Главная / Биология / Программа учебного предмета «Биология» (10-11 классы профильный уровень)

Программа учебного предмета «Биология» (10-11 классы профильный уровень)


  1. Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (профильный уровень)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии (профильный уровень).

Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Для этого программой предусмотрено:

  1. освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  2. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  4. воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

  1. Общая характеристика предмета.

Курс биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет деятельностный подход, в соответствии с которым учащиеся должны

освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: биология как наука; методы научного познания; биосферный, биогеоценотический, популяционно – видовой, организменный, клеточный и молекулярный уровни жизни. В программе предусмотрен инвариативный курс для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

  1. Описание места предмета в общем плане.

Примерная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 204 часов в том числе в 10 классе – 102 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часов (3 часа в неделю).

В примерной программе предусмотрены инвариативные 2 часа в неделю «Биология+» для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, исследовательских работ, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. В каждой главе изучаемой темы автор И.Н. Пономарева предлагает темы для обсуждения, рефератов, исследовательских работ, опытов и экскурсий.

  1. Результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений,

сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

сформированность социальных компетенций, правосознание,

способность ставить цели и строить жизненные планы,

метапредметные:

освоенние межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности

способность организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные:

освоение специфических умений в области биологии,

освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках биологии, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

формирование научного типа мышления,

формирование научных представлений о ключевых теориях,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

5. Содержание программы 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Раздел I. Введение в курс биологии

1.Биология как наука и ее прикладное значение. Введение: Биология — наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Экскурсия Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

2. Общие биологические явления и методы их исследования. Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы

изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов. растений и животных.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой».

Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных».

Раздел II. Биосферный уровень организации жизни

3. Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях.

Функции живого вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы

происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

5. Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на

Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

6.Условия жизни в биосфере.

Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Живой мир и культура. Особенности биосферного уровня и его роль в обеспечении жизни.

Лабораторная работа № 3 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов».

Экскурсия Живой мир ( приемы описания растительного покрова на школьной территории.

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема. Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит - хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.

Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития. биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.

8. Многообразие биогеоценозов и их значение. Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы —

агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.

Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».

Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем»

Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния Территории, прилегающей к школе»

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни

9. Вид и видообразование. Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его

существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.

Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор – главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.

10. Происхождение и этапы эволюции человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.

Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.

11. Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и

в эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы. Особенности популяционно – видового уровня организации жизни.

12. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида»

Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора»

Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и

идиоадаптаций у организмов».

Содержание курса общей биологии 11 класса

(102 часа, 3 часа в неделю)

Раздел V. Организменный уровень жизни

Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение и развитие организмов. Воспроизве­дение организмов, его значение. Типы размножения. Беспо­лое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуаль­ное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эм­бриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека.

Лабораторная работа № 1 «Свойства живых орга­низмов».

  1. Наблюдение за передвижением животных: инфузо­рии-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.

  2. Выявление поведенческих реакций животных на фак­торы внешней среды.

Основные закономерности наследования призна­ков. Наследственность и изменчивость — свойства организ­мов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследо­вания, установленные Г. Менделем, их цитологические осно­вы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономер­ности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимо­действие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сце­пленное с полом. Наследственные болезни, их профилакти­ка. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и об­щества.

Практические работы:

1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».

2 . Решение элементарных задач по генетике «Дигибридное скрещивание».

3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».

4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».

5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».

Основные закономерности изменчивости. Измен­чивость признаков организма и её типы (наследственная и не­наследственная). Закономерности изменчивости. Наследст­венная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды му­таций и их причины. Последствия влияния мутагенов на орга­низм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.


Лабораторная работа № 2 «Модификационная из­менчивость».

  1. Построение вариативной кривой (на примере разме­ров листьев).

  2. Построение вариативной кривой (на примере разме­ров плодов пастушьей сумки).

Селекция и биотехнология на службе человечест­ва. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.

Вавилова в развитие се­лекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследст­венной изменчивости. Методы селекции, их генетические ос­новы. Особенности селекции растений, животных и мик­роорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека, направленное изменение генома).

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).

Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни

Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Ос­новные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строе­ния и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функ­ции. Значение видового постоянства числа, формы и разме­ров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клет­ка - основная структурная и функциональная единица жизне­деятельности одноклеточного и многоклеточного организ­мов. Клетка - единица роста и развития организмов. Специа­лизация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесооб­разности в природе.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 4«Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных орга­низмов).

  1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, во­доросли) и эукариот (растения, животного, гриба).

  2. Сравнение строения клеток одноклеточного и много­клеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпи­дермиса лука).

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».

  1. Исследование фаз митоза на примере микропрепара­та клеток кончика корня.

  2. Исследование проницаемости растительных и живот­ных клеток.

  3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Практические работы:

6 Решение задач «Мейоз, митоз».

Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни

Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

Химические процессы в молекулярных системах.

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Мо­лекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль фермен­тов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательст­во родства разных организмов. Роль естественных и искусст­венных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценно­сти жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача чело­вечества.

Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».

1. Выявление активности процесса фотосинтеза с помо­щью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений.

2. Обнаружение органических веществ (крахмала, бел­ков, жира) в тканях растений.

Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».

  1. Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.

  2. Обнаружение фермента каталазы в сырых и вареных продуктах питания.

Практические работы:

7. Решение задач «Молекулярная биология».

Тематическое планирование для 10 класса с определением основных видов учебной деятельности (Всего - 102 часа в год, 3 часа в неделю)


Содержание материала


Кол-во часов


Характеристика основных видов

деятельности ученика

Раздел 1. Введение в курс биологии (12 ч)

  1. Биология как наука и ее прикладное значение.

4

Работа с текстом. Поисковая. Дискуссионная. Анализировать, сравнивать, обобщать. Л.работа с микроскопом. Наблюдение за живой клеткой.

  1. Общие биологические явления и методы.

8

Работа с текстом. Работа с микроскопом. Поисковая. Дискуссионная. Анализировать, сравнивать, обобщать. Л.р. Освоение методов работы с определителем.

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (21 ч)

  1. Учение Вернадского о биосфере.

3

Работа с текстом. Поисковая. Анализировать, сравнивать, обобщать. Дискуссионная.

  1. Происхождение живого вещества.

7

Работа с текстом. Анализировать, сравнивать, обобщать. Поисковая. Дискуссионная.

  1. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

4

Работа с текстом, картой – схемой. Работа с микроскопом. Работа в полевых условиях. Наблюдение. Дискуссионная.

  1. Условия жизни в биосфере.

7

Работа с текстом. Поисковая. Работа в полевых условиях. Наблюдение. Дискуссионная. Л.р. Освоение методов загрязнения атмосферного воздуха. Исследование водозапасающей функции мхов.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни (31 ч)

  1. Природное сообщество как биогеоценоз.

18

Работа с текстом. Поисковая. Дискуссионная. Работа в полевых условиях. Наблюдение. Л.р.Исследование приспособленности организмов к совместному проживанию в биогеоценозе. Изучение свойств экосистем.

  1. Многообразие биогеоценозов и их значение.

13

Работа с текстом. Поисковая. Дискуссионная. Работа в полевых условиях. Наблюдение. Л. р. Оценка экологического состояния экосистемы школьного двора.

Раздел 4. Популяционно – видовой уровень жизни. (39 ч)

  1. Вид и видообразование.

12

Работа с текстом. Поисковая. Работа в полевых условиях: выявление критериев вида; описание двух видов по морфологическому критерию; сравнительная характеристика двух разных видов жуков. Дискуссионная. Л.р. Изучение значения искусственного отбора.

  1. Происхождение и этапы эволюции человека.

6

Работа с текстом. Поисковая. Дискуссионная. Анализировать, сравнивать, обобщать.

  1. Учение об эволюции и его значение.

13

Работа с текстом. Поисковая. Дискуссионная. Анализировать, сравнивать, обобщать. Л.р. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

  1. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.

8

Работа с текстом. Поисковая. Дискуссионная. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Обобщение и контрольная работа за год.

3


Итого

102


Биология + для 10 класса (68 часов, 2 часа в неделю по средам парные)

Дата

Название работы

Вид деятельности

Раздел 1. Введение в курс биологии.

Глава № 1 Биология как наук и ее прикладное значение.

11.09

Практика к главе №1. Организация наблюдения. Требования к ведению наблюдения в полевых условиях. Фиксация данных.

Учебная задача, постановка цели, наблюдение в полевых условиях, фиксация. Обобщение и выводы.

Практика к главе № 1. Наблюдение за повадками вороны. Охарактеризовать ее повадки в дневнике наблюдений

Наблюдение и фиксация в полевых условиях.

18.09


Практика к главе № 1. 1 этап Эмпирическое исследование школьного двора.

Исследование разнообразия видов растений школьного двора в полевых условиях.

Практика к главе № 1. 1 этап Эмпирическое исследование школьного двора.

Исследование разнообразия видов растений школьного двора.

25.09

Практика к главе № 1. Работа с определителем. Определение растений школьного двора.

Определение видов растений с помощью школьного определителя. Знакомство с определителями. Умение пользоваться определителями.

Глава № 2 Общие биологические явления и методы.

Практика к главе № 2 Выявление особенностей биогенетического уровня организации живого на примере одного конкретного биогеоценоза ( школьный двор).

Выявление экологического многообразия на примере школьного двора:

продуценты, консументы, редуценты.

Видовое многообразие (Какие виды обитают в системе)

Взаимосвязи: хищник – жертва (синица – насекомые), паразит – хозяин (фитофтора – растения), симбиоз (клубеньковые бактерии и бобовые).

Ярусность. 1, 2, 3 ярус

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни

Глава № 3. Учение Вернадского о биосфере.

02.10

Практика к главе № 3. Определение длины светового дня и температуры воздуха .Вывод о зависимости организмов от условий среды. Длительное наблюдение.

Мониторинг. Длительное наблюдение. Объект – школьный двор.

Практика к главе № 3. Сбор осадков. Определение рh - среды. Сравнить показатели осадков и воды из-под крана. Вывод о влиянии кислотности на н жизнедеятельность организмов.

Постановка опыта. Химический анализ воды. Вывод о влиянии кислотности на н жизнедеятельность организмов.

09.10

Практика к Главе № 3. Обсуждение книги Чижевского Земное эхо солнечных бурь.

Умение работать с первоисточниками.

Практика к Главе № 3. Обсуждение книги Чижевского Земное эхо солнечных бурь.

Практика к главе № 2. Знакомство с уровнями организации общей материи по Тайлеру Миллеру «Жизнь в окружающей среде»

Работа с первоисточниками, Интернет – ресурсами.

16.10

Практика к главе № 3. Исследование мела как сохранившегося доказательства былых биосфер.

Работа с микроскопами. Постановка учебной задачи, цели, фиксация данных, выводы.

Практика к главе № 3. Обсуждение статей: 1. Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты. 3. Эволюция биосферы до и после появления человека. 5. Ритмы жизни в биосфере.

Работа с первоисточниками, Интернет – ресурсами.

Глава № 4. Происхождение живого вещества.

23.10

Практика к Главе № 4 Обсуждение статей «Роль черных курильщиков в изучении проблемы происхождения жизни на Земле».

«Климат в истории нашей планеты».

Использование интернет – ресурсов. Чтение и обсуждение.

Практика к Главе № 4 «Этапы эволюции растений на Земле».

«Происхождение млекопитающих».

Использование интернет – ресурсов. Чтение и обсуждение.

30.10


Практика к Главе № 4. «Эволюция морских экосистем в истории Земли».

Использование интернет – ресурсов. Чтение и обсуждение.

Практика к Главе № 4 . Узнайте больше: Книга К.Ю. Еськова «История Земли и жизни на ней. От хаоса до человека»

Использование интернет – ресурсов. Чтение и обсуждение книги.

Глава № 5. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

13. 11

Практика к Главе № 5. Разработка модели круговорота веществ в биосфере

Работа в группах

Практика к Главе № 5. Обсуждение статей:

Значение леса для устойчивости биосферы.

Роль климата в устойчивости биосферы.

Цунами и их влияние на биосферу.

Сохранение грунтовых вод – актуальная проблема человечества.

Организация и самоорганизация в живой природе.


Индивидуальные сообщения. Дискуссия. Умение публично выступать.

20.11

Практика к Главе № 5. Сравнительное исследование загрязненности атмосферного воздуха на ул. Леонова, Комсомольской, в глубине школьного двора методом проб пыли.

Постановка учебной залачи, цели, рабочей гипотезы, опыт, фиксация данных, построение диаграмм. Сравнительный анализ и выводы. Рекомендации.

Практика к Главе № 5. Оформление работы.

Составление отчета.

Глава № 6. Условия жизни в биосфере.

27. 11


Практика к Главе № 6. Наблюдение: Что влияет на качество атмосферного воздуха в пределах территории школьного двора.

Наблюдение и фиксация в полевых условиях.

Практика к Главе № 6. Построение схематической модели «Состояние воздуха в зависимости от факторов внешней среды».

Построение схемы на основе наблюдаемых фактах.

4.12

Практика к Главе № 6. Обсуждение статей:

Случайность и непредсказуемость экологических последствий в биосфере.

Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.

Процессы биологического самоочищения природных вод.

Прокариоты на службе по защите почвенной среды жизни от тяжелых металлов.

Биологические основы природоохранной деятельности.

Биология видов, обнаруженных в ХХ веке.

Индивидуальная работа с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами. Публичное выступление .













11.12

18.12

Практика к Главе № 6. Обсуждение проблемы: «Можно ли заранее предвидеть результаты человеческой деятельности в биосфере?»

Коллоквиум.

18.12

Практика к Главе № 6 Подготовка к защите коллективного проекта «Комплексное исследование школьного двора»

Оформление проекта в программе Power point и на бумажных носителях.

25.12

Практика к Главе № 6. Защита коллективного проекта «Комплексное исследование школьного двора».

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

25.12

Практика к Главе № 6. Защита коллективного проекта «Комплексное исследование школьного двора».

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Итого : 1 полугодие 30 часов, 15 пар.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни.

Глава № 7. Природное сообщество как биогеоценоз.

Янв.

Практика к Главе № 7 Природное сообщество как биогеоценоз. Исследование Биологическое разнообразие стволовых вредителей хвойного леса.

Познавательно- исследовательская.

Работа в полевых условиях. Наблюдение.

Практика к Главе № 7 Исследование. Паразитические грибы как возбудители болезней у растений школьного двора.

Познавательно- исследовательская Работа в полевых условиях. Наблюдение.

Янв.

Практика к Главе № 7 Исследование. Раннецветущие растения парка.

Познавательно- исследовательская Работа в полевых условиях. Наблюдение.

Практика к Главе № 7 Исследование. Использование паразитических насекомых в борьбе с вредителями леса.

Познавательно- исследовательская. Работа с различными источниками информации научного характера.

Янв.

Практика к Главе № 7 Исследование. Многообразие видов редуцентов в экосистеме.

Познавательно- исследовательская. Работа в полевых условиях. Наблюдение дождевых червей, плесневых грибов. Работа с различными источниками информации научного характера.

Практика к Главе № 7 Исследование. Зимовка животных на Куршской косе.

Познавательно- исследовательская. Экскурсия. Наблюдение птиц, некоторых млекопитающих и их следов.

Глава № 8. Многообразие биогеоценозов и их значение.

Февр.

Практика к главе № 8 Многообразие биогеоценозов и их значение. Исследование. История и биология охраняемого вида растений в нашем регионе.

Познавательно- исследовательская. Работа с различными источниками информации научного характера.

Электронная презентация. Работа с определителем, Красной книгой Калининградской области.

Практика к главе № 8 Исследование. История и биология охраняемого вида животных в нашем регионе.

Познавательно- исследовательская.

Работа с различными источниками информации научного характера.

Электронная презентация. Работа с определителем, Красной книгой Калининградской области.

Февр

Практика к главе № 8 Исследование. Яблоня в природе и жизни людей.

Познавательно- исследовательская Работа с различными источниками информации научного характера.

Электронная презентация. Работа с определителем. Классифицировать дикую яблоню. Работа с творческими источниками: легенды, фольклор; народной и профессиональной медицины

Практика к главе № 8 Исследование. Новые домашние животные, их биология и поведение.

Познавательно- исследовательская. Работа с различными источниками информации научного характера.

Электронная презентация.

Февр

Практика к главе № 8. Обсуждение: Охрана экосистем в законодательстве России.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

Практика к главе № 8. Обсуждение: Куршская коса: история и география.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Раздел 4. Популяционно – видовой уровень жизни.

Глава № 9 Вид и видообразование.

Февр

Практика к главе № 9 Вид и видообразование. Исследование. Примеры борьбы за существование в природе.

Познавательно- исследовательская на примерах живых объектов.

Практика к главе № 9. Исследование. Вариативность в проявлении признаков морфологического критерия у одуванчика обыкновенного.

Познавательно- исследовательская на примерах живых объектов. Наблюдение.

март

Практика к главе № 9. Исследование. Действия естественного отбора.

Познавательно- исследовательская на примерах живых объектов.

Практика к главе № 9. Обсуждение: Роль человека в процессах миграции диких видов животных.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

март

Практика к главе № 9. Обсуждение: Популяции вида Медведь бурый. География и биологические особенности.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Практика к главе № 9. Обсуждение: Популяции вида Слон африканский. Многообразие и роль в природе.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Глава № 10. Происхождение и этапы эволюции человека.

март

Практика к главе № 10 Происхождение и этапы эволюции человека. Исследование. Докажите сходства человека с животными на примере знаний о своем организме.

Познавательно- исследовательская. Сравнение, анализ, выводы. Работа с различными источниками научного характера.

Практика к главе № 10. Происхождение и этапы эволюции человека. Исследование. Докажите сходства человека с животными на примере знаний о своем организме.

Познавательно- исследовательская. Сравнение, анализ, выводы.

Апр.

Практика к главе № 10 Исследование. Особенности онтогенеза палеоантропов и неоантропов

Познавательно- исследовательская Работа с различными источниками научного характера.

Практика к главе № 10 Исследование. Австралопитеки – примитивные люди или высокоразвитые человекообразные обезьяны?

Познавательно- исследовательская. Работа с различными источниками научного характера.

Апр.

Практика к главе № 10 Обсуждение: Ф. Энгельс о роли трудовой деятельности в эволюции человека.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Практика к главе № 10 Обсуждение: Влияние неоантропов на фауну и флору в антропогенный период.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Глава № 11. Учение об эволюции и его значение.

Апр.

Практика к главе № 11 Учение об эволюции и его значение. Исследование. Изучите и охарактеризуйте особенности и различия, характер выполняемых ими функций в жизни кошки.

Познавательно- исследовательская. Работа в лабораторных условиях. Наблюдение. Изучение.

Практика к главе № 11. Исследование. Изучите и охарактеризуйте черты приспособления кактуса и традесканции к среде обитания. Можно ли по облику растения определить среду его обитания?

Познавательно- исследовательская. Работа в лабораторных условиях. Наблюдение.


Апр.

Практика к главе № 11 Исследование. Ж. Бюффон – выдающийся французский зоолог. Его роль в исследовании органического мира.

Познавательно- исследовательская Работа с различными источниками научного характера.

Практика к главе № 11. Исследование. К.Ф. Рулье – выдающийся российский ученый. Его идеи о развитии живого мира.

Познавательно- исследовательская. Работа с различными источниками научного характера.

май

Практика к главе № 11 Исследование. Братья Ковальские. Их роль в развитии эволюционного учения.

Познавательно- исследовательская Работа с различными источниками научного характера..

Практика к главе № 11. Исследование. Значение аналогии и гомологии в живом мире.

Познавательно- исследовательская. Работа с коллекцией гомологичных органов в типе Хордовые.

Глава №12. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.

май

Практика к главе № 12 Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества Исследование. Каково состояние сохранения биологического разнообразия в России?

Познавательно- исследовательская

Практика к главе № 12 Исследование. Законодательство РФ о защите и сохранении многообразия видов.

Познавательно- исследовательская. Знакомство с законом.

май

Практика к главе № 12 Исследование. Биологическое многообразие рядом с моим домом.

Познавательно- исследовательская. Работа с определителями.

Практика к главе № 12. Обсуждение: Охраняемые виды в нашем регионе.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

май

Практика к главе № 12 Обсуждение: Биология и экология редких растений нашего региона.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Практика к главе № 12. Обсуждение: Биология, экология и география редких животных в нашем регионе.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Итого 2 полугодие: 36 часов.

За год 66 часов.

Резерв 2 часа.

Тематическое планирование для 11 класса с определением основных видов учебной деятельности (Всего - 102 часа в год, 3 часа в неделю)


Содержание материала


Кол-во часов


Характеристика основных видов

деятельности ученика

Раздел 5. Организменный уровень организации жизни (45 ч.)

  1. Организм как биологическая система.

8

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Дискуссия. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Размножение и развитие организмов.

5

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Дискуссия. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Основные закономерности наследственности и изменчивости.

11

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Основные закономерности изменчивости.

8

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Селекция и биотехнология на службе человека.

6

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Многообразие организмов в природе.

7

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

Раздел 6. Клеточный уровень организации жизни (26 ч.)

  1. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

16

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Клетка – генетическая единица живого.

10

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

Раздел 7. Молекулярный уровень организации жизни (32ч.)


  1. Молекулярный состав живых клеток.

11

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Химические процессы в живой клетке.

13

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии.

  1. Время экологической культуры.

1

Познавательно – исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии..

Итого

105


Биология + для 11 класса (68 часов, 2 часа в неделю парные)

Дата

Название работы

Вид деятельности

Сент.

Защита исследовательских работ и проектов, выполненных в 2013-2014 учебном году.

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Защита исследовательских работ и проектов, выполненных в 2013-2014 учебном году.

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Сент.


Защита исследовательских работ и проектов, выполненных в 2013-2014 учебном году.

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Защита исследовательских работ и проектов, выполненных в 2013-2014 учебном году.

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Сент.

Защита исследовательских работ и проектов, выполненных в 2013-2014 учебном году.

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Защита исследовательских работ и проектов, выполненных в 2013-2014 учебном году.

Навыки публичного выступления, презентация своего исследования. Дискуссия с оппонентами

Раздел I Организменный уровень жизни

Сент.

Практика к главе № 1 Живой организм как биологиче­ская система. Исследование. Дифференциации тканей на примере конуса прорастания у проростков овса.

Познавательно - исследовательская

Исследование. Дифференциации тканей на примере конуса прорастания у проростков овса.

Познавательно - исследовательская

Окт.

Исследование систем передвижения у разных видов аквариумных рыб.

Познавательно - исследовательская

Исследование систем передвижения у разных видов аквариумных рыб.

Познавательно - исследовательская

Окт.

Исследование внутреннего строения световых и теневых листьев одуванчика.

Познавательно - исследовательская

Исследование внутреннего строения световых и теневых листьев одуванчика.

Познавательно - исследовательская

Окт.


Практика к главе № 2 Размножение и развитие организмов. Исследование Выявление скорости роста корня путем растяжения его клеток (семейство тыквенных).

Познавательно - исследовательская

Исследование развития зависимости скорости роста и развития моллюска от корма.

Познавательно - исследовательская

Окт.


Исследование. Получение плодов у фуксии путем искусственного опыления.

Познавательно - исследовательская

Исследование вегетативного размножения комнатных растений черенкованием.

Познавательно - исследовательская

Ноябрь


Практика к главе № 3 Основные закономерности наследования признаков. Выявление нормы реакции у растений. Проведение менделеевского опыта с горохом посевным.

Познавательно - исследовательская.

Выявление соотношения генотипа и фенотипа.

Познавательно - исследовательская

Ноябрь

Выявление фенотипических свойств у комнатных растений.

Познавательно - исследовательская

Обсуждение: Роль условий среды в определении пола.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации.

Ноябрь

Обсуждение: История открытия хромосомных болезней.

Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации

Решение задач на наследование хромосомных болезней.

Логическое мышление.

Дек.

Практика к главе № 4 Основные закономерности изменчивости. Выявление статических закономерностей модификационной изменчивости (число колосков в сложном колосе).

Познавательно - исследовательская

Определение онтогенетической изменчивости у растений (длина годичных приростов у деревьев)

Познавательно - исследовательская

Дек.

Выявление генотипической изменчивости путем нахождения уродцев (у сирени 5 лепестков).

Познавательно - исследовательская

Гербарий. Создание гербарий цветковых и спороносных растений.

Познавательно - исследовательская

Дек.

Обсуждение: Роль мутаций в эволюции органического мира

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации

Обсуждение: Роль мутаций в эволюции органического мира.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации

Дек.

Обсуждение: Проблемы генетической безопасности.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации

Обсуждение: Изменчивость наследственных признаков как патология.

Познавательно - исследовательская. Работа с различными источниками. Соблюдение правил дискуссии. Электронные презентации

Янв.

Практика к главе № 5 Селекция и биотехнология на службе человечества. История открытия биотехнологии.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Многообразия ягодных культур, выращиваемых в нашем регионе.

Познавательно- исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Янв.

Многообразие овощных культур, выращиваемых в нашем регионе.

Познавательно - исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Составление списка растений в ассортименте торговых центров нашего региона.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Янв.

Обсуждение: взаимосвязь биотехнологии и молекулярной биологии.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Электронные презентации

Обсуждение: использование бактерий в биотехнологии.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Февр.

Обсуждение: использование вирусов в биотехнологии.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Практика к главе № 6 Царство Вирусы, его разнообразие и значение

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Февр.

Исследование вирусных включений (гранул или кристаллов в тканях листьев картофеля под световым микроскопом.)

Работа с цифровым и световыми микроскопами; Internet-ресурсами.

Исследование вирусных кристаллов в листьях и плодах огурца под световым микроскопом.

Работа с цифровым и световыми микроскопами; Internet-ресурсами.

Февр.

Выявление мозаичной расцветки листьев томата (перца) и рассмотрение вирусных включений (гранул или кристаллов) под световым микроскопом.

Работа с цифровым и световыми микроскопами; Internet-ресурсами.

Обсуждение: История открытия вируса бешенства.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Электронные презентации

Февр.

Обсуждение: Труды Д. И. Ивановского в области вирусологии.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Электронные презентации

Раздел II

Март

Практика к главе № 7 Строение живой клетки. Знакомство с процессами, происходящими в митохондрии.

Работа с цифровым и световыми микроскопами; Internet-ресурсами.

Исследование строения хлоропласта под микроскопом.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Электронные презентации

Март

Сравнения строения микротрубочек клеточного центра и жгутика.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Идеи сим биогенеза в трудах российских ученых.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Март

Транспорт веществ через плазматическую мембрану.

Познавательно - исследовательская Работа с различными источниками. Электронные презентации

Практика к главе № 8 Процессы жизнедеятельности клетки

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками. Электронные презентации

Апр.

Наблюдение делящихся клеток корня лука.

Работа с цифровым микроскопом

Наблюдение строения завязи и семязачатков (у нарциссов, тюльпанов, лилий)

Работа с цифровым микроскопом

Раздел III Молекулярный уровень организации жизни.

Апр.

Практика к главе № 9 Молекулярный состав живых клеток. История открытия ферментативной роли белков.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Функции органических молекул в процессе репликации ДНК.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Апр.

Многообразие и функции липидов в тканях растений и животных.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Многообразие белков в живой природе.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Апр.

Практика к главе № 10 Химические процессы в молекулярных системах

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Сравнение схем строения оперона и гена эукариот ческой клетки.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Апр.

Сравнение схем репликации кольцевой и линейной ДНК.

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Практика к главе № 11 Время экологической культуры

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Май

Оценка состояния деревьев вдоль дороги

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Влияние весны на поведение птиц (воробьев или вороны)

Познавательно – исследовательская. Работа с различными источниками.

Май

Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ

Май

Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ

Май

Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ


Подготовка к ЕГЭ

Работа с вариантами ЕГЭ

Итого: 68 часов.

Описание материально – технического обеспечения процесса

Цифровое оборудование

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Микроскоп

Колонки

Диск ЦОР Лабораторный практикум. Биология.

Техническое оборудование

Световые микроскопы

Предметные и покровные стекла

Препаровальные иглы

Пинцеты

Пресс для гербария

Швейные иглы, нитки

Бумага формат А-4

Компасы

Сочки

Химические стаканы

Универсальные химические индикаторы

Секундомер.

Таблицы

По цитологии

По молекулярной биологии

По генетике

По экологии

По эволюции

Материалы

Крахмал

Белок куриного яйца

Йод

Комнатные растения

Коллекция насекомых

Живые организмы Простейших

Ученические принадлежности

Карандаши

Полевые дневники

Описание учебно – методического обеспечения.

Образовательные технологии:

  • словесно – наглядные: постановка учебной задачи, дискуссия, беседа, лекция, семинар, коллоквиум; демонстрация наглядности.

  • технология исследовательской и проектной деятельности учащихся: проблемный вопрос, актуальность его решения, формулировка цели и задач, планирование и закладка опыта, наблюдение и фиксация полученных данных, работа с научными источниками, сравнение и анализ полученных данных, обобщение, выводы и рекомендации.

  • информационные компьютерные технологии: Internet-ресурс (видео, фото картинки, научная информация; программа Power point; Word; XL-таблицы.

  • личностно-ориентированную технология в воспитательном процессе



Учебно-методическая литература

  1. «Биология» 10 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012.

  2. «Биология» 11 класс. И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012.

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология 10 класс профильный уровень. Методическое пособие -  Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2012

  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология 11 класс профильный уровень. Методическое пособие -  Москва. Издательский центр «Вентана –Граф», 2012

  5. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  6. Бологова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008.

  7. Лернер Г.И.. Общая биология. Контрольные и самостоятельные работы. Мастер – класс для учителя. М., «Эксмо», 2007

  8. Природоведение. Биология. Экология. Программы. Издательский центр «Вентана-Граф», 2008

Электронные образовательные ресурсы

  1. Единая коллекция образовательных ресурсов.

  2. Сайт лучших учителей.

  3. Сайт учителей биологии.

  4. Электронный учебник «Лабораторный практикум. Общая биология».









Программа учебного предмета «Биология» (10-11 классы профильный уровень)
  • Биология
Описание:

Данная программа разработана на основе программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (профильный уровень)

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,         изложенные в пояснительной записке к    программе по биологии (профильный уровень).

 

         Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Примерная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 204 часов в том числе в 10 классе – 102 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часов (3 часа в неделю).

В примерной программе предусмотрены инвариативные 2 часа в неделю «Биология+» для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, исследовательских работ, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. В каждой главе изучаемой темы автор И.Н. Пономарева предлагает темы для обсуждения, рефератов, исследовательских работ, опытов и экскурсий. 

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

готовность и способность  к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений,

сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

сформированность социальных компетенций, правосознание,

способность ставить цели и строить жизненные планы,

метапредметные:

освоенние  межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности

 способность организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

            предметные:

           освоение специфических умений в области биологии,

освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках биологии, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

 формирование научного типа мышления,

формирование научных представлений о ключевых теориях,

 

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Автор Ондрина Галина Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2095
Номер материала 52644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓