«Город, в котором я живу».
Пояснительная записка
Направленность.
Данная программа
имеет военно-патриотическую направленность.
Целесообразность,
новизна и актуальность программы:
Важнейшим
направлением военно-патриотической работы является воспитание и образование
подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные
исследования и поисковую работу необходимо донести до широких масс. Эту задачу
с успехом может решить школа. Внимание к этим и другим примечательным фактам
истории будет способствовать росту интереса к истории Выборга и России в целом,
благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Можно по-разному
относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя
и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться
к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше,
как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и
культуру.
Особенность данной
программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение
историко-культурного наследия своей малой Родины - Выборга, как части России.
Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся,
живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций . Важным средством
реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе
учебно-образовательной и воспитательной работы является одним из основных
факторов нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников.
Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует
и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к
творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Программа
дополнительного образования рассчитана на четыре года, представляет собой
внеурочную деятельность для учащихся 1-4 классов. В программе указано примерное
количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою
систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и
задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем. Уже
первые шаги в изучении прошлого семьи, школы, города показали, что наши дети не
знают своих корней, истории города, района, области. А ведь теряя связь с
национальным прошлым, предками, мы утрачиваем и чувство Родины. Восстановлению
и развитию этих связей способствует работа в школе.
Цель программы: - создание среды для нравственного,
патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой
деятельности, в результате которой осуществляется
Задачи:
Образовательные
-познакомить учащихся с историей родного края;
- формировать представления о семье и семейных ценностях;
-формировать представления о природном и социальном мире;
-накапливать и расширять знания, самостоятельно
полученные в процессе выполнения работы;
-
выработать у школьников умения и навыки отобразить полученные знания в
собственной творческой деятельности;
- выработать у
учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей
познавательный аспект с эстетическим восприятием.
-приобретение
компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни,
в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо
края и России.
- формировать
потребности к активному соучастию в решении социально-экономических,
экологических и других проблем Выборга и района; сохранение и изучение традиций
культуры малой родины.
Воспитательные
- формировать чувство сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
- создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с
учащимися, а также с их родителями;
- воспитывать коллективизм, взаимопомощь, ответственность к
порученному делу,
- воспитывать уважение к народным культурным ценностям и
национальной культуре.
- воспитывать
патриотическое отношение к своему краю, к своей малой родине, позитивные
установки для решения экологических, исторических, социально-экономических
проблем своей страны, своего региона, своей местности;
Развивающие
- развивать любознательность, инициативу и познавательную
активность;
-развивать мотивы достижения и социального признания,
реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности;
-развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- создание оптимальных условий для развития
и реализации способностей детей;
- развитие навыков
наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания
объектов;
Возраст
Программа предназначена для внедрения в практику
работы с детьми младшего школьного возраста (7 – 11 лет) и нацелена на
формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к истории
родного края.
Сроки
реализации
Программа рассчитана на 4 года обучения (1час в неделю, 32
часа в год).
Формы и режим.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Обучение проводится в двух направлениях:
1) усвоение теоретических знаний;
2) формирование практических навыков.
Теоретическая часть проходит в форме бесед, лекций,
рассказов с привлечением иллюстративного материала.
Практическая часть включает в себя разнообразные формы
проведения занятий – вводное, практическое, занятие – ознакомление с новым
материалом, повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные
– соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная, игровая,
конструктивно – практическая, исследовательско – поисковая).
Для проведения занятий используются индивидуальные,
коллективные, групповые формы работы.
Коллективная работа способствует не только
разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию
нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать
для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом.
Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности
и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми
не был ущемлён.
Для реализации программы применяются: занятия – беседы,
занятия – соревнования (конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии
(сказка, сюрприз); экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные
игры); выставки, праздники, открытые занятия для родителей.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- проблемный (ставится проблема, и учащиеся под руководством учителя
ищут пути её решения);
- получение готовых знаний со слов учителя;
- самостоятельное приобретение знаний, их источниками могут стать
научно – популярная литература, материалы музея и т.д.
- эвристический (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются
способы решения).
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности.
После четвёртого года обучения учащиеся:
Должны
знать:
- конкретно-историческими сведения, касающиеся различных аспектов развития
города;
- историко-биографическую информацию, касающуюся выдающихся
исторических личностей города;
-приемы работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ,
архивными материалами;
Должны
уметь:
- использовать полученные знания;
- находить и обрабатывать материал по заданной теме, выполнить задание
по аналогии;
- составлять и воплощать
свой проект в жизнь;
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов являются участие школьников в
выставках, открытых занятиях, массовых мероприятиях. Хорошими показателями
эффективности программы являются – достойный уровень общего развития ребёнка,
положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной
творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства,
доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.
Формы подведения итогов:
- выполнение
общественно – полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание
неизвестных и мало известных фактов истории, географии и культуры Выборга и
района;
- участие в конкурсах, выставках,
презентациях;
-создание и участие в проектах,
коллективных работах;
- проведение тематических уроков,
экскурсий и походов;
- сотрудничество с учреждениям
дополнительного образования, музеями.
Структура программы
Весь курс представляет единую систему тем, материал
расположен в порядке его прохождения от выполнения простого до сложного. Основным
содержанием программы «Город, в котором я живу» является выполнение общественно
полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или
малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Выборга и района,
проведение тематических уроков, экскурсий и других видов деятельности.
Тематические блоки-модули
программы:
1.Природа моего края.
Цель: вовлечение школьников в
научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов
природного наследия, уникальных и природных комплексов, в том числе, отдельных
природных элементов.
Задачи:
- расширение знаний о
рациональном природопользовании;
- природоохранительное
просвещение различными средствами и методиками;
- воспитание уважения
к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны
природы;
- выявление
взаимосвязи природного и культурного наследия Выборга и района;
- формирование
трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических
работ по изучению экологической обстановки.
Основные направления и формы
деятельности:
- изучение и описание
природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального
использования;
- выявление
источников загрязнения природной среды;
- описание и
оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация
экскурсий.
Ожидаемые результаты:
выявление, описание и изучение природных объектов, разработка
предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию на уровне
учеников начальной школы.
2.Мой дом.
Цель: приобщение учащихся к научно –
исследовательской работе через изучение исторического родословия.
Задачи:
- обучение учащихся
методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими
источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами,
книгами;
- развитие интереса к
истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи
рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
- ознакомление с
возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.
Основные формы деятельности:
1.
Изучение и составление
семейных родословных.
2.
Формирование семейных
архивов, составление семейных летописей.
Ожидаемые результаты:
1.
Использование генеалогии
при изучении истории своей малой родины.
2.
Освоение приемов составления
генеалогических таблиц, карточек.
3.Улицы моего города.
Цель блока-модуля: организация
деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.
Задачи:
- восстановление
памяти об исчезнувших национальных поселках;
- изучение истории
города Выборга, поселков, поселений коренных народов;
- воссоздание
истории, связанной с историей освоения и развития края;
Основные формы деятельности:
- проведение
экскурсий, походов к памятникам архитектуры;
- подготовка
историко-краеведческих путеводителей.
Ожидаемые результаты:
- создание хроник,
летописей Выборга и района;
формирование банка краеведческих данных.
4.Моя малая родина.
Цель: патриотическое, духовное,
культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников
Отечества.
Задачи:
- поиск и изучение
архивных материалов;
- участие в
подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- подготовка молодого
поколения к военной службе.
Основные направления и формы
деятельности:
- участие в проведении
поисковых экспедиций;
- уход за памятником
воинской славы в городе;
- оказание помощи
ветеранам, труженикам тыла;
- проведение
мероприятий, связанных с памятными датами.
Ожидаемые результаты:
- создание музейных
экспозиций;
- увековечивание
памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
- использование
краеведческого материала в образовательном процессе.
Программа состоит из
4 разделов:
1.Природа моего края.
2.Мой дом.
3.Улицы моего города.
4.Моя малая родина.
Все эти
направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе
практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и
мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического
воспитания.
№ п/п
|
Наименование темы
|
Всего
|
теория
|
практика
|
|
1 класс
|
|
|
|
1.
|
Вводное занятие.
|
1 час
|
1 час
|
|
2.
|
Откуда кто пришёл?
|
8 часов
|
3 часа
|
5 часов
|
3.
|
Спроси у моря
погоду.
|
8 часов
|
3 часа
|
5 часов
|
4.
|
Прогулка по водам.
|
5 часов
|
2 часа
|
3 часа
|
5.
|
Похвала болотам.
|
5 часов
|
2 часа.
|
3 часа
|
6.
|
Кто, кто в теремочке
живёт?
|
6 часов
|
2 часа
|
4 часа
|
|
|
Итого:
33часа
|
Итого:13 часов
|
Итого 20 часов
|
|
2 класс
|
|
|
|
1.
|
Народы нашего края.
|
9часов
|
3 часа
|
6 часов
|
2.
|
История – это мы. У
меня есть своя история.
|
9часов
|
3 часа
|
6 часов
|
3.
|
Мой дом – моя
крепость:
-какие события
прошлого отразились в истории моей семьи;
-о чем могут
рассказать семейные реликвии;
-родословная моей
семьи
|
16 часов
|
6 часов
|
10 часов
|
|
|
Итого:
34 часа
|
Итого:12 часов
|
Итого:22 часов
|
|
3 класс
|
|
|
|
1.
|
Улицы моего города:
- наши земляки,
участники ВОВ
|
9часов
|
3 часа
|
6 часов
|
2.
|
Про гербы и
символы.
|
9часов
|
3 часа
|
6 часов
|
3.
|
Родная школа и её
традиции.
|
6часов
|
2 часа
|
4 часа
|
4.
|
Легенды моего
города.
|
3часа
|
2 часа
|
1 час
|
5.
|
Церкви –
архитектурные памятники.
|
7часов
|
3 часа
|
4 часа
|
|
|
Итого:34
часа
|
Итого:13 часов
|
Итого:21 час
|
|
4 класс
|
|
|
|
1.
|
Настоящее и будущее
нашего города:
- путешествие в
древний Выборг.
|
6 часов
|
2часа
|
4 часа
|
2.
|
Искусство и ремесла
Выборгской земли.
|
9часов
|
3 часа
|
6 часов
|
3.
|
Выборг в годы ВОВ.
|
9часов
|
3 часа
|
6 часов
|
4.
|
Выборжане – герои
СССР
|
5часов
|
2 часа
|
3 часа
|
5.
|
Что я могу сделать
для своего города.
|
5часов
|
1час
|
4 часа
|
|
|
Итого:
34часа
|
Итого:11 часов
|
Итого:13 часов
|
Содержание программы
1 класс
Откуда кто пришел?
-Венец Карельского
перешейка;
- Новгородская «республика»
-Петр Первый;
Спроси у моря погоду.
-Выборг и море;
-Кораблик Монрепо;
Прогулка по водам.
-Беседа о Финском заливе;
-Край озер;
Похвала болотам.
-Растения болот;
-Животный мир болот;
Кто, кто в теремочке
живет?
-Животный мир Ленобласти;
-Растительный мир
Ленобласти;
2 класс
Народы нашего края.
-Город-перекрёсток
-Королевская хроника(2
часа)
История – это мы. У
меня естьсвоя история.
- Из биографии Выборгского
замка;
-Семейный архив;
Мой дом – моя крепость.
-какие события прошлого
отразились в истории моей семьи;
-о чем могут рассказать
семейные реликвии;
-родословная моей семьи;
3 класс
Улицы моего города.
-Гостиницы города;
-Пикник на помойке;
-Освободители города
Выборга;
Про гербы и символы.
-Превкусный Выборг;
-Гербы и символы
Ленинградской области;
Родная школа и ее
традиции.
-история нашей школы;
- Из истории народного
образования в Выборге;
-новое и старое здания
школы;
Церкви – архитектурные
памятники.
- О соборе Агриколы;
-Православные храмы;
-Лютеранские храмы;
4 класс
Настоящее и будущее нашего
города.
-Хронология города
Выборга;
-Современный город;
Искусство и ремесла
Выборгской земли.
-Железная вязь;
-Народные промыслы;
Выборг в годы ВОВ.
1. Как гражданская война
повлияла на судьбу вашей семьи? На чьей стороне сражались ваши родные? Почему?
2. Как жили ваши родные в
период коллективизации? Коснулось ли их раскулачивание? Как сложилась
дальнейшая судьба?
3. Кто из родных воевал на
фронтах Великой Отечественной войны? В каких событиях участвовал? Был ли
награжден?
4. Кто работал в тылу? В чем
заключалась их работа? Каким был быт?
Выборжане – герои СССР.
1. Какой вклад внесли ваши
родные в послевоенное восстановление хозяйства?
2. Изменилась ли жизнь
ваших родных в период хрущевской «оттепели»? Как они относились к происходившим
изменениям?
3. Какие книги, пластинки,
предметы быта сохранились в вашем доме? Почему вы их храните?
4. Где и кем работали ваши
родные в 1970-х – начале 80-х годов? В каких условиях жили?
5. Какие телепередачи
запомнились им?
Что я могу сделать для
своего города.
Проектная деятельность.
Список литературы
1.Андреева Л.А.,
Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области.- Л: Лениздат, 1978.
2.Вехи Выборгской
истории.- Выборг, 2005.
3.Громов В.И.,
Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области.- Л. :Лениздат, 1959.
4.История и культура Ленинградской
земли с древнейших времен и до наших дней. –СПб. : Специальная литература,
2007.
5.Калашников Г.В.
Гербы и символы Санкт - Петербурга Ленинградской области. – СПб. :Детство –
пресс, 2006.
6.Рянжин С.В.
Экологический букварь.- СПб. : Пит – Тал, 1996.
7.Вайсберг Дж. Погода
на Земле.- Л.: Гидрометиоиздат, 1990.
8.Окулович Г.А. Край
родной, земля ленинградская. – СПб.,2003.
9.Даринский А.В.
Ленинградская область. – Л.:Лениздат,1970.
10.Выборгские
истории. Сборник исторических статей.-Выборг, 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.