Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма по риторике для 2 класса

Программа по риторике для 2 класса

Скачать материал

      I.            Пояснительная записка

 

Рабочая программа для 2 «К» класса по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»., на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика».

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»..

Задачи программы.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой

коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Преподавание риторики как предмета филологического цикла осуществляться за счёт кружковой работы. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики во 2 классе-34 часа (1 раз в неделю). Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставки).

 

   II.            Тематический план.

 

Наименование раздела

Количество часов

ОБЩЕНИЕ.

(1 часть)

              

              17                               

1. Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

 

               2

2.Чему учит риторика.

               3

3. Как мы говорим.

               8

4. Вежливая просьба.

               2

5. Учусь читать и писать.

               2

ТЕКСТ. (2 часть)

              16

1.Тема  и основная мысль.

               3

2. Пересказ.

               3

3. Вежливый отказ.

               2

4. Типы текстов.

               1

5. Рассуждение.

               3

6. Описание.

               2

7. Невыдуманный рассказ.

               2

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.

               1

Итого

              34

 

 

 

 III.            Содержание курса.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

 типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

В курсе «Риторика»  осуществляются тесные межпредметные связи

 с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

 с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

школа.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 

IV.            Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

 

 

 

   V.            Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии  оценки.

В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры,

достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов—приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него

носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть

в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой

близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое

практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает

их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта

самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном

общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами

дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,

которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный

человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)

социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте

самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та

готовность к поступку, без ко­торых немыслимосуществование гражданина и

гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со

школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

публичные выступления ребёнка;

участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

иллюстрирование, выразительное чтение;

сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

решение риторических задач;

знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

VI.            Учебно-методический комплект.

 

Рассмотрен на кафедре учителей начальных классов.

Приказ №                             от                                 

а)Печатные пособия.

Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2 классов. в        2-х ч.

Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации2011г.

Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской.2011г

б)ТСО

Проектор.Экран.

 

VII.            КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п./п

Тема урока

Дата

Планируемые результаты.

Деятельность обучающихся.

1

Речь в жизни человека. Уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

 

Объяснять значение речи, общения в жизни людей .

Познакомиться с учебником.

 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм  приветствия в разных ситуациях .

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения .

 

2

Анализ примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

             

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить

 

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

Определение риторики как науки.

 

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

 

Речевые роли в разных ситуациях общения.

 

 

               

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению .

Называть адресанта, адресата высказывания .

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях .

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .

 

6

 

 

 

7,8,9

 

 

 

 

Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности.

 

Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза.

 

 

Называть несловесные средства общения .

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях .

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств  при решении риторических задач .

10

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

Важность слушания в разных.ситуациях.

 

Словесные приемы, помогающие понимать звучащий текст.

 

Несловесные средства, помогающие понять смысл сказанного.

 

Правила вежливого поведения  во время разговора.

 

 

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .

Моделировать использование этих средств  в разных ситуациях общения .

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст .

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности .

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре .

Называть правила вежливости при разговоре .

Объяснять, почему их следует соблюдать .

 

14

 

 

15

 

 

 

Вежливая просьба.

 

 

Скрытая просьба.

 

 

 

 

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили .

Называть речевые формулы вежливой просьбы .

Характеризовать особенности скрытой просьбы .

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения .

 

16

 

 

 

17

 

 

 

Роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

 

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

 

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. .

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) .

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

Текст. Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте.

 

Опорные слова. Моделирование текста  по опорным словам.(устно)

 

Оформление текста на письме. Абзац. Построение текста.

 

  

 

 

 

           

 

 

       

             

Различать текст и набор предложений .

Объяснять роль заголовка .

Озаглавливать текст .

Определять тему и основную мысль текста .

 

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях .

Выделять опорные слова в тексте .

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам .

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов .

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте .

Выделять начало, основную часть, конец текста .

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях .

 

21

 

 

22

 

 

23

 

 

 

Обучение подробному пересказу.

 

Обучение краткому пересказу

 

Составление плана к тексту.

 

  

 

  

   

Различать подробный и краткий пересказ .

Пересказывать текст подробно .

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста .

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста .

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .

Составлять план текста для пересказа .

 

 

24

 

 

 

 

25

Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

 

Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.

 

 

 

 

   

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы .

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ .

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ .

Оценивать степень вежливости отказа .

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие .

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ .

 

 

26

Типы текстов

 

 

Различать повествование, описание, рассуждение .

Объяснять, чем они отличаются

.

27

 

 

28

 

 

29

Основные особенности текста-рассуждения.

 

Ссылка на правило, закон.

 

Точные и неточные объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

              

 

         

 

     

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать .

Называть части рассуждения .

Вводить в рассуждение убеждающие примеры .

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон .

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников .

Различать точные и неточные рассуждения .

30

 

 

 

 

31

Определение темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.

 

Описание в объявлении.

Обучение сочинению загадки-описания.

 

 

 

 

 

Определять тему, основную мысль описания .

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент .

Сочинять загадку, в основе которой  лежит описание .

32

 

 

33

Анализ невыдуманного рассказа. Части рассказа.

 

Обучение составлению рассказа о случае из своей жизни.

 

 

 

 

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком .

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни .

 

 

34

Чему мы научились на

уроках риторики?

 

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .

Разыгрывать риторические игры .

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по риторике для 2 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по риторике составлена для 2 «А» класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федеаации».и обеспечена УМК авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].

Задачи программы.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Преподавание риторики как предмета филологического цикла осуществляться  за счёт кружковой работы. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставки.

 

Тематический план.

1 класс

 

Тема

Количество часов

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

Речь в жизни человека.

Знакомство с учебной тетрадью.

1

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

 

2

Вывески, их информационная роль.

1

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

 

2

Давайте договоримся

1

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

 Говорим – слушаем, читаем – пишем.

 

1

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.

 

Правила разговора по телефону.

 

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

 

2

 

                      1

 

                      2

Прощаемся в разных ситуациях общения.

 

 

1

Правила вежливого поведения во время разговора.

 

1

Благодарим за подарок, услугу.

 

Повторение и обобщение.

                     1

1

 

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.

 

4

Извинение.

 

 

 

1

Очень важные слова.

 

1

 

Знакомые незнакомцы.

 

1

Ключ к тексту (основная мысль текста).

1

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

2

Как построен текст.

2

Обращение.

 

 

 

2

 

Повторение и обобщение.

 

 

           2

 

2 класс

 

Тема урока

Количество часов

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

 

1

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Говорит–пишет.

Твои речевые роли.

 

3

КАК МЫ ГОВОРИМ

Темп. Громкость. (Повторение.)

То же слово, да не так бы молвить (тон речи).

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

 

4

УЧУСЬ СЛУШАТЬ

Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!

 

 

 

 

 

5

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

 

 

 

2

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

2

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

 


ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова.

 

 

 

3

 

 

 

ПЕРЕСКАЗ

Подробный пересказ.

Краткий пересказ.

План.

 

3

ВЕЖЛИВЫЙ  ОТКАЗ

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

2

ТИПЫ ТЕКСТОВ

Типы текстов

1

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

3

ОПИСАНИЕ

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку.

 

2

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

2

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Чему мы научились на

уроках риторики?

1

 

 

3 класс

 

Тема урока

Количество часов

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

4

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

5

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

Похвала (комплимент).

 

 

 

 

1

 

 

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

 

2

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст?

(Правка текста.)

3

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова.

2

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

 


РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог.

2

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

3

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).

 

4

 

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

2

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

 

 

 

2

 

 

 

 

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

 

3

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 526
    • DOCX 45.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Леонова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Леонова Ольга Сергеевна
    Леонова Ольга Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3972
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 277 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 886 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе