Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыПрограмма "Здоровье будущего поколения"

Программа "Здоровье будущего поколения"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа№5»

муниципального образования «город Бугуруслан»

 

Согласовано                                                                              Утверждена

Директор МБОУ ООШ№5                                          на НМС МБОУ ООШ№5

____________Л.И. Кислинская                                   Протокол №________

«____»________ 2014 г.                                                  «____»__________ 2014 г. 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

"Здоровье будущего поколения"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Автор программы:

Кислинская Людмила Ивановна,

                                                       директор школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

         Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования, и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ,  Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся). По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т. п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

        Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ ООШ№5 свидетельствует о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания,  как:

1.      патология костно-мышечной системы;

2.      болезни органов зрения;

3.      болезни органов дыхания;

4.      патология пищеварительного тракта;

5.      сердечно сосудистые.

      Программа «Здоровье будущего поколения» МБОУ ООШ№5 – это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ООШ№5

        В МБОУ ООШ№5 – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ  ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

       В школе будет реализовываться целевая программа «Здоровье будущего поколения». В ОУ  уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.

       В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

ü  формирование целостного отношения учащихся к проблемам здоровья;

ü  осуществление мониторинга здоровья учащихся;

ü  реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;

ü  организация рационального питания;

ü  создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

      Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.

        В школе работает 1 группа продленного дня (1-3 классы), где воспитатель не только помогает ребятам выполнять домашнее задание, но и ведет различные кружки, дополнительные занятия и организовывает различные мероприятия.

        Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции, не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ООШ№5 уделяется значительное внимание.

         В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.

        Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

ü  Диагностические мероприятия:

- составление социального портрета школы (класса);

 - выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

ü  Профилактические мероприятия:

совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;

- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.

 

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ  МБОУ ООШ№5 (8\УОТ-АНАЛИЗ)

 

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

·         Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

·         Поддержка со стороны отдела образования.

·         Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.

·         Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».

·          Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.

 

·         Отсутствие единой государственной

программы обеспечения здоровья

населения.

·         Низкий уровень культуры здоровья

в обществе.

·         Увеличение числа социально

неблагополучных семей и детей с

ослабленным здоровьем.

·         Низкая межведомственная

координация.

·         Относительно низкий культурный уровень социума

 

Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

·         Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в города.

·         Хороший профессиональный уровень   педагогов. Соответствие педагогических работников школы уровням квалификации.

·         Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.

 

·         Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами зд оровьесбережения.

·         Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

·         Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.

·         Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

      Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

ü  сохранение и укрепление физического здоровья детей;

ü  проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;

ü  формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

ü  проблемы улучшения материально-технической базы.

      Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание  в школе  условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МБОУ ООШ№5 возможно, благодаря разработанной в школе целевой программе «Здоровье будущего поколения», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьесозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.

       Для достижения эффективных результатов необходима в школе  согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами городских структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов города в здоровьесозидающую деятельность ОУ.

 

 

РЕСУРСЫ МБОУ ООШ№5, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ресурсы

- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,

- развитие службы здоровья ОУ,

- опыт работы ОУ с социальными партнерами,

- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

 Кадровые ресурсы

       В школе  работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. Учителя школы  активно повышают свой профессионализм по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс через участие в семинарах, курсовую подготовку в различных формах (очно, дистанционно). В школе работает  один  квалифицированный медицинский  работник. Успешно используют учителя физической культуры оздоровительные технологии: рациональное чередование учебной нагрузки, соблюдение санитарно-гигиенических требований, тренинговые и релаксационные занятия, использование методик обучения адекватных возрастным возможностям учащихся, педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия, индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа распределения учебной нагрузки, психологическая коррекция учащихся, проведение уроков на свежем воздухе.

        Кроме того, в начальной школе и 5  классах, реализующих ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что гак же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая группа сопровождения        

Малая группа сопровождения

Классный руководитель

Медицинский работник

Воспитатель

Педагог –психолог

Педагоги - предметники                                

Классный руководитель

Педагоги дополнительного образования

 

Школьный библиотекарь                               

 

Родители

 

 

Материально-технические ресурсы

     В школе  имеются 1 оборудованный спортивный  зал, стадион, 1 медицинский кабинет; компьютерный класс для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. В школе  функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся, столовая.

Методические ресурсы.

     К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы здоровья ОУ, программа «Здоровье будущего поколения». Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).

      Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы.

    Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление

здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью

ежемесячных планов мероприятий.  Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных

руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

      Ориентация школы  на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ программы «Здоровье будущего поколения» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной  программы «Здоровье будущего  поколения» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные,  духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровъесберегающей образовательной среды. Предлагаемая школой  Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Ведущими концептуальными понятиями выступают:

1) ЗДОРОВЬЕ участников образования.

2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,

3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:

Принципы обеспечения здоровья:

ü   Сохранение

ü  Укрепление

ü  Формирование (развитие) здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы  возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании. Программа опирается на следующие ведущие подходы:

ü  школьный, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;

ü  системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);

ü  созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;

ü   средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.

Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

ü  становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);

ü  развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).

Культура здоровья школьника  - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.

Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:

1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,

2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни.

3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).

Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Программа " Здоровье будущего поколения " основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.

 

 

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

     Создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях МБОУ ООШ№5; сохранения, укрепления психологического и физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса.

 

ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ  ПОСТАВЛЕННОЙ

ЦЕЛИ:

ü  четкое отслеживания санитарно -гигиенического состояния школы;

ü  разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ

ü  планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

ü  развитие психолого -медико- педагогической службы школы  для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

ü  построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,                                         

- создание условий для здорового питания,

- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,

- построение научно обоснованного учебного режима,

- обеспечение двигательной активности обучающихся.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового и  безопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ

1. Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

образовательного

учреждения.

 

Ценное  здоровья и здорового образа

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ    

     Улучшение здоровьесозидающей среды в МБОУ ООШ№5

 

(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)

2. Использование возможностей УМК «Гармония» в образовательном процессе и различных образовательных •программ, имеющих здоровьесозидающий характер

 

Отношение к   здоровью детей как к главной   ценности.   

Установка на

безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.

 

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

Формирование у

учащихся

элементарных представлении о         физическом,                нравственном,             психическом и            социальном здоровье человека.                    

 

Формирование           личного опыта            здоровосберегающей   деятельности.             

 

Формирование            представлений о роли  физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.

 

3. Рациональная        

организация учебной

и внеучебной             

деятельности             

обучающихся.            

 

Сохранение и     укрепление                  здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.

 

Повышение эффективности учебного процесса.

 

Снижение функционального напряжения и утомления детей.

 

Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

 

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Организация               образовательного         процесса строится с    учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму  учебной и внеучебной; нагрузки (выполнение  домашних заданий,     занятия в кружках и спортивных секциях). Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогически и коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темп развития и темп

 

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование

физического состояния.

Обеспечение

рациональной

организации

двигательного режима обучающихся, нормального                 

физического развития и двигательной                

подготовленности обучающихся всех возрастов

 

Повышение адаптивных

возможностей организма.

 

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

Формирование культуры здоровья.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

 

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

 

Организация динамических перемен,

физкультминуток на уроках,

способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

5. Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья в здорового образа  

Жизни

Включение учащихся

здоровьесозидающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

 

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Здоровье детей -главная ценность семейного воспитания

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесози дающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями

(законными

представителями) по

вопросам охраны и укрепления здоровья  детей

7. Организация здорового питания.

Сохранение, и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

 

Организация здорового и рационального     питания      

Качественное и разнообразное питание

8. Семинары и консультации для учителей по вопросам создания

здоровьесозидающей  образовательной  среды.                         

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и              

проведение семинаров  

и консультаций для

учителей по вопросам

создания

здоровьесозидающей

образовательной среды

ОУ.

Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Общее руководства реализацией Программы «Здоровье будущего поколения» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:

а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,

б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов школы,

в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы

г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования города.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический

Совет и Попечительский Совет школы в пределах своих полномочий и в соответствии с

законодательством РФ

Результаты контроля будут представляться ежегодно через публичные доклады на сайте

школы.

      В условиях внедрения ФГОС Программы предусматривает обновление содержания деятельности по формированию осознанного отношения участников образовательного процесса к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Совершенствование Программы предусмотрено через реализацию следующих модулей:

        Модуль 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период   подготовки   к   экзаменам;   знание   и   умение   эффективного   использования индивидуальных особенностей работоспособности;

• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

      Модуль 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

• умение    осознанно    выбирать    индивидуальные    программы    двигательной активности,  включающие  малые  виды  физкультуры  (зарядка)  и  регулярные  занятия спортом.

     Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом физической культуры.

      Модуль 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• навыки   самоконтроля   за  собственным   состоянием,   чувствами   в   стрессовых ситуациях;

• представления   о   влиянии   позитивных   и   негативных   эмоций   на   здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

      Модуль 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление   о   рациональном   питании   как   важной   составляющей   части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются    неотъемлемой    частью    общей    культуры    личности;    представление    о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

     В результате реализации данного модуля обучающиеся способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке). Для успешной реализации данного модуля разработана программа «Здоровое питание».

      Модуль 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

• развитие    представлений    подростков    о    ценности    здоровья,    важности    и необходимости   бережного   отношения   к   нему;   расширение   знаний   обучающихся   о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

• формирование   адекватной   самооценки,   развитие   навыков   регуляции   своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• формирование   представлений   о   наркотизации   как   поведении,   опасном   для здоровья,   о   неизбежных   негативных   последствиях   наркотизации   для   творческих, интеллектуальных  способностей  человека,  возможности  самореализации,  достижения социального успеха;

• ознакомление   подростков   с   разнообразными   формами   проведения   досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

Модуль    6   —   комплекс   мероприятий,   позволяющих   овладеть   основами

позитивного коммуникативного общения:

• развитие     коммуникативных     навыков     подростков,     умений     эффективно взаимодействовать  со  сверстниками  и  взрослыми  в  повседневной  жизни  в  разных ситуациях;

• развитие умения, бесконфликтного решения спорных вопросов;

• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Программа дополнена дополнительными образовательными программами «Непоседы» и «Физкульт - Ура!», направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Своевременное принятие           управленческого решения           позволит систематизировать деятельность педагогического коллектива в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов,         создать модель здоровьесберегающего образовательного пространства в школе.

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

 

1

Диагностика состояния здоровья: комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма; заполнение паспорта здоровья классных коллективов; комплектование физкультурных групп

В течение  всего периода

Председатель Службы здоровья,

медсестра

 

2

Создание компьютерного банка данных информации о состояния здоровья учащихся

2015г.

Классные        руководители

учитель

информатики

 

3

Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы организации физического воспитания:

организация работы спортивных секций; физминутки и паузы на уроках; сдвижные перемены с музыкальным сопровождением; общешкольные спортивные мероприятия; Дни здоровья и спорта

 

В течение всего периода

 

Заместитель

директора по ВР

 

4

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся

 

 

2015г.

Медсестра

 

5

Мониторинговые исследования «Здоровья  учащихся  школы», в том числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних заданий, создание комфортной образовательной среды

ежегодно    

Зам. директора по УВР

6

Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе., сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов

В течение  всего периода

Руководители  ШМО

7

Контроль за выполнением норм СанПиН и

охраны труда в процессе организации УВП: три составлении школьного расписания; здоровьесеберегающий подход к  организации урока и перемены

В течение  всего периода

Зам. директора по УВР

8

Привлечение родителей к общешкольным  оздоровительным мероприятиям.

 

Зам. директора по УВР, классные         

руководители

9

Обеспечение полноценного горячего питания

В течение всего периода 

Ответственный ОП

10

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Постоянно

Зам. директора по

увр

11

Своевременное выявление и усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения

2015-2019.

Психолог

12

Организация и проведение лекций и родительских собраний но проблемам возрастных особенностей обучающихся

   2015г       

 

Зам. директора по вр

13

Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года

В течение  всего периода

Врач, медсестра

14

Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма

В течение  всего периода

Зам. директора по Увр

15

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных  за школой поликлиник

постоянно

Зам. директора по Увр

16

Создание системы информированности

родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

ежегодно

Зам. директора по Увр

 

 

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы предполагается в период 2014 - 2019 гг. в три этапа:

I этап - 2014-2015г.

 - Подготовительный этап реализация Программы. Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.

II этап - 2016 - 2018 г.

- Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательною потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием   родительской общественности.                                                                                                 '

III этап - 2019 г.

- Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе, которые позволят обеспечить:

•     повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;

•     формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;

•     снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;

•     повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;

•     усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;

•     наличие востребованного электронного банка ресурсов школы  и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;

•     повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.

•     сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

•      улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.

•      расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;

•     рост спортивных достижений обучающихся;

•     повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).

 

ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:

- снижение заболеваемости учащихся на 10%;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;

- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 95%;

- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 100%

- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы на 20 %

- доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Инструментарий проведения контроля

- мониторинг результативности выполнения программы;

степень участия учащихся школы в акциях по пропаганде ЗОЖ;

- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;          

- опросы учащихся, родителей, педагогов.;

- общественная оценка качества работы школы- анкетирование всех участников образовательного процесса;

- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.

Критерии эффективности реализации Программы

Для образовательных учреждений:

•    количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе;

•    количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;

•    доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;

•    численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.

Для учащихся:

•    количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками);

•    количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;

•    доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;

•    доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %;

•    доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %

•    количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.

Для педагогов:

1.   доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %;

2.   доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа "Здоровье будущего поколения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 515 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2020 251
    • DOCX 58.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сеприханова Анастасия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77239
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся средней школы в соответствии с ФГОС СОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Курс повышения квалификации

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях дошкольного учреждения

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Курс повышения квалификации

Журналистика: этика и нормы профессионального поведения

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе