Главная / Другое / Программа развития литературного музея Николая Рубцова

Программа развития литературного музея Николая Рубцова

Программа

развития литературного музея Николая Рубцова

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №3

города Апатиты Мурманской области

на 2010 - 2015 годы


Содержание


Паспорт Программы

Обоснование необходимости реализации Программы

Ресурсы для эффективного решения поставленных задач

Цель Программы

Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

Принципы функционирования Программы

Сроки реализации Программы

Перечень и описание программных мероприятий

Ожидаемые конечные результаты

Литература



Паспорт Программы

Наименование программы

Программа развития литературного музея Николая Рубцова

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №3 города Апатиты Мурманской области на 2010 - 2015 годы (далее Программа)


Заказчик программы

Администрация МБОУ СОШ №3 г. Апатиты

Цели Программы

Изучение основ музееведения и литературного краеведения, разработка основных этапов развития литературного музея Николая Рубцова, формирование у обучающихся мотивации к сохранению творческого наследия способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине.

Задачи программы

1. Изучить основы музееведения и литературного краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея.

2. Проанализировать опыт работы школьных музеев.

3. Выявить наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации познавательной активности школьников.

4. Разработать поэтапный план развития литературного музея Николая Рубцова.


Сроки реализации Программы


2010-2015 г.г.

Исполните

ли и соискатели

Администрация, руководитель музея, Совет музея, учителя литературы, музыки, учителя начальных классов.


Источники финансирования

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:

  • средства, полученные в результате организованных акций;

  • добровольные пожертвования от родителей;

  • средства, полученные в виде добровольных взносов;

другие источники в соответствии с законодательством РФ.


Ожидаемые конечные результаты

Формирование следующих компетентностей у учащихся:

  • коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего, при решении социальных проблем;

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;

  • морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;

  • когнитивная компетентность: готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни;

  • компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.


В результате осуществления Программы ожидается:

- выработка и проведение единой политики в области духовно-нравственного воспитания;

-создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.


Обоснование необходимости реализации Программы


Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства, и направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами пражанина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм – отличительное качество граждан России во все времена.

От общеобразовательных школ требуется больше, чем воспитание чувства гордости по отношению к государственным символам, таким как флаг, гимн, герб. Они должны давать ученикам прочные основы знаний, опирающиеся на непротиворечивую систему общих ценностей.

Патриотическое и нравственное воспитание приобретает по своему содержанию и форме качественные изменения. Во-первых, следует отметить рост самосознания каждого народа на территории России, отражающей с одной стороны, зрелость его социально-экономического и культурного развития. Отсюда потребность в переосмыслении своего исторического прошлого, стремление найти в исторических корнях стимул самостоятельного развития. Во-вторых, осознание народами России общности не только своего прошлого, своей исторической судьбы, но и своего будущего как цивилизации особого типа со своими особыми законами, условиями существования и менталитета.

Для реализации поставленных задач была разработана всероссийская Программа патриотического воспитания. Для ее реализации предполагается создание местных программ патриотического воспитания школьников. Общеобразовательная школа способна внести ощутимый вклад в формирование личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Особую роль в этом играет школьный музей. Так как именно в музеях особенно четко прослеживается взаимосвязь истории страны и края.

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи и единства Родины, родного края и семьи.

Немаловажное значение в воспитательной работе имеет развитие интересов учащихся в области краеведения. Она связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, поселке, школе и их лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения, гордости за успехи своих земляков-писателей.

Школьный музей является одним из видов народных музеев. Музей является связующей нитью поколений, хранителем памяти, традиций прошлого. В процессе работы в школьном музее учащиеся изучают историю, культуру, традиции родного края.

Школьный музей содействует развитию познавательных способностей учащихся. Они знакомятся с документами, работая в различных архивах. Это способствует формированию навыков работы с различными историческими источниками и специальной научной литературой. Обращаясь за помощью к ближайшему окружению, учатся наблюдать, систематизировать, обмениваться опытом, передавать знания другим, приобретают навыки культуры общения. Благодаря школьному музею реализуется принцип учебы через дело.

Работа в школьном музее позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история школы, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить учащихся бережно относиться к обычаям и традициям различных народностей.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и организации этого процесса путем применения современных исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным решением проблемы с этой точки зрения, является создание программы развития музея.

В связи с этим, опираясь на всероссийскую Программу патриотического воспитания молодежи, с учетом «Программы духовно-нравственного воспитания школьников», была разработана Программа развития литературного музея Николая Рубцова

Программа учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства, определяет основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе, ориентирована на учащихся общеобразовательных школ, способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию учащихся в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию патриотизма.


Ресурсы для эффективного решения поставленных задач


Кадровые:

Руководитель музея – 1

Совет музея – 5

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1

Учителя литературы – 3

Заведующий методическим объединением классных руководителей – 1


Материально-технические:

  1. Кабинет литературы, площадью 48 кв. метров, находящийся на 3 этаже школы.

  2. Рекреация третьего этажа, где размещаются временные экспозиции.

  3. 6 стендов, размещенных в коридорах школы.

  4. Хозяйственное содержание помещения музея (освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования осуществляет администрация школы при содействии Управляющего совета.

  5. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:

  • средства, полученные в результате организованных акций;

  • добровольные пожертвования от родителей;

  • средства, полученные в виде добровольных взносов;

  • другие источники в соответствии с законодательством РФ.


Информационные:

Экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, компьютер, магнитофон.


Цель Программы


Изучение основ музееведения и литературного краеведения, разработка основных этапов развития музея истории школы, формирование у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине.


Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

1. Изучить основы музееведения и краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного литературного музея.

2. Проанализировать опыт работы школьных музеев.

3. Выявить наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации познавательной активности обучающихся.

4. Разработать поэтапный план развития литературного музея Николая Рубцова.





Принципы функционирования Программы

Принципы продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом.

Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках Программы.

Принцип коллективности – воспитание у учащихся социально значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.


Сроки реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2010-2015 годов в три этапа:

I этап – подготовительный 2010-2011 годы;

II этап – основной 2012-2015 годы;

III этап – рефлексивный 2015 год.

На первом этапе предусматривается:

  • анализ научной литературы и изучения опыта работы литературных музеев области и страны;

  • создание нормативной базы литературного музея Николая Рубцова;

  • инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги;

  • организация работы с архивом;

  • обновление стендов, смена экспозиций;

  • проработка организационных основ реализации Программы;

  • создание методической базы для наиболее эффективной работы с учениками в музее.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.

На третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.

Перечень и описание программных мероприятий


п/п

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1.

Инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги

2010-2011г.г.

Руководитель музея, актив музея

2.

Утверждение Положения и Программы развития

2010-2011г.г.

Руководитель музея, Совет музея

3

Паспортизация литературного музея

2010-2011г.г.

Руководитель музея, Совет музея

4

Активизация изучения творчества поэтов и писателей Заполярья на уроках и во внеурочной деятельности

2010-2011г.г.

Руководитель музея,

Совет музея

5

Проведение исследований проблематики основ музееведения и краеведения

2010-2011г.г.

Учителя литературы, руководитель музея, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

6

Создание системы взаимодействия с музеями города и области

2011-2013г.г.

Руководитель школьного музея, Совет музея

7

Разработка системы поощрения учащихся, занимающихся работой в школьном музее

2010-2011г.г.

Руководитель музея

8

Составление перспективного плана работы

2010-2011г.г.

Руководитель музея, Совет музея

9

Расширение музея за счет новых площадей

2013-2015г.г.

Директор, руководитель музея

10

Оснащение музея мультимедийным проектором

2011-2012г.г.

Директор, руководитель музея

11

Создание системы взаимодействия с Рубцовскими центрами

2011-2013г.г.

Директор, руководитель музея

12

Создание электронной базы данных музея

2011-2015г.г.

Руководитель музея, совет музея

13

Участие в социальных проектах

Регулярно

Руководитель музея

14

Организация элективного курса для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

Ежегодно

Руководитель музея

15

Утверждение Положения о проведении Рубцовской недели

Январь

2010 г.

Руководитель музея, Совет музея

16

Организация и проведение декады словесности

Ежегодно

Руководитель МО учителей литературы, руководитель музея, Совет музея

17

Организация и проведение школьных научно-практических конференций

Ежегодно

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

18

Организация и проведение общешкольных праздников, посвященных памятным датам

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей

19

Проведение общешкольных конкурсов, викторин.

Постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей

20

Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях краеведческой направленности

Постоянно


Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей, руководитель музея

21

Организация публикаций в СМИ

Постоянно

Руководитель музея

22

Выступление на научно-методическом совете «Реализация Программы развития литературного музея Николая Рубцова»

апрель 2015 г.

Руководитель школьного музея, Совет музея

Ожидаемые конечные результаты

Формирование у учащихся следующих компетентностей:

  • коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего, при решении социальных проблем;

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;

  • морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;

  • когнитивная компетентность: готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни;

  • компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.


Литература

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Обухов А.С. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.

  2. Амелина Г.А., Пронина А.И. Музейная педагогика в гимназии как средство ценностного отношения к культурно-историческому наследию // Перемены. - 2002. - № 1.

  3. Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использования краеведческого материала в школе // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 10. - С. 47-50.


7


Программа развития литературного музея Николая Рубцова
  • Другое
Описание:

Программа

развития литературного музея Николая Рубцова

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №3

города Апатиты Мурманской области

на 2010 - 2015 годы

Содержание

Паспорт Программы

Обоснование необходимости реализации Программы

Ресурсы для эффективного решения поставленных задач

Цель Программы

Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

Принципы функционирования Программы

Сроки реализации Программы

Перечень и описание программных мероприятий

Ожидаемые конечные результаты

Литература

Автор Гришина Валентина Иосифовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 470
Номер материала 40876
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓