Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются
незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития,
способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей
танец занимает особое место.
Одна
из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся
важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной
обстановке, какой является для них и наша школа-интернат, в которой они
проживают. Для обучения и развития им необходима специальным образом
организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в
соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно,
ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителем
стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую
среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря
на постоянное изменение ситуации.
Структура
танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения
ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают,
успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего
прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем
(например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение подростков
танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от
руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но
и предполагают наличие у него правильного представления о танце как
художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца
позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные
задачи.
Танец
– это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что,
как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах,
воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо
словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского
воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми
«при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое
воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской
музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое
воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится
очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе
и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность.
Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой,
которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского
творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность,
благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид
художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у
подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности
трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе танец
рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями
здоровья (умственной отсталостью).
Цель
программы:
Развить
творческие способности подростков с ОВЗ через включение их в танцевальную
деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения
детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи
программы:
Образовательные задачи:
- обучить
детей танцевальным движениям;
- формировать
умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями;
- формировать
пластику, культуру движения, их выразительность;
- формировать
умение ориентироваться в пространстве;
- формировать
правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные задачи:
- развить
у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
- формировать
общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном
обществе;
- формировать
нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
- создание
атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие задачи:
- развивать
творческие способности детей;
- развить
музыкальный слух и чувство ритма;
- развить
воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление
здоровья детей.
Коррекционно-развивающие
задачи базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у
них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее
элементов.
Сроки реализации
программы
Данная программа
рассчитана на воспитанников 6 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Основные направления и условия
реализации программы
Основные
формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, игра, беседа,
праздник.
Основные
виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен
результатами танцевальной деятельности.
Методы:· игровой, демонстрационный (метод показа), метод творческого
взаимодействия, метод наблюдения и подражания, метод упражнений, метод внутреннего слушания.
Метод
показа. Разучивание
нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и
потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод
наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание
музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление
наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих
приемом, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой
метод. У
подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они
лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них
формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с
музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и
гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Для
реализации данной программы в КС(К)ОУ созданы следующие условия:
- Светлый и
просторный зал.
- Музыкальная
аппаратура.
- Тренировочная
одежда и обувь.
- Сценические
костюмы.
·
Реквизит для танцев.
Предполагаемый результат:
В ходе занятий воспитанники не только
научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца,
станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой
деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
Регулярность
занятий 4,5 часа в неделю, 153 час
в год.
Структурирование и содержание программы
№ п/п
|
Содержание занятия
|
Сроки выполнения
|
1.
|
Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор
старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню
учителя.
|
сентябрь
|
2.
|
Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии.
Разучивание новых движений танца.
|
октябрь
|
3.
|
Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танца.
|
ноябрь
|
4.
|
Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание
танца «Снежинок»
|
декабрь
|
5.
|
Повторение выученных танцев, разучивание новых движений
современного танца.
|
январь
|
6.
|
Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8
Марта. Разучивание движений для подтанцовки к песням.
|
февраль
|
7.
|
Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных
данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и
выворотности, музыкальности.
|
март
|
8.
|
Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню
победы.
|
апрель
|
9.
|
Участие в праздничных мероприятиях. Классический тренаж.
Подготовка к отчетному концерту.
|
май
|
10.
|
Участие в разных конкурсах.
|
сентябрь - май
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с
детьми
|
1.5ч
|
2
|
Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты.
|
1.5ч
|
3
|
Ознакомление с репертуаром.
|
1.5ч
|
3
|
Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения.
Подготовка ко Дню учителя.
|
1.5ч
|
4
|
Разминка. Упражнения на «квадрате». Повторение танца «Ромашка».
Подготовка ко Дню учителя.
|
1.5ч
|
5
|
Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца
«Стиляги». Подготовка ко Дню учителя.
|
1.5ч
|
6
|
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения:
маршировка в темпе и ритме. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танцев
«Ромашка», «Стиляги».
|
1.5ч
|
7
|
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения:
фигурная маршировка. Подготовка ко Дню учителя.
|
1.5ч
|
8
|
Разминка. Репетиция танцев включенных в концерт.
|
1.5ч
|
9
|
Генеральный прогон танцев ко Дню учителя.
|
1.5ч
|
10
|
Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя.
|
1.5ч
|
11
|
Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе:
«Девочка и мячик». Разучивание движений танца.
|
1.5ч
|
12
|
Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость
носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений.
|
1.5ч
|
13
|
Разучивание движений современного танца, современных движений
к танцу.
|
1.5ч
|
14
|
Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение
понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений современного танца
«Мессано».
|
1.5ч
|
15
|
Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных
данных.
|
1.5ч
|
16
|
Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание
движений современного танца «Мессано».
|
1.5ч
|
17
|
Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон»,
«Ковырялочка» вперед и назад… Разучивание движений современного танца
«Мессано».
|
1.5ч
|
18
|
Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом»,
«Подскоки в повороте». Игры с детьми.
|
1.5ч
|
19
|
Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой.
|
1.5ч
|
20
|
Постановка корпуса. Повторение танца «Мессано».
|
|
21
|
Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные
движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца
«Танец со свечами».
|
1.5ч
|
22
|
Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов,
движений. Соединение и постановка современного танца.
|
1.5ч
|
23
|
Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький
квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца.
|
1.5ч
|
24
|
Классический тренаж. Репетиция танца.
|
1.5ч
|
25
|
Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений
танца «Танец со свечами». Прогон танцев.
|
1.5ч
|
26
|
Повторение выученных движений и танцев.
|
1.5ч
|
27
|
Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация
под заданную музыку.
|
1.5ч
|
28
|
Игры с детьми.
|
1.5ч
|
29
|
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные
акценты и т.д.
|
1.5ч
|
30
|
Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка»,
разучивание движений к танцу «Снежинки»…
|
1.5ч
|
40
|
Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к
танцу «Снежинки».
|
1.5ч
|
41
|
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к
новогодним мероприятиям.
|
1.5ч
|
42
|
Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино.
|
1.5ч
|
43
|
Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.
|
1.5ч
|
44
|
Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.
|
1.5ч
|
45
|
Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца
«Снежинки». Прогон всех танцев.
|
1.5ч
|
46
|
Выступление на новогодних мероприятиях. Игры с детьми.
|
1.5ч
|
47
|
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание
музыкальных произведений «Вальс», «Полька».
|
1.5ч
|
48
|
Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90
градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев.
|
1.5ч
|
49
|
Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности
движений.
|
1.5ч
|
50
|
Повторение танцев и отработка современного танца.
Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
|
1.5ч
|
51
|
Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность
движений. Отработка четкости и ритмичности движений
|
1.5ч
|
52
|
Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой»,
«Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Отработка четкости и ритмичности
движений
|
1.5ч
|
53
|
Разучивание современных движений. Повторение и отработка
выученных танцев. Синхронность движений.
|
1.5ч
|
54
|
Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание
движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев.
|
1.5ч
|
55
|
Пластика. Повторение выученных движений танца.
|
1.5ч
|
56
|
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг,
квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
|
1.5ч
|
57
|
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции
(изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений
к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
|
1.5ч
|
58
|
Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка
всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
|
1.5ч
|
59
|
Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных
профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник).
|
1.5ч
|
60
|
Повторение движений современного танца. Подготовка к
праздникам. Повторение и отработка выученных танцев.
|
1.5ч
|
61
|
Участие в мероприятии. Игры с детьми.
|
1.5ч
|
62
|
Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта.
Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений танца.
|
1.5ч
|
63
|
Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням.
|
1.5ч
|
64
|
Подготовка к мероприятию. Синхронность движений. Отработка
четкости и ритмичности движений
|
1.5ч
|
65
|
Игры с детьми.
|
1.5ч
|
66
|
Упражнения на натяжение и расслабление мышц тела, для
улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности
локтевого сустава. Разучивание движений к танцу.
|
1.5ч
|
67
|
Отработка четкости и ритмичности движений.
|
1.5ч
|
68
|
Партерный экзерсис. Разучивание движений к казачьему танцу.
|
1.5ч
|
69
|
Ритмика. Разучивание движений к казачьему танцу.
|
1.5ч
|
70
|
Повторение и закрепление выученных движений к танцу.
|
1.5ч
|
71
|
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного
танца.
|
1.5ч
|
72
|
Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция казачьего
танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
|
1.5ч
|
73
|
Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук
в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка казачьего танца.
|
1.5ч
|
74
|
Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений.
Отработка четкости и ритмичности движений.
|
1.5ч
|
75
|
Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу.
Подготовка к майским праздникам.
|
1.5ч
|
76
|
Ритмика. Репетиция танца. Синхронность движений. Отработка
четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам.
|
1.5ч
|
77
|
Пластика. Репетиция танца. Синхронность движений. Отработка
четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы.
|
1.5ч
|
78
|
Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность
движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику
Победы.
|
1.5ч
|
79
|
Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и
ритмичности движений.
|
1.5ч
|
80
|
Репетиция танцев для концерта. Синхронность движений.
Отработка четкости и ритмичности движений.
|
1.5ч
|
81
|
Репетиция танцев на мероприятие.
|
1.5ч
|
82
|
Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие
коллектива в праздничных мероприятиях.
|
1.5ч
|
83
|
Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание
классических композиций, игры с детьми.
|
1.5ч
|
84
|
Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра.
Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка
танца.
|
1.5ч
|
85
|
Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных
танцев и подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности
движений. Разучивание танца.
|
1.5ч
|
86
|
Классический тренаж: в сторону, вперед, назад крестом.
Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и
подтанцовок.
|
1.5ч
|
87
|
Генеральная репетиция к отчетному концерту.
|
1.5ч
|
88
|
Обсуждение проведенного отчетного концерта. Игры с детьми.
|
1.5ч
|
|
Участие в различных конкурсах.
|
21ч
|
|
Всего:
|
153ч
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.