Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа№5»
муниципального
образования «город Бугуруслан»
Согласовано
Утверждена
Директор МБОУ ООШ№5
на НМС МБОУ ООШ№5
____________Л.И.
Кислинская Протокол №________
«____»________ 2014
г. «____»__________ 2014 г.
ПРОГРАММА
Автор программы:
Кислинская
Людмила Ивановна,
директор школы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы
обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области
образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления
здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и
требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии
запросов к результатам общего образования, и реализуется в соответствии со
стратегических документами, определяющими развитие системы образования
Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой
«Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной
безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся). По материалам
Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95%
опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов,
педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т. п.) включают
сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ
ООШ№5 свидетельствует о том, что наиболее распространены у детей такие
заболевания, как:
1.
патология
костно-мышечной системы;
2.
болезни
органов зрения;
3.
болезни
органов дыхания;
4.
патология
пищеварительного тракта;
5.
сердечно
сосудистые.
Программа «Здоровье будущего поколения» МБОУ ООШ№5 – это комплексная программа,
направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни
ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них
внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
ОПИСАНИЕ
ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ООШ№5
В МБОУ ООШ№5 – большой опыт по
здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье
– это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на
поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких
достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической
деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В школе будет реализовываться целевая
программа «Здоровье будущего поколения». В ОУ уделяется большое внимание
созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся
медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические
мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа
по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни.
Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
ü формирование
целостного отношения учащихся к проблемам здоровья;
ü осуществление
мониторинга здоровья учащихся;
ü реализация систем
спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента
воспитательной работы школы;
ü организация
рационального питания;
ü создание
материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и
развитии физической культуры учащихся.
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на
укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной
направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему
организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей
деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как
вовремя уроков, так и вне.
В школе работает 1 группа
продленного дня (1-3 классы), где воспитатель не только помогает ребятам
выполнять домашнее задание, но и ведет различные кружки, дополнительные занятия
и организовывает различные мероприятия.
Школа является активным участником
различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники
образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают
спортивные секции, не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному
из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ООШ№5
уделяется значительное внимание.
В ОУ налажена реализация системы
просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей
культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального
характера:
ü
Диагностические
мероприятия:
-
составление социального портрета школы (класса);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и
социально-педагогической помощи.
ü Профилактические
мероприятия:
- совместная
работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
-
проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма,
табакокурения
-
проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих
трудности в воспитании детей.
АНАЛИЗ
ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ ООШ№5 (8\УОТ-АНАЛИЗ)
Внешние
факторы
|
Возможности
|
Угрозы
|
·
Наличие государственного заказа в области сохранения и
укрепления здоровья обучающихся.
·
Поддержка со стороны отдела образования.
·
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей
деятельности.
·
Наличие городских программ, направленных на поддержание
социального здоровья, таких как «Толерантность».
·
Наличие городской системы профилактики беспризорности и
правонарушений.
|
·
Отсутствие единой государственной
программы
обеспечения здоровья
населения.
·
Низкий уровень культуры здоровья
в
обществе.
·
Увеличение числа социально
неблагополучных
семей и детей с
ослабленным
здоровьем.
·
Низкая межведомственная
координация.
·
Относительно низкий культурный уровень социума
|
Внутренние
факторы
|
Преимущества
|
Недостатки
|
·
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с
психолого-медико-социальной службой в города.
·
Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие
педагогических работников школы уровням квалификации.
·
Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных
партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей
здоровьеразвивающей направленности.
|
·
Отсутствие системы эффективного взаимодействия между
учреждениями, занимающимися различными аспектами зд оровьесбережения.
·
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области
сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
·
Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
·
Недостаточное использование всех возможных ресурсов для
привлечения дополнительного финансирования
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проведя анализ
физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения
здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся:
ü
сохранение и укрепление физического здоровья детей;
ü
проблема создания положительного психологического климата и
активной жизненной позиции, субъектных отношений;
ü
формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса
(обучающихся, педагогов, родителей);
ü
проблемы улучшения материально-технической базы.
Для решения
вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих
реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных
проблем в МБОУ ООШ№5 возможно, благодаря разработанной в школе целевой
программе «Здоровье будущего поколения», направленной на создание
здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников
образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно
обоснованные подходы к организации здоровьесозидающей образовательной среды.
Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем
является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации
здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе
современных здоровьесозидающих технологий.
Для достижения
эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех
специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со
специалистами городских структур, обеспечивающая единое организационно-методическое
сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов города в
здоровьесозидающую деятельность ОУ.
РЕСУРСЫ
МБОУ ООШ№5, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы
- квалифицированные
кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие
службы здоровья ОУ,
- опыт
работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие
комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы
В школе
работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий
по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий
за новейшими разработками в области образования. Учителя школы активно
повышают свой профессионализм по внедрению здоровьесберегающих технологий в
учебно-воспитательный процесс через участие в семинарах, курсовую подготовку в
различных формах (очно, дистанционно). В школе работает один
квалифицированный медицинский работник. Успешно используют учителя физической
культуры оздоровительные технологии: рациональное чередование учебной нагрузки,
соблюдение санитарно-гигиенических требований, тренинговые и релаксационные
занятия, использование методик обучения адекватных возрастным возможностям
учащихся, педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия,
индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа распределения учебной
нагрузки, психологическая коррекция учащихся, проведение уроков на свежем
воздухе.
Кроме того, в
начальной школе и 5 классах, реализующих ФГОС, действуют малая и большая
службы сопровождения, что гак же позволяет оказывать помощь и
психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего
образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую
комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет
реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах
деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных,
действенно-практических возможностей учащихся.
Большая группа сопровождения
|
Малая группа сопровождения
|
Классный руководитель
|
Медицинский работник
|
Воспитатель
|
Педагог –психолог
|
Педагоги - предметники
|
Классный руководитель
|
Педагоги дополнительного образования
|
|
Школьный библиотекарь
|
|
Родители
|
|
Материально-технические
ресурсы
В школе имеются 1
оборудованный спортивный зал, стадион, 1 медицинский кабинет; компьютерный
класс для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. В
школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой,
необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ
учителей и учащихся, столовая.
Методические ресурсы.
К ним относятся
методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих
технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического
сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы
здоровья ОУ, программа «Здоровье будущего поколения». Методические рекомендации
по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по
проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по
указанной проблематике.
Информационные ресурсы.
Информационная
поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление
здоровья участников
образовательного процесса, осуществляется с помощью
ежемесячных планов
мероприятий. Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных
руководителей,
регулярного обновления сайта школы и пр.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация школы
на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы
здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в
многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ программы
«Здоровье будущего поколения» (далее Программа) имеет актуальное значение.
Разработка школьной программы «Здоровье будущего поколения» продиктована
стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные
потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий
потенциал коллектива.
Основу
реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к
обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход
подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье
каждого человека и реализуется через создание здоровъесберегающей
образовательной среды. Предлагаемая школой Программа базируется на
понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков
как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в
соответствии с его физическими и психическими возможностями. Ведущими
концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ
участников образования.
2) КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению
Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического,
духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и
физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и
нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся
собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:
ü Сохранение
ü
Укрепление
ü
Формирование (развитие) здоровья
Обеспечить наиболее
полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения
и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного,
валеологического и культурологического подходов в образовании. Программа
опирается на следующие ведущие подходы:
ü
школьный, личностно-ориентированный подход, предполагающий
признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого
отдельного субъекта образования;
ü
системный холистический подход к безопасности и индивидуальному
здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья
как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов
(соматических, психических, социальных и нравственных);
ü
созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека,
сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и
здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного
оздоровления образа жизни;
ü
средовой подход к созданию условий для
обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором
образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по
отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье
человека.
Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий,
обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:
ü
становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие
факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим,
информационным);
ü
развитие и становление здоровья участников образовательного
процесса, формирование здорового образа жизни.
В современной
педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное
личностное образование, являющееся выражением гармоничности,
богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее
связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и
активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).
Культура здоровья
школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в
результате освоения и принятия индивидом духовного опыта
человечества в сфере сохранения и укрепления
здоровья, ответственности за его совершенствование в течение
всей жизни.
Деятельностной формой
проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ
жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ
жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление
здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ
биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни.
3) способ
его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического,
социального).
Основными компонентами
здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют:
оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание;
рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация
жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек;
валеологическое самообразование.
Программа "
Здоровье будущего поколения " основана на принципах
природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к
здоровьюсбережению в ОУ.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание эффективной модели сохранения и развития здоровья
ребенка в условиях МБОУ ООШ№5; сохранения, укрепления психологического и
физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса.
ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ
ЦЕЛИ:
ü
четкое отслеживания санитарно -гигиенического состояния школы;
ü
разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и
укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ
ü
планомерная организация полноценного сбалансированного питания
учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
ü
развитие психолого -медико- педагогической службы школы для
своевременной профилактики психологического и физиологического состояния
учащихся;
ü
построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий
характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:
- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,
- создание условий для здорового питания,
- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,
- построение научно обоснованного учебного режима,
- обеспечение двигательной активности обучающихся.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления
|
Ценностные установки
|
Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ
|
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного
ОЖ
|
1. Создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
образовательного
учреждения.
|
Ценное здоровья и здорового образа
|
Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в
ОУ
|
Улучшение здоровьесозидающей среды в МБОУ ООШ№5
(В настоящее время все школьные помещения соответствуют
санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям
охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)
|
2. Использование возможностей УМК «Гармония» в образовательном
процессе и различных образовательных •программ, имеющих здоровьесозидающий
характер
|
Отношение к здоровью
детей как к главной ценности.
|
Установка на
безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование заинтересованного отношения детей к собственному
здоровью.
Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к
здоровью детей как к главной ценности
|
Формирование у учащихся ценностного
отношения к здоровью своему и других людей.
Формирование у
учащихся
элементарных представлении о
физическом, нравственном, психическом и социальном
здоровье человека.
Формирование
личного опыта здоровосберегающей
деятельности.
Формирование
представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его жизни в целом.
|
3. Рациональная
организация учебной
и внеучебной
деятельности
обучающихся.
|
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.
|
Повышение эффективности учебного процесса.
Снижение функционального напряжения и утомления детей.
Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования
труда и отдыха.
Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и
внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями.
|
Организация
образовательного процесса строится с учетом
гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной;
нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных
секциях). Применение в учебном процессе методов и методик обучения,
адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое
соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в
том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогически и коллектив
учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития
учащихся: темп развития и темп
|
4. Организация
физкультурно-оздоровительной работы
|
Положительное отношение к двигательной
активности и совершенствование
физического состояния.
|
Обеспечение
рациональной
организации
двигательного режима обучающихся,
нормального
физического развития и двигательной
подготовленности обучающихся всех возрастов
Повышение адаптивных
возможностей организма.
Сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
Формирование культуры здоровья.
|
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп
здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)
Рациональная и соответствующая организация уроков физической
культуры и занятий активно-двигательного характера.
Организация динамических перемен,
физкультминуток на уроках,
способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности. Организация работы спортивных секций и создание условий для их
эффективного функционирования. Регулярное проведение
спортивно-оздоровительных мероприятий
|
5. Реализация дополнительных
образовательных программ
|
Ценность здоровья в здорового образа
Жизни
|
Включение учащихся
здоровьесозидающую деятельность
|
Создание и реализация в школе
дополнительных образовательных программ, направленных на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни
|
6. Просветительская работа с
родителями (законными представителями).
|
Здоровье детей -главная ценность семейного воспитания
|
Включение родителей (законных представителей) в здоровьесози дающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы
|
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями
(законными
представителями) по
вопросам охраны и укрепления здоровья детей
|
7. Организация здорового
питания.
|
Сохранение, и укрепление здоровья
учащихся средствами рациональной организации их питания
|
Организация здорового и рационального питания
|
Качественное и разнообразное питание
|
8. Семинары и консультации для учителей по вопросам создания
здоровьесозидающей образовательной среды.
|
Ценность здоровья и здорового образа жизни
|
Организация и
проведение семинаров
и консультаций для
учителей по вопросам
создания
здоровьесозидающей
образовательной среды
ОУ.
|
Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Общее руководства
реализацией Программы «Здоровье будущего поколения» осуществляется Службой
здоровья ОУ, которая организует:
а)
организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации
Программы,
б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в
банк ресурсов школы,
в) анализ содержания
деятельности основных направлений реализации Программы
г) разрабатывает
механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе
образования города.
Постоянный
контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический
Совет и Попечительский
Совет школы в пределах своих полномочий и в соответствии с
законодательством РФ
Результаты контроля
будут представляться ежегодно через публичные доклады на сайте
школы.
В условиях
внедрения ФГОС Программы предусматривает обновление содержания деятельности по
формированию осознанного отношения участников образовательного процесса к
собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе
жизни. Совершенствование Программы предусмотрено через реализацию следующих
модулей:
Модуль 1 — комплекс мероприятий, позволяющих
сформировать у обучающихся:
• способность
составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня
и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости,
напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с
учётом учебных и внеучебных нагрузок;
• умение планировать и
рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к
экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных
особенностей работоспособности;
• знание основ
профилактики переутомления и перенапряжения.
Модуль 2 —
комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о
необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах
закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
• представление о
рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
• потребность в
двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
• умение
осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной
активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные
занятия спортом.
Для реализации
этого модуля необходима интеграция внеурочной деятельности с курсом физической
культуры.
Модуль 3 —
комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• навыки
самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых
ситуациях;
• представления о
влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их
вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
• навыки эмоциональной
разгрузки и их использование в повседневной жизни;
• навыки управления
своим эмоциональным состоянием и поведением.
Модуль 4 —
комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о
рациональном питании как важной составляющей части здорового образа
жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление
здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
• знание правил
этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются
неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о
социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
• интерес к народным
традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и
традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и
традициям других народов.
В результате
реализации данного модуля обучающиеся способны самостоятельно оценивать и
контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и
соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке). Для успешной
реализации данного модуля разработана программа «Здоровое питание».
Модуль 5 —
комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода
зависимостей:
• развитие
представлений подростков о ценности здоровья, важности и
необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний
обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности
соблюдать эти правила;
• формирование
адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения,
эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и
противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• формирование
представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья,
о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих,
интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации,
достижения социального успеха;
• ознакомление
подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование
умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа
своего режима;
• развитие способности
контролировать время, проведённое за компьютером.
Модуль 6 —
комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами
позитивного
коммуникативного общения:
• развитие
коммуникативных навыков подростков, умений эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в
разных ситуациях;
• развитие умения,
бесконфликтного решения спорных вопросов;
• формирование умения
оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и
поведение других людей.
Программа дополнена дополнительными
образовательными программами «Непоседы» и «Физкульт - Ура!», направленные на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Своевременное принятие
управленческого решения позволит
систематизировать деятельность педагогического коллектива в
решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов,
создать модель здоровьесберегающего
образовательного пространства в школе.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОГРАММЫ
№
|
Мероприятия
|
Сроки реализации
|
Ответственный
|
1
|
Диагностика состояния здоровья: комплексная оценка состояния
здоровья и физического развития с определением функциональных резервных
возможностей организма; заполнение паспорта здоровья классных коллективов;
комплектование физкультурных групп
|
В течение всего периода
|
Председатель Службы здоровья,
медсестра
|
2
|
Создание компьютерного банка данных информации о состояния
здоровья учащихся
|
2015г.
|
Классные руководители
учитель
информатики
|
3
|
Осуществление работы по здоровьесбережению
детей через следующие формы организации физического воспитания:
организация работы спортивных секций; физминутки и паузы на уроках; сдвижные перемены с музыкальным сопровождением; общешкольные
спортивные мероприятия; Дни здоровья и спорта
|
В течение всего периода
|
Заместитель
директора по ВР
|
4
|
Создание системы информированности
родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся
|
2015г.
|
Медсестра
|
5
|
Мониторинговые исследования «Здоровья учащихся школы», в том
числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних
заданий, создание комфортной образовательной среды
|
ежегодно
|
Зам. директора по УВР
|
6
|
Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических
технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию
благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе.,
сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и
педагогов
|
В течение всего периода
|
Руководители ШМО
|
7
|
Контроль за выполнением норм СанПиН и
охраны труда в процессе организации УВП: три составлении
школьного расписания; здоровьесеберегающий подход к организации урока и
перемены
|
В течение всего периода
|
Зам. директора по УВР
|
8
|
Привлечение родителей к общешкольным оздоровительным
мероприятиям.
|
|
Зам. директора по УВР, классные
руководители
|
9
|
Обеспечение полноценного горячего питания
|
В течение всего периода
|
Ответственный ОП
|
10
|
Проведение музыкальных и спортивных перемен
|
Постоянно
|
Зам. директора по
увр
|
11
|
Своевременное выявление и усиление адресности психологической
помощи детям, имеющим поведенческие отклонения
|
2015-2019.
|
Психолог
|
12
|
Организация и проведение лекций и родительских собраний но
проблемам возрастных особенностей обучающихся
|
2015г
|
Зам. директора по вр
|
13
|
Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на
основании результата диспансеризации в течение учебного года
|
В течение всего периода
|
Врач, медсестра
|
14
|
Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с
вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма
|
В течение всего периода
|
Зам. директора по Увр
|
15
|
Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий
медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник
|
постоянно
|
Зам. директора по Увр
|
16
|
Создание системы информированности
родителей о результатах анализа состояния здоровья и
профилактической работы в школе по оздоровлению детей
|
ежегодно
|
Зам. директора по Увр
|
ЭТАПЫ
И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы
предполагается в период 2014 - 2019 гг. в три этапа:
I этап
- 2014-2015г.
- Подготовительный
этап реализация Программы. Создание организационно-правовых условий для
формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения
школьников.
II этап
- 2016 - 2018 г.
-
Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом.
Расширение образовательною потенциала деятельности школы, в том числе через
работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных
партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности
мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской
общественности.
'
III этап - 2019 г.
- Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы
и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей
дальнейшего развития Программы
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание максимально
благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в школе,
которые позволят обеспечить:
• повышение успешности учащихся в образовательной
деятельности;
• формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению
здоровья;
• снижение заболеваемости и функциональной напряженности
учащихся;
• повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей
деятельности;
•
усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;
• наличие
востребованного электронного банка ресурсов школы и методических разработок в
области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;
• повышение уровней
валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности
обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
• сбережение
здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников
образовательного процесса.
• улучшение
физического и эмоционально-психологического состояния всех участников
образовательного процесса.
• расширение сети спортивных
секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
• рост спортивных
достижений обучающихся;
• повышение
профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и
укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья
обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение
заболеваемости учащихся на 10%;
- расширение
спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение
степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных
субъектов до 95%;
- снижение
асоциальных случаев поведения школьников на 100%
- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы на
20 %
- доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников
не менее 10%.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты
реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур,
предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного
травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг
результативности выполнения программы;
- степень
участия учащихся школы в акциях по пропаганде ЗОЖ;
- анализ
статистических показателей и мониторинговых исследований;
- опросы
учащихся, родителей, педагогов.;
- общественная
оценка качества работы школы- анкетирование всех участников образовательного
процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.
Критерии эффективности реализации Программы
Для образовательных учреждений:
• количество
(динамика) чрезвычайных ситуаций в школе;
• количество
официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых
принимает ОУ;
• доля учащихся,
охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
• численность
учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для учащихся:
• количество
пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками);
• количество уроков
физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению,
уроков/уч-ся/год;
• доля учащихся,
участвующих в дополнительном образовании, %;
• доля учащихся,
занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к
общему их количеству, %;
• доля учащихся,
получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
• количество
(динамика) несчастных случаев в ОУ.
Для педагогов:
1. доля
педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и
безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %;
2. доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по
отношению к общему их количеству, %.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.