И.ЖАНСУГУРОВА
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГИМНАЗИЯ № 16
Программа
спецкурса «Основы
археологии» для гимназических классов с углубленным изучением истории
Казахстана
(7 вариант)
Талдыкорган,
2013-2014
Автор: Жанаберлиева С.Б., учитель
истории высшей категории средней школы –
гимназии № 16 г.Талдыкоргана
Рецензент: Згарбаева Гулим Елубаевна,
преподаватель кафедры истории ЖГУ им. И.Жансугурова
Рекомендовано кафедрой истории ЖГУ им.И.Жансугурова
Программа спецкурса «Основы археологии» для
гимназических классов с углубленным изучением истории Казахстана (7 вариант)
рассмотрена на заседании Методического Совета средней школы – гимназии № 16.
Протокол №
Предложения и отзывы просим присылать по адресу: г.
Талдыкорган, м-он Молодежный, 52
« Согласовано»
Ректор ЖГУ им. И.Жансугурова
|
«Утверждаю»
Директор СШГ № 16
С.Сулейменова
|
Рассмотрено на
заседании Совета
Протокол № ______ от
«___»______________20__ года
Пояснительная записка
Главное значение
археологии заключается в том, что археологические материалы представляют для
всех важные сведения о прошлом человечества.
Прослеживается процесс перехода человека от
простого присвоения готовых продуктов к производящим формам хозяйства. Дается
характеристика отдельных археологических культур. Специальные разделы посвящены
археологии Казахстана. Археология – раздел исторической науки, изучающий
развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно
по вещественным историческим источникам. Поэтому археология считается очень
полезной и занимательной наукой для всех людей кого интересует история мира.
Задачей курса
«Основы археологии» является знакомство учащихся с данной наукой, с ее
методами, вводить в курс основные теоретические установки дисциплин.
Главной целью
преподавания основ археологии является отражение современного уровня
археологии, уделяя тем самым внимание на ее успех, задачи и перспективы.
Археология
связана с гуманитарными науками, среди них особенно с историей первобытного
мира, этнологией, антропологией, архитектурой.
Предлагаемая
программа спецкурса составлена на основании государственного
общеобразовательного стандарта среднего образования Республики Казахстан.
Объем содержания
спецкурса «Основы археологии» -2 часа в неделю – 68 часов в год.
Задачи
курса:
1.
Сформировать у учащихся преставление о предмете;
2.
Научить анализировать исторические события и факты;
3.
Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных
исторических и современных источников, самостоятельно, творчески осмысливать
историческое прошлое.
Тематическое
планирование
№
|
№
урока
|
Тема
|
кол-во
часов
|
примечание
|
1
|
1
|
Введение.
Предмет и задачи курса
|
1
|
|
2
|
2
|
Источники и методы археологии
|
1
|
|
3
|
3-4
|
Стоянки, города, могильники и другие
археологические памятки
|
2
|
|
4
|
5
|
Взаимоотношение археологии с другими
науками
|
1
|
|
5
|
6-7
|
Сфрагистика, нумизматика, геральдика,
эпиграфика. Письменные и вещественные источники
|
2
|
|
6
|
8
|
Развитие археологической науки
Казахстана
|
1
|
|
7
|
9-10
|
Палеолит (Каменный век). Ранний
палеолит. Природные условия
|
2
|
|
8
|
11-12
|
Олдувайская эпоха. Ашельская эпоха
|
2
|
|
9
|
13-14
|
Мустьерская эпоха. Поздний палеолит.
Появление человека современного
|
2
|
|
10
|
15-16
|
Расселение людей и рост населения.
Совершенствование обработки камня
|
2
|
|
11
|
17-18
|
Стоянки позднего палеолита.
Палеолит Средней Азии и Казахстана
|
2
|
|
12
|
19-20
|
Мезолит. Изменение природно –
географической среды. Усовершенствование орудий труда
|
2
|
|
13
|
21-22
|
Мезолит Средней Азии и Казахстана
|
2
|
|
14
|
23-24
|
Появлении зачатков скотоводства и
земледелия
|
2
|
|
15
|
25
|
Неолит. Становление новых форм хозяйства
|
1
|
|
16
|
26-27
|
Неолит Средней Азии, России
|
2
|
|
17
|
28-29
|
Каменный век Средней Азии и Казахстана.
Древний палеолит. Природные условия
|
2
|
|
18
|
30-31
|
Памятники шелльашельского времени.
Находки в Каратау, Шабыкты, Танырказган, Барыказган, Казангап
|
2
|
|
19
|
32-33
|
Находки Карабаса, Приаралья,
Центрального и Западного Казахстана
|
2
|
|
20
|
34
|
Повторение
|
1
|
|
21
|
35
|
Жейтунская земледельческая культура
|
1
|
|
22
|
36-37
|
Энеолит. Бронзовый век. Древняя
металлургия
|
2
|
|
23
|
38-39
|
Развитие скотоводства и земледелия.
Ремесло
|
2
|
|
24
|
40-41
|
Энеолит Средней Азии. Анау, Намазга
|
2
|
|
25
|
42
|
Бронзовый век Казахстана. Изучение
горных разработок по добычи меди, олова
|
1
|
|
26
|
43-44
|
Верхний Иртыш, в Жезказгане, на
Стопняке, Коунраде, в горах Улы-Тау, Кара-Тау
|
2
|
|
27
|
45-46
|
Племена Андроновской культуры.
Земледелие
|
2
|
|
28
|
47-48
|
Формирование кочевого быта. Распад
первобытнообщинного строя
|
2
|
|
29
|
49-50
|
Памятники Железного века Казахстана
Сакский племенной союз. Районы их расселения
|
2
|
|
30
|
51-52
|
Каменское городище. Елизаветовское
городище. Мельгуновский курган
|
2
|
|
31
|
53-54
|
Аланы, усуни, канглы. Могильники усуней
в долинах рек Чу, Чилика, Каргалинки, близ Алматы, Жамбыла
|
2
|
|
32
|
55-56
|
Памятники культуры усуней, канглы,
гуннов
|
2
|
|
33
|
57-58
|
Казахстан в Средневековье.
Этнополитическая история. Тюркский Каганат
|
2
|
|
34
|
59-60
|
Тюргешский каганат. Государство
карлуков. Караханиды.
|
2
|
|
35
|
61
|
Археологические памятники тюрок
|
1
|
|
36
|
62
|
Археологические памятники карлуков.
Погребальный обряд
|
1
|
|
37
|
63
|
Сросткинская культура
|
1
|
|
38
|
64-65
|
Поселения и городища кыпчаков.
Культура. Ремесло. Хозяйство
|
2
|
|
39
|
66
|
Принципы археологических раскопок
|
1
|
|
40
|
67
|
Повторение
|
1
|
|
41
|
68
|
Итоговое повторение
|
1
|
|
Литература:
1. Авдусин
Д.А. «Основы археологии » Москва, 1989
г.
2. Байпаков
К.М. «Археология Казахстана» Алматы , 1993
г.
3. История
Казахстана 1 том , Алматы , 1997 г
4. Кан Г.
История Казахстана Алматы , 1998 г
5. Очерк по
истории Казахстана
РЕЦЕНЗИЯ
на программу спецкурса «Основы археологии», составленную учителем
истории высшей категории
СШГ № 16 г. Талдыкоргана Жанаберлиевой С.Б. для
7 класса с углубленным изучением истории Казахстана (7 вариант).
Данная программа
составлена для изучения спецкурса «Основы археологии» для 7 классов средних
школ. Она отвечает основным требованиям и дает общие представления об
археологии.
Археология
произвела переворот в исторической науке, расширив пространственный горизонт
истории, в сотни раз увеличив картину прошлого.
Археологические
материалы свидетельствуют о много компетентности культуры Казахстана и Средней
Азии.
Казахстан был
одним из регионов, где протекал процесс трансформации
скотоводческо-земледельческих племен ранних кочевников. Новые археологические
открытия, в частности раскопки сакских курганов на берегах Или и в низовьях
Сырдарьи, позволяют говорить о том, что Казахстан являлся важным центром
сакских и усуньских племен. Многие вопросы, решения и выводы, основанные на
археологических данных, носят дискуссионный характер. Об этом следует помнить и
потому в науке нет «истин в последней инстанции».
В программе
сделана попытка повысить значимость теоретических разработок, особое внимание
уделено таким вопросам, как происхождение человека и человеческого общества;
развитие производящих форм хозяйства – скотоводства и земледелия; становление
кочевничества и истории материальной и духовной культуры раннекочевнических
государств; оседлая и городская культура; взаимодействие кочевых культур и
оседлых цивилизаций в рамках Казахстана и Средней Азии.
В программе четко
определена цель изучения курса: помочь ученику разобраться в вопросах
археологии. Правдивое отношение к прошлому, трепетное отношение к культуре,
желание изучить археологические источники казахского народа с научных позиций,
способствует воспитанию у учащихся патриотизма.
Содержание курса
позволяет развивать интерес и уважение к археологии, стремление сохранять и
приумножать состояние своей республики в области материальной культуры,
формировать научное мировоззрение у школьников и прививать им знания по истории
материальной культуры.
Программу можно
рекомендовать для изучения в 7-8 классах средней школы.
Преподаватель кафедры истории
ИФФ ЖГУ им. И.
Жансугурова: Згарбаева Г.Е.
Перспективы
развития методической работы:
Ø создание
единого методического и информационно-образовательного пространства через предоставление
и развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых,
экспертных, библиотечно-методических), оказываемых образовательным учреждениям,
отдельным педагогам, учащимся, их родителям;
Ø обеспечение
методических условий для реализации программы развития образования на 2011 —
2020 гг.;
Ø создание
научно-обоснованной, гибкой системы непрерывного повышения квалификации
педагогических работников через развитие творческих способностей личности
учителя;
Ø создание
банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой
деятельности педагогов в области содержания и методов образования с
использованием всех современных видов носителей информации;
Ø создание
творческой атмосферы в ОУ, культивирования интереса к инновациям;
Ø разработка
модели учителя школы, включающей в себя личностные качества, специальные
профессиональные знания и умения;
Ø совершенствование
методической поддержки непрерывного профессионального образования педагогов
школы;
Ø создание
условий для методического самообразования и творческого становления учителя в
процессе его педагогической деятельности, на рабочем месте;
Ø внедрение
интегрированного содержания образования вследствие такого фактора, как
ограниченность кадровых ресурсов, когда один учитель вынужден вести несколько
предметов;
Ø методическое
сопровождение сотрудничества школы с родителями, социального партнерства в силу
большой стабильности и компактности социума.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.