Главная / Другое / Программа допобразования "Город, в котором я живу"

Программа допобразования "Город, в котором я живу"

«Город, в котором я живу».

Пояснительная записка

Направленность.

Данная программа имеет военно-патриотическую направленность.


Целесообразность, новизна и актуальность программы:

Важнейшим направлением военно-патриотической работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Выборга и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Выборга, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций . Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является одним из основных факторов нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Программа дополнительного образования рассчитана на четыре года, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 1-4 классов. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем. Уже первые шаги в изучении прошлого семьи, школы, города показали, что наши дети не знают своих корней, истории города, района, области. А ведь теряя связь с национальным прошлым, предками, мы утрачиваем и чувство Родины. Восстановлению и развитию этих связей способствует работа в школе.

Цель программы: - создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется

Задачи:

Образовательные

-познакомить учащихся с историей родного края;

- формировать представления о семье и семейных ценностях;

-формировать представления о природном и социальном мире;

-накапливать и расширять знания, самостоятельно полученные в процессе выполнения работы;

- выработать у школьников умения и навыки отобразить полученные знания в собственной творческой деятельности;

- выработать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием.

-приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо края и России.

- формировать потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Выборга и района; сохранение и изучение традиций культуры малой родины.





Воспитательные

- формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с учащимися, а также с их родителями;

- воспитывать коллективизм, взаимопомощь, ответственность к порученному делу,

- воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.      

- воспитывать патриотическое отношение к своему краю, к своей малой родине, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;




Развивающие

- развивать любознательность, инициативу и познавательную активность;

-развивать мотивы достижения и социального признания, реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

-развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

- развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов;



Возраст

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего школьного возраста (7 – 11 лет) и нацелена на формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к истории родного края.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 4 года обучения (1час в неделю, 32 часа в год).

Формы и режим.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний;

2) формирование практических навыков.

Теоретическая часть проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала.

Практическая часть включает в себя разнообразные формы проведения занятий – вводное, практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная, игровая, конструктивно – практическая, исследовательско – поисковая).

Для проведения занятий используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы.

Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

Для реализации программы применяются: занятия – беседы, занятия – соревнования (конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии (сказка, сюрприз); экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные игры); выставки, праздники, открытые занятия для родителей.

Методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- репродуктивный (воспроизводящий);

- проблемный (ставится проблема, и учащиеся под руководством учителя ищут пути её решения);

- получение готовых знаний со слов учителя;

- самостоятельное приобретение знаний, их источниками могут стать научно – популярная литература, материалы музея и т.д.

- эвристический (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы решения).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

После четвёртого года обучения учащиеся:

Должны знать:

- конкретно-историческими сведения, касающиеся различных аспектов развития города;

- историко-биографическую информацию, касающуюся выдающихся исторических личностей города;

-приемы работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;



Должны уметь:

- использовать полученные знания;

- находить и обрабатывать материал по заданной теме, выполнить задание по аналогии;

- составлять и воплощать свой проект в жизнь;





Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов являются участие школьников в выставках, открытых занятиях, массовых мероприятиях. Хорошими показателями эффективности программы являются – достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Формы подведения итогов:

- выполнение общественно – полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных и мало известных фактов истории, географии и культуры Выборга и района;

- участие в конкурсах, выставках, презентациях;

-создание и участие в проектах, коллективных работах;

- проведение тематических уроков, экскурсий и походов;

- сотрудничество с учреждениям дополнительного образования, музеями.

Структура программы

Весь курс представляет единую систему тем, материал расположен в порядке его прохождения от выполнения простого до сложного. Основным содержанием программы «Город, в котором я живу» является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Выборга и района, проведение тематических уроков, экскурсий и других видов деятельности.

Тематические блоки-модули программы:

1.Природа моего края.

Цель: вовлечение школьников в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.

Задачи:

  • расширение знаний о рациональном природопользовании;

  • природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;

  • воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;

  • выявление взаимосвязи природного и культурного наследия Выборга и района;

  • формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.

Основные направления и формы деятельности:

  • изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;

  • выявление источников загрязнения природной среды;

  • описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.

Ожидаемые результаты:

выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию на уровне учеников начальной школы.

2.Мой дом.

Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.

Задачи:

  • обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;

  • развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.

  • ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.

Основные формы деятельности:

  1. Изучение и составление семейных родословных.

  2. Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.

  2. Освоение приемов составления генеалогических таблиц, карточек.



3.Улицы моего города.

Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.

Задачи:

  • восстановление памяти об исчезнувших национальных поселках;

  • изучение истории города Выборга, поселков, поселений коренных народов;

  • воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития края;

Основные формы деятельности:

  • проведение экскурсий, походов к памятникам архитектуры;

  • подготовка историко-краеведческих путеводителей.

Ожидаемые результаты:

  • создание хроник, летописей Выборга и района;

формирование банка краеведческих данных.

4.Моя малая родина.

Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.

Задачи:

  • поиск и изучение архивных материалов;

  • участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;

  • подготовка молодого поколения к военной службе.

Основные направления и формы деятельности:

  • участие в проведении поисковых экспедиций;

  • уход за памятником воинской славы в городе;

  • оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;

  • проведение мероприятий, связанных с памятными датами.

Ожидаемые результаты:

  • создание музейных экспозиций;

  • увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;

  • использование краеведческого материала в образовательном процессе.

Программа состоит из 4 разделов:

1.Природа моего края.

2.Мой дом.

3.Улицы моего города.

4.Моя малая родина.



Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

п/п

Наименование темы

Всего

теория

практика


1 класс




1.

Вводное занятие.

1 час

1 час


2.

Откуда кто пришёл?

8 часов

3 часа

5 часов

3.

Спроси у моря погоду.

8 часов

3 часа

5 часов

4.

Прогулка по водам.

5 часов

2 часа

3 часа

5.

Похвала болотам.

5 часов

2 часа.

3 часа

6.

Кто, кто в теремочке живёт?

6 часов

2 часа

4 часа





Итого:

33часа

Итого:13 часов

Итого 20 часов



2 класс




1.

Народы нашего края.

9часов

3 часа

6 часов

2.

История – это мы. У меня есть своя история.

9часов

3 часа

6 часов

3.

Мой дом – моя крепость:

-какие события прошлого отразились в истории моей семьи;

-о чем могут рассказать семейные реликвии;

-родословная моей семьи

16 часов

6 часов

10 часов



Итого:

34 часа

Итого:12 часов

Итого:22 часов


3 класс




1.

Улицы моего города:

- наши земляки, участники ВОВ

9часов

3 часа

6 часов

2.

Про гербы и символы.

9часов

3 часа

6 часов

3.

Родная школа и её традиции.

6часов

2 часа

4 часа

4.

Легенды моего города.

3часа

2 часа

1 час

5.

Церкви – архитектурные памятники.

7часов

3 часа

4 часа



Итого:34

часа

Итого:13 часов

Итого:21 час


4 класс




1.

Настоящее и будущее нашего города:

- путешествие в древний Выборг.

6 часов

2часа

4 часа

2.

Искусство и ремесла Выборгской земли.

9часов

3 часа

6 часов

3.

Выборг в годы ВОВ.

9часов

3 часа

6 часов

4.

Выборжане – герои СССР

5часов

2 часа

3 часа

5.

Что я могу сделать для своего города.

5часов

1час

4 часа



Итого:

34часа

Итого:11 часов

Итого:13 часов





Содержание программы

1 класс

Откуда кто пришел?

-Венец Карельского перешейка;

- Новгородская «республика»

-Петр Первый;

Спроси у моря погоду.

-Выборг и море;

-Кораблик Монрепо;

Прогулка по водам.

-Беседа о Финском заливе;

-Край озер;

Похвала болотам.

-Растения болот;

-Животный мир болот;

Кто, кто в теремочке живет?

-Животный мир Ленобласти;

-Растительный мир Ленобласти;

2 класс

Народы нашего края.

-Город-перекрёсток

-Королевская хроника(2 часа)

История – это мы. У меня естьсвоя история.

- Из биографии Выборгского замка;

-Семейный архив;

Мой дом – моя крепость.

-какие события прошлого отразились в истории моей семьи;

-о чем могут рассказать семейные реликвии;

-родословная моей семьи;

3 класс

Улицы моего города.

-Гостиницы города;

-Пикник на помойке;

-Освободители города Выборга;

Про гербы и символы.

-Превкусный Выборг;

-Гербы и символы Ленинградской области;

Родная школа и ее традиции.

-история нашей школы;

- Из истории народного образования в Выборге;

-новое и старое здания школы;

Церкви – архитектурные памятники.

- О соборе Агриколы;

-Православные храмы;

-Лютеранские храмы;

4 класс

Настоящее и будущее нашего города.

-Хронология города Выборга;

-Современный город;

Искусство и ремесла Выборгской земли.

-Железная вязь;

-Народные промыслы;

Выборг в годы ВОВ.

1. Как гражданская война повлияла на судьбу вашей семьи? На чьей стороне сражались ваши родные? Почему?

2. Как жили ваши родные в период коллективизации? Коснулось ли их раскулачивание? Как сложилась дальнейшая судьба?

3. Кто из родных воевал на фронтах Великой Отечественной войны? В каких событиях участвовал? Был ли награжден?

4. Кто работал в тылу? В чем заключалась их работа? Каким был быт?

Выборжане – герои СССР.

1. Какой вклад внесли ваши родные в послевоенное восстановление хозяйства?

2. Изменилась ли жизнь ваших родных в период хрущевской «оттепели»? Как они относились к происходившим изменениям?

3. Какие книги, пластинки, предметы быта сохранились в вашем доме? Почему вы их храните?

4. Где и кем работали ваши родные в 1970-х – начале 80-х годов? В каких условиях жили?

5. Какие телепередачи запомнились им?

Что я могу сделать для своего города.

Проектная деятельность.




Список литературы

1.Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области.- Л: Лениздат, 1978.

2.Вехи Выборгской истории.- Выборг, 2005.

3.Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области.- Л. :Лениздат, 1959.

4.История и культура Ленинградской земли с древнейших времен и до наших дней. –СПб. : Специальная литература, 2007.

5.Калашников Г.В. Гербы и символы Санкт - Петербурга Ленинградской области. – СПб. :Детство – пресс, 2006.

6.Рянжин С.В. Экологический букварь.- СПб. : Пит – Тал, 1996.

7.Вайсберг Дж. Погода на Земле.- Л.: Гидрометиоиздат, 1990.

8.Окулович Г.А. Край родной, земля ленинградская. – СПб.,2003.

9.Даринский А.В. Ленинградская область. – Л.:Лениздат,1970.

10.Выборгские истории. Сборник исторических статей.-Выборг, 2003.hello_html_4f1dd9c8.pnghello_html_0.gifhello_html_0.gif

Программа допобразования "Город, в котором я живу"
  • Другое
Описание:

 

 

Данная программа имеет военно-патриотическую направленность.

 

 

 

Целесообразность, новизна и актуальность программы:

 

                Важнейшим направлением военно-патриотической работы  является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу  необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Выборга и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

 

                   Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

                  Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Выборга, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций . Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является одним из основных факторов нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. 

Автор Турчанинова Елена Олеговна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 654
Номер материала 37864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓