Главная / Классному руководителю / Программа дополнительного образования и социализации дошкольников «ТРОПИНКАМИ МЕЧТЫ В МИР ДОБРА И КРАСОТЫ»

Программа дополнительного образования и социализации дошкольников «ТРОПИНКАМИ МЕЧТЫ В МИР ДОБРА И КРАСОТЫ»

hello_html_433838c2.gifhello_html_6d4aec84.gifhello_html_m6baad25d.gifhello_html_fae9cda.gifhello_html_5984a3f7.gifhello_html_m1e1ae467.gifhello_html_327639a9.gifhello_html_m7827d532.gifhello_html_6c36a22a.gifhello_html_m13dacf9a.gifhello_html_m7739d119.gifhello_html_m62e02dad.gifhello_html_m3df760b4.gifhello_html_m3efff681.gifhello_html_73553c65.gifhello_html_m3497790a.gifhello_html_e94d0a4.gifhello_html_17ed2699.gifhello_html_51ea7911.gifhello_html_7d7460d5.gifhello_html_m3af855dc.gifhello_html_m2f9d49c4.gifhello_html_m7a205765.gifhello_html_3e26a32c.gifhello_html_6988c04a.gifhello_html_159536b9.gifhello_html_652693fb.gifhello_html_mbfaa4fc.gifhello_html_m5f2b8435.gifhello_html_m3e81e651.gifhello_html_4d37ec73.gifhello_html_m5ee26a0a.gifhello_html_m5f022f04.gifhello_html_3ef46b3.gifhello_html_m2ed821c0.gifhello_html_m25685b11.gifhello_html_m362bcafe.gifhello_html_m537674d2.gifМБОУ ДОД «Центр дополнительного образования» г.новошахтинска












Программа

дополнительного образования и социализации дошкольников «Тропинками мечты в мир добра и красоты»


Учебно-методические рекомендации






НОВОШАХТИНСК, 2014





Рецензент:


Морозова Э.В. – методист МБОУ ДОД «Центра дополнительного образования» г.Новошахтинска;











Программа дополнительного образования и социализации дошкольников «Тропинками мечты в мир добра и красоты»: учебно-методические рекомендации / Автор-составитель Ю.А.Семенова; Т.А. Семенова/ – Новошахтинск, 2014.









Учебно-методические рекомендации содержат паспорт авторской программы дополнительного образования и социализации дошкольников, разработанных и внедренных на базе МБОУ ДОД «Центра дополнительного образования» г.Новошахтинска.

Данные материалы могут быть полезными для специалистов учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста.











СОДЕРЖАНИЕ



Аннотация

4

Паспорт программы дополнительного образования и социализации дошкольников «Тропинками мечты в мир добра и красоты»


5

Диагностические материалы

6

Методические материалы

8

Модуль 1 «Играем»

8

Модуль 2 «Что? Где? Когда?»

18

Модуль 3 «Сказочная страна»

21

Модуль 4 «Вокруг света»

32

Список использованных материалов

41





































Аннотация


Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается в определении содержания организуемого социального опыта и образования в системе дополнительного образования детей.

В настоящее время самостоятельным и достаточно эффективным направлением работы учреждений дополнительного образования с детьми группы риска признаются новые содержательные элементы социального воспитания социокультурной направленности; синтезированное единство теории и практики социального воспитания и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей; современные ценностные ориентации детей и молодежи и их социокультурное пространство.

Повышенный интерес науки и практики к этим проблемам в целях стратегического развития работы с детьми групп социального риска обусловливает: систематизацию ориентированных направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей; создание оптимизированной социально ориентированной модели деятельности; социальную интеграцию учреждений дополнительного образования детей в сферу социальной работы.

Наиболее успешно применяемыми в практике МБОУ ДОД «Центра дополнительного образования» г.Новошахтинска являются следующие технологии: диагностика, коррекция, адаптация, профилактика, а также социально-педагогическая поддержка воспитанников и членов их семей.

















Паспорт

программы дополнительного образования и социализации дошкольников

«Тропинками мечты в мир добра и красоты»


Цели проекта

- создание благоприятных условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации, через досуговую деятельность, направленную на успешную социализацию дошкольников;

- развитие познавательных процессов ребенка в дошкольном учреждении.

Задачи проекта

- повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности дошкольников средствами досуговой деятельности;

- профилактика дезадаптации, нарушений социализации;

- расширение возможностей детей в дополнительном образовании в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями;

- обучение здоровьесберегающим технологиям;

- повышение уровня двигательной активности дошкольников средствами досуговой деятельности по физическому воспитанию.

Краткое описание проекта

Основные части проекта:

- Модуль 1. «Играем» способствует развитию умений самостоятельно и при помощи взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских видах игр. Участвовать в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии и т.д.);

- Модуль 2. «Что? Где? Когда?»

викторины, загадки, конкурсы помогает развитию интеллектуальных способностей детей;

- Модуль 3. «Сказочная страна» развивает у детей память, внимание, заставляет их думать, сопереживать героям сказок. Дает возможность детям высказать свое мнение о сказке, понять, где добро, а где зло;

- Модуль 4. «Вокруг света» знакомит детей с материками земного шара, с флорой и фауной.

Целевые группы

- педагоги;

- дошкольники











Диагностические материалы

диагностика внимания

«Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего порядка: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай» ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай», после этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых 5 раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слово «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечае6т на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.



диагностика воображения

«Придумай рассказ»


Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, а затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.



диагностика восприятия


«Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводится диагностика с помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.



диагностика мышления

«Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.



диагностика памяти

«Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще 6 таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше, чем 1,5 мин.

Методические материалы


Модуль 1 «Играем»


РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«Дочки-матери»

Самая популярная на сегодняшний день игра, правила ее меняются в зависимости от обстоятельств и количества детишек, возраст которых не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов игры:

1. Девочка играет с куклами дома или на улице. Она – мама, куклы – дочки. Ей приходится самой спрашивать, самой отвечать, самой действовать и придумывать различные ситуации, то есть – участие принимает только один ребенок.

Игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть справедливой и хозяйственной, а главное – самостоятельной.

Играя с куклами, девочка старается скопировать действия и слова своей мамы, тети, бабушки, старшей сестры или кого-то из родственников, кто ей наиболее симпатичен. В зависимости от места действия, меняются ее настроение, голос, прическа. Все выглядит правдоподобно и естественно, если никто из взрослых не вмешивается и не поправляет ее. Необходимо в этой ситуации дать ребенку полную свободу.

2. Девочки играют между собой. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой, внучкой, сестрой. Хотя бывает, что девочка исполняет папину роль. Тут необходимо научиться общаться друг с другом, понимать, доверять, сочувствовать, помогать.

Очень важны время и место действия. Как и в обыденной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагают, как правило, старшие по возрасту девочки, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик или в школу, сама идет на работу, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они вместе собираются, пьют чай, беседуют. Потом «мама» садится за рукоделие, «дочь» идет рисовать, а «бабушка» включает ненастоящий телевизор, где как будто идет концерт, – поют, читают стихи сами дети.

Когда концерт заканчивается, с работы приходит «папа». Он рассказывает о том, что с ним произошло, ужинает и предлагает «дочке» покатать ее на машине – это у него велосипед. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов.

3. Девочки играют с мальчиками. Здесь уже у «мамы» появляются «сыновья», «братья». Игра приобретает более оживленный характер, мальчишки – это непоседы и любители спорить, поэтому от девочек требуется умение где-то уступать, не обращать внимания на непослушание. Ребята стремятся к дружбе и сотрудничеству, используя взаимовыручку и улыбку. Игра позволяет ребятишкам стать нужными и значимыми в кругу сверстников, узнать характер и привычки своих друзей, почувствовать себя взрослыми.

4. В игре принимают участие взрослые. Действие, например, происходит на улице. Взрослые разговаривают, сидя на скамейке, или читают прессу, но теперь они – дети. А сыновья и дочки «уходят на работу», потому что они стали «мамами» и «папами», все заботы перекладываются временно на их плечи. По возвращении они отвечают на многочисленные вопросы своих «детей», говорят о правилах поведения и накладывают запрет на какие-либо действия, старательно объясняя, почему нельзя делать того или другого. Возникающие споры дают понять, насколько важны те или иные поступки, и не секрет, что в спорах рождаются истины.

Такой вид игры позволяет максимально приблизиться к волнующим проблемам «отцов» и «детей». Да и каждому взрослому будет приятно видеть своего ребенка размышляющим.

«Скорая помощь»

Играть могут два человека и более, возраст не ограничен. Дети находятся в разных частях комнаты или площадки.

Один из детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону «скорую помощь». Через три минуты появляется «доктор» с игрушечными медикаментами и оказывает «больному» первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были использованы. При необходимости, «больного» направляют на лечение в «больницу».

Игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь и утешить, умение заботиться о ближнем с нежностью и любовью, общительность.

Медикаментами могут временно стать конфеты, вафли, разные сиропы или просто вода.

Перевязочным материалом служат марля, бинты, ленты, обычные лоскутки. Дети в этом плане очень находчивы.

Взрослые могут предложить детям в процессе игры выучить такие строчки:

Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва.

Он в горло зверюшке заглянет сперва

И выпишет срочно рецепт для больного:

«Ни капли соленого, острого, злого».

Без самого доброго, нежного слова,

Без лучшего слова не лечат больного.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребята подумали над смыслом этих строчек.

«Детский сад»

Возраст и количество игроков не ограничиваются. Используются различные мягкие игрушки, детская посуда, кроватки и коляски для кукол.

Девочки распределяют роли «воспитателей» и «нянь», а кто-то будет «музыкальным работником».

Кукол озвучивают сами дети. Завтрак, прогулка, разучивание считалочек – все идет по порядку. Игра развивает дисциплинированность, ответственность, доброжелательность.

События развиваются как в обычном садике:

1. Утром зарядка или танцы под веселую музыку.

2. Завтрак.

3. Занятия (веселый счет, рисование, разукрашивание и т. п.).

4. Прогулка.

5. Обед.

6. Тихий час (для кукол). Девочки исполняют колыбельные песенки, рассказывают сказки.

7. Подготовка к полднику – куклам необходимо сделать прически, нарядить.

8. Полдник.

9. Различные игры в комнате или на уличной площадке.

Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в роли методиста или старшего повара).

«Веселый поезд»

Детям надо представить себя работниками железной дороги. Возраст игроков не ограничен. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших коробок.

Главные действующие лица: машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в вагоне-ресторане.

«Машинист» ведет состав и объявляет названия станций. «Проводники» проверяют наличие билетов, рассаживают «пассажиров», разносят чай. «Дорожный патруль» следит за порядком. Каждый ребенок в пути рассказывает какую-либо веселую историю или исполняет песенку.

Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в этой игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу.

Игру можно дополнить. Вместо билетов пусть ребята приобретут по купону «на одну приятную услугу». Каждый, кто нуждается в посторонней помощи, должен поднять купон вверх. Тогда остальные дети увидят этот сигнал и спросят, чем они могут помочь. Тот, кто выполнит просьбу, получает купон от того, кто нуждался в помощи. А ребенок, оставшийся без купона, в дальнейшем сам должен кому-нибудь помочь.

Купоны изготовьте из картона и на каждом надпишите: «За исполнение одного хорошего поступка».

Парикмахерская

Цель. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Игровой материал. Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Игровые роли: Парикмахер (мастер), клиенты, кассир, уборщица.

Ход игры: педагог совместно с детьми и родителями может изготовить альбом «Модели причесок», используя рисунки детей, вырезки из журналов и т. д.

Педагог совместно с детьми может изготовить предметы, необходимые для игры в «парикмахерскую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, флаконы, пульверизатор, зеркало. Зеркало можно с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеить одним концом ленточку, а другой ее конец приклеить к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеколона. Ножницы, машинку и бритву делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скрепленных ниткой, благодаря чему эти части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, педагог должен обыграть их, показать детям способы игрового использования каждой. В процессе изготовления и обыгрывания поделок ребята усваивают их названия.

Обучая детей данной игре, целесообразно придерживаться такой последовательности при введении игровых предметов: 1) самоделки; 2) предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок — в качестве расчески, цилиндры – в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, — вместо зеркала, призма — в качестве машинки, узкий брусок — вместо бритвы); 3) некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа); 4) набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Сперва целесообразнее всего вводить в игру самодельные предметы: во-первых, ребята при изготовлении этих поделок знакомились и со способом их употребления; во-вторых, если дети научатся играть, используя самодельные предметы, для них уже не трудно будет развернуть игру с готовыми игрушками. В-третьих, яркие и занятные готовые игрушки с радостью будут приняты детьми после самодельных и условных, тогда как самодельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры. В-четвертых, готовые игрушки, введенные в начале обучения игровой теме, могут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых действий.

Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных предметов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педагог может давать всегда, когда бы дети не играли в «парикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, — избирательно.


Игра «Поликлиника»

Цель. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал. Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Подготовка к игре. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.

Ход игры. Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии в поликлинику, или, например в 31 больницу Москвы, и беседы с медицинским персоналом.

Педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры. Он раздает каждому ребенку по листу картона, на котором изображены медикаменты и некоторые медицинские инструменты. Так, например, могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетоскоп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по контурам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки.

Когда атрибуты для игры будут готовы, воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею место укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процессе изготовления поделок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия.

Для организации игры воспитатель в качестве игрового материала может использовать игровой набор «Кукольный доктор», самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Для первой игры воспитатель вместе с детьми оборудует кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему врачом должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике — термометры, в коробочке — шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных листков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь.


Игра «Магазин»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Игровой материал. Плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, пластилин, природный материал, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки.

Игровые роли. Директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы.

Ход игры. Воспитатель организует работу несколько фабрик — швейной, игрушечной, письменных принадлежностей, а также хлебобулочного комбината. Дети под руководством педагога вырезают из бумаги и раскрашивают одежду для кукол, шьют маленькие тетрадочки, делают из пластилина и природного материала игрушки, различные поделки, пекут хлеб, булки, пирожные, торты и т. п. Для проведения данного занятия вам надо будет узнать где в вашем городе можно сделать заказ торта. Тогда занятие получится насыщенным и незабываемым.


Перед началом игры, после распределения ролей и обсуждения плана игры, воспитатель еще раз напоминает, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец — с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Дальше начинается игра. Директор объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. После этого покупатели расходятся по отделам магазина: одни покупают одежду, другие — продукты, третьи — канцелярские товары. Идет оживленная торговля. Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала. Неплохо в игру ввести маленькие весы для взвешивания продуктов (песок, мелкие камешки, другой природный материал). Желательно продавать молоко, чтобы дети знакомились с емкостями – 0,5 л, 1 л, 2 л. Примерно через полчаса педагог может предложить ребятам поменяться ролями.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:


Мы - веселые ребята

Цель игры: учиться ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади зала (участка). Развивать быстроту ловкость.

Описание игры: Стоя в домике дети произносят слова:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!

По сигналу «Лови!» дети перебегают в противоположный домик, а ловишка старается их поймать.

Правила: Ловишка ловит только по сигналу «Лови!». За чертой дома ловить игроков нельзя.


У медведя во бору

Цель игры: учить ходить равномерный шагом, легко бегать с изменением направления.

Описание игры: Дети ходят по площадке и произносят слова:

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

А медведь сидит и нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают, стараясь попасть в дом, а медведь ловит их. Один из пойманных игроков становится медведем.

Правила: Медведь начинает ловить детей только после окончания слов текста. Дети должны ходить и бегать по всей площадке. Ловить детей за линией дома нельзя.


Охотники и зайцы

Цель игры: упражнять в метании в подвижную цель, в прыжках на обеих ногах, быстроте, ловкости, приучать действовать организованно.

Описание игры: Зайцы находятся в своих домиках (кружках). В каждом домике по 2-3 зайца. Охотник (и) обходит площадку и возвращается в свой домик (расположен с другой стороны площадки). По сигналу «Зайцы выбегали на полянку!» все выбегают из своих домиков и прыгают на двух ногах по всей площадке. По сигналу «Охотник (и)!» зайцы убегают в свои домики, а охотник старается попасть в них мячом (2-3 небольших мяча или снежки).

Правила: Зайцы могут выбегать из домиков и возвращаться в них только по сигналу. Зайцы могут передвигаться по площадке, прыгая на обеих ногах. Охотник стреляет только со своего домика, бросая мяч в ноги убегающих.


Сделай фигуру

Цель игры: приучать детей действовать согласованно, проявлять самостоятельность в выполнении индивидуальных заданий.

Описание игры: Дети бегают, прыгают по всей площадке, а один ребенок – судья – стоит в стороне. По сигналу «Раз, два, три!» все дети останавливаются и делают «фигуру». Судья осматривает все «фигуры», выбирают ту, которая ему нравится, и этот ребенок становится судьей.


Сторож

Цель игры: развивать инициативу и творческое воображение детей.

Описание игры: Дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать. Подойдя к домику сторожа, произносят слова: - Здравствуй, сторож. – Здравствуйте дети. Где вы были? – Мы не скажем, а что делали – покажем.

Сторож должен отгадать, какую работу дети выполняли (щили, рубили лес, косили, играли и др.). Как только он угадает, дети убегают, а сторож старается их догнать.


Два Мороза

Цель игры: упражнять в беге врассыпную; развивать пространственную ориентировку, формировать двигательные качества: быстроту, ловкость.

Описание игры: Играющие располагаются в «домике» на одной стороне площадки. Двое водящих – Мороз Красный нос и Мороз Синий нос обращаются к детям со словами:

Мы два брата молодые, два Мороза удалые:

Я – Мороз Красный нос, Я – Мороз Синий нос.

Кто из вас, друзья, решится в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

И по сигналу «Мороз!» перебегают в «домик» напротив. Оба Мороза стараются их заморозить – коснуться рукой.


Бездомный заяц.

Цель игры: упражнять в беге и прыжках, развивать быстроту, ловкость.

Описание игры: Дети-зайцы чертят себе кружки (лесные домики) и становятся в них. Бездомный заяц бегает по лесу, а охотник догоняет его. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой домик кружок. Как только бездомный заяц забежал в домик, зайчик хозяин должен его покинуть и так он становится бездомным. Пойманный заяц становится охотником, а охотник занимает один из домиков.


Кошка и мышка

Цель игры: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу и с увертыванием.

Описание игры: Дети становятся в круг и берутся за руки: мышка - внутри круга, а кошка - за кругом. Идя по кругу, дети произносят слова:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит – стрела.

Глазки закрываются,

Когти расправляются,

Зубы, как игла.

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тут.

Всех поймает он.

По сигналу «всех поймает он» кошка ловит мышку. Кошка может вбегать в круг только через ворота (в условном месте двое детей опускают руки, разрывая круг), а мышка – через ворота и подлезая под руки детей.


































Модуль 2 «Что? Где? Когда?»


Кроссворд «Во саду ли в огороде»



3


5


7


9





8


1



4






2












6







































1. Семьдесят одежек, а все без застежек.

2. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.

3. В огороде вырастаю. А когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

4. Что это за голова, что только зубы и борода?

5. Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

6. Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него и взрослые и дети?

7. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

8. Среди бахчи – зеленые мячи.

Налетела детвора – от мячей одна кора.

9. На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …











Кроссворд «Животный мир»


о

н

н

1


2





3







4










5













6



7










8









1. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл –

Всех проглотит …

2. Вот этот случай очень редкий –

На голове растут две ветки.

3. Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь, в отставке буду скоро.

4. На себе ношу я дом,

От зверей я прячусь в нем.

5. Вместо носа – пятачок,

Там, где хвост, висит крючок.

6. На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.

7. Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем.

8. Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.









Кроссворд «Школа»



5





6

1





2


4



7



3








































1. Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды.

2. То я в клетку, то линейку. Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…Что такое я?

3. Бывает первым и последним

4. Свою косичку без опаски она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.

5. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.

6. Сговорились две ноги делать духи и круги.

7. Если ты его отточишь – нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Что же это?...













Модуль 3 «Сказочная страна»


Сказка «Курочка Ряба»






Сказка «Теремок»




Сказка «Гуси-лебеди»




Сказка «Маша и медведь»





Сказка «Три поросенка»




Сказка «Лиса и журавль»




Сказка «Три медведя»




Сказка «Лиса и волк»






Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»




Сказка «Колобок»




Сказка «Волк и семеро козлят»






Модуль 4 «Вокруг света»


Австралия


кенгуру



Кенгуру передвигаются длинными прыжками, имеет мощные задние ноги, массивный хвост, узкие плечи, маленькие, похожие на человеческие руки, передние лапы, которыми выкапывают клубни и корни. До года носят своего детеныша в сумке.

Коала


Коалы имеют более густой мех (мягкий и толщиной 2-3 см), более крупные уши, более длинные конечности. У коалы имеются большие острые когти, помогающие ей с хождением по стволам деревьев. Вес коалы варьируется от около 14 кг крупного самца с юга, и примерно до 5 кг небольшой самки с севера.

орел


Орлы прекрасные охотники. Их основная добыча —кролики. Также эти орлы охотятся на ящериц, птиц (весом свыше 100 г) и различных млекопитающих (обычно весом свыше 500 г). Орлы изредка нападают на ягнят, но они составляют лишь небольшую долю от их рациона.



страус-эму


Эму не любит, как страусы, купаться в песке, он предпочитает воду, причём неплохо плавает несмотря на свои массивные размеры.





Антарктида


Морской леопард



Морской леопард питается главным образом теплокровными позвоночными, в том числе пингвинами и молодыми тюленями. У морского леопарда очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость Окраска в верхней части тела тёмно-серая, а внизу серебристо-белая. На голове и по бокам виднеются серые пятна


Пингвин


Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для передвижения в воде. Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти как винтами. Бедренные кости очень короткие, коленный сустав неподвижен, а ноги заметно смещены назад, что является причиной необычно прямой походки. Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги.


Синий кит


Огромное, стройное и вытянутое тело. Голова сверху широкая и ровная, V—образная с сильно выгнутой в стороны нижней челюстью. Сбоку выглядит плоско. Дыхательный путь заметно не выступает. С каждой стороны верхней челюсти имеются черные усовые пластины. Имеет 55—68 подчелюстных горловых складок. Грудные плавники узкие и заостренные. Хвост широкий с зазубренным краем.






Африка


акула



Акулы – это хищники, обладающие следующими отличительными особенностями: удлиненное тело более или менее торпедообразной формы ,большой хвостовой плавник, торчащий из воды и большое количество острых зубов на каждой челюсти.


Бегемот



Характерная особенность бегемота: полуводный образ жизни – большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормежки.

верблюд



Эти животные приспособленные для жизни в пустынях и полупустынях. Верблюд подолгу может находиться без воды, но добравшись до нее, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до 100 литров. Главная особенность – два горба, в них накапливаются энергетические запасы на случай длительной бескормицы.


дельфин



Дельфины – очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, водятся во всех морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются рыбой, моллюсками, ракообразными, иногда нападают на своих же сородичей. Отличаются хорошим отношением к человеку.




лев



Внешний вид льва очень характерен. Самцы значительно крупнее самок, обладают гривой, которая у некоторых подвидов достигает большого развития и покрывает плечи, часть спины и грудь. Окраска льва желто-серая различных оттенков, грива часто того же цвета, что и шкура, но бывает темная, даже черная.































евразия


белка



Имеет удлиненное тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый. Отличительной особенностью многих белок является их способность запасать на зиму орехи, они их закапывают в землю или прячут в дупла деревьев.


волк


Волки напоминают крупную остроухую собаку. Мех густой и длинный и состоит из 2 слоев из-за чего животное выглядит крупнее.


бурый медведь


Тело мощное, голова массивная с небольшими ушами и глазами. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти черного. Главная особенность в том, что медведи всеядны.




заяц-русак


Заяц-русак считается чистоплотным животным, любит причесывать шерсть лапами и языком. Маскироваться от опасности ему прекрасно помогает его коричневый окрас меха.





лиса



Очень красивое животное, лисы стройные и грациозные, с красивым мехом и длинным пышным хвостом и заостренной мордочкой.































Северная америка


аллигатор


Аллигаторы питаются почти всем, что они в состоянии поймать. В их желудках часто находят и инородные тела. Если аллигаторы достаточно голодны, они могут употребить в пищу и падаль. Взрослые аллигаторы могут охотиться на оленей или даже более молодых аллигаторов.


анаконда


Анаконда ведёт почти полностью водный образ жизни. В водоёмах змея подстерегает добычу. Анаконда прекрасно плавает и ныряет и может подолгу оставаться под водой, при этом ноздри её закрываются специальными клапанами. Под водой происходит и линька анаконды.



енот


Главная отличительная особенность енота – это полосатый хвостик. Их считают чистоплотными животными.


пеликан


Питаются в основном рыбой, которую вылавливают, опуская голову в воду и подхватывая рыбу, поднявшуюся на поверхность, клювом. Поймав рыбу, пеликан через клюв отцеживает воду из горлового мешка (до 5 литров) и проглатывает добычу. В день он съедает более килограмма рыбы.


скунс


Скунсов легко узнать по характерной окраске, состоящей из белых полос или пятен на тёмном фоне. Так, для полосатых скунсов характерны широкие белые полосы на спине, идущие от головы к кончику хвоста. Отличительная черта скунсовых — пахучие анальные железы, которые выделяют едкое вещество со стойким отвратительным запахом. Скунсовые способны выбрызгивать струю секрета на расстояние 1—6 м.




























южная америка


игуана


Расстояние. Тело тонкое, хвост очень длинный и сжатый с боков, спина и хвост с продольным гребнем, на горле большой сжатый с боков мешок (играет значительную роль при терморегуляции).

колибри


Колибри – самая маленькая птичка в мире, но самая длинноклювая. Оперение красивое и очень яркое. Питается она растительной и животной пищей.


тукан


У туканов несоизмеримо большой, сжатый с боков, яркоокрашенный клюв. Эта птица не умеет хорошо и далеко летать, поэтому большую часть времени проводит на деревьях.


черепаха


Панцирь – наиболее характерный видимый признак черепахи, отличающий ее от других рептилий. Спереди и сзади панцирь имеет отверстия, через которые черепаха выдвигает голову, хвост и конечности.










Список использованных материалов


  1. Российская Федерация, Министерство образования, Приказы, Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: от 27.03.95 г. № 140

  2. Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования». - Новошахтинск, 2010. - 24с.

  3. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми / Е.Ю.Азбукина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 70 - 74.

  4. Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками. / Ю.М.Аксенов. – М., 1999.

  5. Архипов С.В. Развитие плавательных навыков на основе программы по опережающей подготовке для старших дошкольников / С.В.Архипов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 9. - С. 185-190.

  6. Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф.Воловик, В.А.Воловик. - М., 1998.

  7. Гаврилова Е.Н. Развитие двигательной активности малоподвижных детей старшего дошкольного возраста / Е.Н.Гаврилова // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 75 - 78.

  8. Горбачев А.А. Образовательно-творческий ресурс детей в сфере туризма и досуга / А.А. Горбачев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 102-106.

  9. Грушецкая И.Н. Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности дошкольников / И.Н.Грушецкая. - Кострома: КГУ, 2007.

  10. Грязева Е.Ф. Клуб как структурное подразделение учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы учреждений дополнительного образования Ростовской области) / Е.Ф.Грязева. - Ростов н/Д, 2006.

  11. Данг Л.Ф. Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга старших дошкольников / Л.Ф.Данг. – М., 2006.

  12. Евдокимова Е., Театр в детском саду [Текст] / Е. Евдокимова, Н.Додокина // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 102-108.

  13. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / А.Д.Жарков. – М., 2008.

  14. Запекина Н.М. Современная досуговая периодика для детей / Н.М. Запекина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2006. - № 2. - С. 10 - 14.

  15. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б.Зацепина, под ред. Т.С.Комаровой. - М., 2004.

  16. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю.Исаева. - Москва: Флинта, 2010. - С.26.

  17. Кирьянова Р.А. Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе / Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.

  18. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД / Н.В.Кленов // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 7. - С. 12 - 18.

  19. Лысаков В.Г. 1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М., 2006. – 318,[2] с.:ил.

  20. Мазнин И.А. 500 загадок для детей / И.А. Мазнин. – 2002. – 128 с.

  21. Панфилова М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. – М., 2008.

  22. Фомина А.Б. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы / А.Б.Фомина, В.П.Голованов. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.

  23. Ядов В.А.Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности / В.А.Ядов. – М., 2011.

  24. Венгер Л.А. Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурно - досуговой деятельности / Л.А.Венгер // http :// www .abitu.ru /researcher /methodics /rabota +s+detm i/a_ 3sx7gs.htm

  25. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова // http :// www .RoyalLib.ru

  26. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н. Образцова // http :// www .RoyalLib.ru

  27. Образцова Т.Н. Логические игры для детей / Т.Н. Образцова // http :// www .RoyalLib.ru

  28. Детские раскраски // http : // www.raskraska.com









ДЛЯ ЗАМЕТОК










































Программа дополнительного образования и социализации дошкольников «ТРОПИНКАМИ МЕЧТЫ В МИР ДОБРА И КРАСОТЫ»
  • Классному руководителю
Описание:

Современное поколение детей выросло в условиях изменившейся социокультурной среды.

Прежде всего, у детей одной возрастной категории сегодня часто отличаются паспортные и физиологические характеристики возраста.  Естественно, отличается и уровень развития,  и степень эмоциональной и психологической готовности к моменту началу занятий.

Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают рядом общих для них качеств.

Первым из них является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Стоит отметить, что информация носит часто противоречивый, а иногда и взаимоисключающий характер,  нередко вызывает у них состояние тревожности и неуверенности.

Вторым качеством современных детей стоит назвать ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения, а следствием этого является более свободное и независимое поведение.

Третьим качеством надо назвать более недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых, чем, скажем, 15 лет назад. Поэтому взрослым надо быть психологически готовыми к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру.

И четвертым качеством является, к сожалению, слабое здоровье современных  детей.

Современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, да и само понятие «свой двор» практически ушло из нашей жизни. Как следствие – дети не обладают навыками общения и практически несоциализированы.

         Можно было бы назвать и другие отличия. Но именно эти качества современных детей  учитывались при разработке  учебно-методических рекомендаций  «Тропинками мечты в мир добра и красоты».

          Цель программы – обеспечить каждому ребенку полноценное личностное и интеллектуальное развитие в максимально возможном диапазоне его интеллектуальных ресурсов.

          Программа состоит из 4-х модулей:

Модуль 1. «Играем» способствует развитию умений самостоятельно и при помощи взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских видах игр. Участвовать в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии и т.д.);

Модуль 2. «Что? Где? Когда?»

викторины, загадки, конкурсы  помогает развитию интеллектуальных способностей детей;

Модуль 3. «Сказочная страна» развивает у детей память, внимание, заставляет их думать, сопереживать героям сказок.  Дает возможность детям высказать свое мнение о сказке, понять, где добро, а где зло;

Модуль 4. «Вокруг света» знакомит детей с материками земного шара, с флорой и фауной.

 

 

 

 

Автор Семенова Юлия Александровна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 462
Номер материала 7008
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓