Главная / Математика / Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2-4 классов «Занимательная математика. Готовим олимпийцев»

Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2-4 классов «Занимательная математика. Готовим олимпийцев»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Уссурийска»

Уссурийского городского округа













Программа

для факультативных занятий

по математике

для учащихся 2-х классов

«Занимательная математика.

Готовим олимпийцев»








Составитель:

Писарева Любовь Юрьевна

учитель математики



















г. Уссурийск, 2013 год


Пояснительная записка.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. Внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учетом индивидуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, и результаты работы ученика оцениваются особыми способами.

Существуют различные виды внеклассной работы.

1.Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала,

основной целью, которой является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.

2. Работа с учащимися проявляющими интерес к предмету. Цели такой внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о предмете ученики.

3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета, где главный упор делается на развитие интересов в соответствии с возможностями этой группы учащихся.

Программа внеклассных занятий по программе «Занимательная математика» позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д. вооружает учеников практическими навыками (измерительными и вычислительными), обогащает их теоретическими и историческими сведениями.


Цель и задачи курса «Занимательная математика»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

  • сформировать умение учиться.

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

  • обучать различным приемам работы с бумагой,

  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

  • расширение коммуникативных способностей детей,

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Особенности программы.

Принципы.

Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

10. Адекватность требований и нагрузок.

11. Постепенность.

12. Индивидуализация темпа работы.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.

К репродуктивным относятся:

а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.

Методы и приемы изучения материала.

Одна из важных особенностей курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

  • воспроизведение объектов;

  • доконструирование объектов;

  • переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

                                                Общая характеристика программы

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  2. учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  3. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  4. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Планируемые результаты

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.

Структура планируемых результатов отражает какими учебными действиями в отношении опорных знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:

- актуального развития (на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически)

- зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения, Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты).

В результате изучения на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;

- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;

- объяснять соотношение между разрядами;

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

- выполнять умножение и деление с 1 000;

- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

- прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;

- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;

- находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

- иметь представление о решении задач на части;

- понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

- читать и строить вспомогательные модели к составным задачам.

Основной акцент делается на привитие навыков самостоятельной работы. Позиция педагога, проводящего внеклассное занятие по математике неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала, который выходит за рамки обязательной программы.

Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

  1. К концу 2 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).

  2. Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.

  3. Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.

  4. К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».

  5. Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.

  6. Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.

  7. К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.

  8. Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.

Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

Дата

Тема

Содержание занятий

1


Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

2


Цвета радуги. Их очередность.

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

3


«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

4


Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»

5


Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

6


Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.

7


Решение топологических задач.

Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».

8


«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.

Продолжение сказки. Практические задания.

9


Решение топологических задач. Лабиринт.

Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.

10


Направление движения. Взаимное расположение предметов в про­странстве.

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

11


Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

Сказка. Практические задания на Геоконте.

12


Первоначальное знакомство с сетками.

Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.

13


Отрезок. Имя отрезка.

Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.

14


Сравнение отрезков. Единицы длины.

Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

15


Ломаная линия.

Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт».

16


Ломаная линия. Длина ломаной.

Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

17


Решение задач на развитие пространственных представлений.

Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком».

18


Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

19


Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.

20


Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

Сказка. Геоконт. Практические задания.

21


Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

Сказка. Игра «Одним росчерком».

22


Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

Сказка. Практические задания.

23


Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

Сказка. Практическое задание.

24


Многоугольники.

Коллективная работа.

25



Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

Сказка. Задания Незнайки.

26


«В городе треугольников». Треугольник.

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

27


Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

28


Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоуголь­ный.

Сказка. Разучивание песенки. Практические задания.

29


Треугольник. Виды треугольников.

Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.

30


«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников.

31


Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

32


Квадрат.

Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

33


Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

34


Геометрический КВН. Повторение изученного

во 2-м классе.

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.





3 класс (34 часа)


Дата

Тема занятий

Содержание занятий

1


Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного во 2-м классе.

Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи.

2


«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек.

3


«Жители города многоугольников». Многоугольники.

Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация.

4


Периметры многоугольников.

Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком».

5


«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

6


Окружность и круг.

Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

7


Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

8


Радиус, диаметр круга.

Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей.

9


Касательная.

Сказка. Практические задания.

10


Решение задач. Узлы и зацепления.

Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур.

11


Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

Стихотворение. Игра со спичками. «Танграм».

12


Радиус и диаметр окружности.

Графический диктант. Практические задания. Аппликация.

13


Использование геометрических фигур для иллюстрации долей ве­личины. Сектор круга.

Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию».

14


Сектор. Сегмент.

Сказка. Практические задания.

15


«Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые.

Песенка. Задачи на развитие логического мышления.

16


«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников.

Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант.

17


Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».

18


Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

Графический диктант. Оригами «Собачка».

19


Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком».

20


Диагонали квадрата. Игра «Паутинка».

Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка».

21


Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розе­ток».

Работа с циркулем – вычерчивание «розеток».

22


Решение топологических задач.

Решение задач. Оригами «Волк».

23


Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.

24


Периметр многоугольника.

Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз».

25


Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равносто­роннего треугольников.

Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа.

26


Площадь.

Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения.

27


Площадь. Единицы площади.

Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм».

28


Нахождение площади равностороннего треугольника.

Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа.

29


Плоскость.

Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком».

30


Угол. Угловой радиус.

Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур.

31


Сетки.

Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон».

32


«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».

Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала.

33


Обобщение изученного материала.

Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления.

34


Урок-праздник «Хвала геометрии!»

Праздник.






4 класс (34 часа)


Дата

Тема урока

Содержание занятий

1


Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие).

Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат».

2


Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.

Топологические задачи. Пентамино.

3


Куб. Игра «Кубики для всех».

Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор».

4


Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба.

5


Каркасная модель куба. Развертка куба.

Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком».

6


Куб. Площадь полной поверхности куба.

Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку.

7


Знакомство со свойствами игрального кубика.

Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».

8


Равносторонний и равнобедренный треугольники.

Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.

9


Измерение углов. Транспортир.

Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

10


Построение углов заданной градусной меры.

Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».

11


Построение треугольника по трем заданным сторонам.

Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.

12


Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Алгоритм построения треугольника. Оригами.

13


Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».

14


Площадь. Измерение площади палеткой.

Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».

15


Числовой луч.

Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».

16


Числовой луч (закрепление).

Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

17


Сетки. Игра «Морской бой».

Игра «Морской бой». Правила игры.

18


Сетки. Координатная плоскость.

Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».

19


Осевая симметрия.

Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».

20


Симметрия.

Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»

21


Симметрия (закрепление).

Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.

22


Поворотная симметрия.

Кубик Рубика. Практическая работа.

23


Прямоугольный параллелепипед.

Сказка. Задача на развитие воображения.

24


Прямоугольный параллелепипед.

Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.

25


Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепи­педа.

Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность.

26


Цилиндр.

Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.

27


Цилиндр. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».

28


Конус.

Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.

29


Пирамида.

Моделирование пирамиды. Развёртка.

30


Пирамида.

Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».

31


Шар.

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

32


Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

Игра «Узнай по развёртке».

33


Мониторинг ЗУН

Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.

34


Геометрический КВН.

Игра - КВН.






Оборудование и кадровое обеспечение программы.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:

  • игра «Геоконт»;

  • игра «Шахматы»

  • игра «Пифагор»;

  • игра «Танграм»;

  • набор геометрических фигур;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • набор ЦОР по «Математике и конструированию».

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.















Литература

Литература для учителя.

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004

  3. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003

  4. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003

Литература для ученика.

  1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002

  2. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003

  3. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003

  4. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003

  5. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003



Программа для факультативных занятий по математике для учащихся 2-4 классов «Занимательная математика. Готовим олимпийцев»
  • Математика
Описание:

Цель и задачи курса «Занимательная математика»

Цель:формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

·                     знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

·                     обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

·                     обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

·                     сформировать умение учиться.

·                     формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

·                     обучать различным приемам работы с бумагой,

·                     применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

·                     развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

·                     развитие мелкой моторики рук и глазомера,

·                     развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

·                     выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

·                     воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

·                     расширение коммуникативных способностей детей,

 

·                     формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Автор Ковтун Любовь Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1503
Номер материала 26071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓