Главная / География / Программа по географии на тему «Изучение политической карты с помощью графа» 7 класс

Программа по географии на тему «Изучение политической карты с помощью графа» 7 класс











Программа курса

по географии

«Изучение политической карты с помощью графов»






















Учитель географии

высшей категории Ключко О.И.


Использован и переработан материал

С.В.Рогачёва и картографа Л.А Кадилова

(приложение «География» к газете « Первое сентября»

29/95, 1/92, №№ 95-96 года)





Познакомившись с материалом С.В.Рогачёва и картографа Л.А Кадилова

(приложение «География» к газете « Первое сентября» №29/95, 1/92, №№ 95-96 года) я убедилась, что мои наблюдения за учащимися во время изучения политической карты мира, анализ зачётов и экзаменов по географии говорят о том, что такие трудности есть не только у меня. Действительно, вопрос «Назовите соседей России» - у девяти из десяти выпускников, сдающих экзамен по географии, вызывает замешательство. Когда же они всё же начинают перечислять, то, как правило, среди действительных соседей называют немало стран, соседями России действительно не являющихся. При выяснении причин, побудивших назвать нашим соседом ту или иную довольно далёкую страну, порой выясняется, что отвечающий руководствовался некоторой содержательной ассоциацией или воспоминанием.

Значит, одна лишь обыкновенная политическая карта не может служить слишком эффективным инструментом для разрушения превратных представлений о соседстве стран. Ведь человеческий глаз при поверхностном рассмотрении выхватывает из общей картины наиболее значимые объекты: наша зрительная память укладывает крупные цветовые пятна Франции, Германии, Швеции, где то по левую руку от России; оттуда эти пятна и всплывают, когда мы начинаем напряжённо вспоминать соседей на западном фланге.

Выпускники, делающие ошибки в перечислении соседей страны, конечно, не совсем не знакомы с картой, но они знакомы с ней поверхностно. Если попросить отвечающего показать на обычной политической карте любую из ошибочно названных стран, он сделает это быстро и без особых затруднений. Столь же быстро он выберет эту страну из предложенных контуров. Становится понятным механизм поиска страны:

- память подсказывает, в каком примерно крупном регионе находится искомая страна;

- внутри региона страна определяется по контуру или цвету, при этом не возникает необходимости хорошо помнить взаиморасположение стран.

В статье предлагается изучить политическую карту мира, страны и области с помощью графов. Граф - математическая модель, использованная для описания соседства стран, позволяет акцентировать внимание на их размещении относительно друг - друга. При работе с графом учащийся постепенно лишается привычных ориентиров подсказок. На графе отсутствует форма стран, нет привычных цветовых обозначений. Кружками (вершинами графа) обозначены страны, а линиями, соединяющими кружки (рёбрами графа),- наличие общей границы между странами. В теории графов вершины, соединённые рёбрами, принято называть соседями первого порядка. Если по ребру пройти к следующей вершине, это будет сосед второго порядка.

Материал для изучения отобран по принципу более детального знакомства с политической картой каждого материка или части света (Европа и Азия) и составлен по определённому алгоритму, что позволяет реализовать педагогические и дидактические задачи темы «Политическая карта мира»

Программа рассчитана на учащихся изучающих географию материков или социальную и экономическую географию мира. Программа была апробирована в Новосанжаровской общеобразовательной школе в течение ряда лет в учебном процессе в качестве факультативных занятий.

Цель: Развитие интереса к географии с помощью математического

моделирования (графов)

Задачи:

1.Развивать интерес к географии с помощью математического моделирования, используя граф как дополнительный источник географических знаний.

2.Показать учащимся, что сущность собственно географии - это знание о местонахождении и взаимном расположении объектов на земной поверхности.

3. Использовать граф, как средство тренировки географической пространственной памяти, ориентируя на самый сложный аспект запоминания политической карты - связность территории.

4. Познакомить со сформированными и потенциальными региональными узлами мира,

России.

5. Формировать географические представления о влиянии стран друг на друга в зависимости от степени соседства и дальности расстояния.

6. Научить изготовлению графов любого региона, что позволяет узнать множество подробностей политико-географической карты и получить навыки математического моделирования.


Форма проведения занятий

  1. Лекция

  2. Практикумы

  3. Самостоятельная работа

Виды деятельности учащихся

  1. Работа с картами

  2. Моделирование

  3. Тесты

  4. Творческие проекты

  5. Работа со справочниками


Материальные ресурсы

  1. Атлас мира пер. с итал. ООО «Мир книги».- М: Мир книги, 2004

  2. Мультимедийная карта мира 2004 год. ООО Фирма «Ингит».- М: Дискавери, 2004

  3. Мультимедийные карты России 2004 год. ООО Фирма «Ингит».- М: Дискавери, 2004

  4. Россия на рубеже третьего тысячелетия.- М: Республиканский мультимедиацентр

  5. Раздаточный материал «Графы Европы»

  6. Раздаточный материал «Графы Азии»

  7. Раздаточный материал «Графы Африки»

  8. Раздаточный материал «Графы Америки»

  9. Раздаточный материал «Графы Австралии и Океании»

  10. Граф субъекта России «Западная Сибирь»




в итоге должны знать: политическую карту Европы, Азии,

Америки, Африки, Океании и Австралии, названия стран и их столиц, политико-административное деление России.

В итоге должны уметь: показать страну на карте, устно называть месторасположение и соседей любой страны, самостоятельно составить граф любого региона.

Должны сделать: граф любого региона мира и приготовить защиту изготовленных графов.

Дополнительное творческое задание: разрезная карта любого региона мира в виде игры в пазлы.









Содержательная часть программы


тема

часы

содержание

Форма занятия

Теор.

Практ.

1

Политическая карта и деление мира на регионы

1


Многообразие стран современного мира, основные группы стран, этапы развития политической карты, геополитика, количественные и качественные изменения на политической карте

лекция

2

Теория графов

1


Использование математического моделирования в разных областях науки и искусства. Кружки – вершины графа- страны. Линии, соединяющие кружки - рёбра графа - наличие общей границы между странами. Соседи первого порядка, соседи второго порядка.


лекция

3

Граф Европы


2

Графы Европы разного уровня сложности, сравнение их с политической картой Европы, сопоставление с контурной картой. Границы Западной Европы, Восточной Европы, стран СНГ. Регионы Европы: Скандинавский регион, Бенилюкс, страны Балканского полуострова и др. Соседство стран первого порядка, второго и т.д. Островные страны, государства – карлики, государства в государстве

практика


1

Новые графы Европы на разные темы: форма правления каждой страны, денежная единица страны, основная религия страны и др.

самостоятельная творческая работа

4

Граф Азии


2

Графы Азии разного уровня сложности, сравнение их с политической картой Азии, сопоставление с контурной картой. Границы Юго-Западной, Южной и Центральной Азии и стран СНГ. Регионы Азии: страны Персидского залива, Индокитай, НЭС и др. Соседство стран первого порядка, второго и т.д. Островные страны, государства – карлики, государства в государстве

практика


1

Новые графы Азии на разные темы: форма правления каждой страны, денежная единица страны, основная религия страны и др.

самостоятельная творческая работа

5

Граф Америки


1

Графы Америки разного уровня сложности, сравнение их с политической картой Америки, сопоставление с контурной картой. Границы Северной Америки, Южной Америки. Регионы: страны Латинской Америки, Карибский регион и др. Соседство стран первого порядка, второго и т.д. Островные страны.

практика


1

Новые графы Америки на разные темы: форма правления каждой страны, денежная единица страны, основная религия страны и др.

самостоятельная творческая работа

6

Граф Африки


2

Графы Африки разного уровня сложности, сравнение их с политической картой Африки, сопоставление с контурной картой. Границы Северной, Южной, западной и Центральной Африки. Соседство стран первого порядка, второго и т.д. Островные страны, государства в государстве. Африка – материк компактной формы и самой цветной политической карты.

практика


1

Новые графы Африки на разные темы: форма правления каждой страны, денежная единица страны, основная религия страны и др.

самостоятельная творческая работа

7

Политико-административное деление России

1


89 субъектов страны, сложное федеративное устройство России, субъект в субъекте, границы природных и экономических районов, пограничные области, морские и островные регионы

практика


1

Граф России и её регионов

самостоятельная творческая работа

8

Защита индивидуальных или групповых работ в проекте « Граф на службе у географии»


1

Разнообразные графы по разным регионам мира и России, отражающие различные географические темы

Дополнительное творческое задание: разрезная карта любого региона мира в виде игры в пазлы,

зачёт


Итого часов

3

13




Методические рекомендации

Алгоритм изучения политической карты региона:

  1. Теоретический материал об изучаемом регионе

  2. Знакомство с графом изучаемого региона

  3. Практическая работа с графами региона различной категории сложности

  4. Составление нового графа

Тесты прилагаются, но это не предел. В результате работы этого предметного курса, можно изготовить много разнообразных графов по разным регионам и отражающих множество географических тем.

Руководить обучением и контролировать результаты можно с помощью раздаточного материала для упражнений и контрольных работ. Графы могут быть разного уровня сложности. Высшей категории сложности можно считать граф, в вершинах которого пусто и нет подсказок. Средней категории сложности можно считать граф, в котором вместо слов используются начальные буквы. Низшей категории сложности, когда в вершинах графа подписаны столицы и нужно назвать страну или наоборот.

Уровни сложности устанавливаются в зависимости от подготовленности учащихся. Граф - прекрасный материал для тестирования. Можно предложить множество заданий:

1Вычертить граф любого региона по образцу (Европа, Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Югославский регион, Скандинавский регион, Западная Сибирь и т.д.)

2.Начертить граф соседства первого порядка одной страны.

3. Отсутствуют некоторые рёбра графа, восстановить соседство первого порядка .

4.Самостоятельно изготовить граф.

5.Вписать в вершины графов язык страны, денежную единицу, форму правления , флаги и т.д.

Тесты прилагаются, но это не предел. В результате работы этого предметного курса, можно изготовить много разнообразных графов по разным регионам и отражающих множество географических тем.


Литература

1.Библиотека журнала «География в школе». Географический справочник: новые цифры,

факты, названия.- М.: «Школа - Пресс», 2002

2.Ю.Н. Гладкий и др. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих

в ВУЗы.- М.: «Просвещение»,1999

3. Лазаревич К.С. Справочник школьника по географии.- М.: «Дрофа», 2002

4. Первое сентября: Приложение «География».- 1992- N 21, 1995-N 2 29

5. Ю.Н. Гладкий и др. Экономическая и социальная география:. - М.: «Просвещение»,2000

6. Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин .Настольная книга учителя географии.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2002.

7.Алексеев А. И. Природа России. Учебник для 8 класса

8.Алексеев А. И. География населения и хозяйство России. Учебник для 9 класса

Приложения:

1. Раздаточный материал «Графы Европы»

2. Раздаточный материал «Графы Азии»

3. Раздаточный материал «Графы Африки»

4 Раздаточный материал «Графы Америки»

5 Раздаточный материал «Графы Австралии и Океании»

6. Граф субъекта России «Западная Сибирь»



Самостоятельные работы с карточками одного региона

        1. Какая страна региона имеет больше всех соседей

        2. Перечислите страны Европы, которые имеют 6 соседей первого порядка

        3. Перечислите страны, название которых начинается на букву «К» , «М» и т.д.

        4. Назовите островные государства региона

        5. Перечислите страны 1 строки, 2 строки и т.д.



Граф Азии

Раздаточный материал для упражнений и контрольных работ высшей категории сложности. Место страны

Задание: в каждой вершине графа напишите названия соответствующих стран.





























ЗЮ.ЖЖЭХЖЭЭ


Граф Азии

Раздаточный материал для упражнений и контрольных работ низшей категории сложности. Название страны.

Задание: в каждой вершине графа напишите названия соответствующих стран.

А

И

И

Ш

К

Б

Л

К

Т

С

К

М

Б

Н

И

П

К

Т

ОАЭ

СА

Б

Ф

Т

В

Л

М

Я

К

К

И

И

И

О

М

М

Б

С

И

К


Программа по географии на тему «Изучение политической карты с помощью графа» 7 класс
  • География
Описание:

     В статье предлагается изучить политическую карту мира, страны и области с помощью графов. Граф- математическая модель, использованная для описания соседства стран, позволяет акцентировать внимание на их размещении относительно друг - друга. При работе с графом учащийся постепенно лишается привычных ориентиров подсказок. На графе отсутствует форма стран, нет привычных цветовых обозначений. Кружками (вершинами графа) обозначены страны, а линиями, соединяющими кружки (рёбрами графа),- наличие общей границы между странами. В теории графов вершины, соединённые рёбрами, принято называть соседями первого порядка. Если по ребру пройти к следующей вершине, это будет сосед второго порядка.

 

Материал для изучения отобран по принципу более детального знакомства с политической картой каждого материка или части света (Европа и Азия) и составлен  по определённому алгоритму, что позволяет реализовать педагогические и дидактические задачи темы «Политическая карта мира»

Автор Ключко Ольга Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1377
Номер материала 41420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓