Главная / Музыка / Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

hello_html_6521be1b.gif
hello_html_mfaeed92.gif
hello_html_mfaeed92.gif
hello_html_mcb373e0.gif
Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение детский сад №5 «Родничок» с. Константиновка

hello_html_3761c3a6.pnghello_html_m3f825b3e.png





Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

Музыкальный руководитель Ожегова Ирина Владимировна



















2014-2015г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Актуальность.

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаю следующие задачи:

Обучающие:

  1. Расширение кругозора детей через знакомство с муз. Культурой и музыкальными инструментами.

  2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.

  3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

  4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

  5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

  6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

  2. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

  3. Воспитание творческой инициативы.

  4. Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

  1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

  2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

  3. Развивать мышление, аналитические способности.

  4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

  5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма

  6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Отличительные особенности программы.

Данная рабочая программа составлена на основе пособия А.В.Орловой «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На основании диагностических исследований составляется перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается календарное планирование занятий.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Занятия проводятся в сформированных группах (по 5-10 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию общих и музыкальных способностей.

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

-воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;

  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);

  • овладеть навыками ансамблевого исполнения

  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

Этапы работы

1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.

2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.



Учебно – тематический план

№ п./п.

Раздел

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1.

Знакомство с музыкальными инструментами

2

1

2.

Музыкальная грамота

 

12

11

3.

Обучение игре на музыкальных инструментах

22

24


Итого:

36

36







Перспективный план обучения игре на музыкальных инструментах

1 – й год обучения

ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

1

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

 

-

-

Сентябрь

2-8

Погремушка

Музыкальная грамота

1. «Погремушка как музыкальный инструмент»

2. «Разновидности погремушек»

3 «Тембр. Разнотембровые погремушки»

 

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Озорные погремушки»

 

 

 

Строение и устройство погремушки:

ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.

 

 

Знакомство с приемами игры на

погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).

 

Песенка «Погремушка» Ю.Антонова

Пляска с погремушками

Игра «Кто скорее?»

Свободные игры, пляски с погремушками

Подвижные игры «Догонялки»

Музыкально-дидактическая игра

« Угадай- ка». Игра на различных погремушках с

использованием р.н.м.

 

«Мишка с куклой»

«Ах вы, сени», р.н.м.

«Как у наших у ворот», р.н.м.

«Игра «сохрани погремушку»

 

Сентябрь

октябрь

9-13

Бубен

Музыкальная грамота

5. «Бубен. Строение бубна»

6. «Разновидности бубнов»

7. «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие

 

 

 

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

 

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

донце, ямка, металлические пластинки,

бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые,

средние, большие концертные, с

бубенчиками и без бубенчиков.

Определение на слух звучания различных

бубнов, показ.

Беседа о зависимости громкости звука,

извлекаемого бубном, от его размера,

количества бубенчиков и силы удара.

 

 

 

 

Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

 

 

 

Игра «К то скорее?»

Угадай-ка»

Свободная игра на всех видах

бубнов

Игра «Кто скорее?»

Игра «Бубен»

Фрида «Тихо-громко в бубен бей»

« Угадай- ка»

Свободные игры

 

 

 

 

 

«Пойду ль я», р.н.м.

«Ах вы, сени», р.н.м.

Музыкально-дидактическая игра

«Тихо-громко в бубен бей»

Е. Тиличеевой

Свободные пляски с бубном

 

Ноябрь

14-17

Колокольчики (валдайские, маленькие, средние)

Музыкальная грамота

Колокольчик. Его строение»

«Разновидности колокольчиков»

«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»

 

 

 

 

 

Обучение игре на

ДМИ

 

 

«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»

«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.

Определение на слух звучания различных

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

звонко, мелодично, протяжно — в

зависимости от вида и приема игры

(трель, удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

 

 

Знакомство с приемами игры на бубне: удар

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках показ

приемов игры: удар палочкой, встряхивание

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

Учить правильно, держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку.

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

«Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

«Игра с колокольчиками»

Свободная игра на колокольчиках

«Тихие и громкие звоночки»

Слуховая «Угадай-ка»

 

 

 

 

 

 

Музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки»

Тиличеевой

«Игра с колокольчиками»

Римского — Корсакова

Свободные пляски Игра с колокольчиками

«Ёлка» Т. Топатенко («трель»)

 

Декабрь

18-22

Барабан

Музыкальная грамота

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

 

Показ барабана. Рассказ о его строении:

корпус, два донца, палочки, ремешок.

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

Показ различных барабанов: большого,

малого, железного. Беседа о том, чем они

отличаются друг от друга.

Восприятия на слух звучания различных

барабанов. Различать звучание больших,

малых и железного барабана.

 

 

 

Знакомство с игрой на барабане. Показ

приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

 

Песня «Барабан»

«Маленький марш»

Парлова

Марш под барабан

Упражнение «Гулять-отдыхать»

Песня «Барабан»

Марш под все барабаны

Игры «Угадайки»

Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан»

 

Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова

Упражнение «Барабанщики» Красева

«Марш» Парлова

 

Январь

23-26

Музыкальные игрушки

Музыкальная грамота

«Музыкальные игрушки»

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет»

 

 

Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.

 

 

Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках,

барабане. Закрепление полученных навыков.

 

 

Свободные пляски, игры,

подвижные игры «Угадай-ка»

 

 

 

 

 

Повторение репертуара сентябрь — декабрь, январь

 

Февраль

27-29

Деревянные ложки

Музыкальная грамота

«Ложки деревянные как музыкальный инструмент»

«Строение ложки»

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

 

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Ложка — музыкальный инструмент.

Описание лодки: расписные, деревянные,

металлические, большие, маленькие,

пластмассовые.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

пяточка. Как извлекается звук.

Слушать звучание различных ложек,

определять на слух большие и маленькие,

деревянные, металлические и пластмассовые.

 

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

правильно держать ложки в руках, ритмично

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом

«ладушки».

 

 

Песня «Ложкари»

«Лошадка» Потоловской (прямой галоп)

Показ приемов игры на ложках

Свободные игры, пляски

Определение на слух

«Угадай-ка»

Свободные игры, пляски

 

 

«Ладушки», р.н.м.

«Лошадка» Потоловского

«Цок, цок лошадка» Тиличеевой

« Цирковые лошадки»

 

Март

30-33

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон. Строение металлофона»

 

Обучение игре на ДМИ

 

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Показ металлофона. Беседа о его

строении: корпус, металлические

пластиночки разного размера, молоточек.

 

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:

самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

 

 

Исполнение взрослым

различных пьес на металлофоне «Угадай-ка»

 

Свободные игры, пляски

 

Упражнение с молоточками без музыки

 

«Дождик»

«Часики»

«ручейки»

«Дятел»

«Цыплятки»

 

Апрель

34-36

Звуки

Музыкальная грамота

«Звуки музыкальные и немузыкальные»

«Высокие и низкие звуки»

«Звуки громкие и тихие»

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Наш металлофон звенит, молоточек так велит»

 

Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных

инструментов. Определение на слух.

Определение на слух звучания

металлофона в высоком и низком

регистре. Узнавание приемов удар и

glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.

 

0бучение приемам игры на металлофоне:

удар по одной пластиночке, glissando на

пластиночках. Добиваться отскакивания

молоточка от пластиночки, стремиться к

красивому звуку.

Исполнение взрослым

знакомых песенок, подпевание детьми

«Птица и птенчики» Упражнения «Дождик»,

Дятел», «Ручеек»

«Мышка» — «Речка»

«Дождик-дятел» «Угадайки»

 

«Дождик» (тихий — сильный)

«Ручейки»

«Птички»

«Цыплята»

«Дятел»

«Мышка»

Май

2 – й год обучения

ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РЕПЕРТУАР

1

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

 

-

-

2

Погремушки

Бубны

Барабаны

Колокольчики

Музыкальная грамота

«Ритм»

«Бубен. Строение бубна»

«Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны — весело нам с вами!»

 

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

 

 

 

Исполнение детьми и взрослыми

знакомых произведений из репертуара

предыдущего года обучения.

 

 

1. «Андрей-воробей» р.н.м.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ах вы, сени» р.н.м.

«Мишка с куклой»

«Игра с колокольчиками»

«Марш» Тиличеевой

 

3-9

Бубен

 

 

Музыкальная грамота

 

«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»

 

 

 

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

 

«Вот как дружно в бубен бьем — никогда не устаем»

 

 

 

 

 

 

 

Повторение строения бубна. Разновидности бубнов.

Беседа о коротких и длинных звуках.

Графическое изображение. Прохлопывание попевок.

Графическое изображение на фланелеграфе.

Пропевание песенок.

Определение на слух коротких и длинных

звуков. Выполнение упражнений.

 

Повторение приемов игры на бубне: удар

кулачком, ладошкой, встряхивание.

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев. Повторение

выученных приемов.

Исполнение пьесы различными приемами

игры на бубне. Добиваться ритмического

ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

одновременным вступлением, окончанием

 

«Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида

Слушание «Мишка с куклой»

«Андрей-воробей»

Игра «Шагать и бегать»

«Бег» Магиденко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пойду ль я»

«Ах вы, сени»

«Мишка с куклой»

 

 

10-11

Металлофон

 

 

Музыкальная грамота

«Металлофон.

Строение металлофона»

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»

 

 

Определение на слух приемов игры на

металлофоне. Начинать и заканчивать с

аккомпанементом. Упражнения на развитие

воображения и фантазии.

 

Обучение приемам игры на металлофоне.

Работа над приемом игры glissando

 

«Мишка с куклой»

«Дождик»

«Ливень»

 

 

 

 

 

 

 

«Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел»

Подвижные игры

Придумывай свою музыку

12-14

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Настроение в музыке»

 

 

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем — всех на танец приглашаем.»

Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

 

 

 

Поэтапное разучивание нового

произведения на различных

инструментах определенными приемами

 

 

«Полька» Красева

 

 

 

 

 

 

 

 

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова (повторение)

15-17

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

 

 

 

Музыкальная грамота

«Музыкальные

жанры»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

 

 

 

 

Марш-танец. Слушание произведений в

этих жанрах, определение на слух.

 

Повторение и закрепление на знакомом

материале различных приемов игры.

Сольное исполнение отдельных партий.

Марши

Польки

Свободные маршировки и танцы

«Колокольчики звенят» «Полька» Красова

(повторение)

18-19

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства музыкальной

выразительности»

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Беседа о средствах выразительности музыки

(характер, темп и т.д.).

 

 

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

 

«Колокольчики звенят»

 

 

 

 

 

 

 

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова

(повторение)

20-26

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства

музыкальной

выразительности»

 

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

 

 

Добиваться тишины вовремя выступления

и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.

 

«Мы запели песенку»

«Праздник птиц»

«Скворцы и вороны»

«Плачь куклы»

 

 

 

 

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова

(повторение)

27-32

Ложки,

колокольчики

Музыкальная грамота

«Ударно — шумовой оркестр»

«Ударно — шумовой оркестр. Ложки»

 

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

 

 

 

Повторение строения ложек, разновидности

ложек.

Повторение приема игры на ложках

«ладушки». Знакомство с новым приемом

«тарелочки».

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

повторение пройденного.

Распределение приемов игры на ложках

по частям нового произведения: 1 ч —

маленькие «ладушки», 2ч — большие

ладушки (4раза), 3ч. — быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

«Мы запели песенку»

«Марши»

«Пойду ль я»

подвижные игры

 

 

 

 

 

«Ладушки» «Пойду ль я»

«Мы запели песенку»

«Пирожки»

«Топотушки»

«Колокольчики звенят»

«Полька»

33-36

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны,

треугольник,

ложки, музыкальные палочки, кубики

Музыкальная грамота

«Ударно — шумовой оркестр. Музыкальные

палочки и кубики» «Ударно — шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»

 

 

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

«Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать»

«Треугольник заиграй, веселиться помогай»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек. Знакомство с музыкальными

палочками.

Слушание музыкальных произведений.

 

Выбор соответствующих музыкальных

инструментов. Исполнение по подгруппам

оркестра и движений.

Знакомство с новым произведением.

Распределение инструментов в

зависимости от изобразительного

характера песни. Разучивание партии

каждого инструмента. Соединение всех в

ансамбль. Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

общей динамики, чистоты исполнения

приемов игры на всех инструментах,

Повторение всех ранее выученных

 

 

«Топотушки»

Подвижные игры и танцы на

дробном шаге

«Топотушки» (др. шаг)

«Моя лошадка» (галоп)

свободные танцы под оркестр

(по подгруппам)

 

 

 

 

 

 

«Лесная песенка»

«Колокольчики звенят»

«Полька»

«Топотушки»

 









Требования к уровню образования воспитанников по данной программе

№ п./п.

Дошкольник должен знать

Дошкольник должен уметь

1.

Названия музыкальных инструментов, особенности их хранения и звучания;

Жанровое разнообразие музыки;

Приемы игры на инструментах.

Строение музыкальных инструментов, их разнообразие

Выполнять несложные композиции;

Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения.

Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр

Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах.

Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения.

Диагностические показатели освоения курса программы









п/п

Уровни развития

Знание музыкальных инструментов

Приемы игры

на музыкальных инструментах

Навыки ансамблевого исполнения

Жанровое разнообразие музыки

Строение музыкальных инструментов

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.Г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

Высокий уровень











2.

Средний уровень











3.

Низкий уровень











4.

Средний показатель в %













Критерии диагностики:

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень : нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.



Учебно — методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки.

  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.

  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки.

  • дидактические игры, наглядные пособия

Список литературы

  1. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
    муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.

  2. А.В.Орлова. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.

  3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.





Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»
  • Музыка
Описание:

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

 

Автор Ожегова Ирина Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 737
Номер материала 37350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓