Главная / История / Программа деятельности кружка "Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века"

Программа деятельности кружка "Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Согласовано

Председатель Управляющего Совета

_______



Рассмотрено

на заседании ШТО учителей гуманитарного цикла протокол №__

от _______20 г.



Утверждаю

Директор МОУ «Русаковская СОШ» __________








Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века

программа

деятельности кружка


(срок реализации – 1 год,

возраст обучающихся – 11-14 лет)








Автор – составитель:

учитель истории

Спиридонова Н.М.











Паспорт программы


п/п

Полное наименование программы

Модифицированная образовательная программа деятельности кружка «Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века»

1

Руководитель

Спиридонова Надежда Михайловна

2

Организация-исполнитель

МАОУ «Русаковская СОШ»

3

Адрес организации

телефон - факс

627374, Тюменская область, Аромашевский район, с. Русаково, Береговая,4, 8(34545)41-141

4

Должность составителя

Учитель

6

Цель программы

- обеспечение условий для глубокого понимания общероссийских тенденций и специфических особенностей нашей области; - воспитание патриотов

7

Направленность

Военно-патриотическая

8

Срок реализации

1 год




Содержание


  1. Характеристика программы

  2. Пояснительная записка

  3. Учебно-тематический план

  4. Содержание программы

  5. Характеристика образовательного процесса

  6. Условия реализации программы

  7. Диагностика

  8. Литература

  9. Приложения






Характеристика программы


  1. По типу – исторический практико-теоретический кружок

  2. По направлению деятельности – военно-патриотическое

  3. По виду деятельности – социальная

  4. По уровню освоения программы - углубленный

  5. По цели обучения – понимание и осмысление многовекового исторического пути развития родного края в составе государства Российского

  6. По образовательным областям – история (историческое краеведение)

  7. По временным показателям – 1 год

  8. По возрасту воспитанников – 11-14 лет

  9. По форме организации - проблемно-поисковые индивидуальные и групповые занятия

  10. По контингенту воспитанников – учащиеся общеобразовательных учреждений основной школы



Пояснительная записка


Важнейшей частью школьного образования является его региональный аспект. Одно из направлений регионального аспекта - историческое краеведение. Программа кружка « Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования.

Программа адресована учащимся общеобразовательных учреждений 11-14 лет.

Знание истории нашего региона позволит учащимся лучше понять и осмыслить многовековой исторический путь развития государства Российского. Изучение истории земли Тюменской важно и потому, что она являлась и является самой крупной территорией России, площадью 1435 тыс. квадратных километров, располагает огромными сырьевыми и природными ресурсами, является ныне и в ближайшем обозримом будущем будет оставаться энергетическим сердцем России, её основным валютным цехом. Край сыграл важнейшую историческую роль как ворота в Сибирь, опорный пункт колонизации восточных районов, благодаря чему русские землепроходцы через 60-80 лет после присоединения его к Российскому государству вышли к Тихому океану, Камчатке, пересекли Тихий океан и высадились на Американском континенте, освоив территорию в 1,5 млн квадратных километров.

Введение данного курса предполагает изучение исторических, культурных, социально-экономических и общественно-политических, административно-управленческих направлений и особенностей в развитии региона.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только знакомство с загадками и тайнами прошлого, но и решение познавательных задач, анализ проблемных, дискуссионных вопросов (теоретическая часть программы). А самое главное – формируются навыки практической деятельности через создание мультимедийных презентаций (практическая часть программы).


Цель курса: обеспечить глубокое понимание общероссийских тенденций и специфических особенностей нашей области в указанных направлениях, воспитать патриотов края, следовательно, и патриотов всей России, которые бы болели за её судьбу, отдавали все силы и способности её статусу великой державы, её развитию и процветанию.


Задачи:

  1. Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально – экономического, политического и культурного исторического развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации.

  2. Дать возможность познать нравы и традиции, обычаи и образ жизни, религиозные верования и характер взаимоотношений народов, населяющих прежде и теперь область и на основе этого познания заложить основы толерантности.

  3. Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения.

  4. Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения истории.


Принципы программы:

  • доступность;

  • наглядность;

  • демократичность;

  • гуманизм;

  • научность.


Умения и навыки, развиваемые в ходе работы над курсом.

  • поиск, анализ, систематизация необходимого материала;

  • выявление исторической и методологической обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего;

  • определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.

  • навыки создания презентаций.


Методы преподавания данного курса определяются его целью и задачами:

  • Эвристический (частично-поисковый)

  • Проблемный

  • Исследовательский

  • Метод проектов (создание презентаций)


Обсуждение проблемных вопросов, решение познавательных задач невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения их к самостоятельной, исследовательской деятельности.

Занятия кружка рассчитаны на 34 часа (1 час в неделю).


Учебно-тематический план


Наименование раздела и темы

программы

Всего

часов

Практиче-ских часов

Теоретиче-ских часов

Раздел I

Древность и средневековье

15

9

6


Тема 1. Первые жители края

3

1,5

1,5


Тема 2. Угорские и самодийские племена

6

2,5

3,5


Тема 3. Сибирские татары

3

2

1


Тема 4. Поход Ермака

3

3

-

Раздел II

Тюменский край в XVI-XVIIвв.

19

11,5

7,5


Тема 5. Основание русских городов и острогов

4

3

1


Тема 6. Начало сибирского хлебопашения

3

2,5

0,5


Тема 7. Ремесло и торговля

4

2,5

1,5


Тема 8. Культура края

6

3

3


Тема 9. Аромашевская волость

2

0,5

1,5



Содержание программы


Раздел I. Древность и средневековье


Тема 1. Первые жители края.

Каменный, бронзовый и железный век на территории края. Археологические источники. Археологические памятники озера Андреевское. Племена нижнего Приобья. Андроновская культура. Бархатовская культура.


Тема 2. Угорские и самодийские племена.

Древние угры. Саргатская археологическая культура. Усть- полуйская культура. Комплекс памятников на мысу Потчеваш. Формирование хантыйских и мансийских племен. Самодийские племена: ненцы(самоеды), селькупы(остякисамоеды). Особенности общественного строя, занятий, верований, культуры. Первые встречи с русскими людьми.


Тема 3. Сибирские татары

Возникновение сибирских татар. Часть Золотой Орды. Чимги-тура - столица Тюменского ханства. Династия Шейбанидов. Кашлык (Сибир, Искер) –столица Сибирского ханства. Династия Тайбугинов. Вассальные отношения с Русским государством. Усобица в Сибирском ханстве. Кучум.


Тема 4. Поход Ермака

Пермская земля и Строгановы. Причины похода Ермака. Тайны похода Ермака. Путь ермаковцев в Сибирь. Взятие Кашлыка. Зимовка. Экспедиция князя Болховского. Гибель Ермака. Поход воеводы Ивана Мансурова. Значение присоединения Сибири.


Раздел II. Тюменский край в XVI-XVIIвв.


Тема 5. Основание русских городов и острогов.

Опорные пункты на новых землях. Острог Тюмень. Тобольский острог. Чердынско- лозьвинский путь. Пелымский городок. Березов. Сургут. Обдорский городок. «Златокипящая государева вотчина» – Мангазея. Судьба Кучума. Бабиновский путь.


Тема 6. Начало сибирского хлебопашения

Освоение природных богатств региона. Продовольственный вопрос. Крестьянская колонизация. «Дальняя государева вотчина». Аграрные районы. Особенности жизни сибирских деревень. Деревенский быт.


Тема 7. Ремесло и торговля

Выделение ремесла в самостоятельную отрасль хозяйства. Развитие ремесел: кузнечного дела, судостроения, кожевенного производства, деревообработки, мыловарения, свечного промысла, ковроткачества, переработка продуктов сельского хозяйства. Ямщицкая служба. Торговые связи. Социальные изменения в жизни края.


Тема 8. Культура края.

Культура 17 века региона – составная часть общерусской культуры. Сибирское летописание. Иконописное искусство. Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение». Деревянное зодчество. Первые каменные строения. Софийский собор в Тобольске. Семен Ремезов.


Тема 9. Аромашевская волость.

Аромашевская волость в 17 веке в исторических источниках. Освоение территории, население, занятия, особенности культуры.

Заключительное занятие.






После окончания курса обучения воспитанник должен

Знать: исторические, культурные, социально-экономические и общественно-политические, административно-управленческие направления и особенности развития региона.

Уметь: выявлять историческую и методологическую обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего;

определять и аргументировать представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.

Владеть: навыками поиска, анализа, систематизации необходимого материала, создания презентаций


Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на обучающихся среднего звена обучения, когда важна мотивация деятельности через будирование интереса («Познание начинается с удивления»), у учащихся умения и навыки находятся в стадии формирования, теоретическая подготовка на уровне начальной школы.

Формы занятий: лекция, семинар, работа с историческими источниками, работа в Интернете.

Алгоритм построения учебного занятия – сочетание теоретической и практической части, самостоятельная работа учащихся от 50 до 80 процентов времени занятий.

Методические приемы: эвристический (частично-поисковый), проблемный, исследовательский, метод проектов (создание презентаций).


Перспективы развития программы Возможно дальнейшее логическое продолжение курса для изучения истории Тюменской земли вплоть до новейшего времени для учащихся 6-11 классов.


Условия реализации программы

- организационные условия – количество часов занятий в неделю – 1 час, количество обучающихся в учебной группе – по количеству обучающихся в классе;

- материально-технические условия – специализированные кабинеты истории и информатики


Материально-техническое обеспечение программы

Материалы, оборудование

Количество штук

1

Кабинет истории

1

2

Кабинет информатики

1

3

Персональные компьютеры

5

4

Мультимедийный проектор

1

5

Интерактивная доска

1

6

Карты по истории России

17

7

Электронные ресурсы (диски)

5

8

Видео-фильмы

3

9

Энциклопедии, справочники, хрестоматии

21



- санитарно-гигиенические условия – в соответствии с Сан ПиН

- внешние условия – сотрудничество с сельской библиотекой и Советом ветеранов

Диагностика эффективности программы

Личностное направление:

  1. Проведение анкетирования – в декабре и мае

  2. Педагогические наблюдения

Внешнее направление:

1. Результаты творческих отчетов (презентация проектов)

2. Участие в выставках и конкурсах «Мой родной край», «Мамонтенок» олимпиадах, награды, грамоты, дипломы.


Ожидаемый результат, предполагает:

  • Овладение навыками самостоятельной, поисковой деятельности;

  • Овладение навыками работы с историческим текстом, компьютером, программным обеспечением, Интернет-ресурсами;

  • Овладение навыками выступлений перед аудиторией, развитие коммуникативных способностей;

  • Участие в конкурсах, подготовка к участию в олимпиадах по истории



Литература для педагога:

  • Апполова Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце 16-первой половине 19 вв. – М., 1976

  • Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. - Томск, 1960

  • Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в 17 веке.- М., 1967

  • Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. - М., 1986.

  • Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М., 1992.

  • Заварихин С.П. Ворота Сибири.- М.,1981

  • Заварихин С.П.В древнем центре Сибири.-М.: Искусство, 1987

  • История Сибири тт. 1-5 – Л.,1968-1969

  • Копылов Д.И. Ермак. - Свердловск, 1974

  • Очерки истории Тюменской области – Тюмень, 1994

  • Половинкин Н.С., Суринов В.М. Пахари и сохолады Урала и Зауралья. – Тюмень, МИ «РУТРА», 1995

  • Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. - М., 1987.

  • Скрынников Р.Г. Ермак - М., 1992

  • Суринов В.М. Историческая память народа. - Тюмень, 1990

  • Христианство и Русь. - М., 1988.


Литература для учащихся:

  • Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – М.: Харвест, 2007.

  • Белоглазов П.К. Ялуторовск: след в истории – Тюмень, 2003

  • Большая Российская энциклопедия – М., 2009

  • Большая Тюменская энциклопедия. – Тюмень, 2004 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007

  • Веселкина В.В. История Тюменского края. – Свердловск, 1980

  • Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

  • Копылов Д.И. Рассказы по истории Тюменского края. - Свердловск, 1978

  • Ожгибесова О.А.Аромашево: о прошлом для будущего. Очерки по истории Аромашевского района. – Курган: ИПП «Зауралье», 2013.

  • Пиманова Л.А. Земля открытий. – Свердловск, 1993

  • Рощевская Л.П. Памятники и памятные места Тюменской области. – Тюмень, 1993

  • Соколова З.П.Путешествие в Югру. – М., Мысль, 1982

  • Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург, 2000

  • 400 лет Тюмени: история и современность. – Тюмень, 1986

  • Школьная энциклопедия Руссика. – М., ОЛМА-ПРЕСС.Образование, 2003

  • Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое

  • http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ.

  • http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории»

  • http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».

  • http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников

  • http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

  • http://www.km.ru/ - федеральный портал Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

  • www.pedsovet.su/load/130 - каталог образовательных файлов, ЦОРов. История и обществознание.

  • www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

  • www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

  • www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

  • www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

  • myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

  • www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

  • www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ - школа. Информационные образовательные ресурсы.

  • macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

  • www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

  • tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

  • www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

  • www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

  • www.xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины

  • www.clow.ru/a-rushist/information/105.html - Познавательный портал CLOW. Вспомогательные исторические дисциплины

  • bg-prestige.narod.ru/proekt/index.htmЭлектронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации учебной деятельности»

  • festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

  • http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

  • http://www.russianculture.ru Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации. Система поиска позволяет искать информацию по хронологическим периодам и по жанрам искусства.

































ПРИЛОЖЕНИЕ


Тематический план кружка «Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века»


Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности учащихся

Полученные навыки и умения

Теория/ практика

Примечание, коррективы


Раздел I. Древность и средневековье (15 часов)


Тема 1. Первые жители края

3


Занятие 1. Каменный, бронзовый и железный век на территории края. Археологические источники

1

познавательная лекция с использованием исторической карты

анализ, сравнение

1/-


Занятие 2. Археологические памятники озера Андреевское

1

беседа с использованием исторической энциклопедии

анализ, синтез

0,5/0,5


Занятие 3. Племена нижнего Приобья. Андроновская культура. Бархатовская культура

1

дискуссия

навыки решения проблемных задач, навыки групповой работы

- /1


Тема 2. Угорские и самодийские племена

6


Занятие 4. Древние угры. Саргатская археологическая культура

1

эвристическая беседа

работа с интернет- ресурсами

0,5/0,5


Занятие 5. Усть - полуйская культура. Комплекс памятников на мысу Потчеваш

1

работа с источниками

анализ, исследовательские навыки

0,5/0,5


Занятие 6. Формирование хантыйских и мансийских племен

1

познавательная лекция с использованием исторической карты

анализ

0,5/0,5


Занятие 7. Самодийские племена: ненцы (самоеды), селькупы (остякисамоеды)

1

обсуждение

анализ, синтез

1/-


Занятие 8. Особенности общественного строя, занятий, верований, культуры.

1

работа с источниками

сравнительный анализ

0,5/0,5


Занятие 9. Первые встречи с русскими людьми

1

познавательная лекция

анализ топонимических источников

0,5/0,5


Тема 3. Сибирские татары

3


Занятие 10. Возникновение сибирских татар. Часть Золотой Орды. Чимги-тура - столица Тюменского ханства. Династия Шейбанидов

1

работа в группах

навыки групповой работы, анализ

-/1


Занятие 11. Кашлык (Сибир, Искер) –столица Сибирского ханства. Династия Тайбугинов

1

работа с интернет-ресурсами

навыки самостоятельной работы

0,5/0,5


Занятие 12. Вассальные отношения с Русским государством. Усобица в Сибирском ханстве. Кучум

1

работа с источниками

решение проблемного задания

0,5/0,5


Тема 4. Поход Ермака

3



Занятие 13. Пермская земля и Строгановы. Причины похода Ермака

1

работа в группах

навыки групповой работы

-/1


Занятие 14. Тайны похода Ермака. Путь в Сибирь

1

Microsoft PowerPoint (создание презентации – реконструкция пути Ермака)

навыки работы с использованием ЦОР

-/1


Занятие 15. Взятие Кашлыка. Значение присоединения Сибири

1

работа с исторической картой и произведениями искусства

анализ, исследовательские навыки

-/1



Раздел II. Тюменский край в XVI-XVIIвв. (19 часов)

Тема 5. Основание русских городов и

острогов

4


Занятие 16. Опорные пункты на новых землях. Острог Тюмень

1

реконструкция тюменского острога

навыки работы с компьютером

-/1


Занятие 17. Тобольский острог. Чердынско- лозьвинский путь. Города на Севере

1

путешествие по исторической карте

навык работы с картой

0,5/0,5


Занятие 18. «Златокипящая государева вотчина» – Мангазея

1

эвристическая беседа

диалог

0,5/0,5


Занятие 19. Значение опорных пунктов на новых землях

1

представление результатов изучения первых городов Сибири

навыки выступления перед аудиторией

-/1


Тема 6. Начало сибирского хлебопашения

3


Занятие 20. Освоение природных богатств региона. Продовольственный вопрос

1

проблемное задание

навыки исследовательской работы

-/1


Занятие 21. Крестьянская колонизация. «Дальняя государева вотчина»

1

обсуждение

анализ

0,5/0,5


Занятие 22. Особенности жизни сибирских деревень.

1

изучение исторических источников

навыки выступления перед аудиторией

-/1


Тема 7. Ремесло и торговля

4


Занятие 23- 24. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль хозяйства. Развитие ремёсел

2

изучение исторических источников

анализ, синтез

1/1


Занятие 25. Ямщицкая служба. Торговые связи

1

эвристическая беседа

диалог

0,5/0,5


Занятие 26. Социальные изменения в жизни края

1

обсуждение

анализ

1/-


Тема 8. Культура края

6


Занятие 27. Культура 17 века региона – составная часть общерусской культуры

1

познавательная лекция

сравнение

1/-


Занятие 28. Сибирское летописание

1

изучение исторических источников

анализ, сравнение

0,5/0,5


Занятие 29. Иконописное искусство. Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение»

1

изучение исторических источников

навыки исследовательской работы

0,5/0,5


Занятие 30. Деревянное зодчество

1

сравнительный анализ

навыки исследовательской работы

0,5/0,5


Занятие 31. Первые каменные строения. Софийский собор в Тобольске

1

познавательная лекция

сравнение

0,5/0,5


Занятие 32.Семён Ульянович Ремезов


работа с интернет-ресурсами

создание презентации

-/1


Тема 9. Аромашевская волость

2





Занятие 33. Аромашевская волость в 17 веке в исторических источниках

1

эвристическая беседа

анализ

1/-


Занятие 34. Освоение территории, население, занятия, особенности культуры

1

обсуждение

анализ

0,5/0,5


Итого:

34 часа






Программа деятельности кружка "Тюменский край с древнейших времен до конца XVII века"
  • История
Описание:

Программа адресована учащимся общеобразовательных учреждений 11-14 лет.

Знание истории нашего региона позволит учащимся лучше понять и осмыслить многовековой исторический путь развития государства Российского. Изучение истории земли Тюменской важно и потому, что она являлась и является самой крупной территорией России, площадью 1435 тыс. квадратных километров, располагает огромными сырьевыми и природными ресурсами, является ныне и в ближайшем обозримом будущем будет оставаться энергетическим сердцем России, её основным валютным цехом. Край сыграл важнейшую историческую роль как ворота в Сибирь, опорный пункт колонизации восточных районов, благодаря чему русские землепроходцы через 60-80 лет после присоединения его к Российскому государству вышли к Тихому океану, Камчатке, пересекли Тихий океан и  высадились на Американском континенте, освоив территорию в 1,5 млн квадратных километров. 

 Введение данного курса предполагает изучение исторических, культурных, социально-экономических и общественно-политических, административно-управленческих направлений и особенностей в развитии региона.

Актуальность  программы обусловлена  ее практической значимостью. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает  не только знакомство с загадками и тайнами прошлого, но и решение познавательных задач, анализ проблемных, дискуссионных вопросов (теоретическая часть программы).  А самое главное – формируются навыки практической  деятельности через создание мультимедийных презентаций (практическая часть программы).

 

Цель курса: обеспечить глубокое понимание общероссийских тенденций и специфических особенностей нашей области в указанных направлениях, воспитать патриотов края, следовательно, и патриотов всей России, которые бы болели за её судьбу, отдавали все силы и способности её статусу великой державы, её развитию и процветанию.

 Задачи:

 

  1. Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально – экономического,  политического и культурного  исторического развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации.
  2. Дать возможность познать нравы и традиции, обычаи и образ жизни, религиозные верования и характер взаимоотношений народов, населяющих прежде и теперь область и на основе этого познания заложить основы толерантности.
  3. Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения.
  4. Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки  на понимание и осознание необходимости  изучения истории. 
Автор Спиридонова Надежда Михайловна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 487
Номер материала 57480
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓