I.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2 «К» класса по
риторике составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с Законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»., на основе авторской программы Т.А.
Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика».
Цель риторики как предмета филологического
цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников
эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные
задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика
как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её
отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют
лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях
(в школе и вне школы).
Задачи программы.
Являясь предметом гуманитарного цикла,
риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями
мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность
владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В
структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое
называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому,
зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников
ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать
степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» –
даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной)
деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании,
рассуждении);
коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются
не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной
речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного
высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация
этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность
обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно
опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения,
успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь.
Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические
сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения
практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано
на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития
коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои
высказывания в соответствии с изученными правилами.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из
результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и
интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание
ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического
здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности
общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя
как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на
признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий
и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы
поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи
в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих
корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание
труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины,
которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности –
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению
к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма –
осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу;
любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием
предшествующих поколений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Преподавание риторики как предмета
филологического цикла осуществляться за счёт кружковой работы. Объём учебного
времени, отводимого на изучение риторики во 2 классе-34 часа (1 раз в неделю).
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников,
конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных
работ (альбомов, газет, фотовыставки).
II.
Тематический план.
Наименование
раздела
|
Количество
часов
|
ОБЩЕНИЕ.
(1
часть)
|
17
|
1. Что
такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.
|
2
|
2.Чему
учит риторика.
|
3
|
3. Как
мы говорим.
|
8
|
4.
Вежливая просьба.
|
2
|
5. Учусь
читать и писать.
|
2
|
ТЕКСТ.
(2 часть)
|
16
|
1.Тема
и основная мысль.
|
3
|
2.
Пересказ.
|
3
|
3. Вежливый
отказ.
|
2
|
4. Типы
текстов.
|
1
|
5.
Рассуждение.
|
3
|
6.
Описание.
|
2
|
7.
Невыдуманный рассказ.
|
2
|
ПОВТОРЕНИЕ
И ОБОБЩЕНИЕ.
|
1
|
Итого
|
34
|
III.
Содержание курса.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность
младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями
коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и общественной жизни.
В
структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый
блок – «Общение» даёт представление о
сущности
того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой
(коммуникативной) ситуации;
компонентах
коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит
(пишет).
Сведения
этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения,
определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» –
даёт сведения о
тексте
как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и
особенностях;
типологии
текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых
жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной
направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной
литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр
просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и
т.д.
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное
общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант)
говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье,
школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное –
повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой
деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их
взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка)
высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп,
громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного
текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов
(в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание
ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого
и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная
и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная,
эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как
признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые
части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства.
Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и
правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части.
Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный).
Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о
книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи.
Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба.
Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Преподавание риторики основано
на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития
коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои
высказывания в соответствии с изученными правилами.
В
курсе «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи
с
литературой, так как широко используются художественные произведения для
иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о
героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи
(описание, рассуждение, повествование);
с
уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты
пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
с
уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин
известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые
получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что
способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел
произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся
находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
школа.
Требования
к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта.
IV.
Требования к уровню подготовки
обучающихся.
Личностными
результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование
следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в
жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных
коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки
зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения
в семье;
объяснять правила вежливого поведения,
опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными
результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных
действий:
формулировать
задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться
приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка,
выделять ключевые слова;
отличать
подробный пересказ от краткого;
знать
два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
пользоваться
приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться
приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные
рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения
(доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или
объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные
высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание
его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в
учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника
осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из
словарей;
делать выводы и обобщения в результате
совместной работы класса.
Предметными
результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
характеризовать
речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной
коммуникативной задачи;
определять
вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать
адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать
значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно
пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего
высказывания;
оценивать
правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за
справкой;
анализировать
уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа
на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать
уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным
ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного
текста;
определять структурно-смысловые части текста
(начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и
продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные
рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими
заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных
персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому
поведению.
V.
Формы контроля уровня достижений обучающихся
и критерии оценки.
В основу
изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры,
достижение
которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов—приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для
него
носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной,
дружественной про-социальной среде. Именно в такой
близкой социальной среде
ребёнок получает (или не получает) первое
практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или
отвергает).
Третий уровень
результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном
общественном действии,
действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды
школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку,
без которых немыслимосуществование гражданина и
гражданского общества.
Динамика развития
учащихся фиксируется учителем совместно со
школьным психологом
(внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются
в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный
уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех
операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за
правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в
состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на
ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов
его построения;
контроль по результату, который проводится
после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов
или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
публичные выступления ребёнка;
участие в театрализованных представлениях,
сценках, диалогах;
иллюстрирование, выразительное чтение;
сочинение стихотворений, загадок, сказок,
рассказов и т.д.
решение риторических задач;
знание норм поведения и умение их
соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный
контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание
портфолио.
VI.
Учебно-методический комплект.
Рассмотрен
на кафедре учителей начальных классов.
Приказ
№ от
а)Печатные
пособия.
Детская риторика в
рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2 классов. в 2-х ч.
Детская
риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации2011г.
Обучение
успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А.
Ладыженской.2011г
б)ТСО
Проектор.Экран.
VII.
КАЛЕНДАРНО
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п./п
|
Тема урока
|
Дата
|
Планируемые
результаты.
Деятельность
обучающихся.
|
1
|
Речь в
жизни человека. Уместность использования словесных и несловесных форм
приветствия в разных ситуациях.
|
|
Объяснять
значение речи, общения в жизни людей .
Познакомиться
с учебником.
Оценивать
уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных
ситуациях .
Моделировать своё речевое
поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения .
|
2
|
Анализ
примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.
|
|
Анализировать
примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .
Объяснять,
что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить
Объяснять,
что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной
работы.
|
3
4
5
|
Определение
риторики как науки.
Компоненты
речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание
высказывания)
Речевые
роли в разных ситуациях общения.
|
|
Давать
определение риторики как науки, которая учит успешному общению .
Называть
адресанта, адресата высказывания .
Характеризовать
успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)
Оценивать
уместность использования словесных и несловесных средств в риторических
заданиях .
Называть
свои речевые роли в разных ситуациях общения .
|
6
7,8,9
|
Речь
устная и письменная. Виды речевой деятельности.
Несловесные
средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза.
|
|
Называть
несловесные средства общения .
Оценивать
уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона,
мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях .
Демонстрировать уместное
использование изученных несловесных средств при решении риторических задач .
|
10
11
12
13
|
Важность
слушания в разных.ситуациях.
Словесные
приемы, помогающие понимать звучащий текст.
Несловесные
средства, помогающие понять смысл сказанного.
Правила
вежливого поведения во время разговора.
|
|
Объяснять
важность слушания в разных ситуациях общения .
Называть
словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику,
что его внимательно слушают .
Моделировать
использование этих средств в разных ситуациях общения .
Выделять
непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.
Демонстрировать
использование приёмов, помогающих понять звучащий текст .
Анализировать
несловесные средства, используемые говорящим .
Оценивать
себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности .
Оценивать степень вежливости
собеседника при разговоре .
Называть
правила вежливости при разговоре .
Объяснять,
почему их следует соблюдать .
|
14
15
|
Вежливая
просьба.
Скрытая
просьба.
|
|
Объяснять,
какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили .
Называть
речевые формулы вежливой просьбы .
Характеризовать
особенности скрытой просьбы .
Моделировать
просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения .
|
16
17
|
Роль
шрифтовых выделений в учебных текстах.
Рисунки,
иллюстрации,
таблицы,
схемы…
|
|
Объяснять
роль шрифтовых выделений в учебных текстах
Анализировать
информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. .
Приводить
примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст
(из разных учебников для 2-го класса) .
|
18
19
20
|
Текст.
Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте.
Опорные
слова. Моделирование текста по опорным словам.(устно)
Оформление
текста на письме. Абзац. Построение текста.
|
|
Различать
текст и набор предложений .
Объяснять
роль заголовка .
Озаглавливать
текст .
Определять
тему и основную мысль текста .
Определять
по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в
сказках, сказочных историях .
Выделять
опорные слова в тексте .
Моделировать
текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам .
Выделять
незнакомые слова в тексте .
Выяснять
значение непонятных слов .
Объяснять
роль знаков препинания, абзацев в тексте .
Выделять
начало, основную часть, конец текста .
Оценивать
уместность речевых средств обращения в разных ситуациях .
|
21
22
23
|
Обучение
подробному пересказу.
Обучение
краткому пересказу
Составление
плана к тексту.
|
|
Различать
подробный и краткий пересказ .
Пересказывать текст подробно .
Реализовывать краткий пересказ,
пользуясь правилами сокращения исходного текста .
Объяснять, почему план можно
сравнить с кратким пересказом текста .
Составлять
план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .
Составлять
план текста для пересказа .
|
24
25
|
Ситуации,
в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.
Использование
словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.
|
|
Приводить
примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении
просьбы .
Называть
слова, которыми можно выразить согласие или отказ .
Называть
словесные и несловесные средства, смягчающие отказ .
Оценивать
степень вежливости отказа .
Моделировать
этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие .
Моделировать
этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ .
|
26
|
Типы
текстов
|
|
Различать
повествование, описание, рассуждение .
Объяснять,
чем они отличаются
.
|
27
28
29
|
Основные
особенности текста-рассуждения.
Ссылка
на правило, закон.
Точные и
неточные объяснения.
|
|
Определять
задачу рассуждения: объяснить, доказать .
Называть
части рассуждения .
Вводить
в рассуждение убеждающие примеры .
Вводить
в рассуждение ссылку на правило, закон .
Моделировать
текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью
учеников .
Различать
точные и неточные рассуждения .
|
30
31
|
Определение
темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.
Описание
в объявлении.
Обучение
сочинению загадки-описания.
|
|
Определять
тему, основную мысль описания .
Описывать
хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).
Определять
в тексте его описательный фрагмент .
Сочинять
загадку, в основе которой лежит описание .
|
32
33
|
Анализ
невыдуманного рассказа. Части рассказа.
Обучение
составлению рассказа о случае из своей жизни.
|
|
Анализировать
невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком .
Определять
части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой
задаче рассказчика (Н).
Реализовывать
рассказ о случае из своей жизни .
|
34
|
Чему
мы научились на
уроках
риторики?
|
|
Реализовывать
изученные типы текстов, речевые жанры .
Разыгрывать
риторические игры .
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.