Главная / Химия / Программа кружка по химии "Хочу быть волшебником"

Программа кружка по химии "Хочу быть волшебником"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДЕНО

методическим советом

Протокол

: от " " 2014 г.

Председатель________________







Образовательная программа дополнительного образования детей

"Хочу быть волшебником"

( общекультурного направления)

творческого объединения «Юный химик»



Программа ориентирована на детей от 13 до 14 лет.

Срок реализации 1 год



Автор:

Шитикова Наталья Ивановна,

учитель химии первой

квалификационной категории






п. Краснооктябрьский

2014г.



Программа кружка по химии

« Хочу быть волшебником»


Введение

Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно – технический прогресс. Однако, химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: “Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки”. Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Поэтому современному человеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.

Пояснительная записка.

Программа кружка « Хочу быть волшебником» образовательная, модифицированная, химико-биологического направления, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира. Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 7-х и 8-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей обществ

Значение занимательности в обучении школьников переоценить трудно. Если ученик относится к предмету с интересом, то усвоение даже самых трудных вопросов со стороны учащихся будет проходить намного легче. В этом отношении занимательные опыты занимают особое место. Детей с раннего возраста привлекает «Химия-волшебница». И поэтому на первом этапе привития интереса к предмету большое значение имеют эффектные опыты. Однако они не должны быть самоцелью. Химический эксперимент целесообразно дополняется анализом, направленным на объяснение сущности рассматриваемых явлений

Данный кружок адресован не только тем школьникам, которые любят химию и интересуются ею, но и тем, кто считает еѐ сложным, скучным и бесполезным для себя школьным предметом, далѐким от повседневной жизни обычного человека.

Задача кружка- показать как глубоко связана химия с нашей жизнью, как можно, имея даже минимальный запас знаний по предмету, облегчить решение многих бытовых проблем. Также очень важно чтобы школьники по новому взглянули на учебники химии – ведь в них содержится масса нужной и полезной каждому человеку информации, надо только уметь обнаружить еѐ и правильно использовать.

Программа кружка рассчитана на 1 год, предусмотрены практические работы (50% учебного времени), теоретические занятия, беседы, решение задач и подготовка к химическим олимпиадам, экскурсии. Занятия в зависимости от трудоѐмкости и длительности эксперимента рассчитаны на 4 часа в неделю (всего 144 часа). Содержание занятий составляют 4 больших раздела, материал которых тесно связан со школьным курсом химии основной школы.

Отличительной особенностью данной программы являются:


  • Насыщенность и разнообразие лабораторного эксперимента.

  • Проведение опытов не требует богатства и разнообразия химических реактивов. Недостающие реагенты можно приобрести в аптеке или хозяйственном магазине.

  • Простота и доступность лабораторного эксперимента данного кружка, что имеет большое значение для малокомлектных сельских школ с довольно низкой технической обеспеченностью.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает учащихся к интеграции знаний и подчёркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности.


Цель программы: развитие общекультурной компетентности обучающихся, расширение и углубление химических знаний посредством использования химического эксперимента, рационального сочетания теоретических и практических занятий кружка.

Задачи :

Образовательные:

создать условия для формирования интереса к естественно-научным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование

-сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;

- совершенствовать умения обращения с химическими веществами, с химическими приборами и оборудованием;

научить грамотно и безопасно обращаться с веществами, окружающими нас в быту;

продолжить формирование навыков решения экспериментальных и расчетных задач;

- продолжить формирование умений организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, критически ее оценивать.

Развивающие задачи:

способствовать развитию и дальнейшему формированию общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.

продолжить развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения

Воспитательные задачи:

-продолжить формирование основ гигиенических и экологических знаний, бережного отношения к природе и здоровью человека.

-способствовать развитию учебной мотивации школьников на выбор профессии

Принципы межпредметности:

Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история).

Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе.

Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества.

История – исторические сведения из мира химии.

Биология - химический состав объектов живой природы;

Информатикой – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.


Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: соли, кислоты, щелочи, вещества из которых сделаны посуда, спички, карандаши и т. д. Многие вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс расширяет кругозор учащихся, повышает уровень общей культуры, дает возможность интеграции в национальную и мировую культуру, дает химическую картину природы, ориентирует на некоторые профессии, например, связанные с медициной, бытовым обслуживанием, химическим анализом.

Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Методы и формы обучения

методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся; лабораторный эксперимент, демонстрационные опыты;

интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ опыта педагогом, наблюдение;

самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные, групповые, коллективные.


Формы учебных занятий:

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, занятие – игра, самостоятельная работа учащихся, олимпиады.


Прогнозируемые результаты:

- у обучающихся повысится интерес к естественно-научным знаниям и самообразованию

- должны быть сформированы начальные навыки исследовательской деятельности;

- они научатся правилам обращения с химическими веществами,

грамотно и безопасно обращаться с веществами, окружающими нас в быту,

с химическими приборами и оборудованием;

научатся пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, критически ее оценивать ;

Получат дальнейшее развитие и формирование общенаучные, экспериментальные и интеллектуальные умения, творческие способности обучающихся, целеустремленность, наблюдательность, воображение.

Будут сформированы основы гигиенических и экологических знаний, бережное отношение к природе и своему здоровью.

Повысится учебная мотивация школьников на выбор профессии.


В процессе посещения кружка учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

  • работать в сотрудничестве в группе;

  • определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработки;

  • наблюдать и изучать явления и свойства;

  • описывать результаты наблюдений;

  • выдвигать гипотезы;

  • создавать простейшие необходимые приборы;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • осуществлять проектную деятельность.


Учащиеся будут знать:

  • правила безопасности работы в лаборатории и обращении с веществами;

  • правила и приемы оказания первой помощи при термических и химических ожогах

  • правила сборки и работы лабораторных приборов;

  • порядок организации рабочего места.


Формы подведения итогов реализации программы:

- участие членов кружка в олимпиадах по химии;

- участие членов кружка в школьной Неделе химии

-выполнение творческих проектов, исследовательских работ

Методы обучения: творческий, частично- поисковый, исследование, объяснительно иллюстративный метод

Методическое обеспечение: инструктаж по ОТ и ТБ, проектор, диски, лабораторное оборудование, реактивы, модели.

Формы контроля: Собеседование, тестирование (2 раза в год), олимпиада, викторины, игры, кроссворды;

Механизм оценки результатов:

визуальная оценка,

олимпиады, тесты, доклады, практические и лабораторные работы; выступления на конференции, проекты.

























Учебно-тематический план.



п/п

Тема

Теория

Эксперимент

(практика)

Примечание

Формируемые компетенции



Раздел 1. БЕЗОПАСНАЯ ХИМИЯ

26 часов




Введение 12 часов

6

4



Тема 1. Химическая лаборатория”. Я лаборант 16 часов

2

14

Ценностно-смысловая компетенция



Раздел 2. ОПАСНАЯ ХИМИЯ 28 часов




Тема 2. Приручены, но опасны (38 ) часов)

18 часов


10



Образовательная.

Познавательная Информационно коммуникативная



Раздел 3. ВЕЗДЕСУЩАЯ ХИМИЯ 50 час







21

29



Тема 3. Химия в быту 8 часов

2

6

Информационно-коммуникативная


5

Тема 4. Экскурсия по кухне. 12 часов


7

5

Познавательная

Учебная

Общекультурная компетенция Информационно-коммуникативная компетенция


6

Тема 5 Домашняя аптечка. 12 часов


4

8


7

Тема 6 . Ванная комната или умывальник. 6 часов


3

3


8

Тема 7 . Туалетный столик. 4 часа


2

2


9

Тема 8 . Папин «бардачок». 4 часа


2

2


10

Тема 9. Экскурсия по огороду и садовому участку 4 часа

1

3



Раздел 4

ХИМИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОМА 30 часов






16

14



11

Тема 10. Магазин.

10 час.

6

4

Профессиональные компетенции,

исследовательская компетенция

Общекультурная компетенция,

информационная компетенции

( см.приложение 1)


12

Тема 11. Аптека – рай для химика.

12 час.

6

6


13

Тема 12. Прогуляемся по берегу реки

8 час.


4

4


14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 часов

8

2




Всего : 144 часа

73

71




Основное содержание программы.


Раздел 1. БЕЗОПАСНАЯ ХИМИЯ 28 часов

Введение (12 час).

Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

Химия – наука о веществах.

Вещества вокруг нас Практическая работа № 1 по теме «Описание физических свойств веществ»

Практическая работа № 2 по теме

«Физические и химические явления»

Тема №1.

Химическая лаборатория”. Я лаборант (16 часов)

Правила техники безопасности.

Химическая лаборатория.

Химическая посуда.

Лабораторный штатив.

Спиртовка.

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Практические работы :

Правила ТБ при работе в кабинете химии Знакомство с химической лабораторией

Признаки и условия химических реакций.

«Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.

«Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

«Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».

«Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»

«Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».


Раздел 2 Опасная химия 28 часов

Тема 2. Приручены, но опасны ( 18 +10 )

Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу. «Паяльная кислота».

Щёлочи и щелочесодержащие смеси. Каустическая сода. Известь. Отбеливатели. Цемент. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.

Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.

Горючие и взрывоопасные вещества. Ацетон. Бензин. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах.

Практическая работа

«Обугливание органических веществ»

Лабораторные опыты: Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества.

Практическая работа №12 « Свойства соляной кислоты »

Практическая работа №13 Изучение свойств волокон

Практическая работа №14

Знакомство с пластмассами


Раздел 3 ВЕЗДЕСУЩАЯ ХИМИЯ 50 часов

Тема 3. Химия в быту 8 часов

Скорая помощь на дому

Как избавиться от мух и комаров?

Как удалить пятна?

Что такое накипь и как с ней бороться.

Как удалить пятна?

Практическая работа №15 по теме

«Удаление пятен разных видов»

Жесткая вода

Практическая работа №16

«Свойства жесткой воды»

Что такое накипь и как с ней бороться.

Практическая работа №17

« Удаление накипи»

Тема 4. Экскурсия по кухне. 12 часов

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Лабораторные опыты с солью

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Лабораторные « Опыты с сахаром»

Горение сахара

Лабораторный опыт « Уксус и сода надувают воздушный шарик »

Практическая работа №18 по теме «Свойства уксусной кислоты и её

физиологическое воздействие».

Тема 5 Домашняя аптечка. 12 часов

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке. Демонстрационный опыт «Возгонка иода»

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Лабораторные опыты с зеленкой

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин. Лабораторный опыт « Гидролиз аспирина»

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Практическая работа № 19

«Свойства перекиси водорода»

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

Тема 6 . Ванная комната или умывальник. 6 часов

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Соль для ванны и опыты с ней.

Практическая работа № 20 по теме:

« Моющее действие мыла»

Практическая работа №21

«Сравнение свойств мыла и порошков в жесткой воде»

Тема 7 . Туалетный столик. 4 часа

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию.

Практическая работа №22 «Как самому изготовить питательный крем?»

Тема 8 . Папин «бардачок». 4 часа

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.

Бензин, керосин и другие «- ины».

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

Тема 9. Экскурсия по огороду и садовому участку 4 часа

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Лабораторный опыт « Взаимодействие железа с медным купоросом »

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Практическая работа № 23 по теме:

Как распознать минеральные удобрения.

Практическая работа № 24 по теме:

Обнаружение нитратов в овощах.

Раздел 4 Химия за пределами дома 30 часов

Тема 10. Магазин. 10 час.

Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.

Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».

Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

Раствор аммиака. Стеклоочистители. Практическая работа № 25 « Готовим чистящие смеси »

Хозяйственный магазин каждому необходим.

Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Практическая работа № 26 « Опыты с крахмалом»

Знакомые незнакомцы.

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.

Тема 11. Аптека – рай для химика. 12 часов.

Аптечный йод, чем он отличается от истинного йода.

Марганцовка и глицерин – опасное сочетание.

Формалин. Как посеребрить монету и стекло.

Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.

Необычный препарат «Ликоподий».

Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.

Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.

Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Кто готовит и продаёт нам лекарства.

Желудочный сок. Лабораторные опыты:

«Расщепление белков под действием пепсина»

Практическая работа №27 по теме:

«Химические свойства и применение глюкозы».

Практическая работа № 28

«Свойства эфиров»

Практическая работа №29 « Очистка веществ»


Тема 12. Прогуляемся по берегу реки 8 часов.

Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.

Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.

Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.

Практическая работа № 30 по теме: « Получение кремниевой кислоты »

Практическая работа № 31 по теме: Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

Заключение 6 часов

Работа над проектом. Защита творческих работ. Оформление выставки « Химия повсюду»

Подготовка отчетного спектакля «Химия на маминой кухне». Проведение праздника.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Наличие программы кружка, календарно-тематического планирования

Инструкции по технике безопасности.

Подбор разработок занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов


Техническое оснащение кабинета химии:

Компьютер мультимедийный с выходом в интернет,

Проектор, экран -1

Фотоаппарат -1

Лабораторное оборудование и реактивы

Цифровые образовательные ресурсы:

 Мультимедийные диски с информационно – справочным материалом, рассчитанные на различенные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.

Аудио и видео материалы

Химические игры: « Домино», «Попади в цель»



Список литературы для педагога


  1. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М.: 1987.

  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995

  3. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977

  4. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980

  5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.

  7. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. – Л.: Химия, 1990.

  8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологи гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

  9. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1993.

  10. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992.

  11. Логинов Н.Я. и др. Аналитическая химия. М.: Просвещение, 1975.

  12. Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения. М.: Просвещение, 1981.

  13. Несмеянов А.Н., Беликов В.М.. Пища будущего. – М.: Педагогика, 1979.

  14. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

  15. Третьяков Ю.Д. и др. Химия и современность: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  16. Фёдорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  17. Цузмер А.М. и др. Биология: человек и его здоровье. Учебник для 9 класса. – М.: Просвещение, 1990.

  18. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е.. Химия и пища. – М.: Наука, 1986.

  19. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия в быту». – М.: Химия, 1975.

  20. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001

  21. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика, 1982.

  22. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001», 2СD.


Интернет-ресурсы

http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия

http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.


Список литературы для учащихся и родителей


  1. Л.Ю.Аликберова. Б.Д.Степин Занимательные задания и эффектные опыты по химии., ДРОФА», М., 2002

  2. Алексинский Занимательные опыты по химии. В.Н.. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

  3. «Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

  4. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995

  5. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  6. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987

  7. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993

  8. Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992

  9. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

  10. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика, 1982.

  11. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982.

  12. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – М.: Аванта +, 2005.

  13. Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005.

  14. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001




План воспитательной работы в кружке

Идеологическая и воспитательная работа

  1. Знакомство с историей, традициями кружка, школы.

  2. Проведение конкурса на лучшую эмблему, девиз кружка.

  3. Оформление уголка кружка – выпуск стенгазет, фотоотчётов, выставка творческих работ кружковцев. Дружеские встречи с коллективами других кружков.

  4. Встречи с интересными людьми.

Экскурсии по изучению родного края

  1. Участие в массовых мероприятиях и конкурсах школы, ДДТ

  2. Информационные часы, посвящённые памятным датам календаря.

  3. Пропаганда деятельности кружка: выступления перед сверстниками, написание заметок в периодическую печать.

Связь со школой, общественностью, родителями

  1. Личные встречи с родителями кружковцев, посещения на дому, телефонная связь.

  2. Привлечение родителей к организации воспитательной работы, укреплению материальной базы кружка.

  3. Родительские собрания.

  4. Связь со школами, классными руководителями, родительским комитетом.

  5. Проведение праздника «Химия на маминой кухне»

Методическая работа

  1. Подбор и использование методической литературы и др. методических материалов.

  2. Изготовление раздаточных материалов, изучение и применение технических средств.

  3. Планирование работы по выполнению требований руководящих документов, постановлений, инструкций.

  4. Изучение программы, по которой будут вестись занятия (при необходимости, работа над составлением экспериментальной или авторской программы)

  5. Изучение и связь со школьными программами по предметам.

  6. Создание рукописной летописи по истории кружка, где помещаются портреты и отмечаются заслуги отдельных кружковцев и общие достижения.

  7. Методическая выставка, творческий отчёт кружка.

Общественно-полезная работа

Участие в массовых мероприятиях школы

Подготовка к Неделе химии

Укрепление материальной базы.

Общественно-полезная работа. Подготовка кружковцев – инструкторов.


Приложение 1

На занятиях кружка по химии можно продуктивно формировать и ключевые, и исследовательские, и профессиональные компетенции

Формирование ключевых компетенций.

Ценностно-смысловая компетенция. При решении экспериментальных задач осуществляется путём выбора целевых установок своих действий; способностью видеть и понимать химические явления в природе, прогнозировать направление научного использования химических знаний в практической деятельности.

Образовательная. На занятиях обучающиеся учатся с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Они учатся аргументировано отстаивать верное решение. При выполнении практической работы больше работают самостоятельно, преподаватель лишь корректирует, советует, помогает грамотно и логично оформить результаты работы.

Учебная. В процессе работы в группах обучающиеся учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практической работе формируется навык определения основных этапов работы, составление алгоритма и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.

Познавательная. На занятии обучающиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение. Информационно-коммуникативная. Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через исследовательскую деятельность; формирование умений правильно проанализировать результаты деятельности.
На занятии оценивается умение обучающегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием химических терминов.

Общекультурная компетенция. Формирование освоения обучающимся научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Важной частью формирования информационной компетенции обучающихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет, например, при подготовке сообщений по значению ионов для определения питательной ценности почвы. Осуществление систематического контроля за тем, как обучающиеся осуществляют эксперимент, как знают правила техники безопасности в кабинете химии, какова результативность проделанных опытов, - одно из важнейших условий успешного формирования исследовательской компетенции при обучении химии.

При формировании профессиональных компетенций на занятиях кружка по химии раскрывается профессиональная значимость химических знаний посредством связи материала с выбранной профессией. Сюда можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессии, напрямую связанной с химией (на примере опыта «Качественное определение ионов в почве» для профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, фармацевт и т.д)..



Приложение 2


Диагностика адаптационного периода: методика «Цветопись настроения», «Карта адаптации», оценка эмоционального состояния ребенка.

Проследить эффективность адаптационного периода, диагностировать эмоциональное состояние ребенка, руководителю кружка помогут следующие методики.

Методика «Цветопись настроения»

Основа методики цветодиагностики – существующая связь между выбором человеком цвета и его эмоциональным состоянием. Каждый цвет спектра является условным знаком определенного состояния настроения (по Люшеру):

Синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, уравновешенности.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, может быть агрессивность.

Желтый – веселость, активность, стремление к общению, раскованность.

Фиолетовый – тревожность, напряженность.

Коричневый – стресс.

Черный – полный упадок, уныние, переживание страха.

Руководителю необходимо подготовить полоски бумаги указанных выше цветов. Детям дается следующая инструкция: «Посмотрите внимательно на цветные полоски и выберете ту, которая похожа на твое настроение в данное время». Проследить динамику настроения руководитель кружка сможет если будет проводить эту методику в начале занятия и в конце. Можно заполнять карту настроения, приклеивая цветные полоски напротив имени ребенка. Для детей это может стать своеобразным ритуалом.



Методика ОПРОСНИКА

(Очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод), для диагностики отношения к кружку, на наш взгляд, весьма показательна методика опроса, суть которой заключается в следующем: ребята получают задания – написать, что по их мнению, в кружке хорошо и что плохо или что нравится и что не нравится, или что радует и что огорчает. При этом не ставится каких бы то ни было ориентирующих вопросов. Это создает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни школы и больше всего ценится или, напротив, осуждается. «Выход» методики на реальные оценки жизни объединения ее учениками позволяет назвать ее «субъективной» весьма условно, так как оценки именно в силу их пристрастности составляют неотъемлемую часть жизни самого ученика, а потому весьма существенно характеризуют жизнь объединения.

В НАШЕМ КРУЖКЕ

ХОРОШО:

ПЛОХО:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6

6




Приложение 3

ЦИКЛОГРАММА

деятельности руководителя кружка

Еженедельно

- разработка и оформление основной учебно – методической документации (поурочных планов, дидактических материалов, заполнение журнала учёта кружковой работы)

- проведение воспитательных мероприятий по плану

- индивидуальная работа с детьми

- оказание консультативной помощи родителям по мере необходимости

- самоанализ

- соблюдение санитарно – гигиенических норм кружкового помещения, сохранность инвентаря и оборудования

Ежемесячно

- день самообразования (работа в библиотеке, консультации со специалистами)

- консультации психолога, социального педагога по мере необходимости

- инструктаж по технике безопасности

- отчёт о работе на совещаниях при директоре

Ежеквартально или 1 раз в полугодие

- промежуточный контроль ЗУНов кружковцев

- работа совета кружка

- участие в мероприятиях по повышению профессионального мастерства (педсоветах, семинарах, мастер – классах)

- участие в деятельности МО по направлению деятельности

- родительское собрание

- посещение кружкового занятия по своему профилю (в школе, районе)

Ежегодно

- подготовка кабинета к началу учебного года

- диагностическая работа с кружковцами (на начало и конец года)

- обновление раздаточного и дидактического материала

- открытое занятие или творческий отчёт

- открытое массовое мероприятие

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- анализ работы за год

- составление плана на новый учебный год

- привлечение родителей, спонсоров к укреплению материальной базы кружка

- подготовка кружковцев – инструкторов


Приложение



  • Творческие работы учащихся

  • Рисунки учащихся по темам "Правила поведения учащихся в кабинете химии глазами учащихся", "Путешествие капельки воды".

  • Химические сказки.

  • Химия и литература: " Химия и Пушкин", "Вода и воздух в пословицах, поговорках загадках и литературных произведениях".


  • Создание творческих проектов по теме "Химия в жизни общества".

  • Создание творческих проектов по теме "Биологически активные вещества".




















Программа кружка по химии "Хочу быть волшебником"
  • Химия
Описание:

Образовательная программа дополнительного образования детей

"Хочу быть волшебником"( общекультурного направления) 

творческого объединения  «Юный химик» предназначена для учащихся 13-14лет,т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также ориентировано  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

Автор Шитикова Наталья Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1854
Номер материала 52234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓