Главная / ИЗО, МХК / Программа дополнительного образования"Конструирование и дизайн"

Программа дополнительного образования"Конструирование и дизайн"
















Образовательная программа

«Конструирование и дизайн»

Возраст 8-14 лет.




Составитель:

Насирова Венера Рифхатовна












п.г.т.Актюбинский

Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной жизни,
как растительный и животный мир для нашего
биологического существования.

Академик Д.С. Лихачёв

Актуальность программы

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительной, художественно-конструкторской, творческой индивидуальности, нестандартного мышления. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки бумаги, сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна ребенку. Он может проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких работ. Творческие задачи с элементами конструирования учат в процессе чтения чертежей воссоздать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию, а также способствуют развитию технического и образного мышления. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного, воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Известно, что во всем красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало-прогресс, а дисгармония ведет к разрушению, поэтому знания “законов красоты” поможет будущим профессионалам-дизайнерам “спасти мир”.

Пояснительная записка

Образовательная программа художественной направленности содержит следующие направления: бумажная пластика, оригами, макетирование и дизайн. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации, при которой сохраняется реалистическая основа самого изображения. Аппликация может быть предметной - состоящей из отдельных изображений, сюжетной - отображающей совокупность действий, событий, декоративной - включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: четыре основные техники работы с бумагой соответствуют четырем четвертям обычного учебного года (самая простая техника оригами, - в первой четверти, а самая сложная, фантазия, - в последней четверти); учебные занятия групповые; учебные группы, формируются по возрасту; учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному, в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий: в начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой, а затем - в зависимости от конкретного выбора заданий учащиеся разбиваются на подгруппы, (если хотят делать модель с какой-то определенной группой или воплощают в жизнь свое индивидуальное решение). Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие: в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения; знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при работе; обращение к книгам и тематическим журналам с материалами, посвященными тематике раздела; знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей; обеспечение готовыми модулями или другими деталями для занятий; объяснение и показ основных приемов работы. На третьем году обучения открываются возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки - основы черчения, макетирования и дизайна. Занятия по конструированию направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие, повышение эффективности их обучения в средней школе, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, своей индивидуальности учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев (у них совершенствуется мелкая моторика рук), происходит развитие глазомера, учит концентрации внимания (так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки), учит следовать устным инструкциям, стимулирует развитие памяти (так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания), знакомит детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами), развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков (так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку), развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию, способствует созданию игровых ситуаций, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В результате изучения дизайна учащиеся должны иметь представление: об основных видах народного художественного творчества, об истории развития дизайна и сферах деятельности дизайнера, об образном отражении действительности и эстетических идеалов разных времен и народов, о синтезе видов искусств.

Основные идеи программы

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое. Занятия проводятся в игровой форме.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить другу. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любые находки могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники.


Цели и задачи программы:

Обучающие:

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках и способствовать их систематизации;

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

-продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с объемных форм;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами;

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- обучение различным приемам работы с бумагой;

- дать обучающим первое представление о дизайне - как специфический художественно-творческой конструкторской деятельности человека;

-ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

-ознакомить с основными методами художественного проектирования;

- повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них образного понятия, художественно-конструкторских способностей;

Развивающие:

- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- развитие художественного вкуса и фантазии детей;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей.

-сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании;

-формировать комплексный, системный подход к конструированию предметов дизайна по законам красоты.
Воспитательные:

- воспитание интереса к искусству конструированию из бумаги;

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

- активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.


Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)


Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (3 года обучения) для детей 8-12 лет. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента (одинаковые заготовки называются базовыми формами). Ежегодно в начале учебного года с группами проводятся экскурсии для сбора природного материала, что расширяет кругозор обучающихся и знакомит их с природой и ландшафтом своего края.

На I этапе (1 год обучения) изучаются все изделия, основанные на простых базовых формах оригами («Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт») и освоение некоторых приемов конструирования из бумаги (аппликация, художественное вырезание, мозаика из бумаги, бумажный комочек, спираль). На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Рекомендуются на этом этапе демонстрировать детям процесс cкладывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Каждое изделие делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в кабинете (в конвертах для незаконченных работ). Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. Прежде чем разрешить обучающимся приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

II этап обучения включает в себя 2-ой год обучения. На II этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы. Усложняются приемы конструирования из бумаги. От плоскостных аппликаций переходим к объемному плетению, знакомимся с приемами конструктора из бумаги, делаем первые шаги к конструированию технических моделей.

Увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д. Учимся применять материал из быта, такие как коробки, газета, пряжа и т .д . Изучая плетение – «путанку», знакомимся с правилами построения геометрических фигур и их делением на равные части.
На III этапе (3-й год обучения) обучающимся становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на III этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Воспитанники работают со схемами, нарисованными на доске или в книге, составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы обучающихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые на этом этапе появляются курсы черчения и основы макетирования, что открывает возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки.

Программа адресована учащимся с 8 до 14 лет. Для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В 1 год обучения в кружок принимаются все желающие учащие. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации. Занятия проводятся с 1 сентября по май:

1 год обучения – 2 раза в неделю (2 часа теории и 2 часа практики)

2 год обучения - 2 раза в неделю (2 часа теории и 2 часа практики)

3 год обучения –3 раза в неделю (2 часа теории и 4 часа практики )

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

4

144

15

2

4

144

15

3

6

216

15


Способы фиксации результатов:
- Составление диагностической карты в конце года;
- «Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации программы:

- Составление альбома лучших работ;
- Проведение выставок работ учащихся;
- Участие в выставках детского прикладного творчества.


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся должны:
– обучится различным приемам работы с бумагой;
– знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и конструирования из бумаги;
– развить внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

ознакомиться с искусством оригами;
– овладеть навыками культуры труда;
– приобрести навыки работы в коллективе;

- обзорно познакомиться с такими направлениями дизайна как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др. 


Учебно-тематический план на 1 год обучения (8-10 лет)


п/п

Наименование тем

Количество часов

Тео-рия

Практи-ка

Все-го

1.

Формирование группы. Беседа по охране труда

Экскурсия (сбор природного материала)

4

2

6

2.

Знакомство с оригами

4

-

4

3

Базовая форма «Треугольник»

2

2

4

4.

Базовая форма «Книжка»

2

4

6

5.

Базовая форма «Дверь»

2

4

6

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

4

6

10

7.

Базовая форма «Блин»

2

4

6

8.

Приемы конструирования бумаги:

Аппликация, художественное вырезание, мозаика из бумаги

6

6

12

9.

Изготовление изделий из бумаги по изученным технологиям «Мастерская Деда Мороза»

4

4

8

10.

Диагностика освоения программы

2

-

2

11.

Приемы конструирования бумаги

Бумажный комочек, спираль

6

6

12

12.

Базовая форма «Катамаран»

4

6

10

13.

Базовая форма «Рыба»

4

4

8

14.

Базовая форма «Двойной треугольник»

4

4

8

15.

Базовая форма «Двойной квадрат»

4

4

8

16.

Модели на основе прямоугольников и треугольников

6

4

10

17.

Базовая форма «Дом»

4

4

8

18.

Плоскостные композиции:

летние композиции

4

6

10

19.

Оформление выставочных работ

2

2

4

20.

Диагностика освоения программы

2

-

2


ИТОГО:

72

72

144



Содержание программы 1 года обучения (8-10 лет)

Разделы и темы их содержания

Кол-

во час.

Используемая литература

Теория

Практикаа


1. 1.1



1.2

Формирование группы. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях оригами, правила пользования материалами и инструментами

Экскурсия (сбор природного материала)

6

Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»

Л.В. Иванова «Цветы оригами»

2



2




2

2. 2.1.

Знакомство с оригами. История появления оригами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги ( 2 способа)

4

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» Ю.И.Дорогов

«Секреты оригами для дошкольников»

4

-

3.




3.1








Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Треугольник».

Модели: стакан, кот, летящий голубь, шляпка для Красной Шапочки, Колпак Петрушки, самурайский шлем, черепашка, голубь мира, елочная звезда, золотая рыбка. Ворона, лягушонок, собака, бумажная авиация

4

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Г.И. Долженко «100 оригами»

Ю.И.Дорогов

«Секреты оригами для дошкольников»

2



-

-



2

4.



4.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Книжка»

Модели: лодка, коробка, цветочек, ракета, хлопушка, трещетка, вертушка, волчок, сюрекен, приведение, бумажные самолетики.

6

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Нина Острун, Алексей Лев

«Динамические модели»

Азбука самоделок «Бумажные самолетики»

Г.И. Долженко «100 оригами»


2





-

-





4

5.



5.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Дверь»

Модели: гриб, кубик, поросенок, автомобиль, кузнечик, распускающиеся цветы, ворон, вороненок, каркающая ворона, болтливая лягушка, лиса.

6

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Нина Острун, Алексей Лев

«Динамические модели»

Г.И. Долженко «100 оригами»


2





-

-





4

6




6.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Воздушный змей»

Модели: ,лист тюльпана, павлин, парусник, утка, лебедь ,восьмиконечная звезда


10

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Г.И. Долженко «100 оригами»


4





-


-





6

7.




7.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Блин»

Модели: коробочка, игрушка-шутка, стриж, менажница, кувшинка, лошадка, лисенок, бабочка, летящая птица, курица, болтливый щенок, петушок, курица- несушка.

6

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Нина Острун, Алексей Лев

«Динамические модели»

Г.И. Долженко «100 оригами»


2






-

-






4

8

8.1




8.2

Приемы конструирования бумаги.

Аппликация. Художественное вырезание.

Способы выполнения цветов, кустов , деревьев по контуру («Анютины глазки», «Коровка», «Петушок»)

Мозаика из обрывных кусочков бумаги .

Ваза для сменного букета, живописная мозаика (птичка питта),филин на ветке


12

Н.А. Цирулик , Т.Н. Проснякова

«Уроки творчества»


М.А. Гусакова «Подарки и игрушки своими руками»



2




4



2




4

9.

9.1

9.2

Мастерская Деда Мороза

Елка плоскостная, елка настольная, дед Мороз

Гирлянда для елки «Звезда»

8

Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги»


2


2


2


2


10.

Диагностика освоения программы

2


2

-

11.

11.1

Приемы конструирования бумаги.

Бумажный комочек, вития спираль, петли (астра, хризантемы)

12

Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги»


6


6

12.




12.1


12.2

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Катамаран»

Модели: парусная лодка, бабочка

Модульное оригами. Кусудама.

10

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»






2


2





2


4

13



13.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Рыба»

Модели: карп, морской котик,шкатулка, гусь, пароход, ракета, мордочки, рыба, поцелуй, глазки

8

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Нина Острун, Алексей Лев

«Динамические модели»

Г.И. Долженко «100 оригами»






4






4

14.




14.1

, Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Двойной треугольник»

Модели: гномик, водяная бомбочка, надувная рыбка, надувной кролик, ракета,


8

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Г.И. Долженко «100 оригами»






4





4

15.




15.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Двойной квадрат»

Модели: коробка, коробка-звезда ,цветок, тюльпан, елочка в снегу

8

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Г.И. Долженко «100 оригами»






4






4

16.


16.1

Модели на основе прямоугольников и треугольников.

Модели: тарелка под сладости, самолет, письмо, сердечко, валентинка, бантик-бабочка, катер,

10

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Г.И. Долженко «100 оригами»





6




4


17.




17.1

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Базовая форма «Дом»

Модели: ферма, пианино, говорящая лиса

8

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

Г.И. Долженко «100 оригами»






4





4

18.

18.1



Плоскостные композиции.

Композиции , составленные из моделей оригами.

10

Н.А. Цирулик , Т.Н. Проснякова

«Уроки творчества»




4




6



19.

Оформление выставочных работ

4


2

2

20.

Диагностика освоения программы

2


2

-


Итого

144


72

72







Учебно-тематический план на 2 год обучения (10-12 лет)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие Беседа по охране труда

Экскурсия (сбор природного материала)

2

2

4

2.

Изучение взаимосвязи базовых форм

2

2

4

3.

Плетение с помощью нитки и иголки

2

2

4

4.

Моделирование и конструирование

2

4

6

5.

Закладки оригами

2

2

4

6.

Мозаика

14

14

28

7.

Жесткое конструирование

2

2

4

8.

Мастерская Деда Мороза

4

4

8

9.

Диагностика освоения программы

2

-

2

10

Кусудамы

2

2

4

11

Орнаменты оригами

10

10

20

12

День Святого Валентина

2

2

4

13

Праздник 23 февраля

2

2

4

14

Праздник 8 марта

2

2

4

15

Приемы конструирования бумаги

4

4

8

16

Поделки из бумаги и картона

4

4

8

17

Праздник Победы

4

4

8

18

Плоскостные композиции

6

6

12

19

Поделки из упаковочного материала

2

4

6

20

Диагностика освоения программы

2

-

2


ИТОГО:

72

72

144



Содержание программы на 2 год обучения (10-12 лет)

п/п

Разделы и темы их содержания

Кол час

Используемая литература

Теория

Практика

тика

1.

1.1

Формирование группы. Беседа по охране труда . Правила поведения на занятиях оригами, правила пользования материалами и инструментами

4

Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»

Л.В. Иванова «Цветы оригами»

2

2

2.

2.1.






Изучение взаимосвязи базовых форм

Определение взаимосвязи перехода одной базовой формы в другую

4

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»


Г.И. Долженко «100 оригами»

Ю.И.Дорогов, Е.Ю. Дорогова

«Секреты оригами для дошкольников»


2



2


3.


3.1




Плетение с помощью нитки и иголки


Узоры в круге, треугольнике, квадрате, плетение-путанка.

4


Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова

«Твори, выдумывай, пробуй!»




2




2

4.

4.1

Моделирование и конструирование.

Плоскостное моделирование. Мозаика из элементов круга и овала

6

Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова

«Твори, выдумывай, пробуй!»

2





4

5.

5.1

Закладки из оригами.

Рыбка, цветочная закладка, тюльпан, собачка, котик, зайка

4

С.Соколова «Школа оригами»

2





2

6

6.1

6.2

6.3


6.4


6.5

6.6

6.7

Мозаика.

Мозаика из « воздушного змея»

Мозаика из ромбиков

Мозаика из модуля «конфетка на блине»

Мозаика из модуля «тройной блинчик»

Мозаика из модуля «Уголки»

Мозаика из модуля «цветок на конфетке»

Мозаика из модуля «звездочка»

28

С.Соколова «Школа оригами»


2

2

2


2

2

2


2


2

2

2


2

2

2


2

7.

7.1

Жесткое конструирование.

Модели из картона и проволоки.

«Веселая деревня»




4

Моника Гэнзлер

«Веселая деревня»

2




2



8.

8.1

Мастерская Деда Мороза

Сервировка стола.

Коробка для печенья, конфетница, салфетки, подставки, коробка для подарка, корзинка из деталей гирлянды «Змейка»

8

Т.Б.Сержантова «100 празднич ных моделей оригами»

4

4

9.

Диагностика освоения программы

2



-

10.

10.1

Кусудамы.

Супершар, цветочная кусудама, трилистник с бантиками, цветы,

4

Т.Б.Сержантова «100 празднич ных моделей оригами»

2

2

11

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

11.7


11.8


11.9


Орнаменты оригами.

Орнамент «Иллюзия»

Орнамент с внутренней звездой

Орнамент «Цветок на подкладке»

Орнамент «Лучи в кармашках»

Шестиугольный орнамент

Звезда «12 лучей»

Цветок на звезде,Кулон «Звезда 6 лучей»

Выпуклая звезда на орнаменте,Звезда 9 лучей

Подвеска из деталей модели Звезда «12 лучей»

20

Т.Б.Сержантова «100 празднич ных моделей оригами»

10



1

1

1

1

1

1

1


1


2

12.

12.1

День святого Валентина

Сердечный кармашек, валентинка

4

Т.Б.Сержантова «100 празднич ных моделей оригами»

2

2

13.

13.1

Праздник 23 февраля

Рамочки для фотографий

4

Хайди Ротемунд «Рамочки своими руками»

2

2

14

14.1

Праздник 8 марта

Китайская ваза, сборная ваза, открытка

4

Т.Б.Сержантова «100 празднич ных моделей оригами»

2

2

15

15.1

Приемы конструирования бумаги

Папье - маше

8


4

4

16

16.1

16.2

16.3

16.4

Поделки из бумаги и картона

Куриная гирлянда

Заячья радость

Играющие божьи коровки

Утиный марш

8

«Весеннее настроение


1

1

1

1


1

1

1

1

17.

17.1

17.2

17.3

17.4

Праздник Победы

Объемная звезда

Декоративная тарелка «Пятиконечная звезда»

Раскрывающаяся открытка к Дню Победы

8

Т.Б.Сержантова «100 празднич ных моделей оригами»


1

1

1

1


1

1

1

1

18.

18.1

Плоскостные композиции

Композиции из модулей оригами

Оформление выставочных работ

12



4

2


4

2

19.

19.1

19.2

Поделки из упаковочного материала

Корзинка

Звери

6


2



2

2

20

Диагностика освоения программы

2


2

-


Итого

144


72

72

Третий год обучения (12-14 лет)


Название

направления

Количество часов
(академических)

в неделю

в год

«Конструирование»

2

72

«Дизайн»

4

144

Итого

6

216

Учебно -тематический план на 3 год обучения (12-14лет)

по курсу «Конструирование»


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Беседа по охране труда

1

-

1

2.

Одежда будущего

1

4

5

3.

Основы черчения и макетирования

4

4

8

4.

Оригаметрия

4

6

10

5.

Многогранники

2

6

8

6

Азбука бумагопластики

4

6

10

7

Цветы оригами

4

4

8

8

Белорусская выцинанка

4

4

8

9

Узоры из бумажных лент

2

8

10

10

Диагностика освоения программы

2

2

4


ИТОГО:

28

44

72




Содержание программы на 3 год обучения (12-14 лет) по курсу «Конструирование»

Разделы и темы их содержания

Кол час

Используемая литература

Теория

Практика

тика

1. 1.1

Формирование группы. Беседа по охране труда .Правила поведения на занятиях оригами, правила пользования материалами и инструментами

1

Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги»

Л.В. Иванова «Цветы оригами»

1

-

2. 2.1.

Одежда будущего

Конструирование из круга .

5

«Оригами» №2 подписной журнал

1

4

3.


3.1




Основы черчения и макетирования.

Введение .Значение. черчения и практической деятельности оригами.

Раскрытие понятия пространственно – образной системы мышления.

8

«Основы черчения и макетироавания»

А.Д.Ботвинников

4

4

4.

4.1

Оригаметрия

Двукратно усеченный тетраэдр

10

«Оригами» №2 подписной журнал

4

6

5.

5.1

5.2

5.3


Многогранники из модулей.

Тетраэдр

Куб

Октаэдр


8

«Секреты оригами для дошкольников»

Ю.И.Дорогов

Е.Ю.Дорогова

2


2

2

2


6.

7.1


7.2

7.3

7.4

7.5


Азбука бумагопластики.

Упражнения по изучению конструктивных свойств бумаги.

Деревья. Композиция «Дачный участок»

Вертолет

Карнавальные маски

Фигура человека

10

Б.Г. Гагарин

«Конструирование из бумаги»

4


6


7.

7.1

7.2

7.3

Цветы оригами

Ирис , фантазии.

Открытки, картины в рамках.

Настольные композиции

8

Л.В. Иванова

«Цветы оргами для любимой мамы»

4


4


8.

8.1

8.2

8.3

Белорусская выцинанка.

Техника вырезания.

Цветы и папоротники

Открытки к праздникам

8

Нина Соколова- Кубай

«Узоры из бумаги»

4

4

9.

9.1

9.2

9.3

9.4


Узоры из бумажных лент.

Введение. Основные приемы

Вьющиеся растения

Садовые растения

Экзотические цветы

10

Хелен Уолтер

«Узоры из бумажных лент»

2


8


10.

Диагностика освоения программы

4


2

2


Итого

72


28

44








Учебно-тематический план на 3 год обучения (12-14лет) по курсу «Дизайн»

Основные понятия курса.

Дизайн (англ.) – проект, чертеж, рисунок.

Дизайнер (англ.) – проектировщик, рисовальщик.

Композиция (лат.) – составление, соединение.

Орнамент (лат.) – узор, украшение.

Колористика – цветовое сочетание.

Хромос (лат.) – цвет.

Доминанта – преобладающая идея.

Мотив – элемент орнамента.

Ритм – чередование элементов в определенной последовательности.

Разделы и темы их содержания

Кол час

Теория

Практика


1. 1.1

Формирование группы. Беседа по охране труда .Правила поведения на занятиях дизайн , правила пользования материалами и инструментами

1

1

-

2.



2.1



2.2



2.3






Художник и предметное творчество .Материальная и художественная культура эпох. Художественное проектирование. Понятия “дизайн”, “дизайнер”. Гармония и прогресс.

От ремесла к художественному конструированию.Путь развития художественного творчества: ремесло, народное творчество, профессиональное творчество, художественная промышленность, декоративно-прикладное искусство художественное конструирование.

Роль художника в формировании материальной среды.Художник в сфере предметного творчества. Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, А. Родченко.

Дизайн – рождение новой профессии. Возникновение дизайна, “веркбунд” и первый дизайнер Петер Беренд. “Баухауз” – первая школа художественного конструирования. Вхутеин и его роль в развитии отечественного дизайна. Современные проблемы дизайна в России за рубежом. Природа, границы, методы, связь с другими видами искусства и архитектурой.

30

2



2



2



2






6



6



4



6

3.

3.1





3.2

3.3



3.4



3.5

Основы композиции в дизайне среды.

Элементы и законы композиции.“Композиция” – составление, построение, структура. Точка. Линия. Пятно. Цвет. Фактура. Мотив. Структура. Пластика. Закон трехкомпанентности. Закон простоты.

Декор и орнамент. Понятия “декор”, “орнамент”. Виды орнамента. Роль в жизни человека.

Колористическая гармония.Общие сведения о цвете. Ароматический ряд. Цветовой круг. Теория гармонических сочетаний цветов.

Макетирование.Форма, её размеры, положение в пространстве, геометрическая основа строения формы. Техника и приемы.

Средства и материалы.

40


4





2

2



2



2







6





6

6



8



2

4.

4.1

4.2

4.3

4.4


Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.


Из истории развития дизайна.


Направления (виды) дизайна.


Твой выбор (тест ).

16


2

2

2

2


2

2

2

2

5.

5.1

5.2

5.3

Графический дизайн.

Графический дизайн и его направления. Графический знак.


Инструменты и материалы художника-графика. Шрифт.


Обобщающее занятие (выставка творческих работ)

20


2

2

2



6

6

2

6.

6.1

6.2

6.3








Промышленный дизайн.

Промышленный дизайн и его направления.

Основы проектирования.

Творческая работа


26


2



2

2


6



6

8


7.

7.1



7.2

7.3

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.

Имидж человека и его составляющие.

Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

Обобщение знаний.


11


2

2

1


2

2

2


Итого

144

72

98

Программное содержание.
1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.
1.1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.
Происхождение термина «дизайн». Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.). 
1.2. Из истории развития дизайна.
Бурное развитие промышленного производства в 19 веке. Проблема «бесстилья и эклектики» изделий машинного производства. 2 пол. 19 века – появление движений и организаций за возрождение эстетической значимости изделий промышленности. Начало 20 века – «Германский веркбунд» (1907). «Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники» (П. Беренс). 1920-е годы – появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в 20 веке, появление различных направлений дизайна. Конец 20 века – определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды.
1.3. Направления (виды) дизайна.

Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы «Направления дизайна» с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна:
- промышленный дизайн
- графический дизайн
- дизайн среды
- дизайн имиджа
1.4. Твой выбор (тест по профориентации)
Проведение теста по определению профессиональных склонностей. Анализ теста. Определение направлений дизайна, которые больше подходят тому или иному ребенку.
2. Графический дизайн.
1. Графический дизайн и его направления. Графический знак.
Два подхода к понятию «Графический дизайн». 1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы). 2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака – обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков .
2.2. Инструменты и материалы художника-графика.
Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.
2.3. Шрифт.
Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).

4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ). 
Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т.п.). Коллективное обсуждение и анализ работ. 
3. Промышленный дизайн.
3.1. Промышленный дизайн и его направления.
Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
3.2. Основы проектирования. 
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).
3.3. Творческая работа .
Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления.

4.2. Архитектура.
Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры .
4.3. Дизайн интерьера. 
Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера. 
4.4. Творческая работа .
Разработка и представление проектов интерьера (эскизы).
Темы мини-проектов:
• Интерьер кухни в русском народном стиле.
• Современная гостиная
• Комната школьника
• Интерьер детской комнаты
5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.
5.1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок. 
Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа.

5.2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.
Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров. 
5.3. Обобщающее занятие.
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся.

Методическое обеспечение

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.).
-практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный ( дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный ( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый ( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский ( самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный ( одновременная работа со всеми учащимися);
- индивидуально-фронтальный ( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

- групповой ( организация работы в группах);
- индивидуальный ( индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).


Условия реализации программы.

Успешность реализации данной программы зависит от правильной организации образовательного процесса.

Занятия должны проходить в большом , эстетически оформленном , хорошо освещенном и проветриваемом кабинете. Размер кабинета должен позволять проводить игры и двигаться по кабинету. Столы и стулья должны соответствовать возрасту детей. Необходимо наличие доски с разными приспособлениями для демонстрации , как схем, так и других объемных предметов.

Свет должен падать из окон слева, обязательно вечернее освещение лампами дневного света. В кабинете должны быть шкафы для пособий к занятиям и сами пособия .Должен быть контроль и помощь со стороны методистов и возможность работы с новой методической литературой.











Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:

- Учебные столы и стулья - Линейки

- Выставочные стенды - Треугольники

- Инструкционные карты - Простые карандаши

- Цветные карандаши - Стиральные резинки

- Схемы складывания изделия - Ножницы

- Белая бумага - Клей ПВА, кисточки для клея

- Цветная бумага и картон - Коробки для обрезков бумаги

- Двухсторонняя цветная бумага - Цветная , белая плотная бумага - резаки - дощечки - бархатная бумага













Список литературы по курсу «Конструирование»

1. Андрущенко . А.В «Развитие пространственного воображения»

(Москва, «Владос»,2003).

2. Долженко Г.И «100 оригами» -Ярославль, «Академия Холдинг»,2000

3 .Долженко. Г.И. «100 поделок оригами» -Ярославль, «Академия-Холдинг»,2004

4. Иванова Л.В. «Цветы оригами» -Москва, ООО «Издательство АСТ», 2004

5. Кутафьева Н. «Оригами.Игрушки из бумаги» -Новосибирск, «Студия Дизайн», 1995

6. Острун Н., Алексей Лев «Оригами .Динамические модели»

(Москва, «Айрис- Пресс»,2006)

7. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами» - Москва, «Айрис-Пресс», 2004

8. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги» -«Культура и традиции», Москва,2006

9. Соколова С. «Сказка оригами» -Москва, «Эксмо»,2005

10..Соколова С. «Школа оригами» -Москва, «Эксмо»,2005

12. Сержантова Т.Б. «100 праздничных моделей оригами» -Москва, «Эксмо»,2005

13. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент» -Москва, «Ниола»,2006

14 .Научно-популярный журнал «Народное творчество»

(Москва, ООО «Финтрекс»,2006)

15. «365 логических игр и задач» -Москва, «Аст-Пресс книга»,2005

16. «Бумажные самоделки» -Издательский дом «Карапуз», 1996











Список литературы по курсу «Дизайн»


1. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., МЗ-Пресс, 2001.
2. Сокольникова М.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». - М., Академия, 2002.
3. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2000.
4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Под ре. В.Д. Симоненко. – М., Вента-Граф, 2000.
5. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.




Программа дополнительного образования"Конструирование и дизайн"
  • ИЗО, МХК
Описание:

     Программа  вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого творчества, как конструирование из бумаги и основы дизайна, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительной, художественно-конструкторской,  творческой индивидуальности, нестандартного мышленияОбразовательная программа художественной направленности  содержит следующие  направления: бумажная  пластика,  оригами,   макетирование и дизайн.     Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (3 года обучения) для детей 8-12 лет

Автор Насирова Венера Рифхатовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 968
Номер материала 39489
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓