ПРОГРАММА профилактической
работы
«
Программа по работе с проблемными подростками»
Возраст детей: 7-18 лет
Автор-составитель: методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодёжи» А.В.Парачук, М.Е.Сидоренко, С.П.Сергеенко
Пояснительная
записка.
В жизни каждого
человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет
своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений,
впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является
источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического
опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между
людьми. Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации
ребёнка. На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов,
как биологических, так и социальных.
Главным социальным
фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от
состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок. В научной литературе нет четкого определения
понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл.
Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно
встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи
группы риска», «негармоничная семья» и др.
Как правило,
проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной,
правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других
сторон ее жизни. Наличие только одного вида проблемы встречается довольно
редко, поскольку все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например,
ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет
удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на
физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов
семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки, отсутствие или недостаток
в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности
в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях,
неблагоприятный эмоциональный фон в целом, жилищно-бытовые условия не отвечают
элементарным санитарно — гигиеническим требованиям, родители ведут аморальный,
противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не
занимается
Семьи с недостатком
воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим
уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в
учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального
благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны,
неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают
на сторону одного из родителей; нравственно неблагополучные семьи, среди членов
такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи,
стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить
своей воле другого; педагогически некомпетентные семьи.
Последствиями
воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность.
Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье
они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья,
сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей
довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет,
сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе,
взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется
безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно
сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким
образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная
семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное,
десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется
в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Душевное состояние и
поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или
неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой
нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются
«трудные» дети.
Взаимодействия
при реализации программы
Директор центра
Совместно с администрацией,
педагогами дополнительного образования продумывает систему воспитательной
работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих
высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко
организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной
информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей,
положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в центре атмосферу
взаимопонимания и добропорядочности.
Заместитель
директора по учебно- методической работе
Организует с
педагогами занятия по вовлечению учащихся в объединения по интересам,
корректирует обучение на занятиях, посредством малых педсоветов,
педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка,
определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности.
Заместитель
директора по воспитательной работе
Знает проблемы детей
и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает
с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с
«трудными» подростками и их педагогами. Заботится о микроклимате в центре и объединениях
по интересам.
Педагог
социальный
Знает детские
проблемы, семьи, находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной
ситуации, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка,
созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и
здоровья, выполнению обязательного всеобуча.
Взаимодействует с
учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи учащимся,
нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими
возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Он изучает личность
«трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственной
ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации
личности, реализует воспитание «трудного» подростка на основе координации
воспитательных усилий дополнительного образования, семьи, среды и анализирует
полученный результат.
Педагог
дополнительного образования детей и молодёжи.
Решает задачи
разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера,
восстановления и формирования ведущих положительных качеств и
самосовершенствования. Совместно с педагогом социальным, учителями школы, где
учатся дети, планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, создает
атмосферу доверия и взаимоподдержки в объединении по интересам.
Педагог
–психолог.
Развертывает
диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и
воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения
подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении
методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал
непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций,
сочинений, что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог предлагает
результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации
и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей,
ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Родители.
Заботятся о
рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима
дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от
нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на
улице.
Основная
идея программы:
Предупреждение и
преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках
системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с
детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе
сверстников; педагогическую диагностику.
Цель
программы:
Включение воспитанника,
имеющего проблемы в обучении и воспитании, в социальные и внутриколлективные
отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом,
привлечение его к социально-ценной деятельности с учетом имеющихся у него
положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция
взаимоотношений педагогов и учащихся; использование всех имеющихся возможностей
дополнительного образования, семьи и общественности для создания единых
педагогических позиций по отношению к этим детям, формирования у них
объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного
поведения.
Основные
направления работы:·
Выявление и изучение
детей и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной
ситуации.· Реализация педагогами дополнительного образования,
специалистами службы СППС сопровождения индивидуального плана работы с этими
детьми и семьями.· Организация социально-педагогической помощи учащимся,
имеющим проблемы в обучении и воспитании.·
Причины,
порождающие «трудных» подростков:
Отсутствие
целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;·незнание их
интересов и потребностей;·политическая, социально-экономическая и экологическая
нестабильность;·усиление влияния псевдокультуры;· неблагоприятные
семейно-бытовые отношения;·отсутствие контроля за поведением детей,
безнадзорность, невнимание к детям;·чрезмерное попустительство или жестокость
наказания за совершенные проступки;· сверхзанятость родителей в сфере
общественного производства и частного предпринимательства.
Работа
службы СППС сопровождение педагога дополнительного образования в работе с
проблемными семьями.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции
отношений внутри семьи. Работая с семьей, педагог социальный, педагог дополнительного
образования, педагог-психолог выступают, как правило, в трех ролях: советник,
консультант, защитник.
Советник —
информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в
семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические
советы по воспитанию детей.
Консультант —
консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного
взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий,
необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник —
защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с
отстраненностью родителей от процесса воспитания детей. Именно педагог
социальный, педагог дополнительного образования, педагог - психолог должны
найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее
позитивного потенциала. Диагностика семьи является постоянным компонентом в
деятельности социального педагога, педагога-психолога на котором основывается
система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует
соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности,
последовательности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет
необходимых показаний.
Новое исследование
может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической
информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб, заявлений
родителей, а далее, изучив обоснованность этих источников, выявить причины
указанных нарушений. В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере
жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и
необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему,
правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста.
Основное назначение диагностики –
составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных
определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны:
наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы.
Особую группу
составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые
задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа,
методика неоконченных предложений
Работая с семьей,
педагог социальный, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
нередко прибегают к социальному патронажу или надзору.
Типы проблемных семей
|
Задачи
|
Семьи,
в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой
ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье -холодность,
безразличие, отсутствие духовного контакта.
|
Расположить
мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не
спешить обижаться.
Попробовать
посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать
свое отношение к ней.
Заинтересовать
судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно,
тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную
жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном
решении повседневных жизненных проблем
|
Семьи,
в которых господствует безнадзорность. В таких семьях
родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны
культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с
детьми.
|
· Терпеливо
доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который
они ведут.
Обратить
внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и
мать.
Выяснить,
кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой
в изменении условий жизни.
Включить
подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать,
установить контроль.
|
Семьи,
характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов
педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет педагогов.
|
Сформировать
у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними
консультаций, включение их в систематическую работу дополнительного
образования с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить
мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
|
Семьи,
в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в
таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители
эти качества поощряют.
|
Изменить
жизненную ориентацию родителей.· Заинтересовать подростка развитием
внутреннего духовного мира.
При
встречах с родителями дома и в учреждении дополнительного образования
использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
|
Семьи,
в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто
граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в
результате чего они растут озлобленными и жестокими.
|
Доказать
родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от
действий с позиции силы..
Относиться
к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и
уважение.
Доказать,
что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
|
Воспитательная
работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная
ступень
|
Средняя
ступень
|
Старшая
ступень
|
1. Работа
с коллективом учащихся
|
1. Пути
формирования воспитывающего детского коллектива в объединении по интересам.
|
1. Работа
с коллективом учащихся.
|
2. Деятельность,
направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные
творческие дела, ученическое самоуправление и т. д.
|
2. Организация
самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
секций и кружков.
5. Совместная работа педагога дополнительного образования с семьями,
общественностью и правоохранительными органами.
|
2. Деятельность
детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление,
самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа
|
Организация
помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственный
|
1. Организация педагогической помощи
|
1.
Создание благоприятных условий для развития личности учащихся
|
В
течение года
|
Педагог
дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог
|
2.
Отслеживание пробелов в знаниях учащихся.
|
Постоянно
|
Администрация,
педагог дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог
|
3.
Проведение консультаций.
|
По
отдельному плану
|
Педагог
дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог
|
4.
Укрепление положения детей в коллективе, помощь учащимся в выполнении
общественных поручений.
|
В
течение года
|
Педагог
дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог
|
5.
Формирование положительной
«Я-концепции».
|
В
течение года
|
Педагог
дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог
|
Для повышения
качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и
целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ
воспитания. Работа в этом направлении также проводится в соответствии с планами.
План
подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными
детьми
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
1.
Работа МО педагогов дополнительного образования по направлениям деятельности
|
В
течение года
|
Педагог
дополнительного образования, методисты
|
2.
Заседания творческой группы по работе с семьей «Взаимодействие семьи и дополнительного
образования»
|
1
раз в квартал
|
Руководитель
творческой группы
|
3.
Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически
запущенными детьми и неблагополучными семьями
|
В
течении года
|
Педагог
дополнительного образования, педагог социальный, педагог — психолог
|
4.Работа
с правоохранительными органами, КДН, ИДН
|
В
течение года
|
Администрация,
социальный педагог, педагоги ДО, методисты
|
5.Подготовка
выставок литературы по данной проблематике
|
1
раз в квартал
|
методист
|
7.
Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании.
|
сентябрь
|
Заместители
директора по ВР, методисты, педагог социальный
|
Ожидаемые
результаты реализации программы
Конечным результатом
реализации программы профилактической работы является снижение количества учащихся
и семей находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации,
снижение уровня преступлений и правонарушений, 100% реализация плана работы,
положительная динамика роста успешных выпускников школы, возрастание социальной
и трудовой активности подростков, преодоление экстремистских проявлений,
возрождение духовности, семейных традиций.
Эти показатели
позволяют определить не только состояние профилактической работы в целом, но и
отдельные стороны этой работы:· создание нормативно-организационных,
управленческих условий дальнейшей реализации программы;· воспитание
подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному
труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств
личности;· создание условий приоритетности воспитания в процессе
образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных
компонентов в системе образования;· интеграцию усилий профессионалов
педагогов дополнительного образования, специалистов службы СППС. обеспечение
повышения статуса социально — педагогической деятельности в учреждении
дополнительного образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.