Главная / Начальные классы / Программа по Экологии для начальных классов.

Программа по Экологии для начальных классов.


Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13 от 25.09.2000);

  • УМК «Школа России».


Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и и улучшение социоприродной системы.

Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, как важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Важно с ранних лет заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними.

В начальной школе во всех системах и моделях есть курс «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому, мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом.

Предлагаемый курс «Экология для младших школьников. Знакомые незнакомцы» рассчитан на 33 часа и предлагается для учащихся 1 класса.

Он состоит из двух частей:

  • «Дикие животные»;

  • «Пернатые птицы».

В первой части обучающиеся ближе знакомятся с известными им дикими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для человека.

Во второй части обучающиеся знакомятся с птицами, с которыми дети встречаются в повседневной жизни.

Цель: воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных

(получение первоначального опыта взаимодействия с природой, получение первоначального опыта участия в природо - охранной деятельности в школе, усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).


Задачи:

  • Развивать интерес к изучению природы;

  • Воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  • Углубить уже имеющиеся знания о родном крае;

  • Изучать и исследовать конкретные объекты.


В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного курса способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

  • формированию действий замещения и моделирования( использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

  • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов, установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края.


Участники программы:

  • Учащиеся;

  • Классный руководитель;

  • Родители;


Основные принципы:

  • междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;

  • систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

  • единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;

  • взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем;


Прогнозируемый результат:

к концу учебного года учащиеся должны иметь представления:

  • о многообразии животного мира России и Горного Алтая;

  • наиболее типичных представителей животного мира России и Горного Алтая;

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • выполнять правила бережного отношения к животному миру России и Горного Алтая.


Календарно-тематическое планирование


занятия

Дата

Тема занятия

Форма работы

1.


Часть 1. Дикие животные.

Вводное занятие. Игра «Поле чудес»

Игра

2.


Заяц- «Длинное ухо»

Диалог

3.


Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Информ-дайджест

4.


Серый хищник – волк

Диалог

5.


Хозяин леса - медведь

Диспут

6.


Любознательный зверек - белка

Диалог

7.


Куница – охотник на белок

Устный журнал

8.


Лесной красавец - лось

Презентация

9.


Сердитый недотрога - ёж

Диалог

10.


Подземный житель - крот

Информ - дайджест

11.


Всеядное животное - барсук

Информация +

12.


Бобр - строитель

Диспут

13.


Запасливый бурундук

Устный журнал

14.


Кабан – дикий родственник домашней свиньи

Информация +

15.


Рысь – родственница кошки

Презентация

16.


Соболь – «дорогой » зверек

Диалог

17.


Косуля – самый маленький европейский олень

Презентация

18.


Тигр – самая большая кошка на Земле

Устный журнал

19.


Животные Горного Алтая

Проект. Круглый стол.



Часть 2. Пернатые жители.


21.


Воробей самая распространенная птица на Земле

Экологическая акция. Экскурсия

22.


Ворона – «интеллектуальная» птица

Информация +

23.


Сорока- белобока –«лесная сплетница»

Устный журнал

24.


«Лесной доктор» - дятел

Презентация

25.


Соловей – «великий маэстро»

Информ-дайджест

26.


Галка –городская птица

Диалог

27.


Загадочная птица - кукушка

Презентация

28.


«Пернатая кошка» - сова

Устный журнал

29.


Любимая птица - снегирь

Презентация. Проект.

29.


«Сестрицы- синицы» - самые полезные птицы России

Устный журнал. Экскурсия.

30.


Наш добрый сосед - скворец

Презентация

31.


Птицы Горного Алтая

Проект

32.


Заочное путешествие по заповедникам нашей страны

Презентация. Круглый стол

33.


Вопрос - ответ

Игра



Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13 от 25.09.2000);

  • УМК «Школа России».


Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и и улучшение социоприродной системы.

Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, как важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому. Важно с ранних лет заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними.

В начальной школе во всех системах и моделях есть курс «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому, мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом.

Предлагаемый курс «Экология для младших школьников. Знакомые незнакомцы» рассчитан на 33 часа и предлагается для учащихся 1 класса.

Он состоит из двух частей:

  • «Дикие животные»;

  • «Пернатые птицы».

В первой части обучающиеся ближе знакомятся с известными им дикими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для человека.

Во второй части обучающиеся знакомятся с птицами, с которыми дети встречаются в повседневной жизни.

Цель: воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных

(получение первоначального опыта взаимодействия с природой, получение первоначального опыта участия в природо - охранной деятельности в школе, усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).


Задачи:

  • Развивать интерес к изучению природы;

  • Воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  • Углубить уже имеющиеся знания о родном крае;

  • Изучать и исследовать конкретные объекты.


В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного курса способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

  • формированию действий замещения и моделирования( использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

  • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов, установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края.


Участники программы:

  • Учащиеся;

  • Классный руководитель;

  • Родители;


Основные принципы:

  • междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;

  • систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

  • единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;

  • взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем;


Прогнозируемый результат:

к концу учебного года учащиеся должны иметь представления:

  • о многообразии животного мира России и Горного Алтая;

  • наиболее типичных представителей животного мира России и Горного Алтая;

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • выполнять правила бережного отношения к животному миру России и Горного Алтая.


Календарно-тематическое планирование


занятия

Дата

Тема занятия

Форма работы

1.


Часть 1. Дикие животные.

Вводное занятие. Игра «Поле чудес»

Игра

2.


Заяц- «Длинное ухо»

Диалог

3.


Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Информ-дайджест

4.


Серый хищник – волк

Диалог

5.


Хозяин леса - медведь

Диспут

6.


Любознательный зверек - белка

Диалог

7.


Куница – охотник на белок

Устный журнал

8.


Лесной красавец - лось

Презентация

9.


Сердитый недотрога - ёж

Диалог

10.


Подземный житель - крот

Информ - дайджест

11.


Всеядное животное - барсук

Информация +

12.


Бобр - строитель

Диспут

13.


Запасливый бурундук

Устный журнал

14.


Кабан – дикий родственник домашней свиньи

Информация +

15.


Рысь – родственница кошки

Презентация

16.


Соболь – «дорогой » зверек

Диалог

17.


Косуля – самый маленький европейский олень

Презентация

18.


Тигр – самая большая кошка на Земле

Устный журнал

19.


Животные Горного Алтая

Проект. Круглый стол.



Часть 2. Пернатые жители.


21.


Воробей самая распространенная птица на Земле

Экологическая акция. Экскурсия

22.


Ворона – «интеллектуальная» птица

Информация +

23.


Сорока- белобока –«лесная сплетница»

Устный журнал

24.


«Лесной доктор» - дятел

Презентация

25.


Соловей – «великий маэстро»

Информ-дайджест

26.


Галка –городская птица

Диалог

27.


Загадочная птица - кукушка

Презентация

28.


«Пернатая кошка» - сова

Устный журнал

29.


Любимая птица - снегирь

Презентация. Проект.

29.


«Сестрицы- синицы» - самые полезные птицы России

Устный журнал. Экскурсия.

30.


Наш добрый сосед - скворец

Презентация

31.


Птицы Горного Алтая

Проект

32.


Заочное путешествие по заповедникам нашей страны

Презентация. Круглый стол

33.


Вопрос - ответ

Игра



7


Программа по Экологии для начальных классов.
  • Начальные классы
Описание:

 

Программа разработана в соответствии с

·        Закон РФ «Об образовании»;

·        Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

·        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13 от 25.09.2000);

·        УМК «Школа России».

 

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций  и нравственно-этических и эстетических  отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и  и улучшение  социоприродной системы.

 

Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности  обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1659
Номер материала 22666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓