Главная / Русский язык и литература / Программа внеурочной деятельности Русская стилистика Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности Русская стилистика Программа внеурочной деятельности

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан





Программа внеурочной деятельности

«Русская стилистика»

на 2014-2015 учебный год



Учитель первой квалификационной категории: Маликова И.А.





Пояснительная записка

Потребность в занятиях «Русская стилистика» объясняется тем, что в современной лингвистике утвердился коммуникативно-деятельный подход к обучению языку, что нашло отражение в государственном стандарте.

Одним из составных компонентов стандарта обучения русскому языку и литературе является понятие «коммуникативная компетенция», т.е. способность человека решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Решение этих задач невозможно без освоения функциональных стилей речи.

Обучение стилям речи и нормам языка объективно связано с воспитанием общественной активности и развитием эстетического восприятия слова, ибо функциональные стили обладают способностью отражать различные стороны жизни, коллектива и личности, специфику общения в различных ситуациях.

Программа актуальна, потому что речь, как правило, у учащихся маловыразительна и скудна, они не всегда ориентированы на то, как говорить. В процессе обучения, осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуру языка, усваивая нормы и правила построения речи, учащиеся овладевают её высшими качествами, такими, как логичность, точность, выразительность, уместность. Они учатся строить свои высказывания соответственно ситуации или условиям общения.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ОГЭ, тестирования на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Также дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА(ОГЭ) . В данной программе внеурочной деятельности больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Внеурочная деятельность позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Программа внеурочной деятельности предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему.

Также программа предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя материалы под редакцией И,П, Цыбулько и Интернет.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Основной задачей внеурочной деятельности «Русская стилистика» является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувство читателей и слушателей речи; предполагает не только ознакомление с теоретическим материалом, но и имеет практическую направленность, формирует умения и навыки работы с текстом, его редактирования. Программой предусматривается выполнение различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, сочинений по прочитанному тексту, редактирование и стилистическая правка текстов, работа со словарями.

Цели и задачи занятий внеурочной деятельности:

1.Подготовить учащихся к ГИА(ОГЭ) по русскому языку;

2. формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

3.Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

4.Вооружить учащихся стилистическими нормами языка.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:

1.Понимать назначение практической стилистики и культуры речи как учебной дисциплины;

2.Владеть нормами литературного языка;

3.Работать над терминами и определять основные понятия практической стилистики;

4.Владеть навыками написания текстов разных стилей;

5.Редактировать тексты, исправляя речевые и грамматические ошибки, уместно используя слова и предложения различной синтаксической конструкции.



В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;

  • работать с тестовыми заданиями;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы.



На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Темы программы внеурочной деятельности соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА(ОГЭ). Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Сочинение на лингвистическую тему.

3.Решение тестовых заданий формата ГИА(ОГЭ).

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (часть С), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данной программе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа 13 заданий на основе прочитанного текста определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

II. Учебно-тематический план.

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

сочинения

1. Орфоэпические нормы русского языка

5

1


2. Лексическая стилистика

17

1


3. Текст и его строение

7


2

4. Текст. Сжатое изложение

12

3


5. Грамматическая стилистика

8



6. Художественный стиль речи

13

1

3

7. Стилистическая характеристика синтаксиса.

7



8.Заключение.

1

1


ИТОГО:

70

7

5



Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 70 часов. В 9 классе изучаются следующие разделы:

    1. Орфоэпические нормы русского языка – 5ч.

    2. Лексическая стилистика – 17 ч

    3. Текст и его строение – 19 ч.

    4. Грамматическая стилистика – 8 ч.

    5. Художественный стиль речи – 13 ч.

    6. Стилистическая характеристика синтаксиса -8 ч.

Содержание занятий расширяет и углубляет программу русского языка для 9 класса, способствует формированию практических стилистических навыков.

Планируемые результаты:

Предлагаемый   курс должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качестве идеальной речи.

Учащиеся должны усвоить знания норм языка, сформировать умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.

Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся, овладению навыками поисково-исследовательской деятельности, успешной сдаче ГИА (ОГЭ).

Учебно-методическое обеспечение

1.Саяхова Л.Г.,Дорожкина Т.Н.,Муллагалиева Л.К. Русский язык. Учебник для 9 класса ОУ РБ/Под ред. Проф.Л.Г.Саяховой.- Уфа:Китап,2013.

2.Саяхова Л.Г.,Галлямова Н.Ш. Русский язык:учебник для 9 предпрофильного класса/ Под ред. Проф.Л.Г.Саяховой.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2005.

3.Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика.Пособие для

учителей.М.»Просвещение»,1978.

4.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Под ред. Проф. В.Д.Бондалетова,М. «Просвещение»

5.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие,М.,2003г.

6.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1988

7.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992



Календарно-тематическое планирование  внеурочной деятельности «Русская стилистика»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

По плану

Фактически


Орфоэпические нормы русского языка

5




1

Фонетический строй русского языка

1




2

Стилистическая характеристика фонетики. Стили произношения.

1




3

Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка

1




4

Соблюдение орфоэпических норм

1




5

Решение тестовых заданий ОГЭ(задание №2-14)

1





Лексическая стилистика

17




6

Стилистическая характеристика лексики.

1




7

Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления

1




8

Стилистический аспект многозначности слова.

1




9

Своеобразие лексической нормы

1




10

Употребление синонимов.

1




11

Употребление антонимов

1




12

Употребление омонимов

1




13

Понятие о паронимах

1




14

Использование паронимов в речи

1




15

Стилистические ресурсы лексики.

1




16

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и сферы употребления

1




17

Активный и пассивный словарный запас.

1




18

Архаизмы, историзмы.

1




19

Неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи

1




20

Фразеология и ее стилистические ресурсы.

1




21

Крылатые слова, пословицы и поговорки.

1




22

Лексический анализ текста. Практика.

1





Текст и его строение

7




23

Текст и его строение

1




24

Текст, его строение

1




25

Средства связи предложений в тексте

1




26

Типы речи. Описание и повествование

1




27

Рассуждение

1




28

Р.р. Особенности написания сочинения-рассуждения

1




29

Р.р. Сочинение рассуждение на основе предложенного текста

1





Текст. Сжатое изложение

12




30

Текст. Сжатое изложение

1




31

Тема. Главная мысль текста. Что такое микротема. Микротемы исходного текста.

1




32

Абзацное членение текста.

1




33

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

1




34

Критерии оценивания сжатого изложения.

1




35

Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

1




36-37

Приемы сжатия текста: исключение. Практика.

2




38-39

Приемы сжатия текста: обобщение. Практика.

2




40-41

Приемы сжатия текста: упрощение. Практика.

2





Грамматическая стилистика

8




42

Лексические, грамматические и стилистические нормы употребления имен существительных в речи

1




43

Нормативное употребление форм прилагательных

1




44

Употребление прилагательных в речи

1




45

Нормативное употребление форм имен числительных

1




46

Нормативное употребление форм местоимений

1




47

Нормативное употребление форм глагола

1




48

Нормативное употребление наречий

1




49

Различение и употребление омонимичных частей речи.

1





Художественный стиль речи

13




50

Художественная литература

Основные признаки художественного стиля

1




51

Средства художественной выразительности. Тропы

1




52

Средства художественной выразительности. Стилистические фигуры

1




53

Лексические средства выразительности

1




54

Зачетный урок. Загадка текста

1




55

Текст. Сочинение на лингвистическую тему

1




56

Критерии оценивания задания 15(1;2;3)

1




57

Структура сочинения на лингвистическую тему 15 (1). Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1




58

Р.р. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему 15 (1). Формулировка тезиса сочинения-рассуждения, аргументы, вывод сочинения на лингвистическую тему.

1




59

Структура сочинения-рассуждения15(2) на тему, связанную с анализом текста.

1




60

Р.р. Сочинение-рассуждение тему, связанную с анализом текста15(2).

1




61

Структура сочинения-рассуждения 15(3) на тему, связанную с анализом текста.

1




62

Р.р. Сочинение-рассуждение тему, связанную с анализом текста15(3).

1





Стилистическая характеристика синтаксиса.

7




63

Стилистические варианты словосочетаний.

1




64

Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений.

1




65

Стилистика сравнительных оборотов

1




66

Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов

1




67

Стилистические особенности предложений с однородными членами.

1




68

Сложное предложение. Стилистические функции союзов.

1




69

Синонимия прямой и косвенной речи.

1




70

Заключение. Итоговый контроль.

1






Программа внеурочной деятельности Русская стилистика Программа внеурочной деятельности
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеурочная деятельность «Русская стилистика» для 9 класса

                                Маликова И.А., учитель русского языка и литературы

Русский язык – один из самых сложных языков мира. Для каждого из нас важным является ясно и точно излагать свои мысли. Но часто в речи мы допускаем разного рода ошибки, сами того не замечая.

Речь современного школьника (даже, порой, успешного) бедна, ограничена, запас слов только самый необходимый. Даже если ученик обладает хорошим словарным запасом, он порой не умеет правильно им пользоваться.

Необходимо научить не только улавливать ошибки, но и правильно их исправлять. Для этого нужно научиться умению выбирать языковые средства.

И даже, если вы уверены в своей грамотности, хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Чтобы ученик с удовольствием постигал тайны родной речи, нужно сделать стилистику занимательной. Знакомство с нею расширит знания учащихся в области русского языка и поможет повысить речевую культуру. В стиле речи отражается духовный мир человека, его начитанность, знания, вкусы, симпатии. Чтобы научиться красиво, грамотно писать сочинения и изложения, нужно иметь представления о языковых средствах. Данная  программа внеурочной деятельности поможет подготовиться учащимся к ОГЭ  по русскому языку.

Совершенствование речевой культуры – это процесс постоянный, неизменно сопровождающий наше духовное развитие.

           Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 9 класса и  рассчитана  на 70 часов.

 

 

Автор Маликова Инзиля Ангамовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 53386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓