Главная / Школьному психологу / Программа ДО "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"

Программа ДО "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Гимназия №3»

___Е.Н. Камбулова

«Рассмотрено» на заседании

педагогического совета

протокол № __

от «22»_________ 2013г.

«Утверждено»

Приказом №__ ______2013

Директор МБОУ «Гимназия №3»

_______ М.Н. Абзянова









Программа

Объединения дополнительного образования


___________________________________________________МБОУ «Гимназия №3»












Руководитель объединения ДО


__________________________



_____________________________






Пояснительная записка.


Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культурных стереотипов употребления алкоголя. Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурения наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, в отношения алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полня бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитания личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.


Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддитивного поведения и формирования здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к подрастающему поколению. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в гимназии системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Программа профилактики направлена на формирования навыков сопротивления наркотика (ПАВ)на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотика.


Таким образом, гимназия может методом интенсивного воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень правонарушений и преступлений в гимназической среде. В целях профилактических работ учащиеся будут просматривать фильмы, презентации, видеоролики, а так же учащиеся будут сами составлять презентации о вреде табакокурения, алкогольной зависимости, употребления ПАВ. Доступ к семье ребёнка, квалифицированными педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы. Первым шагом к возрождению страны станет наведение порядка.

















































Цель:

- создание в МБОУ «Гимназия №3» системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.



Задачи:

- сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического осознания личности;

- научить учеников приема безопасности и ответственного поведения;

- сформировать умение пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;

- сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;

- сформировать у учащихся толерантность.

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

-предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- привлечение молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

-профилактика правонарушений и преступлений, ассоциальных явлений в ученической среде.



Основные направления деятельности

Программа объединения «Пульс» рассчитана на детей с 13 до 17 лет, то есть с 7 класса по 11 класс. Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. 70 часов в год. Практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.


Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны:

лекции, беседы, анкетирование, групповые и индивидуальные развивающие занятия.










Научные и методологические принципы реализации:


Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.


Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.


Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.


Последовательность. (этапность)


Преемственность.


Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.


Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.


Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.


Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.


Профилактическая программа школы включает основных её участников и включает следующие разделы:

- работа с учащимися;

- взаимодействие с родительской общественностью;

- работа с педагогами гимназии;

- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результат действия программы использует следующие технологии:


-личностно-ориентированные;

- групповые

- коллетивные

- коррекционные

-интегративные

- интерактивные



Правовая основа программы


Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

1.Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

2.Конституция Российской Федерации;

3.Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» ;

4.Указы Президента РФ ;

5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


Тип программы.


Данная программа предназначена для учащихся 9-11 классов, имеет развивающее направление.






























Содержание курса

(2 ч в неделю, всего 70часов)

Раздел 1


Организационное занятие (20ч) Профилактика правонарушений- совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.



1.1.Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений.

1.2Организация работы школьного Совета профилактики.

1.3. Беседа по профилактике правонарушений

1.4. Изучение Устава школы. Права и обязанности

1.5. Изучение конвенции о правах ребёнка. Закон 71

1.6.Подготовка и проведение акции «Закон!»

1.7. Беседа правонарушения учащихся о вредных привычках.

1.8. Акция с учащимися объединения «Пульс» по поддержке общественного порядка в гимназии.

1.9. Подготовка и проведение акции с учащимися объединения «Пульс» «Мы за мирную жизнь! Мы против терроризма»!

1.10.Подготовка стенгазеты «Мы против терроризма»

1.11.Подготовка и проведение акции «Не преступи черту»



Раздел 2


Сотрудничество с учащимися объединения дополнительного образования «Здоровая нация» (10ч) Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений.


2.1. Беседа о вреде курения, алкоголя с учащимися 1-5 классов


2.2. Анкетирование на тему «Моё здоровье или как я о нем забочусь»


2.3. рейд учащимися объединения «Пульс» и «Здоровая Нация» на наличие учебных принадлежностей.

2.4. Рейд членов отряда на наличие школьной формы и учебных принадлежностей.

2.5.Анализ рейда на наличие школьной формы.

2.6.Просмотр фильма о вреде ПАВ.

2.7. Оформление стенда по теме «Жизнь без наркотиков»




Раздел 3

Психологическая диагностика. (18ч) Изучение нравственно- психологическихт особенностей несовершеннолетних правонарушителей.


3.1.Беседа с социальным педагогом, с инспектором ПДН. Тема «Слова, которые засоряют нашу речь»


3.2. Рейд с учащимися объединения «Пульс» на наличие школьной формы.


3.3 Подготовка и проведение акции с учащимися объединения «Пульс» «Права и обязанности!»


3.4. Урок с учениками 1-4 классов «Режим дня школьника»


3.5. Подготовка и проведение акции «Курить- здоровью вредить»


3.6. Выход учащихся объединения «Пульс» с беседой «Скажем наркотикам НЕТ!», 9-11 класс

3.7. Подготовка и проведение сказочного представления для 3-5 классов.


4 Раздел


Разбор персональных дел учащихся объединения «Пульс».(10 ч)Профилактика правонарушений является защита личности, общества и государста от противоправных посягательств.


4.1. Обсуждение итогов профилактической работы (дискуссия)


4.2.Подготовка и проведение акции «Спорт против вредных привычек»


4.3.Беседа с психологом, с социальым педагогом, с инспектором ПДН. «Учебная дисциплина и ее значение»


4.4.Конкурс рисунков на тему «Спорт против вредных привычек»


4.5. Профориентационная работа в детской городской больнице


4.6.Рейд по проверке опоздания на урок. Проверка организации дежурства в гимназии.


Раздел 5


Размышление о законе и порядке.(13ч) Обобщение проведенной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.




Учебно-тематический план по профилактике правонарушений

раздела и темы

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1

Организационное занятие (20ч)





1.1.

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений

1

2


1.2.

Организация работы школьного Совета профилактики

1

1


1.3.

Беседа по профилактике правонарушений

2

1

1

1.4.

Изучение Устава гимназии. Права и обязанности

2

1

1

1.5.

Изучение конвенции о правах ребёнка. Закон 71

2


2

1.6.

Подготовка и проведение акции «Закон 71»

2

2


1.7.

Беседа правонарушения с учащимися членов отряда о вредных привычках

2

2


1.8.

Акция с учащимися объединения «Пульс» по поддержке общественного порядка в гимназии


2

1

1

1.9.

Подготовка и проведение акции с учащимися объединения «Пульс» «Мы за мирную жизнь! Мы против терроризма!»

2

2


1.10.

Подготовка стенгазеты «Мы против терроризма!»

2


2

1.11.

Подготовка и проведение акции «Не преступи черту»

2


2

Раздел 2

Сотрудничество с учащимися объединения дополнительного образования «Здоровая нация»(10ч)




2.1.

Беседа о вреде курения, алкоголя с учащимися 1-5 классов


2


2

2.2.



Анкетирование на тему «Моё здоровье или как я о нем забочусь»

1


1

2.3.

Рейд учащимися объединения «Пульс» и «Здоровая Нация» на наличие учебных принадлежностей.


1


1

2.4.

Рейд членов отряда на наличие школьной формы и учебных принадлежностей.

1


1

2.5.

Анализ рейда на наличие школьной формы

1


1

2.6.

Просмотр фильма о вреде ПАВ


2

1

1

2.7.

Оформление стенда по теме «Жизнь без наркотиков»

2


2

Раздел групповая3

Психологическая групповая диагностика групповая(18ч)




3.1.

Беседа с социальным педагогом, с инспектором ПДН.Тема «Слова, которые засоряют нашу речь»


1


1

3.2.

Рейд с учащимися объединения «Пульс» на наличие школьной формы.



1


1

3.3

Подготовка и проведение акции с учащимися объединения «Пульс» «Права и обязанности!»


3

1

2

3.4.

Урок с учениками 1-4 классов «Режим дня школьника»


3


3

3.5.

Подготовка и проведение акции «Курить- здоровью вредить»



2


2

3.6.

Выход учащихся объединения «Пульс» с беседой «Скажем наркотикам НЕТ!», 9-11 класс

3


3

3.7.

Подготовка и проведение сказочного представления для учащихся 3-5 классов.

5


5

Разбор персональных дел учащихся объединения «Пульс»(10ч)




4.1.

Обсуждение итогов профилактической работы (дискуссия)

1


1

4.2.

Подготовка и проведение акции «Спорт против вредных привычек»

3

1

2

4.3.

Беседа с психологом, с социальным педагогом, с инспектором ПДН. «Учебная дисциплина и ее значение»


1

1


4.4.

Конкурс рисунков на тему «Спорт против вредных привычек»


2

1

1

4.5.

Профориентационная работа в детской городской больнице


2


2

4.6.

Рейд по проверке опоздания на урок. Проверка организации дежурства в гимназии.

1


1

Раздел 5

Размышление о законе(13)




5.1.

Беседа с психологом, с социальным педагогом на тему «Суицид среди молодёжи»

1


1

5.2.

Профилактическая беседа с учащимися начальных классов «Мобильный телефон в школе»


3


3

5.3

Беседа с психологом, с социальным педагогом на тему «ПАВ»


1


1

5.4.

Выпуск буклетов «Скажи жизни ДА!»


2


2

5.6.

Просмотр видеоролика на тему «Психоактивные добавки»

2

1

1

5.7.

Анкетирование на тему «Кем я хочу быть»

1


1

5.8.

Самоанализ учащихся объединения «Пульс»


3

1

2



70

18

52
















Расписание занятий объединения «Пульс»


Дни недели

Время

1.

вторник

13.10-13.50

2.

среда

13.10-13.50



Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение

- учебный кабинет

- освещение

-информационно-коммуникативные технологии
























Ожидаемый результат программы


- сформированность у учащихся новых знаний о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического осознания личности;

- умение учеников приема безопасности и ответственного поведения;

- умение пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;

- эмоционально целостное отношение учащихся к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;

- толерантность у учащихся;

- позитивное отношение подростков с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавший в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, ассоциальных явлений в ученической среде.



Способ контроля результатов.


В качестве контроля результатов с учащимися будут проводиться анкетирование, на пройденную тему. А так же в качестве проверки знаний учащиеся будут разрабатывать буклеты и выходить на акции в микрорайон Дом Медиков.






















Список литературы


1. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. - М., 1994.

2. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. - М., 1994.

3. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. - М., 1992.

4. Кле М. Психология подростка. - М.:Педагогика, 1991.

5. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. - Д., 1993.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1998.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

8. Семенов В.Д. Педагогика среды. - Екатеринбург, 1993.

9. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. - М., 1980.

10. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. - М., "Знание", 1969.

11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979.

12. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1975.

13. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. - Киев, 1975.

14. Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы.// Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.

15. Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1984.

16. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

17. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. - М., 1986.


Программа ДО "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"
  • Школьному психологу
Описание:

 

Данная программа разработана для профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Зачастую в каждой школе города и района происходят правонарушения,которые можно было бы избежать благодаря правильной профилактики правонарушений. Моя программа разработана на один учебный год, при занятиях 2 раз в неделю. Программа состоит из пяти разделов, различных друг от друга. Каждый раздел делится не менее чем на 6 подразделов. Программа имеет учебно-тематическое планирование, где написаны названия каждого занятия.

Автор Нуруллина Дарья Евгеньевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Планирования
Просмотров 1045
Номер материала 2459
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓