Швейное дело
Современные
социально-экономические условия, предложения рынка труда, проблемы молодежной
безработицы заставляют многопланово и разнообразно решать задачу создания
оптимальных условий для социально-педагогической реабилитации обучающихся.
Успешная подготовка к трудовой деятельности обучающихся возможна только в
специально созданных условиях при обеспечении комплекса
лечебно-профилактических, психолого-педагогических, социальных и профессионально-реабилитационных
мер.
Главная
цель обучения в 10 - 11 классах – развитие компенсаторных возможностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическая
реабилитация, профессиональное самоопределение выпускников в соответствии с
собственными психофизическими возможностями.
Цель
·
Создание
и обеспечение необходимых условий для обучения обучающихся профессии, их
воспитания и обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормами.
·
Участие
в формировании социального заказа на образование, исходя из интересов района,
целенаправленного ориентирования обучающегося на профессию.
Задачи
·
Осуществление
реализации образовательных программ профессиональной подготовки, обеспечивающих
приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня
квалификации.
·
Оснащение
мастерских для проведения учебных мероприятий специальным оборудованием,
аппаратурой, приборами и инструментами, отвечающими требованиям стандартов,
техническим условиям и обеспечивающими предоставление услуг соответствующих
видов.
·
Выдача
выпускникам школы документа установленного образца о соответствующем уровне
квалификации.
·
Создание
необходимых условий для получения образования, направленного на формирование,
развитие и профессиональное становление личности на основе выполнения
требований государственных программ.
Социальная и профессиональная
адаптация и реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
начальное профессиональное образование, решение проблемы социальной интеграции
воспитанников в общество.
Школа социализации – это организация воспитывающей
среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную, социальную
адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо
создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в
образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном
выборе будущей профессии. Реализация принципа социализации помогает ребёнку с
ограниченными возможностями установить прочные связи с окружающим социумом,
обеспечить их широту и многообразие.
В
условиях жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании
новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация
выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида
становится более сложной, но вместе с тем более
значимой.
Значимость
проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена
тем, что выпускники коррекционной школы испытывают трудности в определении
своей жизненной позиции, своего места в
обществе.
Исследования
ученых (Л.С.Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов и др.) свидетельствуют
о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве
здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы
образования и являться основой их социализации.
Традиционная
система 5- летнего профессионально – трудового обучения не решает этого круга
задач. Выпускники 9 классов не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой
деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение в виде
продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных
училищ или в условиях 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой. Но,
самостоятельно обучаясь в профессиональном училище, выпускники в силу
психофизических особенностей испытывают большие сложности. Они неспособны без
руководства и помощи взрослых правильно освоить социальный опыт и как,
следствие бросают обучение.
Социализация и успешная интеграция детей с ОВЗ, уменьшение разрыва в
жизненных условиях и личностных установках здоровых и детей с ОВЗ являются
приоритетными направлениями всей образовательной, воспитательной и
коррекционной деятельности школы.
Концепция модернизации работы школы
позволяет создать базу для решения следующих актуальных на данный момент
задач:
- создание в образовательном
учреждении условий и средств, позволяющих обеспечить успешную социализацию;
- решение вопросов трудовой и
профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, для
полноценной интеграции их в социально-экономическое пространство
региона;
( совершенствование
трудовой подготовки в условиях 10 -11 классов, как особой структуре
профессиональной подготовки на рабочее место);
-
обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся.
Модель
выпускника 11 класса
Социально-адаптированная
личность, способная к самореализации
Владеет
основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность,
умеет применять стандарт знаний в простых жизненных ситуациях, обучен приемам
самообразования. Способен осуществлять самооценку и самоконтроль.
Ведет
здоровый образ жизни, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила
культурного поведения, умеет анализировать поступки. Владеет навыками
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Физическое
развитие соответствует возрасту.
Владеет
профессией на уровне II-III рабочего
разряда.
Подготовлен
к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с
учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.
Способен:
-предложить
себя на рынке труда
-работать
самостоятельно без помощи руководства
-брать
на себя ответственность
-участвовать
в совместном принятии решений
-проявлять
инициативу, принимать решения
-осуществлять
самостоятельные социальные контакты в социальной среде
-стремиться
к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта
своего труда
-адекватно
осознавать собственные возможности и способности.
Программа
для профессиональных классов на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида
предусматривает подготовку учащихся к выполнению производственных заданий на
уровне швеи 2-3 го разрядов согласно квалификационных характеристик и
специализации по профессиям, связанным с обработкой тканей.
Программа
состоит из разделов:
1.
Экономика отрасли.
2.
Материаловедение.
3.
Конструирование швейных изделий.
4.
Общая технология швейного, трикотажного, текстильно - галантерейного и др.
производства.
5.
Охрана труда.
6.
Технология изготовления швейных изделий.
7.
Производственное обучение.
8.
Машиноведение.
Раздел
« Материаловедение».
У
обучающихся углубляются и расширяются навыки изготовления швейных изделий.
Изучение данного раздела тесно связано с изготовлением швейных изделий.
В
разделе «Экономика отрасли» обучающиеся знакомятся с вопросами
экономической эффективности организации швейного производства, получают
сведения о расчете нормы времени и нормы выработки.
Раздел
«Общая технология производства» знакомит обучающихся со способами
обработки текстильных материалов, углубляет их знания и практические умения по
выполнению швейных работ. Обучающиеся получают сведения о структуре
технологического процесса, усваивают необходимость соблюдения технических
условий при обработке текстильных материалов.
В программу раздела «Конструирование швейных изделий» введены темы,
раскрывающие особенности конструкции различных швейных изделий.
Особое внимание уделено правилам безопасности работы в мастерских и на
производстве. В программе выделен раздел «Охрана труда». При изучении
данного раздела обучающиеся знакомятся с системой охраны труда на швейных
предприятиях, с основами законодательства по охране труда.
В разделе «Производственное обучение» является участие обучающихся в
производительном труде. В учебной мастерской обучающиеся последовательно
изучают приемы и способы выполнения швейных работ. При этом сложность изделия
возрастает от того, чтобы обучающиеся могли освоить наиболее характерные
сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения
профессиональных работ.
Производственная практика предполагает выполнение обучающимися работ по
изготовлению швейных изделий (отдельных операций), предусмотренных
квалификационной характеристикой 1-го и 2-го разрядов.
В
разделе «Технология изготовления швейных изделий» учащиеся изучают
научные основы технологии в объёме, необходимом для глубокого, сознательного и
прочного овладения технологией швеи. Они знакомятся с технологией изготовления
швейных изделий из различных текстильных материалов, получают сведения об
устройствах и принципах действия оборудования швейной промышленности и о
правилах их эксплуатации.
Предусмотрены
темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.
Рабочий
учебный план для профессиональной подготовки по рабочей профессии «швея» код
профессии – 19601
№
п/п
|
Курсы, предметы
|
1год
обучения
|
2
год обучения
|
итого
(час)
|
итого
(час)
|
|
1
|
Федеральный
компонент содержания обучения
Экономический
курс:
-
экономика отрасли
|
7
|
-
|
2
|
Общетехнический(общеотраслевой)
курс
-
материаловедения
(оборудование
швейного производства)
|
7
|
7
|
|
-основы
конструирования одежды
|
21
|
21
|
|
-
технология обработки ткани
|
28
|
28
|
|
-
охрана труда
|
7
|
7
|
3
|
Специальный
курс (базовый)
-технология
изготовления швейных изделий
|
21
|
21
|
|
-практическое
(производственное) обучение
|
119
|
112
|
4
|
Местный
компонент содержания обучения
Специализация
Практическое
повторение
|
28
|
28
|
|
Консультации
Квалификационный
экзамен
|
|
8
8
|
|
Трудовая
практика (в днях)
|
30
|
|
|
Резерв
учебного времени
|
2
|
|
Итого
|
240
|
240
|
|
Содержание
образования
История
профессии.
Продукция,
планируемая к изготовлению в течение года.
Демонстрация
лучших работ, ознакомление учащихся с учебно – производственными мастерскими и
их оборудованием. Рабочее место учащегося.
Оборудование,
инструменты и приспособления, необходимые для работы. Набор инструментов для
индивидуального пользования.
Техника
безопасности и противопожарных мероприятий в учебных мастерских
Основы
гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда.
Классификация
одежды и требования, предъявляемые к ней.
Оборудование
швейного производства.
Ручные
и машинные работы.
Монтаж
женской одежды.
Краткие
сведения о технологии получения тканей.
Свойства
тканей.
Вспомогательные
швейные материалы.
Прессы
и оборудование для влажно – тепловой обработки изделий.
Обработка
краев деталей другими деталями.
Обработка
различных видов карманов.
Различные
виды отделок в швейных изделиях.
Раскрой
деталей изделий с втачным рукавом.
Пошив
женской одежды с втачным рукавом.
Сортность
ткани.
Отделка
в одежде.
Элементарные
сведения о моделировании и художественном оформлении одежды.
Построение
чертежей женских юбок.
Отделка
деталей и монтаж без подкладки.
Лоскутная
техника.
Организация
и оплата труда на швейных предприятиях.
Основные
сведения по контролю качества.
Чистка
и хранение швейных материалов.
Построение
чертежей брюк.
Раскрой
деталей брюк и их влажно – тепловая обработка.
Технология
изготовления отдельных деталей.
Раскрой
и изучение последовательности монтажа жилета.
Сведения
об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
Крючкова
Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для начального
профобразования.- М. Академия, 2004.
Производственное
обучение портных по пошиву легкого платья. - Учебное пособие для начального
профессионального образования. – автор Иконникова Г.А., Москва, издательство
«Академия», 2006 г., допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений начального
профессионального образования.
Рачинская Е.И.,
Сидоренко В.И.
Моделирование и
художественное оформление одежды. – Ростов, Феникс, 2006.
Сакулин Б.С. и др.
Конструирование мужской и женской одежды. Учебник для начального проф.
образования. – М.: Академия, 2003.
Суворова О.В.
Швейное оборудование. Учебное пособие для учащихся профтехучилищ. – Ростов,
Феникс, 2007.
Дашкевич Л.М.
Портной верхней одежды. Учебное пособие для начального профобразования. –
Ростов, Феникс, 2006.
Стандарт Российской Федерации по начальному профессиональному образованию.
По
профессии «Швея» - ОСТ 9 ПО 02.32.22 - 2002 - утвержден
10.12.2002.
Стандарт
начального профессионального образования – документ обязательного исполнения и
выполнения. Он состоит из:
·
Пояснительная
записка, в которой дано разъяснение по федеральному компоненту образования по
профессии. В структуре федерального компонента содержания образования выделены
блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием
определенных уровней их усвоения. Названия учебных элементов в стандарте
указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить
выпускник в результате обучения.
·
Профессиональной
характеристики (назначения профессии, квалификации.)
·
Содержательных
параметров профессиональной деятельности, которые подразделяются на
практические основы профессиональной деятельности и теоретические основы
профессиональной деятельности.
В соответствии со статьей 15 п. 4 Закона Российской
Федерации «Об образовании», в образовательных учреждениях, имеющих
государственную аккредитацию, освоение профессиональных образовательных
программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
Итоговая
аттестация и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении
образования выдаются документы установленного образца о соответствующем уровне
образования и квалификации, важный период в работе школы.
Квалификационный
экзамен
принимает комиссия, составленная из представителей предприятия или учреждения
начального профессионального образования, с обязательным включением в нее
учителя трудового обучения и одного из членов администрации (директора или его
заместителя).
Проведение
квалификационного экзамена – дает право на выдачу свидетельства о присвоении
квалификационного разряда по профессии. Экзамен состоит из 2 частей:
-теоретическая
проверка знаний
-
практическая экзаменационная (квалификационная) работа на разряд.
Обе
части экзамена являются равноправными и обязательными.
Учитывая
особенности психофизического развития детей и важность оценки подготовленности
выпускников к самостоятельной работе, оценка знаний проводится в форме
собеседования членов комиссии с каждым учеником. Задача собеседования
заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений
и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться
со взрослыми. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника
рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве
инструментов, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
В
соответствии с требованиями Рекомендаций по порядку проведению экзамена по
трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, на экзамене обучающиеся выполняют квалификационную
работу. На каждую квалификационную работу выдается «Заключение о выполнении
выпускной практической квалификационной работе». Все заключения подписаны
членами комиссии.
Далее
проходит собеседование.
На экзамене члены экзаменационной комиссии имеют возможности познакомиться с
итоговыми практическими изделиями выпускников, дневником производственной
практики.
Результаты
квалификационного экзамена оформляются протоколом.
Таким
образом, на основании заключения на квалификационную работу, результатов
собеседования, производственной характеристики составляются 2 протокола
экзамена. На основании протокола об успешной сдаче квалификационного экзамена
выпускникам выдается Свидетельство о присвоении квалификационного разряда.
Выпускникам,
которым не присваивается квалификационный разряд, выдается Свидетельство об
окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида и производственная
характеристика с перечнем работ, которые они могут выполнить самостоятельно.
Социализация
и адаптация обучающихся, воспитанников
Важным
аспектом социально-педагогической деятельности школы для детей с
интеллектуальной недостаточностью является социальная реабилитация, которая
понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Школа, являясь специальным коррекционным
общеобразовательным учреждениям, ставит перед собой ряд задач, направленных на
реабилитацию учащихся, а именно:
-изучение
личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей;
-коррекция
отклонений развития в процессе учебно-воспитательной работы;
-диагностика
и вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени
инвалидности и социальной дезадаптации;
-обучение
детей и подростков социально-значимым привычкам и навыкам: навыкам
самообслуживания, поведения в быту, в общественных местах, общения,
самоконтроля;
-профессиональное
ориентирование, трудоустройство подростков;
пост-школьный
мониторинг выпускников.
Эффективность
реабилитации детей данной категории зависит не только от успешности усвоения
специальных коррекционных общеобразовательных программ, но и в значительной
степени от личных качеств, социального статуса семьи, включенности в
разнообразную внеурочную, внешкольную деятельности, от успешности формирования
коммуникативных, трудовых навыков, духовно-нравственных установок.
Идея социально-педагогической реабилитации заключается
в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых полностью реализовались
бы возможности каждого, имеющего дефект развития.
Социально-педагогическая реабилитация основывается на
реализации комплекса медицинских, психолого-педагогических, социальных
программ, планов на основе индивидуальной работы с детьми. Для проведения такой
работы созданы специальные кабинеты: кабинет логопеда, кабинеты прикладного
творчества; индивидуально-групповой работы психолога, медицинский блок. Каждый
из кабинетов выполняет свою функциональную нагрузку и обеспечивает определенный
круг детей необходимой помощью со стороны того или иного
профессионально-подготовленного работника.
Социально-педагогическая служба проводит работу по
профилактике правонарушений, формированию здорового образа жизни, правовому
просвещению детей и взрослых, профориентации и абилитации, по защите прав и
интересов детей и родителей. На сегодня создана база данных о социальном
статусе семей; условиях семейного воспитания; об уровнях воспитанности и
социальной компетентности школьников.
Выполняя задачи реабилитации, школа стремится
максимально скорригировать недостатки в умственном и физическом развитии
детей, расширить их социальные связи и контакты, осуществить интеграцию
выпускников в современное общество.
О правильной организации образовательной деятельности
говорит положительная динамика включенности детей в учебно-воспитательный
процесс, адекватное восприятие общественного воздействия, положительное
отношение родителей к школе.
Реализации образовательной программы по вопросам
социально-педагогической реабилитации позволит решить следующие задачи:
-формирование
норм социального поведения, профилактики агрессивности (воспитание
законопослушного гражданина);
-совершенствование
системы профориентационной работы;
-развитие
навыков коммуникативного общения;
-абилитация
каждого ребенка через разнообразные виды внеурочной и внешкольной деятельности:
расширение социальных связей детей, оказание материальной помощи;
-расширение
адресной помощи детям, обучающимся на дому.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.