Инфоурок Другое Другие методич. материалыПРОГРАММА «Одаренные дети» на 2012 – 2016 гг

ПРОГРАММА «Одаренные дети» на 2012 – 2016 гг

Скачать материал

 

 

Рассмотрено на заседании                                               Утверждаю            

Педагогического совета                                                   Директор школы:               Т.В. Олексюк

Протокол №  1 от      28.03.12                                          приказ   №   124     от  13.04.12

 

 

ПРОГРАММА

«Одаренные дети»

на 2012 – 2016 гг.

 

 

1.    Актуальность, цели и задачи программы

 Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, посколь­ку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государ­ства. Образовательная практика показывает сниже­ние заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с ода­ренными учащимися. Остается острой проблема ран­него выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Таким образом, необходим поиск условий, позволяю­щих качественно улучшить работу по выявлению, под­держке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня уни­версального образования. Кроме того, важно объеди­нить разрозненные технологии диагностики одареннос­ти, обучения и развития интеллектуально одаренных де­тей в целостную «работающую» систему. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возмож­ностям этой категории учащихся и могли бы обеспе­чить дальнейшее развитие их одаренности. В практике программно-целевого управления разви­тием школы данная программа призвана обеспечить ориентиры поступательного развития одного из на­правлений деятельности ОУ - работы с одарен­ными детьми.

Данная программа ориентирована на основные поло­жения и содержание региональной и районной целе­вой программы «Одаренные дети», традиции, сложив­шиеся в работе с одаренными и интеллектуально раз­витыми детьми в школе, достижения психолого- педагогической науки и практики.

 

 Цель программы:

 создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

·                реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

·                создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

·                изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

·                совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

·                внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

·                создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

·                установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

2.   Показатели одаренности детей

 Одаренность — совокупность свойств личности, обес­печивающих реальное и потенциально успешное вы­полнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего

 Одаренная личность — личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или по­тенциальными возможностями в ряде областей: ин­теллектуальной, академической, творческой, художес­твенной, сфере общения (лидерство), психомоторной Одаренность бывает проявленной или скрытой, об­щей и специальной.

 

 Виды специальной одаренности:

  интеллектуальная (высокие показатели конвергент­ного мышления);

  техническая;

  творческая (в виде высоких показаний дивергентно­го мышления);

  художественная;

  моторно-двигательная (спортивная);

  социальная (лидерство);

  академическая;

  интеллектуально-рациональная одаренность (левополушарные);

  эмоционально-художественная одаренность (правополушарные).

 

Показатели одаренности:

  любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

  высокие интеллектуальные и творческие показатели (общая одаренность);

  высокий уровень развития абстрактного мышле­ния и речи (способность в языковой форме делать выводы);

  легкость в общении, коммуникабельность;

  активность;

  высокая мотивация к учебной деятельности;

  стихийное стремление к построению целостной кар­тины мира.

 

Показатели умственной (интеллектуальной) ода­ренности старшеклассников:

  сформированность любознательности;

  проявление высокоинтенсивной познавательной ак­тивности;

  богатое воображение;

  способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению  (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);

  быстрота и точность выполнения логических дейст­вий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказатель­ство);

  произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;

  богатство активного словаря, быстрота и оригиналь­ность вербальных ассоциаций;

  максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;

  вкус к новизне и установка на творческое выполне­ние заданий.

 

Комплекс качеств творческой личности

  наличие новой, значительной, общественно полез­ной достойной цели;

  наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль их выполнения;

  высокая работоспособность при выполнении наме­ченных планов;

  «умение держать удар» — способность отстаивать свои идеи;

  результативность деятельности.

 3.   Этапы реализации программы

1    этап:  диагностико- прогностический, методологический (2012-2013 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

         банка данных по одаренным детям;

         банка творческих работ учащихся;

         банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

         рекомендаций по работе с  одаренными детьми.

Организация:

        системы дополнительного образования;

        летней производственной практики;

        творческого экзамена;

        внеклассной работы по предмету;

        деятельности научного общества.

2       этап:  деятельностный  (2013-2015 годы)

·            Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня

       обучаемости.

·            Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

·            Организация системы научно-исследовательской деятельности

       учащихся.

·            Внедрение метода проектов.

·            Переход на систему портфолио.

·            Проведение выставок детского творчества.

·            Обобщение опыта работы по технологиям творческого и

интеллектуального развития.

3       этап:   констатирующий   (2015-2016 годы)

·             Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

·             Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

·             Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

 

4.    Деятельность по созданию оптимальных условий для развития

        и реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей

 

1.  Широкое привлечение учащихся 2-11-х классов к участию в олимпиадах, конкурсах и конфе­ренциях.

2.Организация консультативной помощи для учащих­ся, направленной на творческую самореализацию школьников.

3.  Привлечение педагогов и других специ­алистов для общения с одаренными детьми, про­паганды новейших достижений в различных облас­тях науки.

4. Обеспечение высокого уровня компьютерной гра­мотности, информационной культуры через специаль­ный курс «Информационная культура» и использова­ние информационно-коммуникационных технологий на различных учебных предметах.

5. Проведение диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышления, выдвигать гипо­тезы, определять свой взгляд на мир.

6.  Предоставление творческих дней на подготовку к олимпиадам.

7. Укрепление сотворчества, создание условий для диалога в учебном процессе, развитие исследова­тельской среды.

 

5.  Деятельность, способствующая выявлению и развитию одаренных

     детей, актуализации их творческих и интеллектуальных способностей

 

1.Проведение олимпиад, организация участия в телекоммуникационных олимпиадах, Все­российских конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежо­нок —  языкознание для всех» и т.д..

2. Организация работы специальных курсов, кружков, факультативов, расширение круга разнообразных по тематикам дополнительных образовательных курсов.

3.   Введение в практику работы ОУ таких при­емов, как:

·              творческие отчеты;

·              выполнение творческих тематических заданий;

·              выполнение ученических исследований;

·              выступления в лекторских группах;

·              проведение предметных недель;

·              интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;

·              разработка учебных проектов.

4.                 Подготовка педагогических кадров и научно-мето­дического обеспечения работы с одаренными детьми. Обучение педагогов управлению процессом становле­ния саморазвивающейся личности.

5.                 Организация для учителей постоянно действую­щего семинара по совершенствованию профессио­нальной подготовки педагогов по проблемам мони­торинга одаренных детей, использования педагоги­ческих средств индивидуализации работы с учащи­мися, проявляющими повышенный интерес к знани­ям, демонстрирующими высокий творческий и интел­лектуальный потенциал.

6.   Воспитание культуры учебного труда, проектной, информационной, коммуникативной культуры, вос­питание мотивации достижений, самообразования и саморазвития.

7.   Разработка программы социализации одаренных детей.

8.   Эффективные формы стимулирования, практикуе­мые в ОУ:

·         организация выставок творческих работ учащихся;

·         своевременное публичное поощрение успехов школьников;

·         отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы;

·         сообщение о заслугах родителям на родительских собраниях;

·         освобождение от переводных экзаменов победите­лей районных, областных олимпиад;

·         поддержка юных дарований через систему премий и стипендий;

·         ходатайство в вышестоящие органы о предоставлении путевок в лагеря отдыха.

9. Введение новых традиций, стимулирующих твор­ческую активность и интеллектуальные достижения, к которым относятся:

·         ведение летописи достижений учащихся;

·         вручение сертификатов педагогам по результатам работы с одаренными детьми.

 

6.   Формы работы с одаренными учащимися

 

·         творческие мастерские;

·         факультативы;

·         кружки по интересам;

·         занятия исследовательской деятельностью;

·         конкурсы;

·         интеллектуальный марафон;

·         научно-практические конференции;

·         участие в олимпиадах;

·         работа по индивидуальным планам;

·         сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Программа  работы с одарёнными и талантливыми детьми

 

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

постоянно

Зам. директора по УВР

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы

постоянно

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Замиректора по ВР

5

 Организация  исследовательской деятельности

 постоянно

 Зам. директора по УВР, руководители МО, учителя - предметники

6

Участие школьников в  предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

постоянно

Учителя-предметники

7

Проведение школьной и участие в районной и областной  научно-практической конференции школьников

постоянно

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников

по особому плану

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

9

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

ежегодно, август

Зам. директора по ВР 

10

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

11

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

в течение периода

Администрация

12

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения

постоянно

Учителя - предметники

13

Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

Проведения занятий с детьми  по разработанным программам

Отработка форм, методов, приёмов работы

Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

 

постоянно

 

Учителя-предметники 

 

 

 

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

 

8.    Ожидаемые результаты деятельнос­ти школы по созданию организацион­ных и психолого-педагогических условий для выявления и адресного сопровождения одаренных детей ОУ

 

Реализация программы позволит:

·         усовершенствовать существующую в школе систему работы с одаренными детьми;

·         создать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками;

·         сформировать банк технологий и программ для вы­явления и развития одаренных детей;

·         внедрить в педагогическую практику технологии ин­дивидуализации и дифференциации обучения;

·         создать систему мониторинга личностного разви­тия одаренных детей и результатов деятельности пе­дагогов;

·         удовлетворить спрос родителей и учащихся на обра­зовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников;

·         укрепить материально-техническую базу школы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРОГРАММА «Одаренные дети» на 2012 – 2016 гг"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Актуальность, цели и задачи программы

 Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, посколь­ку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государ­ства. Образовательная практика показывает сниже­ние заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с ода­ренными учащимися. Остается острой проблема ран­него выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Таким образом, необходим поиск условий, позволяю­щих качественно улучшить работу по выявлению, под­держке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня уни­версального образования. Кроме того, важно объеди­нить разрозненные технологии диагностики одареннос­ти, обучения и развития интеллектуально одаренных де­тей в целостную «работающую» систему. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возмож­ностям этой категории учащихся и могли бы обеспе­чить дальнейшее развитие их одаренности. В практике программно-целевого управления разви­тием школы данная программа призвана обеспечить ориентиры поступательного развития одного из на­правлений деятельности ОУ - работы с одарен­ными детьми.

Данная программа ориентирована на основные поло­жения и содержание региональной и районной целе­вой программы «Одаренные дети», традиции, сложив­шиеся в работе с одаренными и интеллектуально раз­витыми детьми в школе, достижения психолого- педагогической науки и практики.

 

 Цель программы:

 создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

·                реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

·                создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

·                изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

·                совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

·                внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

·                создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

·                установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 339 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 380
    • DOCX 28.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карпук Елена Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карпук Елена Леонидовна
    Карпук Елена Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 2937
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек