Главная / Биология / Программа для 6 класса с краеведением (ФГОС)

Программа для 6 класса с краеведением (ФГОС)

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6А класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы основного общего образования СОШ №31. Реализуется УМК предметной линии учебников «Сферы» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология. Рабочие программы» изд. «Просвещение», 2011г. Данная рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

Авторская программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю). Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности учебным планом школы выделен 1 час из школьного компонента на изучение флоры и фауны Подольского района. Количество часов, отведенных на изучение флоры и фауны Подольского района, указаны отдельно в учебно-тематическом плане. Предусмотрено выполнение тестовых зачетных работ - 3 , практических работ – 3, лабораторных работ -7.

В связи с увеличением часов дополнены следующие разделы:

  1. «Введение» - на 3 часа, в том числе экскурсией, не предусмотренной авторской программой.

  2. «Органы и системы органов живых организмов» - на 10 часов, в числе которых экскурсия и зачет с целью контроля знаний.

  3. «Строение и жизнедеятельность живых организмов» - на 19 часов, в числе которых два урока, отведенных для контроля знаний учащихся, и одна экскурсия.

  4. Заключительный урок в 6-м классе отведен на дополнительную экскурсию.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса биологии в 6-м классе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов деятельности. При обучении вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» в 6-м классе включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнении в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистеме.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения строения и жизнедеятельности основных групп организмов, а курс изучения местной флоры и фауны делает упор на вопросы систематики, и позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

Изучение краеведческого материала строится на экскурсиях в природу, которые целесообразнее проводить в осеннее и весеннее время. Дополнительный курс по изучению местной флоры и фауны будет являться пропедевтическим для изучения курса «Биология, разноообразие живых организмов», который дети будут изучать в 7 классе.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;

- отражение интеграции биологического и гуманитарного значения, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам и окружающей среде, экологической грамотности, культуры поведения в природе.




























Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты включают:

1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

2) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

4) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

5) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций .

8) развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

9) формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности.

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

2) овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи;

3) уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;

4) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей;

5) умение соотносить свои действия с планируемым результатом;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .

11) формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.


Предметные результаты:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы;

6) научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

7) овладение методами: наблюдение, описание;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем;

9) освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.









































Содержание учебного предмета

Тема 1 Введение (1 час +3 часа краеведения)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Разнообразие организмов. Царства живой природы: многообразие живых организмов.

Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

Знакомство с многообразием живых организмов Подольского района. Природа Подольского района. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Демонстрации: : портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.

Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования»


Тема 2 Органы и системы органов живых организмов (11+ 10 часов краеведения)

Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции. Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней. Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Изучение разнообразия побегов, видоизменения корней на примере растений Подольского района. Жизненные формы растений Подольского района. Растения в жизни человека. Культурные растения Подольского района. Общая характеристика фауны Подольского района. Разнообразие беспозвоночных и позвоночных животных Подольского района. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы.

Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Экскурсия по изучению органов древесных растений Подольского района

Лабораторные работы

1. Строение вегетативной и генеративной почек

2. Строение стебля

3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

4. Строение корневого волоска. Корневые системы

5. Видоизменения подземных побегов


Тема 3 Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 часа + 19 часов краеведения )

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.


Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Особенности живых организмов Подольского района. Животные, обитающие в наших лесах, в том числе ядовитые. Разнообразие грибов Подольского района и их практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Животные на улицах нашего города, их значение, контроль за численностью. Цветущие растения Подольского района. Распространение плодов и семян растений Подольского района и их хозяйственное значение. Плодовые и ягодные растения нашего района. Редкие и исчезающие животные Московской области Подольского района. Знакомство с Красной книгой Московской области. Промысловые и опасные животные нашей местности.

Правила поведения в лесу. Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду района. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Сезонные явления в жизни растений и животных Подольского района

Природные сообщества Подольского района - охраняемые территории Московской области. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Природоохранные объекты родного района. Конкурс презентаций «Природоохранные объекты области»

Экскурсия в природу. Определение раннецветущих растений.

Демонстрации: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы

  1. Строение цветка

  2. Определение плодов

Практические работы

  1. Вегетативное размножение растений

  2. Определение растений Подольского района по гербариям, фотографиям и рисункам.

  3. Способы проращивания семян

Тема 4 Заключение (1 час краеведения)

Экскурсия «Весеннее пробуждение представителей царства растений на примере одного из сообществ Подольского района»






































Планируемые результаты учебного предмета

Выпускник научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности

биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:

проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной

литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.













Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

1. «Биология. Рабочей программы. Предметная линия учебников «Сферы»», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, изд. «Просвещение», 2011г.

2. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова

3. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С. Кучменко,

И.Я. Колесниковой

4. Методические рекомендации. Пособие для учителей. Под ред. Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко

5. «Атлас-определитель дикорастущих растений» В.С. Новиков, И.А. Губанов, изд. «Дрофа», 2008.


Литература для учащихся

1. Тетрадь-тренажер. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, О.Г. Котляр

2. Тетрадь-практикум. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко

3. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С. Кучменко,

И.Я. Колесниковой


Печатные пособия

  1. Портреты великих ученых-естествоиспытателей

  2. Таблица "Многообразие живых организмов"

  3. Таблица "Редкие и исчезающие виды животных"


Технические средства обучения (ТСО)

  1. Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет).

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Проекционный экран.

  4. Интерактивный планшет.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплекты лабораторного оборудования (стаканы, чашки Петри, стаканы мерные,

пробирки, колбы)

  1. Микроскопы.

  2. Цифровой микроскоп.

  3. Натуральные объекты: комнатные растения, влажные препараты

  4. Комплект гербариев разных групп растений

  5. Микропрепараты: набор по ботанике, набор по зоологии

  6. Вредители сельскохозяйственных культур

  7. Ископаемые растения и животные

  8. Муляжи: плодовые тела шляпочных грибов

Модели

  1. Скелет человека разборный

  2. Набор моделей цветков различных семейств

  3. Набор моделей "Ископаемые животные"

  4. Комплект скелетов позвоночных животных

Гербарии

  1. «Деревья и кустарники»

  2. «Дикорастущие растения»

  3. «Культурные растения»

  4. «Лекарственные растения»

  5. «Морфология растений»

  6. «Основные группы растений»

  7. «Растительные сообщества»

  8. «Сельскохозяйственные растения России»

  9. «Ядовитые растения»

Рельефные таблицы:

«Внутренне строение дождевого червя»

«Внутренне строение жука»

«Внутренне строение кролика»

«Внутренне строение лягушки»

«Внутренне строение голубя»

«Внутренне строение рыбы»

«Внутренне строение собаки»

«Мочевыделительная система»

«Растительная клетка»

«Строение легких»

«Клеточное строение стебля»

«Строение глаза»

«Внутреннее строение гидры»

«Расположение органов грудной и брюшной полости по отношению к скелету»




Согласовано

На заседании ШМО

Протокол №_______

«___»____________2014 г.



Согласовано

Зам.директора по УВР

___________Я.С. Якушева

«____»___________2014г.

Программа для 6 класса с краеведением (ФГОС)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии  для 6А класса составлена на основе  предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы основного общего образования. Реализуется УМК  предметной линии учебников «Сферы» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология. Рабочие  программы» изд. «Просвещение», 2011г. Данная рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

 

 Авторская программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31»  рабочая программа составлена на 68  часов (2 часа в неделю). Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности  учебным планом  школы  выделен  1 час из школьного компонента на изучение флоры и фауны Подольского района.    Количество часов, отведенных на изучение флоры и фауны Подольского района, указаны отдельно в учебно-тематическом  плане. Предусмотрено выполнение  тестовых зачетных работ - 3 , практических работ – 3, лабораторных работ -7.

Автор Колесник Елена Викторовна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1497
Номер материала 19035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓