Главная / Директору-завучу / программа "Здоровье будущего поколения"

программа "Здоровье будущего поколения"

hello_html_2f97d2ac.gif

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа№5»

муниципального образования «город Бугуруслан»


Согласовано Утверждена

Директор МБОУ ООШ№5 на НМС МБОУ ООШ№5

____________Л.И. Кислинская Протокол №________

«____»________ 2014 г. «____»__________ 2014 г.





ПРОГРАММА


















Автор программы:

Кислинская Людмила Ивановна,

директор школы










АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования, и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся). По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т. п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ ООШ№5 свидетельствует о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как:

  1. патология костно-мышечной системы;

  2. болезни органов зрения;

  3. болезни органов дыхания;

  4. патология пищеварительного тракта;

  5. сердечно сосудистые.

Программа «Здоровье будущего поколения» МБОУ ООШ№5 – это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.


ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ООШ№5

В МБОУ ООШ№5 – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

В школе будет реализовываться целевая программа «Здоровье будущего поколения». В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.

В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование целостного отношения учащихся к проблемам здоровья;

  • осуществление мониторинга здоровья учащихся;

  • реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;

  • организация рационального питания;

  • создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.

В школе работает 1 группа продленного дня (1-3 классы), где воспитатель не только помогает ребятам выполнять домашнее задание, но и ведет различные кружки, дополнительные занятия и организовывает различные мероприятия.

Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции, не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ООШ№5 уделяется значительное внимание.

В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.

Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

  • Диагностические мероприятия:

- составление социального портрета школы (класса);

- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

  • Профилактические мероприятия:

- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;

- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.


АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ ООШ№5 (8\УОТ-АНАЛИЗ)


Внешние факторы

Возможности

Угрозы

  • Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  • Поддержка со стороны отдела образования.

  • Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.

  • Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».

  • Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.


  • Отсутствие единой государственной

программы обеспечения здоровья

населения.

  • Низкий уровень культуры здоровья

в обществе.

  • Увеличение числа социально

неблагополучных семей и детей с

ослабленным здоровьем.

  • Низкая межведомственная

координация.

  • Относительно низкий культурный уровень социума


Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

  • Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в города.

  • Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников школы уровням квалификации.

  • Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.


  • Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами зд оровьесбережения.

  • Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  • Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.

  • Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования




ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;

  • проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;

  • формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

  • проблемы улучшения материально-технической базы.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МБОУ ООШ№5 возможно, благодаря разработанной в школе целевой программе «Здоровье будущего поколения», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьесозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.

Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами городских структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов города в здоровьесозидающую деятельность ОУ.



РЕСУРСЫ МБОУ ООШ№5, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ресурсы

- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,

- развитие службы здоровья ОУ,

- опыт работы ОУ с социальными партнерами,

- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

Кадровые ресурсы

В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. Учителя школы активно повышают свой профессионализм по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс через участие в семинарах, курсовую подготовку в различных формах (очно, дистанционно). В школе работает один квалифицированный медицинский работник. Успешно используют учителя физической культуры оздоровительные технологии: рациональное чередование учебной нагрузки, соблюдение санитарно-гигиенических требований, тренинговые и релаксационные занятия, использование методик обучения адекватных возрастным возможностям учащихся, педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия, индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа распределения учебной нагрузки, психологическая коррекция учащихся, проведение уроков на свежем воздухе.

Кроме того, в начальной школе и 5 классах, реализующих ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что гак же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая группа сопровождения

Малая группа сопровождения

Классный руководитель

Медицинский работник

Воспитатель

Педагог –психолог

Педагоги - предметники

Классный руководитель

Педагоги дополнительного образования


Школьный библиотекарь


Родители



Материально-технические ресурсы

В школе имеются 1 оборудованный спортивный зал, стадион, 1 медицинский кабинет; компьютерный класс для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся, столовая.

Методические ресурсы.

К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы здоровья ОУ, программа «Здоровье будущего поколения». Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).

Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы.

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление

здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью

ежемесячных планов мероприятий. Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных

руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ программы «Здоровье будущего поколения» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье будущего поколения» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровъесберегающей образовательной среды. Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Ведущими концептуальными понятиями выступают:

1) ЗДОРОВЬЕ участников образования.

2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,

3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:

Принципы обеспечения здоровья:

  • Сохранение

  • Укрепление

  • Формирование (развитие) здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании. Программа опирается на следующие ведущие подходы:

  • школьный, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;

  • системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);

  • созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;

  • средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.

Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

  • становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);

  • развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).

Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.

Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:

1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,

2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни.

3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).

Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Программа " Здоровье будущего поколения " основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.




ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях МБОУ ООШ№5; сохранения, укрепления психологического и физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса.


ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ

ЦЕЛИ:

  • четкое отслеживания санитарно -гигиенического состояния школы;

  • разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ

  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • развитие психолого -медико- педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

  • построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,

- создание условий для здорового питания,

- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,

- построение научно обоснованного учебного режима,

- обеспечение двигательной активности обучающихся.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ

1. Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

образовательного

учреждения.


Ценное здоровья и здорового образа

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ

Улучшение здоровьесозидающей среды в МБОУ ООШ№5



(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)

2. Использование возможностей УМК «Гармония» в образовательном процессе и различных образовательных •программ, имеющих здоровьесозидающий характер


Отношение к здоровью детей как к главной ценности.

Установка на

безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.



Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

Формирование у

учащихся

элементарных представлении о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.



Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности.



Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.


3. Рациональная

организация учебной

и внеучебной

деятельности

обучающихся.


Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.


Повышение эффективности учебного процесса.



Снижение функционального напряжения и утомления детей.



Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.



Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной; нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогически и коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп


4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование

физического состояния.

Обеспечение

рациональной

организации

двигательного режима обучающихся, нормального

физического развития и двигательной

подготовленности обучающихся всех возрастов



Повышение адаптивных

возможностей организма.



Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Формирование культуры здоровья.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)



Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.



Организация динамических перемен,

физкультминуток на уроках,

способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

5. Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья в здорового образа

Жизни

Включение учащихся

здоровьесозидающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни


6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Здоровье детей -главная ценность семейного воспитания

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесози дающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями

(законными

представителями) по

вопросам охраны и укрепления здоровья детей

7. Организация здорового питания.

Сохранение, и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания


Организация здорового и рационального питания

Качественное и разнообразное питание

8. Семинары и консультации для учителей по вопросам создания

здоровьесозидающей образовательной среды.

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и

проведение семинаров

и консультаций для

учителей по вопросам

создания

здоровьесозидающей

образовательной среды

ОУ.

Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ



ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Общее руководства реализацией Программы «Здоровье будущего поколения» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:

а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,

б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов школы,

в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы

г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования города.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический

Совет и Попечительский Совет школы в пределах своих полномочий и в соответствии с

законодательством РФ

Результаты контроля будут представляться ежегодно через публичные доклады на сайте

школы.

В условиях внедрения ФГОС Программы предусматривает обновление содержания деятельности по формированию осознанного отношения участников образовательного процесса к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Совершенствование Программы предусмотрено через реализацию следующих модулей:

Модуль 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Модуль 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом физической культуры.

Модуль 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;

представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

Модуль 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке). Для успешной реализации данного модуля разработана программа «Здоровое питание».

Модуль 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

Модуль 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами

позитивного коммуникативного общения:

развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

развитие умения, бесконфликтного решения спорных вопросов;

формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Программа дополнена дополнительными образовательными программами «Непоседы» и «Физкульт - Ура!», направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Своевременное принятие управленческого решения позволит систематизировать деятельность педагогического коллектива в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов, создать модель здоровьесберегающего образовательного пространства в школе.



МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ


Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный


1

Диагностика состояния здоровья: комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма; заполнение паспорта здоровья классных коллективов; комплектование физкультурных групп

В течение всего периода

Председатель Службы здоровья,

медсестра


2

Создание компьютерного банка данных информации о состояния здоровья учащихся

2015г.

Классные руководители

учитель

информатики


3

Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы организации физического воспитания:

организация работы спортивных секций; физминутки и паузы на уроках; сдвижные перемены с музыкальным сопровождением; общешкольные спортивные мероприятия; Дни здоровья и спорта


В течение всего периода


Заместитель

директора по ВР


4

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся




2015г.

Медсестра


5

Мониторинговые исследования «Здоровья учащихся школы», в том числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних заданий, создание комфортной образовательной среды

ежегодно

Зам. директора по УВР

6

Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе., сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов

В течение всего периода

Руководители ШМО

7

Контроль за выполнением норм СанПиН и

охраны труда в процессе организации УВП: три составлении школьного расписания; здоровьесеберегающий подход к организации урока и перемены

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

8

Привлечение родителей к общешкольным оздоровительным мероприятиям.


Зам. директора по УВР, классные

руководители

9

Обеспечение полноценного горячего питания

В течение всего периода

Ответственный ОП

10

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Постоянно

Зам. директора по

увр

11

Своевременное выявление и усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения

2015-2019.

Психолог

12

Организация и проведение лекций и родительских собраний но проблемам возрастных особенностей обучающихся

2015г


Зам. директора по вр

13

Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года

В течение всего периода

Врач, медсестра

14

Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма

В течение всего периода

Зам. директора по Увр

15

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

постоянно

Зам. директора по Увр

16

Создание системы информированности

родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

ежегодно

Зам. директора по Увр



ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы предполагается в период 2014 - 2019 гг. в три этапа:

I этап - 2014-2015г.

- Подготовительный этап реализация Программы. Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.

II этап - 2016 - 2018 г.

- Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательною потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности. '

III этап - 2019 г.

- Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе, которые позволят обеспечить:

повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;

формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;

снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;

повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;

усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;

наличие востребованного электронного банка ресурсов школы и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;

повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.

сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.

расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;

рост спортивных достижений обучающихся;

повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).


ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:

- снижение заболеваемости учащихся на 10%;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;

- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 95%;

- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 100%

- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы на 20 %

- доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Инструментарий проведения контроля

- мониторинг результативности выполнения программы;

- степень участия учащихся школы в акциях по пропаганде ЗОЖ;

- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;

- опросы учащихся, родителей, педагогов.;

- общественная оценка качества работы школы- анкетирование всех участников образовательного процесса;

- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.

Критерии эффективности реализации Программы

Для образовательных учреждений:

количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе;

количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;

доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;

численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.

Для учащихся:

количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками);

количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;

доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;

доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %;

доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %

количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.

Для педагогов:

1. доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %;

2. доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %.





























































программа "Здоровье будущего поколения"
  • Директору-завучу
Описание:

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования, и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся). По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т. п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ ООШ№5 свидетельствует о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как:

  • 1.патология костно-мышечной системы;
  • 2.болезни органов зрения;
  • 3.болезни органов дыхания;
  • 4.патология пищеварительного тракта;
  • 5.сердечно сосудистые.

Программа «Здоровье будущего поколения» МБОУ ООШ№5 – это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ООШ№5

В МБОУ ООШ№5 – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

В школе будет реализовываться целевая программа «Здоровье будущего поколения». В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.

В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

  • üформирование целостного отношения учащихся к проблемам здоровья;
  • üосуществление мониторинга здоровья учащихся;
  • üреализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
  • üорганизация рационального питания;
  • üсоздание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.

В школе работает 1 группа продленного дня (1-3 классы), где воспитатель не только помогает ребятам выполнять домашнее задание, но и ведет различные кружки, дополнительные занятия и организовывает различные мероприятия.

Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции, не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ООШ№5 уделяется значительное внимание.

В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.

Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

  • üДиагностические мероприятия:

- составление социального портрета школы (класса);

- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

  • üПрофилактические мероприятия:

- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;

- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ ООШ№5 (8\УОТ-АНАЛИЗ)

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

  • Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Поддержка со стороны отдела образования.
  • Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
  • Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».
  • Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.
  • Отсутствие единой государственной
  • программы обеспечения здоровья
  • населения.
  • Низкий уровень культуры здоровья
  • в обществе.
  • Увеличение числа социально
  • неблагополучных семей и детей с
  • ослабленным здоровьем.
  • Низкая межведомственная
  • координация.
  • Относительно низкий культурный уровень социума

Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

  • Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в города.
  • Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников школы уровням квалификации.
  • Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
  • Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами зд оровьесбережения.
  • Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
  • Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  • üсохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • üпроблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
  • üформирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
  • üпроблемы улучшения материально-технической базы.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МБОУ ООШ№5 возможно, благодаря разработанной в школе целевой программе «Здоровье будущего поколения», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьесозидающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.

Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами городских структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов города в здоровьесозидающую деятельность ОУ.

РЕСУРСЫ МБОУ ООШ№5, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ресурсы

- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,

- развитие службы здоровья ОУ,

- опыт работы ОУ с социальными партнерами,

- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

Кадровые ресурсы

В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. Учителя школы активно повышают свой профессионализм по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс через участие в семинарах, курсовую подготовку в различных формах (очно, дистанционно). В школе работает один квалифицированный медицинский работник. Успешно используют учителя физической культуры оздоровительные технологии: рациональное чередование учебной нагрузки, соблюдение санитарно-гигиенических требований, тренинговые и релаксационные занятия, использование методик обучения адекватных возрастным возможностям учащихся, педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия, индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа распределения учебной нагрузки, психологическая коррекция учащихся, проведение уроков на свежем воздухе.

Кроме того, в начальной школе и 5 классах, реализующих ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что гак же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая группа сопровождения

Малая группа сопровождения

Классный руководитель

Медицинский работник

Воспитатель

Педагог –психолог

Педагоги - предметники

Классный руководитель

Педагоги дополнительного образования

Школьный библиотекарь

Родители

Материально-технические ресурсы

В школе имеются 1 оборудованный спортивный зал, стадион, 1 медицинский кабинет; компьютерный класс для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся, столовая.

Методические ресурсы.

К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы здоровья ОУ, программа «Здоровье будущего поколения». Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).

Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы.

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление

здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью

ежемесячных планов мероприятий. Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных

руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ программы «Здоровье будущего поколения» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье будущего поколения» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровъесберегающей образовательной среды. Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Ведущими концептуальными понятиями выступают:

1) ЗДОРОВЬЕ участников образования.

2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,

3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:

Принципы обеспечения здоровья:

  • ü Сохранение
  • üУкрепление
  • üФормирование (развитие) здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании. Программа опирается на следующие ведущие подходы:

  • üшкольный, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;
  • üсистемный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
  • üсозидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
  • ü средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.

Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

  • üстановление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);
  • üразвитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).

Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.

Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:

1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,

2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни.

3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).

Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Программа " Здоровье будущего поколения " основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.

  • ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях МБОУ ООШ№5; сохранения, укрепления психологического и физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса.

ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ

ЦЕЛИ:

  • üчеткое отслеживания санитарно -гигиенического состояния школы;
  • üразработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ
  • üпланомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • üразвитие психолого -медико- педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
  • üпостроение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,

- создание условий для здорового питания,

- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,

- построение научно обоснованного учебного режима,

- обеспечение двигательной активности обучающихся.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового ибезопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ

1. Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

образовательного

учреждения.

Ценное здоровья и здорового образа

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ

Улучшение здоровьесозидающей среды в МБОУ ООШ№5

(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)

2. Использование возможностей УМК «Гармония» в образовательном процессе и различных образовательных •программ, имеющих здоровьесозидающий характер

Отношение кздоровью детей как к главнойценности.

Установка на

безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

Формирование у

учащихся

элементарных представлении офизическом,нравственном,психическом исоциальном здоровье человека.

Формированиеличного опытаздоровосберегающейдеятельности.

Формированиепредставлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.

3. Рациональная

организация учебной

и внеучебной

деятельности

обучающихся.

Сохранение иукреплениездоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.

Повышение эффективности учебного процесса.

Снижение функционального напряжения и утомления детей.

Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Организацияобразовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной; нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогически и коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темп развития и темп

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности исовершенствование

физического состояния.

Обеспечение

рациональной

организации

двигательного режима обучающихся, нормального

физического развития и двигательной

подготовленности обучающихся всех возрастов

Повышение адаптивных

возможностей организма.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование культуры здоровья.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Организация динамических перемен,

физкультминуток на уроках,

способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

5. Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья в здорового образа

Жизни

Включение учащихся

здоровьесозидающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Здоровье детей -главная ценность семейного воспитания

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесози дающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями

(законными

представителями) по

вопросам охраны и укрепления здоровья детей

7. Организация здорового питания.

Сохранение, и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

Организация здорового и рациональногопитания

Качественное и разнообразное питание

8. Семинары и консультации для учителей по вопросам создания

здоровьесозидающей образовательной среды.

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и

проведение семинаров

и консультаций для

учителей по вопросам

создания

здоровьесозидающей

образовательной среды

ОУ.

Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Общее руководства реализацией Программы «Здоровье будущего поколения» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:

а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,

б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов школы,

в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы

г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования города.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический

Совет и Попечительский Совет школы в пределах своих полномочий и в соответствии с

законодательством РФ

Результаты контроля будут представляться ежегодно через публичные доклады на сайте

школы.

В условиях внедрения ФГОС Программы предусматривает обновление содержания деятельности по формированию осознанного отношения участников образовательного процесса к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Совершенствование Программы предусмотрено через реализацию следующих модулей:

Модуль 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Модуль 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом физической культуры.

Модуль 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;

• представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

Модуль 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке). Для успешной реализации данного модуля разработана программа «Здоровое питание».

Модуль 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

Модуль 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами

позитивного коммуникативного общения:

• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

• развитие умения, бесконфликтного решения спорных вопросов;

• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Программа дополнена дополнительными образовательными программами «Непоседы» и «Физкульт - Ура!», направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Своевременное принятиеуправленческого решенияпозволит систематизировать деятельность педагогического коллектива в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов,создать модель здоровьесберегающего образовательного пространства в школе.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

1

Диагностика состояния здоровья: комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма; заполнение паспорта здоровья классных коллективов; комплектование физкультурных групп

В течение всего периода

Председатель Службы здоровья,

медсестра

2

Создание компьютерного банка данных информации о состояния здоровья учащихся

2015г.

Классные руководители

учитель

информатики

3

Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы организации физического воспитания:

организация работы спортивных секций; физминутки и паузы на уроках; сдвижные перемены с музыкальным сопровождением; общешкольные спортивные мероприятия; Дни здоровья и спорта

В течение всего периода

Заместитель

директора по ВР

4

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся

2015г.

Медсестра

5

Мониторинговые исследования «Здоровья учащихся школы», в том числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних заданий, создание комфортной образовательной среды

ежегодно

Зам. директора по УВР

6

Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе., сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов

В течение всего периода

Руководители ШМО

7

Контроль за выполнением норм СанПиН и

охраны труда в процессе организации УВП: три составлении школьного расписания; здоровьесеберегающий подход к организации урока и перемены

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

8

Привлечение родителей к общешкольным оздоровительным мероприятиям.

Зам. директора по УВР, классные

руководители

9

Обеспечение полноценного горячего питания

В течение всего периода

Ответственный ОП

10

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Постоянно

Зам. директора по

увр

11

Своевременное выявление и усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения

2015-2019.

Психолог

12

Организация и проведение лекций и родительских собраний но проблемам возрастных особенностей обучающихся

2015г

Зам. директора по вр

13

Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года

В течение всего периода

Врач, медсестра

14

Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма

В течение всего периода

Зам. директора по Увр

15

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

постоянно

Зам. директора по Увр

16

Создание системы информированности

родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

ежегодно

Зам. директора по Увр

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы предполагается в период 2014 - 2019 гг. в три этапа:

I этап - 2014-2015г.

- Подготовительный этап реализация Программы. Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.

II этап - 2016 - 2018 г.

- Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательною потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности.'

III этап - 2019 г.

- Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе, которые позволят обеспечить:

• повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;

• формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;

• снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;

• повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;

• усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;

• наличие востребованного электронного банка ресурсов школы и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;

• повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.

• сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

• улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.

• расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;

• рост спортивных достижений обучающихся;

• повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).

ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:

- снижение заболеваемости учащихся на 10%;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;

- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 95%;

- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 100%

- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы на 20 %

- доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Инструментарий проведения контроля

- мониторинг результативности выполнения программы;

- степень участия учащихся школы в акциях по пропаганде ЗОЖ;

- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;

- опросы учащихся, родителей, педагогов.;

- общественная оценка качества работы школы- анкетирование всех участников образовательного процесса;

- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.

Критерии эффективности реализации Программы

Для образовательных учреждений:

количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе;

• количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;

• доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;

• численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.

Для учащихся:

количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками);

• количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;

• доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;

• доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %;

• доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %

• количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.

Для педагогов:

1. доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %;

2. доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %.

Автор Кислинская Людмила Ивановна
Дата добавления 17.04.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 251
Номер материала MA-066472
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы