Главная / Классному руководителю / Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде

Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа№20»


УТВЕРЖДЕНАЮ

Директор МКОУ ООШ №20________

Л.А. Шаповалова





Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде

2 «Б» класса на четыре года



hello_html_m31314ed0.jpg

Составитель:

Самсонова Мария Владимировна -

классный руководитель

Утверждена на МО классных руководителей

Протокол №…..

«….»………………….2013г.



Адрес: 357390, Ставропольский край,

Предгорный район, ст. Суворовская,

ул. Советская,10,

МКОУ ООШ №20



РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

I

Паспорт программы «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде

стр. 3-4

II

Анализ воспитательной работы за предыдущий период

стр.4-5

III

Концепция программы воспитания

« Айболит »

Цель программы

Задачи программы

Приоритетные направления

Принципы воспитательной системы

стр. 6-8

IV

Условия реализации программы

Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги

Программно- методическое и информационное обеспечение

Психолого- диагностическое сопровождение

Ресурсное обеспечение

Взаимодействие в социуме

Основные даты экосистемы

стр. 9-13

V

Основные мероприятия по реализации программы

Развитие нормативно-правовой базы

Ключевые дела класса

Организация деятельности

стр. 14-23

VII

Список литературы

стр.24









































I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Айболит»

Наименование:

Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде

Сроки реализации:


2012-2016 гг.


Основные

составители:

Самсонова Мария Владимировна - классный руководитель

Цель:



  • Целенаправленное формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей " планетой", ближайшим  окружением, которое позволило бы придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей подрастающего поколения.

Перечень

программ:

Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде, (подпрограммы «Патриот», «Здоровье», «Зеленый мир», «Развитие ученического самоуправления»)


Исполнители

основных

мероприятий:



Ученический коллектив 1-4 «Б» класса МКОУ «Основная общеобразовательная школа №20», родители, учителя- предметники, работающие в классе.


Источники

финансирования:



Благотворительные средства родителей

Ожидаемые

результаты:


  • Проявление потребности в творческой и интеллектуальной самореализации, через участия в конкурсах, смотрах, викторинах.

  • Повышения роли дополнительного образования в воспитательной деятельности.

  • Использование ИКТ в воспитательном процессе

  • Формирование базовых учебных способностей



  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

  • Снижение уровня заболеваемости детей.

  • Воспитание творчески одарённой, всесторонне развитой личности.

  • Формирование здорового образа жизни в семье.

  • Проведение мониторингов, анкет, опросов среди учащихся.


Система

организации

контроля:

Координацию деятельности и контроль выполнения данной программы осуществляет администрация школы и МО классных руководителей.



II. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по программе











































III. КОНЦЕПЦИЯ Программы «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде

В современном мире очень актуальной стала проблема экологизации образования подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнориро­вания законов природы, неуемного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожения естественных экосистем и т. д. В том числе оказы­вал влияние и воспитательный подход "Человек – царь природы", призы­вавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к Природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти, к глобаль­ному экологическому кризису.

Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного эко­логического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам. Если дошкольный этап должен строиться на воспитании экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка экологически грамотных людей, способных в бу­дущем принимать разумные решения в отношении природной среды.

Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает, как устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Но бездушный безнравственный профессионал, видящий в Природе только лишь объект своей работы может нанести ей (Природе) гораздо более ощутимый вред, чем обычный, но воспитанный и нравственный человек. Поэтому развитие профессиональных навыков невозможно без формирования в подростках системы духовных ценностей, осознания того, что Человек отнюдь не царь Природы, а всего лишь малая его частица.

Безусловно, процесс экологического образования процесс сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители ребенка, и дошкольные образовательные учреждения, и школа, и учреждения дополнительного образования.

  • Цель программы:

  • Целенаправленное формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей " планетой", ближайшим  окружением, которое позволило бы придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей подрастающего поколения.

  • Задачи программы:

  • Целенаправленное формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей " планетой", ближайшим  окружением, которое позволило бы придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей подрастающего поколения.

  • Воспитать любовь и уважение к природе, нравственной ответственности за её благополучие;

  • Приобрести навыки и умения в первичной помощи природе;

  • Воспитать способность видения окружающего мира.

  • воспитывать у детей позитивное восприятие окружающего мира;

  • развивать устойчивый интерес к изучению естественных наук.


Целью настоящей образовательной программы является формирование у воспитанников комплекса знаний о Земле как основы ноосферного мышления, формирование системы духовных ценностей, гуманного и ответственного отношения к Природе.

  • Основными задачами являются:

В области обучения:

  • воспитание у школьников любовь к своей станице и краю как малой родине;

  • помощь в общении и учении,

  • Учить нормам поведения на природе, взаимосвязи явлений в природе и действиях человека.

  • эмоциональное развитие школьников, их речи, интеллекта;

  • Познакомить учащихся с основными направлениями комплексных исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем.

  • Дать учащимся знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

  • Изложить основы и особенности экологических исследований территорий и акваторий, подверженных различным процессам техногенеза.

  • Помочь овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов экологических исследований.


В области воспитания:

  • создание условий защиты прав ребенка, сво­бодного развития его духовных и физических сил.

  • Воспитать любовь к своему краю, станице через экскурсии в природу, внеклассные мероприятия на экологическую тему.

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;

  • формирование здорового образа жизни;

  • Воспитание у детей умения чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, видение мира и единства и взаимосвязанности, различных его частей и представителей, бережного отношения ко всему живому, умение наблюдать явления природы.

  • Воспитывать экологически грамотных людей, способных в будущем независимо от их специальности и профиля работы принимать разумные в отношении природной среды решения при освоении территории.


В области психического развития:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;


В области социализации:

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;


В области развития:

  • Развитие интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения природных богатств РФ.


  • Ожидаемые результаты

  • организация разнообразной деятельности классного коллектива;

  • развитие органов ученического самоуправления;

  • действие различных инициативных групп;

  • появление отношения ответственной зависимости;

  • выполнение поручений каждым учеником;

  • участие в работе совета школьников;

  • участие в проведении классных часов;

  • участие в проведении внеклассных мероприятий;

  • составление плана работы коллектива с помощью классного руководителя.


  • Кроме основного направления, которое раскрыто в данной программе, классный коллектив работает по направлениям:

  • Гражданско – патриотическое воспитание;

  • Нравственное и духовное воспитание;

  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

  • Интеллектуальное воспитание;

  • Здоровьесберегающее воспитание;

  • Социо-культурное и медио-культурное воспитание;

  • Культурное и эстетическое воспитание;

  • Правовое воспитание и культура безопасности;

  • Воспитание семейных ценностей;

  • Формирование коммуникативной культуры;

  • Экологическое воспитание.

  • Принципы воспитательной системы:

  • научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром;

  • сохранять и укреплять свое здоровье;

  • обеспечить экологические условия своей жизнедеятельности- труда отдыха,      питания;

  • избежать микро - и макро - экологических катастроф;

  • оградить себя от неблагоприятных воздействий извне, противостоять им;

  • избавиться от вреда, наносимого себе самому некоторыми привычками, ленью, незнанием;

  • позаботиться об экологии своей души.



IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги


  • Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей ребенка.

  • Сформировать экологическую культуру и приобщить учащихся к природоохранной деятельности

  • Организовать воспитательную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.

  • Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.

  • Организовать деятельность детей, которая становится значимой, важной и ценной для окружающих.

  • Развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.

  • В процессе сотрудничества взрослых и детей перейти от совместной практической жизнедеятельности к интеллектуальному сотрудничеству.

  • Развивать интерес детей к новому, собственно школьному, содержанию образования.


  • Программно- методическое и информационное обеспечение


  • Знакомство с положениями о проведении выставок, конкурсов и т.д.;

  • создание банка диагностики;

  • создание медиотеки по воспитательной работе в классе.

  • Создание экологических проектов.


  • Психолого- диагностическое сопровождение


Провести ряд мониторингов по изучению:

  • Личности школьника (уровень развития, ценностные ориентиры, уровень воспитанности, уровень здоровья, социальная защита);

  • межличностные отношения детей, работа с родителями, работа органов детского самоуправления.

  • Наблюдение, анализ адаптации учащихся в коллективе. Выявление проблем–потребностей учеников.

  • Диагностика уровня умственного развития (ШТУР).

  • Диагностика «Моё состояние» (изучение личности учащегося)

  • Исследование эмоциональной напряженности.

  • М–ка “ADOR” – для изучения установок поведения и методов воспитания в семье с целью профилактики отчуждения между детьми и родителями.

  • Диагностика воспитанности.

    • Ожидаемый результат

1. Подготовка выпускников школы к труду, выполнению гражданских обязанностей, непрерывному образованию, семейной жизни, рациональному проведению досуга.

2. Формирование потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных сферах деятельности.

3. Создание условий для самореализации учащихся в социальной сфере, это:

семьянин - носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

ученик школы, знакомый с историей своей школы, развивающей ее традиции и т.д.;

россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;

член детского объединения, владеющий культурой межличностных отношений, постро­енных на паритете интересов, готовый реализовать и защи­щать свои права и интересы в среде сверстников и взрос­лых, способный к сотрудничеству в групповых и коллек­тивных формах, к проявлению заботы и милосердия по от­ношению к другим людям;

житель своей станицы, с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его раз­витию и процветанию;

человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в., носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.


  • Взаимодействие в социуме



Задачи

Формы работы

1.

учителями-предметниками:


  • совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;

  • представление интересов своих учеников в педагогическом совете;

  • привлечение учителей к работе с родителями;

  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  • включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:

  • разнообразные предметные кружки, факультативы,

  • выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;

  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

2.

педагогом-психологом


  • изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

  • координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

  • анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;

  • помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии;

  • координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса.

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;

  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;


  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

  • Диагностика инди­видуального развития школьников

  • изучение рейтинга собраний среди родителей.

  • Проведение совместных тренингов родительского взаимо­действия в системе ученик-родитель.

  • Диагностика результативности работы с родительским кол­лективом учащихся класса (по мере необходимости).

3.

педагогами дополнительного образования


  • расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;

  • поддержка допрофессиональной подготовки учащихся.

  • включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

  • стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;

  • ведение портфолио учеников и класса

4.

заместителем директора по воспитательной работе


привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях

5.

старшим вожатым


информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;

работе органов самоуправления.


разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности

8.

библиотекарем


  • Изучения отношения учащихся к чтению;

  • способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

  • сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

  • Расширение круга чтения учеников


9.

медицинским работником


забота о здоровье

  • изучение особенности развития детей;

  • выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;

  • ведение работы по профилактике заболеваний;

  • проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании.

10.

родителями


  • обеспечение связи школы с семьей;

  • изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

  • сотрудничество с семьей в интересах ребенка;

  • формирование общих подходов к воспитанию;

  • организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;

  • совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;

  • выработка близких по сути требований;

  • организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;

  • создание благоприятного климата в семье;

  • психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.

  • Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

  • Работа родительского комитета;

  • совместные мероприятия;

  • изучение информации о наклонностях учеников,

  • материально-бытовых условиях,

  • психологическом климате в семье,

  • требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.

  • оказание помощи в воспитании;

  • индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

  • привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

  • Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.

С общественными объединениями и учреждениями

hello_html_m64b8e108.gif

hello_html_m4b77fbeb.gif

Музей «Поиск»







hello_html_313760f.gif

Детская зональная библиотека







Совет ветеранов





hello_html_m230fedc5.gif

hello_html_2693170a.gif

hello_html_6452b945.gif

ЦДТ Кружок «Домовёнок»



Детская музыкальная школа









hello_html_m53079129.gifhello_html_5480bc19.gif

hello_html_123cd63a.gif

Казачество



Совет школы









Педагогический коллектив

















  • Основные даты экосистемы

ЯНВАРЬ

11 – День заповедников и национальных парков

29 – День мобилизации против угрозы ядерной войны

ФЕВРАЛЬ

2 – День водно-болотных угодий

14 – День действий в защиту рек, воды и жизни

19 – День морских млекопитающих

МАРТ

1 – Международный день борьбы с наркоманией,
14 – День действий в защиту рек, воды и жизни

22 – Всемирный день воды (Всемирный день охраны водных ресурсов)
23 – Всемирный метеорологический день

28 – День химической безопасности

30 – День защиты Земли

АПРЕЛЬ

1 – Международный день птиц

7 – Всемирный день здоровья

12 – Всемирный день авиации и космонавтики

15 – День экологических знаний

22 – День Земли. Акция «Марш парков»

24 – Всемирный день защиты лабораторных животных

26 – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

МАЙ

12 – День экологического образования

22 – Международный день биологического разнообразия

с 15 апреля по 5 июня – Дни защиты от экологической опасности

ИЮНЬ

5 – Всемирный день окружающей среды

8 – Всемирный день океанов

17 – Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами

АВГУСТ

6 – Международный день действий за запрещение ядерного оружия

27 – День Байкала

СЕНТЯБРЬ

15 – День леса

16 – День охраны озонового слоя Земли

22 – День без автомобиля

21 – 27 – Неделя «Мы чистим мир»

28 – Международный день действий против использования МОКС-топлива

29 – Международный день морей

ОКТЯБРЬ

4 – Международный день защиты животных

6 – Всемирный день охраны мест обитания

8 - Международный день борьбы с природными катастрофами

14 – День работников заповедного дела

НОЯБРЬ

20 – Международный день отказа от курения

24 – День образования Всероссийского общества охраны природы

29 – День образования Всемирного общества охраны природы

ДЕКАБРЬ

3 – Международный день борьбы против пестицидов

V. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Развитие нормативно-правовой базы:



№№

мероприятия

сроки

1

Конвенция о правах ребенка

2011-2015 гг.

2

Конституция Российской Федерации

2011-2015 гг.

3

ФЗ РФ «Об общественных объединениях»

2011-2015 гг.

4

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012 год»

2011-2015 гг.

5

Использование в работе программ Ставропольского края:

  • Ведомственная целевая программа «Развитие образования Ставропольского края»

  • Программа развития воспитания детей и молодежи Ставропольского края

  • Программа развития системы дополнительного образования детей Ставропольского края

  • Программа развития детского технического творчества в Ставропольском крае

  • Краевая целевая программ «Сохранение и развитие культуры в Ставропольском крае»

  • Подпрограмма «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи Ставропольского края»

  • Региональная комплексная программа (концепция) «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей»

  • Реализация комплексных мер по краевой целевой программе «Молодежь Ставрополья»

  • Изучение информационно-методического сборника «Нормативные акты и методические рекомендации по использованию государственных символов Российской Федерации и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании граждан»

  • Продолжить реализацию новых педагогических технологий воспитания (О. Газман, Н.Е.Щурковой, И.П.Иванова и др.)

  • Поддержка и развитие детских общественных объединений, социальных инициатив школьников

2011-2015 гг.













  • Организация деятельности:









"АЙБОЛИТ"



"Что серьезно, а что несерьезно - это
Айболит понимал по-своему,
совсем не так, как дети"

А.Порекьюр " Айболит"



hello_html_m31314ed0.jpg





1 класс

Цель: Формирование нормы поведения, навыков активных действий, умения видеть красоту природы, понимания её ценности; подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе.

Задачи: Учить нормам поведения на природе, взаимосвязи явлений в природе и действиях человека.

Воспитать любовь к своему краю, станице через экскурсии в природу, внеклассные мероприятия на экологическую тему.

Основные мероприятия реализации и описание этапов работы:

I полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

сентябрь

Кл. час «Тропинками родного края»

Сбор отряда «Айболит».


октябрь

Кл. час «Птицы рекордсмены»


Экскурсия в парк тема: «Перелётные птицы»

ноябрь

Кл. час «В царстве флоры и фауны»

Сбор отряда «Будь для Земли Айболитом»..


декабрь

Кл. час «Ура, мы на природе! Культура поведения на природе»

КТД «Мастерская Самоделкина».

Вечер экологической сказки.



1.   "БУДЬ ДЛЯ  ЗЕМЛИ  АЙБОЛИТОМ!" – стартовая площадка.

Это еще не ступень  - это стартовая площадка.  Знак «Будь для Земли ее Айболитом» обозначает, что ты стал участником программы и заслужил право "открывать"  свою "планету". Чтобы получить такой знак необходимо принять участие в экологических мероприятиях,  которые покажут, что ты умеешь двигаться к намеченной цели и стремишься стать для Земли настоящим другом, заботливым хозяином.

II полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

январь

Кл. час «Земля наш общий дом»



февраль

Кл. час «Экологический КВН»

Сбор отряда «Айболит Африки»

Конкурс рисунков «Птицы, которых я знаю»

март

Кл. час "По страницам Красной книги"»



апрель

Кл. час «Экологическое поле чудес»

Сбор отчётно-выборный

Экскурсия к реке тема: «Реки нашей станицы»

май

Кл. час «Путешествие в морское царство, рыбное государство»

Акция «Чистый школьный двор»




2.   «АЙБОЛИТ  АФРИКИ» – первая ступень.

«Айболит Африки» - первая ступень,  на которую может подняться участник программы, имеющий знак "Будь для Земли ее Айболитом". Чтобы стать Айболитом Африки, необходимо  принять участие в классных и школьных мероприятиях по экологии. Это, условно говоря, "количественные" показатели. Они не всегда совпадают с показателями качественными. Важно, чтобы, стремясь к новой высоте, участник программы делал шаги в своем отношении к природе, учился соблюдать нормы и правила взаимодействия с окружающим, чтобы с каждой ступенью формировалась его нравственно-экологическая позиция. Определить "качественный" рост участникам программы помогут взрослые.

Ожидаемые результаты:

Осуществление данной программы предполагает развитие определённых личностных качеств ребёнка по данному направлению и дальнейшее воспитание человека, стремящегося научиться жить в согласии с собой и окружающим миром. В результате работы по экологии, учащиеся должны знать о правилах поведения на природе, животных, птиц и растения, занесённых в Красную книгу, а так же названия перелётных и зимующих птиц нашего края, названия и характеристику рек нашей станицы, различать понятия «флора» и «фауна».



























2 класс

Цель: Формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе.

Задачи: Содействие эстетическому воспитанию учащихся.

Развивать творческие способности учащихся через конкурсы стихов, рассказов собственного сочинения, рисунков о природе. Выявить уровень экологической эрудиции учащихся.

Основные мероприятия реализации и описание этапов работы:

I полугодие

Блок познавательных краткосрочных программ и проектов

Блок практических краткосрочных программ и проектов

Блок развлекательных краткосрочных программ и проектов

сентябрь

Кл. час «Классные обязанности»

Сбор отряда «Айболит»


октябрь

Кл.час «Мифы о «пользе»- алкоголя»- (беседа-диалог)»

Субботник по сбору мусора


Праздник Цветов

ноябрь

Кл.час «Спортивное казино» Конкурс.

Сбор отряда «Айболит Австралии»


декабрь

Кл. час «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков»



3.   «АЙБОЛИТ АВСТРАЛИИ»  - вторая ступень.                                    

 Присвоение звания "Айболит Австралии" означает, что участник программы сделал еще шаг в развитии своей экологической культуры. Получить звание "Айболит Австралии" можно, при условии: не пропустить не одного экологического мероприятия в период достижения этой ступени.

II полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

январь

Кл. час «Экология и здоровье (брейн-ринг)»

Сбор корма для птиц


февраль

Кл. час «Цветы в легендах и преданиях»

Сбор отряда «Айболит России»

Зимняя подкормка птиц

март

Кл. час «Грибная карусель. Конкурс»

КТД «Озеленение, посадка саженцев»


апрель

Кл. час «Эко-маркетинг. Продукт молоко»


Экскурсия в парк «Весенние цветы»

май

Кл. час «Экологические проблемы (конкурс знатоков)»

Сбор отчётно-выборный




4. «АЙБОЛИТ  РОСИИИ» – третья ступень.

Освоение этой ступени - очень важный  этап в развитии экологической культуры участника программы. Условия остаются те же. Получив звание Айболита России, ты становишься Айболитом трех стран и начинаешь новый этап " Айболит" - этап "звездных" ступеней.

Ожидаемые результаты:

Вследствие работы по данной программе у детей должно быть сформировано интеллектуальное отношение к природе, выявлен уровень эрудиции в знании экологии, осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Стремиться к здоровому образу жизни и в гармонии с природой.

































3 класс

Цель:    Воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей среды.

Задачи: Воспитать понятие правильного, бережного отношения к природе на основе развития и углубления экологического подхода к проблемам природопользования.

Подключить учащихся к решению природоохранных проблем.

Основные мероприятия реализации и описание этапов работы:



I полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

сентябрь

Кл. час «Добрые лица цветов»

Сбор отряда «Айболит»


октябрь

Кл. час «Сохранить природу – сохранить жизнь (брифинг)»

КТД «Озеленение классной комнаты»


ноябрь

Кл. час «Экологический КВН»

Сбор отряда «Айболит Изумрудной звезды»

Экскурсия «Отговорила роща золотая»

декабрь

Кл. час «Эти забавные животные. Викторина»



5.   «АЙБОЛИТ  ИЗУМРУДНОЙ  ЗВЕЗДЫ» – четвёртая ступень.

Ступень, освоив которую участник программы получает звание Айболита изумрудной звезды. Присвоение звания Айболита изумрудной звезды возможно, если произошел заметный качественный "рост" участника программы относительно предыдущей ступени.

II полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

январь

Кл. час «Берегите природу!"»



февраль

Кл. час «Твои соседи по планете»

Сбор отряда «Айболит Лазурной звезды»

«Путешествие в лесу Страшляндии» (конкурсная программа)

март

Кл. час «Сойки, дрозды, свиристели на праздник к нам прилетели. Игровая программа»

Озеленение улиц


апрель

Кл. час «Это земля – твоя и моя»

День Земли. Уборка мусора.


май

Кл. час «Экологическое ассорти»

Сбор отчётно-выборный




6. «АЙБОЛИТ  ЛАЗУРНОЙ  ЗВЕЗДЫ» – пятая ступень.

На пятой ступени участник программы продолжает принимать участие в классных и школьных мероприятиях, кроме того, ученик самостоятельно может выбрать экологическую работу, которую он выполнит (посадит дерево, цветы на клумбе, сделает и повесит кормушку для птиц зимой, скворечник). Присвоение звания Айболита лазурной звезды означает достаточно высокий уровень развития экологической культуры подростка, непременно соответствующий возрастным нормам.

Ожидаемые результаты:

Расширены и углублены знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, сформировано умение воспринимать окружающий мир, как гармоничное целое. Дети должны знать, что каждый несёт личную ответственность за охрану окружающей нас природы. Воспитаны интерес и стремление к творческому познанию окружающего мира.































4 класс

Цель:    Углубление знаний о современных проблемах экологии,       выявление последствий воздействия человека на качество окружающей среды.

Задачи: Углубить и расширить знания об экологических проблемах земли и родного края; воспитывать бережное отношение, пробудить любовь к природе, помочь увидеть и осознать её красоту, научить заботиться о сохранности.

Развивать духовную потребность в общении природой.

Основные мероприятия реализации и описание этапов работы:

I полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

сентябрь

Кл. час «Экологическая сказка о золотом карасе»

Сбор отряда «Айболит»


октябрь

Кл. час «Природы храм. Интеллектуальное состязание»

Изготовление домиков, кормушек для птиц

Конкурс "Природа и фантазия

ноябрь

Кл. час «Не забывай о птицах зимой»

Сбор отряда «По звёздам, как ступеням к цели»


декабрь

Кл. час «Этот доктор – Человек!»





II полугодие

Блок познавательных мероприятий

Блок практических мероприятий

Блок развлекательных мероприятий

январь

Кл. час «Береги и сохраняй»



февраль

Кл. час «На лесных тропинках (турнир знатоков природы)»

Сбор отряда «Айболит»

Вечер "Человек и природа

март

Кл. час «Экология и мифы… коралловые рифы»

КТД. Разбивка клумбы "Цветочные часы".


апрель

Кл. час «Водный мир вашего дома. Коммуникативно-познавательная игра»


Акция "Чистая станица»


май

Кл. час «Суд природы над человеком»

Сбор отчётно-выборный








7.   «АЙБОЛИТ» – шестая ступень.

Эта ступень завершает программу, является высшей отметкой в росте "Айболит", показателем высокого уровня  развития экологической культуры подростка. Отставание будет показателем отставания в развитии экологической культуры, так как "количественные  показатели" связаны с таким, как собственный экологически ориентированный опыт подростка, играющий не малую роль в его "качественном росте". Для получения звания "Айболит" Айболиту лазурной звезды необходимо продолжить выполнение работы по экологии. Обязательным условием присвоения  звания «Айболита» является выполнение проекта "Возьмемся за руки, друзья!"

Ожидаемые результаты:

Должны знать и уметь видеть экологические проблемы Земли и родного края, бережно относиться к живой и неживой природе, осознавать её красоту, научиться заботиться о её сохранности. Учащиеся должны усвоить, что в природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!





























VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  • Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных
    услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

  • Национальный проект «Образование». Нормативно-правовые документы.

  • Права ребенка в РФ относительно Конвенции ООН о правах ребенка.

  • Программа развития системы непрерывного педагогического образования
    России на 2001 -2010 годы.

  • Журнал. Заместитель директора по воспитательной работе.

  • Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании .-М.»Педагогический поиск», 2004.

  • Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2

  • Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000 г

  • Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой – М., 1992 г.

  • Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000 г.

  • Ведомственная целевая программа «Развитие образования Ставропольского края»

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

  • Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001 г.

hello_html_33c9675a.pnghello_html_567414c4.png

24



Программа «Айболит» развитие воспитательной компоненты в профильном отряде
  • Классному руководителю
Описание:

      Цель программы:

©  Целенаправленное формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей " планетой", ближайшим  окружением, которое позволило бы придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей подрастающего поколения.

      Задачи программы:

©  Целенаправленное формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей " планетой", ближайшим  окружением, которое позволило бы придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей подрастающего поколения.

©  Воспитать любовь и уважение к природе, нравственной ответственности за её благополучие;

©  Приобрести навыки и умения в первичной помощи природе;

©  Воспитать способность видения окружающего мира.

©  воспитывать у детей позитивное восприятие  окружающего мира;

©  развивать устойчивый интерес к изучению естественных наук.

 

Целью настоящей образовательной программы является формирование у воспитанников комплекса знаний о Земле как основы ноосферного мышления, формирование системы духовных ценностей, гуманного и ответственного отношения к Природе.

Автор Самсонова Мария Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 288
Номер материала 20417
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓