Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 20»
|
|
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №20
_________О.В. Шардакова
|
|
Программа
внеурочной деятельности учащихся
«Учимся
работать с текстом»
возраст
обучающихся: 9-11лет
срок
реализации: 1 год
|
|
Руководитель
курса:
Захарова
Вероника Валерьевна
педагог I
категории
|
|
пос.
Железнодорожный , 2014 год
Пояснительная
записка.
Одним из
результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать
учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
·
системы
знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных
системах;
·
умение
учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
·
обобщенных
способов деятельности;
·
коммуникативных
и информационных умений.
В связи с этим к
итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная
проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений
планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа
с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т.
е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией,
представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных
текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические
задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных
учебных действий на межпредметной основе.
Время завершения
обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от
обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются
тексты разного содержания.
Среди универсальных
учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для
комплексной оценки выбраны следующие группы действий:
·
в
сфере регулятивных УУД - способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане,
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
·
в
сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций,
включая общие приемы решения задач;
·
в
сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои
мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом,
комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных
учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в
ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Занятия курса
составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся
будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими,
ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные
статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения,
сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.
Цель занятий
проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся
работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц,
диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных
универсальных учебных действий.
Этой целью
обусловлены и вытекающие из нее задачи:
§ решать учебные
задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
- формировать умения
учащихся работать с информацией представленной
в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);
§ Формулировать
самостоятельные выводы;
§ Выстраивать логические
связи по содержательной линии текста;
§ Усваивать
детальную информацию;
§ Давать
самостоятельные обоснованные суждения.
Возраст детей, участвующих в реализации
данной общеобразовательной программы: программа
предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.
§
Сроки
реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 года
обучения (1 час в неделю).
1 год обучения – 34 часа;
§
Руководитель
имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на
изучение отдельных тем, число практических работ.
§ Формы и
режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в недель
Планируемые
результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения
курса является развитие следующих умений:
-
Определять и высказывать под
руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
-
В
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
-
Метапредметными
результатами
изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать
цель деятельности.
-
Учиться
высказывать своё предположение (версию).
-
Учиться
работать по предложенному плану.
-
Учиться
отличать правильно выполненное задание от неверного.
-
Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
-
Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации.
-
Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
-
Перерабатывать
полученную информацию: делать.
-
Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
-
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-
Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь
других.
-
Читать, пересказывать,
интерпретировать текст.
-
Совместно
договариваться о правилах работы в группе.
-
Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными
результатами
изучения курса являются
В ОБЛАСТИ
ЧТЕНИЯ
–
техника
и навыки чтения
٧
скорость
чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
٧
общая
ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
٧
сформированность
навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
٧
умение
прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно
ее придерживаться;
–
культура
чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные
аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого
из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой
информации; представление ее в разных форматах, связь информации,
представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация
информации и т.д.);
–
читательский
отклик на прочитанное.
·
В
ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
–
овладение
ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных
действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика,
лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура
речи)
٧
целостность
системы понятий (4 кл.);
٧
фонетический
разбор слова, звуко-буквенные связи;
٧
разбор
слова по составу (начиная с 3-го кл.);
٧
разбор
предложения по частям речи;
٧
синтаксический
разбор предложения;
–
умение
строить свободные высказывания:
٧
словосочетания
(умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
٧
предложения
٧
связный
текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера
(составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й
кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
§
на
этическую ситуацию
§
на
нравственную и социальную проблему
§
на
экологические проблемы
§ задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
–
сформированность
правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в
ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного
высказывания);
–
объем
словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и
обогащения (последнее задание каждой работы);
·
В
ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
–
овладение
ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных
действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические
действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления,
работа с данными)
–
умение
видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать
условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой
на визуальную информацию;
–
умение
рассуждать и обосновывать свои действия;
·
В
ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
–
сформированность
первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и
используемых для их описания понятий
٧
тела
и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
٧
объекты
живой и неживой природы;
٧
классификация
и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
٧
распознавание
отдельных географических объектов;
–
сформированность
первичных предметных способы учебных действий
٧
навыков
измерения и оценки;
٧
навыков
работа с картой;
٧
навыков
систематизации;
–
сформированность
первичных методологических представлений
٧
этапы
исследования и их описание;
٧
различение
фактов и суждений;
٧
постановка
проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы
дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших
универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции,
самоконтролю, самокоррекции.
Фиксация
результатов
Оценочный
лист
Критерии
|
Показатели
|
Баллы
|
Чтение текста про себя
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи
учителя.
|
0
|
Ответы на вопросы к тексту
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи
учителя.
|
0
|
Понимание информации
представленной в таблице
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи
учителя.
|
0
|
Понимание информации
представленной в виде диаграмм
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи
учителя.
|
0
|
Усвоение детальной информации из
текста
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи
учителя.
|
0
|
Формулировка выводов
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи учителя.
|
0
|
Выстраивание логических связей по
содержанию текста
|
Умеет находить свои ошибки и
исправлять их самостоятельно
|
15
|
Умеет действовать самостоятельно
|
5
|
Умеет действовать при помощи
учителя.
|
0
|
Система отслеживания и оценивания результатов:
стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме
контрольной работы на первом и последнем занятии.
Тематическое
планирование
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол- во
часов
|
|
|
1.
|
Вводное
занятие. Культура речевого поведения.
|
1
|
|
2.
|
Вводная
проверка техники чтения.
|
1
|
|
3.
|
Комплексная работа на основе единого
текста.
“Озеро
Байкал”
|
1
|
|
4.
|
Какие
бывают тексты?
Определение стиля текстов.
|
1
|
|
5.
|
Подтверждение
выводов об особенностях стиля словами из текста
|
1
|
|
6.
|
Ответы
на вопросы к научно- популярному тексту.
|
1
|
|
7.
|
Формирование
навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения.
|
1
|
|
8.
|
Планирование
своих действий при работе с текстом
|
1
|
|
9.
|
Выделение
существенной информации из текста.
|
1
|
|
10.
|
Формирование
умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы).
|
1
|
|
11.
|
О чём
говорит заглавие?
|
1
|
|
12.
|
Выделяй
главное.
|
1
|
|
13.
|
Основная
мысль.
|
1
|
|
14.
|
Опорные
слова.
|
1
|
|
15.
|
Распознавание и формулирование основной мысли текста.
|
1
|
|
16.
|
Комплексная
работа на основе единого текста «Вторая мировая война».
|
1
|
|
17.
|
Зачем
нужен план?
|
1
|
|
18.
|
Формулировка
выводов.
|
1
|
|
19.
|
Выстраивание
логических связей по содержанию текста.
|
1
|
|
20.
|
Учимся
рассуждать. Как начать рассуждение?
|
1
|
|
21.
|
Учимся
рассуждать и обосновывать свои действия.
|
1
|
|
22.
|
Усвоение
детальной информации из текста.
|
1
|
|
23.
|
Формулировка
определения
|
1
|
|
24.
|
Подтверждение
тезиса фактами из текста
|
1
|
|
25.
|
Выявление
в текстах описание проблемы и гипотез.
|
1
|
|
26.
|
Поиск
информации с опорой на карту, схему, таблицу.
|
1
|
|
27.
|
Понимание
информации представленной в таблице.
|
1
|
|
28.
|
Заполнение
на основе данных текста сводной таблицы
|
1
|
|
29.
|
Понимание
информации представленной в виде диаграмм.
|
1
|
|
30.
|
Интерпретация
данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме
|
1
|
|
31.
|
Сделай
вывод.
|
1
|
|
32.
|
Техника оформления
текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки.
|
1
|
|
33.
|
Мои
достижения.
Итоговая
комплексная работа на основе единого текста.
«Что
такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл
большого кита».
|
1
|
|
34.
|
Итоговая
комплексная работа на основе единого текста.
«Что
такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл
большого кита». Дополнительная часть.
|
1
|
|
|
Итого:
|
34
|
|
Список
используемой литературы
1. С.П.Казачкова
«Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2011
2. О.Б.Логинова,
С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.;
«Просвещение», 2014
- Агапова
И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной
школе: Методическое пособие. М., 2004.
- Галактионова
Т.Г.
Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого
образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография.
– СПб., 2007.
- Григорьев
Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников:
методический конструктор. М., – 2011.
- Голованова
М. В.
Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
- Костромина
С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. М., 2001.
- Кутявина
С.В.
Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
9. Левин В.
А. Когда
маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
10. Петрова Т. С. Анализ
художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М.,
2001.
11. Никифорова О. И.
Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
12. Оморокова М. И. Совершенствование
чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
13. Планируемые
результаты начального общего образования. – М., 2011.
14. Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред.
В.А. Горского. – М., 2011.
- Полная
хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов
и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
- Посашкова
Е.В.
Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого
читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
- Предметная
неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
- Светловская
Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая
методика. М., 2001.
- Сухин
И.Г.
Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
- Тишурина
О. Н.
Писатели в начальной школе. . Вып 1.
М., 2005,
- Учим
успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова-тельных
учреждений. – М., 2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.