Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности для 2 классов "Клуб эрудитов".

Программа внеурочной деятельности для 2 классов "Клуб эрудитов".

МБОУ «Конёвская СОШ»







ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности учащихся 2-х классов

«КЛУБ ЭРУДИТОВ»









Учитель начальных классов

МБОУ «Конёвская СОШ»

Бодурова Е.Е.













С. Конёво





Пояснительная записка



Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир вокруг нас. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, как основы учебной деятельности. В процессе изучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», познакомится с удивительным миром животных, узнать историю происхождения привычных вещей, совершить путешествие в страну сказок, посетить школьный музей, принять участие в познавательных викторинах. Программа предполагает и работу по воспитанию этики общения у младших школьников. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры, мини – рассказы учащихся, защиту мини – проектов. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, викторины, сказки, просмотр познавательных фильмов. Развитие кругозора младших школьников создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

















Цель данного курса:

Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания об окружающем мире.



Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.



Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.



Особенности организации учебного процесса:

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение заданной темы. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, вопросы, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие слуховой и зрительной памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.



Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определенном порядке;

  2. смена разных видов деятельности.



Приёмы и методы организации занятий:

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальная Групповая Экскурсии Творческий конкурс Викторины

Ожидаемые результаты прохождения курса:

  1. участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  2. расширение кругозора;

  3. заинтересованность в развитии своих способностей;

  4. участвовать в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой теме;

  5. возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;

  6. способность добывать новую информацию из различных источников;

  7. учиться высказывать своё предположение (версию) ;

  8. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

  9. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания опыт и информацию, полученную от учителя;

  10. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  11. доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  12. слушать и понимать речь других;

  13. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  14. рассуждать о противоположных явлениях.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  2. поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Объем программы:

На реализацию курса «Клуб эрудитов» отводится 34 ч в год (1 час в неделю)

Итоги занятий:

Итоги будут подведены в форме игры-викторины «Самое сильное звено» ( по проекту телепередачи)

Содержание программы:

Раздел

Количество часов

Удивительное в мире животных.


9 часов

Зима, зимушка, зима!


6 часов

В здоровом теле - здоровый дух.


4 часа

История создания привычных вещей.


4 часа

Загадки русского языка.


4 часа

Путешествия.


6 часов

Самое сильное звено ( подведение итогов).

1 час

ИТОГО:

34 часа







Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Приме

чания

  1. Удивительное в мире животных 9 часов


1

Хищные животные

1

Беседа: Понятие о хищных животных. Просмотр фильма «Хочу все знать о хищниках» Игра-викторина о хищниках.





2

Птицы

1

Беседа: Птицы нашего края. Просмотр фильма «Почему люди не летают, как птицы» Игра-викторина о птицах.



3-4

Рыбы

2

Мини- рассказы детей «Как я ходил на рыбалку». Просмотр фильма «А рыбы и правда не умеют разговаривать?» Игра-викторина о рыбах.



5

Домашние животные


1

Беседа о домашних любимцах. Мини – рассказы детей «Мой домашний питомец». Просмотр фильма «Почему ночью все кошки серы?» Кроссворд



6

Кошки


1

Беседа о домашних питомцах. Мини – рассказы детей «Мой домашний питомец». Просмотр фильма «Почему боятся чёрных кошек?»



7

Домашние животные

1

Игровая программа «Кот и пёс»



8

Драконы

1

Беседа о драконах. Просмотр фильма «А водятся ли сейчас драконы?» Викторина о драконах. Кроссворд.



9

Животные в мире сказок

(итоговое)

1

Урок – путешествие в страну сказок, где герои животные. Русские народные сказки. Игра «Я- герой сказки» . Игра «Открытый сюжет сказки»


  1. Зима, зимушка, зима! – 6 часов


10-11

Снежинки

2

Рассказ о снежинках.

«Самая красивая снежинка»

( Конкурс рисунков и аппликаций) Изготовление необычных снежинок. Просмотр фильма «Откуда берется снег?» Викторина «Снежная»



12-13

Новый год!

2

Беседа об истории праздника. Мини –рассказы детей « Как я встречаю Новый год?».

Викторина «Морозная»

Просмотр фильма «Почему в разных странах Новый год начинается в разное время?»



14-15

Зима, зимушка , зима

(Итоговое)

2

Образ Зимы в стихах и в сказках. Защита мини-проектов « Зима, зимушка, зима»( почему я люблю/не люблю зиму)

«Зимушка -Зима» познавательно-игровая программа


  1. В здоровом теле - здоровый дух - 4 часа


16

Правильное питание

1

Беседа о правильном питании. Мини рассказы детей « Мое любимое блюдо». Просмотр фильма «Кто придумал этот суп?» Викторина о еде.



17

Здоровье

1

Беседа об укреплении здоровья. Мини рассказы детей «Что значит быть здоровым?». Просмотр фильма «Кто придумал уколы?» Кроссворд.



18

Здоровье

1

Беседа о сне. Мини –рассказы детей « Зачем нам нужно спать?» Просмотр фильма «Откуда берутся сны?» Викторина.



19

В здоровом теле –здоровый дух (Итоговое)

1

Спортивная эстафета по командам


  1. История создания привычных вещей - 4 часа


20

Зеркало

1

Рассказ о зеркале, его роль в науке. Просмотр фильма «Зачем придумали зеркало?» Викторина, кроссворд.



21

Стекло

1

Беседа о стекле, его роль в повседневной жизни и в науке, свойства стекла. Мини –рассказы детей « Предметы из стекла». Просмотр фильма «Чем можно разрезать стекло?»



22

Деньги

1

Рассказ о «деньгах» наших предков. Размышления детей « Если бы не было денег или жизнь без денег» Просмотр фильма «Как появились деньги?»



23

Итоговое

1

Экскурсия в школьный музей



  1. Загадки русского языка – 4 часа


24

Буквы

1

Беседа о создании письменности на Руси. Размышление детей «Мир без письменности». Просмотр фильма «Как были придуманы буквы?» Викторина о буквах.



25

Чудесная страна слов

1

Беседа о словах синонимах, антонимах, омонимах. Игра «Подбери пару». Просмотр фильма «Почему разные слова называют одним словом «ключ»?



26

Пословицы и поговорки

1

Беседа о пословицах и поговорках. Объяснение смысла поговорок и пословиц детьми. Игра «Собери пословицу» (разрезанные карточки). Просмотр фильма «Что значит поговорка «Заруби себе на носу»?»



27

Пословицы и поговорки (Итоговое)

1

КВН – «МИР ПОСЛОВИЦ и ПОГОВОРОК»


  1. Путешествия – 6 часов


28

Путешествие по морям

1

Беседа о моряках, кораблях. Просмотр фильма «Как моряки находят дорогу в море?»

Викторина «Морская»



29-30-31

Отправляемся в поход

3

Беседа о лесе. Мини –рассказы детей

1. «Как я ходил в поход, в лес».

2. «Что удивительного в лесу?»

Просмотр фильма «Почему стрелки компаса не показывают точно на север?». Викторина о лесе и его обитателях.

Беседа о правилах поведения в лесу. Просмотр фильма «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?»



32-33

Экскурсия

2

Экскурсия в лес.

«В лес по загадки» познавательно-игровая программа.




  1. Подведение итогов -1 час


34

Познавательная игра «Самое сильное звено» ( по проекту телепередачи)





Программа внеурочной деятельности для 2 классов "Клуб эрудитов".
  • Начальные классы
Описание:

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир вокруг нас. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, как основы учебной деятельности. В процессе изучения  школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», познакомится  с  удивительным миром животных,  узнать историю происхождения привычных вещей,  совершить  путешествие в страну сказок,  посетить  школьный  музей,  принять  участие в познавательных викторинах.

Автор Бодурова Елена Евгеньевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 743
Номер материала 47160
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓