Главная / География / Программа ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА: «Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 15-17 лет.

Программа ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА: «Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 15-17 лет.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №94 с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического профиля

Тракторозаводского района г. Волгограда







Программа

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«Здоровье человека и окружающая среда»






Срок реализации программы: один год

Возраст обучающихся: 15-17 лет.









Автор-составитель программы:

Журавлева Екатерина Николаевна

учитель географии и биологии

МОУ СОШ № 94






Волгоград

Пояснительная записка.

Здоровье не всё –

но всё без здоровья ничто…

Сократ

Кружок «Здоровье человека и окружающая среда» строится с учетом современного состояния окружающей среды, которая может представлять опасность для здоровья человека. Содержание кружка поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от того образа жизни, который ведет человек.

Кружок носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать ранее полученные учащимися знания из различных предметов, но и побудит учащихся серьезнее изучать организм человека, поможет организовать здоровый образ жизни, научит заботиться об окружающей среде.

Актуальность темы

Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20-25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему

поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.

Программа данного элективного курса предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Экологический кружок является важным фактором в плане формирования « новообразования» у подрастающего поколения – ответственного к здоровью, формированию культуры здоровья.

Цель кружка: расширить и углубить знания учащихся по экологии, дать представления о влиянии окружающей среды на организм человек

Задачи кружка:

  1. Заинтересовать участников изучением проблем экологии.

  2. Добиться понимания практического значения экологических знаний.

  3. Подвести учащихся к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья.

  4. Пропагандировать здоровый образ жизни.

  5. Создать условия для творческой самореализации учеников.

Программа кружка «Здоровье человека и окружающая среда» рассчитан на обучающихся 8,9,10 классов (72 часа). Предусматриваются практические занятия, лекции, беседы, семинары, защита творческих проектов, рефератов, доклады.

Ожидаемые результаты.

Образовательные:

Учащиеся должны знать:

- причины функциональных нарушений в организме человека;

- давать определения основных терминов;

- уметь устанавливать связь между организмом и окружающей средой;

- делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья.

Педагогические:

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно организовывать учебную деятельность;

- научиться вести диалог, выслушивать, выступать перед одноклассниками;

- обобщать, систематизировать собранный материал.


Содержание.

  1. Введение. (3ч)

Здоровье и болезнь. Жизнедеятельность здоровья человека. Определение «здоровье». Связь между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны. Факторы здоровья и риск болезни в реальных ситуация. Связь между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

  1. Здоровье и наследственность. (10 ч.)

Место человека в системе животных. Является ли человек совершенным существом. Носители наследственности. Наследственные болезни. Предупреждение наследственных болезней. Основные признаки человека как одного из видов живых существ. Три группы наследственных болезней, анализ причин их возникновения. Профилактика наследственных болезней, проблемы дородовой диагностики наследственных болезней.

Темы рефератов:

  1. Адаптация

  2. Стресс

  3. Аллергия

  4. Наследственные заболевания

  5. Наследственная предрасположенность

  1. Среда жизнедеятельности человека (22 ч.)

Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Эндемичные заболевания. Человек в экстремальных условиях. Поселение как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещений. Особенности сред обитания, их компоненты. Влияние факторов природной среды (космических, ландшафтных, климатических) на состояние здоровья. Характеристика природной среды своей местности. Причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний. Природная среда – неотъемлемое условие жизни человека, способы улучшения реального природного окружения нашей местности.

Практическая работа: «Среда жилого помещения»

Творческий проект: «Город будущего»

Темы рефератов:

        1. Профессиональные заболевания.

  1. Окружающая среда должна быть чистой. ( 17ч.)

Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Шум и здоровье. Радиация и здоровье. Организм, защищающийся от загрязнений. Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. Отрицательные последствия влияния на организм человека шума, излучений, химических веществ. Механизм защиты организма от чужеродных веществ.

Практическая работа: «Изучение загрязнения бытовым мусором»

  1. Здоровый образ жизни (16 ч.)

Профессия и здоровье. Семья и здоровье. Культура питания. Информация на упаковке.

Алкоголизм и наркомания – болезни химической зависимости. Табакокурение. Культура движения. Физическая и духовная красота. Анализ и оценка образа жизни своей семьи и своего собственного. Значимость каждого компонента здорового образа: рационального питания, культуры движения, высоконравственного отношения к окружающим людям, обществу, природе, полноценной семейной жизни, творческой активности. Упаковка, продуктов. Обозначение пищевых добавок и красителей. Сроки и условия хранения продуктов питания.

Обоснование основных требований к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления его здоровья. Правильная организация своего образа жизни.

Практическая работа: «Меню на один день».

Практическая работа: «Проведение первичной экспертизы упакованных продуктов питания».

Семинар «Генетически модифицированные продукты: за и против»

Темы рефератов:

  1. Детский алкоголизм

  2. Курение подростка.

  3. Пищевые добавки.

  4. Критический анализ различных диет.

  5. Влияние чая и кофе на здоровье человека.

  6. Основные источники витаминов.

  7. Влияние поваренной соли на здоровье человека.

  8. Последствия избыточной массы тела для здоровья человека.

  9. Вегетарианство.

  10. Пищевые добавки и здоровье человека.

  1. Заключение. (4 ч.)

Профессия – врач. Медицина будущего. Заботы эколога. Этические и профессиональные основы медицинской профессии. Основные проблемы современной медицинской науки. Важнейшие направления деятельности эколога.

Творческая работа: «Профессия и здоровье»


Учебно- тематический план.

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

Введение

1

Здоровье и болезнь.

1

1



Дискуссия.

2

Жизнедеятельность здорового человека.

1

1



Составление плана. Индивидуальная работа.

3

Определение «здоровье».

1


1


Заполнение анкеты – теста.

Здоровье и наследственность.

4

Место человека в системе животных

2

1

1


Беседа. Обсуждение.

5

Является ли человек совершенным существом

2

1


1

Участие в семинаре.


6

Носители наследственности.

2

2



Беседа. Обсуждение.

7

Наследственные болезни.

2

1

1


Беседа. Индивидуальная работа.

8

Предупреждение наследственных болезней.

2


2


Составление карты здоровья и программы оздоровления.

Среда жизнедеятельности человека.

9

Природа биологических ритмов.

2

2



Беседа. Обсуждение.

10

Погода и самочувствие.

2

1

1


Просмотр видеофильма.

11

Природная среда – источник заболеваний.

2

1

1


Изучение состояния окружающей среды.

12

Неинфекционные заболевания – эндемичные заболевания.

2

1

1


Составление плана. Индивидуальная работа.

13

Человек в экстремальных природных условиях

2

1

1


Составление плана. Индивидуальная работа.

14

Стрессы в современном мире.

2

1

1


Составление плана. Индивидуальная работа.

15

Поселение как среда жизни.

2

1

1


Составление плана. Индивидуальная работа.

16

Среда жилого помещения.

2

2



Составление плана.

Индивидуальная работа.

17

Практическая работа «Среда жилого помещения»

3


3


Практическая работа.


18

Защита творческого проекта «Город будущего»

3


2

1

Участие в семинаре.

Творческая работа.


Окружающая среда должна быть чистой.

19

Загрязнение атмосферы.

2

2



Беседа. Обсуждение.

20

Загрязнение гидросферы, почвы.

2

1

1


беседа, просмотр видеофильма.

21

Шум и здоровье.

2

1

1


беседа, просмотр видеофильма.

22

Ионизирующие излучения.

2

2



Беседа. Обсуждение.

23

Радиация и здоровье.

2

1

1


беседа, просмотр видеофильма.

24

Опасность химического отравления.

2

1



Составление плана. Индивидуальная работа.

25


Организм, защищающийся от загрязнений.

2

1

1


беседа, просмотр видеофильма.

26

Практическая работа «Изучение загрязнения бытовым мусором»

3


2

1

Практическая работа

Здоровый образ жизни

27

Труд, профессия, здоровье.

2

1

1


беседа, просмотр видеофильма.

28

Семья и здоровье.

2

1

1


Составление плана. Индивидуальная работа.

29

Культура питания.

2

2



Беседа. Обсуждение.

30

Алкоголизм и наркомания – болезни химической зависимости.

2

1

1


беседа, просмотр видеофильма.

31

Табакокурение.

2

1

1


Составление плана. Индивидуальная работа.

32

Практическая работа «Меню на один день»

3


3


Практическая работа

33

Практическая работа «Проведение первичной экспертизы упакованных продуктов питания».

3


2

1

Практическая работа.

Участие в семинаре.

Творческая работа.


Заключение.

34

Профессия – врач.

2


1

1

беседа, просмотр видеофильма.

35

Медицина будущего

1


1


Составление плана. Индивидуальная работа.

36

Заботы эколога.

1

1



Индивидуальная работа.


ИТОГО

72








Литература:

  1. Величковский Б.Т. Здоровье и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997 г.

  2. Технология обучения здоровью /сост. Н.В. Борисова/ Чебоксары: ЧРИО, 2005 г.

  3. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни /сост. В.В. Балабанова/ Волгоград: Учитель.

  4. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Ярославль: Академия развития.

  5. Биология. Человек: учебник для 9 класса /А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина и др./ М.: Просвещение, 1994 г.

  6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1989 г.

  7. «Биология в школе» Журнал.


Программа ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА: «Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 15-17 лет.
  • География
Описание:

        Кружок «Здоровье человека и окружающая среда» строится с учетом современного состояния окружающей среды, которая может представлять опасность для здоровья человека. Содержание кружка поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом  здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от того образа жизни, который ведет человек.

Кружок носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать ранее полученные учащимися знания из различных предметов, но и побудит учащихся серьезнее изучать организм человека, поможет организовать здоровый образ жизни, научит заботиться об окружающей среде.

  Актуальность темы в том, что  важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема  национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

   Цель кружка: расширить и углубить знания учащихся по экологии, дать представления о влиянии окружающей среды на организм человек

Автор Журавлева Екатерина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1015
Номер материала 37263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓