Главная / Начальные классы / Программа. Исследовательская деятельность в начальной школе.

Программа. Исследовательская деятельность в начальной школе.



hello_html_423ee309.gifhello_html_m3be021bd.gifhello_html_m3be021bd.gif

Рассмотрена на МО

протокол №____ от _____

Число___________2013г

Ф.И.О руководителя МО____________ Подпись____________

Согласовано с ЗУР


Утверждена на заседании АМС

Протокол №_____ от_____

__________________________





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«КЛЫБ МУДРОЙ СОВЫ»












Разработчик программы

Кузьмина Оксана Алексеевна

учитель начальных классов


2013 год


ПРОГРАММА научно-исследовательской деятельности “Клуба Мудрой совы”

для учащихся начальной школы с элементами проектной деятельности


I этап – «Введение в исследовательскую деятельность»

II этап – «Формирование исследовательской деятельности»

III – IV этап – «Опытно-экспериментальная работа.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация научно-исследовательской деятельности в школе предусматривает создание такой среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является научно-исследовательская деятельность.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных исследований, конечным результатом которых может быть проект. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

  • осуществлению перехода на компетентностный подход в образовательном процессе,

Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • целеполагание, выдвижение гипотез;

  • ознакомление с литературой по данной проблематике;

  • овладение методами исследования;

  • сбор собственного материала, его анализ;

  • обобщение, выводы;

  • защита работы.

Программа рассчитана на учащихся 1 - 4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 66.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;

  • работа в библиотеке с каталогами;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • работа в компьютерном классе;

  • дискуссии;

  • беседы.


ЦЕЛЬ: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, интенсивно стимулировать исследовательскую активность младшего школьника, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, вывести личность ребёнка в режим саморазвития, а также вооружить младших школьников средствами и способами научно-исследовательской деятельности в средней школе, развить творческие способности, подготовить к оформлению исследовательских работ.

Задачи:

  • способствовать развитию мотивации к самопознанию и самовоспитанию юной личности;

  • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;

  • создать условия для развития умения гармонизировать различные стороны своей личности;

  • способствовать формированию лидерских качеств;

  • приобщение младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;

  • способствовать развитию у учащихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • раскрытие творческого потенциала ученика;

  • создать условия для знакомства с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • способствовать формированию культуры речи через публичные выступления;

  • способствовать развитию основ оформления исследовательских работ;

  • способствовать формированию культуры речи;



Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.


1 класс

  • Вступить в «Клуб Мудрой совы»;

  • Сформировать творческие группы;

  • Познакомиться с источниками информации и использовать их под руководством учителя;

  • Научиться выделять предмет исследования;

  • Научиться делать выводы по исследованиям и заполнять дневник члена «Клуба Мудрой совы»;

  • Научиться представлять результаты исследовательской деятельности в виде проектов.

2 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой;

  • оформлять групповые проекты и представлять их одноклассникам.

3 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов;

  • оформлять групповые проекты и представлять их всем ребятам начальной школы.

4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

  • оформлять групповые проекты и представлять на общешкольных мероприятиях.

Учебно-тематический план



Тематическое планирование 1 класс - І этап

п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66

1.

Подготовка к вступлению в «Клуб Мудрой совы»

4

2.

Вступление в «Клуб Мудрой совы». Формирование творческих групп.

2

3.

Что такое исследовательская деятельность? Как можно показать результаты исследовательской деятельности?

2

4.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

2

5.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

6.

Планирование работы по творческим группам.

2

7.

Работа в библиотеке со справочной литературой совместно с учителем.

6

8.

Работа в компьютерном классе с интернет – ресурсами совместно с учителем.

8

9.

Анализ полученных данных.

6

10.

Оформление творческих проектов.

20

11.

Защита исследовательской деятельности. Представление творческих проектов.

12



Тематическое планирование 2 класс ІІ - этап

п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66

1.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

2

2.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

3.

Планирование работы.

2

4.

Работа в библиотеке со справочной литературой совместно с учителем.

Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования.

6

5.

Работа в компьютерном классе с интернет – ресурсами совместно с учителем.

8

6.

Знакомство с методами и предметами исследования.

3

7.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

5

8.

Анализ прочитанной литературы.

4

9.

Исследование объектов.

6

10.

Оформление работы. Подготовка творческих проектов.

15

11.

Защита исследовательской работы. Представление творческих проектов.

10

12.

Анализ исследовательской деятельности.

3

 



Тематическое планирование 3 класс - ІІІ этап

п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66

1.

Обсуждение и выбор тем исследования.

2

2.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

4

3.

Предмет и объект исследования.

2

4.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

5

5.

Выбор методов исследования.

1

6.

Опытно-экспериментальная работа.

10

7.

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

10

8.

Применение информационных технологий в исследовании.

5

9.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

7

10.

Подготовка творческих проектов. Подготовка публичного выступления.

10

11.

Защита исследования перед одноклассниками. Представление творческих проектов.

6

12.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1






Тематическое планирование 4 класс - IV этап

п/п

Название тем, разделов

Кол-во часов: 66

1.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

2.

Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования.

2

3.

Планирование работы. Выбор методов исследования.

3

4.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

3

5.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

4

6.

Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

15

7.

Обработка и анализ всех полученных данных.

5

8.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

10

9.

Подготовка творческих проектов. Подготовка публичного выступления.

10

10.

Защита исследования перед учащимися начальной школы, родителями. Представление творческих проектов.

10

11.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2


Содержание программы

 

 

Этап

 

 

консультаций

Тема консультации

Кол – во

часов

Планирование деятельности

1.

 

2.

 

 

 

3.

4.

 

Как работать в команде? Ролевая игра. Распределение ролей в группе.

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

1

 

1

 

 

 

1

1

Осуществление деятельности по решению проблемы

1.

2.

 

 

3.

 

4.

Способы первичной обработки информации, ее хранения.

Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.

Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции.

Формирование проектной папки по проблеме.

1

1

 

 

1

 

1

Презентация результатов

1.

2.

 

 3.

 

4.

Оформление проектной папки.

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации.

«Репетиция, репетиция, репетиция!»

1

1

 

 

1

 

1

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

1.

2.

 

 

3.

4.

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».

1

1

 

 

1

1

Реализация программы



Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

На первых этапах работы (1–2-й класс) исследовательская деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому в 1-2 классах основная цель – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.

Исследовательская деятельность ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.

Исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Представлением исследовательской деятельности чаще всего являются проекты.

Проектные задачи, как правило, занимают несколько занятий.

Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Вторым этапом работы над проектной деятельностью в начальных классах (3–4-е классы) являются коллективные проекты.

Организация работы над проектами

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных;

формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

подготовка презентационных материалов;

подготовка публичного выступления;

презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.


Ожидаемый результат

В ходе обучения по программе ребенок может научиться:

  • аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • основам оформления работ;

  • публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи;

  • использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;

  • раскрывать собственный творческий потенциал;

  • применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности;

  • адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

  • принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности;

  • уважительно относиться к людям, их труду.

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности учащихся к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Учителю начальных классов не нужно бояться различных нововведений, а смело изучать их и претворять в жизнь. Это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Нормативная база курса

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М. : Просвещение, 2008.

  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М., 2009.





Список литературы

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

  3. Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.

  4. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

  5. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.

  6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес – Мурманск, 1997.

  7. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

  8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кН. Для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002.

  9. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

  10. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  11. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.

  12. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

  13. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.













Программа курса реализуется через выполнение исследовательской деятельности в «Клубе Мудрой совы»

Атрибуты членов клуба: удостоверение (Приложение 1)


Удостоверение члена клуба: символ Клуба – Мудрая сова, на развороте – фотография участника и его данные. (Приложение 1,2) Удостоверения вручаются и сохраняются на протяжении нескольких лет.


Исследовательский дневник (Приложение 3)

Исследовательский дневник это творческие работы члена клуба (рисунки, аппликации, фотографии). В него вписываются темы всех творческих проектов и выступлений участника.


C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Мои рисунки\мудрая сова 2.jpg

  • С – смекалистый

  • О – ответственный

  • В – внимательный

  • А – активный


  Девиз клуба: «Свой ум – царь в голове» (народная мудрость)


Клятва:


  • Быть любознательными.

  • Испытывать радость от добывания знаний.

  • Быть активными и наблюдательными.

  • Участвовать в заседаниях клуба.

  • Делиться своими знаниями с товарищами по клубу.









Приложение 1

Общие правила для педагогов – руководителей исследовательской деятельности и проектов

Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Приложение 2

Исследование и проект?

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.






Приложение 3


Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Например:

1. Выделение признаков.

а) Какую форму имеет фигура          ? Почему эта фигура является треугольником?

б) Назовите признаки числа 27.

в) Назовите признаки весны.

г) Назовите признаки слова «карандаш».

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?

в) Назовите общие признаки кошки и собаки.

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

4. Классификация.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.

б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?

в) Назови каждую группу одним словом:

Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота.

2, 4, 6, 8.

г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:

грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … .

5. Родо-видовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

б) Чего больше: ежей или животных?

в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».

г) Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Четное число – это число, которое … .

д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детеныш собаки.

6. Простейшие умозаключения.

Закончи предложение:

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …

На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.
















Приложение 4

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

•   материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

•   кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

•   информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

•   отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.

Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.






Программа. Исследовательская деятельность в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

В ходе обучения по программе ребенок может  научиться:

·         аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

·          применять  основы    информационных технологий в исследовательской деятельности;

·         основам оформления работ;

·          публичным  выступлениям, способствующим   формированию культуры речи;

·         использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;

·         раскрывать собственный творческий потенциал;

·         применять полученные знания и умения в различных видах  практической  деятельности;

·         адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

·         принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности;

·         уважительно относиться к людям, их труду. 

Автор Кузьмина Оксана Алексеевна
Дата добавления 18.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1376
Номер материала 54298
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓