Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
·
Закон РФ «Об образовании»;
·
Федеральный
государственный стандарт начального общего образования;
·
Рекомендации по
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО
РФ№202/11-13 от 25.09.2000);
·
УМК «Школа России».
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и
умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений,
обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и и
улучшение социоприродной системы.
Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической
грамотности обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром
ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и
экологической культуры.
В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, как важно
привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Важно с ранних лет заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить
видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с
ними.
В начальной школе во всех системах и моделях есть курс «Окружающий
мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в
обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом
теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети
часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И
поэтому, мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она
должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального
контакта с природным объектом.
Предлагаемый курс «Экология для младших школьников. Знакомые
незнакомцы» рассчитан на 33 часа и предлагается для учащихся 1 класса.
Он состоит из двух частей:
·
«Дикие животные»;
·
«Пернатые птицы».
В первой части обучающиеся ближе знакомятся с известными им дикими
животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для человека.
Во второй части обучающиеся знакомятся с птицами, с которыми дети
встречаются в повседневной жизни.
Цель:
воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных
(получение первоначального опыта взаимодействия с природой, получение
первоначального опыта участия в природо - охранной деятельности в школе,
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе
с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Задачи:
·
Развивать интерес к
изучению природы;
·
Воспитывать умения видеть
в самом обычном необычное и удивительное;
·
Углубить уже имеющиеся
знания о родном крае;
·
Изучать и исследовать
конкретные объекты.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного курса
способствует формированию общепознавательных универсальных учебных
действий:
·
овладению начальными
формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с
информацией;
·
формированию действий
замещения и моделирования( использования готовых моделей для объяснения
явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
·
формированию логических
действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов,
установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы родного края.
Участники программы:
·
Учащиеся;
·
Классный руководитель;
·
Родители;
Основные принципы:
·
междисциплинарный подход в
формировании экологической культуры школьников;
·
систематичность и
непрерывность изучения экологического материала;
·
единство интеллектуального
и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;
·
взаимосвязь глобального,
национального и краеведческого раскрытия экологических проблем;
Прогнозируемый результат:
к концу учебного года учащиеся должны иметь представления:
·
о многообразии животного
мира России и Горного Алтая;
·
наиболее типичных
представителей животного мира России и Горного Алтая;
·
какую пользу приносят
представители животного мира;
·
выполнять правила бережного
отношения к животному миру России и Горного Алтая.
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
|
Дата
|
Тема занятия
|
Форма работы
|
1.
|
|
Часть 1. Дикие животные.
Вводное занятие. Игра «Поле чудес»
|
Игра
|
2.
|
|
Заяц- «Длинное ухо»
|
Диалог
|
3.
|
|
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
|
Информ-дайджест
|
4.
|
|
Серый хищник – волк
|
Диалог
|
5.
|
|
Хозяин леса - медведь
|
Диспут
|
6.
|
|
Любознательный зверек - белка
|
Диалог
|
7.
|
|
Куница – охотник на белок
|
Устный журнал
|
8.
|
|
Лесной красавец - лось
|
Презентация
|
9.
|
|
Сердитый недотрога - ёж
|
Диалог
|
10.
|
|
Подземный житель - крот
|
Информ - дайджест
|
11.
|
|
Всеядное животное - барсук
|
Информация +
|
12.
|
|
Бобр - строитель
|
Диспут
|
13.
|
|
Запасливый бурундук
|
Устный журнал
|
14.
|
|
Кабан – дикий родственник домашней свиньи
|
Информация +
|
15.
|
|
Рысь – родственница кошки
|
Презентация
|
16.
|
|
Соболь – «дорогой » зверек
|
Диалог
|
17.
|
|
Косуля – самый маленький европейский олень
|
Презентация
|
18.
|
|
Тигр – самая большая кошка на Земле
|
Устный журнал
|
19.
|
|
Животные Горного Алтая
|
Проект. Круглый стол.
|
|
|
Часть 2. Пернатые жители.
|
|
21.
|
|
Воробей самая распространенная птица на Земле
|
Экологическая акция. Экскурсия
|
22.
|
|
Ворона – «интеллектуальная» птица
|
Информация +
|
23.
|
|
Сорока- белобока –«лесная сплетница»
|
Устный журнал
|
24.
|
|
«Лесной доктор» - дятел
|
Презентация
|
25.
|
|
Соловей – «великий маэстро»
|
Информ-дайджест
|
26.
|
|
Галка –городская птица
|
Диалог
|
27.
|
|
Загадочная птица - кукушка
|
Презентация
|
28.
|
|
«Пернатая кошка» - сова
|
Устный журнал
|
29.
|
|
Любимая птица - снегирь
|
Презентация. Проект.
|
29.
|
|
«Сестрицы- синицы» - самые полезные птицы России
|
Устный журнал. Экскурсия.
|
30.
|
|
Наш добрый сосед - скворец
|
Презентация
|
31.
|
|
Птицы Горного Алтая
|
Проект
|
32.
|
|
Заочное путешествие по заповедникам нашей страны
|
Презентация. Круглый стол
|
33.
|
|
Вопрос - ответ
|
Игра
|
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
·
Закон РФ «Об образовании»;
·
Федеральный
государственный стандарт начального общего образования;
·
Рекомендации по
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ№202/11-13
от 25.09.2000);
·
УМК «Школа России».
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и
умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических
отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние
и и улучшение социоприродной системы.
Внедрение экологического цикла призвано повысить уровень экологической
грамотности обучающихся. В процессе общения с природой и окружающим миром
ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и
экологической культуры.
В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, как важно
привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Важно с ранних лет заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить
видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с
ними.
В начальной школе во всех системах и моделях есть курс «Окружающий
мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в
обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом
теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети
часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И
поэтому, мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она
должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального
контакта с природным объектом.
Предлагаемый курс «Экология для младших школьников. Знакомые
незнакомцы» рассчитан на 33 часа и предлагается для учащихся 1 класса.
Он состоит из двух частей:
·
«Дикие животные»;
·
«Пернатые птицы».
В первой части обучающиеся ближе знакомятся с известными им дикими
животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для человека.
Во второй части обучающиеся знакомятся с птицами, с которыми дети
встречаются в повседневной жизни.
Цель:
воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных
(получение первоначального опыта взаимодействия с природой, получение
первоначального опыта участия в природо - охранной деятельности в школе,
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе
с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Задачи:
·
Развивать интерес к
изучению природы;
·
Воспитывать умения видеть
в самом обычном необычное и удивительное;
·
Углубить уже имеющиеся
знания о родном крае;
·
Изучать и исследовать
конкретные объекты.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение данного курса
способствует формированию общепознавательных универсальных учебных
действий:
·
овладению начальными
формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с
информацией;
·
формированию действий
замещения и моделирования( использования готовых моделей для объяснения
явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
·
формированию логических
действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов,
установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы родного края.
Участники программы:
·
Учащиеся;
·
Классный руководитель;
·
Родители;
Основные принципы:
·
междисциплинарный подход в
формировании экологической культуры школьников;
·
систематичность и
непрерывность изучения экологического материала;
·
единство интеллектуального
и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;
·
взаимосвязь глобального,
национального и краеведческого раскрытия экологических проблем;
Прогнозируемый результат:
к концу учебного года учащиеся должны иметь представления:
·
о многообразии животного
мира России и Горного Алтая;
·
наиболее типичных
представителей животного мира России и Горного Алтая;
·
какую пользу приносят
представители животного мира;
·
выполнять правила
бережного отношения к животному миру России и Горного Алтая.
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
|
Дата
|
Тема занятия
|
Форма работы
|
1.
|
|
Часть 1. Дикие животные.
Вводное занятие. Игра «Поле чудес»
|
Игра
|
2.
|
|
Заяц- «Длинное ухо»
|
Диалог
|
3.
|
|
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
|
Информ-дайджест
|
4.
|
|
Серый хищник – волк
|
Диалог
|
5.
|
|
Хозяин леса - медведь
|
Диспут
|
6.
|
|
Любознательный зверек - белка
|
Диалог
|
7.
|
|
Куница – охотник на белок
|
Устный журнал
|
8.
|
|
Лесной красавец - лось
|
Презентация
|
9.
|
|
Сердитый недотрога - ёж
|
Диалог
|
10.
|
|
Подземный житель - крот
|
Информ - дайджест
|
11.
|
|
Всеядное животное - барсук
|
Информация +
|
12.
|
|
Бобр - строитель
|
Диспут
|
13.
|
|
Запасливый бурундук
|
Устный журнал
|
14.
|
|
Кабан – дикий родственник домашней свиньи
|
Информация +
|
15.
|
|
Рысь – родственница кошки
|
Презентация
|
16.
|
|
Соболь – «дорогой » зверек
|
Диалог
|
17.
|
|
Косуля – самый маленький европейский олень
|
Презентация
|
18.
|
|
Тигр – самая большая кошка на Земле
|
Устный журнал
|
19.
|
|
Животные Горного Алтая
|
Проект. Круглый стол.
|
|
|
Часть 2. Пернатые жители.
|
|
21.
|
|
Воробей самая распространенная птица на Земле
|
Экологическая акция. Экскурсия
|
22.
|
|
Ворона – «интеллектуальная» птица
|
Информация +
|
23.
|
|
Сорока- белобока –«лесная сплетница»
|
Устный журнал
|
24.
|
|
«Лесной доктор» - дятел
|
Презентация
|
25.
|
|
Соловей – «великий маэстро»
|
Информ-дайджест
|
26.
|
|
Галка –городская птица
|
Диалог
|
27.
|
|
Загадочная птица - кукушка
|
Презентация
|
28.
|
|
«Пернатая кошка» - сова
|
Устный журнал
|
29.
|
|
Любимая птица - снегирь
|
Презентация. Проект.
|
29.
|
|
«Сестрицы- синицы» - самые полезные птицы России
|
Устный журнал. Экскурсия.
|
30.
|
|
Наш добрый сосед - скворец
|
Презентация
|
31.
|
|
Птицы Горного Алтая
|
Проект
|
32.
|
|
Заочное путешествие по заповедникам нашей страны
|
Презентация. Круглый стол
|
33.
|
|
Вопрос - ответ
|
Игра
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.