Главная / Начальные классы / ПРОГРАММА научно-исследовательской деятельности по теме «Педагогическое сопровождение детской одарённости»

ПРОГРАММА научно-исследовательской деятельности по теме «Педагогическое сопровождение детской одарённости»


ПРОГРАММА

научно-исследовательской деятельности

по теме «Педагогическое сопровождение детской одарённости»

Цель программы:

Теоретическое обоснование и методическое обеспечение создания системы деятельности педагогического коллектива школы по педагогическому сопровождению обучения и развития детской одарённости, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основные задачи:

– реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных способностей с целью обеспечения их гармоничного развития как субъекта творческой деятельности;

– теоретическое обоснование и создание в учебно-воспитательном процессе школы оптимальных условий для выявления и поддержки развития одарённых детей;

– совершенствование системы целенаправленной подготовки учителей к работе по педагогическому сопровождению детской одарённости, включающей работу методических обучающих семинаров, педагогические советы, самообразование;

– выявление и целесообразное внедрение в учебно-воспитательный процесс различных видов и форм организации деятельности учащихся, способствующих творческой самореализации, развитию нестандартного научного и художественного мышления учащихся;

– определение и обоснование форм сотрудничества с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми

Этапы реализации программы:

Первый этап: диагностико-прогностический, этап методологического обоснования содержания деятельности (2009-2010 годы)

Мониторинг одарённости.

Создание:

  • банка данных по одарённым детям;

  • банка творческих работ учащихся;

  • банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

  • рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

Организация:

  • творческих конкурсов, экзамена;

  • внеклассной работы по предмету;

  • деятельности педагогического коллектива;

  • олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

Второй этап: организационно-деятельностный (2010-2012 годы)

  • составление индивидуальных маршрутов обучения для детей, у которых диагностируется повышенный уровень обучаемости;

  • определение содержания комплексной диагностики для выявления одарённых детей на ранних этапах их развития;

  • организация различных форм учебно-исследовательской деятельности учащихся с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития;

  • активное и педагогически целесообразное использование метода проектов в учебно-воспитательной работе с детьми;

  • теоретическое обоснование оптимальных условий организации и проведения выставок и конкурсов детского творчества, описание технологий их реализации.

Третий этап: констатирующий (2013-2014 годы)

Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными детьми.

Деятельность педагогов в рамках реализации Программы:

а) реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

б) создание системы педагогического сопровождения детской одарённости в развивающем учебно-воспитательном процессе на основе внедрения результатов психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей с повышенным уровнем обучаемости;

в) включение в научно-исследовательскую, аналитическую, опытную работу по выявлению условий и факторов педагогического сопровождения формирования личности, эффективных способов развития познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

д) активное участие в управлении процессами развития интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одарёнными учащимися

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, колледжами и вузами.



Педагогическое управление проектами

 

Функции

педагогического

управления

Деятельность учителя



Информационно-аналитическая



На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах учеников, их учебных достижениях, успехах во внеучебной работе, об уровне учебных возможностей ученического коллектива (класса)


Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию


Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует направления деятельности, способы достижения цели; составляет план-график работы над проектом


Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности

 

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы

 

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию

 


Программа работы учителей с одарёнными и талантливыми детьми


Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Подготовка диагностических материалов и диагностика способностей детей. Создание и пополнение базы данных по проявлениям одарённости учащихся школы

Постоянно

Руководители школьных методических объединений (ШМО)

2

Проведение обучающих семинаров и семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одарённых детей и педагогическому сопровождению детской одаренности

В течение периода реализации программы

Зам.директора

3

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

Постоянно

Руководители ШМО, классные руководители

4

Организация исследовательской деятельности

Постоянно

Руководители МО, учителя-предметники

5

Занятие обучающего семинара на тему «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций».

Начало оформления творческих работ

Ноябрь

Зам.директора по УР

6

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Ноябрь

Зам.директора по УР

7

Организация участия школьников в городских, республиканских, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

Постоянно

Учителя-предметники

8

Проведение школьной научно-практической конференции

Ежегодно

Учителя-предметники

9

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одарённых школьников

По особому плану в течение периода

Учителя-предметники, руководители ШМО

10

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

В течение года

Кл.руководители.

11

Создание в учебных кабинетах дидактических средств и комплектов материалов, обеспечивающих обучение на повышенном уровне сложности

В течение года

Кл.руководители

12

Сбор и систематизация информации по материалам периодической печати, посвященных работе с одарёнными детьми

В течение года

Заведующий библиотекой Кл.руководители

13

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

Постоянно

Учителя-

предметники

14

Разработка системы поощрений учащихся, ставших победителями олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок творческих работ

Постоянно

Администрация

15

Подведение итогов работы с одарёнными детьми в учебном году, анализ полученных результатов и определение задач на следующий год.

Май

Зам. директора по УР

16

Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсных мероприятий

В течение периода

Руководители ШМО, учителя

17

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одарёнными детьми

По итогам года

Руководители ШМО


План работы с одарёнными детьми

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1

Приобретение литературы, компьютерных программ

Постоянно

Кл.руководители,

родители

2

Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады «Интеллект»

Октябрь

Зам. директора по УР – Кл.руководители

3

Участие школьников в городских, республиканских, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах


Постоянно

Зам. директора по УР – Кл.руководители

4

Организация и проведение 2 тура школьной олимпиады «Интеллект».

Февраль

Зам. директора по УР – Кл.руководители

5

Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру» и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

В течение года

Руководители МО.

6

Участие в школьном смотре-конкурсе «Алло, мы ищем таланты!», способствующем интенсивному развитию творческих способностей учащихся

Апрель

Зам. директора по УВР Кл.руководители, родители

7

Библиотечные уроки «Как работать с научной литературой»

В течение года

Заведующий библиотекой Кл.руководители

8

Предметные недели

По графику

Руководители МО.

9

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Зам. директора по УВР – Кл.руководители 

10

Работа спортивных секций

В течение года

Зам.дирктора по УВР –

11

Работа кружков

В течение года

Зам.дирктора по УВР –



Работа с родителями

Основные мероприятия

Ответственные

1.

Анкетирование родителей с целью определения их отношения к проблеме детской одарённости и её педагогического сопровождения

Диагностика проявления различных способностей у родителей

Кл.руководители,



Психолог

2.

Индивидуальные беседы с родителями

Кл.руководители

3.

Приобретение литературы, компьютерных программ

Кл.руководители,

родители

4.

Подбор и составление аннотированных перечней научной и практической литературы для родителей.

Кл.руководители

5.

Чтение лекций для родителей по проблемам развития, обучения и воспитания одарённых детей:

1. Понятие и признаки детской одарённости. Виды одарённости. Особенности проявления детской одаренности у мальчиков и девочек.

2.Психологические аспекты одарённости.

3.Социальная адаптация одарённого ребенка

Кл.руководители, психолог, зам. директора по УР

6.

Проведение конференций, круглых столов по обсуждению проблем педагогического сопровождения детской одарённости, результативности реализации Программы

Кл.руководители, психолог, зам. директора по УР


Возможные риски в реализации Программы


Основные возможные риски

Способы их преодоления

или предупреждения

1.

Недостаточная теоретическая подготовленность педагогов к работе по педагогическому сопровождению одаренных детей

Увеличение количества обучающих семинаров, подготовка методических материалов, активизация разных форм обмена опытом, расширение доступа педагогов в сети Интернет

2.

Недостаточная теоретико-методологическая подготовленность педагогов к планированию, организации, интерпретации результатов научно-исследовательской работы

проведение специализированного семинара по основам научно-исследовательской работы с привлечением специалистов – преподавателей и сотрудников образовательных и научных учреждений

3.

Низкая мотиваций педагогов к участию в реализации Программы

Разработка системы стимулирования активности педагогов, широкая гласность в представлении позитивных результатов реализации Программы

4.

Неготовность педагогов к работе по организации исследовательской деятельности учащихся

Проведение научно-практической внутришкольной конференции по вопросам теории и методики учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовка методических материалов, расширение доступа в сети Интернет, обмен опытом

5.

Отсутствие заинтересованности у сторонних организаций в сотрудничестве со школой в вопросах поддержки детской одарённости

Пропаганда значимости идеи педагогической поддержки детской одарённости, гласность в представлении результатов работы с одаренными детьми, проведение открытых для школьного окружения массовых мероприятий

6.

Выявление в ходе анкетирования родителей их равнодушия или неосведомленности в вопросах детской одарённости и её педагогического сопровождения

Активизация просветительской работы с родителями, представление во всех формах позитивных результатов диагностики детской одарённости, активизация деятельности школьного сайта в освещении проблем детской одаренности и необходимости ее поддержки в совместной деятельности семьи и школы

7.

Недостаточность усилий и средств педагогического коллектива в создании банков данных, информационном обеспечении Программы, организации конкурсных мероприятий

Привлечение родителей и работников сотрудничающих организаций к созданию банков данных, информационном обеспечении Программы, организации конкурсных мероприятий


Ожидаемые результаты:

1. Будет диагностироваться повышение показателей проявления интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

2. Будет приобретен и обобщен опыт реализации в учебно-воспитательном процессе школы принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости.

3. Будет проявляться повышение уровня теоретической и методической подготовленности педагогов в вопросах организации аналитической, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

4. Учителя школы приобретут опыт создания в учебно-воспитательном процессе школы оптимальных условий для выявления и поддержки развития одарённых детей, организации и проведения различных видов и форм организации деятельности учащихся, способствующих творческой самореализации, развитию нестандартного научного и художественного мышления учащихся.

5. Будут установлены связи сотрудничества в работе с одарёнными детьми с заинтересованными структурами системы образования, учреждениями культуры и пр.

6. В школе будет создана система работы по целенаправленной подготовки учителей к работе по педагогическому сопровождению детской одарённости, включающая работу методических обучающих семинаров, педагогические советы, самообразование.

7. Будет создан банк данных по проблеме педагогической поддержки одарённых детей, расширено информационное поле школы за счет активного использования педагогами ресурсов Интернет.

8. Будет создана система работы по педагогическому просвещению родителей в вопросах педагогической поддержки одарённых детей.

В результате выполнения Программы в целом будет достигнута её цель – будет теоретически обоснована, создана и методически обеспечена система деятельности педагогического коллектива школы по педагогическому сопровождению обучения и развития детской одарённости, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Ресурсы Программы:

1. Материальные – укрепление материально-технической базы учебно-воспитательного процесса, приобретение нового программного обеспечения, средств диагностики проявлений детской одарённости.

2. Кадровые – повышение теоретической и методической подготовленности педагогов через систему научно-методической работы и повышения квалификации.

3. Информационные – расширение информационной среды за счет освоения педагогами работы с информационными системами, сетями Интернет, активизации использования информационно-коммуникационных технологий.

4. Финансовые – реализация системы стимулирующих выплат и материального поощрения активно работающих учителей.

Рекомендуемая литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б.Богоявленская – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

  2. Доман Г. Как дать ребенку энциклопедические знания / Г. Доман, Д. Доман, С. Эйзен. – М.: Аквариум, 2000. – 316 с.

  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. – М.: Academia, 2000; 2001. – 318 с.

  4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 720 с. (Серия «Психологи Отечества»).

  5. Милованова, Л.С. Евгеника / Л.С. Милованова // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 37-45. - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1991/913/913037.php

  6. Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста: науч.- метод. пособие / Г.В. Ожиганова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 134 с .

  7. Рабочая концепция одаренности / ред. Д.Б. Богоявленская; Мин-во образования РФ; Федеральная целевая программа "Одаренные дети". – М., 2003. – 92 с.

  8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Academia, 2000. – 232 с.

  9. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.psylist.net/hrestomati/teplov.htm





ПРОГРАММА научно-исследовательской деятельности по теме «Педагогическое сопровождение детской одарённости»
  • Начальные классы
Описание:

Цель программы:

Теоретическое обоснование и методическое обеспечение создания системы деятельности педагогического коллектива школы по педагогическому сопровождению обучения и развития детской одарённости, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основные задачи:

– реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных способностей с целью обеспечения их гармоничного развития как субъекта творческой деятельности;

– теоретическое обоснование и создание в учебно-воспитательном процессе школы оптимальных условий для выявления и поддержки развития одарённых детей;

– совершенствование системы целенаправленной подготовки учителей к работе по педагогическому сопровождению детской одарённости, включающей работу методических обучающих семинаров, педагогические советы, самообразование;

– выявление и целесообразное внедрение в учебно-воспитательный процесс различных видов и форм организации деятельности учащихся, способствующих творческой самореализации, развитию нестандартного научного и художественного мышления учащихся;

– определение и обоснование форм сотрудничества с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми

Автор Долян Елена Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 535
Номер материала 19593
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓