Программа
развития литературного музея Николая Рубцова
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
средней общеобразовательной школы №3
города Апатиты Мурманской области
на 2010 - 2015 годы
Содержание
Паспорт Программы
Обоснование необходимости реализации
Программы
Ресурсы для эффективного решения
поставленных задач
Цель Программы
Задачи, обеспечивающие достижение заявленных
целей
Принципы функционирования Программы
Сроки реализации Программы
Перечень и описание программных мероприятий
Ожидаемые конечные результаты
Литература
|
|
Паспорт Программы
Наименование программы
|
Программа развития
литературного музея Николая Рубцова
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
средней
общеобразовательной школы №3 города Апатиты Мурманской области на 2010 - 2015
годы (далее Программа)
|
Заказчик программы
|
Администрация МБОУ СОШ
№3 г. Апатиты
|
Цели Программы
|
Изучение
основ музееведения и литературного краеведения, разработка основных этапов
развития литературного музея Николая Рубцова, формирование у обучающихся
мотивации к сохранению творческого наследия способствующих воспитанию у
учащихся патриотизма, любви к Родине.
|
Задачи программы
|
1. Изучить основы
музееведения и литературного краеведения, выявить наиболее перспективные
формы и методы работы школьного музея.
2.
Проанализировать опыт работы школьных музеев.
3. Выявить
наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать
новые формы активизации познавательной активности школьников.
4. Разработать
поэтапный план развития литературного музея Николая Рубцова.
|
Сроки реализации Программы
|
2010-2015 г.г.
|
Исполните
ли и соискатели
|
Администрация,
руководитель музея, Совет музея, учителя литературы, музыки, учителя
начальных классов.
|
Источники финансирования
|
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
являются:
-
средства, полученные в
результате организованных акций;
-
добровольные пожертвования от
родителей;
-
средства, полученные в виде
добровольных взносов;
другие источники в
соответствии с законодательством РФ.
|
Ожидаемые конечные результаты
|
Формирование следующих компетентностей у
учащихся:
·
коммуникативная
компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и,
прежде всего, при решении социальных проблем;
·
компетентность в учебно-познавательной
деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и
получение информации из различных источников, умение ее анализировать,
критически мыслить и т.д.;
·
морально-нравственная
компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и
оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия,
соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;
·
когнитивная компетентность:
готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном
плане, в личной и общественной жизни;
·
компетентность
в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и
возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны,
уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.
В результате осуществления Программы ожидается:
- выработка и проведение единой политики в области
духовно-нравственного воспитания;
-создание постоянно действующей системы патриотического
воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие
комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения,
основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей
Родине, постоянной готовности к ее защите.
|
Обоснование
необходимости реализации Программы
Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения
выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и
правового государства, и направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами пражанина – патриота Родины, способного успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм – отличительное
качество граждан России во все времена.
От
общеобразовательных школ требуется больше, чем воспитание чувства гордости по
отношению к государственным символам, таким как флаг, гимн, герб. Они должны
давать ученикам прочные основы знаний, опирающиеся на непротиворечивую систему
общих ценностей.
Патриотическое
и нравственное воспитание приобретает по своему содержанию и форме качественные
изменения. Во-первых, следует отметить рост самосознания каждого народа на
территории России, отражающей с одной стороны, зрелость его
социально-экономического и культурного развития. Отсюда потребность в
переосмыслении своего исторического прошлого, стремление найти в исторических
корнях стимул самостоятельного развития. Во-вторых, осознание народами России
общности не только своего прошлого, своей исторической судьбы, но и своего будущего
как цивилизации особого типа со своими особыми законами, условиями
существования и менталитета.
Для
реализации поставленных задач была разработана всероссийская Программа
патриотического воспитания. Для ее реализации предполагается создание местных
программ патриотического воспитания школьников. Общеобразовательная школа
способна внести ощутимый вклад в формирование личности, сочетающей в себе
развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Особую роль в этом
играет школьный музей. Так как именно в музеях особенно четко прослеживается
взаимосвязь истории страны и края.
Одним
из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является
сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся
активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи
и единства Родины, родного края и семьи.
Немаловажное
значение в воспитательной работе имеет развитие интересов учащихся в области
краеведения. Она связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже,
содержательнее будут знания учащихся о родном крае, поселке, школе и их лучших
людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе
и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание
учащихся на традициях уважения, гордости за успехи своих земляков-писателей.
Школьный
музей является одним из видов народных музеев. Музей является связующей нитью
поколений, хранителем памяти, традиций прошлого. В процессе работы в школьном
музее учащиеся изучают историю, культуру, традиции родного края.
Школьный
музей содействует развитию познавательных способностей учащихся. Они знакомятся
с документами, работая в различных архивах. Это способствует формированию
навыков работы с различными историческими источниками и специальной научной
литературой. Обращаясь за помощью к ближайшему окружению, учатся наблюдать,
систематизировать, обмениваться опытом, передавать знания другим, приобретают
навыки культуры общения. Благодаря школьному музею реализуется принцип учебы
через дело.
Работа в школьном музее
позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, желание видеть ее
цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его
культурному наследию. История малой Родины, история школы, история семьи
помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в
стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей
многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить
учащихся бережно относиться к обычаям и традициям различных народностей.
Все это заставляет сосредоточить
усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и
организации этого процесса путем применения современных исследовательских
образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным
решением проблемы с этой точки зрения, является создание программы развития
музея.
В
связи с этим, опираясь на всероссийскую Программу патриотического воспитания
молодежи, с учетом «Программы духовно-нравственного воспитания школьников»,
была разработана Программа развития литературного музея Николая Рубцова
Программа
учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы,
тенденции развития российского гражданского общества и государства, определяет
основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе,
ориентирована на учащихся общеобразовательных школ, способствует полному и
всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию учащихся в духе
демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к
активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию
патриотизма.
Ресурсы
для эффективного решения поставленных задач
Кадровые:
Руководитель музея
– 1
Совет музея – 5
Заместитель
директора по учебно-воспитательной работе – 1
Учителя литературы
– 3
Заведующий
методическим объединением классных руководителей – 1
Материально-технические:
1.
Кабинет литературы, площадью 48
кв. метров, находящийся на 3 этаже школы.
2. Рекреация третьего этажа, где размещаются временные
экспозиции.
3. 6 стендов, размещенных в коридорах школы.
4. Хозяйственное содержание помещения музея
(освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого
оборудования осуществляет администрация школы при содействии Управляющего
совета.
5. Источниками формирования имущества и финансовых
ресурсов являются:
-
средства, полученные в результате организованных
акций;
-
добровольные пожертвования от родителей;
-
средства, полученные в виде добровольных взносов;
-
другие источники в соответствии с законодательством
РФ.
Информационные:
Экран, проектор,
телевизор, видеомагнитофон, принтер, компьютер, магнитофон.
Цель Программы
Изучение основ
музееведения и литературного краеведения, разработка основных этапов развития
музея истории школы, формирование у обучающихся мотивации к сохранению традиций
школы способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине.
Задачи, обеспечивающие достижение заявленных
целей
1. Изучить основы музееведения
и краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного литературного
музея.
2. Проанализировать опыт работы
школьных музеев.
3. Выявить наиболее приемлемые
варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации
познавательной активности обучающихся.
4. Разработать поэтапный план
развития литературного музея Николая Рубцова.
Принципы
функционирования Программы
Принципы продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный
продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами,
чувствами, опытом.
Принцип
культуросообразности – ориентация на культурные,
духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое
значение.
Принцип
творческо-практической деятельности – вариативность в
рамках Программы.
Принцип
коллективности – воспитание у учащихся социально
значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.
Сроки
реализации Программы
Реализация
Программы будет осуществляться в течение 2010-2015 годов в три этапа:
I
этап – подготовительный 2010-2011 годы;
II
этап – основной 2012-2015 годы;
III
этап – рефлексивный 2015 год.
На
первом этапе предусматривается:
·
анализ научной литературы и изучения опыта работы литературных
музеев области и страны;
·
создание нормативной базы литературного музея Николая
Рубцова;
·
инвентаризация музейных экспонатов, создание
инвентарной книги;
·
организация работы с архивом;
·
обновление стендов, смена экспозиций;
·
проработка организационных основ реализации
Программы;
·
создание методической базы для наиболее эффективной
работы с учениками в музее.
На
втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
На
третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой
Программы развития.
Перечень
и описание программных мероприятий
№ п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
1.
|
Инвентаризация музейных
экспонатов, создание инвентарной книги
|
2010-2011г.г.
|
Руководитель музея, актив музея
|
2.
|
Утверждение Положения и
Программы развития
|
2010-2011г.г.
|
Руководитель музея, Совет музея
|
3
|
Паспортизация
литературного музея
|
2010-2011г.г.
|
Руководитель музея, Совет музея
|
4
|
Активизация изучения творчества
поэтов и писателей Заполярья на уроках и во внеурочной деятельности
|
2010-2011г.г.
|
Руководитель музея,
Совет музея
|
5
|
Проведение исследований
проблематики основ музееведения и краеведения
|
2010-2011г.г.
|
Учителя литературы, руководитель
музея, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
|
6
|
Создание системы
взаимодействия с музеями города и области
|
2011-2013г.г.
|
Руководитель школьного музея, Совет музея
|
7
|
Разработка системы
поощрения учащихся, занимающихся работой в школьном музее
|
2010-2011г.г.
|
Руководитель музея
|
8
|
Составление
перспективного плана работы
|
2010-2011г.г.
|
Руководитель музея, Совет музея
|
9
|
Расширение музея за счет новых площадей
|
2013-2015г.г.
|
Директор, руководитель музея
|
10
|
Оснащение музея мультимедийным
проектором
|
2011-2012г.г.
|
Директор, руководитель музея
|
11
|
Создание системы
взаимодействия с Рубцовскими центрами
|
2011-2013г.г.
|
Директор, руководитель музея
|
12
|
Создание электронной базы данных музея
|
2011-2015г.г.
|
Руководитель музея, совет музея
|
13
|
Участие в социальных проектах
|
Регулярно
|
Руководитель музея
|
14
|
Организация элективного курса для учащихся, занимающихся исследовательской
деятельностью
|
Ежегодно
|
Руководитель музея
|
15
|
Утверждение Положения о
проведении Рубцовской недели
|
Январь
2010 г.
|
Руководитель музея, Совет музея
|
16
|
Организация и проведение
декады словесности
|
Ежегодно
|
Руководитель МО учителей
литературы, руководитель музея, Совет музея
|
17
|
Организация и проведение
школьных научно-практических конференций
|
Ежегодно
|
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
|
18
|
Организация и проведение
общешкольных праздников, посвященных памятным датам
|
Ежегодно
|
Заместитель директора по
воспитательной работе, зав. МО классных руководителей
|
19
|
Проведение общешкольных
конкурсов, викторин.
|
Постоянно
|
Заместитель директора по
воспитательной работе, зав. МО классных руководителей
|
20
|
Участие в городских,
областных, всероссийских мероприятиях краеведческой направленности
|
Постоянно
|
Заместитель директора по
воспитательной работе, зав. МО классных руководителей, руководитель музея
|
21
|
Организация публикаций в
СМИ
|
Постоянно
|
Руководитель музея
|
22
|
Выступление на
научно-методическом совете «Реализация Программы развития литературного музея
Николая Рубцова»
|
апрель 2015 г.
|
Руководитель школьного
музея, Совет музея
|
Ожидаемые конечные
результаты
Формирование у учащихся следующих компетентностей:
·
коммуникативная компетентность: выработка способности
взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего, при решении социальных
проблем;
·
компетентность в учебно-познавательной деятельности
(исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение
информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить
и т.д.;
·
морально-нравственная компетентность: совокупность
морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение,
опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие
гуманистическим и демократическим ценностям и др.;
·
когнитивная компетентность: готовность учиться всю
жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и
общественной жизни;
·
компетентность в
социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и
возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное
отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.
Литература
1.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Обухов А.С. и др.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская
работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
2.
Амелина Г.А., Пронина А.И. Музейная педагогика в
гимназии как средство ценностного отношения к культурно-историческому наследию
// Перемены. - 2002. - № 1.
3.
Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории
и использования краеведческого материала в школе // Преподавание истории в
школе. - 2000. - № 10. - С. 47-50.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.