Главная / ОБЖ / Программа дополнительного образоания ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Программа дополнительного образоания ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

КГОУ ЛИ Алтайский краевой педагогический лицей



Оздоровительно-туристический лагерь «Фадеев лог»













«Школа выживания»



Программа дополнительного образования



















Составила педагог–организатор Арвачева С. В.





2009г.

«Школа выживания»



Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств.


Цели и направления деятельности программы «Школа выживания»


Главной целью данной программы является адаптация школьников к условиям выживания в природной среде.

  • ознакомить школьников с основными факторами стресса и опасностями, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

- научить способам ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

- воспитывать инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений;

- помочь приобрести необходимые знания для осуществления туристической деятельности;

- воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.



Тематический план.


Разделы

Часы

Проблемы вынужденного автономного существования

1

2. Подача сигналов бедствии.

1

3. Ориентирование на местности.

1

4. Определение направления и движения по азимуту.

1

5. Организация убежища и укрытия.

1

6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

1

7. Питьевой режим и добывание воды.

1

8. Питание и добывание пищи.

1

9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

1

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.


1

Итого

10часов



Содержание программы.


Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.


Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.


Раздел 2. Подача сигналов бедствия.


Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.


Раздел 3. Ориентирование на местности.


Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).


Раздел 4. Определение направления и движение по азимуту.


Азимут, определение, отсчет и назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).



Раздел 5. Организация убежища и укрытия.


Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.


Раздел 6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.


Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды, приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.


Раздел 7. Питьевой режим и добывание воды.


Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение , обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.



Раздел 8. Питание и добывание пищи.


Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.


Раздел 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.


Определение идеи, цели путешествия и сроков. Разработка маршрута. Составление план-графика.

Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения, комплектование аптечки, составление рациона. Режим походной жизни, организация движения, чередование нагрузки и отдыха. Организация биваков, свертывание лагеря.

Личная гигиена в походе.

Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде.



Раздел 10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.


Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановки дыхания и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.



Вид итогового контроля – проведение итоговой туристической эстафеты.


Во время прохождения этапов эстафеты на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу «Школа выживания».


Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.





































Программа дополнительного образоания ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
  • ОБЖ
Описание:

Данная программа дополнительного образования разработана мной для адаптации детей к условиям выживания в природной среде и преназначена для изучения в лицейском лагере Фадеев лог. Лагерь туристический и  расположен в предгорьях Алтая, весь сезон дети живут в палатках, совершают радиальные походы по окрестностям. Занятия проводятся в естественной среде и это способствует более эффективному обучению и усвоению теоретического и практического материала по автономному выживанию человека в условиях природной среды: ориентированию на местности, оборудование временнго жилища, разведение костра, обеспечение питанием и водой, умение оказать первую медицинскую помощь при травмах и кровотечениях, укусе клеща и змеи.

В конце лагерной смены проводится туристическая эстафета, где на практике дети демонстрируют свои навыки и умения, приобретенные на занятиях" Школы выживания"

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Арвачева Светлана Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 680
Номер материала 53520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓