Главная / Другое / Программа детского общественного объединения "ШКОЛА АКТИВНОЙ РАБОТЫ"

Программа детского общественного объединения "ШКОЛА АКТИВНОЙ РАБОТЫ"

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

Тракторозаводского района

Г. Волгограда




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР Директор МОУ СОШ №27

___________ Г.Е.Боздникина ____________Н.А.Маньшина




Программа

«ШКОЛА АКТИВНОЙ РАБОТЫ»


детского объединения «Юная Россия»

средней общеобразовательной школы № 27


Для обучающихся 11 - 15 лет


на 2013-2016 годы





Программу разработала : старшая вожатая Нистратова

Татьяна Владимировна













г. Волгоград 2013г.

Пояснительная записка


Современная школа существует и развивается в новой ситуации, которой свойственны множественные центробежные и центростремительные трансформации. Эти трансформации, прежде всего, касаются субъектов воспитательного процесса, а именно учеников, родителей и педагогов. Как показывает практика работы современной школы, деятельность этих субъектов связана с серьёзными качественными изменениями. Современный ученик совершенно не похож на своего предшественника 10-15 летней давности:

- он более подвижен и интеллектуально и физически, а значит, способен задавать более высокий темп деятельности;

- его отличает большая информированность, что определяется быстрой адаптацией в мире информационных технологий, стремление устанавливать новые коммуникативные связи (при этом на первом месте ставится количественный показатель);

- он более избирателен и раскрепощён, тяготеет к либерально-потребительской системе ценностных ориентаций, основу которой составляет ориентация на получение дивиденда от всего, что его окружает;

- 90% учащихся испытывают проблемы со здоровьем, причём преобладающей сферой является - психоэмоциональная.

Родительская общественность представлена двумя значительными группами:

- родители, которые «не могут воспитывать», вследствие нехватки времени, отсутствия необходимого уровня психолого-педагогической культуры;

- родители, которые «не хотят воспитывать», вследствие присущей им социальной апатии или преобладания асоциального характера поведения.

Многоликая армия педагогического сообщества представлена тремя категориями педагогов: энтузиасты, консерваторы и пессимисты.

Таким образом, следует отметить, что воспитательное пространство становится многофункциональным, а субъект-объектные отношения требуют приоритета личностного фактора воспитания. Школьное самоуправление способствует развитию способности самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не нарушая при этом социально-культурных норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами.

Программа «ШАР» детского объединении «Юная Россия» предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, которые пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в интересные различные дела. Именно этой работой занимается центр «Школа лидера». Мечта об успехе – о высшем достижении и о признании этого высшего достижения – и естественное, и общественно полезное качество. Оно естественно, поскольку человек испытывает удовлетворение от признания окружающих и способен раскрыться во всей полноте своего таланта только в условиях такого признания. Оно полезно, ибо, в конечном счёте, служит обществу, его развитию и прогрессу. Успех любого самого грандиозного начинания ставится в прямую зависимость от вклада, достижений, успеха каждого.

Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая потенциал будущего лидера, координатор вместе с организуемым определяет способ его жизнедеятельности и социального бытия.

Программа детского объединения «Юная Россия» для тех, кто хочет интересно и содержательно общаться с друзьями, кто хочет научиться убеждать, завоёвывать доверие и быть в центре внимания окружающих. Поскольку человек всегда начинается с контактов с окружающими, он сопоставляет себя с теми, кто рядом, пытается взаимодействовать с ними, больше узнавать о них и активно влиять на их поступки и мнения, он самоутверждается и самосовершенствуется.

Деятельность детского объединения основывается на общении, и её успех во многом зависит от того, насколько правильно общаются участники этой деятельности. Именно поэтому тренинги общения составляют основу программы работы детского объединения «Юная Россия».

В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приемам и средствам воспитания. В наши дни, когда все испытанные педагогические методы не столь эффективны, как раньше, взрослые все чаще вспоминают об игре.

Игра это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Именно посредством игры активистам детского объединения «Юная Россия» легче будет освоить знания, умения и навыки организаторской работы.

Где ребенок может научиться играть? Чаще всего в загородном оздоровительном лагере или в так называемом «Лагере актива». Являясь активным участником игры, ребенок начинает использовать приобретенные игровые знания в школе, классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль массовика-затейника способствует личностному развитию и у него появляется возможность стать лидером неформального объединения или ученического коллектива Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволят активисту стать хорошим помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить их на практике.

Однако сейчас лишь небольшое количество учащихся может попасть в ДОЛ и получить хороший опыт игры. Поэтому на базе школы необходимо создавать кружки, клубы для обучения массовиков-затейников. Большой потенциал в подобной работе имеют сектора, центры детского объединения «Вожак» и «Актив».

Досуг - гарантированная именно для детей сфера жизнедеятельности, их главная деятельность. Детский досуг на сегодня самый тонкий слой человеческой культуры. Он может исчезнуть совсем, и тогда будут потеряны и невосполнимы очень полезные для воспитания радости духовного времяпровождения. Определенную часть досуговых ценностей накопила в свое время пионерская организация. Они требуют нового осмысления. Детство не состоится без разноцветного мира досуговых традиций.

Программа « ШАР » составлена согласно «Закону РФ об образовании», «Положения об организации работы в системе дополнительного образования МОУ СОШ №27». Программа - модифицированная. При ее составлении была использована программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное» и «Я и мы», «Лидер», опыт работы лагеря «Альтаир», различная литература по организации и проведению игр и тренингов общения.

Цель программы: формировать социальные способности активистов детского объединения через удовлетворение разнообразных интересов.

Задачи: 1) Развивать лидерские и организаторские способности активистов;

2) формировать социальную активность, культуру общения и поведения в социуме;

3) создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском объединении.

Критерии и принципы развития самоуправления в детском объединении.

Критерии

1. Включённость в управление делами коллектива. Определяется информированностью учащихся об актуальных проблемах, участие в обсуждении и решении их.

2. Организованность. Готовность коллектива к согласованным действиям, обязанностей между его членами, наличие актива,…

3. Ответственность за результаты работы своего коллектива. Отражается в добросовестном выполнении активистами своих поручений.

Принципы развития

  1. Принцип социальной значимости деятельности.

  2. Принцип учёта интересов учащихся.

  3. Принцип динамичности структуры органов ученического самоуправления.

  4. Принцип сознательности при выборе в состав органов самоуправления.

  5. Принцип взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления.

Условия создания целостной и непрерывной

системы ученического самоуправления

1. Единый ритм жизни и деятельности школьного коллектива и детского объединения.

2. Включение ученического самоуправления в систему соревнования с единой системой подведения итогов.

3. Общественно-полезный характер деятельности учащихся в школьных структурах органично сочетается с деятельностью ребят в микрорайоне.

4. Общие информации, гласность общественной жизни.


Уровни развития самоуправления



1-й уровень

«Наставники»

2-й уровень

«Деловые люди»

3-й уровень

«Деятели»

Коллективу присущи

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересо-

ванность учащихся в делах коллектива

Наличие обще

ственного мне

ния, постоянно меняющегося актива в орга-

нах самоуправ

ления

Функции

учащихся

исполнительская

организаторская

управленческая

Содержание функции

Получение зада-

ния, определение режима выполне-

ния, экспертная оценка, самооцен

ка, самоконтроль, др.

Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обя-

занностей, опера-

тивное руководство, подведение итогов

Оценка, анализ, принятие решений, организация планирования, контроль, регулирование.

Тенденция развития самоуправления

метод

форма

принцип

Элементы системы самоуправления

Задание, поруче-

ние, расстановка, взаимоконтроль, др.

Учком, старостат, комиссии, бригады, штабы, др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела.

Способы привлечения учащихся к СУ

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путём

Участие каждо-

го в организа-

ции дел в порядке очерёдности.

Позиция педагога

учитель

консультант

Партнёр

Характер деятельности педагога

Сообщает уча-

щимся о значении СУ, формирует положительные мотивы к СУ деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы.

Передаёт учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем тради-

ций, сложившихся в СУ школы

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач.


На 1-м этапе становления самоуправления в ДО «Юная Россия» с целью содействия духовному росту каждого участника педагогического процесса и коллектива в целом (самосовершенствование, изменение собственного сознания) приоритетными будут следующие функции:

  • Выбор и формулировка системы ценностей для коллектива (материальных, социальных, духовных);

  • Подбор литературы по проблемам личностного роста, распространение актуальных знаний для личностного самосознания (печать, выступления перед детьми и взрослыми);

  • Консультации;

  • Духовное наставничество;

  • Помощь в решении проблем;

  • Создание банка проблем личностного роста и способов их решения.

На 2-м этапе с целью гармонизации потребностей личности можно предложить следующее:

  • Организация деятельности школьников;

  • Помощь и поддержка школьников в осознании своих проблем и их разрешении, в стремлении жить активно и творчески;

  • Совершать благочестивые поступки, творить добро;

  • Добросовестно выполнять свои обязанности;

  • Разработать систему морального и материального поощрения школьников;

  • Создать такие условия для деятельности, которые принесут радость и удовлетворение от работы.

На 3-ем этапе с целью осознания своего места в жизни работа детского объединения строится на основе следующих функций:

  • Помощь в осознании своего профессионального пути;

  • Помощь в осознании целей деятельности;

  • Помощь в осознании образа жизни деятеля;

  • Помощь в осознании ценностей устремлённого деятеля.

Вопросы для обсуждения:

    • Деятельность – средство или цель?

    • Смысл деятельности.

    • Ценность здорового образа жизни.

    • Как выбирать профессию?

    • Что может помешать выбрать желаемую профессию?

    • Проблема безудержного потребительства людей.

    • Стремление добиваться цели в ущерб другим и борьба за личное благополучие.

Для успешной самореализации личности в самоуправлении используются «правила»:

      • Быть самим собой вместе с другими, но не вместо других или за счёт других;

      • Не осуждать, не обвинять, не критиковать;

      • Принимать других такими, какие они есть;

      • Не использовать других как средство в решении своих личных или общих проблем;

      • Стремиться встать не над другими, но рядом, вместе, взявшись за руки.


Направления работы

  1. «Я – Лидер»

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия в детском объединении создают благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках личной и общественно-полезной деятельности.

Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно-полезную деятельность в рамках обучающего блока занятий.

Задачи:

1) выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;

2) создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;

3) организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;

4) включить подростка в систему аналитической деятельности;

5) организовать совместно с подростком работу по разработке и проведению мастер-класса;

6) определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в школе, во дворе, дома.

Предполагаемый результат:

подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме,

у него сформирована четкая позиция в вопросе лидерства,

владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства,

знает формы работы в коллективе и основы формирования команды,

владеет алгоритмами основных досуговых форм.


  1. «Игра – дело серьёзное»

Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки – важная воспитательная задача.

Программа «Игра – дело серьёзное» необходима, чтобы подростки по окончании курса имели не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но и обладали толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия детских форм самовыражения возможно развивать в процессе целенаправленно организованных занятий.

Актуальность данной программы обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост разного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой, в силу возрастных особенностей, присущ максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Цель: освоение подростками знаний и умений по организации форм культурно-досуговой деятельности.

Задачи:

самобытность каждого ребенка через раскрытие его увлечений;

формировать бережное отношение ребенка к своей личности;

обучать знаниям, умениям и навыкам организации досуговой деятельности в рамках психологических игр;

развивать лидерские качества подростков;

формировать у подростков «привычку» постоянно анализировать свое отношение к окружающим;

определить перспективы реализации полученного опыта психолого-игровой деятельности в своем регионе.

Предполагаемый результат:

Освоение подростками знаний и практических умений по организации игр.

Толерантное отношение к окружающим в процессе совместной деятельности.

Способность принимать и реализовывать управленческие решения в команде.

Совместная творческая деятельность педагога и подростка.

Определение перспектив реализации полученного опыта психолого-игровой деятельности в своем регионе.


  1. «Шаг навстречу»

Цель: создание условий для совместной работы и общения детей, воспитание уважения друг к другу на основе сотрудничества, воспитание потребности в оказании помощи нуждающимся, стремления делать добрые дела и трудиться во имя любви к тем, кто населяет эту планету, пропаганда здорового образа жизни, популяризация спорта, спортивных и народных игр

Реализации целей поможет:

  • организация и проведение спортивных, интеллектуальных и творческих конкурсов, фестивалей среди детей с учетом их возможностей;

  • оказание психологической помощи детям в решении насущных проблем;

  • проведение акций милосердия по оказанию помощи малоимущим и нуждающимся семьям, пенсионерам, социально незащищенным гражданам общества (сбор средств, ярмарки, выставки-продажи, благотворительные концерты и базары);

  • проведение мероприятий спортивного характера, направленных на пропаганду и популяризацию здорового образа жизни среди молодежи (спартакиады по видам спорта, военно-спортивные игры, олимпиады военных знаний, олимпиады по ОБЖ);

  • организация и проведение акций «За здоровый образ жизни», «Что мы знаем о СПИДе?», «Нет наркотикам и алкоголю!»

оказание помощи в получении достоверной информации о СПИДе, алкоголе, наркотиках(встречи с врачами, психологами, органами защиты и правопорядка)

Направление «Шаг навстречу» способствует формированию и развитию у учащихся:

  • Отзывчивости, умения сострадать чужому горю;

  • Потребности в деятельности по оказанию психологической поддержки,

физической и финансовой помощи детям и взрослым, нуждающимся в ней.

  • Знание особенностей и возможностей своего организма, умение управлять своим физическим состоянием;

  • Понимание важности ведения здорового образа жизни; потребность в занятиях физической культурой и спортом, соблюдении режима дня, питания

  • Стремление к искоренению вредных привычек не только у себя, но и своих друзей, близких;

  • Умение анализировать свои поступки, осознавать ошибки, своевременно исправлять их;

  • Стремление к налаживанию и сохранению добропорядочных отношений с окружающими, избежанию конфликтов, чувств агрессии, злобы, зависти, ненависти.

Важнейшим условием, обеспечивающим наибольшую степень эффективности работы по реализации целей и задач каждого из направлений в отдельности и всей программы в целом, является система её организации, наличие четкого отработанного механизма управления деятельностью. В этой связи считаем необходимым описать структуру самоуправления ДО «Юная Россия».



Алгоритм действий по реализации программы


  1. Выработка и распределение функциональных обязанностей актива и участников программы;

  2. Информирование потенциальных партнёров об основных направлениях программы;

  3. Вовлечение общественности, детей, подростков и взрослых в деятельность по реализации программы

  4. Организация обучения взрослого и детского актива ДО для работы по программе;

  5. Координация деятельности по программе, её информационно-методическое обеспечение;

  6. Создание информационного банка о деятельности по программе всех структурных подразделений организации и методической копилки для её организаторов;

  7. Диагностика и мониторинг результатов деятельности;

  8. Анализ успехов и неудач, информирование участников о промежуточных результатах работы по программе;

  9. Коррекция дальнейшей деятельности организации.





При каких условиях может быть реализована данная программа?

Только если у воспитанников сформированы мотивы совершенст- вования отношений друг с другом. А эти мотивы формируются, когда дети убеждаются в преимуществе оптимального общения для самореализации и самоутверждения. Кроме того, существенное значение имеет отношение к правилам общения взрослых, координатора детского движения.

Важно, чтобы у ребят потребность в товарищеском контакте вырабатывалась на базе какой-либо продуктивной совместной деятельности, непрерывном совершенствовании и удовлетворении её результатами.



































hello_html_m4d466bb7.png

Программа детского общественного объединения "ШКОЛА АКТИВНОЙ РАБОТЫ"
  • Другое
Описание:

Программа детского общественного объединения "Школа активной работы" была разработана для школьного ДО "Юная Россия", которое функционирует в 5-7-х классах нашей школы. Деятельность объединения строится по трём направлениям: "Я - лидер!", "Игра - дело серьёзное", "Шаг навстречу". Есть описание уровней развития самоуправления в классе, детском объединении, школе и планируемые мероприятия каждого уровня. Самое главное, чтобы у детей и взрослых организаторов было время и желание всё это реализовать. Удачи!

Автор Нистратова Татьяна Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 550
Номер материала 49343
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓