнообразных форм работы в различном сочетании.

К ним относятся практические работы, научно- исследовательская деятельность, проектная деятельность.



Организационные условия реализации программы

Курс рассчитан на подростков 14-15 лет. Продолжительность- 1 год, 2 часа в неделю. Всего 72 часа. 2 часа – резервное время. Занятия проводятся в группах по 15 человек.

По данной программе могут заниматься учащиеся без специальной подготовки. Для реализации программы понадобится:

Дидактический материал,

Тематическая литература,

Схемы, таблицы, рисунки по анатомии и физиологии человека.

Мультимедиа – издания: «Анатомия человека» (версия2)

репетитор «по биологии» (версия 3.)

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Наглядные пособия.

Табельные средства – бинты, вата,, стерильные повязки, жгуты, шины, медикоменты- 5% спиртовой раствор, 1-2% спиртовой бриллиантовый, валидол, нашатырный спирт, вазелин, 5% раствор йода, асептические средства.


Критерии результативности программы


В результате освоения программы учащиеся будут знать:

Термины и понятия

Критерии здоровья человека.

Какие защитные механизмы есть в нашем организме.

Как реагируют разные системы организма на измененную окружающую среду.

Как физические факторы - холод, электромагнитные поля, шум, радиация влияют на здоровье человека.

Какие химические вещества окружают человека в повседневной жизни, как их правильно использовать, уменьшив их вредное влияние.

Какие социальные проблемы могут разрушать здоровье человека, каким образом связаны они с экологическими проблемами современности.

Какой вред наносят организму вредные привычки.

Какие биологические объекты (вирусы, микробы, животные, растения, грибы) влияют на здоровье человека, и как они зависят от окружающей среды.

Влияние здорового образа жизни на природу человека и окружающую среду.


Учащиеся должны уметь:

Объяснять причины изменения самочувствия человека в различных ситуациях, свойства экологически комфортной среды:

Наблюдать реакцию человека на различные экстремальные условия и предотвращать негативные последствия.

Выявлять факторы окружающей среды, влияющие на состояние человека.

Использовать знания для формирования культуры ЗОЖ.


Предупреждать развитие школьной патологии:

Нарушение осанки, близорукости, плоскостопия.

Использовать имеющие знания для оказания первой медицинской помощи.

Уметь применять теоретические знания на практике.

Уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формулировать выводы.

Осознать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Учащиеся должны быть трудолюбивыми, целеустремленными, способными доводить до конца начатое дело.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы


Виды и формы контроля освоения программы:


Для подведения итогов по каждой теме программы используются: опрос в ходе беседы, самостоятельная работа, практическая работа, семинар, защита рефератов и проектов, анкетирование, тестирование.


Критериями освоения программы служат: знания, умения и навыки по разделам: «Естественная среда и здоровье человека», питание и здоровье», «Основы медицинских знаний».

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.



Кадровое обеспечение программы.

Кадры реализации данной программы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.










Учебно- тематический план образовательной программы «Культура здоровья».



Тема

Всего часов

теоретические

практические


Введение

3

2

1


Раздел1. Естественная среда и здоровье человека

32



1

Вредные привычки

1

1


2

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

3

2

1

3

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови и работу ССС

6

3

3

4

Правильное дыхание

2

1

1

5

Терморегуляция организма закаливание

4

3

1

6

Окружающая среда и нервная система

8

5

3

7

Биоритмы и причины их нарушений

2

1

1

8

Гигиенический режим сна- составляющая ЗОЖ

1

1


9

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секции

1

1


10

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем

2

2


11

«Я выбираю жизнь». Защита проектных работ

2


2


Раздел II. Питание и здоровье

12



1

Пища- питательные вещества и природные пищевые компоненты

6

3

3

2

Энерготраты организма и нормы питания

3

2

1

3

Рациональное питание и культура здоровья

3

1

2


Раздел III. Основы медицинских знаний.

19



1

Значение первой медицинской помощи

1

1


2

Первая медицинская помощь при ранениях.

3

1

2

3

Первая медицинская помощь при кровотечениях

2

1

1

4

Первая медицинская помощь при переломах

2

1

1

5

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

2

1

1

6

Первая медицинская помощь при ожогах

1

1


7

Травматический шок

1

1


8

Инфекционные болезни. Дезинфекция

2

1

1

9

Лекарственные средства

5

1

4


Итоговое занятие.

Педагогическая мастерская «Здоровье»

4


4


Итого

2 часа резервное время

72

37

33


































Содержание образовательной программы «Культура здоровья».


Введение (3ч).

Тема1. Окружающая среда и организм человека(1ч).

Определение экологии. Экологические проблемы современности. Влияние экологических факторов на организм человека. Экстремальные факторы окружающей среды.

Тема2. Здоровье и образ жизни.(2ч)

Человек- биосоциальное существо. Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Режим дня. Практическая работа «Оценка состояния физического здоровья».

РазделI.

Естественная среда и здоровье человека (32 ч)

Тема1

Вредные привычки. (1ч)

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркогенных веществ.

Тема2. Условия правильного формирования опозно- двигательной системы (3ч)

Опорно- двигательная система: кости и мышцы.

Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, курение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни. Основные категории упражнений.

Практическая работа «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».

Тема3. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови и работу ССС (6ч)

Природные и антропогенныеные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Гипоксия. Анемия. Иммунитет, измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Профилактика заболеваний сердца.

Практическая работа №1 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

Практическая работа №2 «Реакция сердечно- сосудистой системы на физическую нагрузку».

Практическая работа №3 «Определение стрессоустойчивости сердечно- сосудистой системы».

Тема 4

Правильное дыхание (2ч)

Носовое дыхание. Правильное дыхание. Горная болезнь. Канцерогены.

Практическая работа «Влияние холода на частоту дыхательных движений».


Тема5

Терморегуляция организма. Закаливание. (4ч)

Воздействие солнечных лучей на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Теплоотдача, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Средства и способы закаливания.

Практическая работа «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды».

Тема 6

Окружающая среда и нервная система (8ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление. Переутомление.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. Вибрационная болезнь. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стадии стресса.

Тип высшей нервной деятельности. Стрессоустойчивость.

Практическая работа №1 «Развитие утомления».

Практическая работа №2 «Воздействие шума на остроту слуха».

Практическая работа №3 «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности».

Тема7

Биоритмы и причины их нарушений (2ч)

Биоритмы. Биологические часы.

Практическая работа «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».

Тема 8

Гигиенический режим сна – Составляющая здорового образа жизни. (1ч)

Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна.

Тема 9

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. (1ч)

Щитовидная железа. Эпифиз.

Тема 10

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем (2ч)

Половая система человека. Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья.

Тема 11

Защита проектных работ «Я выбираю жизнь».

Народная мудрость гласит(поговорки, приметы о климате, погоде, прогноз погоды (профилактика заболеваний)





Раздел II

Питание и здоровье. (12ч)

Тема 1

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты. (6ч)

Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно- кислые бактерии, дрожжи.

Чужеродные примеси пищи. Вредные вещества: нитраты, нестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызванные болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм.

Практическая работа №1 «Обнаружение крахмала в пищевых продуктах».

Практическая работа №2 «Условия активностиферментов. Обнаружение белков в пищевых продуктах. Сравнение содержания белка в пищевых продуктах ( по этикеткам)».

Практическая работа №3 чем может рассказать упаковка».



Тема2.

Энерготраты организма и нормы питания .(3ч) Значение питательных веществ для восстановления структур, роста и энергообразования. Нормы питания и их связь с энергозатратами организма. Энергоемкость питательных веществ. Определение норм питания в зависимости от возраста, пола и физической активности.

Практическая работа « Определение калорийности продуктов (по этикеткам). Норм питания.

Тема 3

Рациональное питание и культура здоровья . (3ч)

«Что мы едим». Экологическое качество продуктов питания. Трансгенные продукты. Способы приготовления и хранение продуктов. Рациональное питание. Культура питания. Диета.

Ролевая игра «Реклама в СМИ: «Здоровье и бизнес» (2ч)

Раздел III

Основы медицинских знаний (19ч)

Тема 1

Значение первой медицинской помощи.

Само и взаимопомощь. (1ч)

Тема2

Первая медицинская помощь при ранениях.

Десмургия. (3ч)

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Повязка, перевязка. Правила наложения повязок.

Практическая работа «Первая медицинская помощь при ранениях».

Тема3

Первая медицинская помощь при кровотечениях. (2ч)

Кровотечения, их виды. Характеристика. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.

Тема4

Первая медицинская помощь при переломах (2ч)

Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Практическая работа «Первая медицинская помощь при переломах».

Тема5

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности. (2ч)

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.


Тема6

Первая медицинская помощь при ожогах (1ч)

Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

Тема7

Травматический шок и противошоковые мероприятия. (1ч)

Причины травматического шока. Противошоковые мероприятия.


Тема8

Инфекционные болезни. Дезинфекция (2ч)

Возбудители инфекционных болезней . Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Семинар «Меры по профилактике инфекционных заболеваний».

Тема9

Лекарственные средства. (5ч)

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств, хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Семинар «Лекарственные травы» (2ч)

Семинар «Лекарственные травы» (2ч)


Итоговое занятие: Педагогическая мастерская «Здоровье». (4ч)

Резервное время – 2часа.

































Методическое обеспечение программы



Методические условия реализации программы


Организационная структура занятий предоставляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в учебной ситуации проблемно-поискового характера: необходимость анализа и синтеза, выбора, поиска, самостоятельного принятия решения.

Это касается и предмета деятельности, и способа получения информации , и глубины игрового и социального погружения.

Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными предметами (биология, экология, география, химия, медицина, информатика, история и др.). Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.

Формы и методы, используемые при реализации программы.

На всем протяжении реализации программы используются самые разнообразные формы занятий, методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса.


Формы занятий.

При реализации программы используются следующие формы занятий: изучение нового материала, комбинированные занятия (сочетание теоретического и практического занятий.

Практические занятия, защита рефератов, проектных работ, «Педагогическая мастерская».


Методы обучения и приемы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация таблиц, наглядных пособий, опытов), практические (лабораторные и практические работы).

Часто используются игровые формы обучения: дискуссии, семинары, защита рефератов и учебных проектов, ролевые игры. В качестве активных методов обучения используются задания по оценке экономической ситуации местности, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственном доме, проведение экологической экспертизы, работа с картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций.

Важно, чтоб данный курс помог обучающимся оценить свои потребности и возможности.

Одновременно сочетаются сразу же несколько методов, они взаимопроникают друг в друга.

Обучение по данной программе осуществляется с использованием следующих приемов: приемов сообщение информации, приемов организации работы с источником знаний, приемов демонстрации чего-либо, приемов организации самостоятельной познавательной деятельности.



Для реализации программы понадобится:

Дидактический материал,

Тематическая литература,

Схемы, таблицы, рисунки по анатомии и физиологии человека.

Мультимедиа – издания: «Анатомия человека» (версия2)

репетитор «по биологии» (версия 3.)

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Наглядные пособия.

Табельные средства – бинты, вата,, стерильные повязки, жгуты, шины, медикоменты- 5% спиртовой раствор, 1-2% спиртовой бриллиантовый, валидол, нашатырный спирт, вазелин, 5% раствор йода, асептические средства.



Техническое оснащение

Секундамер-1

Часы-1

Водный термометр, медицинский термометр

Емкости (таз, стаканы)

Упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупных, кондитерских изделий , консервов.

Вентилятор-1

Одеяло-1

Ножницы

Ручки шариковые с цветной пастой -15

Цветные карандаши, маркеры.

Ватман, листы, бумага А-4

Линейка

ТСО (магнитофон, плеер, телевизор)

Компьютер, проекционный комплект

Электронные носители












Информационные источники

Для учителя:


1. Агаджанян Н.А., Томин В.И. Экология человека М, 2005

2.Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. СПТ: Паритет, 2007.

3. Баланчин РК. Природа и цивилизация М, 2009.

4. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М, 2006.

5.Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г., Экология и безопасность питания. Н., РЕФИА, 2005

6.Горшков В.Г. Экология человека. Л., 2005

7. Медико- санитарная подготовка учащихся под редакцией П.А. Карцева, М: Просвещение, 2007

8.Малахов Г.П. Разумное питание. С.Петербург, 2005

9.Резанова Е.А., Антонова И.П. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах – М, 2008

10. Потапов А.И. Здоровый образ жизни. Биология в школе. №3. 1988.

11.Учиться жить здоровым //Свет. 1992 №2

12.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и онкология. - М, 2009


Мультимедиа – издания: «Анатомия человека» (версия2)

Репетитор «по биологии» (версия 3.)

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Для обучающихся:

  1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма.- М: Знание, 2008.

  2. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. – М.: Ридерз Дайджест, 1997.

  3. Асланиди К.Б. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 2005.

  4. Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2008.

  5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона - М.: Просвещение, 1994.

  6. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. – М: Мысль, 2009.

  7. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2008.

  8. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль. «Академия развития», 20010.

  9. Я познаю мир. Дет. энциклоп.: Экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009

Интернет-ресурсы

  1. детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество.

  2. управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.






Календарно – тематическое планирование


П/П

Тема занятия

Дата проведения

1.

Окружающая среда и организм человека.


2.

Здоровье и образ жизни.


3.

Практическая работа «Оценка состояния физического здоровья».



4.

Вредные привычки.


5.

Опорно- двигательная система: кости и мышцы.



6.

Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни.


7.

Практическая работа «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».



8.

Природные и антропогенныеные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых.


9.

Гипоксия. Анемия. Иммунитет, измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.


10.

Профилактика заболеваний сердца.



11.

Практическая работа №1 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».




12.

Практическая работа №2 «Реакция сердечно- сосудистой системы на физическую нагрузку».



13.

Практическая работа №3 «Определение стрессоустойчивости сердечно- сосудистой системы».



14.

Правильное дыхание.


15.

Практическая работа «Влияние холода на частоту дыхательных движений».




16.

Воздействие солнечных лучей на кожу.


17.

Правила пребывания на солнце.


18.

Закаливание. Средства и способы закаливания.



19.

Практическая работа «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды».



20.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление. Переутомление.



21.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Фотоэпилепсия. Работа на компьютере.


22.

Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. Вибрационная болезнь.


23.

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стадии стресса.



24.

Тип высшей нервной деятельности. Стрессоустойчивость.



25.

Практическая работа №1 «Развитие утомления».



26.

Практическая работа №2 «Воздействие шума на остроту слуха».



27.

Практическая работа №3 «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности».



28.

Биоритмы. Биологические часы.



29.

Практическая работа «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».



30.

Гигиенический режим сна – Составляющая здорового образа жизни.


31.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.


32.

Половая система человека. Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.


33.

Проблемы взросления и культура здоровья.



34-35

Защита проектных работ «Я выбираю жизнь».

Народная мудрость гласит (поговорки, приметы о климате, погоде, прогноз погоды (профилактика заболеваний)




36.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты.

Основные компоненты пищи


37.

Чужеродные примеси пищи. Вредные вещества.


38.

Заболевания, вызванные болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм.


39.

Практическая работа №1 «Обнаружение крахмала в пищевых продуктах».



40.

Практическая работа №2 «Условия активностиферментов. Обнаружение белков в пищевых продуктах. Сравнение содержания белка в пищевых продуктах ( по этикеткам)».



41.

Практическая работа №3 чем может рассказать упаковка».


42.

Значение питательных веществ для восстановления структур, роста и энергообразования.


43.

Определение норм питания в зависимости от возраста, пола и физической активности.



44.

Практическая работа « Определение калорийности продуктов (по этикеткам). Норм питания.


45.

«Что мы едим». Экологическое качество продуктов питания.


46-47.

Ролевая игра «Реклама в СМИ: « Здоровье и бизнес»


48.

Значение первой медицинской помощи.

Само и взаимопомощь.


49.

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия».


50.

Правила наложения повязок.


51.

Практическая работа «Первая медицинская помощь при ранениях».


52.

Кровотечения, их виды.


53.

Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.



54.

Переломы, их основные признаки.


55.

Практическая работа «Первая медицинская помощь при переломах».


56.

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.


57.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.


58.

Первая медицинская помощь при ожогах


59.

Травматический шок и противошоковые мероприятия.


60.

Инфекционные болезни. Дезинфекция


61.

Семинар «Меры по профилактике инфекционных заболеваний».


62.

Лекарственные средства, дозы их применения.


63-64.

Семинар «Лекарственные травы»


65-66.

Экскурсия в ФАП.


67-70.

Педагогическая мастерская «Здоровье».


2 часа – резервное время.


Программа дополнительного образования "Культура здоровья".
  • Биология
Описание:

В последнее время возникло много экологических проблем. Поэтому люди стали чаще задумываться о своем будущем и о будущем нашей планеты,  о том как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

     Ответы на подобные вопросы непосредственно связаны с деятельностью человека .  Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающих на этих территориях. Добывая полезные ископаемые, преобразуем естественные ландшафты. Орошая культурные посевы  , способствуем опустыниванию обширных пространств. Загрязняя окружающую среду, оказываем негативное влияние на климат и многообразие живой природы.

     Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Так загрязнение среды обитания ведет к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечет за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающее отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действуют на здоровье. Можно привести множество примеров, показывающих взаимное влияние природы и человека. Однако неправильно было бы противопоставлять их: человек- это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна.

     Нам нужно осознать это и научиться исправлять свои ошибки. В данной программе мы рассмотрим вопросы влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека. Попробуем вместе научиться правилам здорового образа жизни.

 

 

 

Автор Енговатова Вероника Викторовна
Дата добавления 08.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 623
Номер материала 55860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓