Главная / Школьному психологу / программа детско-родительского тренинга "Родители и я - дружная семья"

программа детско-родительского тренинга "Родители и я - дружная семья"

hello_html_3b621fe0.gifМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Холмогойская средняя общеобразовательная школа

Заларинского района Иркутской области















Детско-родительский тренинг






Автор: Хохрякова Олеся Николаевна,

педагог-психолог





Пояснительная записка


Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведение с окружающими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как физического, психического и социального благополучия.

В последние десятилетия в психологии сделано ряд замечательных открытий. Одно из которых – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов. Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей. Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребёнка к школе во многом определяется семьёй и её вкладом в подготовку к обучению.

Актуальность проблемы и детско-родительских отношений заключается в том, что новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями и детьми. До настоящего времени психологическая помощь семье оказывается в рамках групповой работы отдельно родителей и детей. Мы предлагаем объединение и проведение совместных групповых занятий родителей с детьми.

Цель тренинга: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.

Реализация тренинга основывается на следующих задачах:

  1. Расширение возможностей понимания своего ребенка;

  2. Улучшение взаимоотношений родителей с ребенком;

  3. Выработка новых навыков взаимодействия между родителями и детьми;

  4. Активизации коммуникаций в семье.

Программа тренинга предполагает 8 занятий с родителями и детьми в течение 2 месяцев с периодичностью 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 2-3 часа.

Особенностью данного тренинга, является то, что посещать занятия должны родители или другие родственники (старшая сестра, бабушка. Опекун), но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием ребенка.

Разработанные занятия направлены на расширение возможностей понимания своего ребенка, улучшение взаимоотношений родителей с ребенком, выработка новых навыков взаимодействия между родителями и детьми.

Показателем эффективности коррекции детско-родительских отношений могут служить:

- высказывания участников в конце занятий (рефлексия);

- динамика межличностных отношений и характера коммуникаций в семье на основе тестирования (семейная социограмма);

- динамика отношений к членам семьи и другим значимым сторонам действительности (Цветовой тест отношений).

Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Готовность учителей к введению стандарта, имеющееся ресурсное обеспечение в школе и, надежда на понимание и содействие в наших начинаниях со стороны родителей!











Структура детско-родительского тренинга

п\п

Название

(тема занятия)

Цель занятия

продолжительность

1

«Знакомство»

  1. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

  2. Выяснение ожиданий и опасений родителей.

2-3 часа

2

«Мир детский и мир взрослый»

  1. Осознание разницы между миром ребенка и взрослого.

  2. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций взрослого.

2-3 часа

3

«Активное слушание»

  1. Познакомиться с целями и приемами активного слушания.

  2. Развивать навыки активного слушания.

  3. Отработка навыков в упражнениях.

3,4 занятие по 2-3 часа

4

«Сотрудничество»

  1. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества между родителями и детьми.

2-3 часа

5

«Конфликт»

  1. Определение способов и методов разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

  2. Знакомство с методами разрешения конфликтов.

2-3 часа

6

«Поощрения и наказания»

  1. Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

2-3 часа

7

«Заключительное»

  1. Получение обратной связи от участников тренинга.

  2. Завершение работы в группе.

2-3 часа







Описание детско-родительского тренинга

«Родители и я – дружная семья»



Занятие 1. Знакомство

Участники сидят по кругу. Затем каждый участник по очереди называет свое имя и качество личности, на первую букву своего имени.



Разминка «Фруктовый салат»

Все участники сидят по кругу, одного стула для ведущего не хватает. Ведущий всех участников делит по признаку (груша, яблоко, банан). Затем произносит «Меняются местами груши – меняются местами груши и т.д. когда произносит «Фруктовый салат!» - меняются местами все участники. Ведущий тоже принимает участие.



Работа с дневниками

Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка. Затем родители озвучивают свои записи. После ответа родителя ответы на вопросы озвучивают дети.

Перечень вопросов:

  1. Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему?

  2. Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему?

  3. Моя любимая сказка. Моя нелюбимая сказка?

  4. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …, а не нравится ….

  5. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал(а) … Почему?

  6. Доброго волшебника я попросил(а) бы о …., злого попросил(а) бы о …. Почему?

  7. В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее занятие принимает вид свободной дискуссии. Сначала родитель зачитывает свои ответы, а после этого ребенок.

Упражнение «Пословицы»

Группа делится на несколько малых групп по 3-4 человека. Каждой подгруппе ведущий предлагает для рассмотрения три-четыре пословицы. Задачей участников будет истолкование смысла предложенных пословиц, касающихся отношений в семье. В заключение работы над пословицами группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время.

Пословицы:

  1. Порванную веревку как не вяжи, все узел будет.

  2. Без корня и трава не растет.

  3. Похвальное слов гнило бывает.

  4. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

  5. Сердце матери лучше солнца греет.

  6. Потихоньку и ольху согнешь, а вкруте и вяз сломишь.

  7. Против шерсти не гладят.

  8. У семи нянек дитя без глазу.

  9. При солнышке тепло, а при матери добро.

  10. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

  11. Свой своему по неволе друг.

  12. Не мы на детей походим, а они на нас.

  13. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  14. Матушкин сынок, да батюшкин горбок.

  15. Без отца- полсироты, а без матери – и вся сирота.



Домашнее задание

Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы и сравнить их с теми, которые он предполагал.

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о первом дне тренинга.

Упражнение «Ток»

Цель: упражнение выполняется в конце каждого занятия для объединения группы, создания «мы» чувства.

Сидящие по кругу участники и ведущий берутся за руки, плечевой пояс расслаблен, руки свободно висят. Ведущий или участник легко сжимает кисть одно из соседей (справа или слева), «передает ток», тот сжимает руку следующего участника и так далее, пока «ток» не вернется к тому, кто начал.

Занятие 2. Мир детский и мир взрослый

Упражнение «Мяч пожеланий»

Все участники сидят по кругу. Задача состоит в том, что нужно бросить мяч и дать пожелание другому частнику. Ведущий следит, чтобы все участники получили пожелания.



Обсуждение домашнего задания

Обсуждение домашнего задания проходит в виде дискуссии в большом кругу.

Упражнение «Погружение»

Участникам предлагается ситуация взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка.

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время когда вы были маленькими. Представьте легкий весенний день, вам 5,6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, когда вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас одето, какая обувь, какая одежда. Вам весело. Вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы опускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку близкого человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будите готовы, откройте глаза.

Затем происходит обсуждение. Каждый участник по очереди высказывается какие чувства испытали во время этого упражнения, в каком возрасте. Кто это был близкий человек и т.д.

Упражнение «Права»

Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка ( в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» поочередно предъявляют права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно понятно другой стороне. Каждая сторона имеет право отклонить какое-то право или настаивать, на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятие обеими сторонами права на видное место.

Упражнение «Воздушный шарик»

Все участники сидят по кругу. Ведущий держит шарик и объясняет правила игры: «Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это нужно используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Так начали. Второй круг 6 шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой в телу).

Домашнее задание

Заполнить таблицу родителям и детям

Что меня огорчает в моем ребенке (родителях)

Что меня радует в моем ребенке (родителях)





Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»



Занятие 3. Активное слушание

Упражнение «Невербальный подарок»

Процедура проведения. Участники сидят по кругу. Каждый делает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать, используя жесты, мимику, пантомимику, причем, таким образом, чтобы сосед понял, что ему подарили. Когда все получаю подарки, участники по кругу сообщают, какое подарок получили.

Упражнение «Обсуждение домашнего задания»

Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания «Что меня радует и что огорчает в моем ребенке». Каждый участник рассказывает о содержании таблицы. Ведущий задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее выполнить, где у них получилось больше записей. Если кто-то из родителей не выполнил домашнее задание, следует еще раз подчеркнуть важность ведения дневника.

Упражнение «Слушать чувства»

Инструкция: дети сообщают взрослым заранее приготовленные выражения. Задача родителей состоит в том, что прослушать внимательно детские «сообщения», стараясь услышать выражение в них чувства. Написать в колонке справа чувства или чувство, которые они услышали. Это может быть одно или несколько чувств – напишите все основные чувства, которые услышали в данном сообщении. Затем проводится сравнение результатов с ключом. (приложение).

Упражнение «Каракули»

Участникам в парах (родитель и ребенок). Ребенок должен нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать этот рисунок родителю. Тот, в свою очередь, дополняет и передает опять ребенку. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем родитель и ребенок представляют созданные образы.

Упражнение «Ритмическое эхо»

Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает: танцевальные, голосовые, мимические. Задача ведущего – добиться синхронизации движения всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными, интересными, повторяющимися до тех пор, пока все не начинают повторять в едином ритме.

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»



Занятие 4. Активное слушание (продолжение)

Упражнение «Встреча»

Группа становится в круг. Все по очереди представляют и делают при этом какое-либо движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое настроение в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа повторяет произносимое имя с той же интонацией и тем же движением.

«Правила хорошего слушания»

Работа проводится в парах по правилам хорошего слушания:

  1. Слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и невербальные проявления собеседника (мимика, позы, жестикуляция);

  2. Проверяй правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;

  3. Не давай советов, оценок.

Тема: что мне помогает в общении с членами семьи (какие качества и свойства) и что мешает этому общению. Упражнение выполняется в парах (родитель-ребенок).

«Распределите между собой роли: один из вас будет «слушающий», другой «говорящий». «говорящий» в течении 5 минут рассказывает о своих трудностях и о своих сильных сторонах общения в семье. Особое внимание при этом обращает на те, свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания».

Через 5 минут ведущий останавливает беседу. «Сейчас у говорящего» будет одна минута в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затруднило этот рассказ».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим» становится «говорящим» и наоборот.



Упражнение «Атомы»

Все участники становятся в круг. «Представьте себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Здесь оно будет зависеть от того, какое число назову я. Все мы начинаем быстро двигаться по комнате, и я время от времени буду говорить какое число, и тогда атомы должны объединиться в молекулы соответственно этому числу».

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»



Занятие 5. Сотрудничество

Приветствие «Хорошие слова»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу, ведущий предлагает желающему сказать добрые слова одному из сидящих в кругу. Алгоритм задания: посмотреть в глаза. Назвать его по имени, сказать добрые слова; кому адресованы слова, благодарит и выбирает другого участника и т.д.

Игра «Угадай, чьи руки»

Игра проводится с закрытыми глазами. Сначала дети на ощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят (с закрытыми глазами) руки своего ребенка.

Упражнение «Совместное рисование»

Родители с детьми выполняют рисунок одной ручкой (карандашом или фломастером), но при этом нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

После того, как закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.

Игра «Изобрази животных»

Ведущий раздает детям заранее приготовленные листочки, на которых написаны названия животных. Затем детям предлагается жестами, мимикой, пантомимикой изобразить это животное, а родитель должен угадать, какое животное изображает его ребенок. Затем родители также изображают животное, а ребенок пытается угадать.



Упражнение «Найди себе пару среди животных»

Ведущий раздает детям и родителям заранее приготовленные листочки, на которых написаны названия животных. Поскольку все названия парные, каждый должен найти себе пару после команды ведущего. После того как каждый нашел своего животного, ведущий спрашивает: «Кто вы?»



Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»



Занятие 6. Конфликт



«Невербальное приветствие»

«Сегодня мы начинаем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не должны повторяться, и делать это нужно невербально (без слов) будьте внимательны, не пропустите никого».



«Ассоциации»

Упражнение можно начать с того, что спросить участников: «какие ассоциации возникают у вас при слове «конфликт»?, с каким животным, погодой, цветом ассоциируете конфликт?»

Далее ведущий просит членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом», (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытали участники в этой ситуации, что им хотелось сделать с этим образом.



Ролевая игра «Конфликт»

Участники делятся на группы и им предлагается конкретный конфликт, предъявленный ведущим или родителем. Задача участников представить ситуацию в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации. Затем каждая ситуация обсуждается, предлагаются другие способы разрешения этого конфликта.



Упражнение «Мы с тобой похожи…»

Ведущий делит участников на две группы. Первая группа встает и образует внутренний круг, а вторая группа внешний круг. Затем ведущий просит повернуться внутренний круг повернуться лицом к внешнему. Участники из внешнего круга обращаются к стоящему напротив его участнику из внешнего круга со словами: «Мы с тобой похожи тем, что…», а тот отвечает ему «Мы с тобой отличаемся тем, что…» После этого участник внешнего круга передвигается по часовой стрелке к другому участнику.



Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»



Занятие 7. Поощрения и наказания



Упражнение «Месяц»

Посмотреть на соседа справа и сказать, с каким месяцем ассоциируется этот человек. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа (но это уже другой человек), объясняют, почему у этого человека именно такой месяц.







«Поощрения и наказания»

Ведущий рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказание - для прерывания нежелательного поведения. Участники делятся на две группы 9родители и дети) родители составляют список поощрений и список наказаний, которыми они пользуются, а дети список желательных поощрений и самых неприятных наказаний. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний. На этом занятии можно предложить родителям анкету и обсудить результаты ее заполнения.

Упражнение «Стул»

Из круга убирается один стул. Участники встают вокруг оставшихся стульев. «Сейчас мы все будем хаотично двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен занять стул, кто ближе всего к нему находится. Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Время игры 3-5 минут.

Информационный момент

Участники знакомятся со следующими положениями, основанными на теориях бихевиоризма.

  • Чем разнообразней и неожиданней поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителей поведение ребенка), они должны быть четко указаны с действиями ребенка, неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

  • Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

  • Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего наказания, чувствуя доверие, которое им оказали родители. Осуществляя выбор они к тому же лучше понимают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

  • Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются поощрения и наказания.

  • Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать неисполнимых обещаний.

После можно провести дискуссию на эту тему.

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться впечатлениями о прошедшем занятии.

Занятие 8. Заключительное

«Подарок»

«Сейчас каждый из вас может сделать другому подарок. Необходимо представить, что это будет, а это должно быть что-то очень важное и очень нужное тому, кому вы его хотите вручить. Затем изобразите этот подарок с помощью рук (невербально) и передайте тому, кому он предназначен. Будьте внимательны, подарки должны получить все». Это упражнение можно выполнить по кругу.

«Путаница»

Инструкция: «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу.

Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать».

«Семейные заповеди»

Участникам группы предлагается разделиться на группы (родитель, ребенок). И написать список семейных заповедей, (обычаев. Запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). После этого проводится дискуссия, где каждая семья представляет свои заповеди. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет».



«Семейный портрет»

Каждый участник рисует на отдельном листочке свой семейный портрет, себя и свою семью – в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционической и т.д.) Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того, как все нарисовали и сдали свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников 2Экспертную комиссию», которая определяет авторов рисунков. Каждый «эксперт» получает рисунок неизвестного художника, и его задача состоит в том, чтобы догадаться, кому принадлежит рисунок, и обосновать свои предложения.

Упражнение «Тарелочки»

Каждому участнику на спину прикрепляется «тарелочка» из картона. Задача состоит в том, что все участники пишут друг другу пожелания на этой «тарелочке». Затем каждый участник зачитывает пожелания, которые иму были адресованы.

«Чему научился?»

Раздать родителям листочки со следующими неоконченными предложениями:

  • Я научился(ась)…

  • Я узнал(а)…

  • Я нашел(а) подтверждение тому, что…

  • Я обнаружил(а), что …

  • Я был(а) удивлен(а) тем, что…

  • Мне нравится, что …

  • Я был(а) разочарован(а) тем, что…

  • Самым важным для меня было…

Предложить родителям подумать и дописать неоконченные предложения.

Для детей раздать листочки со следующими неоконченными предложениями:

  • Мой папа…

  • Моя мама…

  • Моя семья …

  • Я хочу…

  • Я буду…

Занятие заканчивается обменом впечатлений и мнений.





Заключение

Существует авторитетное мнение, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Сценарии поведения ребенка практически полностью формируются к 6-7 годам и потом, при необходимости,  корректируются уже в индивидуальной психокоррекционной работе.

Став взрослым, человек воспроизводит эти сценарии как естественные. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Российская система воспитания претерпела наибольшие изменения с 1917 года: сначала дворянское воспитание, основанное на духе чести и слова, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание, сейчас процесс воспитания носит больше «прикладной» характер, он многогранен.

Большая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается гармоничное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка необходимо:

  •  понимать, принимать и безусловно любить ребенка;

  • создать для ребенка атмосферу безопасности;

  • слушать и слышать ребенка;

  • поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

  • развить в отношениях основы сотрудничества;

  • обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике родители часто испытывают трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д.), применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей

Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами.

В большинстве своем задания и игры тренинга по детско-родительским отношениям являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом.

Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:

  • совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;

  • из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;

  • возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;

  • возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").

В целом, целью можно обозначить следующее: способствование улучшению детско-родительских отношений посредством развития коммуникативных особенностей общения родитель-ребенок и формирования навыков эффективного взаимодействия.

Тренинг даст возможность

Родителям:

  • понять причины поведения ребенка и найти новые пути взаимодействия с ним.

  • Стать более уверенным родителям и сформировать собственную стратегию воспитания.

  • Увидеть плюсы и минусы семейного воспитания.

  • По-новому взглянуть на своего ребенка и добавить в отношения больше взаимопонимания и доверия.

  • Обменяться опытом с участниками группы и получить поддержку в сложных ситуациях.

Ребенку:

  • Понять требования родителей и научиться не конфликтовать с ними.

  • Научиться грамотно отстаивать свою точку зрения.

  • Понять себя.

  • По новому увидеть своих родителей.



Библиография и источники информации


  1. Алябьева А.Е., Психогимнастика в начальной школе /М.: Сфера, 2005 г – 84 с.

  2. Вассерман, Л.И. Горьковая И.А., Ромащина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение/ М.: Фолимум, 1995. – 56 с.

  3. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка/ М.: Изд-во АСТ, 1997. – 432 с.

  4. Грецов А.Г., Практическая психология с детьми/ М.: Питер, 2007 – 211 с.

  5. Джинотт Х.Д. Групповая психотерапия с детьми / Особенности групповой работы с детьми. / М.: Апрель-Пресс, 2005 – 272 с.

  6. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога./ Ростов –н-Д: Феникс, 2006 – 288 с.

  7. Игумнов Е.К. психотерапия детей и подростков/ Ростов-н-Д: Феникс, 2005 – 2008 г.

  8. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб.: Речь, 2001 – 190 с.

  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми./ СПб: Речь, 2006 - 149 с.

  10. Осипова Е.Г., Чуменко Е.Н. Конфликты и методы преодоления/ М.: Чистые пруды, 2007, - 32 с.

  11. Сакович Н.А. Практика сказкотерапиии – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

  12. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 95 с.

  13. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград.: Учитель. – 90 с.

  14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: речь, 2007. -352 с.

  15. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007.-339 с.

программа детско-родительского тренинга "Родители и я - дружная семья"
  • Школьному психологу
Описание:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Холмогойская средняя общеобразовательная школа

Заларинского района Иркутской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детско-родительский тренинг

 

 

 

 

 

Автор: Хохрякова Олеся Николаевна,

педагог-психолог

 


 

Пояснительная записка

 

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведение с окружающими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как физического, психического и социального благополучия.

В последние десятилетия в психологии сделано ряд замечательных открытий. Одно из которых – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов. Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей. Легко  и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребёнка к школе во многом определяется семьёй и её вкладом в подготовку к обучению.

Актуальность проблемы и детско-родительских отношений заключается в том, что новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями и детьми. До настоящего времени психологическая помощь семье оказывается в рамках групповой работы отдельно родителей и детей.  Мы предлагаем объединение и проведение совместных групповых занятий родителей с детьми.

Цель тренинга: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.

Реализация тренинга основывается на следующих задачах:

1.     Расширение возможностей понимания своего ребенка;

2.     Улучшение взаимоотношений родителей с ребенком;

3.     Выработка новых навыков взаимодействия между родителями и детьми;

4.     Активизации коммуникаций в семье.

Программа тренинга предполагает 8 занятий с родителями и детьми в течение 2 месяцев с периодичностью 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 2-3 часа.

Особенностью данного тренинга, является то, что посещать занятия должны родители или другие родственники (старшая сестра, бабушка. Опекун), но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием ребенка.

Разработанные занятия направлены на расширение возможностей понимания своего ребенка, улучшение взаимоотношений родителей с ребенком, выработка новых навыков  взаимодействия между родителями и детьми.

Показателем эффективности коррекции детско-родительских отношений могут служить:

- высказывания участников в конце занятий (рефлексия);

- динамика межличностных отношений и характера коммуникаций в семье на основе тестирования (семейная социограмма);

- динамика отношений к членам семьи и другим значимым сторонам действительности (Цветовой тест отношений).

Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Готовность учителей к введению стандарта, имеющееся ресурсное обеспечение в школе и, надежда на понимание и содействие в наших начинаниях со стороны родителей!

 

 

 


 

 

Структура детско-родительского тренинга

 п\п

Название

(тема занятия)

Цель занятия

продолжительность

1

«Знакомство»

1.            Знакомство участников друг с другом  и с групповой формой работы.

2.            Выяснение ожиданий и опасений родителей.

2-3 часа

2

«Мир детский и мир взрослый»

1.     Осознание разницы между миром ребенка и взрослого.

2.     Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций взрослого.

2-3 часа

3

«Активное слушание»

1.     Познакомиться с целями и приемами активного слушания.

2.     Развивать навыки активного слушания.

3.     Отработка навыков в упражнениях.

3,4 занятие по 2-3 часа

4

«Сотрудничество»

1.     Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества между родителями и детьми.

2-3 часа

5

«Конфликт»

1.     Определение способов и методов разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

2.     Знакомство с методами разрешения конфликтов.

2-3 часа

6

«Поощрения и наказания»

1.     Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

2-3 часа

7

«Заключительное»

1.     Получение обратной связи от участников тренинга.

2.     Завершение работы в группе.

2-3 часа

 

 

 

 Описание детско-родительского тренинга

 «Родители и я – дружная семья»

 

Занятие 1. Знакомство

Участники сидят по кругу. Затем каждый участник по очереди называет свое имя и качество личности, на первую букву своего имени.

 

Разминка «Фруктовый салат»

Все участники сидят по кругу, одного стула для ведущего не хватает. Ведущий всех участников делит по признаку (груша, яблоко, банан). Затем произносит «Меняются местами груши – меняются местами груши и т.д. когда произносит «Фруктовый салат!» - меняются местами все участники. Ведущий тоже принимает участие.

 

Работа с дневниками

Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка. Затем родители озвучивают свои записи. После ответа родителя ответы на вопросы озвучивают дети.

Перечень вопросов:

1.     Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему?

2.     Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему?

3.     Моя любимая сказка. Моя нелюбимая сказка?

4.     В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …, а не нравится ….

5.     Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал(а) … Почему?

6.     Доброго волшебника я попросил(а) бы о …., злого попросил(а) бы о …. Почему?

7.     В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее занятие принимает вид свободной дискуссии. Сначала родитель зачитывает свои ответы, а после этого ребенок.

Упражнение «Пословицы»

Группа делится на несколько малых групп по 3-4 человека. Каждой подгруппе ведущий предлагает для рассмотрения три-четыре пословицы. Задачей участников будет истолкование смысла предложенных пословиц, касающихся отношений в семье. В заключение работы над пословицами группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время.

Пословицы:

1.     Порванную веревку как не вяжи, все узел будет.

2.     Без корня и трава не растет.

3.     Похвальное слов гнило бывает.

4.     Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

5.     Сердце матери лучше солнца греет.

6.     Потихоньку и ольху согнешь, а вкруте и вяз сломишь.

7.     Против шерсти не гладят.

8.     У семи нянек дитя без глазу.

9.      При солнышке тепло, а при матери добро.

10.                       В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

11.                        Свой своему по неволе друг.

12.                        Не мы на детей походим, а они на нас.

13.                        Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

14.                        Матушкин сынок, да батюшкин горбок.

15.                        Без отца- полсироты, а без матери – и вся сирота.

 

Домашнее задание

Родитель  должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы и сравнить их с теми, которые он предполагал.

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о первом дне тренинга.

Упражнение «Ток»

Цель: упражнение выполняется в конце каждого занятия для объединения группы, создания «мы» чувства.

Сидящие по кругу участники и ведущий берутся за руки, плечевой пояс расслаблен, руки свободно висят. Ведущий или участник легко сжимает кисть одно из соседей (справа или слева), «передает ток», тот  сжимает руку следующего участника и так далее, пока «ток» не вернется к тому, кто начал.

Занятие 2. Мир детский и мир взрослый

Упражнение «Мяч пожеланий»

Все участники сидят по кругу. Задача состоит в том, что нужно бросить мяч и дать пожелание другому частнику. Ведущий следит, чтобы все участники получили пожелания.

 

Обсуждение домашнего задания

Обсуждение домашнего задания проходит в виде дискуссии в большом кругу.

Упражнение «Погружение»

Участникам предлагается ситуация взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка.

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время когда вы были маленькими. Представьте легкий весенний день, вам 5,6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, когда вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас одето, какая обувь, какая одежда. Вам весело. Вы идете по улице и рядом  с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы опускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку близкого человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается.  Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будите готовы, откройте глаза.

Затем происходит обсуждение. Каждый участник по очереди высказывается какие чувства испытали во время этого упражнения, в каком возрасте. Кто это был близкий человек и т.д.

Упражнение «Права»

Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка ( в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» поочередно предъявляют права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно понятно другой стороне. Каждая сторона имеет право отклонить какое-то право или настаивать, на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятие обеими сторонами права на видное место.

Упражнение «Воздушный шарик»

Все участники сидят по кругу. Ведущий держит шарик и объясняет правила игры: «Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это нужно используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Так начали. Второй круг 6 шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой в телу).

Домашнее задание

Заполнить таблицу родителям и детям

Что меня огорчает в моем ребенке (родителях)

Что меня радует в моем ребенке (родителях)

 

 

 

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»

 

Занятие 3. Активное слушание

Упражнение «Невербальный подарок»

Процедура проведения. Участники сидят по кругу. Каждый делает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать, используя жесты, мимику, пантомимику, причем, таким образом, чтобы сосед понял, что ему подарили. Когда все получаю подарки, участники по кругу сообщают, какое подарок получили.

Упражнение «Обсуждение домашнего задания»

Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания «Что меня радует и что огорчает в моем ребенке». Каждый участник рассказывает о содержании таблицы. Ведущий задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее выполнить, где у них получилось больше записей. Если кто-то из родителей не выполнил домашнее задание, следует еще раз подчеркнуть важность ведения дневника.

Упражнение «Слушать чувства»

Инструкция: дети сообщают взрослым заранее приготовленные выражения. Задача родителей состоит в том, что прослушать внимательно детские «сообщения», стараясь услышать выражение в них чувства.  Написать в колонке справа чувства или чувство, которые они услышали. Это может быть одно или несколько чувств – напишите все основные чувства, которые услышали в данном сообщении. Затем проводится сравнение результатов с ключом. (приложение).

Упражнение «Каракули»

Участникам в парах (родитель и ребенок). Ребенок должен нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать этот рисунок родителю. Тот, в свою очередь, дополняет и передает опять ребенку. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем родитель и ребенок представляют созданные образы.

Упражнение «Ритмическое эхо»

Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает: танцевальные, голосовые, мимические. Задача ведущего – добиться синхронизации движения всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными, интересными, повторяющимися до тех пор, пока все не  начинают повторять в едином ритме.

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»

 

Занятие 4. Активное слушание (продолжение)

Упражнение «Встреча»

Группа становится в круг. Все по очереди представляют и делают при этом какое-либо движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое настроение в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа повторяет произносимое имя с той же интонацией и тем же движением.

«Правила хорошего слушания»

Работа проводится в парах по правилам хорошего слушания:

1.     Слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и невербальные проявления собеседника (мимика, позы, жестикуляция);

2.     Проверяй правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;

3.     Не давай советов, оценок.

Тема: что мне помогает в общении с членами семьи (какие качества и свойства) и что мешает этому общению. Упражнение выполняется в парах (родитель-ребенок).

«Распределите между собой роли: один из вас будет «слушающий», другой «говорящий». «говорящий» в течении 5 минут рассказывает о своих трудностях и о своих сильных сторонах общения в семье. Особое внимание при этом обращает на те, свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания».

Через 5 минут ведущий останавливает беседу. «Сейчас у говорящего» будет одна минута в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затруднило этот рассказ».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим» становится «говорящим» и наоборот.

 

Упражнение «Атомы»

Все участники становятся в круг. «Представьте себе, что все мы – атомы.  Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Здесь оно будет зависеть от того, какое число назову я. Все мы начинаем быстро двигаться по комнате, и я время от времени буду говорить какое число, и тогда атомы должны объединиться в молекулы соответственно этому числу».

Сбор впечатлений

       Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»

 

Занятие 5. Сотрудничество

Приветствие «Хорошие слова»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу, ведущий предлагает желающему сказать добрые слова одному из сидящих в кругу. Алгоритм задания: посмотреть в глаза. Назвать его по имени, сказать добрые слова; кому адресованы слова, благодарит и выбирает другого участника и т.д.

Игра «Угадай, чьи руки»

Игра проводится с закрытыми глазами. Сначала дети на ощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят (с закрытыми глазами) руки своего ребенка.

Упражнение «Совместное рисование»

Родители с детьми выполняют рисунок одной ручкой (карандашом или фломастером), но при этом нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

После того, как закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.

Игра «Изобрази животных»

Ведущий раздает детям заранее приготовленные листочки, на которых написаны названия животных. Затем детям предлагается жестами, мимикой, пантомимикой изобразить это животное, а родитель должен угадать, какое животное изображает его ребенок. Затем родители также изображают животное, а ребенок пытается угадать.

 

Упражнение «Найди себе пару среди животных»

Ведущий раздает детям и родителям заранее приготовленные листочки, на которых написаны названия животных. Поскольку все названия парные, каждый должен найти себе пару после команды ведущего. После того как каждый нашел своего животного, ведущий спрашивает: «Кто вы?»

 

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»

 

Занятие 6. Конфликт

 

«Невербальное приветствие»

«Сегодня  мы начинаем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не должны повторяться, и делать это нужно невербально (без слов) будьте внимательны, не пропустите никого».

 

«Ассоциации»

Упражнение можно начать с того, что спросить участников: «какие ассоциации возникают у вас при слове «конфликт»?, с каким животным, погодой, цветом ассоциируете конфликт?»

Далее ведущий просит членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом», (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытали участники в этой ситуации, что им хотелось сделать с этим образом.

 

Ролевая игра «Конфликт»

Участники делятся на группы и им предлагается конкретный конфликт, предъявленный ведущим или родителем. Задача участников представить ситуацию в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации. Затем  каждая ситуация обсуждается, предлагаются другие способы разрешения этого конфликта.

 

Упражнение «Мы с тобой похожи…»

Ведущий делит участников на две группы. Первая группа встает и образует внутренний круг, а вторая группа внешний круг. Затем ведущий просит повернуться внутренний круг повернуться лицом к внешнему. Участники из внешнего круга обращаются к  стоящему напротив его участнику из внешнего круга со словами: «Мы с тобой похожи тем, что…», а тот отвечает ему «Мы с тобой отличаемся тем, что…» После этого участник внешнего круга  передвигается по часовой стрелке к другому участнику.

 

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит участников сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться своими впечатлениями о прошедшем занятии.

Упражнение «Ток»

 

Занятие 7. Поощрения и наказания

 

Упражнение «Месяц»

Посмотреть на соседа справа и сказать, с каким месяцем ассоциируется этот человек. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа (но это уже другой человек), объясняют, почему у этого человека именно такой месяц.

 

 

 

«Поощрения и наказания»

Ведущий рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказание  - для прерывания нежелательного поведения. Участники делятся на две группы 9родители и дети) родители составляют список поощрений  и список наказаний, которыми они пользуются, а дети список желательных поощрений и самых неприятных наказаний. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний. На этом занятии можно предложить родителям анкету и обсудить результаты ее заполнения.

Упражнение «Стул»

Из круга убирается один стул. Участники встают вокруг оставшихся стульев. «Сейчас мы все будем хаотично  двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен занять стул, кто ближе всего к нему находится. Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Время игры 3-5 минут.

Информационный момент

Участники знакомятся со следующими положениями, основанными на теориях бихевиоризма.

·        Чем разнообразней и неожиданней поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его  все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителей поведение ребенка), они должны быть четко указаны с действиями ребенка, неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

·        Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не  служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

·        Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего наказания, чувствуя доверие, которое им оказали родители. Осуществляя выбор они к тому же лучше понимают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

·        Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются поощрения и наказания.

·        Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать неисполнимых обещаний.

После можно провести дискуссию на эту тему.

Сбор впечатлений

Ведущий по кругу просит сообщить о своем самочувствии, настроении и кратко поделиться впечатлениями о прошедшем занятии.

Занятие 8. Заключительное

«Подарок»

«Сейчас каждый из вас может сделать другому подарок. Необходимо представить, что это будет, а это должно быть что-то очень важное и очень нужное тому, кому вы его хотите вручить. Затем изобразите этот подарок с помощью рук (невербально) и передайте тому, кому он предназначен. Будьте внимательны, подарки должны получить все». Это упражнение можно выполнить по кругу.

«Путаница»

Инструкция: «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки.  После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда  «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу.

Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать».

«Семейные заповеди»

Участникам группы предлагается разделиться на группы (родитель, ребенок). И написать список семейных заповедей, (обычаев. Запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). После этого проводится дискуссия, где каждая семья представляет свои заповеди. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет».

 

«Семейный портрет»

Каждый участник рисует на отдельном листочке свой семейный портрет, себя и свою семью – в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционической и т.д.) Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того, как все нарисовали и сдали свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников 2Экспертную комиссию», которая определяет авторов рисунков. Каждый «эксперт» получает рисунок неизвестного художника, и его задача состоит в том, чтобы догадаться, кому принадлежит рисунок, и обосновать свои предложения.

Упражнение «Тарелочки»

Каждому участнику на спину прикрепляется «тарелочка» из картона. Задача состоит в том, что все участники пишут друг другу пожелания на этой «тарелочке». Затем каждый участник зачитывает пожелания, которые иму были адресованы.

«Чему научился?»

Раздать родителям листочки со следующими неоконченными предложениями:

·        Я научился(ась)…

·        Я узнал(а)…

·        Я нашел(а) подтверждение тому, что…

·        Я обнаружил(а), что …

·        Я был(а) удивлен(а) тем, что…

·        Мне нравится, что …

·        Я был(а) разочарован(а) тем, что…

·        Самым важным для меня было…

Предложить родителям подумать и дописать неоконченные предложения.

Для детей раздать листочки со следующими неоконченными предложениями:

·        Мой папа…

·        Моя мама…

·        Моя семья …

·        Я хочу…

·        Я буду…

Занятие заканчивается обменом впечатлений и мнений.

 

 

Заключение

Существует авторитетное мнение, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Сценарии поведения ребенка практически полностью формируются к 6-7 годам и потом, при необходимости,  корректируются уже в индивидуальной психокоррекционной работе.

Став взрослым, человек воспроизводит эти сценарии как естественные. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Российская система воспитания претерпела наибольшие изменения с 1917 года: сначала дворянское воспитание, основанное на духе чести и слова, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание, сейчас процесс воспитания носит больше «прикладной» характер, он многогранен.

Большая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается гармоничное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка необходимо:

·                 понимать, принимать и безусловно любить ребенка;

·                создать для ребенка атмосферу безопасности;

·                слушать и слышать ребенка;

·                поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

·                развить в отношениях основы сотрудничества;

·                обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике родители часто испытывают трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д.), применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей

Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами.

В большинстве своем задания и игры тренинга по детско-родительским отношениям являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом.

Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:

·                совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;

·                из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;

·                возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;

·                возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").

В целом, целью  можно обозначить следующее: способствование улучшению детско-родительских отношений посредством развития коммуникативных особенностей общения родитель-ребенок и формирования навыков эффективного взаимодействия.

Тренинг даст возможность

Родителям:

·        понять причины поведения ребенка и найти новые пути взаимодействия с ним.

·        Стать более уверенным родителям и сформировать собственную стратегию воспитания.

·        Увидеть плюсы и минусы семейного воспитания.

·        По-новому взглянуть на своего ребенка и добавить в отношения больше взаимопонимания и доверия.

·        Обменяться опытом с участниками группы и получить поддержку в сложных ситуациях.

Ребенку:

·        Понять требования родителей и научиться не конфликтовать с ними.

·        Научиться грамотно отстаивать свою точку зрения.

·        Понять себя.

·        По новому увидеть своих родителей.


 

Библиография и источники информации

 

1.     Алябьева А.Е., Психогимнастика в начальной школе /М.: Сфера, 2005 г – 84 с.

2.     Вассерман, Л.И. Горьковая И.А., Ромащина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение/ М.: Фолимум, 1995. – 56 с.

3.     Гарбузов В.И. Воспитание ребенка/ М.: Изд-во АСТ, 1997. – 432 с.

4.     Грецов А.Г., Практическая психология с детьми/ М.: Питер, 2007 – 211 с.

5.     Джинотт Х.Д. Групповая психотерапия с детьми / Особенности групповой работы с детьми. / М.: Апрель-Пресс, 2005 – 272 с.

6.     Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога./ Ростов –н-Д: Феникс, 2006 – 288 с.

7.     Игумнов Е.К. психотерапия детей и подростков/ Ростов-н-Д: Феникс, 2005 – 2008 г.

8.     Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб.: Речь, 2001 – 190 с.

9.     Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми./ СПб: Речь, 2006 -  149 с.

10.                        Осипова Е.Г., Чуменко Е.Н. Конфликты и методы преодоления/ М.: Чистые пруды, 2007, - 32 с.

11.                        Сакович Н.А. Практика сказкотерапиии – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

12.                        Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 95 с.

13.                        Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград.: Учитель. – 90 с.

14.                       Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: речь, 2007. -352 с.

15.                        Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007.-339 с.

Автор Хохрякова Олеся Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2124
Номер материала 31468
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы