Главная / Другое / Программа взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования

Программа взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования

ПРОГРАММА профилактической работы

« Программа по работе с проблемными подростками»
Возраст детей: 7-18 лет
Автор-составитель: методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» А.В.Парачук, М.Е.Сидоренко, С.П.Сергеенко

Пояснительная записка.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка. На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок. В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Наличие только одного вида проблемы встречается довольно редко, поскольку все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки, отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно — гигиеническим требованиям, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается

Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей; конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; нравственно неблагополучные семьи, среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого; педагогически некомпетентные семьи.

Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность. Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Взаимодействия при реализации программы 

Директор центра

Совместно с администрацией, педагогами дополнительного образования продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в центре атмосферу взаимопонимания и добропорядочности. 

Заместитель директора по учебно- методической работе

Организует с педагогами занятия по вовлечению учащихся в объединения по интересам, корректирует обучение на занятиях, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их педагогами. Заботится о микроклимате в центре и объединениях по интересам.

Педагог социальный

Знает детские проблемы, семьи, находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча.

Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи учащимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственной ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» подростка на основе координации воспитательных усилий дополнительного образования, семьи, среды и анализирует полученный результат.

Педагог дополнительного образования детей и молодёжи.

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с педагогом социальным, учителями школы, где учатся дети, планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в объединении по интересам.

Педагог –психолог.

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений, что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Родители.

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Основная идея программы:

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.

Цель программы:

Включение воспитанника, имеющего проблемы в обучении и воспитании, в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение его к социально-ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений педагогов и учащихся; использование всех имеющихся возможностей дополнительного образования, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к этим детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения.

Основные направления работы:· 

Выявление и изучение детей и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.· Реализация педагогами дополнительного образования, специалистами службы СППС сопровождения индивидуального плана работы с этими детьми и семьями.· Организация социально-педагогической помощи учащимся, имеющим проблемы в обучении и воспитании.·

Причины, порождающие «трудных» подростков:

Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;·незнание их интересов и потребностей;·политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;·усиление влияния псевдокультуры;· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;·отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;·чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства.

Работа службы СППС сопровождение педагога дополнительного образования в работе с проблемными семьями.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Работая с семьей, педагог социальный, педагог дополнительного образования, педагог-психолог выступают, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей. Именно педагог социальный, педагог дополнительного образования, педагог - психолог должны найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, педагога-психолога на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний.

Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб, заявлений родителей, а далее, изучив обоснованность этих источников, выявить причины указанных нарушений. В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. 

Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы.

Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений

Работая с семьей, педагог социальный, педагог-психолог, педагог дополнительного образования нередко прибегают к социальному патронажу или надзору. 

Типы проблемных семей

Задачи

Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье -холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

· Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет педагогов.

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу дополнительного образования с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.

Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

Изменить жизненную ориентацию родителей.· Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в учреждении дополнительного образования использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы..

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

1. Работа с коллективом учащихся

1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в объединении по интересам.

1. Работа с коллективом учащихся.

2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, ученическое самоуправление и т. д.

2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
секций и кружков.
5. Совместная работа педагога дополнительного образования с семьями, общественностью и правоохранительными органами.

2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся

В течение года

Педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог

2. Отслеживание пробелов в знаниях учащихся.

Постоянно

Администрация, педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог

3. Проведение консультаций.

По отдельному плану

Педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог

4. Укрепление положения детей в коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог

5. Формирование положительной

«Я-концепции».

В течение года

Педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также проводится в соответствии с планами.

План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Работа МО педагогов дополнительного образования по направлениям деятельности

В течение года

Педагог дополнительного образования, методисты

2. Заседания творческой группы по работе с семьей «Взаимодействие семьи и дополнительного образования»

1 раз в квартал

Руководитель творческой группы

3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

В течении года

Педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог

4.Работа с правоохранительными органами, КДН, ИДН

В течение года

Администрация, социальный педагог, педагоги ДО, методисты

5.Подготовка выставок литературы по данной проблематике

1 раз в квартал

методист

7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании.

сентябрь

Заместители директора по ВР, методисты, педагог социальный

Ожидаемые результаты реализации программы

Конечным результатом реализации программы профилактической работы является снижение количества учащихся и семей находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, снижение уровня преступлений и правонарушений, 100% реализация плана работы, положительная динамика роста успешных выпускников школы, возрастание социальной и трудовой активности подростков, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности, семейных традиций.

Эти показатели позволяют определить не только состояние профилактической работы в целом, но и отдельные стороны этой работы:· создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей реализации программы;· воспитание подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности;· создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;· интеграцию усилий профессионалов педагогов дополнительного образования, специалистов службы СППС.  обеспечение повышения статуса социально — педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования.

Программа взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования
  • Другое
Описание:

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка. На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

Автор Парачук Андрей Валентинович
Дата добавления 23.05.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 217
Номер материала MA-067048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓