Главная / ОБЖ / ПРОГРАММА промежуточной аттестации студентов по специальностям СПО и НПО.

ПРОГРАММА промежуточной аттестации студентов по специальностям СПО и НПО.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области


ГОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства»







УТВЕРЖДАЮ

Директор УКТП

________ Н.А.Доронин

«___»__________ 20 г.





ПРОГРАММА

текущего контроля и промежуточной аттестации студентов


начального профессионального образования и

среднего профессионального образования


предмет: ОБЖ









Разработчик : Кочетков А.А. ,

преподаватель , ВКК








Екатеринбург ,2012

Рассмотрена на заседании методической комиссии «Педагогические образовательные технологии» и рекомендована к использованию при проведении этапов промежуточной аттестации.

Протокол № ____ от «_____»_____________20 г.













Программа промежуточной аттестации предназначена для студентов Уральского колледжа технологий и предпринимательства по специальностям НПО и СПО . Программа разработана с целью успешного прохождения этапов промежуточной аттестации, а также для преподавателей колледжа, реализующих Государственный образовательный стандарт.

Настоящая программа содержит: виды промежуточной аттестации; перечень теоретических вопросов и практических задач; примеры контрольных заданий и варианты их решений; критерии оценки.




Руководитель: Поздина Л.Л., зам. директора 1 КК

Консультант: Акулова Л.Н., методист ВКК

Исполнитель: Кочетков А. А. ., преподаватель ВКК












* ГОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства»

Екатеринбург 2012

Пояснительная записка



Целью разработки настоящей программы является развитие фонда оценочных средств (заданий и инструментария контроля), используемого в процедурах промежуточной аттестации студентов колледжа.


Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальностям среднего профессионального образования и начального профессионального образования.


Конкретный перечень теоретических вопросов и практических заданий, входящих в состав промежуточной аттестаций определяет преподаватель, исходя из рабочего учебного плана.


При разработке контрольных материалов определяется их содержание, объем, структура контрольных работ. Контрольные материалы должны быть направлены на выявление соответствия уровня достижений студентов требованиям учебной программы, отражать объем компетенций, уровни освоения компетенций в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.


Содержание промежуточной аттестации ориентировано на сформированность перечня ключевых компетенций, таких как:


- учебно-познавательных компетенций: студент проявляет умение учиться, отыскивать причины явлений и самостоятельно анализировать допущенные ошибки;


- регулятивные компетенции: студент демонстрирует владение программным материалом;


- компетенции совершенствования: студент проявляет желание саморазвиваться и самосовершенствоваться;


- творческие компетенции: студент умеет принимать решения в различных нестандартных ситуациях.

















Содержание программы


1. Рубежная аттестация

Рубежная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы, в которые включены вопросы и задачи по основным темам, изученным в семестре.

Рубежная аттестация проводится на последней неделе 1 семестра.

1.1. Перечень вопросов, рекомендуемых студентам для подготовки к

рубежной аттестации


(1 семестр)

общая и неорганическая химия

  1. Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов:

  • элементарные частицы в атоме (электроны, протоны, нейтроны);

  • квантовые числа;

  • электронные конфигурации атомов;

  • валентные возможности атомов.

  1. Химическое равновесие:

  • факторы, влияющие на смещение равновесия в химических реакциях.

  1. Окислительно-восстановительные реакции:

  • степень окисления;

  • классификация окислительно-восстановительных реакций;

  • метод электронного баланса.

  1. Реакции в растворах электролитов:

  • реакции ионного обмена;

  • реакции гидролиза солей.

  1. Классы неорганических соединений:

  • оксиды;

  • основания;

  • кислоты;

  • соли.

Номенклатура. Химические свойства.

  1. Генетическая связь между классами неорганических веществ.


(2 семестр)


органическая химия


1. Строение углеводородов: алканов, алкенов, алкинов, аренов.

  1. Строение кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.

  2. Строение азотсодержащих органических веществ: аминов, аминокислот.

  3. Номенклатура и изомерия органических веществ:

    • изомерия углеродного скелета;

    • изомерия положения;

    • межклассовая изомерия;

    • геометрическая изомерия.

  4. Химические свойства органических веществ:

    • реакции замещения;

    • реакции присоединения;

    • реакции окисления.

  5. Способы получения органических веществ.

  6. Генетическая связь между классами органических веществ.



1.2. Перечень практических задач, рекомендуемых студентам для

подготовки к рубежной аттестации


1. Вычисления массы продукта реакции, если известно количество

вещества или масса одного из исходных веществ.

  1. Вычисление массы по известному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции продуктов.

  2. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным объемом другого газа.

  3. Вычисление массы одного из исходных органических веществ по известному количеству вещества продукта реакции.

  4. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении.

  5. Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

  6. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества.

  7. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход продукта и указана массовая доля его (в процентах) от теоретически возможного выхода.

  8. Составление формул изомерных веществ.

  9. Выполнение схем химических превращений.

11.Уравнивание химических реакций методом электронного баланса.

12.Характеристика химических элементов по положению их в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева.

13.Составление уравнений реакций ионного обмена.

14.Составление уравнений реакций гидролиза солей.

15.Составление схем смещения равновесия в химических реакциях.


1.3. Критерии оценки


Результаты выполнения контрольной работы оцениваются по пятибалльной системе с учетом проявления компетенций.

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные):

  • существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, обучающийся не смог или неправильно применил основные понятия, правила, законы для объяснения и предсказания явлений и свойств, установление причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.)

  • несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании веществ, процесса). К ним можно отнести описки, допущенные по невнимательности.

отлично - ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

материал изложен в определенной логической

последовательности, студент умеет анализировать,

сравнивать, делать выводы;

хорошо - ответ полный и правильный на основании изученного

материала, материал изложен в определенной

последовательности при этом допущены две-три

несущественные ошибки;

удовлетворительно - ответ полный, но при этом допущена существенная

ошибка или ответ неполный;

неудовлетворительно - при ответе обнаружено непонимание студентом

основного содержания учебного материала или

допущены существенные ошибки.













Критерии оценки сформированности компетенций


Состав-

ляющие

образо-

ванности

Компетенции

Проявление ключевых компетенций в ходе выполнения контрольной работы

Предметно-информационная

Регулятивные

- демонстрирует владение программным материалом и прочность знаний;

- применяет освоенные алгоритмы при решении практических задач;


Учебно-познавательные

- проявляет информированность и широту знаний;

- проявляет гибкость, системность, глубину знаний;


Деятельностно-коммуникативная

Социальные

- строит ответ логично и последовательно;

- анализирует выполняемые действия;


Творческие

- принимает решения в различных ситуациях;

- проектирует способы решения практических задач;


Ценностно-

ориентационная

Эмоционально-психологические

- проявляет эмоциональную устойчивость;

- владеет навыками самоорганизации;


Компетенции самосовершенствования

- проявляет навыки саморазвития;

- применяет знания и умения выше программного материала;















Оценочный лист контрольной работы


гр. _________ дата проведения _________


п/п

Фамилия, имя

студента

предметно-

информационная

деятельностно-

коммуникативный

ценностно-

ориентационная

баллы

оценка

регуля-

тивные

учебно-

познав.

твор-

ческие

социа

льные

эмоц.-

психол.

самосо-

вершен.


























































































































































































































































































Проявление компетенций:

0 баллов – не проявляются, 1 балл – частичное проявление, 2 балла – проявляются

Критерии оценивания по пятибалльной системе:

10-9 баллов – «отлично»

8-7 баллов – «хорошо»

6-4 баллов – «удовлетворительно»

ниже 4 баллов – «неудовлетворительно»

1.4. Примерные варианты контрольных работ


(1 семестр)


  1. Напишите распределение электронов по энергетическим уровням, графическую электронную и электронную схемы, рассчитайте количество протонов и нейтронов у элемента № 17. Напишите формулы высшего оксида и летучего водородного соединения.


  1. С какими из перечисленных веществ Zn(NO3)2 , H2O, H2SO4 , SO3 , CuO реагирует гидроксид натрия. Напишите возможные уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах и дайте названия продуктам реакций.

  1. Укажите, какие из приведенных ниже солей подвергаются гидролизу: BaCl2, CuCl2, KF, KI? Напишите уравнения гидролиза в сокращенной ионной, ионной и молекулярной формах.


4. Методом электронного баланса уравнять следующие реакции:


а) AsH3 + AgNO3 + H2O ® H3AsO4 + Ag + HNO3


  1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:


BaO ® Ba(OH)2 ® Fe(OH)2 ® FeCO3

¯ ¯

Ba(NO3)2 FeO ® FeCO3 Fe


  1. Как повлияет увеличение температуры и давления на равновесие в следующей схеме:


SO2(г) + Cl2(г) SO2Cl2(г) + Q


  1. Вычислите массу сульфата бария, который образуется при взаимодействии раствора хлорида бария массой 6,24 г, с серной кислотой.


(2 семестр)


  1. Напишите формулы пяти изомеров вещества состава С6Н12 и С5Н12О, назовите их по систематической номенклатуре и укажите тип изомерии.


  1. С какими из перечисленных веществ возможно взаимодействие

а) 3-метилбутина-1:

O2 ; Н2 ; HCl; Сl2


б) этанола

Na; NaOH; HNO3; HCl; О2


Напишите уравнения возможных реакций и дайте названия продуктам

реакций.

3. А ® этин ® этаналь ® этановая кислота ® этанол этен


Вещество А содержит 85,7% углерода и 14,3% водорода. Плотность по водороду 14. Определите молекулярный состав неизвестного вещества и составьте уравнения соответствующих реакций.


  1. Какой объем этилена получится при дегидратации этанола массой 32,2г.



1.5. Примеры решения контрольных заданий



(1 семестр)


1. Cl )2)8)7

s p d

hello_html_57aed7ff.gifhello_html_353dff75.gif

hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif

hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif

hello_html_353dff75.gif






hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif

hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif

hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif

hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif


hello_html_353dff75.gifhello_html_57aed7ff.gif



1s22s22p63s23p5

количество протонов – 17

количество нейтронов – 18

формула высшего оксида – Cl2O7

формула летучего водородного соединения – HCl


2.

а) 2NaOH + Zn(NO3)2 = 2NaNO3 + Zn(OH)2

нитрат натрия гидроксид цинка


2Na+ + 2OH¯ + Zn2+ + 2NO3¯ = 2Na+ + 2NO3¯ + Zn(OH)2

2OH¯ + Zn2+ = Zn(OH)2

б) NaOH + H2O


в) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

сульфат натрия вода


2Na+ + 2OH¯ + 2H+ + SO4 = 2Na+ + SO4 + 2H2O

2OH¯ + 2H+ = 2H2O


г) 2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O

сульфат натрия вода


2Na+ + 2OH¯ + SO3 = 2Na+ + SO4 + 2H2O

2OH¯ + SO3 = SO4 + 2H2O


д) NaOH + CuO


3.

a) BaCl2 – гидролизу не подвергается, так как соль образована сильным

основанием Ba(OH)2 и сильной кислотой HCl


б) CuCl2 = Cu2+ + 2Cl¯

Cu2+ + H+OH¯ = (CuOH)+ + H+ pH < 7

Cu2+ + 2Cl¯ + H+OH¯ = (CuOH)+ + H+ + 2Cl¯

CuCl2 + H2O = CuOHCl + HCl

(CuOH)+ + H+OH¯ = Cu(OH)2 + H+ pH < 7

(CuOH)+ + Cl¯ + H+OH¯ = Cu(OH)2 + H+ + Cl¯

CuOHCl + H2O = Cu(OH)2 + HCl


в) KF = K+ + F¯

F¯ + H+OH¯ = HF + OH¯ pH > 7

K+ + F¯ + H+OH¯ = HF + OH¯ + K+

KF + H2O = HF + KOH


4.

­3 + +5 0

AsH3 + AgNO3 + H2O ® H3AsO4 + Ag + HNO3

­3+5

hello_html_7b2dcded.gifOx: As - 8e = As 1 восстановитель

+ 0

Red: Ag + e = Ag 8 окислитель


AsH3 + 8AgNO3 + 4H2O ® H3AsO4 + 8Ag + 8HNO3



5.


1 3 4

BaO® Ba(OH)2® Fe(OH)2® FeCO3

2¯ 5¯ 6 7

Ba(NO3)2 FeO ® FeCO3 Fe



  1. BaO + H2O = Ba(OH)2

2) Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O

  1. Ba(OH)2 + FeCl2 = BaCl2 + Fe(OH)2

  2. Fe(OH)2 + H2CO3 = FeCO3 + 2H2O

  3. Fe(OH)2 = FeO + H2O

  4. FeO + H2CO3 = FeCO3 + H2O

  5. FeCO3 + Zn = ZnCO3 + Fe


6.

SO2(г) + Cl2(г) SO2Cl2(г) + Q

1 моль 1 моль 1 моль


а) t равновесие сместится в сторону исходных веществ, так как

данная реакция является экзотермической

б) Р равновесие сместится в сторону продуктов реакции, так как в

этой части реакции меньшее количество газообразных веществ


7.

Дhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_645808b7.gifано:

mhello_html_m919db75.gif(BaCl2) = 6.24 г

Найти:

m(BaSO4) - ?


Решение:

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl

1 моль 1 моль

  1. Рассчитываем количество вещества хлорида бария (BaCl2)


(BaCl2) = m (BaCl2)/М (BaCl2)

М(BaCl2) = 137 + 2·35,5 = 208 г/моль

(BaCl2) = 6,24 г / 208 г/моль = 0,03 моль


  1. Из уравнения реакции видно, что


(BaCl2) / ( BaSO4) = 1/1, следовательно (BaSO4)= 0,03 моль


  1. Вычисляем массу сульфата бария (BaSO4)


m(BaSO4) = ( BaSO4) · М(Ba SO4)

М(Ba SO4) = 137 + 32 + 4 · 16 = 217 г/моль

m(BaSO4) = 0,03 моль · 217 г/моль = 6,51 г


Ответ: m(BaSO4) = 6,51 г



(2семестр)


1. С6Н12


1 2 3 4 5 6

СН2СН – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 гексен-1

Изомеры углеродного скелета:

1 2 3 4 5

а) СН2 С – СН2 – СН2 – СН3 2-метилпентен-1

СН3

1 2 3 4 5

б) СН2СН – СН – СН2 – СН3 3-метилпентен-1

СН3


1 2 3 4

в) СН2 С – СН – СН3 2,3-диметилбутен-1

 

СН3 СН3



Изомеры положения кратной связи:

1 2 3 4 5 6

г) СН3 - СНСН – СН2 – СН2 – СН3 гексен-2



Оба типа изомерии:

1 2 3 4 5

д) СН3 – С СН – СН2 – СН3 2-метилпентен-2

СН3



С5Н12О


5 4 3 2 1

СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН пентанол-1


Изомеры углеродного скелета

4 3 2 1

а) СН3 – СН2 – СН – СН2 – ОН 2-метилбутанол-1

СН3


СН3

1 2 3

б) СН3 – С – СН2 - ОН 2,2-диметилпропанол-1

СН3



Изомеры положения функциональной группы

5 4 3 2 1

в) СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН3 пентанол-2

ОН


Оба типа изомерии

4 3 2 1

г) СН3 – СН – СН – СН3 3-метилбутанол-2

 

СН3 ОН


ОН

4 3 2 1

д) СН3 – СН2 – С – СН3 2-метилбутанол-2

СН3


2.

3-метилбутин-1


1 2 3 4 t

а) СH C – CH – CH3 + O2 CO2 + H2O р. горения

CH3



1 2 3 4 Ni 1 2 3 4

б) СH CCHCH3 + Н2 CH2 CHCHCH3 р. присоединения

 

CH3 CH3

3-метилбутен-1



1 2 3 4 1 2 3 4

в) СH CCHCH3 + HCl СН2 С – СН – СН3 р. присоединения

  

CH3 Сl CH3

3-метил-2-хллорбутен-1



1 2 3 4 1 2 3 4

г) СH CCHCH3 + Cl2 CH CCHCH3 р. присоединения

   

CH3 Сl Cl СН3

3-метил-1,2-дихлорбутен-1



этанол


а) 2СН3СН2 – OH + 2Na 2CH3 – CH2 – ONa + H2

этанол этилат натрия



б) СН3 – СН2 – ОН + HCl CH3CH2Cl + H2O

хлорэтан


t

в) СН3 – СН2 – ОН + О2 СО2 + Н2О




3.

Дhello_html_m2a7690f7.gifано: Решение:

w(C) = 85,7% 1. Рассчитываем молекулярную массу (СхНy)

w(H) = 14,3% MхНy) = 2D(Н) = 2 × 14 = 28 г/моль

D(Н) = 14 2. Рассчитываем массы углерода и водорода

hello_html_m919db75.gif m (C) = w(C) × MхНy) / 100%

хНy) - ? m (C) = 85,7 × 28 / 100 = 24

m2) = w2) × MхНy) / 100%

m2) = 14,3 × 28 / 100 = 4

3. Рассчитываем количество атомов углерода и

водорода

n(С) = m(C) / M(C) = 24/12 = 2

n(H2) = m(H2) / M(H2) = 4/1 = 4, отсюда С2Н4


t, Ni

1) СН2СН2 СНСН + Н2 р. разложения


Hg2+

2) CHCH + H2O CH3C = O р. присоединения

H


3) CH3C = O + O CH3C = O р. oкисления

 

H OH


4) СH3C = O + H2 CH3CH2OH р. восстановления

OH

H2SO4,t

5) СН3 – СН2 – ОН CH2=CH2 + H2O р. разложения



4.


hello_html_645808b7.gif Дано: Решение:

m2Н5ОН) = 32,2 г H2SO4,t

hello_html_70c9c36b.gifhello_html_5951fc3b.gif С2Н5ОН C2H4 + H2O

V(C2H4) = ? 1 моль 1 моль


1) Рассчитываем количество вещества С2Н5ОН:


n2Н5ОН) = m2Н5ОН) / M2Н5

n2Н5ОН) = 32,2г / 46г/моль = 0,7моль


2) Из уравнения реакции видно, что

n2Н5ОН) = n( C2H4) Þ n( C2H4) = 0,7моль


3) Рассчитываем объем C2H4:

V(C2H4) = n( C2H4) × Vm

V(C2H4) = 0,7моль × 22,4г/моль = 15,68л


Ответ: V2Н4) = 15,68л


2. Завершающая аттестация


Завершающая аттестация проводится в форме устного экзамена по билетам, состоящим их трех заданий: два теоретических (вопросы) и одно практическое задания. Теоретические вопросы предложены из общей, неорганической и органической химии. Практические задания – по любому из курсов химии.

Завершающая аттестация проводится в летнюю экзаменационную сессию на 1 курсе.


2.1. Перечень вопросов, рекомендуемых студентам для подготовки к

завершающей аттестации



  1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития химии закона.

  2. Строение атомов химических элементов и закономерности в изменении их свойств на примере: а) элементов одного периода; б) элементов одной главной подгруппы.

  1. Строение атома. Квантомеханическая модель.

  2. Ионная химическая связь, определение, механизм образования.

  3. Ковалентная химическая связь, классификация, механизм образования.

  4. Скорость химических реакций. Зависимость от природы, концентрации веществ, температуры и катализатора.

  5. Химическое равновесие и условия его смещения: изменение концентрации реагирующих веществ, температуры, давления.

  6. Реакции ионного обмена. Условия их необратимости.

  7. Важнейшие классы неорганических соединений.

  8. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая связь. Общие химические свойства металлов.

11.Электрохимический ряд напряжений металлов. Вытеснение металлов

из растворов солей другими металлами.

  1. Электролиз расплавов.

  2. Электролиз растворов.

14.Неметаллы, положение в периодической системе химических

элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов.

15.Классификация химических реакций в неорганической и органической

химии.

16.Оксиды, их классификация, свойства.

17.Кислоты, их классификация и свойства на основе представлений об

электролитической диссоциации.

18.Основания, их классификация и свойства на основе представлений об

электролитической диссоциации.

19.Соли, их классификация, состав и номенклатура.

20.Гидролиз солей.

21.Окислительно-восстановительные реакции, их классификация. Метод

электронного баланса.

22.Предельные углеводороды, общая формула и химическое строение

гомологов данного ряда. Свойства и применение метана.

23.Непредельные углеводороды ряда этилена, общая формула и

химическое строение. Свойства и применение этилена.

24.Циклоалканы, их химическое строение, свойства, нахождение в

природе, практическое значение.

25.Диеновые углеводороды, их химическое строение, получение и

практическое применение

26.Ацетилен – представитель углеводородов с тройной связью в молекуле.

Свойства, получение и применение ацетилена.

  1. Ароматические углеводороды. Бензол, структурная формула, свойства,

получение. Применение бензола и его гомологов.

  1. Основные положения теории химического строения органических веществ. А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.

  2. Изомерия органических соединений и ее виды.

  3. Природные источники углеводородов: газ, нефть, каменный уголь и их практическое применение.

  4. Предельные одноатомные спирты, их строение, свойства. Получение и применение этилового спирта.

  5. Фенол, его химическое строение, свойства, получение и применение.

  6. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение и свойства на примере уксусной кислоты.

  7. Альдегиды, их химическое строение и свойства. Получение, применение.

  8. Глюкоза – представитель моносахаридов, химическое строение, физические и химические свойства, применение.

  9. Крахмал, нахождение в природе, практическое значение, гидролиз крахмала.

  10. Целлюлоза, нахождение в природе, физические и химические свойства, применение.

  11. Аминокислоты, их состав, химические свойства, получение и применение.

  12. Амины, классификация, строение, свойства и получение. Сравнительная характеристика с аммиаком.

  13. Целлюлоза, состав молекул, физические и химические свойства, применение. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.



  1. Анилин - представитель аминов: химическое строение и свойства, получение и практическое применение

  2. Белки как биополимеры. Свойства и биологические функции белков.

  3. Жиры, их состав и свойства. Жиры в природе, превращение жиров в организме. Продукты технической переработки жиров, понятие о синтетических моющих средствах.

  4. Причины многообразия неорганических и органических веществ; взаимосвязь веществ.



2.2. Перечень практических задач, рекомендуемых студентам для

подготовки к завершающей аттестации



1. Вычисления массы продукта реакции, если известно количество

вещества или масса одного из исходных веществ.

  1. Вычисление массы по известному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции продуктов.

  2. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным объемом другого газа.

  3. Вычисление массы одного из исходных органических веществ по известному количеству вещества продукта реакции.

  4. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении.

  5. Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

  6. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения выдан раствор с определенной массовой долей исходного вещества (в процентах).

  7. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества.

  8. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход продукта и указана массовая доля его (в процентах) от теоретически возможного выхода.

  9. Уравнивание химических реакций методом электронного баланса.

  10. Выполнение схем химических превращений.

  11. Характеристика химических элементов по положению их в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева.

  12. Проведение реакций ионного обмена.

15.Проведение реакций, подтверждающих характерные химические

свойства одного из изученных классов неорганических веществ.



2.3. Критерии оценки



отлично - ставится в том случае, если студент дает

обоснованный ответ на теоретические вопросы: ответ

четкий, полный, правильный и аргументированный

на основании и применении изученных теорий,

законов; материал изложен в определенной логической

последовательности, студент умеет анализировать,

сравнивать, делать выводы; и при правильном решении

практической задачи, которое также сопровождается

пояснениями, применением формул с указанием размерности

величин;


хорошо - ставится в том случае, если студент дает

обоснованный ответ на теоретические вопросы: ответ

четкий, полный, правильный и аргументированный на

основании и применении изученных теорий, законов;

материал изложен в определенной логической

последовательности, студент умеет анализировать,

сравнивать, делать выводы, но при этом допускает

несущественные ошибки ( например, упущение из вида

какого-либо нехарактерного факта); и при правильном

решении практической задачи, которое также

сопровождается пояснениями, применением формул

с указанием размерности величин, но при этом допускает

несущественные ошибки ( описки, неправильность

размерности величин, незначительная потеря логической

последовательности);



удовлетворительно - ставится в том случае, если студент,

отвечая на теоретические вопросы, допускает

существенные ошибки, связанные с недостаточной

глубиной и осознанностью ответа, нарушает

логичность изложения, слабо анализирует и не

может сделать правильные выводы; при решении

практической задачи не смог или неправильно

применил основные понятия, правила, законы;



неудовлетворительно - ставится в том случае, если при ответе студента

обнаружено непонимание основного содержания

учебного материала или отсутствия ответа вообще.


Критерии оценки сформированности компетенций



Состав-

ляющие

образо-

ванности

Компетенции

Проявление ключевых компетенций

при сдачи устного экзамена

Предметно-информационная



Регулятивные


- демонстрирует владение программным материалом и прочность знаний;

- применяет освоенные алгоритмы при решении практических задач;




Учебно-познавательные


- проявляет информированность и широту знаний;

- проявляет гибкость, системность, глубину знаний;


Деятельностно-коммуникативная




Социальные


- строит ответ логично и последовательно;

- аргументирует и обосновывает свою точку зрения;

- анализирует выполняемые действия;

-демонстрирует владение диалоговыми формами общения;




Творческие

- принимает решения в различных ситуациях;

- проектирует способы решения практических задач;


Ценностно-

ориентационная


Эмоционально-психологические


- проявляет эмоциональную устойчивость;

- владеет навыками самоорганизации;



Компетенции самосовершенствования


- проявляет навыки саморазвития;

- применяет знания и умения выше программного материала;






Оценочный лист завершающей аттестации


гр. _________ дата проведения _________


п/п

Фамилия, имя

студента

предметно-

информационная

деятельностно-

коммуникативный

ценностно-

ориентационная

баллы

оценка

регуля-

тивные

учебно-

познав.

твор-

ческие

социа

льные

эмоц.-

психол.

самосо-

вершен.

























































































































































































































































































Проявление компетенций:

0 баллов – не проявляются,

1 балл – частичное проявление,

2 балла – проявляются

Критерии оценивания по пятибалльной системе:

10-9 баллов – «отлично»

8-7 баллов – «хорошо»

6-4 баллов – «удовлетворительно»

ниже 4 баллов – «неудовлетворительно»


2.4. Пример экзаменационного билета


ГОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и препринимательства»

CОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии «Педагогические образовательные технологии»

_________ М.А.Деревинская

«_____»___________200__г.


Завершающая аттестация


Экзаменационный билет № 1


УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР


___________Л.Л.Поздина

«_____»________200__г.

Курс: первый

Предмет: химия

  1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.

  2. Сахароза: строение молекулы, нахождение в природе, свойства и получение.

  3. Пользуясь таблицей растворимости солей и оснований в воде, подобрать из

имеющихся растворов солей, кислот и щелочей такие растворы, которые при

взаимодействии между собой привели бы:

а) к образованию осадка;

б) к выделению газообразного вещества;

в) к образованию малодиссоциирующего вещества.

Написать уравнение химических реакций в молекулярном и ионном виде.


Преподаватель ________________М.А. Деревинская




2.5. Ответ на экзаменационный билет


1. К середине XIX. было открыто 63 химических попыток систематизировать известные элементы, построить их элемента, изучены их свойства и соединения. Предпринималось большое число классификацию. В результате были установлены группы химических элементов, сходных по свойствам, например щелочные металлы, галогены, однако, дать общую классификацию химических элементов не удавалось.

Заслуга в создании полной систематики химических элементов на основе их важнейшей характеристики – относительной атомной массы принадлежит великому русскому химику Д.И. Менделееву. Он не элементов, находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов». только создал наиболее удобную классификацию элементов, но и увидел закономерность в изменении их свойств, что позволило ему открыть в 1869 г. периодический закон – один из всеобщих законов природы.

«Свойства простых тел, также формы и свойства соединений

Рассмотрим изменение свойств элементов в зависимости от их атомной массы. Расположим элементы, начиная с лития Li, в порядке увеличения атомной массы:

Li Be B C N O F Ne.

В этом ряду литий – щелочной металл. Далее постепенно ослабевают металлические и усиливаются неметаллические свойства элементов. Предпоследним в ряду стоит типичный неметалл – фтор, относящийся к галогенам, последним – неон (благородный газ).

Если продолжить такую запись

Na Mg Al Si P S Cl Ar

то увидим, что после неона происходит качественный скачок – переход к щелочному металлу натрию, а дальше свойства постепенно изменяются, подобно закономерности, рассмотренной для предыдущего ряда. Предпоследний элемент во втором ряду – галоген(Сl), а последний – благородный газ (Ar).

Таким образом, элементы, расположенные в порядке увеличения из атомных масс, образуют ряды, в которых химические свойства элементов периодически повторяются.

Графическим изображением периодического закона является Периодическая система элементов. Каждый химический элемент в таблице строго определенное положение (клетку). Все элементы пронумерованы в порядке их последовательности. Эти номеру называются порядковыми номерами элементов.

В клетке записываются химический символ элемента, его название и основные характеристики (порядковый номер, относительная атомная масса, характеристика электронного строения атомов элемента).

По горизонтали в таблице элементы образуют семь периодов.

Ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся благородным газом называется период.

1,2,3 периоды – малые, остальные – большие.

По вертикали в таблице расположено восемь групп. Каждая из них состоит из двух подгрупп – главная (А) и побочная (В).

Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева оказали большое влияние на развитие химии, благодаря им химия превратилась в единую, целостную науку.

Для неизвестных еще элементов Д.И. Менделеев оставил свободные места в Периодической системе, так как можно было предполагать, в каких природных объектах следует искать эти элементы. Для трех таких элементов (галлия, скандия и германия). Д.И. Менделеев подробно описал предполагаемые свойства. Предсказание свойств проводилось с использованием свойств элементов-соседей по Периодической системе. В 1975 г. Лекок де Буабодран открыл галлий, 1879 г. Бор открыл скандий, в 1886 г. Винклер открыл германий. Все они были открыты благодаря предсказаниям Д.И. Менделеева.

Периодический закон способствовал дальнейшему развитию работ по изучению строения атомов, в результате которых вскрыта взаимосвязь строения атомов с периодическим изменением их свойств.

Периодический закон играет большую роль в развитии всех естественных наук.


2. Опытным путем доказано, что молекулярная формула сахарозы С12Н22О11. При исследовании химических свойств сахарозы можно убедиться, что для нее характерна реакция многоатомных спиртов: при взаимодействии с гидроксидом меди (П) образуется ярко-синий раствор. Реакцию «серебряного зеркала» с сахарозой осуществить не удается. Следовательно, в ее молекуле имеются гидроксильные группы, но нет альдегидной.

Если раствор сахарозы нагреть в присутствии соляной и серной кислоты, то образуются два вещества, одно из которых, подобно альдегидам, реагирует как с аммиачным раствором оксида серебра, так и с гидроксидом меди (П). Эта реакция доказывает, что в присутствии минеральных кислот сахароза подвергается гидролизу и в результате образуются глюкоза и фруктоза. Так подтверждается, что молекулы сахарозы состоят из взаимно связанных остатков молекул глюкозы и фруктозы.

Сахароза входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%).

Чистая сахароза – бесцветное кристаллическое вещество сладкого вкуса, хорошо растворимое в воде.

Важнейшее химическое свойство сахарозы – способность в присутствии минеральных кислот и при повышенной температуре подвергается гидролизу:


Н2SO4, t

С12Н22О11 + Н2О С6Н12О6 + С6Н12О6

глюкоза фруктоза


Образовавшуюся в процессе гидролиза глюкозу можно обнаружить реакцией «серебряного зеркала» или при взаимодействии ее с гидроксидом меди (П).

Сахарозу С12Н22О11 (сахар) получают в основном из сахарной свеклы и сахарного тростника. При производстве сахарозы не происходят химические превращения, так как она уже имеется в природных продуктах. Ее лишь выделяют их этих продуктов по возможности в более чистом виде. Этапы выделения сахарозы их сахарной свеклы:

1. Очищенную сахарную свеклу в механических свеклорезках превращают в тонкую стружку и помещают ее в специальные сосуды – диффузоры, через которые пропускают воду. В результате из свеклы вымывается почти вся сахароза, но вместе с ней в раствор переходят различные кислоты, белки и красящие вещества, которые требуется отделить от сахарозы.

2. Образовавшийся в диффузорах раствор обрабатывает известковым молоком. Гидроксид кальция реагирует с содержащимися в раствое кислотами. Так как кальциевые соли большинства органических кислот малорастворимы, то они выпадают в осадок. Сахароза же с гидроксидом кальция образует растворимый сахарат типа алкоголятов. Состав сахарата кальция можно выразить формулой С12Н22О11 СаО 2О.

3. Чтобы разложить образовавшийся сахарат кальция и нейтрализовать избыток гидроксида кальция, через их раствор пропускают оксид углерода (IV). В результате кальций осаждается в виде карбоната:


С12Н22О11 СаО 2О + СО2 С12Н22О11 + СаСО3 + 2Н2О


4. Полученный после осаждения карбоната кальция раствор фильтруют, затем упаривают в вакуумных аппаратах и кристаллики сахара отделяют центрифугированием.

Однако выделить весь сахар из раствора не удается. Остается бурый раствор (меласса), который содержит еще до 50% сахарозы. Мелассу используют для получения лимонной кислоты и некоторых других продуктов.

5. Выделенный сахарный песок обычно имеет желтоватый цвет, так как содержит красящие вещества. Чтобы их отделить, сахарозу вновь растворяют в воде и полученный раствор пропускают через активированный уголь. Затем раствор снова упаривают и подвергают кристаллизации.


3. Предложены следующие реактивы: NaOH, K2CO3, H2SO4, Zn(NO3)2

а) Реакция, в результате которой выпадает осадок:

2NaOH + Zn(NO3)2 = 2NaNO3 + Zn(OH)2

2Na+ + 2OH¯ + Zn2+ + 2NO3¯ = 2Na+ + 2NO3¯ + Zn(OH)2

2OH¯ + Zn2+ = Zn(OH)2

б) Реакция, в результате которой выделяется газ:

K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + CO2 + H2O

2K+ + CO32 - + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42- + CO2 + H2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O


в) Реакция, в результате которой образуется малодиссоциирующее

веществовода:

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

2Na+ + 2OH¯ + 2H+ + SO4 = 2Na+ + SO4 + 2H2O

2OH¯ + 2H+ = 2H2O





Список литературы


1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в

тестах, задачах, упражнениях 10 класс. – М.: Дрофа,2007.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в

тестах, задачах, упражнениях 11 класс. – М.: Дрофа,2007.

3. Глинка Н.А. Обшая химия. – Л.: Химия, 2002.

4. Ерохин Ю.М. Химия. – М.: Мастерство, 2007.

5. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии ( с

дидактическим материалом). – М.: Академия, 2007

6. Хомченко И.Г. Общая химия. – М.: Новая волна, 2006.

7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Новая волна,

2006.

































Оценочная ведомость « Контроль текущей успеваемости» ______курс .


ФИО

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема8

итог






















































































































































































Преподаватель __________________



ПРОГРАММА промежуточной аттестации студентов по специальностям СПО и НПО.
  • ОБЖ
Описание:

Контрольное задание по предмету ОБЖ к промежуточной аттестации

с помощью тестирования .


Изучение ОБЖ направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся должен

Знать:

Основы здорового образа жизни;

Правила безопасного поведения в ЧС социального, природного и техногенного характера;

Способы безопасного поведения в природной среде;

Уметь:

Действовать при возникновении пожара;

Соблюдение правил поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

Вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Проверка знаний и умений:

Предлагаю тесты, которые можно проверить при помощи перфокарт для тематического контроля знаний обучающихся составлены в соответствии с действующими учебными программами для СПО и НПО.Контроль и проверка знаний являются обязательным условием результативного учебного процесса. Использование тестов в сочетании с другими формами и методами контроля позволяет учителю оперативно проверить знания обучающихся по основным темам курса, а также умение анализировать и раскрывать причинно-следственные связи. Тестовый тематический контроль целесообразно рассматривать не только как обучающий, но и как корректирующий метод. Его применение помогает выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути решения возникающих проблем. Для успешного усвоения учебного материала тесты могут использоваться при опросе и закреплении знаний, а также могут быть предложены в качестве домашнего задания.

Опрос по перфокартам способствует систематизации и обобщению знаний, выработке практических умений принимать правильное решение и призван осуществить проверку и контроль обучающихся за минимально короткое время.

Автор Кочетков Алексей Алексеевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1197
Номер материала 53144
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓