Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса "Грамматический разбор предложения" 10-11 класс

Программа элективного курса "Грамматический разбор предложения" 10-11 класс

Рассмотрено

на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского городского округа (протокол от 25.12.2008г. №6)


















Грамматический разбор предложения


Автор: учитель русского языка и литературы

Ровенских Марина Анатольевна















Старый Оскол 2008






Элективный курс

«Грамматический разбор предложения»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование курса «Грамматический разбор предложения» на профильном уровне ориентировано на 34-35 часов (1 час в неделю в 10 или 11 классе).

Научно-теоретической базой элективного курса «Грамматический разбор предложения» являются методические разработки для старшеклассников кафедры современного русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса:

О.В.Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык: Пособие - практикум для подготовки к единому государственному экзамену.10-11 классы -Воронеж. 2007.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание элективного курса «Грамматический разбор предложения» призвано расширить и дополнить знания старших школьников о синтаксисе и пунктуации, полученные на базовом уровне обучения русскому языку. В связи с подготовкой школьников к новой форме государственной итоговой аттестации за курс основной школы и сдаче ЕГЭ по русскому языку возникает необходимость структурирования учебного материала в целях реализации практических задач курса и интенсификации процесса изучения русского языка. При анализе результатов ЕГЭ по русскому языку в 2007 году отмечено много ошибок при нахождении главных членов предложения, при выделении второстепенных членов, при определении количества грамматических основ в сложном предложении, при различении двусоставных и односоставных предложений (даже без указания вида односоставного). Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, особенности употребления в речи. Именно из-за недостаточного внимания к перечисленным выше моментам при выполнении пунктуационного и синтаксического анализа учащимися допускаются ошибки. В школе пунктуация изучается на синтаксической основе. Пунктуация не может быть усвоена без прочных знаний из области синтаксиса. Существует прямая связь между пунктуационными правилами и синтаксическим материалом. Грамматические особенности предложения часто являются основанием для пунктуационной нормы. При обучению русскому языку особое внимание уделяется также смыслу текста, точности и выразительности речи, правильной передаче ее словами, формами слов, организацией предложения и пунктуацией на письме. Таким образом, работа над пунктуацией, всегда связанная с анализом предложения со стороны его состава и структурных особенностей, с умением правильно определять смысловые отношения между отдельными частями сложного предложения и устанавливать синтаксические связи между ними, способствует закреплению и углублению материала по синтаксису, его осознанию. Изучение русского языка на базовом уровне дает обучающимся общие знания о пунктуации, остающиеся нескоординированными друг с другом. Основой системного подхода к изучению этого раздела лингвистики в данном элективном курсе является анализ предложения. Синтаксический разбор предложения не только закрепляет теоретические знания обучающихся по синтаксису русского языка, не только устраняет речевые ошибки, связанные с неправильным построением предложений, но и помогает приобрести навыки правильной расстановки знаков препинания, осмыслить правила пунктуации.

Цели: Изучение синтаксиса предложения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей :

- овладение синтаксическими понятиями, необходимыми для правильного синтаксического разбора предложения;

- формирование навыка построения вертикальных логических схем сложного предложения, позволяющих наглядно выявить структуру сложного предложения и объяснить его пунктуацию;

- развитие алгоритмического мышления, элементов системного мышления в области языкознания;

- знакомство с лучшими образцами русского литературного языка, индивидуального стиля в области синтаксиса, представленными примерами из произведений великих русских писателей.

Структура курса представляет собой информационно-тренировочные занятия, систематизирующие знания обучающихся и комментирующие сложные случаи построения предложения с использованием синтаксического разбора, цель которых - предупреждение часто встречающихся ошибок. После повторения ранее изученного материала и дополнения его случаями, не рассматриваемыми в основном курсе русского языка, даются проверочные задания разного уровня сложности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Грамматический разбор предложения» на этапе среднего общего образования являются интеллектуальные умения: сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация.

Программа курса предполагает овладение знаниями и умениями, необходимыми при грамотном пунктуационном оформлении речи:

- знание грамматических и пунктуационных норм современного русского языка;

- понимание связи пунктуации предложения с его синтаксической структурой;

- умение самостоятельно проводить сопоставительный анализ синтаксической структуры предложения;

- умение определять грамматическую основу предложения в случаях, не рассматриваемых на базовом уровне изучения русского языка;

- умение делать синтаксический анализ предложения, основываясь на семантике его структурных единиц;

- умение составлять вертикальную логическую схему предложения.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п


Раздел


Кол-во часов

1.

Основные характеристики предложения

3

2.

Определение подлежащего и сказуемого

5

3.

Разбор простого предложения

18

4.

Разбор сложного предложения

9


Всего

35


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Форма проведения занятия

Форма контроля

1

Основные характеристики предложения

1.1

Характеристика предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Лекция

Тестирование

1.2.

Типы сложных предложений по способу связи их частей.

Урок-практикум

Самостоятельная работа

1.3.

Функции относительных и указательных местоимений и наречий в предложении.

Урок смешанного типа

Самостоятельная работа

2

Определение подлежащего и сказуемого

2.1.

Нахождение простого глагольного сказуемого и подлежащего

Практикум

Самостоятельная работа

2.2.

Различение подлежащего и обращения

Практикум

Тестирование

2.3.

Состав сказуемых разного типа

Лекция

Анализ текста

2.4.

Определение составного именного сказуемого

Урок смешанного типа

Самостоятельная работа

2.5.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

3

Разбор простого предложения

3.1

Второстепенные члены предложения.

Лекция

Самостоятельная работа

3.2.

Контрольная работа: второстепенные члены предложения

3.3.

Типы односоставных предложений

Урок смешанного типа

Тестирование

3.4.

Распространенные и нераспространенные предложения

Урок смешанного типа

Анализ текста

3.5.

Полные и неполные предложения

Практикум

Анализ текста

3.6.

Простые предложения, осложненные однородными членами

Практикум

Самостоятельная работа

3.7.

Контрольная работа: однородные и неоднородные члены предложения (диктант)

3.8.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (причастный и деепричастный оборот)

Лекция

Анализ текста

3.9.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (причастный и деепричастный оборот)

Практикум

Тестирование

3.10.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

3.11.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (приложение)

Лекция

Анализ текста

3.12.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (приложение)

Практикум

Самостоятельная работа

3.13.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (уточняющие члены предложения)

Практикум

Тестирование

3.14.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

3.15.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (вводные слова )

Лекция

Тестирование

3.16.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (вводные слова )

Практикум

Самостоятельная работа

3.17.

Простые предложения, осложненные обособленными членами (вставные конструкции )

Практикум

Анализ текста

3.18.

Контрольная работа (диктант)

4

Разбор сложного предложения

4.1.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Составление схемы

Практикум

Самостоятельная работа

4.2.

Составление схемы сложноподчиненного предложения

Практикум

Самостоятельная работа

4.3.

Определение вида придаточного предложения в сложноподчиненном предложении

Лекция

Тестирование

4.4.

Определение вида придаточного предложения в сложноподчиненном предложении

Практикум

Самостоятельная работа

4.5.

Разбор сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением

Практикум

Самостоятельная работа

4.6.

Разбор сложного бессоюзного предложения

Практикум

Самостоятельная работа

4.7.

Синтаксический разбор предложений с разными видами связи

Практикум

Самостоятельная работа

4.8.

Контрольная работа: синтаксический разбор сложного предложения


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Изучение темы «Основные характеристики предложения» направлено на повторение таких синтаксических понятий, как предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, простое, сложное, типы связи простых предложений в составе сложного. На уроках следует обратить внимание на исключение возможного смешения разных типов характеристики предложения – по цели высказывания и эмоциональной окраске. При повторении характеристики предложения по количеству грамматических основ необходимо показать случаи различного размещения предложений в структуре сложного и положения в зависимости от этого союзов и союзных слов. При изучении синтаксических функций относительных и указательных местоимений и наречий требуется повторение грамматических разрядов этих частей речи.

Неумение правильно находить главные члены предложения не только является причиной ошибок при выполнении синтаксического анализа предложения, но и продуцирует неверную расстановку знаков препинания. Способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке чрезвычайно разнообразны. Основные усилия учителя при объяснении темы «Определение подлежащего и сказуемого» следует направить на формирование устойчивого навыка нахождения подлежащего через двойной вопрос кто? что?, поставленный от сказуемого. Таким образом находится слово или слова, занимающие эту синтаксическую позицию. Для точного определения сказуемого требуется знание типов сказуемого и их состава. Сказуемое начинают находить по значениям наклонения, времени и лица, поэтому дополнительно нужно повторить эти грамматические категории. Во избежание смешивания подлежащего и обращения обучающимся необходимо осознать разное назначение их в конструкции и смысле предложения и помнить, что сказуемое согласуется с подлежащим, а не с обращением.

Разбор простого предложения - это его конструктивная характеристика. Все слова в предложении, которые являются членами предложения, связаны по смыслу и грамматически. Распространенным ошибочным приемом разбора предложения по членам является пословный разбор, без учета синтаксических связей слов, в то время как правильный алгоритм разбора выглядит так: определение грамматической основы и последовательные смысловые вопросы от группы подлежащего и от группы сказуемого. В простейших случаях можно представить структуру простого предложения в виде модели, включающей сказуемое и вопросы от сказуемого ко всем остальным членам. Члены предложения обычно различаются по вопросам, но к одному и тому же слову чаще всего можно поставить не только формальный (например, падежный) вопрос, но и смысловой, который и будет определять синтаксическую позицию члена предложения. Внимание учащихся следует обратить на то, что к дополнениям можно задать только падежные вопросы, а несогласованное определение квалифицируется через смысловой вопрос. Кроме того несогласованное определение можно заменить согласованным. Требуется напомнить учащимся, что производные предлоги не могут являться самостоятельными членами предложения, а фразеологизмы разбираются как один член предложения.

Определить тип односоставного предложения можно по особенностям главного члена. В вузовских грамматиках его так и называют – главный член односоставного предложения, а в школьных – подлежащим или сказуемым в зависимости от того, на что он похож. Алгоритм квалификации типа односоставного предложения: определение главного члена – если подлежащее, то назывное, если сказуемое, то определяем, можно ли подставить подлежащее. Если да, то это личное, если нет – безличное. Если подлежащее определенно, то это определенно – личное, если нет, то неопределенно-личное.

Односоставность/двусоставность - это особенность конструктивного состава предложения по наличию главных членов. В односоставном предложении отсутствие второго главного члена - норма, оно не делает предложение неполным. Распространенность/нераспространенность - это характеристика конструктивного состава по наличию второстепенных членов, их отсутствие свидетельствует о нераспространенности предложения, а полное оно или неполное, определяют по наличию всех конструктивно обязательных членов. Если грамматическая связь слов в предложении нигде не нарушена, значит, это предложение полное.

Характеристика предложения по видам осложнения требует повторения и различения таких понятий, как однородные и неоднородные члены предложения, причастный и деепричастный оборот, уточняющие члены предложения, вводные слова. Все эти темы изучаются параллельно с повторением основных пунктуационных правил, поэтому в качестве проверочных заданий в этом случае необходимы диктанты, позволяющие контролировать степень усвоения пунктуационных норм.

Изучение темы «Разбор сложного предложения» начинается с обучения составлению вертикальных логических схем, нацеленных на установление зависимостей между частями предложения. Такие схемы представлены учебниками М.М.Разумовской.

Классификация видов придаточных предложений в школе в основном связана с их значением относительно главного предложения. Значения придаточных предложений напоминают значения членов предложения, хотя их полного параллелизма в этом сопоставлении нет. Выделяются определительные, местоименно-определительные (как подвид определительных), изъяснительные, обстоятельственные придаточные предложения. Различение определительных, местоименно-определительных и изъяснительных придаточных предложений должно производиться по их значению, по тому, к чему относится придаточное, и тому, что его присоединяет.

При синтаксическом разборе сложноподчиненного предложения традиционно трудным вопросом остается различение союзов и союзных слов, особенно омонимичного типа. Этот материал требует дополнительного повторения. Наибольшую трудность при разборе по членам представляет союзное слово который. Чтобы определить, каким членом предложения оно является, надо понять, позицию какого члена предложения оно занимает. Для этого используется способ замены: Я живу в городе, который стоит на Волге. - Город стоит на Волге. (подлежащее) Я живу в городке, которого нет на карте. – Городка не на карте. (дополнение) Я родилась в городе, которому дважды меняли название. - Городу дважды меняли название. (обстоятельство)

Текущий контроль усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам самостоятельных работ в форме разбора предложения или в форме тестов, аналогичных заданиям ЕГЭ. Тренировочные задания на уроках имеют разный уровень сложности. Контрольные работы имеют тематических характер, проводятся в форме диктантов с грамматическим заданием либо грамматического разбора предложения.

Элективный курс имеет практическую направленность. Главная цель занятий - коррекция типичных ошибок обучающихся и анализ на уроках тех случаев разбора предложения, которые могут считаться нетипичными или сложными для распознания. В результате обучающимся дается дополнительная информация, углубляющая их знания о синтаксисе предложения.


Литература для обучающихся

1. Азарова Л.А.: Учебно-методические указания и контрольные работы по русскому языку.- М.: МГУ, 1987.-200с.

2. Базилевская В.Б.: Вопрос и ответ: справочное пособие для старшеклассников и абитуриентов.- Воронеж: Родная речь, 1995.-171с.

3. ДейкинаА.Д.,Пахнова Т.М.Русский язык: Учебник-практикум для старших классов,- М.: Вербум, 2002.- 416 с.

4. Загоровская О.В. Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 2. Синтаксис и пунктуация.- Воронеж: Научная книга, 2007.- 165с.

5.Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. -М.: МГУ, 1992.-368 с.

6.Русский язык: Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию: учебно-методическое пособие/ Коллектив авторов. -М.: Экзамен, 2007.-254 с.

7. «Точка, точка, запятая…»: Саморепетитор по русской пунктуации./Коллектив авторов кафедры современного русского языка ВГУ, - Воронеж: Новь, 1993.-170с.


Литература для учителя

1.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М.: Просвещение, 1990, 208с.

2. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для единого государственного экзамена по русскому языку, сгруппированные по классам/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова.- Волгоград: Учитель,2004.- 106 с.

2.Единый государственный экзамен: Рус. яз.: Контрольно-измерительные материалы/В.И.Капинос и др.; под ред. Г.С.Ковалевой.- М.: Просвещение,2003.-224 с.

3.Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы.- М.:ТЦ Сфера, 2003.-224 с.

Федорченко П.Ю. Готовимся к сдаче Единого государственного экзамены по русскому языку: Пособие для учителя и учащихся.- Белгород, 2004.-175 с.









Программа элективного курса "Грамматический разбор предложения" 10-11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

       Содержание  элективного курса  "Грамматический  разбор предложения" призвано  расширить  знания  старших  школьников  о  синтаксисе  и пунктуации,  полученные  на базовом уровне  обучения  русскому  языку.

В  школе пунктуация  изучается на  синтаксической  основе. Существует прямая  связь  между  пунктуационными  правилами  и синтаксическим материалом.  Грамматические особенности предложения  часто являются   основанием для  пунктуационной  нормы.    

При обучению русскому языку  особое внимание  уделяется  также смыслу  текста, точности и выразительности  речи, правильной  передаче ее  словами, формами слов, организацией  предложения  и пунктуацией на письме.

Таким  образом, работа  над  пунктуацией, всегда связанная    с  анализом  предложения  со стороны  его состава  и структурных  особенностей, с умением  правильно  определять  смысловые  отношения  между отдельными  частями  сложного предложения и устанавливать  синтаксические связи  между ними, способствует закреплению  и углублению  материала  по  синтаксису, его  осознанию.  

     

 

Автор Ровенских Марина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1074
Номер материала 28726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓