Муниципальное
казённое образовательное учреждение
«Основная
общеобразовательная школа№20»
УТВЕРЖДЕНАЮ
Директор МКОУ ООШ №20________
Л.А. Шаповалова
Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде
2 «Б» класса на четыре года
Составитель:
Самсонова Мария Владимировна -
классный руководитель
Утверждена на МО классных руководителей
Протокол №…..
«….»………………….2013г.
Адрес: 357390, Ставропольский
край,
Предгорный район, ст. Суворовская,
ул. Советская,10,
МКОУ ООШ №20
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
|
I
|
Паспорт программы «Айболит» развитие воспитательной компоненты в
профильном отряде
|
стр.
3-4
|
II
|
Анализ воспитательной работы за предыдущий период
|
стр.4-5
|
III
|
Концепция программы воспитания
« Айболит »
Цель программы
Задачи программы
Приоритетные направления
Принципы
воспитательной системы
|
стр.
6-8
|
IV
|
Условия реализации программы
Выполнение государственного заказа на воспитательные
услуги
Программно- методическое и информационное
обеспечение
Психолого- диагностическое сопровождение
Ресурсное обеспечение
Взаимодействие в социуме
Основные
даты экосистемы
|
стр.
9-13
|
V
|
Основные мероприятия по реализации программы
Развитие нормативно-правовой базы
Ключевые дела
класса
Организация деятельности
|
стр.
14-23
|
VII
|
Список литературы
|
стр.24
|
I.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Айболит»
Наименование:
|
Программа «Айболит»
развитие воспитательной компоненты в профильном отряде
|
Сроки реализации:
|
2012-2016 гг.
|
Основные
составители:
|
Самсонова Мария Владимировна - классный руководитель
|
Цель:
|
Целенаправленное
формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей
" планетой", ближайшим окружением, которое позволило бы
придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему
ценностей подрастающего поколения.
|
Перечень
программ:
|
Программа
«Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде, (подпрограммы «Патриот»,
«Здоровье», «Зеленый мир», «Развитие ученического самоуправления»)
|
Исполнители
основных
мероприятий:
|
Ученический коллектив 1-4 «Б» класса
МКОУ «Основная общеобразовательная школа №20», родители, учителя-
предметники, работающие в классе.
|
Источники
финансирования:
|
Благотворительные средства родителей
|
Ожидаемые
результаты:
|
*
Проявление потребности в творческой и интеллектуальной
самореализации, через участия в конкурсах, смотрах, викторинах.
*
Повышения роли
дополнительного образования в воспитательной деятельности.
*
Использование ИКТ в
воспитательном процессе
*
Формирование базовых
учебных способностей
*
Стремление к установлению
новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
*
Снижение уровня
заболеваемости детей.
*
Воспитание творчески
одарённой, всесторонне развитой личности.
*
Формирование здорового
образа жизни в семье.
*
Проведение мониторингов,
анкет, опросов среди учащихся.
|
Система
организации
контроля:
|
Координацию
деятельности и контроль выполнения данной программы осуществляет
администрация школы и МО классных руководителей.
|
II.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по
программе
III.
КОНЦЕПЦИЯ Программы «Айболит» развитие
воспитательной компоненты в профильном отряде
В современном мире
очень актуальной стала проблема экологизации образования подрастающего
поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис,
возникший из-за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности,
урбанизации территорий, уничтожения естественных экосистем и т. д. В том числе
оказывал влияние и воспитательный подход "Человек – царь природы",
призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к Природе.
Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти, к глобальному
экологическому кризису.
Выход из кризиса
возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического
образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и
живет по ее законам. Если дошкольный этап должен строиться на воспитании
экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка
экологически грамотных людей, способных в будущем принимать разумные решения в
отношении природной среды.
Экологически
грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к
природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает, как
устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами
оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной
деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать
взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального
природопользования. Но бездушный безнравственный профессионал, видящий в
Природе только лишь объект своей работы может нанести ей (Природе) гораздо
более ощутимый вред, чем обычный, но воспитанный и нравственный человек.
Поэтому развитие профессиональных навыков невозможно без формирования в
подростках системы духовных ценностей, осознания того, что Человек отнюдь не
царь Природы, а всего лишь малая его частица.
Безусловно, процесс
экологического образования процесс сложный и продолжительный. На этапе
формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и
родители ребенка, и дошкольные образовательные учреждения, и школа, и
учреждения дополнительного образования.
Цель
программы:
© Целенаправленное
формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей
" планетой", ближайшим окружением, которое позволило бы придать
массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей
подрастающего поколения.
Задачи
программы:
© Целенаправленное
формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей
" планетой", ближайшим окружением, которое позволило бы придать
массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей
подрастающего поколения.
© Воспитать
любовь и уважение к природе, нравственной ответственности за её благополучие;
© Приобрести
навыки и умения в первичной помощи природе;
© Воспитать
способность видения окружающего мира.
© воспитывать
у детей позитивное восприятие окружающего мира;
© развивать
устойчивый интерес к изучению естественных наук.
Целью настоящей
образовательной программы является формирование у воспитанников комплекса
знаний о Земле как основы ноосферного мышления, формирование системы духовных
ценностей, гуманного и ответственного отношения к Природе.
Основными задачами являются:
В
области обучения:
©
воспитание у школьников любовь к своей станице и краю как малой
родине;
©
помощь в общении и учении,
©
Учить нормам поведения на природе, взаимосвязи явлений в природе
и действиях человека.
©
эмоциональное развитие школьников, их речи, интеллекта;
© Познакомить учащихся с основными
направлениями комплексных исследований глобальных, региональных и локальных
экологических проблем.
© Дать
учащимся знания научных основ охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов.
© Изложить
основы и особенности экологических исследований территорий и акваторий,
подверженных различным процессам техногенеза.
© Помочь
овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов экологических исследований.
В
области воспитания:
©
создание условий защиты прав ребенка, свободного развития его духовных и физических сил.
©
Воспитать любовь к своему краю, станице через экскурсии в
природу, внеклассные мероприятия на экологическую тему.
© формирование
и развитие коллектива класса;
© создание
условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;
© формирование
здорового образа жизни;
© Воспитание
у детей умения чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, видение мира и
единства и взаимосвязанности, различных его частей и представителей, бережного
отношения ко всему живому, умение наблюдать явления природы.
© Воспитывать
экологически грамотных людей, способных в будущем независимо от их
специальности и профиля работы принимать разумные в отношении природной среды
решения при освоении территории.
В
области психического развития:
©
создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости
и раскрытия его потенциальных способностей;
В области социализации:
©
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
©
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
В области развития:
©
Развитие интереса к
проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения
природных богатств РФ.
Ожидаемые
результаты
Ø организация
разнообразной деятельности классного коллектива;
Ø развитие
органов ученического самоуправления;
Ø действие
различных инициативных групп;
Ø появление отношения ответственной зависимости;
Ø выполнение поручений каждым учеником;
Ø участие в работе совета школьников;
Ø участие в
проведении классных часов;
Ø участие в
проведении внеклассных мероприятий;
Ø составление
плана работы коллектива с помощью классного руководителя.
Кроме основного направления, которое раскрыто
в данной программе, классный коллектив работает по направлениям:
©
Гражданско
– патриотическое воспитание;
©
Нравственное
и духовное воспитание;
©
Воспитание
положительного отношения к труду и творчеству;
©
Интеллектуальное
воспитание;
©
Здоровьесберегающее
воспитание;
©
Социо-культурное
и медио-культурное воспитание;
©
Культурное
и эстетическое воспитание;
©
Правовое
воспитание и культура безопасности;
©
Воспитание
семейных ценностей;
©
Формирование
коммуникативной культуры;
©
Экологическое
воспитание.
Принципы
воспитательной системы:
© научиться
жить в гармонии с собой и окружающим миром;
© сохранять
и укреплять свое здоровье;
© обеспечить
экологические условия своей жизнедеятельности- труда
отдыха, питания;
© избежать
микро - и макро - экологических катастроф;
© оградить
себя от неблагоприятных воздействий извне, противостоять им;
© избавиться
от вреда, наносимого себе самому некоторыми привычками, ленью, незнанием;
© позаботиться
об экологии своей души.
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Выполнение государственного заказа
на воспитательные услуги
©
Создать условия для
выявления и самореализации творческих возможностей ребенка.
©
Сформировать экологическую
культуру и приобщить учащихся к природоохранной деятельности
©
Организовать
воспитательную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными
делами.
©
Развивать познавательные
интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию
познавательных процессов.
©
Организовать деятельность
детей, которая становится значимой, важной и ценной для окружающих.
©
Развивать потребности
ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.
©
В процессе сотрудничества
взрослых и детей перейти от совместной практической жизнедеятельности к
интеллектуальному сотрудничеству.
©
Развивать интерес детей к
новому, собственно школьному, содержанию образования.
Программно- методическое и
информационное обеспечение
© Знакомство
с положениями о проведении выставок, конкурсов и т.д.;
© создание
банка диагностики;
© создание
медиотеки по воспитательной работе в классе.
© Создание
экологических проектов.
Психолого- диагностическое
сопровождение
Провести ряд
мониторингов по изучению:
©
Личности
школьника (уровень развития, ценностные ориентиры, уровень воспитанности,
уровень здоровья, социальная защита);
©
межличностные
отношения детей, работа с родителями, работа органов детского самоуправления.
©
Наблюдение,
анализ адаптации учащихся в коллективе. Выявление проблем–потребностей
учеников.
©
Диагностика
уровня умственного развития (ШТУР).
©
Диагностика
«Моё состояние» (изучение личности учащегося)
©
Исследование
эмоциональной напряженности.
©
М–ка
“ADOR” – для изучения установок поведения и методов воспитания в семье с целью
профилактики отчуждения между детьми и родителями.
©
Диагностика
воспитанности.
Ожидаемый результат
1. Подготовка
выпускников школы к труду, выполнению гражданских обязанностей, непрерывному
образованию, семейной жизни, рациональному проведению досуга.
2. Формирование
потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных сферах
деятельности.
3. Создание
условий для самореализации учащихся в социальной сфере, это:
семьянин - носитель,
хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя
рода;
ученик школы, знакомый с историей своей
школы, развивающей ее традиции и т.д.;
россиянин, гражданин
своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность
личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества,
способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя
национальной самобытности;
член детского объединения, владеющий
культурой межличностных отношений, построенных на паритете интересов, готовый
реализовать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых,
способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению
заботы и милосердия по отношению к другим людям;
житель своей станицы, с любовью
относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и
процветанию;
человек,
призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в.,
носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.
Взаимодействие в социуме
|
Задачи
|
Формы работы
|
1.
|
учителями-предметниками:
|
|
·
совместная
разработка общих педагогических требований и подходов к детям в
учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;
·
представление
интересов своих учеников в педагогическом совете;
·
привлечение
учителей к работе с родителями;
·
установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
·
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их
развития;
·
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
|
·
включение
школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:
·
разнообразные
предметные кружки, факультативы,
·
выпуск предметных газет, совместная организация и участие в
предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;
·
организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;
· контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
·
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
|
2.
|
педагогом-психологом
|
|
· изучение
индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и
макросоциум;
· координация
связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую
поддержку;
· анализ
развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей
и возможностей учеников;
·
помощь
ребенку определиться в выборе будущей профессии;
·
координация
выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и
внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса.
·
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
·
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
класса;
·
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
|
· Диагностика индивидуального развития школьников
· изучение
рейтинга собраний среди родителей.
· Проведение
совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.
· Диагностика результативности работы с родительским коллективом
учащихся класса (по мере необходимости).
|
3.
|
педагогами дополнительного образования
|
|
·
расширение
познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их
самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;
·
поддержка
допрофессиональной подготовки учащихся.
|
·
включение
школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции,
клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного
образования детей.
·
стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том
числе в системе дополнительного образования детей;
·
ведение
портфолио учеников и класса
|
4.
|
заместителем директора по воспитательной
работе
|
|
привлечение
к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.
|
организация
внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях
|
5.
|
старшим вожатым
|
|
информирование
школьников о действующих детских объединениях в школе;
работе
органов самоуправления.
|
разнообразные
детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые
социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и
нравственной позиции, социализации личности
|
8.
|
библиотекарем
|
|
· Изучения
отношения учащихся к чтению;
· способствование
формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение
классической и современной литературы.
|
· сотрудничество
с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).
·
Расширение
круга чтения учеников
|
9.
|
медицинским
работником
|
|
забота о
здоровье
|
·
изучение
особенности развития детей;
·
выяснение
наследственных и хронических заболеваний детей;
·
ведение
работы по профилактике заболеваний;
·
проведение
бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения,
алкоголизма, наркомании.
|
10.
|
родителями
|
|
·
обеспечение связи школы с семьей;
·
изучение семейной ситуации и условий
воспитания ребенка в семье.
· сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
· формирование общих подходов к воспитанию;
· организация работы по повышению педагогической и
психологической культуры родителей;
· совместное изучение личности ребенка, его
психофизиологических особенностей;
· выработка близких по сути требований;
· организация помощи в обучении, физическом и духовном
развитии;
· создание благоприятного климата в семье;
· психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за
ее пределами.
|
· Проведение
тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
· Работа родительского комитета;
· совместные мероприятия;
· изучение информации о наклонностях учеников,
· материально-бытовых условиях,
· психологическом климате в семье,
· требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома,
их видение перспектив развития ребенка.
· оказание помощи в воспитании;
· индивидуальная и групповая работа с
родителями, тематическое консультирование.
· привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной
внеучебной деятельности.
· Защита
интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.
|
С
общественными объединениями и учреждениями
Основные
даты экосистемы
ЯНВАРЬ
11 –
День заповедников и национальных парков
29 – День мобилизации
против угрозы ядерной войны
ФЕВРАЛЬ
2 – День
водно-болотных угодий
14 – День действий
в защиту рек, воды и жизни
19 – День морских
млекопитающих
МАРТ
1 – Международный
день борьбы с наркоманией,
14 – День действий в защиту рек, воды и жизни
22 – Всемирный
день воды (Всемирный день охраны водных ресурсов)
23 – Всемирный метеорологический день
28 – День
химической безопасности
30 – День защиты
Земли
АПРЕЛЬ
1 – Международный
день птиц
7 – Всемирный день
здоровья
12 – Всемирный
день авиации и космонавтики
15 – День
экологических знаний
22 – День Земли.
Акция «Марш парков»
24 – Всемирный
день защиты лабораторных животных
26 – День памяти
погибших в радиационных авариях и катастрофах
МАЙ
12 – День
экологического образования
22 – Международный
день биологического разнообразия
с 15 апреля по 5
июня – Дни защиты от экологической опасности
ИЮНЬ
5 – Всемирный день
окружающей среды
8 – Всемирный день
океанов
17 – Всемирный
день борьбы с опустыниванием и засухами
АВГУСТ
6 – Международный
день действий за запрещение ядерного оружия
27 – День Байкала
СЕНТЯБРЬ
15 – День леса
16 – День охраны
озонового слоя Земли
22 – День без
автомобиля
21 – 27 – Неделя
«Мы чистим мир»
28 – Международный
день действий против использования МОКС-топлива
29 – Международный
день морей
ОКТЯБРЬ
4 – Международный
день защиты животных
6 – Всемирный день
охраны мест обитания
8 - Международный
день борьбы с природными катастрофами
14 – День
работников заповедного дела
НОЯБРЬ
20 – Международный
день отказа от курения
24 – День
образования Всероссийского общества охраны природы
29 – День
образования Всемирного общества охраны природы
ДЕКАБРЬ
3 – Международный
день борьбы против пестицидов
V.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развитие
нормативно-правовой базы:
№№
|
мероприятия
|
сроки
|
1
|
Конвенция
о правах ребенка
|
2011-2015
гг.
|
2
|
Конституция
Российской Федерации
|
2011-2015
гг.
|
3
|
ФЗ РФ
«Об общественных объединениях»
|
2011-2015
гг.
|
4
|
Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012 год»
|
2011-2015
гг.
|
5
|
Использование в работе программ
Ставропольского края:
ü
Ведомственная
целевая программа «Развитие образования Ставропольского края»
ü
Программа
развития воспитания детей и молодежи Ставропольского края
ü
Программа
развития системы дополнительного образования детей Ставропольского края
ü
Программа
развития детского технического творчества в Ставропольском крае
ü
Краевая
целевая программ «Сохранение и развитие культуры в Ставропольском крае»
ü
Подпрограмма
«Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи Ставропольского
края»
ü
Региональная
комплексная программа (концепция) «Здоровьесберегающие технологии в
образовании детей»
ü Реализация
комплексных мер по краевой целевой программе «Молодежь Ставрополья»
ü Изучение информационно-методического сборника
«Нормативные акты и методические рекомендации
по использованию государственных символов
Российской Федерации и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании граждан»
ü Продолжить
реализацию новых педагогических технологий воспитания (О. Газман,
Н.Е.Щурковой, И.П.Иванова и др.)
ü Поддержка и
развитие детских общественных объединений, социальных инициатив школьников
|
2011-2015
гг.
|
Организация
деятельности:
"АЙБОЛИТ"
"Что
серьезно, а что несерьезно - это
Айболит понимал по-своему,
совсем не так, как дети"
А.Порекьюр " Айболит"
1 класс
Цель:
Формирование
нормы поведения, навыков активных действий, умения видеть красоту природы,
понимания её ценности; подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе.
Задачи: Учить
нормам поведения на природе, взаимосвязи явлений в природе и действиях
человека.
Воспитать любовь
к своему краю, станице через экскурсии в природу, внеклассные мероприятия на
экологическую тему.
Основные
мероприятия реализации и описание этапов работы:
I полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок
практических мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
сентябрь
|
Кл. час «Тропинками родного края»
|
Сбор отряда «Айболит».
|
|
октябрь
|
Кл. час «Птицы рекордсмены»
|
|
Экскурсия
в парк тема: «Перелётные птицы»
|
ноябрь
|
Кл. час «В царстве флоры и фауны»
|
Сбор отряда «Будь для Земли Айболитом»..
|
|
декабрь
|
Кл. час «Ура, мы на природе!
Культура поведения на природе»
|
КТД «Мастерская Самоделкина».
|
Вечер
экологической сказки.
|
1.
"БУДЬ ДЛЯ ЗЕМЛИ АЙБОЛИТОМ!" – стартовая площадка.
Это еще не
ступень - это стартовая площадка. Знак «Будь для Земли ее Айболитом»
обозначает, что ты стал участником программы и заслужил право
"открывать" свою "планету". Чтобы получить такой знак
необходимо принять участие в экологических мероприятиях, которые
покажут, что ты умеешь двигаться к намеченной цели и стремишься стать для Земли
настоящим другом, заботливым хозяином.
II
полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок
практических мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
январь
|
Кл. час «Земля наш общий дом»
|
|
|
февраль
|
Кл. час «Экологический КВН»
|
Сбор отряда «Айболит Африки»
|
Конкурс
рисунков «Птицы, которых я знаю»
|
март
|
Кл. час "По страницам
Красной книги"»
|
|
|
апрель
|
Кл. час «Экологическое поле
чудес»
|
Сбор отчётно-выборный
|
Экскурсия
к реке тема: «Реки нашей станицы»
|
май
|
Кл. час «Путешествие в морское
царство, рыбное государство»
|
Акция «Чистый школьный двор»
|
|
2.
«АЙБОЛИТ АФРИКИ» – первая ступень.
«Айболит
Африки» - первая ступень, на которую может подняться участник программы,
имеющий знак "Будь для Земли ее Айболитом". Чтобы стать Айболитом Африки,
необходимо принять участие в классных и школьных мероприятиях по
экологии. Это, условно говоря, "количественные" показатели. Они не
всегда совпадают с показателями качественными. Важно, чтобы, стремясь к новой
высоте, участник программы делал шаги в своем отношении к природе, учился
соблюдать нормы и правила взаимодействия с окружающим, чтобы с каждой ступенью
формировалась его нравственно-экологическая позиция. Определить
"качественный" рост участникам программы помогут взрослые.
Ожидаемые
результаты:
Осуществление
данной программы предполагает развитие определённых личностных качеств ребёнка
по данному направлению и дальнейшее воспитание человека, стремящегося научиться
жить в согласии с собой и окружающим миром. В результате работы по экологии,
учащиеся должны знать о правилах поведения на природе, животных, птиц и растения,
занесённых в Красную книгу, а так же названия перелётных и зимующих птиц нашего
края, названия и характеристику рек нашей станицы, различать понятия «флора» и
«фауна».
2 класс
Цель:
Формирование
интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе.
Задачи:
Содействие эстетическому воспитанию учащихся.
Развивать творческие способности
учащихся через конкурсы стихов, рассказов собственного сочинения, рисунков о
природе. Выявить уровень экологической эрудиции учащихся.
Основные
мероприятия реализации и описание этапов работы:
I полугодие
|
Блок
познавательных краткосрочных программ и проектов
|
Блок
практических краткосрочных программ и проектов
|
Блок
развлекательных краткосрочных программ и проектов
|
сентябрь
|
Кл.
час «Классные обязанности»
|
Сбор
отряда «Айболит»
|
|
октябрь
|
Кл.час «Мифы о «пользе»- алкоголя»- (беседа-диалог)»
|
Субботник
по сбору мусора
|
Праздник
Цветов
|
ноябрь
|
Кл.час «Спортивное
казино» Конкурс.
|
Сбор
отряда «Айболит Австралии»
|
|
декабрь
|
Кл.
час «Вредные привычки и их влияние
на здоровье подростков»
|
|
|
3.
«АЙБОЛИТ АВСТРАЛИИ» - вторая
ступень.
Присвоение
звания "Айболит Австралии" означает, что участник программы сделал
еще шаг в развитии своей экологической культуры. Получить звание "Айболит Австралии"
можно, при условии: не пропустить не одного экологического мероприятия в период
достижения этой ступени.
II
полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок
практических мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
январь
|
Кл.
час «Экология и здоровье (брейн-ринг)»
|
Сбор
корма для птиц
|
|
февраль
|
Кл. час «Цветы в легендах и преданиях»
|
Сбор отряда «Айболит России»
|
Зимняя
подкормка птиц
|
март
|
Кл. час «Грибная карусель. Конкурс»
|
КТД
«Озеленение, посадка саженцев»
|
|
апрель
|
Кл. час «Эко-маркетинг. Продукт
молоко»
|
|
Экскурсия
в парк «Весенние цветы»
|
май
|
Кл. час «Экологические проблемы
(конкурс знатоков)»
|
Сбор отчётно-выборный
|
|
4.
«АЙБОЛИТ РОСИИИ» – третья ступень.
Освоение этой
ступени - очень важный этап в развитии экологической культуры участника
программы. Условия остаются те же. Получив звание Айболита России, ты
становишься Айболитом трех стран и начинаешь новый этап " Айболит" -
этап "звездных" ступеней.
Ожидаемые
результаты:
Вследствие
работы по данной программе у детей должно быть сформировано интеллектуальное
отношение к природе, выявлен уровень эрудиции в знании экологии,
осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный
отклик, радость от общения с природой. Стремиться к здоровому образу жизни и в
гармонии с природой.
3 класс
Цель:
Воспитание
чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей среды.
Задачи:
Воспитать
понятие правильного, бережного отношения к природе на основе развития и
углубления экологического подхода к проблемам природопользования.
Подключить
учащихся к решению природоохранных проблем.
Основные
мероприятия реализации и описание этапов работы:
I полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок
практических мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
сентябрь
|
Кл. час «Добрые лица цветов»
|
Сбор
отряда «Айболит»
|
|
октябрь
|
Кл. час «Сохранить природу –
сохранить жизнь (брифинг)»
|
КТД
«Озеленение классной комнаты»
|
|
ноябрь
|
Кл. час «Экологический КВН»
|
Сбор
отряда «Айболит Изумрудной звезды»
|
Экскурсия «Отговорила роща золотая»
|
декабрь
|
Кл. час «Эти забавные животные.
Викторина»
|
|
|
5.
«АЙБОЛИТ ИЗУМРУДНОЙ ЗВЕЗДЫ» – четвёртая ступень.
Ступень, освоив
которую участник программы получает звание Айболита изумрудной звезды.
Присвоение звания Айболита изумрудной звезды возможно, если произошел заметный
качественный "рост" участника программы относительно предыдущей
ступени.
II
полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок
практических мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
январь
|
Кл. час «Берегите природу!"»
|
|
|
февраль
|
Кл. час «Твои соседи по планете»
|
Сбор
отряда «Айболит Лазурной звезды»
|
«Путешествие в лесу Страшляндии» (конкурсная
программа)
|
март
|
Кл. час «Сойки, дрозды,
свиристели на праздник к нам прилетели. Игровая программа»
|
Озеленение
улиц
|
|
апрель
|
Кл. час «Это земля – твоя и моя»
|
День
Земли. Уборка мусора.
|
|
май
|
Кл. час «Экологическое ассорти»
|
Сбор отчётно-выборный
|
|
6.
«АЙБОЛИТ ЛАЗУРНОЙ ЗВЕЗДЫ» – пятая ступень.
На пятой ступени
участник программы продолжает принимать участие в классных и школьных
мероприятиях, кроме того, ученик самостоятельно может выбрать экологическую
работу, которую он выполнит (посадит дерево, цветы на клумбе, сделает и повесит
кормушку для птиц зимой, скворечник). Присвоение звания Айболита лазурной
звезды означает достаточно высокий уровень развития экологической культуры
подростка, непременно соответствующий возрастным нормам.
Ожидаемые
результаты:
Расширены
и углублены знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды,
сформировано умение воспринимать окружающий мир, как гармоничное целое. Дети
должны знать, что каждый несёт личную ответственность за охрану окружающей нас
природы. Воспитаны интерес и стремление к творческому познанию окружающего мира.
4 класс
Цель:
Углубление знаний о современных проблемах
экологии, выявление последствий воздействия
человека на качество окружающей среды.
Задачи: Углубить и
расширить знания об экологических проблемах земли и родного края; воспитывать
бережное отношение, пробудить любовь к природе, помочь увидеть и осознать её
красоту, научить заботиться о сохранности.
Развивать духовную
потребность в общении природой.
Основные
мероприятия реализации и описание этапов работы:
I полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок
практических мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
сентябрь
|
Кл. час «Экологическая сказка о
золотом карасе»
|
Сбор
отряда «Айболит»
|
|
октябрь
|
Кл. час «Природы храм.
Интеллектуальное состязание»
|
Изготовление
домиков, кормушек для птиц
|
Конкурс
"Природа и фантазия
|
ноябрь
|
Кл.
час «Не забывай о птицах зимой»
|
Сбор
отряда «По звёздам, как ступеням к цели»
|
|
декабрь
|
Кл. час «Этот доктор – Человек!»
|
|
|
II
полугодие
|
Блок
познавательных мероприятий
|
Блок практических
мероприятий
|
Блок
развлекательных мероприятий
|
январь
|
Кл. час «Береги и сохраняй»
|
|
|
февраль
|
Кл. час «На лесных тропинках
(турнир знатоков природы)»
|
Сбор
отряда «Айболит»
|
Вечер
"Человек и природа
|
март
|
Кл. час «Экология и мифы… коралловые
рифы»
|
КТД.
Разбивка клумбы "Цветочные часы".
|
|
апрель
|
Кл. час «Водный мир вашего дома.
Коммуникативно-познавательная игра»
|
Акция
"Чистая станица»
|
|
май
|
Кл. час «Суд природы над
человеком»
|
Сбор отчётно-выборный
|
|
7.
«АЙБОЛИТ» – шестая ступень.
Эта ступень
завершает программу, является высшей отметкой в росте "Айболит",
показателем высокого уровня развития экологической культуры подростка.
Отставание будет показателем отставания в развитии экологической культуры, так
как "количественные показатели" связаны с таким, как
собственный экологически ориентированный опыт подростка, играющий не малую роль
в его "качественном росте". Для получения звания "Айболит" Айболиту
лазурной звезды необходимо продолжить выполнение работы по экологии.
Обязательным условием присвоения звания «Айболита» является выполнение
проекта "Возьмемся за руки, друзья!"
Ожидаемые
результаты:
Должны
знать и уметь
видеть экологические проблемы Земли и родного края, бережно относиться к живой
и неживой природе, осознавать её красоту, научиться заботиться о её
сохранности. Учащиеся должны усвоить, что в природе всё взаимосвязано. Если
"теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди.
Навредить легко, исправить трудно!
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
· Конвенция ООН о правах ребенка.
·
Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года.
·
Минимальный
социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных
услуг по воспитанию в
образовательных учреждениях общего образования».
·
Национальная доктрина
образования в Российской Федерации.
·
Национальный проект
«Образование». Нормативно-правовые документы.
·
Права ребенка в РФ
относительно Конвенции ООН о правах ребенка.
·
Программа
развития системы непрерывного педагогического образования
России на 2001 -2010 годы.
·
Журнал. Заместитель директора по
воспитательной работе.
·
Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании
.-М.»Педагогический поиск», 2004.
·
Бондаревская Е.В.
Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования.
Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2
·
Буйлова Л.Н. Современные
педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000 г
·
Воспитание детей в
школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой – М., 1992
г.
·
Воспитательный процесс:
изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова.
– М., 2000 г.
·
Ведомственная целевая
программа «Развитие образования Ставропольского края»
·
Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2006-2010 годы».
·
Гольдберг В.А.
Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М.,
2001 г.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.