Пояснительная
записка
Рабочая
программа внеурочной деятельности «Россия - наша
Родина» для 4 класса разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной
программы начального общего образования по русскому языку Начальная школа. В 2
ч.ч.1. – 4–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 416с. – (Стандарты
второго поколения), на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), с учётом
основных направлений программ, включённых в структуру ООП НОО, в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ
на 2014- 2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2
УИИЯ на 2014- 2015 учебный год.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности рассчитана на 1год обучения - 34часа. (1 час в
неделю).
Программа «Россия -наша Родина» включает в
себя направления, связанные между собой логикой формирования гражданина
России:
·
Раздел I. Я и я 6ч.
·
Раздел II. Я и семья 5ч.
·
Раздел III. Я и культура 4 ч.
·
Раздел IV. «Я и школа» 6ч.
·
Раздел V.Я и мое отечество 8ч.
·
Раздел VI . «Я и планета» 5ч.
Задача
современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой
родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.
Как же развивать интерес детей к тому, чем
«живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс
«Наша родина -Россия», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван
оказать помощь в решении данных вопросов.
Цель программы:
формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края
( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной
позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Современное
общество ставит перед школой задачу формирования у ученика активной жизненной
позиции, воспитания человека, обладающего гражданской и профессиональной
ответственностью, способного реализовать свою индивидуальность в коллективной
деятельности, способного преобразовывать и улучшать существующие условия во имя
здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе.
Социальный заказ
на выпускника I образовательной ступени
диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем его
самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его
инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий,
проектную деятельность).
Наличие
в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд,
интерактивная доска, компьютерные классы, DVD,
видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс
обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Основное направление курса «
Наша Родина –Россия»» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом
этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют
практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как
в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых.
Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять
факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с
достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его
имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии,
посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В
ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас
младших школьников
Дети сначала
узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся
со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной
город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате
исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего
мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате
формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу,
умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую
информацию в разных источниках, выделять главное.
Выполняя такие работы, учащиеся
приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.
Работы могут быть выполнены самостоятельно
и с помощью родителей.
Наличие
данной программы позволяет с первого класса «погрузить» ребенка в
проектно-исследовательскую деятельность, формировать инициативность и
самостоятельность, воспитывать интерес к истории и культуре малой родины,
желание знать, понимать, сохранять региональную и мировую культуру, становиться
ее носителями и пропагандистами. Программа данного курса раскрывает возможности
формирования духовной культуры школьников, приобщения детей к миру искусств,
общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество,
освоение художественного опыта прошлого, развитие в ребенке природных задатков,
творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться
в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Программа
воспитывает
эмоциональную отзывчивость на явления окружающей действительности, на
произведения искусства, формирует поликультурную, социальную компетенцию.
Целью
программы «Россия – наша Родина» является
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства,
обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к
Отечеству, своему народу.
Задачи:
·
- изучение малой родины через понятие значения
своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями
родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области
·
- способствовать формированию ценностного отношения
у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны,
города, семьи.
·
-содействовать воспитанию толерантного отношения
детей к окружающим их людям
·
- развивать познавательный интерес обучающихся к
истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.
·
- формировать исследовательскую культуру у детей
младшего школьного возраста.
Учебно
–тематический план
№
|
|
Тема
|
Кол-во часов
|
теория
|
практика
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
|
Раздел I.Я- и я .
|
6ч
|
|
|
|
|
Поговорим о толерантности. Кто я? Какой
я?
|
|
1
|
|
|
|
Откуда я родом. «Хочу» и «надо».
|
|
1
|
|
|
|
Геральдика – наука о гербах. Символика
России.
|
|
|
1
|
|
|
Символы нашего края.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
День пожилого человека. Песни бабушек.
|
|
1
|
|
|
|
Школьный двор.
|
|
|
1
|
2.
|
|
Раздел II. Я и семья
|
5ч.
|
|
|
|
|
Забота о родителях – дело совести
каждого.
|
|
1
|
|
|
|
Моя семья.
|
|
|
1
|
|
|
Профессии моих родителей.
|
|
1
|
|
|
|
Государственный праздник - День Согласия
и примирения.
|
|
1
|
|
|
|
Игры с младшим братом (сестрой).
|
|
|
1
|
3.
|
|
Раздел III. Я и культура
|
4 ч.
|
|
|
|
|
Мир моих интересов.
|
|
1
|
|
|
|
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих
женщин.
|
|
1
|
|
|
|
Образ русской женщины.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальные превращения.
|
|
|
1
|
4.
|
|
Раздел IV.
«Я и школа»
|
6ч.
|
|
|
|
|
Продолжаем изучать школьный Устав.
|
|
1
|
|
|
|
Коллектив.
|
|
1
|
|
|
|
Мой лучший школьный друг.
|
|
|
1
|
|
|
Зачем нужно учиться в школе.
|
|
|
1
|
|
|
|
Наши классные обязанности.
|
|
|
1
|
|
|
|
Мои сверстники.
|
|
1
|
|
5.
|
|
Раздел V.Я
и мое отечество
|
8ч.
|
|
|
|
|
Я – гражданин
России. Мы - россияне.
|
|
1
|
|
|
|
Есть такая профессия - Родину защищать.
|
|
1
|
|
|
|
Герои России.
|
|
1
|
|
|
|
Память. Города-герои.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Победа деда - моя победа. Герои Великой
отечественной войны.
|
|
1
|
|
|
|
Мой город.
|
|
1
|
|
|
|
Мой микрорайон.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Путешествие по Ямалу.
|
|
|
1
|
6.
|
|
Раздел VI
. «Я и планета»
|
5ч.
|
|
|
|
|
Знаешь ли ты страны мира?
|
|
1
|
|
|
|
Растения из Красной книги.
|
|
|
1
|
|
|
Природа в поэзии. Берегите природу.
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
Я – житель планеты Земля.
|
|
1
|
|
|
|
Я – житель планеты Земля.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
34часа
|
25
|
9
|
Форма
и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и виды занятий: беседы, лектории,
диспуты, встречи, конкурсы, праздники, групповые и индивидуальные проекты,
экскурсии, выставки, походы, коллективные творческие дела, викторины, поездки.
Методы:
По источнику информации и характеру
восприятия информации: словесные, наглядные,
практические.
По дидактическим задачам: наглядные,
практические, приобретения знаний, формирования умений, навыков, применения
умений, творческой деятельности, проверки знаний, умений, навыков.
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Средства
Ø
технические
средства обучения;
Ø
программное
обеспечение;
Ø
посредством
интернет – технологий;
Ø
посредством
индивидуального обучения.
Ø
Ожидаемые
результаты
Личностные
результаты.
Развитие
ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект
поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Способствует осмыслению личностных
универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы
должны быть сформированы:
·
мотивы,
выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности;
·
ценностно-смысловая
ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее
ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического
поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего
здоровья);
·
базовые
историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя
гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших
для страны событиях и видеть свое место в них);
·
любовь
к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории,
вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных
и культурных памятников;
·
базовые
нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к
культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
Метапредметные
результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися
организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание,
планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка и саморегуляция.
Познавательные УУД.
Ученик
научится или получит возможность научиться:
* Использовать
словари, определители
(гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
составления плана рассказа, доклада, презентации;
*
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал .
*
Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений.
*
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать
ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение);
*
Определять характер взаимоотношений человека с природой, находят
примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в
быту);
*
Различать государственную символику РФ, символику городов России,
описывают достопримечательности городов и своего края;
*
Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находят место
изученных событий на ленте времени;
*
Используя дополнительные источники информации находят факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
*
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах
(школьный коллектив, семья, общество);
*
Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни;
*
Проявлять уважение и готовность выполняют совместно установленные
договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность
научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное
сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие,
управление коммуникацией.
Предметные результаты:
·
Система краеведческих знаний, устойчивый интерес к
историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и
бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
·
любовь и бережное отношение к родной природе;
·
сформированность умения работают с информацией,
представленной в
разных формах (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,
интернет);
·
умение составлять список используемой литературы и
интернет-адресов;
Учебно
– методическое обеспечение
Алексеев Ю.А. и др. Учебное пособие
«Государственные символы России. Моя Родина - Россия».- М.: «Триада-Фарм»,
2002.
Синова И.В. «Герб, гимн, флаг России:
Справочник школьника.» – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
Детские презентации и творческие работы.
Образовательные
ресурсы:
http://klass.by/kl_clock.html
http://www.zavuch.info/pages//
http://netedu.ru/node/2696
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2773
http://www.zankov.ru/exp/article=2206/
http://www.nschool2.ru/
Литература
1. Алексеев Ю.А. Моя Родина – Россия. Москва, 2002.
Военно-патриотическое
воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня
защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных
линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов,
военно-спортивных игр.
Гражданственность,
патриотизм, культура межнационального общения – российский путь
развития.//Воспитание школьников. – 2002. - №7.
2. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание,
переработанное. М.:2006
3. Салихова Р. Воспитание гражданина.//Воспитание школьников. – 2003 - №1.
4.
Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон,
1997 г.
5.
Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение
государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.
6.
Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис,
2004 г.
7.
Бродовска З.В. В стране экологических загадок.
Новосибирск, 2003 г.
8.
Газман О.С. Воспитание: цели, средства,
перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
9.
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. -
2009. - №17. - 9-13 с.
10. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
11. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание
школьников. - 2005. - №1. -147 с.
12. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.:
Просвещение, 2009. - 35 с.
13. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.:
Просвещение, 1990 г.
14. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
15. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной
работе. - 2006. - №3. - 40 с.
16. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.
17. О воспитательном компоненте Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009.
- №8 -10-16 с.
18. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г
19. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.
20. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,
21. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191,
204 с.
22. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.