Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий".

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий".





ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности для учащихся младших классов


«Мир профессий»





















С. Конёво



Пояснительная записка


ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку, информацию о разнообразии мира профессий. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Курс «Мир профессий» реализует общее интеллектуальное направление во внеурочной деятельности. Работа по данной программе представит детям широкую картину мира профессий, поможет выявить интерес к какой-либо деятельности, профессии с учетом индивидуальных предпочтений. Программа дает простор для свободного творчества, помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Содержание:

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Программа дает возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.


Цель программы:

  • Организация досуговой деятельности детей

  • Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.


Задачи:

  • Ознакомление обучающихся с разнообразием мира профессий;

  • формирование конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

  • Формирование умения работать в коллективе

  • Воспитание трудолюбия, уважения к чужому труду

  • Создание условий для самостоятельного творчества

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • развитие интеллектуальные и творческие возможности детей стимулирование детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию

  • расширение общего кругозора.

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение

Ожидаемые результаты прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • расширение кругозора о мире профессий,

  • заинтересованность в развитии своих способностей,

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности

  • способность добывать новую информацию из различных источников.

Приёмы и методы организации занятий:

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Экскурсия

  • Творческий конкурс

Структура занятий:

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок, коллективное обсуждение заочная экскурсия, экскурсия.

    • что я знаю об этой профессии;

    • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

    • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

    • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.

  3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

  4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).


Объем программы:

На реализацию курса «Мир профессий» отводится 34 ч в год ( 1 час в неделю)


Итоги занятий:

Итоги будут подведены в форме игры-викторины «Все профессии важны, все профессии нужны!»


Работа с родителями:

  • Уроки с участием родителей ,

  • пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»,

  • экскурсии на предприятия к родителям.


Заключение:


Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Профессиональная ориентация младших школьников представляет собой формирование в сознании ребенка разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда для жизни общества.









Содержание программы:

Раздел

Кол-во часов

Планируемые результаты

Опыт коллективно-творческой деятельности

Введение в мир профессий

5

  • участие в различных видах игровой, изобразительной,

творческой деятельности.

  • расширение кругозора о мире профессий,

  • заинтересованность в развитии своих способностей,

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,

  • возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности,

  • способность добывать новую информацию из различных источников.


Профессии в школе


3

Знакомство с различными профессиями


14

Проект «Азбука профессий»


6

Профессии моих родителей


4

Викторина «Что мы узнали?»


1

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Итого

34 час.


Тематическое планирование занятий


Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудова

ние

Введение в мир профессий 5 ч



1

Зачем человек трудится?

1

Разминка.Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»



Разрезные карточки с пословицами


2

Какие профессии ты знаешь?

1

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»



3

Мир интересных профессий

1

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: кинолог, дрессировщик, спасатель.



4

Чем пахнут ремесла?

1

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?



5

Кем я хочу стать?

1

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий



Профессии в школе 3 часа



6-7

Профессия - учитель

2

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»



8

Профессия -библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Игра –викторина о книгах.


Знакомство с различными профессиями 14 часов



9-10

Профессия - продавец

2

Разминка. Заочное путешествие в магазин/ Экскурсия в магазин

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»


Весы


11-12

Профессия - парикмахер

2

Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.

Экскурсия в парикмахерскую



13-14

Профессия - повар

2

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .



15-16

Профессия - почтальон

2

Разминка. Знакомство с профессией почтальона.

Экскурсия на почту.



17-18

Профессия - врач

2

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»


Халат врача, аптечка.


19-20

Профессия -журналист

2

Разминка. Знакомство с профессией журналиста. Оформление интервью с поваром и мед. сестрой в стенгазету.



21-22

Профессия - художник

2

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»



Проект «Азбука профессий» 6 часов



23

Организационное занятие. Предъявление заданий группам

1

Разминка.

Коллективная работа: составление азбуки профессий.




24

Представление мини-проектов на буквы А-Д

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д



25

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К



26

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р



27

Представление мини-проектов на буквы С-Я

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я



28

Оформление результатов проекта

1

Создание папки «Азбука профессий».





Профессия моих родителей 4 часа



29-30

Кем работают мои родители?

2

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»



31-32

Встреча с родителями

2

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»


Итоговые занятия 2 часа



33

Викторина «Что мы узнали?»

1

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»



34

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»









8



Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий".
  • Начальные классы
Описание:

Курс «Мир профессий» реализует общее интеллектуальное  направление во внеурочной деятельности.  Работа по данной программе представит детям широкую картину мира  профессий, поможет выявить  интерес к какой-либо деятельности, профессии   с учетом индивидуальных предпочтений.  Программа дает  простор для свободного творчества,  помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.                                                                                                                 

Важным направлением в содержании программы является нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

·        трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·        ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

·        ценностного отношения к природе, окружающей среде;

·        ценностного отношения к здоровью;

·        формирование информационной грамотности современного школьника;

 

·        развитие коммуникативной компетентности;

Автор Бодурова Елена Евгеньевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1060
Номер материала 47170
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓