Главная / Начальные классы / Программа занятий в "Школе первоклассника"

Программа занятий в "Школе первоклассника"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Дезадаптированные дети предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений и навыков, а те, у которых не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, правил и требований.

Придя в школу, ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Для решения проблемы преодоления отрицательных проявлений в период адаптации первоклассников нами создана программа «Школы первоклассника».


Цель данной программы: формирование необходимого и достаточного уровня психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.


Основные задачи программы:

1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;

2. Снятие психологического стресса перед школой;

3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;

4. Развитие речи и мелкой моторики руки.

5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.

6. Развитие элементарных математических представлении.

Данная программа имеет три блока: педагогический, психологический и логопедический. Каждый из них призван решать ещё и свои специфические задачи.

Педагогический:

  • сформировать умение пересказывать и составлять устный рассказ;

  • сформировать понятия «слово», «предложение», «текст»;

  • сформировать понятие «число» и «цифра»;

  • научить сравнивать геометрические фигуры;

  • доформировать необходимые элементарные понятия («Пространство», «Количество», «Форма»)

  • формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша;

  • развивать мелкую моторику руки;

Психологический:

  • помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным.

  • освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

  • развивать умение сосредоточиться и удерживать своё внимание на определённой деятельности;

  • развивать пространственную ориентацию и зрительно-моторную координацию;

Логопедический:

  • сформировать направленность внимания на звуковую сторону речи;

  • восполнить пробелы в формировании фонематических процессов.

Программа «Школы первоклассника» предполагает развитие ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Во время занятий происходит не только знакомство учителя и ученика, ученика и школы, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу.


Порядок организации работы «Школы первоклассника»:

  • Группы формируются из детей 6 – 7-летнего возраста;

  • Продолжительность обучения составляет 10 занятий (в марте-апреле месяце);

  • Наполняемость групп: 25 человек. На занятиях с психологом и логопедом группа делится на две подгруппы;

  • Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут. В связи с тем, что дети ещё не готовы к продолжительным занятиям, связанным с длительной неподвижностью, и во избежание переутомления, необходимо в середине занятия делать небольшой 5-тиминутный перерыв. Учитывая непродолжительность произвольного внимания, характерного для детей этого возраста, необходимо при планировании занятий предусматривать периодическую смену деятельности.


Основные принципы организации и проведения занятий:

  • Принцип комплиментарности, т.е. организовывается своеобразная деятельность, которая является игровой по форме (знакомой и привлекательной для ребёнка), но учебной по своей направленности. Организованная таким образом деятельность детей позволяет обеспечить плавный и естественный переход для личности ребёнка от собственно игровой к учебной деятельности

  • Принцип смены психологических позиций, который связан с изменением отношения ребёнка к себе, с развитием у него позиции субъекта деятельности. Освоив предложенные учителем действия, ребёнок с готовностью идёт на изменение принятой ранее позиции ведомого, принимая позицию ведущего, организатора игры или учебного общения.

Предполагаемый результат:

  • Дошкольник, у которого сформирована потребность стать школьником и желание узнать и научиться чему-то новому.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Педагогический модуль

«Занимательная математика»:

На занятиях ребёнок знакомится с цифрами от 1 до 9 и числами от 1 до 10 (путём присчитывания по одному предмету). Устанавливая соотношения между числом ряда и последующими числами, у ребёнка формируется понятие «последующий». Отсчитывая по одному предмету ребёнок получает предыдущее число и, устанавливая таким же образом соотношения, формируется понятие «предыдущий». Наряду с этими понятиями, у ребёнка формируется понятие «соседи числа». Усвоение детьми цифр и чисел необходимо проводить путём соотнесения цифры с соответствующей группой предметов.

Знакомство с геометрическими фигурамии строится путём их различения (сравнение по форме, выделение главных признаков отличия). Аналогично строится работа учителя по формированию у детей понятий: длина, высота, ширина.

«Грамота»:

Развитие мелкой моторики. Введение правил посадки за столом и держания карандаша. Развитие мелкой моторики происходит средствами обведения рисунков по точкам, по лекалам, с использованием различных видов штриховки, при помощи рисования фигур на линованной бумаге. Все эти упражнения должны обязательно завершаться изложением или созданием какого-либо текста о выполненном предмете (пересказ сказки об этом предмете, придумывание сказочной истории).

Понятие «предложение» формируется через различение законченной мысли и просто каких-то свойств предмета (на материале картинок с изображением действия и предметных картинок). Следующим этапом будет формирование умения конструировать законченную мысль (составление предложений из слов) и схематически обозначать количество смысловых единиц в предложении (количества слов). Учитывая объём оперативной памяти, количество слов в предложении не должно превышать 5 единиц.

Приступать к формированию понятия «текст» можно только в том случае, если у ребёнка чётко сформировано различение предложения и слова. Начинать эту работу следует с текстов, состоящих из предложений, в которых можно чётко проследить последовательность событий. Средством формирования данного понятия служит различение текста и набора, не связанных по смыслу предложений.

Обучение пересказу начинается работой с текстами, в которых чётко и ярко выражены причинно-следственные связи. Средством обучения пересказу является использование ребёнком рисунка или схематизации для фиксации действий, происходящих в тексте.

Обучение ребёнка умению составлять рассказ начинается с работы по серии сюжетных картинок, которые показывают каждый «шаг» происходящего. Затем количество картинок уменьшается, увеличивая наполняемость изображённого сюжета. Средством обучения составления рассказа служит интерактивная доска, на которой можно ярко представить необходимый материал для рассказа.


Психологический модуль – «Введение в школьную жизнь»:

Знакомство. Введение знака «Я» (1ч) Для обеспечения линии сотрудничества необходимо, чтобы дети научились адресоваться к учителю, друг к другу, вообще фиксировать своё желание что-то сказать, выразить собственное мнение. Для этого вводится знак «Я». Таким образом целью данного урока является введение знака, а материалом для такого введения - процедура знакомства. В процессе знакомства разыгрывается ситуация необходимости договориться и ввести знак «Я».

Ритуал приветствия детьми учителя. Оценка и самооценка (1ч) Знакомство с данным ритуалом происходит на противопоставлении школьной формы и нешкольной. Поэтому здесь главное – это показать разные формы приветствия.

На данном уроке вводится различение оценки за красоту и правильность за выполнение работы на материале графического диктанта. Соотношение оценки и самооценки.

Свои работы дети оценивают при помощи вертикальных линеечек. Предварительно определяется, что будет на них оценено: красота выполнения работы, её правильность, трудность задания и т.д. Определив, что будет оценено, ребёнок ставит на ней крестик (вверху – если работа выполнена «правильно» или «абсолютно красиво»; внизу – если работа «некрасивая» или «самая скучная»). Взрослый, собрав тетради, ставит свои плюсики на линеечках детей. Если оценка ребёнка и педагога совпадает, то крестик ребёнка обводится в кружок. В случае завышенной или заниженной оценки, необходимо ещё раз раскрыть ребёнку свои критерии оценивания и попросить в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Введение знака «Хор» (1ч) Для привлечения внимания детей к новому знаку вводится различение – правильно по форме, неправильно по содержанию и наоборот. Упражнения, которые проводятся на данном уроке являются пропедевтикой дифференцированной оценки. Дети должны научиться различать содержание ответа и его форму.

Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-» (1ч) Главная задача урока- добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресовываться друг к другу, а не к учителю. На первых порах в школе внимание детей концентрируется на учителе. Одна из важных задач первых дней – открыть для каждого ребёнка его партнёров-сверстников, научить адресоваться к ним, обращать к ним свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы.

Школьные знаки (1ч). На данном уроке проводится диагностика освоенности введённых ранее приёмов, знаков школьной атрибутики. Важным моментом этой диагностики является то, что экзаменуют не детей, а, наоборот, они сами являются экзаменаторами. В подобной ситуации всякая ошибка ребёнка становится деперсонифицированной, т.е. с ребёнка снимается личная ответственность за успех или неуспех.

Задача педагога на этом уроке - «сделать фотографию класса»: отметить детей, испытывающих трудности, слишком медлительных, слишком импульсивных.


Логопедический модуль – «В мире звуков»:

Гласные звуки (1ч) Гласные звуки: А, О,У,Ы, Э, И. Различие понятия «звук» - «буква». Формирование понятия «гласный звук».

Согласные звуки (3ч.) Звуко-буквенный анализ слова. Различение понятий «гласный» и «согласный» звук. Звуко-слоговой анализ и синтез. Звуко-буквенный анализ. Дифференциация глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуков. Выделение твёрдого и мягкого согласного звука из слогов и слов.

Звуки речи (1ч) Полная характеристика звука по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. Выделение из звуковых рядов, таблиц, слов твёрдых и мягких согласных звуков. Выполнение слухового диктанта.



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников.- Волгоград: Перемена, 1993г.

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000г.

  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000г.

  4. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000г.

  5. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004г.

  6. Завьялова Н.А., Лукина Е.В. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Изд.: «Учитель», Волгоград, 2004г.

  7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Методика воспитательной работы. Ярославль: Академия развития, 2004г.

  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2005г.

  9. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя дет.сада /В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993г.

  10. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск, «Пеленг», 1996г.

Календарно-тематическое планирование


N

п/п

Тема занятия

К-во

час.

1.

Психологический блок

«Введение в школьную жизнь» 5ч.

Знакомство. Введение знака «Я»


Ритуал приветствия детьми учителя. Оценка и самооценка.

Введение знака «Хор».

Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-».

Школьные знаки.

2.

Логопедический блок

«В мире звуков» - .

Гласные звуки.


Согласные звуки.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Глухие и звонкие согласные звуки.

Звуки речи.

3.

Педагогический блок

«Занимательная математика» - 10ч.

Счёт предметов. Число и цифра 1. Сравнение фигур.


Число и цифра 2. Цветовая закономерность. Длина и ширина.

Число и цифра 3. Треугольники. Высота.

Число и цифра 4. Четырёхугольник. Виды четырёхугольников. Длина, ширина, высота.


Число и цифра 5. Работа со счётными палочками. Круг.

Число и цифра 6. Овал. Составление композиций из кругов и овалов.


Число и цифра 7. Понятие «последующее». Логические ряды.

Число и цифра 8. Понятие «предыдущее». Рисование фигур по точкам.


Число и цифра 9. «Соседи числа». Конструирование из геометрических фигур.


Число 10 и цифра 0. Сравнение чисел. Обратный счёт.

«Грамота» - 10ч.

Слово. Предложение. Введение правил посадки за столом и удержание ручки.


Схема предложения. Знакомство с разлиновкой тетради. Отработка умения проводить прямые линии «сверху-вниз».

Составление предложений. Отработка умения проводить прямые линии «слева-направо».

Текст и предложение. Обведение рисунков по точкам.

Пересказ текста при помощи рисунка. Рисование фигур, элементов, объектов на линованной бумаге. Штриховка «наискось».

Пересказ текста при помощи схемы. Различные виды штриховки.

Составление рассказа по серии из 4-х картинок. Копирование образца на нелинованной бумаге.

Составление рассказа по серии из 3-х картинок. Копирование фигур по точкам.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Воспроизведение полной картинки с её половинки.

Итоговое занятие.


8


Программа занятий в "Школе первоклассника"
  • Начальные классы
Описание:

  Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

  Для  того,  чтобы  помочь  ребёнку  адаптироваться  к  школе,  мы  традиционно  проводим  занятия  "Школы  первоклассника".  О  том,  как  построены  занятия  данной  "школы",  о  принципах  организации  и  проведения  и  содержании  всех  трёх  модулей (педагогическом,  логопедическом  и  психологическом)  вы  сможете  узнать  из  данной  программы.

  Данная  программа  составлена  совместно  со  школьным  логопедом  Срещиковой  Викторией  Валерьевной.

Автор Удовенко Лариса Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 429
Номер материала 39159
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓