Главная / Физкультура / Программа для учащихся 7-10 лет "Подвижные игры"

Программа для учащихся 7-10 лет "Подвижные игры"

ГБОУ СОШ №322 ШСК «Палестра» Дополнительная образовательная программа «Подвижные игры»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Подвижные игры» имеет физкультурно-спортивную направленность, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Актуальность программы

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. И этот факт не может не волновать наше общество.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

С этой целью и была создана физкультурно-спортивная секция «Подвижные игры», где идет обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.

Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Игры, подводящие к спортивной деятельности — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и
простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Педагогическая целесообразность

Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.


Цель

Формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности.


Задачи:

Обучающие:

  • обучать двигательным действиям;

  • обучать техники игры в подвижные игры;

  • обогащать знаниями в области физической культуры и спорта.

Развивающие:

  • развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, силу, выносливость;

  • укреплять здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью;

Воспитательные:

  • формировать потребность в ежедневной двигательной активности;

  • воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • формировать адекватную оценку собственных физических возможностей;

  • воспитывать     инициативность,     самостоятельность,     взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

  • воспитывать  нравственные  и  волевые  качества. 


Принципы обучения

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип наглядности;

  • принцип доступности и посильности;

  • принцип учета возрастных особенностей обучаемых.


Методы обучения

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (беседа, рассказ, лекция), наглядный (показ, демонстрация), практический (игровой метод, соревновательный, метод круговой тренировки).

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный;

  • метод многократного повторения движений;

  • метод упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом и по частям.





Формы проведения и организации занятий


Формы организации занятий:

- групповая,

- индивидуальная.



Формы проведения занятий:

  • экскурсия;

  • занятие-игра;

  • соревнования;

  • открытое занятие;

  • учебное занятие.


Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей 7- 10 лет.

В группу принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группа разновозрастная.

Количество учащихся в группах: 1 года обучения - 15 человек,

2 год обучения – 12 человек,

Срок реализации программы -2 года обучения, учебно-тренировочная нагрузка на группу 4 часа в неделю первого и второго годов обучения /144 ч./


Год обучения

Количественный состав

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

15

4

144

2

12

4

144



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Общефизическая подготовка

2

52

54

3

Скоростно-силовая подготовка

2

31

33

4

Тактика игры

3

4

7

5

Тестирование

2

6

8

6

Игры, подводящие к баскетболу

2

14

16

7

Игры, подводящие к волейболу

2

14

16

8

Соревнования

2

6

8

9

Итоговое занятие

-

1

1

10

Итого:

16

128

144


Содержание программы 1 года обучения

Вводное занятие

Теория:

Правила техники безопасности, правила поведения в зале.


Общая физическая подготовка

Теория:

  • соблюдение техники безопасности на занятиях в секции;

  • разминка и общеразвивающие упражнения.

Практика:

  • бег на короткие дистанции, по наклонной дорожке, бег со старта с различных положений, медленный равномерный бег;

  • многоскоки;

  • прыжок в длину с места;

  • различные упражнения на гибкость, способствующие увеличению подвижности в суставах;

  • отжимание;

  • подтягивание;


Скоростно-силовая подготовка

Теория:

  • понятие о травмах;

  • понятия утомление и переутомление.

Практика:

  • прыжки на одной и двух ногах с места, по определенным точкам;

  • скачки с различным темпом;

  • быстрый бег;

  • челночный бег 3х10;

  • эстафеты.


Тактика игры

Теория:

  • правила подвижных игр;

Практика:

  • создание проблемных ситуаций.


Тестирование

Теория:

  • правила проведения тестирования.

Практика:

  • подтягивание на перекладине;

  • отжимание;

  • прыжок в длину с места;

  • наклон вперед из положения сидя;

  • челночный бег;

  • многоскоки.


Игры, подводящие к баскетболу

Теория:

  • правила передачи мяча;

  • правила игры в мини-баскетбол.

Практика:

  • «Пятнашки»;

  • «Мяч среднему»;

  • «Мяч капитану»;

  • «Наперегонки с мячом»;

  • «Бег пингвинов»;

  • «Баскетбол с надувным мячом».


Игры, подводящие к волейболу

Теория:

  • что такое равновесие?

  • самостоятельные занятия с мячом.

Практика:

  • «Догони мяч»;  

  • «Брось-поймай!»; 

  • «Поймай мяч»;  

  • «Волейбол с воздушными шарами»;

  • «У кого меньше мячей».  


Соревнования

Теория:

Правила поведения во время соревнований. Правила соревнований.

Практика:

Первенство группы по ОФП.


Итоговое занятие

Практика:

Открытое занятие для родителей.


Учебно-тематический план 2 года обучения


п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Общефизическая подготовка

1

50

51

3

Скоростно-силовая подготовка

2

27

29

4

Тактика игры

3

8

11

5

Тестирование

2

5

7

6

Игры, подводящие к баскетболу

3

15

18

7

Игры, подводящие к волейболу

3

15

18

8

Соревнования

1

7

8

9

Итоговое занятие

-

1

1

10

Итого:

16

128

144


Содержание программы 2 года обучения


Вводное занятие

Теория:

Правила техники безопасности. Правила поведения в спортивном зале во время тренировочных занятий. Правила эвакуации в случае ЧП.


Общая физическая подготовка

Теория:

  • комплекс ОРУ;

  • здоровый образ жизни;

  • значение физических упражнений.

Практика:

  • отжимание;

  • подтягивание

  • наклоны прямым туловищем, прогнувшись, касаясь пола, с захватом;

  • ритмическая ходьба;

  • бег по «кочкам», в «коридоре», «семенящий бег»,бег с изменением направления, бег с различных положений;

  • прыжки на месте, через скакалку, под вращающейся скакалкой.


Скоростно-силовая подготовка

Теория:

  • двигательный режим школьника;

  • правила дыхания при беге.

Практика:

  • прыжок в длину с места;

  • прыжки на одной и двух ногах с места, с продвижением вперед;

  • бег на короткие дистанции, бег 30м, бег трусцой.

  • челночный бег 3х10;

  • встречная эстафета;

  • приседание на двух ногах и на одной «пистолетик»;

  • лазанье по канату;


Тактика игры

Теория:

  • тактические действия в подвижных игр;

Практика:

  • создание проблемных ситуаций.


Тестирование

Теория:

  • правила проведения тестов.

Практика:

  • подтягивание на перекладине;

  • отжимание;

  • прыжок в длину с места;

  • наклон вперед из положения сидя;

  • челночный бег;

  • многоскоки;

  • бег 20, 30, 500м.

  • подъем туловища за 30 сек.


Игры, подводящие к баскетболу

Теория:

  • правила игры в мини-баскетбол.

Практика:

  • «Эстафета с ведением и броском мяча в корзину»;

  • «Рывок за мячом»;

  • «Нападают пятерками»;

  • «Мини – баскетбол»;

  • «Эстафета с передачей мяча»;

  • «Передал – садись»;

  • «10 передач».


Игры, подводящие к волейболу

Теория:

  • значение дружеских отношений в игре и группе;

  • виды мячей;

Практика:

  • «Мяч через сетку»;

  • «Светофор»;

  • «Перехвати шар»;

  • «Мяч в воздухе»;

  • «Мяч среднему».


Соревнования

Теория:

Правила соревнований.

Практика:

Первенство группы по ОФП.


Итоговое занятие:

Практика:

Открытое занятие для родителей.


Ожидаемые результаты


К концу 1 года обучения занимающиеся:


Будут знать:

  • правила техники безопасности, поведения на занятиях и в повседневной жизни;

  • различные виды подвижных игр;

  • правила игр.


Будут уметь:

  • ориентироваться в зале;

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях;

  • играть в подвижные игры;

  • передавать и ловить мячи.


Овладеют:

  • техникой основных приемов владения мячом;

  • навыками деятельности игрока совместно с партнерами на основе взаимопонимания и согласования.


К концу 2 года обучения занимающиеся:

Будут знать:

  • различные виды подвижных игр;

  • правила игры в пионербол и мини-баскетбол;

  • режим школьника;

  • правила гигиены.


Будут уметь:

  • восстанавливать дыхание;

  • самостоятельно проводить игру;

  • проводить разминку.


Овладеют:

  • навыками самостоятельной организации и проведения подвижных игр;

  • навыками игр, подводящим к спортивным.


Способы определения результативности

Виды контроля:

  • начальный контроль (сентябрь);

  • текущий контроль (в течение всего учебного года);

  • промежуточный контроль (январь);

  • итоговый контроль (май).

Критерии контроля:

  • тестирование;

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический опрос.


Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. 

Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.

Программа предусматривает промежуточное и итоговое тестирование учащихся.

В начале года проводится входное тестирование.

Итоговое тестирование проводится в конце года обучения по общей физической подготовке, а также открытого мероприятия для родителей.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.











МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ





Тема программы


Форма организации и проведения занятия


Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата



1

Общие основы

ПП и ТБ Правила игры

и методика судейства

Групповая, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.


Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный,

положение о соревнованиях.



2

Общефизи-ческая подготовка


Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки

Тестирование,

карточки судьи, протоколы



3


Специаль-ная подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.


Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты (описание упражнений, заданий и т.д.)

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.



4

Техничес-кая подготовка

теннисиста

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование



5


Игровая подготовка

В парах

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки,

плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование


а. Теоретические материалы - разработки :

  • инструкции по охране труда на занятиях по подвижным играм;

  • положение о проведении школьных соревнований « Веселые старты»;

  • тесты физической подготовленности по ОФП.

б. Дидактические материалы:

  • упражнения с предметами;

  • общеразвивающих упражнений для разминки.



в. Методические рекомендации:

  • рекомендации по организации безопасного проведения подвижных игр и игр, подводящих к спортивным;

  • рекомендации по организации подвижных игр.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Для занятий по программе требуется:

  • большой спортивный школьный зал


Спортивный инвентарь и оборудование:


Наименование

На 1 ребенка

На группу детей

обруч малый

1

15

обруч большой

1

15

набивные мячи

1

15

перекладина для подтягивания

1

15

скакалка для прыжков

1

15

секундомер

-

1

гимнастическая скамейка

-

5

гимнастический мат

1

15

гимнастическая стенка

-

1

волейбольный мяч

1

15

футбольный мяч

1

15

баскетбольный мяч

1

15

кегли

-

30

флажки

-

30

кубики

-

10

веревка

-

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, используемый при составлении программы:


1. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту – М., 1985

2. Воспитание и обучение детей (Под ред. Воронковой В.В.) – М., 1994

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании – М., 2008

  1. Коваленко В.И. «Разработки по физкультуре 1-4 классы» М., 2005

  2. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения» М.,1997

  3. ЛяхВ.И. Программа по физкультуре Москва, 2010

  4. Черник Е.С. Физическая культура – М., 2007

  5. Чумаков П.А., Спортивные и подвижные игры. – М.: Физкультура и

спорт, 1970


Список литературы для детей и родителей:

  1. Берзин А.А., Лукашин Ю.С. Сто игр на нашем дворе. – М.: Детская литература, 1966

  2. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

  3. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

  4. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: Знание, 1987.

12


Программа для учащихся 7-10 лет "Подвижные игры"
  • Физкультура
Описание:

        Образовательная программа «Подвижные игры» имеет физкультурно-спортивную направленность, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Актуальность программы    

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. И этот факт не может не волновать наше общество.

 Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

С этой целью и была создана физкультурно-спортивная  секция «Подвижные игры», где идет обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных  игр.

Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.

Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Игры, подводящие к спортивной деятельности — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и
простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Педагогическая целесообразность

       Программапозволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

 

Автор Васильева Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 525
Номер материала 27012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓