Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Карпогорская
средняя общеобразовательная школа № 118»
СП «Веркольская
основная школа имени Ф.А.Абрамова»
Программа
профильного эколого-краеведческого
лагеря
дневного пребывания
«Следопыт»
Составитель:
Попова Надежда Ивановна, учитель географии первой квалификационной
категории.
Веркола
2014
год
И
Н Ф О Р М А Ц И О Н Н А Я К А Р Т А
программы
профильного эколого-краеведческого
лагеря
«Следопыт»
Полное
название программы
|
Вариативная
программа летнего исследовательского эколого-краеведческого лагеря «СЛЕДОПЫТ»
|
Цель
программы
|
1.Помощь
в раскрытии и реализации творческих способностей детей через проведения
исследований богатого культурно-исторического наследия.
2.Организация
активного отдыха в летний период.
3.
Формирование стремления к изучению объектов природы на экологической тропе
«Каждое дерево – портрет», сохранению чистоты экологической обстановки
|
Общеобразовательное
учреждение
|
МБОУ
«Карпогорская СОШ №118»
СП
«Веркольская основная школа имени Ф.А.Абрамова»
|
Юридический
адрес
|
Адрес:
164600 Архангельская область, Пинежский район,
с.
Карпогоры, ул. Абрамова,
д.
2в
|
Автор
программы
|
Учитель
географии, Попова Надежда Ивановна
|
Сроки
реализации
|
с
26.05.2014 по 18.06.2014
|
Форма
реализации
|
Летний
оздоровительный лагерь дневного пребывания
|
Почтовый
адрес участников программы
|
164606,
Архангельская область, Пинежский район, д. Веркола, ул. Северная, дом 30
|
Телефон
участников программы
|
7-41-45,
8-921-810-92-13
|
Участники
|
Уч-ся
5-9 классов
|
Тип
лагеря
|
Лагерь с
дневным пребыванием
|
Финансовое
обеспечение
|
Районный
и областной
|
|
|
Пояснительная
записка.
Ежегодно,
в период летних каникул для обучающихся 1-9 классов
ОУ
«Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118» СП «Веркольская основная
школа имени Ф.А.Абрамова» работает лагерь дневного пребывания детей (далее -Лагерь).
Для того чтобы отдых детей сделать интересным и полезным была разработана
программа Лагеря дневного пребывания «Следопыт» (далее - Программа).
Направленность программы – эколого-краеведческая т.к. экологическое воспитание
и любовь к родному краю чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое
мировоззрение, экологическая культура подрастающего поколения людей могут
вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором
они пребывают сейчас. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче,
будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.
Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее
происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные
представления о природе и обществе. Одним из условий формирования
экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы
теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной,
исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению
и охране природы.
Эколого-краеведческий
лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и
воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе
экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования;
изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего
края. Работа эколого-краеведческого
лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному
этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности на
альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках
профильного экологического лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов
обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный
потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует
так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать
состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной
природоохранной деятельности.
Актуальность
программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как
в области общего, так и дополнительного экологического образования.
Отличительной особенностью данной программы является воспитание экологической
культуры детей, бережного отношения к окружающему миру, истории родного края
на территории Веркольского государственного заказника регионального
значения. Решение экологических проблем на территории этого заказника и
д. Верколы, родины Ф.А.Абрамова
Для
изучения истории, природы родного края и экологических проблем данной территории
планируются тематические и комплексные экскурсии по экологической тропе «Каждое
дерево – портрет»
Используя
методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в
практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в
подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других
мероприятий как летом , так и в течении учебного года.
С учетом
интересов учащихся в лагере организуется отряд, на занятиях которого учащиеся
получат теоретические знания и практические навыки по выбранному направлению,
будут проводить наблюдения в природе по индивидуальным заданиям.
Роль
педагогов, воспитателей - кураторов – это стимулирование ребенка к расширению
круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности.
Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку
приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может
успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Данная
программа эколого-краеведческого лагеря является логическим продолжением
образовательного процесса.
Цель данной
программы:
Способствовать
формированию экологического мировоззрения у школьников за счет включения их в
практическую природоохранную и исследовательскую деятельность при
непосредственном контакте с ближайшим природным окружением.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Организация активного отдыха обучающихся;
2. Развитие научно-исследовательского интереса
обучающихся;
3. Экологическое воспитание обучающихся;
4. Формирование опыта проведения исследований в
полевых условиях;
5. Формирование умений и навыков практической
исследовательской деятельности;
6. Изучение культурно-исторического аспекта
жизни поселения,
воспитание уважения к истории и культуре
своего края. 7. Развитие у детей
представлений и основных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и
взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и
экологической культуры личности. 8. Изучение
эколого-санитарной обстановки на территории МО
«Веркольское».
Программа
Лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе
уважения
и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через
идею
гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам Лагеря необходимо
психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического
процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества в ЛДП «Следопыт» является
сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику Лагеря
почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности –участие всех детей в программе развития
творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего
оздоровительного Лагеря предполагает:
-
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с
индивидуально-психологическими особенностями детей;
-
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в течение
дня;
-
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности – творческая
индивидуальность –это характеристика личности, которая в самой полной
мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Участники
реализации Программы.
Программа ориентирована на школьников 5 -9 классов. При комплектовании лагеря особое
внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей,
имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной
ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в
разновозрастных отрядах по 10 человек.
Сроки реализации программы: с 26.05.2014г –20.06.2014г.
Этапы
реализации Программы.
1
этап – Подготовительный
·
создание
нормативно-правовой базы, разработка документации;
·
подбор
кадров;
·
комплектование
Лагеря.
2
этап
– Организационный:
·
создание
отряда «Следопыт» (Приложение 1);
·
выявление
и постановка целей развития коллектива и личности;
·
сплочение
коллектива детей;
·
формирование
законов и условий совместной работы;
3
этап – Основной:
·
Планирование
работы и реализация плана отряда «Следопыт» (Приложение 2)
·
выполнение
режима дня (Приложение 3);
4
этап – Заключительный:
·
анализ
результатов работы – отчёт о работе Лагеря;
·
творческий
отчёт (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов).
ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
№п/п
|
Наименование
|
Количество
часов
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
1
|
Спортивно - оздоровительное
|
18
|
3
|
15
|
2
|
Духовно – нравственное
|
18
|
3
|
15
|
3
|
Социальное
|
18
|
3
|
15
|
4
|
Общеинтеллектуальное
|
18
|
3
|
15
|
5
|
Общекультурное
|
18
|
3
|
15
|
ИТОГО:
|
90
|
15
|
75
|
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
эколого-краеведческого
отряда
День
|
Первая
половина дня
|
Вторая
половина дня
|
1-й
|
Торжественная линейка,
посвященная открытию лагеря и развлекательные мероприятия
|
Рассмотрение и утверждение плана
работы лагеря и отряда
|
2-й
|
Оформление уголка отряда,
распределение обязанностей
|
Спортивный час. Игры на свежем
воздухе.
|
3-й
|
Изучение методов экологического
исследования на экологической тропе «Каждое дерево- портрет», выбор методов
иследования
|
Акция «Чистая деревня». Час
отдыха
|
4-й
|
Подготовка оборудования и
проведение полевых исследований на экологической тропе.
|
Отдых у костра на экологической
стоянке «Вицево»
|
5-й
|
Подготовка экскурсоводов по
экологической тропе.
|
Час игр. Подготовка к встрече
участников фестиваля «Веркольские первоцветы»
|
6-й
|
Участие в фестивале «Веркольские
первоцветы»
|
Дружеская встреча у костра
«Дружбы»
|
7-й
|
Экспедиция в д. Летопола
Сбор фольклорных материалов
|
Отдых на берегу. Игры.
|
8-й
|
Обработка собранного материала.
Оформление полевых дневников
|
Спортивный час.
|
9-й
|
Экспедиция по деревне Веркола.
Встреча со старожилами деревни
|
Работа в «художественной
мастерской»
|
10-й
|
Полевой практикум на
экологической тропе
|
Предварительные результаты
|
11-й
|
Оформление отчетов и
презентаций по экологическому практикуму
|
Мастер класс « Квилинг»
|
12-й
|
Экологический спектакль
«Спор четырех сестер»
|
Музыкальный час «Караоке»
|
13-й
|
Подготовка к поездке в
Пинежский заповедник. Проведение инструктажей
|
Игры, отдых на свежем воздухе
|
14-17-й
|
Экскурсия в Пинежский заповедник
|
Продолжение экскурсии
|
18-й
|
Оформление отчетов о поездке
в Голубино Закрытие лагеря.
|
Концерт.
|
Формы
реализации Программы:
Успешно решаются задачи воспитания экологической культуры личности
на
занятиях. Детям дается возможность сравнивать, анализировать,
использовать
имеющиеся знания, а также знакомство с новым материалом.
Воспитывается
желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение
сочувствовать,
сопереживать. Широко использую загадки, пословицы,
литературные
произведения, а так же наглядные пособия (картинки,
иллюстрации,
фотографии, настольные игры, ТСО)
Важную роль играют комплексные занятия: они имеют всестороннее развитие,
построены на смене видов деятельности. Изучение ООТ Архангельской области. В
течение смены организован выход детей в ближайшие экосистемы Веркольского
заказника – экскурсии по экологической тропе «Каждое дерево – портрет» ,
походы на луг, водоём, в лес. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного
характера: дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от
красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности,
участвуют в природоохранном деле. Походы и экскурсии дают много
эмоциональных впечатлений, а также дети приобретают навыки правильного поведения
на природе, культурного отдыха. И сами проводят экскурсию по маршруту «Каждое
– дерево портрет»
Именно во время экскурсий, походов можно учить детей понимать влияние
деятельности человека на природу: безнравственного воздействия (загрязнение
водоёмов, лугов, атмосферы).
Бережное отношение к природе, благоприятной окружающей среде, здоровью
формируется так же во время праздников и досуговых мероприятий экологического и
развивающего характера. Праздник «Нептуна» даёт детям почувствовать, что вода –
это жизнь, без неё не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет
много радости людям, особенно детям.
Творческая работы по проблеме экологического воспитания проводиться на занятиях
«Природа и фантазия». Дети составляют композиции из природного материала для
украшения интерьера игровой комнаты. Поддержание экологической чистоты на
маршруте экологической тропы «Каждое дерево – портрет». Совместно с работниками
Веркольского заказника оборудование маршрута указателями и аншлагами.
Кадровое
обеспечение Программы.
Из числа педагогических работников Школы приказом директора школы назначаются:
начальник лагеря, воспитатели.
Начальник
лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию отвечает за организацию
питания воспитанников, охрану труда в Лагере.
Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану
лагеря:
организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за
соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной
безопасности. Охрана жизни и здоровья детей. Весь персонал Лагеря
несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в
Лагере. Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать
дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и
антитеррористической безопасности. Начальник лагеря проводит инструктаж по
охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с
последующей регистрацией в журналах установленного образца. Организация питания
осуществляется на базе столовой Школы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.