Главная / География / Программа профильного эколого-краеведческого лагеря "Следопыт"

Программа профильного эколого-краеведческого лагеря "Следопыт"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»

СП «Веркольская основная школа имени Ф.А.Абрамова»

















Программа профильного эколого-краеведческого

лагеря дневного пребывания

«Следопыт»





Составитель: Попова Надежда Ивановна, учитель географии первой квалификационной категории.















Веркола

2014 год





И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н А Я К А Р Т А

программы профильного эколого-краеведческого

лагеря «Следопыт»

Полное название программы

Вариативная программа летнего исследовательского эколого-краеведческого лагеря «СЛЕДОПЫТ»

Цель программы

1.Помощь в раскрытии и реализации творческих способностей детей через проведения исследований богатого культурно-исторического наследия.

2.Организация активного отдыха в летний период.

3. Формирование стремления к изучению объектов природы на экологической тропе «Каждое дерево – портрет», сохранению чистоты экологической обстановки

Общеобразовательное учреждение

МБОУ «Карпогорская СОШ №118»

СП «Веркольская основная школа имени Ф.А.Абрамова»

Юридический адрес

Адрес: 164600 Архангельская область, Пинежский район,

с. Карпогоры, ул. Абрамова,

д. 2в



Автор программы

Учитель географии, Попова Надежда Ивановна

Сроки реализации

с 26.05.2014 по 18.06.2014

Форма реализации

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания


Почтовый адрес участников программы

164606, Архангельская область, Пинежский район, д. Веркола, ул. Северная, дом 30

Телефон участников программы

7-41-45, 8-921-810-92-13

Участники

Уч-ся 5-9 классов

Тип лагеря

Лагерь с дневным пребыванием

Финансовое обеспечение

Районный и областной





Пояснительная записка.


Ежегодно, в период летних каникул для обучающихся 1-9 классов

ОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118» СП «Веркольская основная школа имени Ф.А.Абрамова» работает лагерь дневного пребывания детей (далее -Лагерь).

Для того чтобы отдых детей сделать интересным и полезным была разработана программа Лагеря дневного пребывания «Следопыт» (далее - Программа).

Направленность программы – эколого-краеведческая т.к. экологическое воспитание и любовь к родному краю чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое мировоззрение, экологическая культура подрастающего поколения людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе.  Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.

Эколого-краеведческий  лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края. Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

Отличительной особенностью данной программы является воспитание экологической культуры детей, бережного отношения к окружающему миру, истории родного края на территории Веркольского государственного заказника регионального значения. Решение экологических проблем на территории этого заказника и д. Верколы, родины Ф.А.Абрамова

Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем данной территории планируются тематические и комплексные экскурсии по экологической тропе «Каждое дерево – портрет»

Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий как летом , так и в течении учебного года.

С учетом интересов учащихся в лагере организуется отряд, на занятиях которого учащиеся получат теоретические знания и практические навыки по выбранному направлению, будут проводить наблюдения в природе по индивидуальным заданиям.

Роль педагогов, воспитателей - кураторов – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.

Данная программа эколого-краеведческого лагеря  является логическим продолжением образовательного процесса.


Цель данной программы:

Способствовать формированию экологического мировоззрения у школьников за счет включения их в практическую природоохранную и исследовательскую деятельность при непосредственном контакте с ближайшим природным окружением.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Организация активного отдыха обучающихся;

  2. Развитие научно-исследовательского интереса обучающихся;

  3. Экологическое воспитание обучающихся;

  4. Формирование опыта проведения исследований в полевых условиях;

  5. Формирование умений и навыков практической исследовательской деятельности;

6. Изучение культурно-исторического аспекта жизни поселения,

воспитание уважения к истории и культуре своего края. 7. Развитие у детей представлений и основных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности. 8. Изучение эколого-санитарной обстановки на территории МО «Веркольское».






Программа Лагеря опирается на следующие принципы:


Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе

уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через

идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам Лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества в ЛДП «Следопыт» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику Лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности –участие всех детей в программе развития творческих способностей.

Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного Лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в течение дня;

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности творческая индивидуальностьэто характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.


Участники реализации Программы.

Программа ориентирована на школьников 5 -9 классов. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 10 человек.

Сроки реализации программы: с 26.05.2014г –20.06.2014г.

Этапы реализации Программы.

1 этап – Подготовительный

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;

  • подбор кадров;

  • комплектование Лагеря.

  1. этап – Организационный:

  • создание отряда «Следопыт» (Приложение 1);

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

  • сплочение коллектива детей;

  • формирование законов и условий совместной работы;

3 этап – Основной:

  • Планирование работы и реализация плана отряда «Следопыт» (Приложение 2)

  • выполнение режима дня (Приложение 3);

4 этап – Заключительный:

  • анализ результатов работы – отчёт о работе Лагеря;

  • творческий отчёт (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов).



ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

п/п

Наименование

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Спортивно - оздоровительное

18

3

15

2

Духовно – нравственное

18

3

15

3

Социальное

18

3

15

4

Общеинтеллектуальное

18

3

15

5

Общекультурное

18

3

15

ИТОГО:

90

15

75



ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

эколого-краеведческого отряда

День

Первая половина дня

Вторая половина дня


1-й

Торжественная линейка, посвященная открытию лагеря и развлекательные мероприятия

Рассмотрение и утверждение плана работы лагеря и отряда

2-й

Оформление уголка отряда, распределение обязанностей

Спортивный час. Игры на свежем воздухе.

3-й

Изучение методов экологического исследования на экологической тропе «Каждое дерево- портрет», выбор методов иследования

Акция «Чистая деревня». Час отдыха

4-й

Подготовка оборудования и проведение полевых исследований на экологической тропе.

Отдых у костра на экологической стоянке «Вицево»

5-й

Подготовка экскурсоводов по экологической тропе.

Час игр. Подготовка к встрече участников фестиваля «Веркольские первоцветы»

6-й

Участие в фестивале «Веркольские первоцветы»

Дружеская встреча у костра «Дружбы»

7-й

Экспедиция в д. Летопола

Сбор фольклорных материалов

Отдых на берегу. Игры.

8-й

Обработка собранного материала. Оформление полевых дневников

Спортивный час.

9-й

Экспедиция по деревне Веркола. Встреча со старожилами деревни

Работа в «художественной мастерской»

10-й

Полевой практикум на экологической тропе

Предварительные результаты

11-й

Оформление отчетов и презентаций по экологическому практикуму

Мастер класс « Квилинг»

12-й

Экологический спектакль

«Спор четырех сестер»

Музыкальный час «Караоке»

13-й

Подготовка к поездке в Пинежский заповедник. Проведение инструктажей

Игры, отдых на свежем воздухе

14-17-й

Экскурсия в Пинежский заповедник


Продолжение экскурсии

18-й

Оформление отчетов о поездке в Голубино Закрытие лагеря.

Концерт.


Формы реализации Программы:

Успешно решаются задачи воспитания экологической культуры личности

на занятиях. Детям дается возможность сравнивать, анализировать,

использовать имеющиеся знания, а также знакомство с новым материалом.

Воспитывается желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение

сочувствовать, сопереживать. Широко использую загадки, пословицы,

литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки,

иллюстрации, фотографии, настольные игры, ТСО)

Важную роль играют комплексные занятия: они имеют всестороннее развитие, построены на смене видов деятельности. Изучение ООТ Архангельской области. В течение смены организован выход детей в ближайшие экосистемы Веркольского заказника – экскурсии по экологической тропе «Каждое дерево – портрет» , походы на луг, водоём, в лес. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле. Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений, а также дети приобретают навыки правильного поведения на природе, культурного отдыха. И сами проводят экскурсию по маршруту «Каждое – дерево портрет»

Именно во время экскурсий, походов можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: безнравственного воздействия (загрязнение водоёмов, лугов, атмосферы).

Бережное отношение к природе, благоприятной окружающей среде, здоровью формируется так же во время праздников и досуговых мероприятий экологического и развивающего характера. Праздник «Нептуна» даёт детям почувствовать, что вода – это жизнь, без неё не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям.

Творческая работы по проблеме экологического воспитания проводиться на занятиях «Природа и фантазия». Дети составляют композиции из природного материала для украшения интерьера игровой комнаты. Поддержание экологической чистоты на маршруте экологической тропы «Каждое дерево – портрет». Совместно с работниками Веркольского заказника оборудование маршрута указателями и аншлагами.


Кадровое обеспечение Программы.


Из числа педагогических работников Школы приказом директора школы назначаются: начальник лагеря, воспитатели.

Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию отвечает за организацию питания воспитанников, охрану труда в Лагере.

Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану

лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья детей. Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере. Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности. Начальник лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца. Организация питания осуществляется на базе столовой Школы.


























































Программа профильного эколого-краеведческого лагеря "Следопыт"
  • География
Описание:

Для того чтобы отдых детей сделать интересным  и  полезным была разработана программа Лагеря дневного пребывания «Следопыт»

        Направленность программы – эколого-краеведческая т.к. экологическое воспитание и любовь к родному краю чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.

       Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.

Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий как летом , так и в течении учебного года.

 

Автор Попова Надежда Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1213
Номер материала 53644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓