Рассмотрено
на заседании Утверждаю
Педагогического
совета Директор
школы: Т.В. Олексюк
Протокол
№ 1 от 28.03.12 приказ № 124
от 13.04.12
ПРОГРАММА
«Одаренные
дети»
на 2012 – 2016 гг.
1. Актуальность, цели и задачи
программы
Выявление,
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из
приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения
в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области,
государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности
и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными
учащимися. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка,
обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного
развития и социализации. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих
качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию
одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального
образования. Кроме того, важно объединить разрозненные технологии диагностики
одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей в целостную
«работающую» систему. Важнейшим направлением решения данной проблемы является
реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям
и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее
развитие их одаренности. В практике программно-целевого управления развитием
школы данная программа призвана обеспечить ориентиры поступательного развития
одного из направлений деятельности ОУ - работы с одаренными детьми.
Данная
программа ориентирована на основные положения и содержание региональной и
районной целевой программы «Одаренные дети», традиции, сложившиеся в работе с
одаренными и интеллектуально развитыми детьми в школе, достижения психолого-
педагогической науки и практики.
Цель программы:
создание
системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
·
реализация
принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем
обучаемости, активизация их интеллектуальных
качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой
деятельности;
·
создание
оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
·
изучение факторов целенаправленного
психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной
реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности
каждого субъекта
педагогического процесса;
·
совершенствование
системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы,
самообразование;
·
внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и
форм творческой самореализации, нестандартности научного и
художественного мышления учащихся;
·
создание банка данных «Одаренные дети», включающего
информацию об образовательных
учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об
индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
·
установление
сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.
2. Показатели одаренности детей
Одаренность —
совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное
выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких
областях выше среднего
Одаренная
личность
— личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными
возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой,
художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной Одаренность бывает
проявленной или скрытой, общей и специальной.
Виды специальной одаренности:
• интеллектуальная (высокие показатели конвергентного
мышления);
• техническая;
• творческая (в виде высоких показаний дивергентного
мышления);
• художественная;
• моторно-двигательная (спортивная);
• социальная (лидерство);
• академическая;
• интеллектуально-рациональная одаренность (левополушарные);
• эмоционально-художественная одаренность (правополушарные).
Показатели одаренности:
• любознательность и потребность в познании выходят за
рамки возможностей традиционного обучения;
• высокие интеллектуальные и творческие показатели
(общая одаренность);
• высокий уровень развития абстрактного мышления и речи
(способность в языковой
форме делать выводы);
• легкость в общении, коммуникабельность;
• активность;
• высокая мотивация к учебной деятельности;
• стихийное стремление к построению целостной картины
мира.
Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности
старшеклассников:
• сформированность любознательности;
• проявление высокоинтенсивной познавательной активности;
• богатое воображение;
• способность к целеполаганию и связанному с этим
проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
• быстрота и точность выполнения логических действий
(анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
• произвольность, устойчивость и контролируемость
внимания;
• богатство активного словаря, быстрота и оригинальность
вербальных ассоциаций;
• максимальный коэффициент полезного действия в процессе
обучения;
• вкус к новизне и установка на творческое выполнение
заданий.
Комплекс качеств творческой
личности
• наличие новой, значительной, общественно полезной
достойной цели;
• наличие программы (пакета программ) достижения
поставленной цели и контроль их выполнения;
• высокая работоспособность при выполнении намеченных
планов;
• «умение держать удар» — способность отстаивать свои
идеи;
• результативность деятельности.
3.
Этапы реализации программы
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2012-2013 годы)
Мониторинг одаренности.
Создание:
•
банка данных по одаренным детям;
•
банка творческих работ учащихся;
•
банка
текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
•
рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Организация:
•
системы дополнительного образования;
•
летней
производственной практики;
•
творческого
экзамена;
•
внеклассной работы по предмету;
•
деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2013-2015 годы)
·
Экспертиза
обучающих программ для детей повышенного уровня
обучаемости.
·
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
·
Организация системы научно-исследовательской
деятельности
учащихся.
·
Внедрение метода проектов.
·
Переход
на систему портфолио.
·
Проведение выставок детского творчества.
·
Обобщение опыта работы по технологиям творческого и
интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)
·
Создание банка педагогического опыта в работе с
одаренными.
·
Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными
детьми».
·
Внедрение
в практику работы рейтинга учащихся.
4. Деятельность
по созданию оптимальных условий для развития
и
реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей
1. Широкое
привлечение учащихся 2-11-х классов к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях.
2.Организация
консультативной помощи для учащихся, направленной на творческую самореализацию
школьников.
3. Привлечение
педагогов и других специалистов для общения с одаренными детьми, пропаганды
новейших достижений в различных областях науки.
4. Обеспечение
высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры через
специальный курс «Информационная культура» и использование
информационно-коммуникационных технологий на различных учебных предметах.
5. Проведение
диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышления,
выдвигать гипотезы, определять свой взгляд на мир.
6. Предоставление
творческих дней на подготовку к олимпиадам.
7.
Укрепление сотворчества, создание условий для диалога в учебном процессе,
развитие исследовательской среды.
5. Деятельность, способствующая выявлению и развитию
одаренных
детей, актуализации их творческих и интеллектуальных
способностей
1.Проведение
олимпиад, организация участия в телекоммуникационных олимпиадах, Всероссийских
конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок — языкознание для всех» и т.д..
2. Организация
работы специальных курсов, кружков, факультативов, расширение круга
разнообразных по тематикам дополнительных образовательных курсов.
3.
Введение
в практику работы ОУ таких приемов, как:
·
творческие
отчеты;
·
выполнение
творческих тематических заданий;
·
выполнение
ученических исследований;
·
выступления
в лекторских группах;
·
проведение
предметных недель;
·
интеграция
учебных и научно-исследовательских заданий;
·
разработка
учебных проектов.
4.
Подготовка
педагогических кадров и научно-методического обеспечения работы с одаренными
детьми. Обучение педагогов управлению процессом становления саморазвивающейся
личности.
5.
Организация
для учителей постоянно действующего семинара по совершенствованию профессиональной
подготовки педагогов по проблемам мониторинга одаренных детей, использования
педагогических средств индивидуализации работы с учащимися, проявляющими
повышенный интерес к знаниям, демонстрирующими высокий творческий и интеллектуальный
потенциал.
6.
Воспитание культуры учебного труда, проектной, информационной, коммуникативной
культуры, воспитание мотивации достижений, самообразования и саморазвития.
7.
Разработка программы социализации одаренных детей.
8.
Эффективные формы стимулирования, практикуемые в ОУ:
·
организация
выставок творческих работ учащихся;
·
своевременное
публичное поощрение успехов школьников;
·
отправление
благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы;
·
сообщение
о заслугах родителям на родительских собраниях;
·
освобождение
от переводных экзаменов победителей районных, областных олимпиад;
·
поддержка
юных дарований через систему премий и стипендий;
·
ходатайство
в вышестоящие органы о предоставлении путевок в лагеря отдыха.
9.
Введение новых традиций, стимулирующих творческую активность и
интеллектуальные достижения, к которым относятся:
·
ведение
летописи достижений учащихся;
·
вручение
сертификатов педагогам по результатам работы с одаренными детьми.
6. Формы работы с одаренными учащимися
·
творческие мастерские;
·
факультативы;
·
кружки по интересам;
·
занятия исследовательской деятельностью;
·
конкурсы;
·
интеллектуальный марафон;
·
научно-практические конференции;
·
участие в олимпиадах;
·
работа по индивидуальным планам;
·
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
7. Программа работы с одарёнными и талантливыми
детьми
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и
модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и
исследовательское мышление
|
постоянно
|
Зам. директора по УВР
|
2
|
Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы
|
постоянно
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
3
|
Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами
дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей
|
В течение периода
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
4
|
Организация психолого-педагогического просвещения родителей
талантливых и одарённых школьников
|
постоянно
|
Зам.директора по ВР
|
5
|
Организация исследовательской деятельности
|
постоянно
|
Зам. директора по УВР, руководители МО, учителя -
предметники
|
6
|
Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах
|
постоянно
|
Учителя-предметники
|
7
|
Проведение школьной и участие в районной и областной
научно-практической конференции школьников
|
постоянно
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
8
|
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди
одаренных школьников
|
по особому плану
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
9
|
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми
на учебный год
|
ежегодно, август
|
Зам. директора по ВР
|
10
|
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
|
в течение периода
|
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
11
|
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными
детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
|
в течение периода
|
Администрация
|
12
|
Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого
одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают
содержание индивидуальной программы обучения
|
постоянно
|
Учителя
- предметники
|
13
|
Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
Проведения занятий с детьми по разработанным программам
Отработка форм, методов, приёмов работы
Создание мониторинга результативности работы с одарёнными
детьми.
|
постоянно
|
Учителя-предметники
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
|
8. Ожидаемые результаты деятельности
школы по созданию организационных и психолого-педагогических условий для выявления и адресного сопровождения одаренных детей ОУ
Реализация
программы позволит:
·
усовершенствовать
существующую в школе систему работы с одаренными детьми;
·
создать
систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками;
·
сформировать
банк технологий и программ для выявления и развития одаренных детей;
·
внедрить
в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации
обучения;
·
создать
систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности
педагогов;
·
удовлетворить
спрос родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить
творческий потенциал школьников;
·
укрепить
материально-техническую базу школы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.