Главная / Другое / Программа дополнительного образования физкультурно - оздоровительного направления

Программа дополнительного образования физкультурно - оздоровительного направления

Пояснительная записка

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место.

Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации.

Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья (умственной отсталостью).

Цель программы:

Развить творческие способности подростков с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.



Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • обучить детей танцевальным движениям;

  • формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

  • формировать пластику, культуру движения, их выразительность;

  • формировать умение ориентироваться в пространстве;

  • формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные задачи:

  • развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;

  • формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;

  • формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;

  • создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности детей;

  • развить музыкальный слух и чувство ритма;

  • развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

Коррекционно-развивающие задачи  базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.

Сроки реализации программы

  Данная программа рассчитана на воспитанников 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Основные направления и условия реализации программы

Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, игра, беседа, праздник.

Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Методы:· игровой, демонстрационный (метод показа), метод творческого взаимодействия, метод наблюдения и подражания,  метод упражнений, метод внутреннего слушания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).

Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).

Для реализации данной программы в КС(К)ОУ созданы следующие условия:

  • Светлый и просторный зал.

  • Музыкальная аппаратура.

  • Тренировочная одежда и обувь.

  • Сценические костюмы.

  • Реквизит для танцев.

Предполагаемый результат: 

В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.

Регулярность занятий 4,5 часа в неделю, 153 час в год.


Структурирование и содержание программы


п/п

Содержание занятия

Сроки выполнения

1.

Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.

сентябрь

2.

Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца.

октябрь

3.

Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танца.

ноябрь

4.

Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Снежинок»

декабрь

5.

Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца.

январь

6.

Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений для подтанцовки к песням.

февраль

7.

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности.

март

8.

Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы.

апрель

9.

Участие в праздничных мероприятиях. Классический тренаж. Подготовка к отчетному концерту.

май

10.

Участие в разных конкурсах.

сентябрь - май




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

1

Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с детьми

1.5ч

2

Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты.

1.5ч

3

Ознакомление с репертуаром.

1.5ч

3

Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения. Подготовка ко Дню учителя.

1.5ч

4

Разминка. Упражнения на «квадрате». Повторение танца «Ромашка». Подготовка ко Дню учителя.

1.5ч

5

Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца «Стиляги». Подготовка ко Дню учителя.

1.5ч

6

Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танцев «Ромашка», «Стиляги».

1.5ч

7

Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения: фигурная маршировка. Подготовка ко Дню учителя.

1.5ч

8

Разминка. Репетиция танцев включенных в концерт.

1.5ч

9

Генеральный прогон танцев ко Дню учителя.

1.5ч

10

Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя.

1.5ч

11

Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик». Разучивание движений танца.

1.5ч

12

Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений.

1.5ч

13

Разучивание движений современного танца, современных движений к танцу.

1.5ч

14

Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений современного танца «Мессано».

1.5ч

15

Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных.

1.5ч

16

Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца «Мессано».

1.5ч

17

Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон», «Ковырялочка» вперед и назад… Разучивание движений современного танца «Мессано».

1.5ч

18

Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Игры с детьми.

1.5ч

19

Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой.

1.5ч

20

Постановка корпуса. Повторение танца «Мессано».


21

Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Танец со свечами».

1.5ч

22

Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца.

1.5ч

23

Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца.

1.5ч

24

Классический тренаж. Репетиция танца.

1.5ч

25

Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений танца «Танец со свечами». Прогон танцев.

1.5ч

26

Повторение выученных движений и танцев.

1.5ч

27

Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку.

1.5ч

28

Игры с детьми.

1.5ч

29

Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д.

1.5ч

30

Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка», разучивание движений к танцу «Снежинки»…

1.5ч

40

Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Снежинки».

1.5ч

41

Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к новогодним мероприятиям.

1.5ч

42

Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино.

1.5ч

43

Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.

1.5ч

44

Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.

1.5ч

45

Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев.

1.5ч

46

Выступление на новогодних мероприятиях. Игры с детьми.

1.5ч

47

Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», «Полька».

1.5ч

48

Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев.

1.5ч

49

Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1.5ч

50

Повторение танцев и отработка современного танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1.5ч

51

Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений

1.5ч

52

Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Отработка четкости и ритмичности движений

1.5ч

53

Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений.

1.5ч

54

Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев.

1.5ч

55

Пластика. Повторение выученных движений танца.

1.5ч

56

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества.

1.5ч

57

Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.

1.5ч

58

Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений

1.5ч

59

Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник).

1.5ч

60

Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев.

1.5ч

61

Участие в мероприятии. Игры с детьми.

1.5ч

62

Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений танца.

1.5ч

63

Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням.

1.5ч

64

Подготовка к мероприятию. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений

1.5ч

65

Игры с детьми.

1.5ч

66

Упражнения на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу.

1.5ч

67

Отработка четкости и ритмичности движений.

1.5ч

68

Партерный экзерсис. Разучивание движений к казачьему танцу.

1.5ч

69

Ритмика. Разучивание движений к казачьему танцу.

1.5ч

70

Повторение и закрепление выученных движений к танцу.

1.5ч

71

Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.

1.5ч

72

Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений

1.5ч

73

Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка казачьего танца.

1.5ч

74

Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1.5ч

75

Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к майским праздникам.

1.5ч

76

Ритмика. Репетиция танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам.

1.5ч

77

Пластика. Репетиция танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы.

1.5ч

78

Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы.

1.5ч

79

Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений.

1.5ч

80

Репетиция танцев для концерта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.

1.5ч

81

Репетиция танцев на мероприятие.

1.5ч

82

Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие коллектива в праздничных мероприятиях.

1.5ч

83

Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, игры с детьми.

1.5ч

84

Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка танца.

1.5ч

85

Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Разучивание танца.

1.5ч

86

Классический тренаж: в сторону, вперед, назад крестом. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок.

1.5ч

87

Генеральная репетиция к отчетному концерту.

1.5ч

88

Обсуждение проведенного отчетного концерта. Игры с детьми.

1.5ч


Участие в различных конкурсах.

21ч


Всего:

153ч








Программа дополнительного образования физкультурно - оздоровительного направления
  • Другое
Описание:

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья (умственной отсталостью).  

Автор Александрова Лилия Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 25671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓