Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма по Экологии для начальных классов.

Программа по Экологии для начальных классов.

Скачать материал

 

Пояснительная записка

 

Программа разработана в соответствии с

·        Закон РФ «Об образовании»;

·        Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

·        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13 от 25.09.2000);

·        УМК «Школа России».

 

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций  и нравственно-этических и эстетических  отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и  и улучшение  социоприродной системы.

Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности  обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

 В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, как  важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Важно с ранних лет заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности  растений и животных, радоваться общению с ними.

В начальной школе  во всех системах и моделях есть курс «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются  в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто  ничего не знают   о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому, мы  зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта  с природным объектом.

Предлагаемый курс «Экология для младших школьников. Знакомые незнакомцы» рассчитан на 33 часа и предлагается для учащихся 1 класса.

 Он состоит из двух частей:

·        «Дикие животные»;

·        «Пернатые птицы».

В первой части обучающиеся ближе знакомятся с известными им дикими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для  человека.

Во второй части  обучающиеся знакомятся с птицами, с которыми дети встречаются  в повседневной жизни.

Цель: воспитание  нового экологического сознания на основе изучения животных

(получение первоначального опыта  взаимодействия с природой, получение первоначального опыта участия в природо - охранной деятельности в школе, усвоение  в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе с родителями в экологической  деятельности по месту жительства).

 

Задачи:

·        Развивать интерес к изучению природы;

·        Воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

·        Углубить уже имеющиеся знания о родном крае;

·        Изучать и исследовать конкретные объекты.

 

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного курса способствует  формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

·        овладению начальными формами  исследовательской деятельности, включая умения  поиска и работы с информацией;

·        формированию действий замещения и моделирования( использования готовых моделей для объяснения  явлений или выявления  свойств объектов и создания моделей);

·        формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов, установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края.

 

Участники программы:

·        Учащиеся;

·        Классный руководитель;

·        Родители;

 

Основные принципы:

·        междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;

·        систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

·        единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала  в деятельности учащихся по изучению природы;

·        взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия  экологических проблем;

 

Прогнозируемый результат:

к концу учебного года учащиеся должны иметь представления:

·        о многообразии животного мира России и Горного Алтая;

·        наиболее типичных представителей  животного мира России и Горного Алтая;

·        какую пользу приносят  представители животного мира;

·        выполнять правила бережного отношения к животному миру России и Горного Алтая.

 

Календарно-тематическое планирование

 

занятия

Дата

Тема занятия

Форма работы

1.

 

 Часть 1. Дикие животные.

Вводное занятие. Игра «Поле чудес»

Игра

2.

 

Заяц- «Длинное ухо»

Диалог

3.

 

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Информ-дайджест

4.

 

Серый хищник – волк

Диалог

5.

 

Хозяин леса - медведь

Диспут

6.

 

Любознательный зверек - белка

Диалог

7.

 

Куница – охотник на белок

Устный журнал

8.

 

Лесной красавец - лось

Презентация

9.

 

Сердитый недотрога - ёж

Диалог

10.

 

Подземный житель - крот

Информ - дайджест

11.

 

Всеядное животное - барсук

Информация +

12.

 

Бобр - строитель

Диспут

13.

 

Запасливый бурундук

Устный журнал

14.

 

Кабан – дикий родственник  домашней свиньи

Информация +

15.

 

Рысь – родственница кошки

Презентация

16.

 

Соболь – «дорогой » зверек

Диалог

17.

 

Косуля – самый маленький европейский  олень

Презентация

18.

 

Тигр – самая большая кошка на Земле

Устный журнал

19.

 

Животные Горного Алтая

Проект. Круглый стол.

 

 

Часть 2. Пернатые жители.

 

21.

 

Воробей самая распространенная птица  на Земле

Экологическая акция. Экскурсия

22.

 

Ворона – «интеллектуальная» птица

Информация +

23.

 

Сорока- белобока –«лесная сплетница»

Устный журнал

24.

 

«Лесной доктор» - дятел

Презентация

25.

 

Соловей – «великий маэстро»

Информ-дайджест

26.

 

Галка –городская птица

Диалог

27.

 

Загадочная птица - кукушка

Презентация

28.

 

«Пернатая кошка» - сова

Устный журнал

29.

 

Любимая птица - снегирь

Презентация. Проект.

29.

 

«Сестрицы- синицы» - самые полезные птицы России

Устный журнал. Экскурсия.

30.

 

Наш добрый сосед -  скворец

Презентация

31.

 

Птицы Горного Алтая

Проект

32.

 

Заочное путешествие по заповедникам нашей страны

Презентация. Круглый стол

33.

 

Вопрос - ответ

Игра

 

 

Пояснительная записка

 

Программа разработана в соответствии с

·        Закон РФ «Об образовании»;

·        Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

·        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13 от 25.09.2000);

·        УМК «Школа России».

 

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций  и нравственно-этических и эстетических  отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и  и улучшение  социоприродной системы.

Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности  обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

 В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, как  важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Важно с ранних лет заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности  растений и животных, радоваться общению с ними.

В начальной школе  во всех системах и моделях есть курс «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются  в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто  ничего не знают   о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому, мы  зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта  с природным объектом.

Предлагаемый курс «Экология для младших школьников. Знакомые незнакомцы» рассчитан на 33 часа и предлагается для учащихся 1 класса.

 Он состоит из двух частей:

·        «Дикие животные»;

·        «Пернатые птицы».

В первой части обучающиеся ближе знакомятся с известными им дикими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для  человека.

Во второй части  обучающиеся знакомятся с птицами, с которыми дети встречаются  в повседневной жизни.

Цель: воспитание  нового экологического сознания на основе изучения животных

(получение первоначального опыта  взаимодействия с природой, получение первоначального опыта участия в природо - охранной деятельности в школе, усвоение  в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе с родителями в экологической  деятельности по месту жительства).

 

Задачи:

·        Развивать интерес к изучению природы;

·        Воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

·        Углубить уже имеющиеся знания о родном крае;

·        Изучать и исследовать конкретные объекты.

 

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного курса способствует  формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

·        овладению начальными формами  исследовательской деятельности, включая умения  поиска и работы с информацией;

·        формированию действий замещения и моделирования( использования готовых моделей для объяснения  явлений или выявления  свойств объектов и создания моделей);

·        формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов, установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края.

 

Участники программы:

·        Учащиеся;

·        Классный руководитель;

·        Родители;

 

Основные принципы:

·        междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;

·        систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

·        единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала  в деятельности учащихся по изучению природы;

·        взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия  экологических проблем;

 

Прогнозируемый результат:

к концу учебного года учащиеся должны иметь представления:

·        о многообразии животного мира России и Горного Алтая;

·        наиболее типичных представителей  животного мира России и Горного Алтая;

·        какую пользу приносят  представители животного мира;

·        выполнять правила бережного отношения к животному миру России и Горного Алтая.

 

Календарно-тематическое планирование

 

занятия

Дата

Тема занятия

Форма работы

1.

 

 Часть 1. Дикие животные.

Вводное занятие. Игра «Поле чудес»

Игра

2.

 

Заяц- «Длинное ухо»

Диалог

3.

 

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Информ-дайджест

4.

 

Серый хищник – волк

Диалог

5.

 

Хозяин леса - медведь

Диспут

6.

 

Любознательный зверек - белка

Диалог

7.

 

Куница – охотник на белок

Устный журнал

8.

 

Лесной красавец - лось

Презентация

9.

 

Сердитый недотрога - ёж

Диалог

10.

 

Подземный житель - крот

Информ - дайджест

11.

 

Всеядное животное - барсук

Информация +

12.

 

Бобр - строитель

Диспут

13.

 

Запасливый бурундук

Устный журнал

14.

 

Кабан – дикий родственник  домашней свиньи

Информация +

15.

 

Рысь – родственница кошки

Презентация

16.

 

Соболь – «дорогой » зверек

Диалог

17.

 

Косуля – самый маленький европейский  олень

Презентация

18.

 

Тигр – самая большая кошка на Земле

Устный журнал

19.

 

Животные Горного Алтая

Проект. Круглый стол.

 

 

Часть 2. Пернатые жители.

 

21.

 

Воробей самая распространенная птица  на Земле

Экологическая акция. Экскурсия

22.

 

Ворона – «интеллектуальная» птица

Информация +

23.

 

Сорока- белобока –«лесная сплетница»

Устный журнал

24.

 

«Лесной доктор» - дятел

Презентация

25.

 

Соловей – «великий маэстро»

Информ-дайджест

26.

 

Галка –городская птица

Диалог

27.

 

Загадочная птица - кукушка

Презентация

28.

 

«Пернатая кошка» - сова

Устный журнал

29.

 

Любимая птица - снегирь

Презентация. Проект.

29.

 

«Сестрицы- синицы» - самые полезные птицы России

Устный журнал. Экскурсия.

30.

 

Наш добрый сосед -  скворец

Презентация

31.

 

Птицы Горного Алтая

Проект

32.

 

Заочное путешествие по заповедникам нашей страны

Презентация. Круглый стол

33.

 

Вопрос - ответ

Игра

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по Экологии для начальных классов."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Программа разработана в соответствии с

·        Закон РФ «Об образовании»;

·        Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

·        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13 от 25.09.2000);

·        УМК «Школа России».

 

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций  и нравственно-этических и эстетических  отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и  и улучшение  социоприродной системы.

 

Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности  обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 368
    • DOCX 129.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гартман Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гартман Надежда Ивановна
    Гартман Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 121295
    • Всего материалов: 107

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1141 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе