Главная / Директору-завучу / Программа Детского оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей на базе школы

Программа Детского оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей на базе школы


Приложение № 2 к приказу

от 16.02.2013 г. № 77-о


программа

ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО лагеря «ЛУЧИК»
с дневным пребыванием детей ПРИ МБОУ СОШ №20 Г. ХИМКИ

Пояснительная записка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев, до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа для того, чтобы наши дети комфортно отдохнули.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. В лагере два отряда: младшего и старшего возраста.

Основной состав лагеря – это учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 7 до 13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах до 55 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенции ООН о правах ребенка;

– Конституции РФ;

– Закона РФ «Об образовании»;

– Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Приказа Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественно-эстетической, технической, прикладной направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Для всех детей во все времена лето – время самых долгожданных каникул, время радости и надежды, ожиданий новых встреч, новых открытий в окружающем мире и самом себе.

Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала. Данная программа позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной программы мы планируем создавать условия для самореализации детей.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря «Лучик» ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у воспитанников, формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, создание оптимальных условий для продолжения занятий воспитанниками по интересам.

Задачи:

  • активное внедрение в практическую работу новых форм развивающей деятельности и воспитательной работы;

  • осуществление оздоровительной работы на основе сочетания физической культуры с различными видами творческой деятельности.

  • формирование достойного отношения к физической культуре и спорту, приобщение к здоровому образу жизни;

  • обеспечение в работе с детьми благоприятного психологического климата, создание условий для активного, интеллектуального и эмоционально-насыщенного отдыха;

  • воспитание всесторонне развитой личности, через создание временной детской организации и включение воспитанников в соуправление жизнедеятельностью лагеря;

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству, адаптации к жизни в коллективе;

  • воспитание у детей патриотических чувств, чувства прекрасного, чувства любви к Родине и природе, бережного отношения к лагерю;

  • осуществление профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и овладение знаниями основ безопасности жизнедеятельности;

  • сохранение и укрепление традиций лагеря.

 

В процессе воспитательной деятельности первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;

  • креативность процесса воспитания и обучения.

Содержание программы.


«В воспитании нет каникул» - эта формула является правилом педагогического коллектива нашего лагеря. Разнообразие форм работы дают возможность гармоничного развития личности ребенка. Главное, чтобы отношения детей, педагогов, обслуживающего персонала и администрации строились на принципах сотрудничества и взаимопонимания. При составлении программы организаторы учли разновозрастность отдыхающих детей, их интересы и акцентировали внимание на том, чтобы каждый ребенок полноценно отдохнул. Содержание мероприятий понятно малышам, но интересно и старшему отряду.

В работу программы входят следующие направления воспитательной деятельности:

Духовно-нравственное воспитание – должно проходить красной нитью сквозь всю деятельность детей, которая будет осуществляться в лагере. Гуманизм, патриотизм, чувство национального достоинства – вот те духовные качества современного человека, которые необходимо воспитывать здесь и сейчас. В нашем лагере много традиций способствующих духовно-нравственному развитию. Ежегодно в лагере отмечается праздник государственные праздники, разучиваются с детьми народные игры, забавы, пословицы, поговорки и конечно, народные песни и танцы. Проводя такие мероприятия, нам удается одновременно решать и задачи связанные с экологическим воспитанием и изучением родной природы. Также большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Данная программа направлена на формирование у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Этому способствуют мероприятия, посвященные Дню России (12 июня) – «Россия – Родина моя», выпуск отрядных газет «Символы России».

Художественно-творческая деятельность – творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • изобразительная деятельность (оформление отряда «Отрядный уголок», конкурс стенгазет и рисунков);

  • конкурсные программы («Мисс лагеря», «Мистер лагеря»);

  • игровые творческие программы;

  • концерты;

  • праздники «Праздник цветных карандашей»);

  • выставки, ярмарки;

  • концертные программы с участием приглашенных артистов.

Рисование, лепка, оригами и т.д. дает детям большие возможности в развитии художественных способностей детей. Создавая свои шедевры, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих произведениях они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Одним из важных элементов организации воспитательного процесса в лагере, следует отнести эффективную творческую деятельность кружков и других объединений, которые способствуют формированию личности, развитию познания, творчества, групповой работе, чувству долга, чувству дисциплины. Здесь есть широкая возможность проявить и развить способности и таланты каждого ребенка. Следует отметить высокий творческий и профессиональный потенциал руководителей детских объединений.

Спортивно-оздоровительная деятельность – вся спортивная работа в ДОЛ традиционно проходит под девизом «О, спорт, ты – жизнь!» и направлена на укрепление здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя утреннюю гимнастику, подвижные игры на улице, игры и т.д. Спортивные мероприятия планируется проводить в интересной игровой форме (музыкальное сопровождение, присутствие литературных героев и т.д.). Разработано много интересных соревнований, эстафет, игр и конкурсов. Наряду с традиционными видами спорта в программу включены и народные (лапта, городки и др.), которые помогают детям лучше узнать культуру и самобытность русского народа.

Профилактическая деятельность – невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название «вредные привычки», широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Поэтому работу по профилактики «вредных привычек» нельзя прекращать даже в каникулы. В программе предусмотрены беседы, просмотр презентаций и их дальнейшее обсуждение, диспуты, выступление медицинской сестры и других специалистов по вопросам связанных с этими проблемами. Педагоги в своей работе используют различную методическую литература, в частности комплект «Все цвета, кроме черного». Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, которые повышают эмоциональное и снимают депрессивное состояние, страхи, комплексы неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу регулярные занятия физической культурой и спортом.

Экологическое воспитание - воспитание бережного отношения к окружающей природе. Это создается в условиях для более тесного и продуктивного взаимодействия. К таким условиям можно отнести, в первую очередь, возможность «погружения» детей в мир природы, что значительно повышает интенсивность воспитательного процесса, а также специфику временного коллектива и связанный с этим характер общения между детьми, определяемый кратковременностью лагерной смены. Изучая окружающую среду в ходе различных экологических мероприятий, дети на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде.


Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

– подбор кадров;

– комплектование отрядов, разработку документации.

II. Организационный этап включает:

– знакомство;

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

– помогают в проведении лагерных мероприятий;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.


Кадровое обеспечение


Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги МБОУ СОШ № 20 г. Химки. Сотрудники ДОЛ «Лучик» прошли обучение по работе с детьми в летний оздоровительной кампании.


Источники и порядок финансирования


Финансирование ДОЛ на базе общеобразовательного учреждения осуществляется из бюджета городского округа Химки с привлечением средств Фонда социального страхования РФ.

Расходование средств производится на основании сметы расходов, утвержденной начальником Управления по образованию.

Реализация расходной части сметы, кроме оплаты продуктов питания, производится МУ «Центр бухгалтерского учета образовательных учреждений».

Расчеты за питание производятся МУ «Комбинат школьного питания» по заключенным договорам в пределах утвержденной сметы.


Ожидаемые результаты


  • укрепление физического и психологического здоровья детей;

  • гармоническое развитие детей;

  • обогащение социального опыта детей в коллективе;

  • приобретение новых знаний;

  • развитие творческой активности каждого ребенка;

  • укрепление связей между разновозрастными группами детей;

  • получение детьми положительных эмоций.


Сведения об организаторах программы


В разработке программы приняли участие педагогический коллектив лагеря, члены родительской общественности, специалисты служб и учреждений городского округа Химки:

1. Управление по образованию Администрации г.о. Химки.

2. Образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 20 г. Химки.





Список используемой литературы

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: «Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе» – г. Москва: Педагогическое общество России, 2002 г.

  2. Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником» г. Волгоград: Учитель, 2007 г.

  3. Нещерет Л.Г. «Хочу быть лидером!» Выпуск 4 – г. Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006 г.

  4. Лобачева С.И. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере» г. Москва: ВАКО, 2007 г.

  5. Лобачева С.И. «Загородный летний лагерь» г. Москва: ВАКО, 2008 г.




















Программа Детского оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей на базе школы
  • Директору-завучу
Описание:

Предлагаемая Программа Детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала. Данная программа позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной программы мы планируем создавать условия для самореализации детей.

«В воспитании нет каникул» - эта формула является правилом педагогического коллектива нашего лагеря. Разнообразие форм работы дают возможность гармоничного развития личности ребенка. Главное, чтобы отношения детей, педагогов, обслуживающего персонала и администрации строились на принципах сотрудничества и взаимопонимания. При составлении программы организаторы учли разновозрастность отдыхающих детей, их интересы и акцентировали внимание на том, чтобы каждый ребенок полноценно отдохнул. 

Автор Новиков Алексей Васильевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 697
Номер материала 32556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓