Главная / Другое / Программа дополнительного образования - Этикет (для кадетского класса)

Программа дополнительного образования - Этикет (для кадетского класса)

Министерство образования РФ

Юго-Восточный административный округ

ГБОУ СОШ № 572



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 572

______________Коляденкова Т.С.





Программа по курсу

«Этикет и уроки общения»



7 А (кадетский)







Преподаватель: Колесникова И.В.













Москва, 2014/2015 учебный год





Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на воспитанников первого в истории школы кадетского класса. Изучение этикета – в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность: по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах, будет складываться общественное мнение не только о каждом их них в отдельности, но и о школе в целом.

В методическом и содержательном отношениях программа специального курса обладает новизной, поскольку организация занятий по этикету является новым для нашей школы делом. Условия учебного заведения позволяют в полной мере реализовать данную программу. Ее актуальность заключается в необходимости развивать культуру школьников.

Кадету необходимо дать навыки самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

Изучение этикета является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания кадетов об этических нормах, правилах поведения.

Цель программы «Этикет и уроки общения» - ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей кадетов.

Основные задачи:

- познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

- формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

- развивать устойчивую положительную самооценку кадетов;

- заложить базу для подготовки учащихся к деловому общению;

- формировать уважение к природе;

- познакомить кадетов с особенностями этикета путешествий.

Формы работы: лекции, семинары, ролевые игры, беседы, викторины.



Ожидаемые результаты.

Введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.



Учебно-тематический план.

занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

2

2

Культура внешнего вида

1

3

Культура общения

2

4

Культура поведения в конфликтных ситуациях

2

5

Культура питания

1

6

Культура поведения в образовательном учреждении, в общественных местах

4

7

Гостевой этикет (идем в гости, встречаем гостей)

4

8

Культура общения по телефону

1

9

Правила публичной речи

2

10

Письменная речь. Эпистолярный жанр

2

11

Косметика и парфюмерия (занятие для девочек)

1

12

Имидж успешного человека (занятие для мальчиков)

1

13

Человек на природе

1

14

Этикет путешествий

2

15

Комплименты

1

16

Подарки

1

17

Мужчина и женщина. Культура общения

2

18

Деловой этикет

4


Всего часов

34





Содержание программы.



Тема 1. Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства, приветствия, прощания с младшими, старшими, взрослыми. Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ситуационных сценок.

Тема 2. Культура внешнего вида.

Этикет внешнего вида ученика. Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.д. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами. Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявить внимание к тем, кто находится рядом с тобой.

Тема 3. Культура общения.

Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении. Отношения в классе. Параметры общения: уважительный тон, умение вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать и слышать. Монолог, диалог, беседа, диспут. Обучение строится с целью уточнения смысла и цели вежливого речевого обращения одного человека к другому и употреблению вежливых слов в разных ситуациях.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми. Что такое «конфликтная ситуация». Проявление настроения, изменчивость настроения, способы управления и регуляции настроения, управление своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами снятия напряжения. Обучение пониманию чувств, переживаемых другими людьми, формирование навыков социального поведения.

Тема 5. Культура питания.

Посуда и столовые приборы. Их назначение. Правила пользования столовыми приборами. Эстетика приема пищи. Здоровое питание. Витаминизация пищи. Еда, которая вредит здоровью.

Тема 6. Культура поведения.

  1. Культура поведения в образовательном учреждении. Правила поведения в школе. Приветствия в школе с учителями, друзьями, посторонними людьми. Правила поведения в раздевалке. Правила поведения на перемене. Что необходимо делать в экстремальных ситуациях

  2. Этикет поведения в общественных местах. Культура поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, на концерте, в театре, библиотеке, музее, на праздничных мероприятиях, в поликлинике и т.д.



Тема 7. Гостевой этикет

Культура поведения в гостях. У тебя в гостях друг. Ты идешь в гости.

Тема 8. Культура общения по телефону.

Правила разговора по телефону. Как разговаривать по сотовому телефону без ущерба для окружающих. СМС сообщение.

Тема 9. Правила публичной речи.

Техника речи. Риторика. Красноречие. Публичная речь в современном мире. Поведение оратора в аудитории. Образ оратора. Требования к оратору.

Тема 10. Письменная речь. Эпистолярный жанр.

Переписка. Обращения и подписи. Просьбы и прощения. Рекомендательные и благодарственные письма. Деловые письма. Поздравления.

Тема 11. Косметика и парфюмерия (занятие для девочек).

Умение быть привлекательной. Осанка, позы, походка. Визаж, правила хорошего «тона». Повседневный, деловой, вечерний, праздничный макияж. Ароматы. Украшения, аксессуары.

Тема 12. Имидж успешного человека (занятие для мальчиков).

Стилистика. Внешний вид. Одежда. Украшения. Аксессуары.

Тема 13. Человек на природе.

Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке, в лесу.

Тема 14. Этикет путешествий.

Особенности этикета в разных странах. Этикетные выражения в путешествиях по стране и за границей.

Тема 15. Комплименты.

Как сделать комплимент и не обидеть? Уместность комплимента.

Тема 16. Подарки.

Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления.

Тема 17. Культура общения мужчин и женщин.

Этикет взаимоотношений мужчины и женщины. Этикет цветов. А задумывались ли вы над значением цветов?

Тема 18. Деловой этикет.

  1. Имидж делового человека. Особенности взаимоотношений сотрудника и руководителя. Ведение деловых бесед и деловой переписки. Этикет деловых телефонных переговоров. Умение наладить контакты, четко выражать свои мысли, умение их обсуждать. Визитные карточки как элемент деловых отношений. Темы для беседы за столом деловых переговоров.

  2. Ситуация устройства на работу: умение представить свое резюме, как следует вести себя при собеседовании; внешний вид при устройстве на работу.

  3. Внешний вид делового человека. Простота, вкус, опрятность – залог успеха. Портрет элегантного делового отношения.



Литература



  1. Панкеев И. Энциклопедия этикета. М., 2007

  2. Лаппо А. Самоучитель хороших манер для девушек. М., 2006

  3. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет. М., 2007

  4. Цемме А.В. Современный этикет на все случаи жизни. М., 2008

  5. Яковлев А.А. Я познаю мир. Этикет во все времена. М., 2004

  6. Жеребцова О. Практическое руководство. М, 2008

  7. Формановская Н. Речевой этикет и культура общения. М., 2007







Программа дополнительного образования - Этикет (для кадетского класса)
  • Другое
Описание:

Министерство образования РФ

Юго-Восточный административный округ

ГБОУ СОШ № 572

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 572

______________Коляденкова Т.С.

 

 

Программа по курсу

«Этикет и уроки общения»

 

7 А (кадетский)

 

 

 

Преподаватель: Колесникова И.В.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014/2015 учебный год

 

 

Пояснительная записка

     Данная программа рассчитана на воспитанников первого в истории школы кадетского класса. Изучение этикета – в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность: по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах, будет складываться общественное мнение не только о каждом их них в отдельности, но и о школе в целом.

     В методическом и содержательном отношениях программа специального курса обладает новизной, поскольку организация занятий по этикету является новым для нашей школы делом. Условия учебного заведения позволяют в полной мере реализовать данную программу. Ее актуальность заключается в необходимости развивать культуру школьников.

      Кадету необходимо дать навыки самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

        Изучение этикета является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания кадетов об этических нормах, правилах поведения.

        Цель программы «Этикет и уроки общения» - ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей кадетов.

        Основные задачи:

- познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

- формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

- развивать устойчивую положительную самооценку кадетов;

- заложить базу для подготовки учащихся к деловому общению;

- формировать уважение к природе;

- познакомить кадетов с особенностями этикета путешествий.

        Формы работы: лекции, семинары, ролевые игры, беседы, викторины.

 

        Ожидаемые результаты.

        Введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

 

Учебно-тематический план.

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

2

2

Культура внешнего вида

1

3

Культура общения

2

4

Культура поведения в конфликтных ситуациях

2

5

Культура питания

1

6

Культура поведения в образовательном учреждении, в общественных местах

4

7

Гостевой этикет (идем в гости, встречаем гостей)

4

8

Культура общения по телефону

1

9

Правила публичной речи

2

10

Письменная речь. Эпистолярный жанр

2

11

Косметика и парфюмерия (занятие для девочек)

1

12

Имидж успешного человека (занятие для мальчиков)

1

13

Человек на природе

1

14

Этикет путешествий

2

15

Комплименты

1

16

Подарки

1

17

Мужчина и женщина. Культура общения

2

18

Деловой этикет

4

 

Всего часов

34

 

 

Содержание программы.

 

Тема 1. Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

      Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства, приветствия, прощания с младшими, старшими, взрослыми. Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ситуационных сценок.

Тема 2. Культура внешнего вида.

           Этикет внешнего вида ученика. Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.д. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами. Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявить внимание к тем, кто находится рядом с тобой.

Тема 3. Культура общения.

         Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении. Отношения в классе. Параметры общения: уважительный тон, умение вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать и слышать. Монолог, диалог, беседа, диспут. Обучение строится с целью уточнения смысла и цели вежливого речевого обращения одного человека к другому и употреблению вежливых слов в разных ситуациях.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

         Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми. Что такое «конфликтная ситуация». Проявление настроения, изменчивость настроения, способы управления и регуляции настроения, управление своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами снятия напряжения. Обучение пониманию чувств, переживаемых другими людьми, формирование навыков социального поведения.

Тема 5. Культура питания.

         Посуда и столовые приборы. Их назначение. Правила пользования столовыми приборами. Эстетика приема пищи. Здоровое питание. Витаминизация пищи. Еда, которая вредит здоровью.

Тема 6. Культура поведения.

1)      Культура поведения в образовательном учреждении. Правила поведения в школе. Приветствия в школе с учителями, друзьями, посторонними людьми. Правила поведения в раздевалке. Правила поведения на перемене. Что необходимо делать в экстремальных ситуациях

2)      Этикет поведения в общественных местах. Культура поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, на концерте, в театре, библиотеке, музее, на праздничных мероприятиях, в поликлинике и т.д.

 

Тема 7. Гостевой этикет

          Культура поведения в гостях. У тебя в гостях друг. Ты идешь в гости.

Тема 8. Культура общения по телефону.

        Правила разговора по телефону. Как разговаривать по сотовому телефону без ущерба для окружающих. СМС сообщение.

Тема 9. Правила публичной речи.

        Техника речи. Риторика. Красноречие. Публичная речь в современном мире. Поведение оратора в аудитории. Образ оратора. Требования к оратору.

Тема 10. Письменная речь. Эпистолярный жанр.

        Переписка. Обращения и подписи. Просьбы и прощения. Рекомендательные и благодарственные письма. Деловые письма. Поздравления.

Тема 11. Косметика и парфюмерия (занятие для девочек).

        Умение быть привлекательной. Осанка, позы, походка. Визаж, правила хорошего «тона». Повседневный, деловой, вечерний, праздничный макияж. Ароматы. Украшения, аксессуары.

Тема 12. Имидж успешного человека (занятие для мальчиков).

        Стилистика. Внешний вид. Одежда. Украшения. Аксессуары.

Тема 13. Человек на природе.

        Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке, в лесу.

Тема 14. Этикет путешествий.

        Особенности этикета в разных странах. Этикетные выражения в путешествиях по стране и за границей.

Тема 15. Комплименты.

       Как сделать комплимент и не обидеть? Уместность комплимента.

Тема 16. Подарки.

         Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления.

Тема 17. Культура общения мужчин и женщин.

         Этикет взаимоотношений мужчины и женщины. Этикет цветов. А задумывались ли вы над значением цветов?

Тема 18. Деловой этикет.

1)      Имидж делового человека. Особенности взаимоотношений сотрудника и руководителя. Ведение деловых бесед и деловой переписки. Этикет деловых телефонных переговоров. Умение наладить контакты, четко выражать свои мысли, умение их обсуждать. Визитные карточки как элемент деловых отношений. Темы для беседы за столом деловых переговоров.

2)      Ситуация устройства на работу: умение представить свое резюме, как следует вести себя при собеседовании; внешний вид при устройстве на работу.

3)      Внешний вид делового человека. Простота, вкус, опрятность – залог успеха. Портрет элегантного делового отношения.

 

Литература

 

1.      Панкеев И. Энциклопедия этикета. М., 2007

2.      Лаппо А. Самоучитель хороших манер для девушек. М., 2006

3.      Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет. М., 2007

4.      Цемме А.В. Современный этикет на все случаи жизни. М., 2008

5.      Яковлев А.А. Я познаю мир. Этикет во все времена. М., 2004

6.      Жеребцова О. Практическое руководство. М, 2008

7.      Формановская Н. Речевой этикет и культура общения. М., 2007

 

    

 

 

 

Автор Колесникова Ирина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1689
Номер материала 26866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓